Страницы

вторник, 26 мая 2015 г.

"Мозговой штурм": возможности использования QR-кода на уроках

Несколько лет назад во время просмотра какого-то фантастического фильма я была удивлена способностью робота извлекать информацию из странных чёрно-белых картинок... "Фантастика, она и есть фантастика" - так я тогда подумала. А сегодня я, учитель географии, сама могу создавать такие странные картинки и... даже придумала, как использовать их на своих уроках!
Конечно, Вы уже догадались, что речь у нас сегодня пойдёт о QR-кодах...

Эти квадратные изображения, заполненные непонятным узором, мы видим повсюду. Их можно встретить на веб-сайтах, рекламных материалах, упаковках товара. Их печатают на футболках, а в Японии даже наносят на надгробные плиты. Они проникают во все сферы современной жизни.

Тема QR-кодов заинтересовала меня сравнительно недавно... Поедая вкусно-вкусные креветки в сливочном соусе, увидела вот такую рекламку на столе:
Стало интересно...

Аббревиатура QR производна от англ. quick response, что переводится как "быстрый отклик". Основное достоинство QR-кода - это легкое распознавание сканирующим оборудованием (в том числе и фотокамерой мобильного телефона)

Немного истории...
QR-код был изобретен в Японии в середине 90-х годов прошлого века. Разработала QR-код в 1994 году японская фирма Denso Wave, которая является одной из компаний Toyota. Его появление было обусловлено повышенными требованиями  к машиночитаемым кодам, предъявляемыми японской промышленностью в 80-х годах. Задача QR-кодов заключалась в хранении большого объема данных при небольшой площади их размещения. Тогда как процессу сканирования не должны препятствовать ни повреждение, ни частичное загрязнение кода.
Они всегда выполнены в форме квадрата. Матрица с замысловатым рисунком является сердцем кода. А квадраты и черные линии содержат информацию, хранящуюся в модулях.
Несмотря на наличие множества квадратов, а также линий, матрица может предоставить широкий спектр возможностей для хранения данных. В отличие от штрих-кодов старого образца хранение информации в матрице возможно, как по горизонтали, так и по вертикали. Например, квадратики небольшого размера способны вместить порядка 4000 символов, состоящих из букв и цифр в сочетании со спецсимволами.

К числу наиболее распространенных форматов QR-кодов можно отнести:
-- Контактные данные, которые могут наноситься, к примеру, на визитки. Это способствует упрощению использования персональных данных, так как вы попросту сканируете QR-код, а после сохраняете контакты на компьютере или в телефоне.
-- SMS сообщения, которые могут потребоваться для участия в акции. Тогда благодаря QR-коду исчезает необходимость набора текста. Понадобится лишь программа для считывания QR-кодов, которая позволит увидеть на дисплее телефона уже готовое сообщение.
-- Интернет-адрес, который может содержаться в рекламных объявлениях и газетах. Благодаря этим ссылкам пользователь попадает на нужный ему сайт без самостоятельного ввода в адресную строку множества знаков. К примеру, на веб-ресурсе может содержаться описание продукта или же информация, которая дополняет ту, что имеется в газетной статье.
-- Адрес электронной почты. При этом не нужно вводить данные вручную, так как отправить письмо можно простым нажатием на кнопку. Такие QR-коды могут использоваться для получения информации или же участия в розыгрышах. Также можно считать и имя адресата.
-- Телефонные номера. Благодаря таким кодам можно сразу же позвонить. Но такая возможность предоставляется лишь тем владельцам телефонов (смартфонов), QR-код программа которых поддерживает такую функцию.
-- Геоданные, позволяющие посмотреть расположение необходимого объекта, к примеру, в картах Google.
-- Текст. Такой формат подойдет для различных целей. Например, для нанесения на проездные (или входные) билеты, а также хранения коротких стихотворений и текстов.
Источник информации: http://antonkozlov.ru/kompyuternye-programmy/chto-takoe-qr-kod-zachem-on-nuzhen-i-kak-ego-ispolzovat.html

Вы даже не представляете, сколько QR-кодов у Вас дома! Проверьте! И Вы будете очень удивлены...
Сегодня я попыталась найти их у себя дома))))

Итак, №1 - на пакетике с семечками:
№2 - на коробке с моими самыми любимыми конфетами:
№3 - на книжке:
№4 - на открытке:
Но вот тут меня ждал сюрприз)))) Оказалось, что это не код, а просто картинка... Или я не смогла прочитать...
А вот такую вкусноту мне сегодня подарили:
А Вы пробовали?

