Страницы

воскресенье, 12 июня 2016 г.

Новые географические "жемчужины", или Перлы ОГЭ-2016 по географии

В профессиональном "ожерелье" каждого учителя обязательно найдутся не только бриллианты, рубины и сапфиры - достижения наших учеников, но и "жемчужины", или перлы, ответов детей. Что-то забывается, что-то помнится годами, но в последнее время я стараюсь как запасливый хомяк всё утащить в блог)))))
Поэтому некоторые "перлы" уже нашли своё место на страницах ГЕОГРАФОЧКИ в 2011 и 2013 годах, что-то добавлено и в этом году, но участие в проверке ОГЭ по географии несколько дней назад ещё кое-что добавило в мою личную "копилку".
Ими со мною щедро делились ВСЕ эксперты, кто проверял работы детей!
Признаюсь - иногда зачитывали их вслух, что очень разряжало серьёзную и немного напряжённую атмосферу проверки! В этом году процедура проверки была несколько иной, более приближенной к ЕГЭ. Были запрещены телефоны, эксперты сидели по одному, соблюдали режим работы, установленные правила и инструкции.
Итак, окунёмся в мир географии в представлении наших учеников....

Вопрос №15
1. Небольшой текст рассказывал о том, что в Индонезии большое количество действующих вулканов, а школьникам нужно было ответить на вопрос, почему на территории Индонезии много вулканов?
Школьникам нужно было ответить, что Индонезия находится в зоне кайнозойской складчатости на стыке литосферных плит, но были получены и такие ответы:
-- потому что в мантии Земли под Индонезией находится самый крупный водоворот воды,
-- вокруг Индонезии много морей, когда шторм начинается, начинается и землетрясение с вулканами,
-- там мало выпадает осадков и земная кора нагревается, тем самым образуя вулканы.

2. Из текста школьники узнали, что затяжные проливные дожди в индийском штате Ассам приносят много бед местным жителям. Вопрос: в какое время года и почему на территории Индии наблюдается сезон дождей?
Ответ должен был содержать слова, что происходит это летом из-за муссонных дождей, но оказалось...
-- Индийские горы так сбрасывают годовую пыль... Красиво звучит, а ведь я нашла "откуда дровишки"!!! В Интернете в ответе на этот вопрос есть фраза "В муссонный период индийские города сбрасывают годовую пыль и копоть..."

Вопрос №20
1. И вновь в лидерах вопрос о фермере, которому нужно выбрать участок для постройки фруктового сада. Надо было выбрать из трёх предложенных один и написать, почему. Ответ должен был показать, что школьник умеет определять экспозицию склонов (нужен южный) и понимает, что удобно вывозить урожай с того участка, что рядом с дорогой. Но оказалось...
-- я советую фермеру участок №2... (вот так, советует, молодец!)
-- подходит участок №1, он находится южно-слева и рядом дорога (южно-слева... это как???)

2. Традиционный вопрос о школьниках, которым нужно выбрать участок для катания на санках, тоже заставил наших ребят проявить свою фантазию:
-- так как есть склон и широкий луг, обеспечивающий естественное торможение посредством силы трения. Эх, далека я от физики, а школьник, видимо, от неё в восторге!)))))

Вопрос №23
На мой взгляд, это один из самых сложных вопросов в ОГЭ! Именно с ним и у меня возникают сложности - как научить детей отвечать правильно...  Перед каждым вопросом был небольшой пояснительный текст, который позволял школьнику немного "войти в вопрос".

1. Какая особенность природно-ресурсной базы региона, в котором находится Астрахань, способствовала созданию на его территории предприятия по производству труб для подводных трубопроводов? Конечно же, речь шла о наличии месторождений нефти и газа, но...
-- Волге тоже нужны трубы! А зачем???
-- по трубам будут экспортировать рыбу. Это как?????

2. Какая особенность природно-ресурсной базы Вологодской области способствует бесперебойному снабжению предприятия по производству клеёного бруса и балок необходимым сырьём? В ответе должно было упоминаться о том, что Вологодская область хорошо обеспечена лесными ресурсами, т.к. находится в зоне тайги, но...
-- здесь такая растительность бруса, он растёт в Вологодской области. Представляете, брус растёт!?!))))

