Страницы

понедельник, 1 октября 2018 г.

Не ФГОС, но..., или Взгляд десятиклассников на будущее человечества через 100 лет

Уверена, что многие из нас уже задумывались о том, каким будет человечество через... 100 лет! Где будет жить? Какие профессии будут распространены? Как изменится внешность человека? Какая обстановка будет окружать наших потомков? Что они будут кушать, чем заниматься...? Вопросов, конечно же, можно придумать много, но вот ответы на них получаются у каждого ученика свои.
Кого-то ответы заведут в межгалактические дали с освоением новых планет и путешествиями во времени, кто-то начнёт придумывать мировые катаклизмы, основываясь на увиденных фантастических фильмах, а кто-то действительно выполнит то задание, которое и было задано)))))
Вот так выглядело домашнее задание для учащихся 10 классов:
Описать самые яркие моменты жизни человека через 100 лет, учитывая следующие предположения:
1. численность населения Земли превысила 50 млрд человек,
2. атмосфера очень загрязнена,
3. дефицит пресной воды и полезных ископаемых.
Нарисовать, как будет выглядеть человек через 100 лет.

А пока учащиеся собираются нам обо всём рассказать, хочу отметить, что тема будущего уже не первый раз звучит на уроках географии:
-- "ФГОС: условные знаки будущего" - 7 класс,
-- "Что будет на Земле через 100... 200... 500 лет?" - 10 класс,
-- "ФГОС: путешествие в будущее географической науки" - 5, 6, 10, 11 классы,
-- "Прелести, проблемы и будущее цивилизации глазами современных школьников..." - 8 класс.

Вот они, юные авторы фантастических (и не очень) рассказов:
Конечно же, это не все ребята, выполнившие работу, а только те, кто смог её прочитать/рассказать, показать собственноручно нарисованную иллюстрацию внешности человека или обстановки, его окружающей. Мне понравились описания ребят, их рассуждения, а вот эталон внешности, пожалуй, этот... Но это моё личное мнение)))) Уж больно хорошо всё пояснили...
Но вернёмся к работам. Некоторые из них хочу привести и в текстовом варианте. Зачем? Поясню ниже...

Работа №1.
К 2118 году население планеты составляет 51 млрд. человек. В большинстве государств вводится стерилизация мужчин и женщин для того,чтобы сократить прирост населения. Правительством выдаётся лицензия на воспроизведение не более двух детей. Например, в Африке население изменилось с 1 млрд. до 4 млрд.
Для способности прокормить такое количество людей в океанах начнут действовать фермы по выращиванию водорослей. Нехватка продуктов питания связана и с глобальным потеплением. Треть всей суши Земли превратилась в пустыню. На Земле появилось около 3 млрд. беженцев.
Внешний вид людей не изменился. В благоприятных условиях жизнь человека достигла продолжительности в 130 лет.
Появилось лекарство от СПИДа и рака. Для людей с ограниченными возможностями в опорно-двигательной системе повсеместно стали применяться экзоскелеты. Появился аппарат по регенерации недостающих частей тела.
Человечество смогло обойти наиболее глобальную из всех проблем - термоядерную войну. Но в XXII в. появилась новая проблема.... Главами государств было принято совместное решение по ликвидации наиболее уязвимых к болезням людей. Им будут вводиться инъекции наноботов, которые полностью поражают стволовые клетки человека и прекращают работу мозга. Таким образом, к началу 2125 года ожидается масштабный спад населения.

