Страницы

воскресенье, 27 апреля 2014 г.

ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ: Готовимся к публичному выступлению - советы из опыта

Вы когда-нибудь задумывались, из чего складывается впечатление от нашего выступления? Открою секрет: визуальное восприятие - то, что видит публика, это 60% всего впечатления. То, как Вы говорите, - это 30%.  И, наконец, что Вы говорите, имеет значение всего на 10%.
Ужасающие цифры, правда? Ведь мы столько времени уделяем содержанию нашего выступления, что порой забываем обо всём остальном...
Человек мыслит образами, а не словами. Поэтому так важна Ваша поза, жестикуляция, зрительный контакт.

Совсем недавно я была участником V научно-методической конференции «Развитие географического образования в условиях изменения походов к преподаванию и итоговому оцениванию». И вот именно там во время пленарного заседания с его докладами меня посетила мысль о том, как же мало внимания мы уделяем внешнему впечатлению от выступления...
Предлагаю рассмотреть примеры и составить несколько правил, которые помогут сделать наши выступления чуточку лучше, я бы даже сказала, качественнее.

Пример 1. Перед залом выступает очень хорошо подготовленный педагог. Его речь размеренна и грамотна, он практически не заглядывает в текст выступления, который лежит перед ним на трибуне. Но перед тем, как нужно сменить слайд, на 90 градусов поворачивается к одному из модераторов встречи, управляющему презентацией, и подмигивает, тем самым сигнализируя, что пора менять слайд. Как вариант, часто встречающийся в практике, - подмигивание заменяется поворотом головы и кивком, или уж совсем вопиющий случай - словами "Следующий слайд, пожалуйста".И обязательно во время выступления несколько "проверок" - соответствует ли слайд на экране произносимому тексту... 
Узнали себя или коллег - очень жаль... А ведь эти маленькие (но так видные из зала) "шероховатости" можно изначально не допустить даже двумя способами:
-- взяв беспроводную мышку/Presenter и управляя презентацией самостоятельно,
-- если нет такой возможности или расстояние слишком большое, то можно распечатать второй вариант своего выступления и перед началом мероприятия отдать его человеку, который будет следить за сменой слайдов.
Я поступаю по-разному, всё зависит от мероприятия, но в последнее время чаще всего склоняюсь ко второму варианту. После конференции, о которой написано выше, я даже подошла к модератору мероприятия и спросила, кто кроме меня дал второй вариант выступления? Оказалось, что никто... Беспроводной мышкой также никто не запасся...
Итак, предлагаю ПРАВИЛО №1:
Распечатывать два экземпляра выступления и отдавать один их них помощнику за компьютером, и/или брать с собой беспроводную мышку/Presenter.

Пример 2. Уже из другого мероприятия.
Выступающий очень хорошо говорит, всем интересно, но презентация не читается - на сером фоне белые буквы или на красном - синие, обилие мелкого текста на каждом слайде, отсутствие титульного листа, слайды сменяются с огромной скоростью, на каждом слайде разное оформление (цвета, шрифты)... Я перечислила самые типичные ошибки, которые можно часто встретить.
Презентация должна быть читаемой, картинки и текст должны быть крупными. Не делайте черный текст на темном фоне - на экране монитора может быть видно, но когда изображение будет переноситься через проектор, то цвет будет искажаться, а если в аудитории будет еще и светло, то вообще ничего видно не будет. Пусть Вы вставили самые простые черно-белые графики и диаграммы и у Вас самое простое оформление, но зато Вашу презентацию можно прочитать. Не делайте презентацию слишком объёмной - 15 слайдов на 10 минут выступления - более чем достаточно. Дайте аудитории время ознакомится с информацией, которая представлена на Вашем слайде. И, конечно же, не читайте всё, что аудитория видит на экране - Вы ведь выступаете перед умеющими читать, или нет?! )))))
ПРАВИЛО №2:
Сделайте качественную презентацию к своему выступлению.

Если Вы проводили мастер-класс перед большой аудиторией, то знаете, что для выступления Вам может понадобиться (маркеры, листики, ручки, указка и пр.)  Не думайте, что кто-то возьмет какие-нибудь маркеры-лазерную указку-ручки или что-то еще, что необходимо Вам для выступления. Всегда смотрится хорошо, когда Вы полностью готовы. Это - Уровень, а не уровЕнь (как любит говорить моя хорошая знакомая))))) )
Итак, ПРАВИЛО №3:
Все, что Вам потребуется для выступления, берите с собой.

