Как написано в одном из словарей, коллаж (от фр. coller - приклеивание) - приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.). Но только ли в искусстве может использоваться коллаж? Конечно, нет!
Несколько лет назад в систему моего преподавания вошло использование коллажей. Сначала дети просто представляли свою работу, потом добавилось небольшое пояснение, из чего сделана работа, а Год российского кино внёс свои коррективы - мы стали записывать фрагменты выступлений на видео, как в 9 классе, так и в 11.
Новый год... новые учащиеся в выпускных классах... и чуть изменившиеся требования к выполнению творческой работы:
Самым сложным оказалось первое условие: не должно быть пустых мест!
Почему? Я не знаю.... Но ребятам хотелось сделать работу на листе форматом больше А4, начинали работать и оказывалось, что уж лучше бы брали А4. Но в этом году таких работ было мало. В последние две недели творческих работ в выпускных классах было три. Предлагаю их рассмотреть...
В качестве источника для вдохновения и повтора природно-хозяйственных особенностей Волги мы использовали записанное в Год российского кино видео с представлениями работ нынешними десятиклассниками. Ох, сколько же разных эмоций было: от узнавания до удивления - "как же сделать так, чтобы не повторить, но превзойти?" (цитата с урока).
1. "Хозяйство России", 9 класс.
Вот так в итоге выглядела классная доска после первых двух уроков в 9-х классах.
Это была Наука!))))) Редко, когда я не угадываю, что изобразили дети. Но тут пребывала в растерянности...
Самое большое количество работ было посвящено Сельскому хозяйству.
Порадовало, что для создания образа отрасли хозяйства привлекались и... родители!
И снова дети радовались и удивлялись, что родители ещё ого-го: и творческие, и идеи подают, вырезать и клеить аккуратно не разучились)))))
А это работы про Лесной комплекс:
Медицина:
Тут чуть удивил выбор коробочки от лекарства... Почему не аскорбинка? А в ответ услышала, мол, что бабушка дала, то внучка и наклеила)))))
И как же приятно было видеть Образование:
Электроэнергетика никак не хотела подчиниться юному автору, но в итоге все детали были отлично прикреплены белым клеем и скотчем!
2. Франция и Германия, 11 класс.
Особенностью работы в 11 классе было отсутствие названия на коллаже, чтобы по написанным фактам и символам ребята смогли угадать, что же за страна представлена...
Но красавица Эйфелева башня и флаги не давали повода для сомнений!))))
Что-то в процессе представления чуть "пропадало")))))
Но в целом ребята справились с заданием!
Самое главное, что эти две страны хорошо запомнятся.
Конечно же, задавала вопрос о том, чему мы, россияне, должны поучиться у жителей Франции и Германии,
чем эти страны могут гордиться.
3. Реки Европейской части России. Волга. 9 класс.
Настоящим подарком-сюрпризом стал сборник стихов о природе. который принесла на урок ученица 9 класса Виктория Потапова.
Вика победила в краевом конкурсе, посвящённом Году экологии в России.
Только жалела, что каждому автору достался только один экземпляр сборника...
С огромным удовольствием мы с ребятами послушали два стихотворения в авторском исполнении...
А вот и юные "коллажисты")))))
Признаться, это задание в разных классах я чуть видоизменила...
Перед Вами работы с подписями названий рек, это первый, самый многочисленный вариант.
Фантазия юных авторов не знала предела!
И Волга в виде нити, и особенности фауны волжских берегов....
В ход шло всё - даже новогодняя мишура!)))))
А в этой работе вроде бы всё просто, но это только на первый взгляд. Представьте, сначала для увеличения объёмности ребёнок приклеил кусочки ваты, а потом ПО НИМ рисовал. Вот молодец! Кажется, что так просто! А Вы попробуйте!))))
Эта работа не нашла своего места на выставке работ на классной доске. Я спросила у автора, причём тут голова быка?! А в ответ услышала, что.... Кстати, а Вы догадались? Буду рада, если напишете свой вариант ответа, что же сказал ребёнок!
Очень было интересно видеть рыб, которые обитают в Волге, слушать об особенностях их вылова...
А эта работа очень удивила водой!