3. Нужно было указать особенность сельского хозяйства Липецкой области, благодаря которой будет обеспечено бесперебойное снабжение Лебедянского сахарного завода необходимым сырьём. Ответ предполагал наличие слов о выращивании сахарной свеклы в том регионе...
-- Липецк находится на равнине и это способствует выращиванию сахарного тростника,
-- будет бесперебойным, т.к. не будет отходов. Скорее всего, ученик спутал "бесперебойное" с безотходным"...
-- в Липецкой области, когда с поезда выходишь, везде сахарный тростник и сахарный тростник! )))))

4. Какая особенность сельского хозяйства Смоленской области делает целесообразным размещение производства сельскохозяйственной техники (льноуборочные машины) на её территории? Ответ должен был содержать слова о том, что в Смоленской области выращивается лён. Но...
-- в Смоленской области есть леса (древесина), которые как и АЭС необходимы для производства льноуборочных машин,
-- Производство льноуборочной техники делается для уборки всего производимого в Смоленской области, без этой техники уборка была бы затруднительна. Ничего не понятно, но что-то вроде и написано... Наверное, была такая установка от учителя, хоть что-то, но написать!)))) И ребёнок её выполнил, что-то и написал!

Что тут можно сказать? Улыбнуться, конечно, и продолжить учить наших ребят на чужих ошибках! Хотя на своих учиться намного быстрее, но больнее! Надеюсь, эта подборка будет интересна любому прочитавшему, а учителям географии обязательно пригодится в работе. Поделюсь по секрету - с недавних пор у географов Краснодара есть своя группа в WhatsApp, туда я и отправлю ссылку на данный пост... Поделитесь и Вы, коллеги, с учителями географии!

А я... я завтра узнаю, как написали мои 73 ученика ОГЭ по географии, ведь пусть я была и на проверке работ, но результатов своих учеников не знаю... А потому пока очень переживаю и волнуюсь! 

20 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Мой сын узнал, что у него, кажется, был 1 вариант 23 вопроса, а когда я услышала его ответ, подумала, что хорошо, что ему времени не хватило, а то бы были у Вас еще одни "перлы" :-O Посмотрел Вашу подсказку, говорит: "Я же в карте видел про нефть, но что-то не подумал связать..." :((
    Установка что-то написать, особенно про льноуборочные машины, развеселила =)) Вот уж действительно, вроде бы и ответ есть, и не разберешь :-B
    Спасибо за настроение, хотя понимаю, что веселиться даже как-то неприлично, но ведь так смешно, что не удержишься =))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Вот именно "кажется"? ))))))) Это один самых сложных для ребят вопросов в ОГЭ. Долгие годы за правильный ответ давали 2 балла, а потом чуть облегчили вопрос и формулировку ответа, теперь он "стоит" всего 1 балл, но если ребёнок его делает правильно, то это всегда очень приятно и ему самому, и учителю.
      Поздравляю Вас и Рената с "5" по географии!!!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! У всех учителей и библиотекарей есть такие перлы. У нас в пятницу вернулись с проверки учителя русского языка и литературы, тоже делились. Вы сегодня узнаете результаты, это так волнительно, а мы только 21 июня. Завтра будут результаты обязательного экзамена-математики. Ох, ждем, волнуемся. Но будем верить, что всё ребята справились!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Я думаю, что подобные "перлы" есть в ответах ребят по всем предметам, главное, их заметить и обязательно показать тем, кому только предстоит сдавать экзамены, чтобы учились на чужих ошибках. Но возможно ли это..?