Внешний вид также имеет немаловажное значение. ПРАВИЛО №4: Постарайтесь одеваться соответственно месту, где Вам необходимо выступать. Многие вообще не смотрят на одежду, им кажется, что самое главное - это их слова и картинки на экране. Но это не так (помним про 10%!). Как Вы думаете, понравится ли всем, если Вы явитесь на какую-нибудь конференцию в повседневной одежде, без макияжа и с растрёпанными волосами? К сожалению, и такое тоже бывает, а люди могут подумать, что и к работе Вы относитесь так же небрежно.

При желании в интернете Вы найдёте много статей по ораторскому искусству, много советов о том, как завладеть вниманием аудитории, но моя искренняя убеждённость в том, что во время выступления педагога не может быть шума и разговоров в зале! Вы же педагог!!! Шум может быть только в тех случаях, когда Вы сами это позволяете - совсем не интересно рассказываете, если тема безразлична Вам и слушающим (в таком случае зачем вообще выступать-то?), если Вы не соблюдаете регламент... Помните выражение: "Точность - вежливость королей"? Это и есть ПРАВИЛО №5: Неукоснительно соблюдать регламент выступления! 
А ПРАВИЛО №6 будет гласить: Чувствуйте аудиторию, перед которой выступаете, не допускайте шума.
Как? Мой совет очень прост, он выверен годами))))) Скажите несколько слов, а потом замолчите, потом ещё несколько слов, снова замолчите, хорошо при этом ещё и немного менять громкость своей речи... Но для этого очень нужны выдержка и самообладание...
Речь должна быть четкой, не монотонной, громкой, с паузами и акцентами на самом важном. Хорошо помогает жестикуляция. Обязательно заучите произношение самых сложных слов, поставьте в своём тексте ударения...

Думаю, Вы согласитесь, что успешное публичное выступление начинается с подготовки речи. Необходимо узнать заранее, где и перед кем Вам предстоит выступить: взгляды и интересы, численность, ожидания от Вас... Только после этого можно готовиться к публичному выступлению. ПРАВИЛО №7: Выступление должно соответствовать аудитории, быть понятным.
Приведу пример про моё выступление на последнем мероприятии...
Тема: "Использование блога учителя во внеклассной и внеурочной деятельности".
Аудитория: учителя географии города Краснодара, подавляющая часть которых не отличит блог от сайта, у которых нет собственного интернет-ресурса.
Поэтому я не стала употреблять слова, которые большинство и не слышало (гаджет-виджет, модерация и пр.), не заостряла внимание на технической стороне. Но, думаю, моё выступление было понятным всем. А ведь это-то и главное!

ПРАВИЛО №8 совсем простое, но может кому-то показаться спорным: Во время выступления нужно стоять, а не сидеть (только если это не оговорено правилами заранее). Видите трибуну для выступлений, но удобненько усаживаетесь на стульчик перед ПК, чтобы опять-таки удобненько было листать слайды? ))))) Вспоминаем заранее о правиле №1 и становимся за трибуну. Во-первых, таким образом вы дисциплинируете себя. Во-вторых, стоя и сидя у Вас совсем разный тембр речи, скорость говорения, мимика... В-третьих, так легче следить за реакцией зала на Ваши слова (ведь для Вас это важно, правда?). А в-четвёртых, сугубо моё личное мнение, таким образом Вы не ставите себя выше окружающих, но даёте им возможность рассмотреть себя, а также срабатывает на подсознательном уровне (все мы родом из школы) ассоциирование аудитории с классом, а Вас - с учителем, которого нужно слушать...

СЕКРЕТНОЕ ПРАВИЛО от Географочки: Раздатка обязательна!
Да, для себя я сделала это правилом! Стараюсь обязательно оставить что-то "на память" аудитории, чтобы всё сказанное мною запомнилось, чтобы даже по прошествии времени и желании, могли вернуться к моим словам. Но раздатка у меня всегда компактная (форматом не больше А5), информативная и с контактной информацией - адресом блога, телефоном, электронной почтой...

