Страницы

вторник, 15 сентября 2015 г.

ФГОС: путешествие в будущее географической науки

Всё началось с одного вопроса в рамках введения в новую тему по географии и закончилось настолько необычно, что хочется не только оставить это в своих географических рабочих "закромах", но и поделиться с вами...
Итак, вопрос:
Что будет изучать география через 100 лет? 
И вот так прозвучавшее уточнение:
Какой будет география в будущем? 
Сначала я получила ответы шестиклассников, но чтобы сразу избежать повторов и добавлений услышанного только что и показавшегося лучше своего, дети прежде написали свой ответ, а потом его зачитывали. Подобный опрос вместе с обдумыванием ответа, его написанием и озвучиванием перед классом занял не более 5 минут, но сколько же я получила информации для обдумывания...Верю, что не только я, но и сами дети!
Чтобы было интереснее, приведу ответы не по порядку их получения, а по увеличению возраста респондентов.

Что же ответили пятиклассники? (ответы приведены дословно)
-- география будет изучать поверхность новых планет...
-- на уроках появятся новые голографические карты, которые будут все умещаться в одну маленькую коробочку...
-- исследователи по географии придумают дронов, которые будут исследовать труднодоступные места...
-- география будет изучать новые материки и океаны...
-- географы откроют новые острова и виды растений и животных...
-- горы станут выше, а равнины - ниже...
-- люди откроют новые планеты и будут их изучать...
-- география будет рассказывать, как сильно изменилась планета...
-- будет интересно, ведь вместо автомобилей будут космолёты...
-- люди вместе с инопланетянами будут изучать Марс...
-- на уроках географии будут изучать только города, у которых необычная судьба, как у Севастополя...
-- на уроках географии не будет учебников, дети прямо на уроке будут трансгрессировать в изучаемые места: в Африку, в Антарктиду...
-- географы смогут предсказывать более точную погоду, этому всех научат.

Шестиклассники отвечали так:
Будет изучать центр Земли - ядро, а также подробно-подробно земную кору...
-- у человека появится доступ к другим планетам, их он и будет изучать, т.к. свою Землю уже всю изучит...
-- будет изучать новые горные породы...
-- человек будет изучать другие планеты, звёзды, летать на космолётах, а ещё будет изучать чёрные дыры...
-- географы будут изучать все планеты солнечной системы, их строение и внутренний мир...
-- дети на уроках будут изучать как менялась Земля в 20 и 21 веках под воздействием человека, что и как изменил человек и как всё это исправить, не допустить повтора...
-- исследователи-географы будут обновлять карты, ведь горы и равнины могут разрушиться и измениться за 100 лет.

Десятиклассники были более серьёзны:
-- география будет отвечать на вопросы, почему возникли современные экологические проблемы, почему мало лесов на планете, что раньше было на месте городов...
-- на уроках географии детям будут рассказывать почему такая плохая экологическая обстановка в мире...
-- география будет изучать ландшафты Марса, уже живя на нём...
-- географы будут разрабатывать экскурсии в те места, в которые раньше не ступала нога человека, в самые-самые труднодоступные, например, в Марианскую впадину...
-- географические исследования будут помогать человеку осваиваться на других планетах...
-- все люди будут хорошо знать географию, ведь надо будет исследовать те новые планеты, на которых люди будут вынуждены жить.

Одиннадцатиклассники отвечали лаконично, постоянно внося коррективы в свои же ответы:
-- география станет совокупностью истории с химией...
-- география будет больше затрагивать сферу экономики...
-- география будет помогать предупреждать природные катаклизмы и даже предотвращать их, по крайней мере, заранее информировать людей, находящихся в эпицентре стихии...
-- все карты будут обновлены, появятся новые очертания государственных границ, немного изменятся контуры материковых побережий - это и будет изучать география...
-- человек с помощью географии будет искать новые ресурсы для жизни...
-- возникнут новые технологии, которые найдут отражение в географической науке. Они позволят лучше и рациональнее использовать уже имеющиеся ресурсы. Люди столкнутся с угрозой нехватки питьевой воды из-за перенаселения...
-- география обогатится новыми знаниями - люди станут больше путешествовать, в том числе в внутрь Земли, будут исследовать то, что сейчас недоступно...
-- на Земле не останется "белых пятен", будет исследовательский бум...
-- человек станет искать методы борьбы с опустыниванием, искать новые экологически чистые источники топлива.

