Пожалуй, и я готова внести свою лепту в эту безграничную полезность и кладезь советов на все случаи жизни!))))) Вспоминая свои первые годы работы в школе, хочу поделиться теми советами, которые были необходимы лично мне! Эх, если бы мне ТОГДА об этом рассказали!)))))
Советы молодым учителям:
1. Приступая к работе, обязательно соберите свой личный "банк документов", который необходим для отчётов и оборота документации именно в этом образовательном учреждении. Ибо может оказаться, что то, чему учили раньше (или использовалось в другой школе) не подходит для школы, где вы работаете. Отчёты по итогам четверти, протоколы родительских собраний, правильно оформленные титульные листы к КТП и программам, сами программы и КТП, служебные записки, заявления.... Сейчас всё это так легко собрать - попросить коллег поделиться и внести свои изменения.
О документах
Марьиванна переживала - шла вторая неделя её работы в школе в качестве учителя, а она так и не понимала, какую именно документацию она должна срочно-обморочно сдать завучу к 14 сентября! Она перелистала все свои университетские конспекты по методике преподавания предмета, нашла бесконечное количество таблиц с бесчисленными столбиками, но всё было не то! Тогда она вспомнила, что ей назначили наставника - опытную коллегу, которая (как думала наивная Марьиванна) поделится с нею хотя бы азами оформления нужных бумаг. Но наставнику было или вечно некогда, или она пыталась объяснять столь пространно и туманно, что Марьиванна чувствовала себя очень глупой, но ни на шаг не приближалась к пониманию того, что конкретно ей надо сделать. На просьбу Марьиванны просто показать свой готовый вариант, коллега отвечала отказом и словами, мол, ты же из вуза, вас что, не научили или ты сама плохо училась?! Отпадало всё желание что-либо спрашивать. А подойти к зам.директора по УМР было страшно, да и великая начальница объясняла ещё пространнее...
В слезах Марьиванна возвращалась домой - час Х по сдаче КТП был уже послезавтра... Но чтобы не расстраивать домашних, села на лавочку недалеко от школы, чтобы немного успокоиться. Другая заместитель директора проходила мимо, но заметив слёзы молодой учительницы, участливо поинтересовалась, что её так расстроило? Потом были очень важные для Марьиванны 10 минут - ей буквально на пальцах объяснили, что и как она должна сделать, заметив, что её наставница, имея 20-летний опыт работы в школе, сама часто портачит с документацией, потому и объяснить не может.
Сколько нервов и слёз можно было избежать, вовремя получив грамотный совет....
2. Не стесняйтесь спрашивать у коллег, подходите со своими вопросами к тем, кому Вы пусть даже и интуитивно доверяете, а не только к тем, у кого должны спрашивать согласно субординации.
О доверии
Продолжим про Марьиванну. В начале декабря к ней подошла зам.директора по УМР (как думала молодая учительница, её прямой наставник по всем вопросам в первый год работы в школе) и попросила поделиться, в чём она испытывает трудности в работе. Марьиванна рассказала о недопониманиях с родителями, документации, случаи из уроков и общения с детьми разных классов... Зам.директора по УМР участливо кивала головой и что-то помечала в блокноте. Каково же было изумление молодой учительницы, когда она во время декабрьского педсовета немного в насмешливой форме (мол, посмотрите, как учат молодых учителей, что они не умеют того-то и того-то) перед всеми учителями школы, где она же пять лет назад получила серебряную медаль, услышала из уст зам.директора обо всех своих промахах и недочётах... Холодный пот прошил насквозь, казалось, волосы медленно встают дыбом от поясницы до шеи, суставы во всём теле начало выкручивать, было безумно стыдно за свою глупость и... что доверилась. И вот тогда впервые у Марьиванны руки тихонечко сжались в кулачки, благо, длинных ногтей у неё тогда не было.
5. Сделать родителей своими союзниками. Это очень сложно, но возможно! Главное, объяснить родителям, что у вас общая цель - качественное обучение и воспитание их детей! Быть классным руководителем - это не только про детей, но и ... про родителей.
Наши молодые учителя активны, инициативны, они постоянно учатся, дружат, вместе путешествуют,
а заслуга в этом всём не только времени, но и во многом нашего нового зам.директора по УМР Оксаны Борисовны Шепелиной, которая всегда рядом с ними, тем более, что и она - молодой специалист.
Помните, что официально назначенный наставник и тот, кто действительно помогает правильным советом, - могут оказаться разными людьми. Всегда замечайте не только должность, но и настрой человека по отношению именно к Вам!