Да-да, творческая юная личность утверждала, что в Волге оооочень много водорослей, примерно вот таких!))))
Немного грустная рыбка:
И, конечно, интересное понимание пункта №3 в задании - должно быть что-то необычное на ощупь.
Поставив знак равенства между "необычным" и "приятным", работу девятиклассник выполнил на бархате!
А здесь случился казус)))) Кто сможет назвать, какой?)))))
Даже современные (и не очень) телепередачи могут дать идею для творчества!))))
Вот такая в итоге у нас получилась классная доска, полюбоваться на которую мы приглашали не только все 8-11 классы, но и учителей, даже директора гимназии!
Остался не раскрытым только второй вариант (экспериментальный) задания, когда ребята должны были в коллаже выполнить работу не обязательно про Волгу, а про любую крупную реку Европейской части России. На эти работы я добавила вопросительный знак. Удивил автор работы в верхнем правом углу:
Представляя работу, он сказу сказал, что это "минималистическая композиция .... реки". Конечно, автор назвал реку, но вот смогут ли другие ребята догадаться, что там за река?)))))
Так что, на уроках географии мы всегда найдём время для творчества и для улыбки!
Несколько лет назад в систему моего преподавания вошло использование коллажей. Сначала дети просто представляли свою работу, потом добавилось небольшое пояснение, из чего сделана работа, а Год российского кино внёс свои коррективы - мы стали записывать фрагменты выступлений на видео, как в 9 классе, так и в 11.
Новый год... новые учащиеся в выпускных классах... и чуть изменившиеся требования к выполнению творческой работы:
Самым сложным оказалось первое условие: не должно быть пустых мест!
Почему? Я не знаю.... Но ребятам хотелось сделать работу на листе форматом больше А4, начинали работать и оказывалось, что уж лучше бы брали А4. Но в этом году таких работ было мало. В последние две недели творческих работ в выпускных классах было три. Предлагаю их рассмотреть...
В качестве источника для вдохновения и повтора природно-хозяйственных особенностей Волги мы использовали записанное в Год российского кино видео с представлениями работ нынешними десятиклассниками. Ох, сколько же разных эмоций было: от узнавания до удивления - "как же сделать так, чтобы не повторить, но превзойти?" (цитата с урока).
1. "Хозяйство России", 9 класс.
Вот так в итоге выглядела классная доска после первых двух уроков в 9-х классах.
Это была Наука!))))) Редко, когда я не угадываю, что изобразили дети. Но тут пребывала в растерянности...
Самое большое количество работ было посвящено Сельскому хозяйству.
Порадовало, что для создания образа отрасли хозяйства привлекались и... родители!
И снова дети радовались и удивлялись, что родители ещё ого-го: и творческие, и идеи подают, вырезать и клеить аккуратно не разучились)))))
А это работы про Лесной комплекс:
Медицина:
Тут чуть удивил выбор коробочки от лекарства... Почему не аскорбинка? А в ответ услышала, мол, что бабушка дала, то внучка и наклеила)))))
И как же приятно было видеть Образование:
Электроэнергетика никак не хотела подчиниться юному автору, но в итоге все детали были отлично прикреплены белым клеем и скотчем!
2. Франция и Германия, 11 класс.
Особенностью работы в 11 классе было отсутствие названия на коллаже, чтобы по написанным фактам и символам ребята смогли угадать, что же за страна представлена...
Но красавица Эйфелева башня и флаги не давали повода для сомнений!))))
Что-то в процессе представления чуть "пропадало")))))
Но в целом ребята справились с заданием!
Самое главное, что эти две страны хорошо запомнятся.
Конечно же, задавала вопрос о том, чему мы, россияне, должны поучиться у жителей Франции и Германии,
чем эти страны могут гордиться.
3. Реки Европейской части России. Волга. 9 класс.
Настоящим подарком-сюрпризом стал сборник стихов о природе. который принесла на урок ученица 9 класса Виктория Потапова.
Вика победила в краевом конкурсе, посвящённом Году экологии в России.
С огромным удовольствием мы с ребятами послушали два стихотворения в авторском исполнении...
А вот и юные "коллажисты")))))
Признаться, это задание в разных классах я чуть видоизменила...