Работа №2.
Люди, живущие 100 лет назад, даже не догадывались, что их может ожидать. Они мечтали о 100-метровых небоскрёбах, летающих машинах, телепортации, машинах времени. Но всё пошло совершенно иначе.
С каждым годом ухудшалось состояние планеты Земля в целом. Людям приходилось ходить в кислородных масках с рождения, так как атмосфера была сильно загрязнена и большинство из-за этого и умирали. Странно, что до сих пор здесь проживает более 50 миллиардов человек. Кстати об этом. Огромное количество людей, проживающих на одной территории, не могли видеть каждый день столько новых лиц и постепенно сходили с ума. Из-за такого количества населения имена для новых людей заканчивались. Для этого придумали таблички с номерами -  у каждого был свой собственный.
Основная задача жителей планеты Земля - вернуть былую экологию, старую жизнь. Этим и занималась большая часть населения. Другая же часть следила за тем, чтобы рождаемость становилась как можно ниже. Но и были те жители, которые занимались "истреблением". Люди, которые не приносили ничего полезного для общества и его будущего, были уничтожены. Они являлись настолько маленькой частью того мира,что никто не замечал их исчезновения.
Домов у людей не было. Всё разнесли, чтобы люди хоть где-нибудь разместились. Спали, где попадётся, под открытым небом.
Хоть состояние у планеты было плачевное, люди верили в лучшее будущее, как их предки верили в летающие машины!

Работа №3.
2118 год. Атмосфера не пригодна для дыхания. Специальные заводы с помощью фотокаталитических фильтров очищают воздух от тяжёлых металлов и ионизированных частиц. Затем получившейся смесью газов под высоким давлением наполняют высокопрочные цистерны. Воздух поступает в организм через трубку дыхательного респиратора. Но несмотря на все приложенные усилия, среднестатистический контейнер содержит в себе несколько граммов миазмы, которая приносит непоправимый вред здоровью, подобно курению некачественного табака. Очищать стенки сосудов приходится самостоятельно, подолгу задерживая дыхание, дабы хоть сколько-нибудь продлить минуты своей бренной жизни. Следствием дорогой стоимости дыхательного комплекта стали массовые приступы нехватки кислорода, что конечно же отрицательно сказалось на кровообращении человеческого организма, из-за чего мозг перестал полноценно развиваться и постепенно вёл человечество к регрессу, полному хаосу, а затем и к неминуемой гибели.

Работа №4.
А ещё была работа в... стихах! Прочитать стихотворение Виктории Потаповой. (последнее видео, начало на 3 мин. 48 сек.)


Работа №5.
А эта работа меня покорила своей художественностью... Получился целый фантастический рассказ, который очень легко читается, в нём есть сюжет, законченность. Отлично!

В этот раз ребята не просто читали свои сочинения перед классом, но и согласились оставить их в качестве материала к изучению на уроках в 8 классе!
Итак, слово десятиклассникам:



















Как можно использовать эти работы? Я вижу несколько вариантов:
-- во-первых, можно поискать работы, которые не соответствуют заданию,
-- во-вторых, в работах поискать последствия определённых воздействий человека на мир вокруг - перенаселения, увеличения углекислого газа в атмосфере, прекращения добычи полезных ископаемых, загрязнения пресных вод...
-- в-третьих, можно выяснить, что считают учащиеся излишне фантастическим...
-- а ещё предложить найти пути улучшения сложившейся ситуации, предложить меры по недопущению...

А больше всего мне понравилось, что в конце многих работ звучали призывы к самим себе не допустить такого будущего. Жаль вот только, что позитивных работ было в разы меньше! Но!!! Но если учитывать три допущения, предложенные в задании, то позитив как-то и не особо просматривается...

Работы получились у старшеклассников ОЧЕНЬ разные не только в художественном и географическом смысле, но и по... отношению к выполнению задания. Иногда казалось, что слушаем "записки на коленках", а не размышления 16-17 летнего человека. Но качественно выполненных работ в разы больше! Огромное спасибо всем ребятам, кто выполнил задание правильно и в срок. Молодцы! Ну что ж, нам с восьмиклассниками предстоит большая работа при изучении экологии нашей страны!)))))