О картах
Марьиванна была географичкО, а значит, ей нужны были для работы настенные карты. Это опытные и правильные учителя сидели в кабинете географии, где, как тогда казалось молодой учительнице, было всё, в том числе и географические карты. Марьиванна же бегала по кабинетам - молодая же, пусть побегает свои 18 уроков в неделю, 5 дней в одну смену с кучей "окон". А она и бегала, безумно уставая к середине дня, но радуясь своей работе - быть учителем ей очень нравилось, даже самый сложный в параллели "свой" 5 "Е" вызывал только позитив и желание вместе с ними покорить весь мир! Но покорять мир без карт было сложно...
И вот наивная географичкО пошла к трём географиням попросить карту мира. Карты она не получила, ибо им самим всё было нужно, а на предположение, что школа должна обеспечивать учителя необходимым, услышала хохот и предложение пойти с этим к директору. Стало страшно. Но географини дали и добрый совет - обратиться с просьбой к учащимся и классным руководителям тех классов, где работала Марьиванна. Так она и сделала, получив через 2 недели несколько новеньких (а не допотопных и в плёнке) нужных карт, которые тут же подписала своей фамилией. Географини пытались потом заимствовать карты Марьиванны, но.... у них это никогда не получалось.
3. Умейте говорить НЕТ!
Пожалуй, это самый сложный совет не только для молодых учителей, но и для тех, чей опыт насчитывает десятилетия. Где проходит грань между нежеланием включаться в жизнь пед.коллектива и неумением отказать, даже если затрагиваются свои собственные интересы? Надо искать компромисс. В соответствии со своими способностями и совестью.
О замещениях
Наступила зима... В школе январь и февраль традиционно были "месяцами замен" - учителя массово болели гриппом и простудами, каждый день в школе отсутствовали более 10 учителей, завучи сбивались с ног, ища замены. Болезненными оказались и географини. Сразу две ушли на больничный, а Марьиванна была вызвана к зам.директора по УВР, где ей сообщили, что теперь она будет работать в две смены, ведь надо спасать Родину в лице школьной географии. Марьиванне было страшно, но... замены ведь оплачиваются, а она так хотела красивое платье, которое мозолило глаза в витрине магазина уже около месяца. Наверное, тут стоит чуть отвлечься на материальный вопрос. Зарплата Марьиванны (на руки) за один календарный месяц (декабрь 2001) при 18 ч. и классном руководстве была равна 360р., платье стоило... 600р. Марьиванне было очень сложно, пусть она и вышла замуж как раз между получением диплома и устройством в школу - семейная жизнь не складывалась, надо было уходить сразу, но наивная Марьиванна верила в то, что любовь победит все трудности и можно переделать другого человека. Были дни, когда она ела только один раз в день - в школе с классом, поэтому дополнительный заработок был бы очень кстати.
Две недели болели географини, две недели Марьиванна работала шесть дней в неделю в две смены, старательно ведя учёт замещённых уроков. Было очень сложно - на работу идёшь - темно, возвращаешься - опять темно, одна мысль - нельзя заболеть самой!, а кушать нечего (как сложно выбрать, когда есть деньги либо на лимон, либо на булку хлеба), постоянно хочется спать, но платье в витрине было прекрасно... По её подсчётам в первую неделю она дала 60 уроков (всего), а во вторую 40, т.е. ей должны были оплатить 64 урока замещения (100 минус свои 18 и 18).
Подошла очередь расписываться в журнале замещений. И Марьиванна была в шоке - ей поставили замены только за... 22 урока вместо 64! Когда она подняла глаза на завуча и посмела заикнуться, что она же отработала не 22, а 64, вот, записи в блокноте есть, на неё просто наорали: "Ты что, в школу за деньгами пришла?! Да как тебе не стыдно! Учитель - это призвание, знаешь, сколько завучи бесплатно работают?! Да тебе и 22 много! Я и так для тебя постаралась."
Получив расчётный лист, Марьиванна заплакала - на платье, конечно же, не хватало. С тех пор Марьиванна не любит замещать уроки и... платья."
4. Быть активным, пробовать себя в разных направлениях работы. Мир вокруг предлагает массу возможностей, которыми стоит воспользоваться. Что Вам интересно? Надо попробовать участия в конкурсах с детьми и... педагогических, делать проекты, участвовать в инновационной работе, самообразоввываться, экспериментировать, внедрять... Помним ведь, что карьера учителя может быть не только вертикальной (завуч-директор-департамент и т.д.), но и горизонтальной (эксперт, тьютор, куратор и пр.)