На этом и остановлюсь.
Очень рекомендую тем, кто боится выступать перед публикой, прочитать статью "Публичные выступления" на сайте "Страхи и фобии".


Надеюсь, что моя сегодняшняя статья будет Вам полезна. Для меня это действительно правила успешного выступления.
Очень хочется услышать Ваше мнение об этих правилах... 
Разделяете ли Вы их, может, захотите добавить что-то от себя...



P.S. Помните: публичное выступление должно вызывать радость от того, что Вы делитесь своими идеями, размышлениями, а не страх...

34 комментария:

  1. Здравствуйте! С удовольствием прочитала, Вы правы на сто процентов! Сделала для себя выводы... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Геннадьевна!
      Спасибо за отклик! Вроде бы и простые советы, но несоблюдение может обернуться для выступающего непониманием или даже неуспехом... Хотя, цели-то выступления у каждого свои, если для "галочки", то чего уж и "напрягаться"?! ;)

      Удалить
  2. Спасибо, Лилия Павловна за Ваши правила, они ВАЖНЫ! Уверена, что каждый читающий проанализирует свои ошибки во время публичных выступлений (увидит себя со стороны). А я хотела бы добавить (из "корзинки" личных ошибок), что даже при соблюдении всех 8 правил, что - то может пойти не так, если Ваша аудитория не увидит Ваших глаз: смотрите в зал, в глаза тех, перед кем выступаете, и к "Вам потянуться люди"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Вы совершенно правы - без зрительного контакта выступление нельзя будет назвать успешным...
      Отличное дополнение, спасибо!
      Анна Борисовна, если позволите, вопрос. При выступлении Вы на кого в зале смотрите? На первые ряды? На последние? В центр? На знакомые лица, в глазах которых точно будет поддержка, или на незнакомых? )))

      Удалить
    2. Лилия Павловна, а это каждый раз по - разному. Если зал незнакомый, стараюсь сфокусироваться на центре, ищу поддержку, понимание. Если аудитория знакома, страюсь взглядом обойти всех. В любом другом случае - зависит от цели выступления: либо жюри, либо зрители. Полность согласна с Натальей Александровной об очередности выступления, и, как и Вы, предпочитаю выступать первой.

      Удалить
    3. Спасибо, Анна Борисовна! Мне нравится как первой, так и последней... А вот в середине почему-то не очень люблю... Мне всегда нравится выступать в новой, незнакомой аудитории... Но, к сожалению, много наших коллег, которые всегда смотрят только на первый ряд, выбирая одного-двух человек, а остальная часть слушающих остаётся без внимания...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Скорее всего необходимо не только продумать свой внешний вид, чтобы 60% оказались положительными, но и с большим внимание отнестись к составлению слайдов презентации. А с фобиями публичных выступлений постоянно боремся. И чем звонче Победа над фобиями, тем убедительнее выглядят наши выступления.
    А ещё, на мой взгляд, на результат влияет очередность выступления. А вот каким окажется влияние, предугадать очень сложно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна!
      Спасибо Вам за отклик! Я думаю, что многие поймут, о чём я - тем, кто прошёл через школу конкурса "Учитель года города Краснодара" намного легче справиться с волнением во время выступлений (у меня это было так... да и часто слышала подобное мнение от коллег).
      А если рассматривать конкурсные выступления, то мне больше всего нравится выступать последней... Быть может самонадеянно немножко, но завершая выступления хочется поставить жирную точку, да и сразу вспоминаются картинки из детства (я про фигурное катание), когда для последнего выступающего уже не придерживали оценки... :) Или как вариант люблю выступать первой - волнения меньше, можно потом посмотреть выступления коллег, да и задать тон для всех выступлений... Но предпочитаю последней, если есть такая возможность. Почему-то совсем не люблю выступать в середине. А для Вас, предположим, из 10 выступающих, какой номер выступления предпочтителен?

      Удалить
    2. Думаю, что первой. Но выступать приходилось в разной очередности. На конкурсе "Мой лучший урок" защита была двадцать четвертой, предпоследней (по жребию). Всё обошлось. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется").