Может, Вы заметили, но уже около недели внизу правой боковой панели ГЕОГРАФОЧКИ установлен QR-код. Там зашифрованы основные сведения о моём блоге... И ведь удобно! Вот увидели Вы какой-то блог, можно, конечно, название писать-запоминать и адрес, а можно провести сканером-телефоном и всё, запомнено в истории!

И в быту можно использовать сканеры QR-кода. Например, в супермаркетах...

Кстати, а ведь мы сами можем создать QR-код! И зашифровать там что угодно! Например, вот такое послание Вам, да-да, именно Вам:
Если Вас заинтересовала возможность создать QR-код своего блога - попробуйте! Сделать это можно здесь: http://qrcoder.ru/


Напишите в окошке информацию, выберите размер и получите готовый код. Его можно сохранить к себе на ПК как обычную картинку! А можно на визитке напечатать... Или на титульном листе конкурсной работы...

И вот теперь начинается самое интересное!!! Мы с Вами знаем, что можно зашифровать внутри QR-кода, мы можем его считывать (программки скачиваются в Интернете сразу на мобильный телефон), настало время подумать, а как его можно применять на уроках!?

Итак, "мозговой штурм" - предложите свой вариант использования QR-кода на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности... У меня уже есть идея, обязательно тоже поделюсь ею в комментариях! Вот только представьте, может, мы с Вами будем первооткрывателями? )))))))


И... Вы же смогли прочитать все QR-коды этого сообщения?


В продолжение темы...
06.06.2015:
И всё же я нашла и проверила в действии виртуальные уличные библиотеки, расположенные на улицах Краснодара. Итак, вот как они выглядят:
 Это на пересечении улиц Одесской и Красной возле универмага "Краснодар".


  Правда, за 20 минут, что я там была, НИКТО не скачал себе книжку, кроме меня...
Полученные ссылки ведут на портал МТС, где сразу можно скачать в удобном формате понравившееся произведение...
Обязательно покажу малышатам...

42 комментария:

  1. Лилия Павловна, я обратила внимание на штрих-код внизу вашего блога, когда его сканировала... то обнаружила все ваши данные о блоге, мне очень это приглянулось))) но как-то постеснялась спросить :( как Вы это сделали... я поняла вы не очень любите делиться блогерскими секретами :))
    *** Спасибо Вам, что Вы рядом и читаете эти строки! Рассчитываю на Ваше участие в "мозговом штурме"! Это ж сколько всего мы можем придумать нового!!!
    А тут сами все рассказали, спасибо... пойду изучать сайт и делать код :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Делиться я люблю, просто не люблю копирования))))))))))))))))))))))
      Вы молодец, всё прочитали, значит, уже обладали сканером в телефоне! Наверное, это я такой "динозавр", что не знала и только с удивлением открывала для себя QR-коды! ;) Зато как интересно! Обязательно сделайте код и для своего блога - это не моё ноу-хау, давно где-то подглядела, но не помню где, так что, делюсь! :))
      Так как Вы думаете, где и как может педагог использовать QR-коды? Или только в быту да как визитку блога..?

      Удалить
    2. Лилия Павловна, я уже сделала на блоге)))
      Педагог может делать коды планов, заданий... наверное.. если позволяет делать код на большой объем информации.
      Я еще не изучала возможности кодов. Спасибо, за идею!

