Страницы

четверг, 24 ноября 2016 г.

Зависит ли уровень грамотности от географии? или Отвечая на вопросы в газете...

Интервью... Вопросы... Вы любите, когда у Вас что-то спрашивают, а Ваше мнение потом публикуется, будь то репортаж по ТВ или статья в газете? С одной стороны, приятно и даже где-то почётно, а с другой стороны, очень ответственно...
При слове "интервью" лично у меня возникает ассоциация с человеком, который протягивает тебе микрофон, а ты, волнуясь и запинаясь, отвечаешь на его вопросы, не всегда удобные, раздумывая над каждым словом, чтобы не выдать никакой "военной тайны"))))))))


Немного теории...
Интервьюерами в социологии называют людей, которые опрашивают респондентов или берут интервью у других людей, попадающих под определенную выборку. Эта беседа и называется интервью.
Получается, что тот, у кого берут интервью, кто отвечает на вопросы, это респондент или интервьюируемый.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как берётся интервью в наше время? Повлияли ли современные технологии на этот весьма деликатный процесс?
Конечно, повлияли! Яркий и не совсем, на мой взгляд, честный пример, который произошёл применительно ко мне, описан здесь. Что поделать, бывает и так... Вот вроде бы ничего особо и не случилось, а как-то не совсем приятно...

В середине октября корреспондент краснодарской газеты "Ва-БанкЪ" нашла меня через ВК и предложила на выбор ответить на один из вопросов. Как я поняла, интервью планировалось для "...информационного портала The Answer, который будет доступен многочисленным пользователям в конце октября. Это краснодарский сайт, где читатели задают вопросы, а спикеры, чье мнение является авторитетным, держат ответ..." Вопросов было 5, все очень разные, но касались они в основном письменной и книжной культуры. Увидев в одном из вопросов слово "география", вчитавшись в сам вопрос, я решила на него и ответить.
Но чуть позже у меня спросили разрешения опубликовать ответ в газете, а не на портале.

Предлагаю посмотреть-прочитать, что из этого всего получилось:

Вот вроде бы всё хорошо, люди отвечают, вопрос интересный, но... Почему все с фотоличиком, а я нет?!?!?))))) Я же отправляла!!! Ладно, пусть наличие фото останется на совести газеты "Ва-БанкЪ".

Но сам вопрос, несомненно, очень интересен! Жалею, что не упомянула в ответе о Всероссийском географическом диктанте, но сама узнала о нем только в последних числах октября...
Итак, вопрос:
Зависит ли уровень грамотности от географии? Скажем, в столицах уровень грамотности у населения выше, чем в провинциальных городах, в Краснодаре в частности? 

Мне очень интересно, а как бы ответили Вы на него? 
О чём бы рассказали, какие доводы привели? 


P.S. Педагоги-блогеры Краснодара, готовьтесь, уж очень "ручки чешутся" рассказать в газете про нашу педагогическую блогосферу в общем и наши блогерские встречи в частности!))))) Поддерживаете?)))))

29 комментариев:

  1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Интересно! Размышляю... Соглашусь с Вами. Грамотность зависит от самого человека. В классе обучаются дети, которые могут и правило не учить, а писать без ошибок, а иные и орфограммы все вызубрят, а писать - никак...
    Вот подумала, а на грамотность будет влиять диалект? В Костроме - О, в Иваново - "А" и "Я"???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна!
      Вопрос грамотности, конечно, очень сложный, ведь она зависит и от наследственности, и от уровня начитанности человека, а не только от школьного учителя.
      Я думаю, что при отличном знании правил диалект особо не скажется на грамотности, ведь люди же будут осознавать, что они "окают" или "акают". А мы на Кубани "гЭкаем")))))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Абсолютно с Вами согласна. Мне кажется, у некоторых людей есть врождённая грамотность. У меня в разных школах и выпусках были детки, которые писали безошибочно и даже запятые в сложных предложениях расставляли верно. На мой вопрос "Как???" искренне отвечали "Я так чувствую" (ответ Веры Поповой - первой моей грамотейки, дословно), другие отвечали с таким же смыслом.
    Я глубоко убеждена, что человек читающий, пишет грамотнее и стилистически правильнее того, кто мало читает или вообще не читает.
    По поводу места жительства, не согласна, бывает сельские ребята грамотнее и умнее городских. Всё зависит от самого человека.
    Кто мешает людям грамотно общаться в чатах, соцсетях? Они не знают правил? Нет, просто ленятся!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Врождённая грамотность - это что-то потрясающее! Слышала много споров о её существовании, о том, можно ли её приобрести, как это сделать... Но совет один - больше читать, и тогда приобретённая зрительная память станет великой помощницей в приобретении собственной грамотности! Ведь как интересно бывает - не знаешь как написать слово, берёшь ручку, пишешь слово в двух вариантах на листике и... всё, неправильный вариант упорно "режет" глаза! Остаётся только довериться своему чутью. У меня так)))))