5. Сделать родителей своими союзниками. Это очень сложно, но возможно! Главное, объяснить родителям, что у вас общая цель - качественное обучение и воспитание их детей! Быть классным руководителем - это не только про детей, но и ... про родителей.
6. Общаться с детьми, разговаривать с ними, не упиваться ролью "над" детьми, а искать способы быть "рядом", давать детям самостоятельность. Да, возможны и ошибки, но именно так и нарабатывается опыт...
7. Помнить, что главный в школе - урок. Те знания и умения, которые получили дети! Акций вокруг множество, тем для разговора с учениками - тоже. Но учитель - это прежде всего урокодатель!
8. Вести строгий учёт оценок и контрольных работ, бумажный журнал с пометками. Ибо если придут родители, нужно не только вспомнить ученика (а если их более 500?!?), но и рассказать, за что были получены отметки. Первое время трудно разговаривать с родителями, которые могут явиться внезапно - растерянность, сомнения, недовольство могут быть обоюдными. Наверное, совет вести бумажный журнал для собственной подстраховки граничит с паранойей, ведь очень тяжело совместить искренность, энтузиазм, кипучую энергию и такой бюрократический контроль. Но в наше время, когда в самой абсурдной ситуации оказывается виноват учитель, лучше перестраховаться лишний раз.
Обратите внимание, лучше указать родителям на предметность и конкретность разговора: "Буду рада подробно рассказать Вам об успехах и точках роста А., но для этого необходимо его присутствие и его тетрадь," - так и ребёнка точно вспомните, и разговор будет более предметным.
9. Справедливость в выставлении оценок. Она очень важна! Очень легко быть добрым, ставя детям только "4" и "5" - так и успеваемость хорошая, и все довольны, но... Так нельзя, у нас ведь приняты и другие отметки!
10. Помните, что очень часто настроение учителя заразительно - оставляйте за дверью кабинета все тревоги, печали и огорчения. Это сложно, но необходимо. Учитель ведь всегда немного артист!))))) И в этом есть огромный личный плюс - быть может, к концу дня "сценические выступления" сгладят расстройства...
11. Составляйте расписание "дедлайнов". Этот совет касается тех учителей, кто прислушался к совету №4 и/или ещё и классный руководитель. Зачастую бывает так много поручений, что и не знаешь, за что хвататься, хочется... проигнорировать всё и сразу. Но так нельзя. Лучшее, что можно сделать - расположить все поручения/дела по мере дедлайнов - сроков сдачи. И выполнять потихонечку, вычёркивая в блокноте. Особенно это актуально в начале сентября и в конце мая.
12. Я настоятельно рекомендую молодым учителям обратить внимание на свои профили в социальных сетях! Попробуйте зайти анонимно (как любой человек - родитель, ученик, коллега) и посмотреть, что и как выглядит. Сейчас многое ставится в вину учителю - и фото в купальнике (даже на море во время отпуска), и участие в политических акциях, и ... всякое. Просто будьте благоразумны!
13. Вести учёт активности и достижений - пригодится и для аттестации, и для профессионального роста. Сейчас сделать это очень легко - не просто собираем грамоты, приказы, сертификаты в папочку, но и сканируем их, правильно называя (сначала год, потом название мероприятия!!!) и храня в папке на ПК или в облачном хранилище, чтобы всегда были под рукой.
Конечно же, лично я рекомендую молодым учителям хотя бы попробовать и создать свой блог. Он может стать очень удобной записной книжкой, помощником, хранилищем важных записей, сделанных на мероприятиях, личным портфолио...
14. Не бойтесь трудностей, они сделают вас сильнее!
15. Неравнодушие и ответственность важны во всём, что связано с работой в школе.
И ещё. У учителя должно быть хобби. Это важно! Жизнь не может состоять из школьных хлопот и домашних забот... Должно быть что-то и для души!
А вот и они, молодые учителя нашей гимназии:
Знаете, а ведь им ОЧЕНЬ повезло, что они начинают свой профессиональный путь в школе именно сейчас - вроде бы сложное время, но такое... открытое! Уверена, с ними не могло бы произойти ничего из того, что произошло с Марьиванной! Наши молодые учителя активны, инициативны, они постоянно учатся, дружат, вместе путешествуют,
а заслуга в этом всём не только времени, но и во многом нашего нового зам.директора по УМР Оксаны Борисовны Шепелиной, которая всегда рядом с ними, тем более, что и она - молодой специалист.
