Всё верно в названии поста - на уроки географии в пятые классы мною сегодня были принесены три апельсина...
Зачем? А они были использованы при повторении прошлой темы, когда мы с ребятами убеждались в том, что нельзя перенести на плоскую поверхность то, что находится на выпуклой, без искажений.
Как? А очень просто - я заранее подготовила для ребят половинку апельсина, убрав всю мякоть и сок, оставив только выпуклую полусферическую корочку:
Спросила, можно ли сделать так, чтобы апельсиновая корочка стала ровной, но без складок и разломов? Оказалось, что некоторым ребятам очень хотелось, чтобы это было возможно)))))
Вот мы и попробовали это сделать своими руками:
Дети очень старались...
И мяли его (чтобы был помягче), пытались надкусить (но было нельзя), но в итоге всё же пришли к общему мнению - как не старайся, а из выпуклого плоское без разломов-разрезов не сделать... Заодно пришли ещё к одному важному выводу: чем ближе к краям карты полушарий, тем больше искажения.
Наши результаты выглядят вот так:
А доказывали мы вот эту закономерность из учебника географии:
Думаю, что эти закономерности ребята запомнят надолго!
Ну а новая тема сегодняшнего урока звучала просто, хотя таковой не была:
И рисовала я каждый урок, хотя тема была одинаковая, ведь вся суть объяснений была именно в пошаговости выполнения, а значит, и рисунков! На первых фото поста (ребята с апельсинами) видно, что нарисовано на доске... Есть ли учителя, которые один раз нарисуют и пользуются этим несколько уроков подряд? Есть... Но я так не могу. Вернее, в географии лучше каждый урок наполнить опытом именно для этого класса, а не использовать то, что уже готово, что было сделано для других детей. Но это лишь моё мнение. И предметы бывают разные, и цели, и содержание...
Как показывает практика, именно такие "самодельные" картинки лучше запоминаются и понимаются.
Географические координаты любой точки на поверхности Земли определяют с помощью градусной сетки, т.е. географической широты и географической долготы. Попробуем определить?
Географическая широта указывает на расстояние точки от экватора. Выражается в градусах, то есть это даже не расстояние, а угол между линиями, идущей от экватора к центру Земли и от точки к центру Земли. Поэтому на экваторе 0°, полюса имеют 90° с. ш. (северной широты) и 90° ю. ш. (южной широты). Северный полюс находится сверху, Южный - снизу. Чем ближе к экватору, тем меньше градусов в широте.
В Северном полушарии географическая широта обозначается как с.ш., в южном - как ю.ш.. Таким образом, точки, одинаково удаленные от экватора, но по разные стороны, будут иметь одно и то же значение, но разное обозначение. Например, 10° с. ш. и 10° ю. ш..
Географическая долгота измеряется расстоянием от нулевого (его ещё называют начальным или Гринвичским) меридиана в разные стороны (по аналогии с широтой). Поэтому бывает западной (з. д.) и восточной (в. д.). Минимальное значение 0° (на нулевом меридиане), максимальное 180° (на противоположной нулевому меридиану стороне Земли).
Ещё одна картинка как определять координаты:
Географические координаты любой точки на поверхности Земли записываются, например, так: 14° с.ш.; 150° в.д.. Если определяем координаты определённого города, то в тетрадях записываем вот так:
Москва (56° с.ш.; 37° в.д.)
Для более точного определения точки на карте используют более мелкие единицы измерения углов - минуты и секунды. Но в пятом классе мы с ребятами об этом пока не говорим...
В этой теме я отошла от предложенного КТП к моему УМК... Да, признаюсь, сделала это намеренно. Дело в том, что для определения широты нам, по идее, отводится один урок, также предложено учиться определять долготу один урок. Но я ВСЕ ГОДЫ работы в 6 (раньше) классах ВСЕГДА давала тему на одном уроке. Нет-нет, никакой "каши в головах" не получается, но зато высвобождается ЦЕЛЫЙ УРОК на отработку умений и навыков. Для меня это важно.
Можно, конечно, использовать видеоуроки... Но я считаю, что это нужно делать только в качестве рекомендации отсутствующим учащимся, для самостоятельного повторения или выполнения дополнительных заданий или... если учитель не умеет сам определять координаты и объяснять, как это делается!