      Удалить
    3. Да, Виктория Александровна, заметила! :)
      Действительно интересно будет создать урок с QR-кодами... Я сейчас просматриваю опубликованный в Интернете опыт тех, кто уже хоть как-то использовал их в школе. Интересно!!! Будем пробовать!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Когда-то у меня была на телефоне такая программка, но что-то я быстро наигралась :) А насчет использования... То, что я видела в Сети: педагог создает задания для детей, например, в LearningApps, они как раз и предполагают использование таких кодов, например так http://learningapps.org/display?v=edhesbut, потом копирует код на лист, раздает детям на уроке, а они сканируют его, попадают сразу на страницу с заданием и выполняют. Удобно! Особенно на уроке повторения или закрепления, когда каждый ребенок работает в своем темпе, получив маршрутный лист. Но... в классе должен быть wi-fi, а у детей собственные девайсы :) Поэтому я не пробовала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!! Спасибо за ссылку и науку - а то собралась изобретать велосипед))))) Но вот хочется найти такие варианты применения, чтобы код стал не просто проводником-ссылкой, а чем-то ещё больше!
      Правда, описанные Вами ограничения немного останавливают... У меня в кабинете и обычного Интернета школьного нет, чего уж говорить про Wi-Fi! Но идея вообще-то интересная...

      Удалить
    2. Вот-вот, далеко нашим школам еще до современных "игрушек"

      Удалить
    3. А вот МТС уже играется, причем делает, на мой взгляд, очень успешно. Пожалуйста, мобильная библиотека на улице Красной
      [im#]https://4.bp.blogspot.com/-T2qXeP61TMo/VWiaUWXWNQI/AAAAAAAAHcA/lshBytqp2kQ/s320/DSC03453.JPG[/im]

      Удалить
    4. Анна Борисовна, будете смеяться... Как я её, эту мобильную библиотеку, искала в понедельник!!! Встреча с активом географов города в КНМЦ затянулась, я вышла только в 17-15 из КНМЦ, но не могла не выполнить своё же решение - сфотографировать и опробовать эту мобильную библиотеку. Но вот почему у меня в голове отложилось, что я видела её напротив "Дома Книги"???? Там её не оказалось, а я, ограниченная во времени (на 18-30 было назначено родительское собрание в школе), еле-еле успела вовремя в школу... А ведь всё было ближе и проще)))) Ну что ж, надо будет попробовать...
      Спасибо Вам за фото, нашла информацию, что у нас в городе таких мобильных библиотек уже три.

      Анна Борисовна, а где именно он расположен? Это на Театральной площади?

      Информация с сайта МТС:
      "Первый виртуальный «книжный» стенд разместится на улице Красной рядом с Кубанским государственным технологическим университетом.

      В фонде «Мобильной библиотеки» жителям и гостям города доступно более 300 произведений русской классической литературы. Скачать понравившееся произведение может любой обладатель мобильного устройства с поддержкой 3G и Wi-Fi: достаточно навести камеру смартфона или планшета на индивидуальный QR-код на «корешке» книги и загрузить файл в электронном виде. Юные читатели без проблем смогут найти себе книгу по возрасту: в библиотеке представлены лучшие произведения, включенные в школьную программу по литературе. Кроме того, в проект «Мобильная библиотека» интегрирована информация о всероссийском благотворительном проекте компании и Фонда Константина Хабенского «Поколение Маугли», который объединил в себе идею развития творческих способностей у подрастающего поколения и сбор средств на лечение тяжелобольных детей. Считав QR-код «Поколение Маугли», читатель попадает на сайт – виртуальную творческую студию, где дети могут проявить свои таланты, участвуя в конкурсах, мастер-классах и интерактивных упражнениях.
      В течение месяца виртуальные библиотеки МТС также должны появятся рядом с универмагом «Краснодар» и на Театральной площади. 29.09.2014."

      Удалить
    5. Лилия Павловна, эта, что на снимке расположена у входа в муниципальный органный зал, почти что на площади, но именно со стороны Красной. Пока вчера ждала начало городского совета директоров, наблюдала, как любопытствующие пытаются понять, что это за "тумбы" и причем тут МТС, поясняла, показывала. А Вам, Лилия Павловна, спасибо за историческую справку

      Удалить
    6. Анна Борисовна, благодарю за ответ! Обязательно попробую скачать книги из мобильной библиотеки, чтобы потом показать ребятам из своего класса. Или они уже это делали? Надо узнать!