Я хочу пожелать всем молодым педагогам творчества, хороших зарплат, ярких уроков, профессионального роста и семейного благополучия! Пусть всё радует, вдохновляет и приносит только позитив!
P.S.
А какой совет дали бы молодым педагогам Вы?
Что Вам запомнилось из первого года работы в школе?
P.S.
А как же Марьиванна? ))))) Да всё у неё хорошо! ;)) Отрастила крепкие зубки и коготочки, но всё так же не любит замещения и платья, а покупая лимоны, обязательно берёт и хлеб!)))) Она успешно проучилась на курсах "Менеджмент в образовании" и могла бы подниматься вверх по карьерной лестнице, но предпочитает быть простым учителем, победила в конкурсе ПНПО, стала экспертом ЕГЭ и ОГЭ, была председателем городской общественной учительской организации, получила Грамоту и Значок от Министерства страны и очень рада возможности быть самой собой. А ещё она бесконечно благодарна своим коллегам за опыт! Всем коллегам. Кто знает, если бы у неё было всё гладко и радостно в первые два года работы в школе, как бы всё сложилось...?
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьОх, уж, эта Марьиванна, как же я люблю её откровенные разговоры.
Что хочу сказать - это всё не только для молодых учителей, но и для любого молодого специалиста.
Я тоже была такой же откровенной с вышестоящей - и в итоге меня (моими же словами) пропесочили в газете, слегка переиначив мои слова. Тоже хваталась за любые дела, и очень нескоро заметила, что другие просто наблюдают, как "молодая" выполняет работу всей группы (кстати, без всякой доплаты, только на голом энтузиазме "тебе надо учиться, опыт приобретать").
Я так рада, что молодые учителя стали приходить в школы - это значит, что хоть немного высшее образование оправдывает себя.
Хочется пожелать Марьиванне взять под своё крылышко молодых специалистов и потихоньку превращать их в блогеров (настоящих, а не...)
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьСпасибо! Получается, что откровенность не всегда бывает правильной, пусть даже изначально она предполагается! Странно, но именно опыт об этом свидетельствует и не только мой, но и Ваш! Молодых специалистов всегда любят поднагрузить работой)))) Для опыта!))))) Наверное, это такая традиция.
Массово молодые педагоги стали приходить в школы года с 2013, я помню, как только стали вводить для этого педагогические конкурсы, меры поддержки - и ведь работает!
Марьиванна не лезет к молодым учителям с советами - нашим ведь действительно повезло, они под добрым крылом нового молодого завуча. Но иногда советы даю, если спрашивают, конечно!))))
Добрый вечер, Лилия Павловна! На мой взгляд, советы, которые Вы дали молодым специалистам, могут в чём-то помочь и опытным учителям. Мне вот до сих пор сложно говорить "Нет". Много работаю над собой в этом направлении. К сожалению, не сразу будучи молодым специалистом и классным руководителем поняла, что классное руководство это не только про детей, но и про родителей... До сих пор считаю, что классным руководителем должен быть опытный педагог. Отлично и удивительно, что у вас в гимназии так много молодых специалистов. Замечательно, что есть поддержка со стороны администрации. Согласна с Марьиванной - очень важно быть самой собой. Это, по-моему, главная ценность для человека. И её не заменит ни одна награда или должность.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Викторовна!
УдалитьСпасибо! Самоорганизация очень важна, это да, но вот научиться говорить "нет" всегда очень сложно! Я умею, но всегда безумно стесняюсь это делать, иногда проще сделать дело, чем отказать! Сейчас такое "активное" время, что если на всё соглашаться, особенно на всякие акции-конкурсы-флешмобы, что спускают свыше, можно не то, что к урокам подготовиться, но и поспать не успеть! Я считаю, надо учиться говорить "нет", это важное качество любого работающего человека. А учителя и так столько всего, не входящего в трудовые обязанности выполняют, что... в общем, надо! И Вам этого желаю, и всем педагогам!
Ученики и родители всегда чувствуют настоящесть педагога, искренен ли он с ними, разделяет ли то, к чему призывает.
Лилия Павловна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьНужно ли говорить, что советы ценны. Очень. Соглашаюсь с Надеждой Викторовной: они нужны и опытным учителям. Сколько среди не МС неорганизованных коллег. Увы, есть и такое.
И конечно, пусть МС прислушаются. Много, к сожалению, сегодня среди них таких, которые считают, что "отцы" говорят неверно, советуют не то.