      Удалить
    3. Наталья Александровна
      , наверное, дело не в очерёдности выступления, а в том, насколько комфортно человек себя чувствует первым... последним... Но я считаю, что очень важно (если есть такая возможность) знать, ПОСЛЕ кого выступаешь... Ведь и тема может перекликаться, да и можно получить неожиданный сюрприз... Наверное, самое главное выступать именно так, как запланировано, не исправлять по ходу выступления других свои же, тщательно выверенные ранее, записи.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна! Читаю Ваше сообщение, находясь в поезде. Возвращаемся с учениками домой с Всероссийской конференции (думаю, Вы догадались, что об этой поездке напишу в своем блоге). Все эти правила подходят не только учителям, но и учащимся. ВСЕГДА готовимся тщательно к выступлению. Продумываем не только материал, который будем озвучивать, но и внешний вид, презентацию. Спасибо, Лилия Павловна, за советы. По возможности, с Вашего позволения, у себя в блоге дам ссылку на сообщение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Помню, знаю, жду... Прочитала о поездке у Вас в блоге не так давно! Интересно, каков же результат!!! Буду ждать Вашего рассказа-репортажа.
      А я (по секрету поделюсь), так прониклась темой выступления, что даже решила кое-что кардинально изменить в своих выступлениях... Обязательно поделюсь при случае (просто пока не знаю, когда позовут куда-либо выступать:) ). Отличной дороги!!!
      Конечно, делитесь, я только за! Буду рада Вашим дополнениям!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Отличные советы, толковые и полезные! Вот вроде все их знаем, но так редко видишь успешного выступающего... Даже про себя могу сказать, что один раз на очень важное мероприятие пришла без магнитов, которыми надо было прикрепить к доске листы... Это меня из колеи выбило тогда. А регламент и соответствие, точнее, не соответствие презентации вижу, к сожалению, часто. После конкурса "Учитель года города Краснодара" больше всего слежу за регламентом и удивляюсь, когда слышу неотрепетированные выступления. Это мне кажется очень большим грехом:) А выступать я люблю в середине, но лучше - первой. Еще с экзаменов в школе пошло. Спасибо за размышления!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Вы правы - один раз что-то забудешь, расстроишься, так потом вдвойне будешь помнить и перепроверять))))
      Я думаю, что неукоснительное соблюдение регламента - это не от нежелания мало рассказать-поделиться, а от уважения к Организаторам и аудитории... Всё время ловлю себя на мысли, а вдруг кому-то моё выступление и его тема не нравится, а я ещё и больше времени займу, вызвав явный негатив у присутствующих
      По поводу порядка выступлений - вот мы с Вами, Анной Борисовной и Натальей Александровной точно бы пришли консенсусу, если бы выступали где-нибудь )))))))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! С огромным интересом я вот уже несколько дней подряд перечитываю эту статью и пытаюсь понять, почему такие простые (казалось бы) правила не используются выступающими? Ну вот вроде бы всё просто: подготовь качественный материал, возьми всё, что нужно (и на всякий случай, что-нибудь ещё), обеспечь "поддержку тыла", выучи текст, общайся с аудиторией во время выступления зрительно...но...как вспомню свои "выступления"...страх! Сначала всё хорошо, а потом...и язык заплетается, а если кто-то улыбнётся "не так"...всё...речь пропадает...
    Я всегда удивлялась ораторам, которые могут говорить невзирая ни на какие помехи и "зажигать" слушающих.
    Советы очень хорошие, нужные, правильные! Спасибо Вам! Буду учиться разговаривать заново... ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Простые? - я бы не сказала так... Но вот то, что они обычные (в смысле, что не совсем трудные для выполнения), это да... Я так думаю, что ораторскому искусству надо профессионально учиться, чтобы не обращать внимание на что-то отвлекающее и "зажигать". Да и темы-то бывают разные. Хотя в каждой теме можно найти "изюминку", за которую можно ухватиться!
      Ирина Валерьевна, а я и не знала, что Вы выступали раньше... Простите мне мою неосведомлённость и, если есть желание, поделитесь, когда, где.