Перед Вами работы с подписями названий рек, это первый, самый многочисленный вариант.
Фантазия юных авторов не знала предела!
И Волга в виде нити, и особенности фауны волжских берегов....
В ход шло всё - даже новогодняя мишура!)))))
А в этой работе вроде бы всё просто, но это только на первый взгляд. Представьте, сначала для увеличения объёмности ребёнок приклеил кусочки ваты, а потом ПО НИМ рисовал. Вот молодец! Кажется, что так просто! А Вы попробуйте!))))
Эта работа не нашла своего места на выставке работ на классной доске. Я спросила у автора, причём тут голова быка?! А в ответ услышала, что.... Кстати, а Вы догадались? Буду рада, если напишете свой вариант ответа, что же сказал ребёнок!
Очень было интересно видеть рыб, которые обитают в Волге, слушать об особенностях их вылова...
А эта работа очень удивила водой!
Да-да, творческая юная личность утверждала, что в Волге оооочень много водорослей, примерно вот таких!))))
Немного грустная рыбка:
И, конечно, интересное понимание пункта №3 в задании - должно быть что-то необычное на ощупь.
Поставив знак равенства между "необычным" и "приятным", работу девятиклассник выполнил на бархате!
А здесь случился казус)))) Кто сможет назвать, какой?)))))
Даже современные (и не очень) телепередачи могут дать идею для творчества!))))
Вот такая в итоге у нас получилась классная доска, полюбоваться на которую мы приглашали не только все 8-11 классы, но и учителей, даже директора гимназии!
Остался не раскрытым только второй вариант (экспериментальный) задания, когда ребята должны были в коллаже выполнить работу не обязательно про Волгу, а про любую крупную реку Европейской части России. На эти работы я добавила вопросительный знак. Удивил автор работы в верхнем правом углу:
Представляя работу, он сказу сказал, что это "минималистическая композиция .... реки". Конечно, автор назвал реку, но вот смогут ли другие ребята догадаться, что там за река?)))))
Так что, на уроках географии мы всегда найдём время для творчества и для улыбки!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Просто no comments - настолько работы разные, даже не получается сказать, что какая-то лучше. Они все особенные, оригинальные, личные! Как это здорово, когда подключаются дети и родители!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Николаевна!
УдалитьИ мне всегда нравятся работы ребят, хотя, конечно, они все очень разные и по уровню насыщенности, и по прилежанию выполнения...
Ох, и люблю я Ваши рассказы про уроки, Лилия Павловна! Столько интересного, весёлого))) Представление медицины - улыбнуло) Спасибо, настроение подняли) А казус? Исток Волки на востоке?
ОтветитьУдалитьМолодцы, ребята, родители и УЧИТЕЛЬ!
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьЧто поделать - коллажи прочно вошли в систему работы, ежегодно новые работы радуют и приводят в изумление: ну, вот КАК они могли додуматься и создать такую полезную красоту?!?
Конечно!!! В той работе получилось зеркальное отражение Волги!!
Здравствуйте, Лилия Павловна!Безоговорочно, браво ребятам! А я вот казусов не нашла и не догадываюсь об ответе на вопрос. Просто ещё раз прочитаю и полюбуюсь работами!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Алексеевна!
УдалитьК сожалению, попадаются работы с ошибками, но мы их тоже используем на уроках!
Лилия Павловна, в очередной раз порадовали работами школьников. Мне понравились все: они такие разные и по оформление, и по способу подачи материала. Казус))) Мне кажется компас по отношению к реке нужно было расположить по-другому
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьКонечно! Река не так ориентирована - видимо, трафарет наложили на изнаночную сторону бумаги, когда речку вырезали, вот и получилось "обратное течение"...
Уверена,этот ляп ребята запомнят надолго, с Волгой больше проблем не будет
УдалитьДа уж... Засмотрели "до дыр" эту работу))))
УдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! Очень мне нравится идея коллажей! Замечательно выполнили работу ребята! Честно скажу, что сначала я рассматривала коллажи как картинки, не задумываясь об их смысле, но потом пересмотрела - а некоторые из них еще и такие информативные! Браво, ребята! И учителю - браво! Такое задание радует и запоминается однозначно!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьРебята тоже сначала рассматривают просто как картинки, а уж потом начинают находить "подсказки" от автора, где можно прочитать или узнать об особенностях реки. Очень нравятся ребятам подобные работы. Они по желанию. Редко, кто не делает...
