Страницы

воскресенье, 28 апреля 2013 г.

У России свой, особый путь развития! или Дни учителя географии-2013 (День 2)

Во второй из Дней учителя географии-2013 в рамках X Краснодарского педагогического марафона  я посетила Круглый стол «Устойчивое развитие и экологическое образование и воспитание». Его ведущей была Витульская Нина Васильевна, кандидат технических наук, доцент Кубанского государственного университета. Я не рассчитывала попасть на данное мероприятие, но обстоятельства сложились в мою пользу: пусть с опозданием, но я участвовала в работе Круглого стола.

 Выступала Нина Васильевна очень неторопливо и тихо... Она не размахивала руками, не пыталась сделать нас своими сторонниками или в чём-то поучать, она говорила о том, что близко каждому из нас, о том, что в последние десятилетия волнует прогрессивное человечество... Мне показалось, что она доставала из моей головы частички мыслей, услышанные обрывки фраз, недодуманные идеи и выводы и складывала из них предложения.

Не берусь пересказывать всю полуторачасовую лекцию, но хочу поделиться с Вами тем, что успела записать на свои "учительские поля"... Может, какие-то сведения пригодятся Вам для уроков или выступлений, а что-то заставит пополнить свой багаж знаний по данной теме:

-- Все животные имеют свой ареал обитания, кроме человека: он захватил всю Землю.

-- В 1995 году была принята Экологическая доктрина Устойчивого развития, которую разработали для России европейские учёные. После этого все формы и уровни образования в России стали включать в себя экологию.

-- По мнению Вернадского есть экологическая история, экологическая география. Но сейчас акценты меняются: больше изучают не науку, а экологическую безопасность человека.

-- Первые учителя и учебники по экологии появились в середине 90-х гг. 20 века. Первыми экологами стали учителя физики, биологии, химии, географии и даже музыки после пройденной переподготовки.

-- Ректор КубГУ Астапов М.Б. - один из первых идейных экологов, который заставлял директоров школ внедрять факультативные курсы по экологии.

-- Экология - междисциплинарная наука. Минимумом знаний по экологии должен обладать каждый учитель, особенно учителя естественно-научного направления.

-- Глобальные проблемы человечества:
    - 1 место: дефицит пресной воды,
    - 2 место: потеря плодородных земель и плодородия почв,
    - 3 место: глобальное загрязнение атмосферного воздуха (один автомобиль выбрасывает в воздух до 300 различных вредных соединений).

-- Человек XXI века не может прожить без электромагнитных излучений. Привычные излучения позволяют человеку создавать новые средства коммуникации. В XXI веке мы превращаем Землю в энергоинформационную систему (общепланетарное понятие). Есть виды растений и животных, которые не выдерживают воздействия этой ЭИС, потому их стало кратно больше исчезать с лица Земли.

-- К сожалению, человек привыкает к излучению (пример Чернобыля, когда люди возвращаются туда жить, хотя это возможно не ранее, чем через 300 лет!), но у него меняется биология. Особое влияние на человека оказывает вода, её качество.

-- Необходимы общие усилия человечества, чтобы улучшить мир. Но всё будет зависеть от того (тех), кто будет стоять во главе мира.

-- Устойчивое развитие должно быть не только в экологии, но и в экономике. Нельзя ставить экономику впереди экологии - это грозит гибелью всему человечеству. Должна быть экологизация всех видов человеческой деятельности.

-- Есть "сила", которая хочет сохранить на Земле т.н. "Золотой миллиард", эти люди считают, что больше Земля не выдерживает, а остальное человечество - лишние, они не нужны.

-- Устойчивое развитие - прерогатива той власти, которой народ доверяет свою судьбу.

-- Норвегия, Швеция, Финляндия начали экологизацию образования ещё в 80-х гг. прошлого века, частично скопировав систему образования с советской школы, когда минимумом знаний по всем предметам одаривался каждый. Тогда был системный подход к образованию. В этих странах считают, что в технических дисциплинах человек может "добрать" и потом, а вот правильное воспитание и естественно-научность должна давать школа.

-- Проблема устойчивого развития сегодня тесно связана с обеспеченностью теми средствами, которые могут этому способствовать. Но Россия - исключение, т.к. она самодостаточна. У нас свой, особый путь развития. Мы - 1/6 часть мира и 1/6 часть всех плодородных земель, страна уникальных запасов пресной воды (а ведь более 50% Азии, 90% Африки испытывают недостаток питьевой воды).

-- Россия должна сохранить то, что мы имеем. Вся планета живёт уже давно за счёт десятого будущего поколения, которое только будет населять Землю.

-- Наш Краснодарский край обладает запасами пресной воды большими, чем вся Европа, ведь у нас два подземных водоносных горизонта: Большой Кавказский и Азово-Черноморский. И уже с глубины более 150 метров нашу воду можно пить, не применяя очистки.

-- Некоторое время назад продвигали идею, чтобы Россию (её Азиатскую часть) разделить на части и отдать тем странам, которые нуждаются в том или ином природном ресурсе.

-- Считается, что Россия и все россияне развращены своими богатствами, не считают их, что приводит к прямой зависти тех, у кого свои ресурсы уже закончились или заканчиваются.

Вот такая была нужная и интересная лекция, заставляющая задуматься.