      Удалить
  3. Дорогая Географочка! Наша библиотека уже давно использует кьюр-коды в работе. Расписания работы на вывесках и информация о библиотеках зашифрованы, а два года назад мы участвовали во Всероссийском конкурсе библиотечных инноваций с новой формой работы кьюр-квестами. Мы хотим поделиться с одним из таких кьюр-квестов, проведенных у нас ко Дню города. Думаю, что и педагогам будет интересно, современная молодежь во всю использует интернет приложения, и телефон всегда под рукой, а получать знания и информацию посредством такой формы будет для них занимательно. Во всяком случае - мы в этом убедились. Вот наша ссылка: http://armavirochka.blogspot.ru/2014/09/blog-post_29.html#more
    С удовольствием следим за Вашими публикациями, спасибо за интересные посты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
      На меня произвёл неизгладимое впечатление тот квест, ссылкой на который Вы поделились. Это действительно потрясающе - QR-код выступил в роли дополнительного источника информации. Что-то подобное я и хотела сделать на уроке. Но, посмотрим, как урочные реалии получатся...
      Спасибо Вам за отклик и ссылку!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень интересный рассказ получился,давно по городу вижу такие коды, но не приходилось пользоваться, большое спасибо, что рассказали! Конечно зашифровать можно любую информацию, но я пока не знаю как можно применить ее например у нас, у дошкольников, может есть какие-то детские приложения с расшифровкой кодов, нужно поискать. Еще раз спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Владимировна! Вот и стараемся идти в ногу со временем, ведь деткам хочется учиться у современных учителей... Может, QR-коды не так и нужны, но... попробовать нужно!

      Удалить
  5. Лилия Павловна, здравствуйте! Спасибо за новую для меня информацию, заинтересовалась, буду разбираться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, добрый вечер!
      Информация к размышлению, получается... А я всё думаю, как ещё можно использовать..?

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна. Год назад я участвовала в вебинаре "Дидактические материалы онлайн для уроков в игровой форме". Там как раз рассказывалось, как можно использовать QR-коды в учебном процессе. Я тогда сразу загорелась, но... в техническом плане ещё не готовы. Свой мобильный использую исключительно как телефон. Понятия не имею, можно ли на него скачать приложение. А мне нужно, прежде чем преподнести что-то ученикам, пропустить это через себя, научиться всё делать самой. Кстати, хорошо что напомнили. Попробую скачать приложение на планшет внука. А посмотреть видеозапись того вебинара можно на форуме http://edcommunity.ru/union/forum/forum14/topic995/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Геннадиевна!
      Спасибо за материал! Посмотрела весь! Хочу попробовать кое-что из того, о чём там говорится. А про коды лектор говорил то же - как источник информации, ссылок и для квестов! Так что, в следующем году обязательно попробую! Думаю какой-нибудь географический конкурс устроить для одной из параллелей!

      Удалить
    2. Добрый день, Лилия Павловна. А я себе представляю так: можно закодировать условие задачи, а можно закодировать страницу учебника, где надо найти задачу или пояснение к задаче, наконец, можно закодировать место, где находится тот учебник, где надо найти задачу и т. д.
      Вчера на планшет скачала сканер, но что-то так и не получилось у меня просканировать Ваш код.((

      Удалить
    3. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
      Вы правы - это самое первое и, наверное, самое распространённое, что будет при работе с QR-кодами... Будем осваивать!
      Жаль, что не получилось - через экран ПК это сделать намного сложнее!