Вот такие уроки географии сегодня были в пятых классах гимназии №18. Что дальше? А дальше - урок для отработки умений и домашняя практическая работа. Но об этом, конечно же, расскажу в следующую субботу...
Зачем? А они были использованы при повторении прошлой темы, когда мы с ребятами убеждались в том, что нельзя перенести на плоскую поверхность то, что находится на выпуклой, без искажений.
Как? А очень просто - я заранее подготовила для ребят половинку апельсина, убрав всю мякоть и сок, оставив только выпуклую полусферическую корочку:
Спросила, можно ли сделать так, чтобы апельсиновая корочка стала ровной, но без складок и разломов? Оказалось, что некоторым ребятам очень хотелось, чтобы это было возможно)))))
Вот мы и попробовали это сделать своими руками:
Дети очень старались...
И мяли его (чтобы был помягче), пытались надкусить (но было нельзя), но в итоге всё же пришли к общему мнению - как не старайся, а из выпуклого плоское без разломов-разрезов не сделать... Заодно пришли ещё к одному важному выводу: чем ближе к краям карты полушарий, тем больше искажения.
Наши результаты выглядят вот так:
А доказывали мы вот эту закономерность из учебника географии:
Думаю, что эти закономерности ребята запомнят надолго!
Ну а новая тема сегодняшнего урока звучала просто, хотя таковой не была:
"Географические координаты: широта и долгота".
Для меня при работе с картами очень важной является именно практическая составляющая. Я люблю (и всегда это делаю!) рисовать на доске рисунки, объяснения, схемы, пусть они в целом и совпадают с учебником, но на мой взгляд, лучше и нагляднее! Вот так выглядела сегодня доска, испещрённая тренировочными точками, после каждого урока:И рисовала я каждый урок, хотя тема была одинаковая, ведь вся суть объяснений была именно в пошаговости выполнения, а значит, и рисунков! На первых фото поста (ребята с апельсинами) видно, что нарисовано на доске... Есть ли учителя, которые один раз нарисуют и пользуются этим несколько уроков подряд? Есть... Но я так не могу. Вернее, в географии лучше каждый урок наполнить опытом именно для этого класса, а не использовать то, что уже готово, что было сделано для других детей. Но это лишь моё мнение. И предметы бывают разные, и цели, и содержание...
Как показывает практика, именно такие "самодельные" картинки лучше запоминаются и понимаются.
Географическая широта указывает на расстояние точки от экватора. Выражается в градусах, то есть это даже не расстояние, а угол между линиями, идущей от экватора к центру Земли и от точки к центру Земли. Поэтому на экваторе 0°, полюса имеют 90° с. ш. (северной широты) и 90° ю. ш. (южной широты). Северный полюс находится сверху, Южный - снизу. Чем ближе к экватору, тем меньше градусов в широте.
В Северном полушарии географическая широта обозначается как с.ш., в южном - как ю.ш.. Таким образом, точки, одинаково удаленные от экватора, но по разные стороны, будут иметь одно и то же значение, но разное обозначение. Например, 10° с. ш. и 10° ю. ш..
Географическая долгота измеряется расстоянием от нулевого (его ещё называют начальным или Гринвичским) меридиана в разные стороны (по аналогии с широтой). Поэтому бывает западной (з. д.) и восточной (в. д.). Минимальное значение 0° (на нулевом меридиане), максимальное 180° (на противоположной нулевому меридиану стороне Земли).
Ещё одна картинка как определять координаты:
Географические координаты любой точки на поверхности Земли записываются, например, так: 14° с.ш.; 150° в.д.. Если определяем координаты определённого города, то в тетрадях записываем вот так:
Москва (56° с.ш.; 37° в.д.)
Для более точного определения точки на карте используют более мелкие единицы измерения углов - минуты и секунды. Но в пятом классе мы с ребятами об этом пока не говорим...