Но это ещё не всё! Ведь был обещанный ещё со вчера сюрприз: слово взяла Надежда Денисовна Безуглая, секретарь Краснодарского регионального отделения РГО. Она вручила всем присутствующим на встрече членам РГО памятный подарок - книгу С. Васюкова о Кавказском побережье Чёрного моря "Край гордой красоты":

А потом - фотографирование и обсуждение предстоящей в субботу методической экскурсии в Хадыженск. Жаль, что не получается поехать, но надеюсь потом об этом прочитать в блогах коллег...

Но это не все мероприятия, приуроченные ко Дням учителя географии (Вы можете прочитать статью "Дни учителя географии-2013, или Участие в научно-методической конференции (День 1)" с подробным репортажем об этом мероприятии). В понедельник, 29 апреля можно будет принять участие в заключительном мероприятии - вебинаре, который проводится ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» «Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного общего образования» (29.04. с 12-00 до 14-00). Ведущая вебинара: Саренко Галина Ивановна, заведующая кафедрой естественно-географического и технологического образования института развития образования Омской области.
Участники: учителя географии общеобразовательных учреждений России.
Я обязательно приму участие!

Частично данная статья опубликована на сайте РГО.


8 комментариев:

  1. Анонимный29 апреля, 2013 21:11

    Спасибо за рассказ и текст.А что было на вэбинаре?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! На вебинаре была очень интересная лекция с презентаций. И тема актуальная, и форма донесения до слушателей удобная: никуда не надо было ехать, тратить время на дорогу, а дома, с возможностью что-то занести на свои учительские поля.

      Удалить
  2. Записала цитаты лекции Нины Васильевны на свои учительские поля. Спасибо, Лилия Павловна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наталья Александровна, лекция была очень познавательная. На ней присутствовали не только учителя географии, но и все желающие. Приглашаю Вас в следующем году с нами. Я думаю, что и в 2014 году для географов РГО и КНМЦ придумают что-то потрясающе интересное!

      Удалить
  3. Добрый день, Лилия Павловна! С большим удовольствием прочитала Ваши яркие рассказы о Днях учителя географии. Спасибо за объективность и слова благодарности в адрес устроителей марафона.Вы сами понимаете, что когда готовишь любое мероприятие, обязательно бывают какие-то промахи. И хорошо, что в этот раз они были незаметны. Или Вы были деликатны? Очень сожалею, что не прочитаю Ваши впечатления о методической экскурсии в г. Хадыженск, потому что Вы не ездили с нами. Мы вспоминали Вас. Вам бы понравилось. Некоторые моменты в мыслях у нас с Вами совпадают: фото на сайт со статьёй (очень краткой) я взяла именно со второго дня марафона, у Вас - такая же в блоге. Хочу у Вас попросить разрешения на то, чтобы взять некоторые высказывания из Вашего блога для статьи в газету "Панорама образования". Это будут выдержки Ваших впечатлений по Дням учителя географии.

    С уважением Н.М. Овсянникова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Наталья Маратовна!
      Спасибо за добрые слова! Поделюсь с Вами - долгое время думала, чем всё "глаже" проходит мероприятие, тем меньше сил затратили на это Организаторы, всё идёт как бы само собой))) И только недавно, столкнувшись с необходимостью организации мероприятий, поняла, что глубоко заблуждалась... Вся эта лёгкость и простота достаётся невидимым для посторонних глаз (приглашённых) трудом. Честно говоря, приняв участие в трёх из четырёх мероприятиях, никаких шероховатостей не заметила...
      Как постоянный участник последних лет, могу отметить несколько особенностей Дней учителя географии в этом году - исключительная доброжелательность принимающей стороны, буквально поминутное соблюдение программы, грамотные и очень достойные выступления, да и собравшиеся были настроены на восприятие нового, принятие и понимание. А всё это дорогого стоит и является ТОЛЬКО заслугой Организаторов!
      Конечно же, если нужно, берите и фотографии и слова из статей, я буду очень рада!
      [im#]http://img-fotki.yandex.ru/get/42/angel888angel.25/0_1b382_b31370b8_XL[/im]
      P.S.
      Наталья Маратовна, по поводу "Вы были деликатны": я часто бываю на разных мероприятиях, практически всегда пишу об этом, пишу то, что думаю, ведь пишу ЗДЕСЬ, в своём ЛИЧНОМ блоге... Были ли у меня статьи, где была недовольна, что-то не поняла, открыто сказав об этом - да, были. Но уж если пишу, что понравилось, а не просто рассказываю, кто за кем выступал и чего сказал, то Понравилось... Очень понравилось.
      Мероприятия были очень интересные, насыщенные, а в первый день даже после четырёх часов работы НИКТО не смотрел на часы, все были так же активны, как и сначала! Именно это и кажущаяся "гладкость" и есть самые главные показатели чёткой и слаженной работы Организаторов!

      Удалить
  4. Добрый вечер, Лилия Павловна! Спасибо за интересные посты, ведь мне не удалось побывать на втором дне конференции. Очень понравилась статья о выступлении Нины Васильевны! Вопросы экологии сейчас очень актуальны, и нам географам в первую очередь надо включать темы по экологии. Думаю, что совместная работа с коллегами даст положительный эффект. Уже сейчас ребята понимают, как непросто сохранить нашу планету. Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Петровна!
      Рада получить Ваш отклик! Лекция была очень запоминающаяся... Хотелось просто слушать и чтобы она просто не заканчивалась... Поймала себя на мысли, что не хватало мультимедиа сопровождения, наглядности. А потом поняла, что это было сделано целенаправленно, чтобы и мы развивали свою фантазию, вспоминали давно забытое-увиденное...

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]