      Удалить
  7. Анонимный26 мая, 2015 22:41

    Мозговой штурм пока еще не для меня...
    Удивили Вы, Лилия Павловна, своей статьей...
    Добрый вечер... Могу сказать, что практически вся прочитанная информация в сообщении и в комментариях является для меня новой... Что-то отстала я от прогресса, однако...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, приветствую Вас!
      Вот и я каааак просветилась! :)) Наверное, так и хорошо - через блог мы узнали новое, поняли, усвоили, задумались о его внедрении...
      Совершенствуемся! :))

      Удалить
  8. Добрый вечер, Лилия Павловна!
    Просматриваю темы новых постов у интересных блогов, сайтов - не могла не зайти к вам после прочтения темы.. Увлеклась QR кодами осенью на Интел Галактике. Провела собрание с родителями, объяснила, показала, сделала анонс двух мероприятий с детьми с использованием QR кодов. Начала работу именно с родителей,т.к. дети в начальной школе нее все знают платформу своего телефона, а программы декодеры, которые считывают код, и программы генераторы кода должны подходить к платформе телефона. Все родители откликнулись и папы совместно с ребятами установили у себя по несколько разновидностей приложений для телефонов и планшетов, чтоб можно было считывать все QR коды, которые могут встретиться - не только черно-белые, обычные, но и цветные и с логотипами внутри.
    Затем мы с ребятами тренировались расшифровывать коды - например, разбившись на две команды, обменивались загадками зашифрованными в QR код и ответ надо было тоже зашифровать и отправить обратно. Все это мы делали на скорость, чтоб работу с этими приложениями отточить и автоматизировать.
    А затем началось самое интересное - квест "Поиски клада". разбившись на команды ребята бегали по школе и отыскивая коды, расшифровывали и находили подсказку для , где искать следующий код. Клад нашли - конфеты команда победитель поделила всем поровну. Теперь в классе мы с ребятами используем умение работать с QR кодами при походе в музеи,. составление афиши классного мероприятия. Даже объявление МО кл. руководителей я как-то оформила в виде QR кода - коллеги оценили и увлеклись этой темой. Думаю, в следующем году такие коды мы будем использовать не только во внеурочной сфере, но и на уроках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Нина Анатольевна!
      Огромное спасибо Вам за комментарий - это целый рассказ-инструкция по применению QR-кодов в учебной деятельности! Нам, краснодарцам, ещё до Вас расти и расти))))) Буду вдумчиво изучать и пытаться применить и в своей работе... Ещё раз, СПАСИБО!!!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна! Еще вчера прочла информацию. Думала, размышляла. Не скажу, что я так хорошо знала про эти коды, но интересно. Как в школе использовать? Даже не знаю, надо еще самой разбираться. А блоге такой знак можно использовать для авторства постов, фотографий? Вообщем, буду изучать:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Сегодня у меня был особенный день - проверяла часть С на ЕГЭ, гордилась ребятами и ... всё время мысли возвращались к этим кодам... Спасибо коллегам - рассказали-подсказали! Интересная идея с авторством фото...

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна. :) Тема очень интересна мне, но в этой сфере я знаю очень мало, а потому с нетерпением ждала комментариев. В голову сразу пришли квесты, головоломки, как это часто у дошкольников бывает. И вот прочитала, что, да, именно в этом направлении использование QR - кодов очень подходит. :) Спасибо Вам за поднятую тему, просвещение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Екатерина Андреевна!
      Спасибо! Вот и получается - кто-то вовсю работает с этими кодами и использует, а кто-то... с трудом понимает, что это такое (я про себя!). Ничего... научимся вместе!

      Удалить
  11. Очень интересно! К сожалению моя звонилка не подходит для чтения кодов))), но когда все же решусь обзавестись смартфоном, то обязательно установлю программу). Про коды слышала-читала-видела. Использовать их у учебном процессе будет весьма интересно, но ничего нового я не добавлю: те же квесты, головоломки, общая информация, что-то типа домашних заданий.... Если подумать, то наверное что-то еще можно интересное надумать), но пока не готова предложить что-то сама)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна!
      Современные смартфоны настолько просты в использовании, что, верю, всё у Вас получится! Будем надумывать вместе! А я пока начала потихонечку создавать урок географии с QR-кодами для 9 класса...

      Удалить
    2. О, спасибо, я не сомневаюсь, что получится, с техникой я обычно на "ты"))), но вот не люблю сенсорные экраны, но все же последнее время все же думаю, что пора уже начать привыкать к ним))). Очень жду вашего урока, будет интересно почитать.