В этой теме я отошла от предложенного КТП к моему УМК... Да, признаюсь, сделала это намеренно. Дело в том, что для определения широты нам, по идее, отводится один урок, также предложено учиться определять долготу один урок. Но я ВСЕ ГОДЫ работы в 6 (раньше) классах ВСЕГДА давала тему на одном уроке. Нет-нет, никакой "каши в головах" не получается, но зато высвобождается ЦЕЛЫЙ УРОК на отработку умений и навыков. Для меня это важно.
Можно, конечно, использовать видеоуроки... Но я считаю, что это нужно делать только в качестве рекомендации отсутствующим учащимся, для самостоятельного повторения или выполнения дополнительных заданий или... если учитель не умеет сам определять координаты и объяснять, как это делается!
Вот такие уроки географии сегодня были в пятых классах гимназии №18. Что дальше? А дальше - урок для отработки умений и домашняя практическая работа. Но об этом, конечно же, расскажу в следующую субботу...
Здорово! Обожаю, когда для объяснения материала используется для наглядности объект из другой области знаний. Ведь если апельсин очистить, то мы обнаружим на нем меридианы из долек)))
ОтветитьУдалитьА вообще, эта тема сложная для восприятия школьниками. Получается, что понятия о координатных прямых у них еще нет по программе изучения математике, а в географии уже используется сходный принцип (по крайней мере в Казахстане). Доживем ли до того времени, когда будет учтена интеграция программ предметов?
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьДля меня очень многое в этом году является в первый раз - всё из-за того, что стала вести географию в 5 классах по ФГОС... Учусь вместе с детьми. Вы правы - иногда один предмет идёт раньше другого... У нас ребята пока не изучали по математике координатные прямые.
Спасибо Вам за отклик! Рада знакомству!
Здравствуйте, Лилия Павловна. Очень интересный урок. А давайте и мы повторим эту тему в классе ;) Только с целыми апельсинами? :)) Мы сами "подготовим" апельсиновые полушария :))
ОтветитьУдалитьЗдравствуй, Ваня! Думаю, что рисунки на доске узнаваемы - так и для вас рисовала два года назад... А вот с апельсином... Я подумаю. Но раскрою секрет - на уроке в пятом классе (так получилось случайно...) присутствовал один мальчик из нашего класса. Минут пять занимался своими делами на последней парте, а потом... стал и руку тянуть, и отвечать... Ему и досталась долька апельсина в конце урока)))))
УдалитьНад идеей подумаю обязательно! Спасибо!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Креативим? :) Мне понравилось!!! Все знания, полученные экспериментальным путем, остаются надолго в памяти. А запах в классе стоял, наверное.... Географическо-апельсиновый! :)
ОтветитьУдалитьДоброе утро, Надежда Александровна! Конечно, креативим, пытаемся))))) Запах стоял умопомрачительно-апельсиновый! Думаю, что урок запомнится...
УдалитьДобрый вечер, Лилия Павловна. Исследовательская работа продолжается! Как я с Вами согласна по поводу рисунков на доске. Тоже всегда в каждом классе делаю рисунки заново. И даже, если есть рисунок на слайде в презентации, не грех повторить его на доске. Сейчас использую ещё документ-камеру. Весь процесс построения на бумаге проецируется на экран. Очень удобно. А ученикам не устаю повторять, что хорошо выполненный чертёж - половина решения задачи.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Геннадиевна!
УдалитьТяжело было рисовать из урока в урок одно и то же, но я нашла выход - каждый рисунок был... немного другой по цветовым акцентам... Я пробовала работать с документ-камерой, но мне не особо понравилось - видимо, время ещё не пришло! На этом уроке я не делала особого упора на чертёж в тетрадях у ребят, но рисунки с доски они перенесли в них...
Чудесная идея с апельсином, Лилия Павловна! На таких уроках не будет скучно! С удовольствием учусь вместе с Вашими учениками!
ОтветитьУдалитьА апельсин обязательно использую и на уроке окружающего мира с ребятами, когда будем знакомиться с глобусом и картой, спасибо!
Здравствуйте, Анна Анатольевна!
УдалитьДети - всегда дети! Думаю, апельсин сыграл не последнюю роль в уроке - было необычно, а необычное, как мы помним, лучше запоминается... А ведь можно и мандарины использовать...