      Удалить
  3. Лилия Павловна "выдала" очень грамотный ответ. Мне понравился :)
    Конечно уровень грамотности не зависит от места жительства. А зависит от природных способностей, и соглашусь с Ольгой Николаевной, прямо пропорционален прочитанному. Мне стыдно, но никогда не учила правил, иногда они сами запоминались, а не запоминались - не беда, писала без ошибок, потому что читала запоями - срабатывала зрительная память. Иногда напишу слово именно так и сама не знаю почему, но знаю что правильно :), наверное подсознание и зрительная память))). так что и в этом случае с Ольгой Николаевной солидарна (только сейчас прочла ее комментарий первый))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
      Ой, а я сначала не по теме поста!
      Прочитала, что у Вас всё наладилось с работой, оказывается, Вы совсем недалеко от нас работаете! Правда, я в том районе чаще бываю глубоким вечером (после 19-00), но всё равно - Вы рядом!
      Как-то странно вообще видеть мнение, что грамотность зависит от места проживания...

      Удалить
    2. Мир тесен, Лилия Павловна! Это самое близкое из вакантных мест к моему дому, хотя тоже далековато). А я до 19-00 работаю :-)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Очень-очень задумалась я над этим вопросом и... ответ только один: в "столицЫ" отправляются обычно самые грамотные и талантливые из провинции, там они (в силу бытовых неурядиц) немножко "ломаются", теряют индивидуальность, становятся "как все"...увы...
    У нас в семье сейчас самый обсуждаемый вопрос: где ребенку продолжать обучение после школы. Мы приняли однозначное решение: только в родном городе в одном из Краснодарских ВУЗов (пока не буду раскрывать секрет, хотя его и так все знают). Некоторые доброжелатели "вертят пальцем у виска" и говорят, что надо учиться обязательно в престижном столичном ВУЗе, чтобы хоть чего то добиться в этой жизни. Мол, наши ВУЗы не котируются, ни одного нормального выпускника ещё не было ...и т.д.
    И вот я и думаю, а почему бытует такое мнение? Только потому, что считается, будто в столицАХ уровень образованности выше?
    Знаете, у меня друзья живут в столице. Я спрашиваю: "Как часто вы бываете в театрах, в музеях, на выставках". Ответ грустный; "Мы работаем или стоим в пробках - не до развлечений - это для приезжих".
    То есть, всё то, что есть особенного в столицАХ - это для приезжих? Так получается, что приезжие - как раз и грамотнее?
    Да и почему "столичный" выпускник ВУЗа, проучившись на платном отделении, получив диплом "на хиленькие троечки" будет считаться более образованным, чем обычный "нестоличный" студент?
    Я считаю, что где бы ты ни жил, где бы ты ни учился, из какого бы социального слоя ты не вышел - если есть желание учиться, совершенствоваться, двигаться вперёд - у тебя всё получится.
    И это так было всегда.
    Вспомните Робинзона Крузо? Он в одиночку на необитаемом острове создал подобие привычной цивилизации. Вот с кого надо брать пример: в любой ситуации оставаться человеком и стремиться к самосовершенствованию.
    И не важно, в глухом селе или в крупном городе ты живешь.
    А вопрос, который задан... просто некорректен.
    Он вроде того, что задают маленьким детям: "Кого ты больше любишь - маму или папу?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Благодарю Вас за мнение! Всё верно, самое главное - хорошо учиться в школе, да, заучивать правила и орфограммы, да, много читать, тогда твоя собственная грамотность будет зависеть только от тебя!