      Удалить
    2. Доброй ночи, Лилия Павловна!
      Говоря "простые" я оговорила (казалось бы)..;) .
      А выступала я раньше ох, как много! Дело в том, что в своё время я была активной комсомолкой, спортсменкой (туризм), артисткой (пела+театр эстрадных миниатюр), и вот на всех этих слетах-конференциях надо было говорить приветственные речи или отчитываться о проделанной работе. Вот меня (как обладателя хорошего голоса и дикции) выдвигали для "доклада", Но это было не трудно. потому что говорились уже утвержденные речи, была гарантия того, что будут "бурные аплодисменты"... Потом наступило "немножко другое время" и я как мама и член родительского комитета выступала на различных "родительских конференциях", рассказывала о том, как я воспитываю дочь (старшая-отличница до 8 класса), делилась опытом, отвечала на вопросы родителей и учителей, даже пробовала себя в роли диктора на местном радио (прямой эфир), правда недолго, месяца два....
      Сейчас, правда, совсем другое время, тот "опыт" который у меня есть совсем не годится. А переучиваться как-то не получается (не хватает "современного" словарного запаса ;) ) Вот так. :)

      Удалить
    3. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      В том, что Вы - очень активны всегда, даже нет никаких сомнений! Спасибо за рассказ! Я думаю, что Ванечке есть в кого быть активным и любознательным!

      Удалить
  7. Добрый вечер, Лилия Павловна. Замечательный пост! Согласна с Вами по всем пунктам. Еще бы добавила, что запоминается начало и конец выступления, поэтому на них нужно обратить внимание особое! Люблю прием, когда в начале звучит какая-то история, анекдот (уместный, конечно), притча и т.д., а по ходу выступления оратор подводит аудиторию к ее логическому завершению...
    Так одна очень замечательная педагог в начале своего выступления показала шкатулку и сказала чьи-то крылатые слова, но пропустив одно слово, после чего добавила, что это спрятано у неё в шкатулке. "Есть ли какие-то предположения, что это может быть?"- спросила она... Некоторые высказали свое предположение... Она продолжила свое выступление и подвела слушателей к правильному ответу, после чего пустила по рядам шкатулку, в которой оказалось зеркало... Каждый увидел себя!
    Может быть звучит сумбурно... Точно не помню слов, которые были взяты за основу, но красота выступления меня ОЧЕНЬ впечатлила!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Александровна!
      Отличное правило - особое внимание обратить на начало и конец выступления... Я думаю, что труднее всего сделать увлекательным именно начало. Как мы, педагоги, обычно начинаем (правда, зависит от темы), чаще всего ведь с целей и задач...
      Ох, какой замечательный пример Вы привели! Этому нужно учиться... Спасибо Вам!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! Ваш пост поможет многим учителям посмотреть иначе на публичные выступления. Как все по полочкам разложили, спасибо! Уверена , что каждый человек выступающий публично всегда продумывает свое выступление. Но, иногда случается волнение. Вот мне приходиться бороться со своим волнением перед выступлением поэтому, не всегда выходит так как планируешь. Спасибо Вам огромное за советы перечитала дважды, есть над чем работать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Петровна, приветствую Вас!
      Ещё раз поздравляю с тем, что Ваш доклад был особо отмечен на последней конференции географов Краснодара! Мне очень нравится, как Вы выступаете! А есть над чем работать, наверное, каждому...

      Удалить
  9. Добрый вечер, Лилия Павловна! Советы очень полезные и правильные! Думаю, что готовясь к выступлениям каждый учитель старается продумать каждую деталь. Но бывает так, что начинаешь волноваться и это очень мешает. Часто приходиться бороться с волнением. Ваш пост я прочитала дважды. Спасибо огромное! Есть над чем работать. С уважением.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Петровна, а мне справиться с волнением помогает одно воспоминание)))))))) Поделюсь с Вами, думаю, именно Вы поймёте :)) Если я волнуюсь перед выступлением, я сама себе говорю, что это не "Учитель года" и сразу как-то становится легче... Ошибиться там и тогда - недопустимо, а коллеги-выступающие тоже волнуются, уговариваю себя и всё хорошо!

      Удалить
    2. Добрый вечер, Лилия Павловна. Сегодня у нас в школе проходила презентация научно-исследовательских проектов школьников. Начала по ходу записывать мысли, возникшие при выступлении учеников. Вспомнила, что недавно я это уже видела... (сразу представился пост в Географочке) Вот так вовремя прочитанные советы приносят ощутимую пользу. Спасибо!