Уважаемая Лилия Павловна, добрый вечер! С удовольствием побывала на Вашем уроке. Здорово!!! Доступно даже для давно закончивших школу. Интересно, на самом деле! Вспоминаю наши уроки в детстве и понимаю, что,если бы учитель вот так просто и наглядно нам преподнёс сложнейшую тему (и каждый урок был бы такой), может быть, в ряду географов был бы ещё один. Спасибо за науку!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Валентина Владимировна!
УдалитьСпасибо! Надеюсь, что тема географических координат, объяснённая на уроке, тоже детям запомнится!
Конечно, теперь есть много способов НЕ определять координаты самим, а подглядеть в Интернете, но я надеюсь, что мои ребята смогут это делать и сами...
Зато есть потрясающий учитель русского языка и литературы!
Лилия Павловна, это прямо мне дополнение. :))) И вот случилось: к 32 годам я, наконец, разобралась. :))) А урок классный получился (смотрю, Вы использовали то, что, так сетовали, забыли - апельсин)!
ОтветитьУдалитьЕкатерина Андреевна, дополнение для всех, кому интересно)))) Супруга тоже усадила читать - вроде бы вспомнил про то, как определять координаты.
УдалитьКонечно, использовала, но вот долго не могла найти нужный сорт апельсинов, чтобы легко дольки от корки отделялись... Пришлось вырезать.
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьОпять нахожусь под впечатлением! Урок очень понравился!!!
Как здорово Вы придумали с апельсином! Возьму на заметку! Надо будет свои "пытливым умам" предложить, уже предвкушаю восторг детей (опробовано на себе!)
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьБыло тяжело очень быстро пройти часть с апельсином, чтобы не украсть время от объяснения новой темы...
Рада, что идея будет "работать" дальше!
Добрый вечер, Лилия Павловна! Вы еще не выложили в интернет-дневник эту статью, а о Вашем замечательном уроке, я уже знала. Дочка Полина была в восторге от опытов с апельсинами, и придя домой наглядно и мне показала. То, что интересно ребенку обязательно останется надолго в памяти.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Екатерина Геннадьевна!
УдалитьСпасибо, очень приятны Ваши слова! Благодарю за разрешение использовать фото Полины для заставки поста. Екатерина Геннадьевна, а там ещё и домашнее задание было не совсем обычное)))) Мы снова должны научить родителей или проверить, что они помнят, как определять географические координаты...
Какой ароматный урок получился у Вас, Лилия Павловна, в 5-х классах! К эфирным маслам апельсина примешались неслышимые носом ароматы географических знаний! Вот так, захотят детки апельсин съесть, сразу вспомнят о меридианах и параллелях))) Очень интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Петровна! Тоже надеюсь, что при виде апельсина будут хотя бы немножко вспоминать географию! :)
УдалитьЗдравствуйте,Лилия Павловна! Замечательная идея "апельсинового урока"! Тема очень сложная, но с таким креативным учителем, думаю, любой трудный вопрос ребятам по плечу!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Львовна!
УдалитьЭто мы только повторяли предыдущую тему так, а лучше бы, конечно, использовать приём с апельсином во время введения в тему, когда рассказываем про карту и градусную сетку.
Лилия Павловна, вот так удивили! Все я видела в практике своей работы в младших классах, но апельсины?!! Гениально, а главное - доступно! Расскажу коллегам, уверена, Светлана Анатольевна заинтересуется.
ОтветитьУдалитьС нетерпением жду еще чего-нибудь "вкусненького" про ФГОСы, и не только
Здравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьСпасибо! Думаю, идея не нова с апельсинами, но нигде пока про это не встречала... Чем больше детей будут увлечены географией, тем лучше!
Добрый день, Лилия Павловна! Я бы посидела на таком уроке, поучилась бы у Вас!
ОтветитьУдалитьЯ тоже люблю всё рисовать на доске, объясняя материал по окружающему миру. Мне кажется детям интересно слушать так и понятнее, хотя рисунки на доске не всегда идеальны.
Спасибо за урок!
Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
УдалитьСпасибо за добрые слова - оно дорогого стоят! Наверное, стоит подумать о мастер-классе для географов города, которые работают в пятых классах...