      А я для себя чуть подытожила собственный ответ:
      Грамотность человека НЕ ЗАВИСИТ от места проживания - город или село.
      Грамотность как статистический показатель ЗАВИСИТ от географического процесса: миграций.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Лилия Павловна и Ирина Валерьевна!
      Было бы желание учиться, а вопрос где и когда не так важен.
      В нашей семье :) вопрос выбора учебного заведения :) на данный момент является тоже актуальным.

      Удалить
    3. Виктория Александровна, выбор сделать иногда сложно, но как важно, чтобы он был сделан как можно заранее, чтобы была возможность подготовиться к экзаменам! Пусть всё получается!!!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я даже удивлюсь, если кто-то ответит по другому... Дело не в территории и климате. Врождённая грамотность? Да, есть такие люди, и примеров из жизни достаточно много. Но если это не развивать, то так и останется на невысоком уровне. Ведь когда мы говорим о грамотности, мы подразумеваем не просто знание орфограмм и написание изложения или сочинения, а общий уровень грамотности - начитанность, умение вести беседу, общаться,... давать интервью, например! Вы очень грамотно это сделали, Лилия Павловна!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Не надо исключать и желание быть приятным самому себе!)))) Житель мегаполиса с удовольствием будет рассуждать о том, мол, какие они в "своих провинциях" все малограмотные, а житель глубинки обязательно заявит о "ломоносовых из малых мест"... Всё зависит только от человека и его стремления к саморазвитию!
      Спасибо, Людмила Фёдоровна!

      Удалить
  6. Лилия Павловна, я с вами согласна, что уровень грамотности не зависит от того, где живет человек в Москве, Краснодаре или Полысаево.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Рада, что и Вы так считаете!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    По поводу уровня грамотности и знания географии - я бы сказала, на элементарном уровне связь есть. Мне приходится доказывать ученикам, что Америка не столица Лондона (да-да!). Вчера вот с девочкой занималась, 7 класс, так она даже не знает, что Берлин - столица Германии! Это уже, извините, совсем плохо.
    По поводу уровня грамотности в столице и не в столице - так ведь однозначно не место красит человека, а человек место. Конечно, можно многого добиться и у себя дома, однако не стоит забывать о том, что всё же многие именно столичные вузы славятся высочайшим уровнем подготовки. Взять хотя бы физтех, где учится наш племянник. В стране аналогов этому вузу нет. Я тоже поначалу думала, что можно и в другом месте получить подобные знания. НЕ МОЖНО. Даже МГУ и Бауманка ни в какое сравнение не идут с физтехом. Вижу по племяннику, да и мой муж, математик и физик, может это оценить профессионально. Уровень зашкаливает за высочайший, многие не выдерживают такой нагрузки и уходят, но оно того стОит.
    То же могу сказать про иностранные языки. Знаменитый институт им. Мориса Тереза - это выше всех похвал. Если бы у меня была возможность учиться там, я бы уже давно несколько языков знала и моя жизнь вообще сложилась бы, наверное, по-другому. Хоть я и не желаю для себя сейчас другой жизни, просто говорю про высочайший уровень подготовки. В то же время нижегородский институт иностранных языков считался сильным. Сейчас не знаю.
    В общем, мне кажется, нужно искать, конечно, не место, а качество, истинный высокий уровень, проверенный десятилетиями. И не важно, в столице ты или под столицей. Если ума нет, никакая Москва не поможет. По-моему, это очевидно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана Николаевна!
      Грамотность и знание географии, я уверена, конечно же, связаны!!! Как и местонахождение вузов связано с качеством образования, это несомненно!!! Вопрос был в ином - влияет ли проживание человека в городе или в селе на его грамотность. А вот тут посложнее...