      Удалить
  3. Лилия Павловна, здравствуйте!
    Ждала я этот пост. Знала, что находитесь на проверке ОГЭ, всё же Вас потеряла.
    Вот читаю сейчас и думаю, как же наши девятиклассники сдали экзамен. Им с географией совсем не повезло: вели разные учителя. В последние 4 месяца только уже велись хорошие уроки. В этом случае кого винить? Но сама же частично отвечу: у детей должен быть развит кругозор. А по географии они должны уметь читать карту (так мне сказала учитель географии).
    Как не удивиться ответу о рыбе, которую отправляют по трубам! Мне кажется, даже не владея информацией об Астрахани, ученик в 15-16 лет должен осознавать, что такое бывает, наверное, в сказке.
    Благодарю Вас за подборку географических ошибок. Буду ждать продолжения. Говорю это с сожалением: увы, ошибки будут всегда.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Оказалось, я "гуляю" во время проверки ОГЭ))))))) Потому День России (именно 12 июня) был у меня единственным выходным... Сегодня снова с утра до вечера на работе... Деньки очень уж "горячие". А ведь за 4 дня этой недели надо и помочь школу приготовить к ОГЭ, и провести консультацию для тех, кто сдаёт ОГЭ по географии 15.06, и принять участие в проверке ОГЭ (будет проходить у нас в гимназии), и на выпускном побывать...
      Ольга Николаевна, ответ про рыбу в трубах ввёл в ступор! Вот КАК можно было так ответить?????
      Вы правы, увы...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    У меня был смех сквозь слёзы. И ведь дети действительно ТАК думают (если думают вообще).
    И карты читать не все умеют (а кто-то на экзаменах впервые заглянул в атлас). И географию стали считать "второстепенной наукой" - её же почти не сдают в 11... из-за того, что на вступительных экзаменах почти не востребована.
    Вот и растут "Митрофанушки Простаковы" с уверенностью, что география - это наука для извозчиков. хотя, современные дети считают, что их выручат навигаторы.
    Но всё-равно повеселилась. Молодечики ребята, не побоялись, ответили, а ведь могли просто написать "не знаю" или поставить прочерк...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна!
      А меня ещё несколько удивляет, что у нас так много говорилось именно об обществознании - огромное количество детей сдаёт (102), а про географию и 73 человека - это нормально, не заслуживает упоминания. А ведь география, получается, "отдувается" за другие предметы (потом уже идёт количество детей менее 22 на предмет). Но что поделать, будем считать, что географию дети любят)))))))
      Навигаторы хороши, но не всегда, в этом наши ребятишки уже успели убедиться на экзамене)))))

      Удалить
  5. Добрый день.
    Было очень интересно проверять работы. Дети выполняли установку - писать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Викторовна!
      Установку выполнили - писали, осталось научить, что и как писать))))))))

      Удалить
  6. Анонимный13 июня, 2016 17:42

    День добрый, Лилия Павловна! А я, знаете, читая вопросы все думала о том, что как же хорошо, что у меня все позади и на эти вопросы лично мне отвечать не нужно.
    С одной стороны оно, конечно, хорошо, что наши школьники должны обладать таким спектром познаний, а с другой... Лично у меня многие вопросы вызвали изрядное затруднение. Далека я от географии.
    А перлы? Ой-ой... Коль все в рамках программы проходили, то уж тут что сказать?.. Ой-ой-ой... И готовились же к экзаменам...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же я с Вами солидарна, Надежда Александровна!))) Читаю "перлы" учащихся и понимаю, не дружна я была в школе с географией (или интерес не привили?))).

      Удалить
    2. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      И я иногда так думаю, читая демонстрационные версии по физике или химии))))) А ведь есть ребята, которым все эти задания даются легко!!! Представляете, у меня в классе есть девочка Настя, так она ЛУЧШЕ ВСЕХ мальчишек в параллели знает физику!!! Так что, уж кому что дано...
      "Перлы" всегда будут! Куда ж без них?!?!

      Удалить
    3. Анна Борисовна, просто всё подзабылось... Уверена, Вы бы отлично сдали экзамен по географии!!!

      Удалить
  7. Знать и написать - это одно, другое дело не знать и написать. Такие попытки и приводят к перлам, что по географии или литературе, что по математике или любому другому предмету. А смех нам дан, чтобы смягчить горечь жизни.
    Желаю всем Вашим ученикам сдать ОГЭ по всем предметам достойно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Людмила Геннадиевна!
      Немного не согласна... Если ребёнок ЗНАЕТ, то он и НАПИШЕТ!!! Пусть окружными путями, но придёт к верному ответу! На то ведь и учителя проверяют, а не машина...
      Эксперты чуть подзарядились позитивом, но и призадумались, что тоже хорошо!!!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Поулыбалась перлам)))
    Такая коллекция))) Плантация сахарного тростника в Липецке))) Впору город переименовывать.
    Удачи в экзаменах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Географы смеялись, но перлы, оно на то и перлы, что понятны учителям и других предметов!!!
      Спасибо! Теперь все экзамены позади, впереди набор в 10 класс и .... ОТПУСК!!!!!!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна. И смех и грех! Радует, что учителя с позитивом относятся к таким вот ответам учеников. Фух! Хорошо, что для меня это позади. Я бы, конечно, побоялась сдавать географию. Никогда не была в ней сильна.
    Вам же желаю только высоких результатов и трудолюбивых учеников!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Эдуардовна!
      Радует находчивость ребят - хотя бы пытаются найти ответ на вопрос, хоть какой-либо! Но мало... очень мало мы, географы, уделяем развитию устной речи на своих уроках. Ну что ж, будем работать над этим! )))))

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]