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Бр-р-р... насколько печальным и бессмысленным кажется будущее после просмотра роликов. И с каким равнодушно-саркастическим видом ребята рассказывают о всех ужасах будущего.
    А ведь это можно предотвратить, если именно ОНИ примут меры, займутся восстановлением экологии, начнут вести ЗОЖ, задумаются о общественном и политическом строе.
    Главное - научиться жить не только для себя, но и для других.
    Сложно перестроить сознание человека, но...
    А знаете, эта атмосфера "ЛЕГКОГО ЮМОРА И САРКАЗМА" скорее всего от того, что они прекрасно понимают, что через 100 лет их не будет.
    А задуматься о том, что будут живы дети и внуки - это пока вне их понимания.
    Лилия Павловна, мне стало страшно.
    Надо срочно что-то делать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      К сожалению, многим ребятам удалось показать некую безысходность и бесперспективность человеческого общества, но... они следовали условиям в задании. Осталось только положиться на воспитательных эффект подобных работ. Да, не глобально, но ведь начинать задумываться о будущем надо с себя...

      Удалить
  2. Интересные рассказы детей, Лилия Павловна! Я думала, что будут только позитивные ответы. Но все видят планеты будущего по-разному. Жаль, если, действительно воздуха будет не хватать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Позитивные ответы, к сожалению, не могли быть правильными, ведь условия были поставлены чёткие!

      Удалить
  3. Забеспокоилась, как бы не сойти с ума от всё новых и новых знакомств)
    Перспектива - как из фильма-апокалипсиса)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна!
      Да, очень чувствовалось, что многим ребятишкам нравится смотреть фантастические фильмы... А некоторые хоть Спилбергу в Америку отправляй!

      Удалить
  4. Добрый вечер, Лилия Павловна! Ещё когда я увидела работы детей отдельно от них самих, меня очень заинтересовал один рисунок. Если бы мне дали их все и предложили выбрать, какой из них принадлежит моей Ксении, я б выбрала его. И как удивительно было увидеть автора этого рисунка... Тот же типаж, тот же взгляд "куда угодно, лишь бы не в камеру")) Позже я дала посмотреть фотографии Ксении и спросила, а какой из этих рисунков ей ближе и ... Я не ошиблась. Очень любопытно, конечно, о чем думали дети и почему именно такие образы они придумали. Немного завидую, что у меня ТАКИХ уроков не было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анастасия Викторовна! Да!!! И Вы это отметили, даже не видя ребёнка сначала!!! Бывают же такие совпадения...
      Я тоже ещё во время урока отметила схожесть "во взглядах" на мир вокруг той ученицы и Ксении!
      Таких уроков не было, зато... теперь у Вас тоже есть домашнее задание по географии, которое надо выполнять, но подробнее об этом в следующем сообщении!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    У меня малыши-третьеклассники, но мне всегда ужасно интересно посмотреть-прочитать-послушать (особенно!!!) Ваших учеников-старшеклассников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Спасибо! Работы получились весьма специфические, но... это ж рабочий материал, а не отчёт для красоты и приятности))))

      Удалить
  6. Немного грустно стало за будущее наших внуков и правнуков, если таким его видят наши дети. Но очень хочется верить, что это только фантазии. Кукуруз-пром-транс))) Вот надо же было такое придумать.
    И все же, надо отдать должное, дети рассуждали, причем многие достаточно аргументированно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Конечно же, грустно! И страшно! Но ведь ещё есть время задуматься, что-то изменить, постараться изменить негативное воздействие на мир вокруг. Ведь сейчас мы учим тех, от кого будет зависеть будущее!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна! Интересные прогнозы представили десятиклассники. Довольно пессимистические.Хотя, я в этом возрасте тоже писал нечто подобное. Помните?
    Дневник человека из Туманного города

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Ваня! Конечно же, я помню твои работы! ))))
      С удовольствием перечитаю!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна. Некоторые прогнозы насторожили. Однако мне кажется, что настолько глобальных изменений все же не будет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      И я так думаю, что люди будут способны предотвратить столь негативные последствия. Но... стоит о будущем задуматься уже сегодня!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]