Вы правы - всегда стесняюсь немного своих рисунков, кажется, что художественные таланты у меня давно закончились!
Вот за креативный подход к ведению уроков, Вас и любят ученики, Лилия Павловна! Было интересно не только им, но и нам, читателям. Я как ребенок, с большим удовольствием прошла эту тему!!! Спасибо! :))
ОтветитьУдалитьСпасибо, Жанна Витальевна! Честно говоря, я сама эту тему освоила только ... в университете! Так хочу, чтобы дети поняли и запомнили надолго! Ну не гуглить же постоянно, можно и самим определить-посчитать!
УдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! Очень вкусный урок получился! И согласна с Вами, главное - правильно распределить время :) Координаты определять не умею, но с интересом прочитала... А про рисунки на доске - тоже всегда рисую или вывожу через документ-камеру для экономии времени. Так нагляднее и понятнее детям.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьСпасибо! Времени действительно хватило на всё, но уроки получились все разные!
Так, надо и мне всё же использовать документ-камеру... И ведь есть она...
Лилия Павловна, какое оригинальное изучение материала! Рада, что вместе с Вашими постами вновь вспоминаю географию! Очень интересно и увлекательно!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Владимировна!
УдалитьДавайте вспоминать вместе! И географию, и русский язык, и литературу, и математику, и биологию.... Сколько интересных блогов вокруг! Я тоже всегда читаю всё по школьной программе, что появляется в блогах у коллег... Вспоминаю-восстанавливаю.
Лилия Павловна, не устаю повторять, что блогодружба - явление уникальное! Потому что не только открывает безграничные просторы для общения и творчества, но и помогает самосовершенствованию, восстановлению утраченных с годами знаний, а также появлению новых. Спасибо за увлекательные публикации!
УдалитьСпасибо, Анна Владимировна!
УдалитьБольше всего мне нравится то чувство, когда читаешь чужой пост, вроде бы всё новое, а потом кааааак вспомнишь, ведь многое ещё живо в памяти со школьных времён!
Лилия Павловна, просматривая мой блог, Вы обратили внимание на рекламу при открытии страницы, как избавиться от нее посоветуйте пожалуйста и как она появляется в блоге? Заранее благодарна Вам!
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Людмила Владимировна!
УдалитьЯ могу Вам помочь, т.к. как-то сама попалась на такой вот рекламе... Зайдя к Вам в гости (потрясающая заставка блога!!!), увидела самый распространённый баннер, из-за которого многие цепляют рекламу в блог. Это часики. Их просто нужно удалить. И обратите внимание на мою статью про установку баннеров и гаджетов, она в бЛОГОСФЕРЕ, там подробно рассказала, как сама попалась.
Людмила Владимировна, пробуйте, но посмотрите, может, ещё что-то оттуда устанавливали?
Доброго Вам утра, Лилия Павловна! С нетерпением ждала ответа и быстро подлетела к компьютеру. Статью посмотрела, сделала выводы, постараюсь быть осмотрительнее. Спасибо за похвалу заставки, я от радости, что получилась наверное очень большую по размеру сделала, может фотографии уменьшить, посоветуйте пожалуйста! Еще раз спасибо за помощь и поддержку!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна! Захожу к Вам в блог, а там всё так уютно, всё так знакомо... Рекламу не заметила. Про заставку ответила!
УдалитьЛюдмила Владимировна! Искренне желаю Вам радости открытий и творческого поиска по обустройству собственного, неповторимого, особенного, авторского блога, который будет приносить Вам только самые положительные эмоции!
Добрый день. Моему сыну 4,3г., я пытаюсь ему уже давать основы географии, многое беру из ваших интересных уроков. Большое Вам спасибо. Я очень долго ищу в интернете план, основы...что должны знать дети по географии от простого к сложному. Если можете , напишите пожалуйста, что должны знать и уметь делать ребята к концу 11 класса. Заранее спасибо.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте!
УдалитьГеография в столь юном возрасте..? Конечно, это только самые-самые основы... Ведь уже в начальной школе появится предмет "Окружающий мир, который станет основой для географических знаний и умений средней и старшей школы. Обратите внимание на программы к учебникам - в них прописаны ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОГРАФИИ. Например, здесь: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12796