      Удалить
    3. Здравствуйте, Наталья Александровна!
      Спасибо! Всегда приятно, когда посты приносят реальную пользу! Очень интересно посмотреть, как и с чем выступали Ваши ребята! Пусть и запоздало, но желаю им только побед в таком нелёгком деле!

      Удалить
    4. Спасибо, Лилия Павловна, за пожелания.

      Удалить
  10. Лилия Павловна, здравствуйте!
    Никогда не боялась особо выступать.Волновалась? Да, но не боялась. В марте этого года принимала участие в Международной конференции в Санкт-Петербурге. Приготовила доклад, презентацию.
    И вот за час до выступления мне передалось волнение коллеги.
    Пришло время выступать: голос дрожит, мысли путаются...
    Минуты через три пришла только в норму и уже спокойно говорила.
    Все рекомендации, которые Вы предложили очень полезны и необходимы. Некоторые мы выполняем уже на подсознании, а с некоторыми необходимо познакомиться.
    На этой конференции мне подарили пульт, который позволяет листать презентацию с любого места в зале на расстоянии 30 метров! Уже опробировала в своей школе на педсовете. Отлично!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Спасибо Вам за рассказ! И ведь откуда-то берётся это волнение за несколько минут до выступления - вроде бы и презентация готова, и тезисы, да и сам ощущаешь себя в голосе, а волнение всё равно есть. Получается оно может быть где-то на подсознании...
      Отличный подарок! Главное, нужный!

      Удалить
  11. Добрый день, Лилия Павловна!
    Несомненно всем нам полезна информация изложенная вами, с удовольствием прочитала и для себя многое отметила. Хочу добавить, что вне зависимости от аудитории важно, чтобы выступление не было "сухим", монотонным, не эмоциональным. Оратор должен показать свой неподдельный интерес к материалу и слушателям в том числе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Геннадьевна!
      Честно говоря, об этом правиле даже не подумала, мне всегда казалось, что выступают именно с тем, что прежде всего интересно самому выступающему... :) Или не надо судить по себе? ;) Вы правы - если не интересно самому оратору, то другим будет и вовсе не интересно! Благодарю Вас за мнение!

      Удалить
  12. Анонимный18 января, 2015 15:54

    Уважаемая Лидия Павловна я не учитель - воспитатель в социальном детском центре. частенько приходится выступать перед зрителями - праздники, открытые занятия, выезды с выступлениями, участие в конкурсах. согласна с вашими правилами полностью. но хочется поделиться и своими выводами от публичных выступлений выступлений: яркими выступления бывают если они открывают проблему с необычной стороны, элементы театрализации, создание интриги, включение зала в диалог и многое другое. ведь публичное выступление - это по сути театр одного актера и к нему применительны театральные "фишки". когда проводила в своём Центре (у нас дети социальные сироты) праздник на День семьи была феей и мы вместе с ребятами заполняли Книгу Счастливой Семьи. с детьми очень хорошо проходят все приёмы на объединение, игры. собственно и взрослые любят играть. мне очень помогает "свой человек" в зале, тот который разделяет твою точку зрения. а выступать люблю в середине или ближе к концу. частенько предыдущие выступающие указывают на возможные ошибки, на возможную реакцию зала и можно поменять акценты в выступлении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Жаль, что Вы не представились!
      Конечно же, Вы правы - если есть такая возможность (форматы-то выступлений бывают разные!!!), всегда нужно сделать выступление ярким и запоминающимся, включить в него то, о чём Вы пишете. Жаль только, что не всегда такое возможно... Спасибо Вам за отклик и свой рассказ - уверена, он будет полезен нам всем!
      Я тоже очень люблю выступать последней...

      Удалить
  13. Здравствуйте, Лилия Павловна! Хорошие советы Вы дали. Порой сложнее выступить, чем проделать весь объём работы, о которой хочешь сказать. В прошлом году у меня был первый опыт выступления на городском семинаре-практикуме. Так и голос пропал вначале и отвлекалась на переключение слайдов. В этом году уже лучше. Распечатала два экземпляра выступления. Держала контакт глазами со слушателями. Я осталась довольна, слушатели внимательно и с интересом следили за всем процессом. Куратор мероприятия была очень довольна моим выступлением. Век живи - век учись!

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]