Да, пусть будут настоящими! Дети не прощают фальши. Искренность, доброта, строгость, корректность нужны и детям, и родителям.
Мы сегодня работаем в непростое время. Много именно с родителями проходит бесед.
Спасибо за сообщение! Актуально! Как, впрочем, всё всегда у Вас.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьСпасибо! Советы писались от души, надеюсь, пригодятся нашим молодым коллегам! Эх, как бы мне пригодился в своё время совет про доверие - до сих пор как вспомню, так вздрогну! Завуч потом ещё подходила, спрашивала о трудностях, но мой ответ был уже стандартен: "Спасибо, всё хорошо, всему школа научила")))))
Сейчас ОЧЕНЬ многое в школу идёт из семьи, родители могут в лицо говорить одно, а дома обсуждать иначе, а детки ведь всё несут в школу... Настоящесть и искренность - это очень важно!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Читала про Марьиванну и у самой чуть ли не слёзы выступили. Многое что вспомнилось. И своё полное одиночество, и всеобщее равнодушие, и как я год тащила на себе бесплатно всю начальную школу... Да, в самом начале пути мне очень помогли, я ведь пришла в школу через 7 лет после окончания университета, а вот как вышла из декрета и перешла в другую школу... Не всё плохо и ужасно, конечно, но теперь у меня есть острые зубы и длинные когти, которые я была вынуждена отрастить, а не то так и ходить бы мне в полной прострации. Одиночество и равнодушие - это очень страшно, ты словно посреди страшной тайги и твердо знаешь, что тебе никто не поможет и рассчитывать тебе не на кого.
ОтветитьУдалитьСоглашусь с Вами: нынешним молодым специалистам очень повезло. Есть всё, однако когда есть рядом плечо и помощь - какое это счастье!
Здравствуйте, Светлана Николаевна!
УдалитьСпасибо за отклик и то, что поделились своим - не всегда всё бывает гладко вначале, но так хочется, чтобы молодые педагоги учились на чужих ошибках, набивая меньше шишек и мозолей! Я даже и не представляю, как это - бесплатно, да ещё год вести уроки в начальной школе...
Но очень ценен именно выработанный опыт - когтики и зубки будут очень крепкими!))) Я всегда говорю, что избыточное выделение слёз способствует накапливанию кальция в организме!))))
Когда-то я тоже была молодым учителем... Время так быстро летит!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна!
УдалитьДа все мы были молодыми. А если по теме поста? Были случаи из практики МС, или всё было гладко?
Здравствуйте, Ирина Михайловна.
УдалитьДы, иногда из всей жизни остаётся одно воспоминание "я родился...", а остальное остаётся покрыто тайной или мраком, что и вспомнить нечего?
Вот мне интересно, а были у Вас какие-то курьёзные случаи из учительской практики?
Какой СВОЙ опыт Вы могли бы сейчас передать молодым учителям?
Что стоит делать, а от чего лучше сразу отказаться?
Хотя, любой отказ со стороны молодого специалиста может расцениваться как лень, нежелание что-то делать помимо основных обязанностей, и как результат - в дальнейшем - не поступление дальнейших предложений от тех, кому отказали.
А предложения бывают разными...
Расскажите, Ирина Михайловна...
Ирина Валерьевна, и мне интересно.... Всё, что не убивает, делает нас сильнее! 🙂
УдалитьДоброй ночи, Лилия Павловна. Очень хорошие советы даны у Вас. Стаж работы у меня большой. Вспомнила своих "старушек-коллег" (я начинала работать после педучилища, была самой молодой в начальной школе. Все старше 25 были для меня старушками). Вспоминаю их советы и подсказки. Ненавязчиво, по-доброму. Время летит, многих уже нет в живых. Хотелось бы сказать молодым "Учитесь! Будьте в курсе новинок!". Что-то подойдёт и Вам в работе. Самообразование - великая вещь. Найти время можно, интересные курсы по приемлемой цене или бесплатно. Найдёте свою "изюминку" в работе, сможете объединить коллектив класса.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Татьяна Петровна!
УдалитьКак же Вы правы- и мне все старше меня казались престарелыми и такими опытными-опытными, аж страшно было подойти поговорить!)))))
Самообразование - великая штука! Сейчас столько возможностей для этого - и книги, и интернет, и курсы... Было бы желание! Вот именно этого желания и хочется пожелать всем молодым педагогам!
Спасибо Вам за отклик!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Молодых специалистов в школах мало. Наблюдая за своей коллегой, понимаю, очень трудно ей организовать детей, чтобы они слышали и видели ее на уроке. Думаю, понимаете о чем я. Давала советы, даже приглашала к себе на уроки, чтобы просидела, получилась.