      Удалить
    3. Анна, придумать -то легко, а вот мысленно проиграть, найти плюсы и минусы, откорректировать - вот это сложно! Но если проведу, получится, обязательно сделаю большой репортаж!

      Удалить
  12. Добрый день, Лилия Павловна! Для меня эти коды - "темный лес" :) Вот только я вспомнила, как в мои годы мы составляли рисунки при помощи двоичной системы исчисления "01". По-моему эти QR-коды то же самое, только не "01", а "черная-белая клеточка".
    Как говорится, всё новое - это хорошо забытое старое :)

    000000000001111000000011110000000000001111000000000000000000
    000000000111111110000111111000000000011111110000000000000000
    000000011111111111111111111110000000011111110000000000000000
    000000011111111111111111111110000000111111100000000000000000
    000000111000011111111000011110000000011111110000000000000000
    000000111100111111111100111110000000011111110000000000000000
    000000011111111100011111111100000000111111100000000000000000
    000000001111111110111111111000000001111111000000000000000000
    000000000111111000001111100000000001111111000000000000000000
    000000000000011111111100000000000011111110000000000000000000
    000000000000000111111111111111111111111100000000000000000000
    000000000000000011111111111111111111111100000000000000000000
    000000000000000001110001110000111000111100000000000000000000
    000000000000000001110001110000111000111100000000000000000000
    000000000000000001110001110000111000111100000000000000000000
    000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

    Ну как-то так, только "осовремененное"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, очень похоже... Но зачем тогда специальная программа? Эти современные коды посложнее, но принцип тот же! Да уж, новое-это хорошо забытое старое, только усложненное)))))
      А у Вас получилось симпатичное животное - только немного не разобрала - это кошечка или собачка?

      Удалить
    2. Лилия Павловна, Вы же знаете, я - заядлая "кошатница", поэтому это-кошка :))
      Ну а что касается "посложнее" согласна на 100%. Ведь на то и программисты-информатики, чтобы придумывать что-то "особенное" для нас, блогеров :))
      В уж наша задача - принять или не принять "новые разработки" и "нести их в массы :))

      Удалить
    3. Спасибо, Ирина Валерьевна! Похоже на цифровой портрет Ивашки! :)
      Да, Вы правы - информатики это особенные люди, ведь они умеют почти всё, обычным людям за ними не угнаться во всём, что касается ИТ. Но только при условии, что это Информатики, а не "информатики".

      Удалить
    4. Лилия Павловна, я бы сказала немного по-другому:
      - их научили тому, что стало их профессией- :)
      Это их работа (за которую, кстати, можно получать ОХ, какие большие денежки), направленная на то, чтобы облегчить работу людей других специальностей.:)
      Но иногда "информатики" такого начудят, что простым людям это становится недоступным для понимания, а потом ещё и "ржут", считая других глупее себя. :(
      А ведь хороший Информатик всегда сделает так, что его работа доступна даже человеку с ограниченными возможностями. :)
      Вот, хотя бы вот эти смайлики в комментариях. Их же тоже придумали Информатики. Просто, понятно, доступно, спасибо большое им за то, что освободили нас, блогеров, от необходимости писать "лишние фразы-пояснения", вроде: "я улыбаюсь", "я грущу", "я плачу"...и т.д. Теперь одним нажатием "кнопочки" можно выразить свои истинные эмоции во время написания комментария, и не опасаться того, что тебя поймут неправильно :)

      Удалить
  13. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я тоже научилась сейчас читать QR-коды. Вы написали "Спасибо вам, что вы рядом и читаете эти строки! Рассчитываю на ваше участие в "мозговом штурме"! Это же сколько всего мы можем придумать нового!!!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Вы совершенно правы - именно эта фраза!

      Удалить
  14. Отлично!! С удовольствием прочитала комментарии. А я отказалась от "умного" телефона((((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Конечно, немало времени прошло с момента написания статьи и комментариев, но... как же всё равно интересно и столько всего нового можно придумать! Я теперь даже и не представляю своей презентации без QR-кода в конце...
      ОГО!!! Я б так не смогла....

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]