      Удалить
    2. Вообще всё зависит от преподавателя. Просто, например, та же столица - это "шаговая" доступность новейших пособий, книг, встреч с самими авторами, с разработчиками ОГЭ и ЕГЭ по всей стране. Можно просто прийти к ним на семинар и всё узнать. Я именно так и рассматриваю столицу. Сама же я училась в провинции!
      В столице большинство приезжие, такие же провинциалы, как и мы. Я как-то уже писала, что столкнулась с почти абсолютным незнанием языка на одном из собеседований проверяющего мой уровень. И моя знакомая тоже рассказывала, что больше распальцовки, чем реальных знаний. Вопрос действительно сложный. НО! ВСЁ завит от человека и - от возможностей: есть они или нет. Согласитесь, Ломоносов не зря так далеко отправился...

      Удалить
    3. Светлана Николаевна, конечно, разница в качестве образования в некоторых столичных вузах и в провинции очень отличается! Вот казалось бы, должно быть только высочайшим .... Но не всегда. А преподаватель, соглашусь, играет очень важную роль!!!

      Удалить
  8. Добрый день, Лилия Павловна! Интересная тема... Думаю уровень грамотности зависит от начитанности человека и особого чутья. Есть у меня знакомые, которые вроде бы и не читают много, и правил не знают, а пишут грамотно. И не зависит грамотность от места проживания человека - есть масса исключений! А есть еще люди, которые сознательно в речи допускают ошибки: например, у меня есть подруга - конструктор одежды - всегда, когда она приходит я обязательно скажу что-нибудь про "штаны", а она обязательно меня поправит: "Правильно брюки!") Не знаю почему я так делаю?) Или ошибки при письме - это что-то логопедическое - когда пишешь слово: набор букв правильный, а в слове их меняешь местами. Или знаки препинания - это, вообще, одно сплошное авторство!) Хотя правила нужны и соблюдать их важно, чтобы мы понимали друг друга!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Васильевна!
      Грамотность и чутьё - уверена, многие учителя русского языка и литературы многое бы дали, чтоб у каждого это чутьё было!))))))
      Знаки препинания - обожжжжаю!))))

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна! Когда я увидела заголовок Вашего поста, то сразу же подумала, что Вы ответите именно так, как написано в статье! А как можно ответить иначе? Полностью согласна с Вами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Я предсказуема? )))) Но в данном случае это отлично!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень интересный вопрос задали Вы нам... Конечно же и там и там есть как умные люди, так и необразованных хватает! Полностью согласна со всеми мнениями, нужно побольше читать, учить правила, тогда и грамотных людей будет больше!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Екатерина Викторовна! Грамотным быть хорошо! А ещё лучше быть Человеком! Увы, не всем дано...

      Удалить
  11. Здравствуйте, Лилия Павловна, дорогие друзья. Согласна со всеми мнениями, слегка лишь добавлю: семейные традиции, воспитание, наследственность и мотивация - это тоже на мой взгляд, важные факторы, влияющие на грамотность нашего общества

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Грамотность важна, как бывает приятно слышать удивление учеников, когда я их поправляю при склонении числительных (например. при ответе домашнего задания):
      -- Лилия Павловна, Вы же учитель географии, откуда Вы знаете, как надо склонять?!))))))))))

      Удалить
  12. Зависит ли уровень грамотности от географии?
    Лилия Павловна, здравствуйте!
    Отвечая на непростой вопрос, скажу, что, на мой взгляд, грамотность точно не зависит от географии. Человек либо грамотный, либо нет. Третьего не дано. И какая разница: в столице живёт, в крупном городе или в маленьком городе, посёлке и т.п.
    Соглашаюсь с Анной Борисовной, в частности: грамотность идёт из семьи. Насколько развита грамотность (любая, кругозор тоже отношу в данном случае к грамотности) в семье, настолько развит будет ребёнок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна!
      А как тогда мы, учителя? Неужели нельзя научить грамоте??? Конечно, от места проживания не зависит грамотность, но хороший учитель может дать очень много!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]