Спасибо!))))
Лилия Павловна! Супер! Просто нет слов!!! Искренне желаю Вам успехов и удачи!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!
УдалитьСпасибо, в этом году очень постарались ребята! Отрадно, что и нашу речку Кубань не забыли...
Очень стильные французы)
ОтветитьУдалитьВопрос - а куда потом эти работы? Это ведь отличные наглядные материалы.
жаль рушить искусство)
Здравствуйте, Ирина Валентиновна!
УдалитьСтильные, но иногда мало географического содержания!)))) Работы я потом раздаю детям, прошу вставить в рамку и подарить маме или бабушке, чтобы не оставлять в кабинете. Ведь столько подобной красоты просто негде хранить.....
Здравствуйте, Лилия Павловна! Вот здОрово, что в век информатизации ребята делали делали коллажи не на компьютерах! Получилось так трогательно! О правильности ответов судить не берусь. А вот то, что эти работы могли бы послужить другим ребятам наглядным пособием - согласна!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Фёдоровна!
УдалитьА знаете, ведь иногда бывают подобные попытки - на ПК и с Интернетом только... Но я пресекаю, ведь тогда условия не выполняются.... Так что, стараемся своими руками, ведь запомниться в итоге больше!!!
Я намеренно фотографирую много работ - всегда есть возможность к ним вернуться и учиться на творчестве не только нынешних девятиклассников, но и прошлых. А как видео прошлогоднее смотрели!!!!!
Какие гениальные работы!!! А куда вы их потом денете? Можно использовать на уроках в следующем учебном году, выступать на МО учителей географии, на школьном педсовете. Здорово!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна!
УдалитьУже начала раздавать ребятам работы обратно, домой! Уверена, если вставить коллажи в красивые рамки, они станут прекрасным новогодним подарком для родственников! А память в виде фото обязательно останется в блоге и будет использована и не один раз - ведь мы в этом году просматривали работы и представление работ прошлогодних...!
Браво ребятам! Браво их фантазии и изобретательности!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Людмила Геннадьевна! Обязательно покажу Ваши слова ребятам!!!
УдалитьВ очередной раз поражаюсь находчивости учеников! Браво!
ОтветитьУдалитьОни молодцы! А у нас уже новая выставка работ на доске...
УдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! Создание коллажей учениками - отличный способ закрепления знаний, полученных на уроках! Получаются очень интересные, творческие работы и даже уникальные. Возьму себе на заметку, спасибо за рассказ!!!)))
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Елена Валентиновна!
УдалитьЯ понимаю, что подобная работа бывает затратна по времени, поэтому стараюсь не злоупотреблять, но... как же креативны современные дети!!!
Лилия Павловна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьЛюблю и я такие работы Ваших учеников. Какое закрепление материала! Да и помнится всё это будет долго-долго. С удовольствием рассмотрела все волжские коллажи )) Даже нашла на одном из них упоминание о своём городе. Приятно))
Спасибо за рассказ и показ!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьСпасибо! И мне очень нравится! А какая необычная у нас доска в эти дни - она "работает"!!! Дети рассматривают, спрашивают, делятся впечатлениями, ищут знакомые работы...
Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень понравились все работы, столько творчества - и поводов для общения и совместной деятельности детей с родителями))
ОтветитьУдалитьТакой способ изучения-закрепления материала наверняка эффективен, запомнится обязательно.
Добрый вечер, Ольга Анатольевна!
УдалитьСпасибо! Юные авторы были довольны своими творениями, а как они интересно рассказывали о представленных в коллажах объектах!
Приветствую, Лилия Павловна! Отличные коллажи! мне понравились правила))) Чтобы что-то торчало))) - чудно! Какие разные творческие подходы у детей! Обожаю такие приемы!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьСпасибо! Детей надо заинтересовать, вот и выдумываю!))))