ОтветитьУдалитьБоятся молодые специалисты и родителей, а в деревне ещё и позволяют мамочкам обращаться к себе на ТЫ и по имени. Приходится объяснять, почему должна быть в школе субординация, помогать коллеге, оговаривать родителей.
Ваши советы ценны. Марьиванна бесподобна!
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьПолностью Вас поддерживаю- субординация очень важна! Можно и дружить с родителями, зачастую именно школьное общение перерастает в долгую дружбу, но очень важно чётко разграничить то, что касается школы и всего прочего! Спасибо Вам за отклик!
Марьиванна тоже признательна! ))))
Здравствуйте, Лилия Павловна! Как все верно Вами подмечено! Я столько шишек набила в свое время с администрацией, пока не научилась говорить НЕТ.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Алла Юрьевна!
УдалитьНаучиться говорить НЕТ бывает очень сложно... Самое главное, действительно отказываться от выполнения поручений, когда уж СОВСЕМ не можешь, а не просто всегда, из принципа... Надо найти золотую серединку, ведь надо и помогать, и о себе не забывать.
Добрый вечер, Лилия Павловна! Прочитала и немного прослезилась, у нас ведь всегда так получается, что очень многое закладывается в первые годы работы специалиста. У меня соседка не смогла работать учителем, так сложно было. А ведь она умничка, ей хотелось работать с детками.
ОтветитьУдалитьЯ бы назвала это сообщение "Как закалялась сталь".
Здравствуйте, Наталья Сергеевна!
УдалитьПолностью согласна - первые два года очень важны для молодого специалиста, ведь они самые-самые трудные, нужно поддерживать, помогать и направлять, без разницы - учитель или любая другая профессия. Все мы когда-то были молодыми и неопытными!))))
Я думала над подобным названием, но... пусть будет это!))))
Спасибо Вам за отклик!
Здравствуйте, Лилия Павловна. И хотя этот учебный год - мой 24-й год путешествия по школьной стране, бывают такие минуты, когда осознаешь (или дают тебе понять) себя опять в «роли» молодого специалиста. С одной стороны, интересно, к примеру, само знакомство с новыми классами, «присматривание» (от деток что-то вроде: «посмотрим, что Вы из себя представляете»), с другой стороны, администрация пытается всеми способами порой повесить на тебя то, что уже физически ты не способна успеть выполнить. По той причине, что у тебя и дом, и семья, и дети. Если раньше я уходила в школу в 8 утра, а приходила в 8 вечера, сегодня (и не только! слава богу, вот уже 5 лет) я могу (научилась!) расставить акценты, сказать НЕТ, когда это необходимо.
ОтветитьУдалитьЭх, мне бы эти советы ))) Кроме 14. )) Я всегда выбираю нелегкие пути))) «Курс молодого бойца» проходила методом набивания шишек, где-то вслепую, порой наступая на одни те же грабли. Но без этого боевого крещения, возможно, не было бы четкого понимания многих вопросов/проблем системы образования. До 2011 г. моим наставником (неофициальным) была свекровь, учитель истории, иностранного языка. Я всегда знала, кто меня поддержит, подставит плечо, если подскажет ситуация. А со временем я тоже «отрастила крепкие зубки и коготочки»)). От карьерной лестницы отказалась в 2014-м.) По многим причинам. Не буду их здесь озвучивать.)) Скажу только, что в общении с детьми, в подготовке к урокам, вижу больше смысл и для себя, и для моих ребят.
Желаю молодым специалистам вдохновения, оптимизма и … терпения!
Наталья Борисовна, здравствуйте! Спасибо Вам за рассказ и соразмышления! Вы совершенно правы - очень важно правильно расставить приоритеты и всегда думать, прежде чем на что-то соглашаешься. Молодой специалист - он учится, а не выполняет чью-то работу, он нарабатывает свой собственный опыт, а не только набиваешь шишки и натыкается на стены... Очень важно, чтобы рядом был действительно наставник, не только мудрый и опытный, но и готовый делиться свои опытом. Вам очень повезло со свекровью!!!
УдалитьПрисоединяюсь к Вашим добрым пожеланиям всем молодым специалистам!
Даже спустя 36 лет полезно! Спасибо огромное за подробный рассказ, Лилия!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Татьяна Борисовна! Молодые коллеги обычно удивются, вот как такое было возможно раньше?!)))
Удалить