Какие же выводы можно сделать? 
Первый вывод будет о любимых фильмах пятиклассников))))) Как я поняла,"Звёздные войны" и "Гарри Поттера" они точно смотрели! Отсюда дроны и трансгрессия!
Жаль, что не получилось задать этот же вопрос восьмиклассникам и девятиклассникам - не хватило времени, а потом пошли новые темы, было уже не до фантазий!
Вывод второй получился случайно, но порадовал! Перед Вами самые типичные ответы детей, те, что я успела записать, но!!! Среди 5, 10, 11 классов встречались дети, которые или отказывались (стеснялись)  читать свои ответы, или вставали и говорили, что будет всё то же, что и сейчас. Но только не в шестом (он у меня один) классе - все дети были активны, успели вовремя написать ответы, читали их громко, выразительно, каждый выразил своё мнение!

Конечно, каждое такое чтение ответов сопровождалось моим комментарием (а в 11 классе ребята и сами пришли к такому выводу), что всё в руках человека, в их руках...

Будущее нам кажется таким далёким, 
но мы его творить начали уже вчера!

Но чтобы не завершать на немного грустной ноте пост, хочу показать несколько работ маленьких пятиклассников, которые, как и в прошлом году, рисуют Фею Географию:
Все Феи очень красивые!!!

Так что, на уроках географии нам скучно не бывает!

22 комментария:

  1. И мы сегодня с четвероклассниками говорили о географии. :) Рассказывала им, что в 5 классе будет такой предмет и т.п. Конечно, пока детям моим еще сложно представить, что это такое... А Вы со своими уж в будущее заглянули! :) Интересен фантазийный полет мыслей Ваших учеников. Другие планеты... Помню, и мы в детстве все о том же мечтали и думали. Все-таки вот оно - то, что объединяет нас-школьников и нынешними школьниками!
    Феи прекрасны! Мне понравилась толстенькая (нижний рисунок, в левом верхнем углу). Вот собирательный образ получился. Я бы даже сказала, что это своего рода Блого-Фея! :) (Просматриваются сюжетные намеки на знакомые блоги :) )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      А я всё вспоминаю, как на уроках географии нам рассказывали, что "... вот уже лет 10 как появилась новая наука - экология..." Мы пытались понять, зачем, что это такое. А насколько сейчас и сама наука востребована, и её знание...
      Феи все прекрасны, да! Юные художники с гордостью демонстрировали свои рисунки! Нет-нет-нет, не надо нам собирательного образа! ))))))

      Удалить
  2. География в будущем непременно изменится! Спасибо, Лилия Павловна, за интересные ответы ребят, - перемещаться на уроке в Африку, на Марс... - это чудесно! Без фантазии так скучно на уроках:))
    Феи замечательные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Конечно, изменится, столько открытий совершается, столько новых технологий появляется, что все науки устремляются вперёд! Кто знает, может, будут и такие уроки на других планетах! :)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я пожалуй пофантазировала на эту тему так же как дети:именно про Марс и изучение других планет, про экологию и про предупреждение катаклизмов, отрадно, что старших ребят волнуют проблемы экологии и перенаселения, это хорошие звоночки, может в будущем им удастся решить эти проблемы, ведь ближайшие 100 лет как раз им жить :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна! Благодарю Вас за отклик! Вы заметили, как поменялся настрой в ответах на вопрос у ребят 5-6 классов и 10-11? Как же заметно, что дети повзрослели!
      Надеюсь, что вот такие "фантазии" заставят ребят задуматься о будущем нашей планеты, о том, как к ней надо относиться.

      Удалить
  4. Лилия Павловна, здравствуйте, а мне понравилась ответы старшекласнников, особенно : "-- на Земле не останется "белых пятен", будет исследовательский бум..." :-bd
    Умеют мыслить ребятишки и с юмором у них все в порядке =D7
    Замечательные рисунки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Старшеклассникам про "белые пятна" навел как раз изучаемый на уроках параграф про освоение Земли! :) Спасибо! Передам Вашу похвалу малышам, им будет приятно!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Мне почему-то вспомнился эпизод из комедии "Недоросль":
    "Среди прочих был задан и вопрос по географии. Однако присутствовавшая на экзамене мать Митрофанушки госпожа Простакова его отклонила, заявив: "Извозчики-то на что ж? Это их дело. Это и наука-то не дворянская. Дворянин толь­ко скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь".
    Как хорошо, что современные дети осознают значимость науки Географии и так широко определяют спектр возможностей :)
    Спасибо за такие полезные уроки, которые заставляют задуматься над окружающим миром. :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Ох уж этот Митрофанушка... ))))) К сожалению, есть и такие ребята, которые считают, что если они решили стать, например, юристом, то математика, география, физика и т.д. им не нужны... А зря! Вот и едут потом "на Урал, это ж рядом с Якутском!" :)) Но таких мало!
      Надеюсь, что дети сделают правильные выводы из ответов на вопрос.

      Удалить
  6. Здравствуйте,Лилия Павловна! Мнения детворы столь различны,но объединены, пожалуй, одним качеством-неравнодушием.Здесь же и зрелость мысли, и очарование детскости.Склоняюсь к мысли о том, что учёным мужам иногда не помешает вспомнить, что "устами младенца глаголит истина".
    И давно приметила, с какой любовью вы пишите о преподаваемом предмете. Любовь не может не отозваться симпатией к географии учеников.К сожалению, в мои школьные годы география сводилась в большинстве случаев к сбору денег на питание (ох уж это кл.руководство...), пугливой раздаче атласов при визите завуча на урок и сам урок, прочитанный по параграфу.Увы...Но я буду крайне неблагодарна,если не скажу,что если бы не учитель географии, мы бы не объездили столько городов центральной части России и республик.Так что практика оказалась сильнее теории.
    С уважением.Елена Анатольевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Елена Анатольевна!
      Когда ребята отвечали, было трудно заранее предугадать, о чём будет их ответ... Надеюсь, мой предмет понравится пятиклассникам и будет интересен потом!
      Елена Анатольевна, зато как Вам повезло - столько поездок было, столько всего увидели, теперь и сами будете показывать ребятам! Надеюсь, и мои планы осуществятся, планируем с ребятами поездку на каникулах за пределы края...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Как прелестны ответы всех Ваших учеников!
    Задумалась над ответом малышонка - горы станут выше, а равнины ниже. Интересно, он (или она) объяснили возможные причины такого предположения?
    А ещё очень надеюсь, то географы действитеьно научат всех точно предсказывать погоду.
    Феи Географии бесподобны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Вот Вы заметили!!! И я этот ответ не могла оставить без дополнительного вопроса - оказалось, что ребёнок имел в виду деятельность человека по добыче полезных ископаемых (на равнинах), а про горы думал, что они только вверх растут! Но я пояснила, что не всё так просто, и что будем с этим вопросом разбираться поподробнее на уроках географии!
      Метеорологи тоже стараются, но изменчивый ветер им постоянно мешает)))))

      Удалить
  8. Лилия Павловна, спасибо за позитивное будущее географии глазами детей! Здорово ведь! И феечки географические очень даже милые.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Феечки и целые Феищи))))) Очень мило получилось, сразу видно, кому родители помогают, а кто сам "феячит"! :)) Но вот судя по тому огромному количеству просмотров прошлогоднего поста с рисунками феечек, я понимаю, что дети и помогающие им родители явно гуглили))))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Ну как же без "гугла" - это уже алгоритм мышления)
      Очень понравились ответы ребят, в частности - про трансгрессию) Может быть не буквально, но что-то подобное быть может.
      Феи - прекрасны!)

      Удалить
    3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Прочитала Ваши слова и замерла... Действительно, погуглить стало частью мысле-деятельностного процесса...
      Надеюсь, нам тоже хватит времени посмотреть на новшества и инновации в географии и других науках!

      Удалить
  9. Лилия Павловна, интересно было узнать мнение учащихся. Сколько интересных и невероятных (как кажется сейчас) версий.
    А феечки очень милые :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Именно так - это нам сейчас кажется фантастикой, а вот через -цать или -сот лет назад может стать самым обычным делом...

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень интересные ответы ребят. Думаю, что даже в самом невероятном варианте развития событий есть своя логика. Так же, как писатели - фантасты всего лишь опережают научный и технический прогресс в своих рассказах. Возможно, что даже самые нелепые предположения о будущем географии могут иметь место. Порадовали ответы, которые затронули экологию нашей планеты - вопрос необходимый и жизненно важный.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас, Екатерина Геннадьевна!
      Мне всегда нравилось читать фантастику - кто знает, что из написанного станет явью..? Хорошо, что ребята уже сейчас беспокоятся об экологии - это сейчас очень актуально для нашей планеты...

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]