Страницы

среда, 17 декабря 2014 г.

Мой методический день: часть 1. Мастер-класс учителя географии

Переделав с утра много важных и нужных дел, сверив часы с расписанием интересных мероприятий на городских и краевых педагогических (и не только) сайтах, я поняла, что мой сегодняшний методический день может быть наполнен как минимум двумя интереснейшими событиями. Ну что ж, пора собираться!
Сначала решила отправиться на мастер-класс "Использование занимательных элементов на уроках географии как средство достижения предметных и метапредметных результатов" (учитель географии Е. И. Шапарева, СОШ №31). Я понимаю, что мастер-класс был для географов, но и учителям других предметов, читателям блога, будет что узнать нового и полезного для своих уроков и... организации подобных мастер-классов для коллег.
Люблю смотреть на украшенные к Новому году школы!
Не разочаровала праздничным убранством и СОШ №31: возле входа всех посетителей встречала стильно украшенная ёлочка.
 После знакомства с блогами учителей технологии всегда обращаю внимание на окна:
 Захожу в кабинет к Елене Ивановне и первое, на что обращаю внимание, - тематические выставки с подписями:
 Как я поняла - это элементы будущего мастер-класса.
 А это что за особенная станция "Шведский стол"? Думаете, просто для "подпитки" уставших географов?
 А вот и не только! Подкрепляемся за неторопливым разговором и просвещаемся:
 Думаю, что нынче традиция оставлять блюда на несколько дней изжила себя. Но вот почему так был назван способ подачи пищи - я не знала...
Обратила внимание на висящую на стене карту путешествий учителя географии... Задумалась... Сделала для себя выводы... )))))))
 Продолжаю внимательно рассматривать кабинет...
 А это - организатор сегодняшнего мастер-класса для географов - Елена Ивановна Шапарева (справа) со всегда элегантной и доброжелательной Натальей Маратовной Овсянниковой, курирующим географию специалистом Краснодарского научно-методического центра (слева), а также с необычным цветком (название не запомнила)))))).
 А вот к нам присоединилась администрация школы в лице директора (Кириенковой Людмилы Викторовны) и заместителя директора. Мне подумалось: вот бы и ко мне на мероприятия приходила моя администрация.......
 Мастер-класс начался!
 Елена Ивановна напомнила нам о том, что раньше учителя вместе с детьми делали КТД (коллективное творческое дело), но потом КТД стало меньше. Они требовали огромной подготовки. Учитель перечислила все "станции", по которым вместе с нею мы сегодня совершим путешествие в рамках мероприятия. Прогуляемся и мы с Вами...
1 станция - "Познайкино" началась для нас со слов учёного Н.Н. Баранского, в которых говорилось о необходимости в географической науке занимательности и наглядности. Мы повторили значение слова "занимательный"(по словарю Ожегова - "способный занять внимание, воображение, интересный") и узнали некоторые секреты из опыта занимательных уроков Елены Ивановны.
2 станция - Эксперименталкино", где мы познакомились с требованиям к экспериментам на уроках географии (на слайде)
 и узнали подробнее об эксперименте "Извержение", который можно провести, используя только подручные средства.
 Конечно же, был и сам эксперимент!
 3 станция - Отгадайкино. Елена Ивановна поделилась с нами своим открытием - она полностью изменила своё отношение к кроссвордам. Теперь использует на уроках как свои кроссворды для ребят, так и создаёт вместе с ними новые.
 Да и кроссворды-то бывают разные! Как простые...
 так и числовые, с картинками или фрагментами карт.

 Следующая станция - "Галерейкино". От занимательности переходим к наглядности. Вот тут-то учителю и пригодились заинтересовавшие меня в самом начале фигурки и статуэтки. Оказывается из каждого своего путешествия Елена Ивановна привозит необычные сувениры, которые потом использует на уроках.
 5 станция - "ШляпинО". Именно так, с ударением на последний слог! )))))
 Ну... ШляпинО мне понравилось! Здесь используется работа в группах. Главная идея - идея параллельного мышления (разные идеи не сталкиваются, а мирно сосуществуют вместе, дополняя друг друга). Шляпу хотел получить каждый присутствующий)))))
Итак, их было 6, они были разного цвета. Каждая шляпа что-то означала:
Белая - направляет на информацию (цифры, факты).
Красная - догадки, предположения.
Чёрная - критический взгляд, опасения.
Жёлтая - логический позитив (поиск достоинств).
Зелёная - креативность.
Синяя - управление процессом (чаще всего она для учителя).
Для подведения итогов мероприятия Елена Ивановна начала раздавать присутствующим шляпы...
Ну Вы же догадались, какую шляпу я попросила? ))))))))))))
Вот подходит она мне сегодня по колору! ))))
Немного замедлив свои движения, Елена Ивановна протянула мне чёрную шляпу, а я рассказала свой вывод об услышанном сегодня - во всём нужно знать меру. Нельзя каждый урок сделать игровым, занимательным... Все коллеги согласились.
 А потом и Наталья Маратовна решила примерить чёрную шляпку:
 А в конце Елена Ивановна Шапарева прочитала нам великолепнейшую притчу про старого шляпника. К стыду своему, я её не знала...
Этой притчей, найденной в Сети, я с вами и поделюсь:

Притча о старом Шляпнике

Давным-давно, а может, и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но имел он золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и воодушевленными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славиться своим умением мастер, как благодарны были люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.

Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и … шесть разноцветных шляп – белую, черную, желтую, красную, зеленую и синюю. Шляпы были настолько изысканы, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.
         Наверное, основное отцовское наследство – это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, - решили сыновья мастера. – должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, - планировали сыновья.
Но время шло, а богатый заказчик так и не появлялся.
  - Странно, - размышляли сыновья, - последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе?
И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.

- Я беру себе шляпу белого цвета,- заявил первый сын. – Она так изящна и восхитительна, что надев ее, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приемах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.
- А я выбираю черную шляпу,- сказал второй сын. – Черный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесет мне удачу!
- А я, пожалуй, выберу желтую, - сказал третий сын, – В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Желтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, - счастлив.
- Пусть моей шляпой станет красная! – воскликнул четвертый сын. – Я всегда мечтал выделятся из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе я буду замечен всеми! Меня будут любить женщины!
- Зеленая шляпа так оригинальна! – заметил пятый сын. -  Я еще никого не видел на улице в зеленой шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зеленая шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зеленую шляпу!
- Вы разобрали все шляпы, - молвил шестой сын. – Мне остается только взять синюю. Странно, но Вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил, то что сам бы выбрал в первую очередь! Проблемы выбора… - задумался шестой сын, - надо, пожалуй, поразмышлять об этом.

И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону.
Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.
Сын, взявший белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был четок и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.
Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описал их слабости и пороки, создавая гротесковые портреты. Казалось, он живет в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения бургомистра.
Желтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живет в лучшем мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется заходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.
Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздраженно бросал в свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом – ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвертый сын Шляпника стал актером, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актером без амплуа. Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально  играл, и драматические и комические, и трагические роли. Обладатель красной шляпы стал знаменитым. Но, вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства …
Когда очередь рассказывать дошла до пятого сына шляпочника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он участвует в открытии своей выставки…  Хозяин зеленой шляпы был знаменит, но скромен.   Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему за что он брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупные компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.
И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника…

И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец. И захотелось каждому снять свою шляпу, ведь она уже многому их научила, и примерить шляпы друг друга. Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.
С тех пор прошло много времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки, и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому… 

-- Меняйте шляпы, коллеги! - этими словами закончился мастер-класс.
Сильно, да?

Огромное спасибо Елене Ивановне за гостеприимство, внимание и очень интересную подборку методических приёмов. Да, они не новы, но должны быть в педагогической копилке каждого учителя. Вот так и я - не только узнала новое, сделала выводы и наметила планы на будущее, но и вспомнила о том, что уже есть в моей "копилке", но нуждается в обновлении!

Но об этом я подумаю завтра, а сегодня я, о чудо!, успеваю на ещё одно мероприятие!
Главная улица города - улица Красная, заманчиво подмигивала разноцветными фонариками и огнями...
 Нарядные здания уже готовы к встрече Нового года:
 Но перед важным делом следует немного подкрепиться, благо, что "общепит" на каждом углу)))))
Нахожу здание по ул.Красноармейской (никогда тут раньше не была), поднимаюсь на 9 этаж, а там...


Продолжение следует...

16 комментариев:

  1. Лилия Павловна, здравствуйте! Как интересно, поучительно... И про шведский стол я не знала, и...Очень мне все понравилось. Ну, и притчу я такую тоже никогда не слышала...
    Меняем шляпы, господа!
    Вот жду-жду теперь продолжения Вашего рассказа.
    Только вот... А к Вам что - совсем-совсем никто из администрации на мероприятия не приходит?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      И вот тоже так - и про то не знала, и про это забыла... Наверное, методические дни и существуют как раз для того, чтобы не только высыпаться и восстанавливать силы, а всё же чему-то учиться, развиваться... Искренне рада, что мой методический день был такой насыщенный!
      Ждите-ждите, уже потихонечку пишу, пока свежи впечатления!
      Я задумалась над Вашим вопросом и поняла, что скорее всего сначала я не очень приветствовала такое присутствие (синдром "ученика"), а потом как-то упускала из виду - особо не зазывала, хотя о мероприятиях обычно предупреждаю всю администрацию. Понимаю, что в сложившейся ситуации во многом есть и моя вина. Буду исправляться!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Интересное мероприятие! А притча ... Читала и думала. какую бы я шляпу выбрала? Желтый - мой любимый цвет. Но лучше шляпы менять!
    По поводу занимательности уроков, я с Вами согласна полностью! Невозможно каждый урок сделать таким, да и не нужно это! Учение - это труд. А уроки-праздники делают его радостным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день/вечер, Ирина Петровна!
      Мне кажется, что шляпы мы всё равно время от времени меняем, вопрос только в том, какая из них любимая)))))
      Я как представила, ЧТО вышло бы, если бы каждый урок состоял только лишь из кроссвордов, загадок, шарад и других "занималок"... Но как элемент - отлично!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Богат методический сундук учителей географии! Интересны открытые тематические выставки, сувенирный подбор, карта путешествий Елены Ивановны!
    Прием "Шесть шляп" использовала на педсоветах и родительских собраниях, но меняться шляпами в соответствии с притчей - не приходило в голову!
    Спасибо, Лилия Павловна, за пребывание на Мастер-классе! Очень активно работает МО географов!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна!
      С приёмом "Шесть шляп" я была знакома давно, но вот никогда его в своей практике но пробовала... После мастер-класса коллеги решила подготовить урок для пятиклассников, используя данный приём. Рада, что и Вам было интересно! Географы у нас все молодцы!

      Удалить
  4. Добрый день, Лилия Павловна! Мы с Вами как-будто и не расставались. Спасибо за то, что так объективно всё описали, и главное, ничего не упустили. Наши учителя очень талантливы, но не всегда их удаётся "вытянуть" нА люди. Но если это удаётся, то остаётся только радоваться и за себя (что видишь интересное новое и хорошо забытое, но обновлённое, старое), и за детей, которые учатся у данного педагога, и за школу, в которой есть такой специалист.
    И пользуясь таким замечательным случаем, хочу предложить коллегам следить за планом работы КНМЦ, где есть график проведения всех мероприятий, в том числе и мастер-классы географов. Приглашаем всех желающих к нам на мероприятия!
    Но, Лилия Павловна, я с нетерпением жду продолжения Ваших методических изысканий и, конечно же фотографий. Они должны быть необыкновенными!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Маратовна! Вы правы - вчера почти целый день провели вместе на таких значимых и интересных мероприятиях! Мне вот только очень жаль, что географы города или не знали, или не захотели, или не смогли посетить эти мероприятия... Ведь как бы они обогатились профессионально!!!
      Для меня сайтом КНМЦ начинается день, им эе и заканчивается - всегда интересно и полезно быть в курсе! Надеюсь, коллеги тоже об этом не будут забывать!
      А фотографии получились просто изумительными! Ведь на них - такие замечательные люди! ;)

      Удалить
  5. Ух, как же интересно мне было, Лилия Павловна, хоть и виртуально, но как будто была рядом с Вами.

    А я тоже сегодня была на мастер-классе, только на своём собственном... учила воспитателей ДОУ шить пальчиковые игрушки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Жанна Витальевна!
      Хорошо, что и погода позволила с удовольствием побродить по городу между мероприятиями!
      Какая Вы молодец! Надеюсь, расскажете в своём блоге про это?

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    С пользой проведенный день не только для Вас, но и для нас - Ваших читателей! Сколько интересностей.... А с развлечениями на уроке важно не перестараться (даже в начальных классах).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Анатольевна!
      Так бывает, что мероприятие, адресованное одним, интересно и полезно для многих. Рада, что Вам понравилось!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна! Вот какой, интересно вывод Вы сделали, глядя на карту путешествий коллеги?:)
    Я люблю посещать мастер-классы, но у нас их ох, как редко проводят :( Представляю как готовилась Ваша коллега, но смотрю слушателей немного или в кадр не попали?
    Не перестаю любоваться Вашим городом, впечатляет. Я вчера ездила в свой городок, хотела сделать для новогоднего поста (как обещала) фотографии, но не захотела показывать наш город в лужах грязи :( Нет у нас снега, кругом слякоть. Буду ждать снежок, когда выпадет:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна! Конечно же, что нужно больше путешествовать!!! Надеюсь это исправить как можно скорее! )))))))
      Всё правильно Вы увидели - коллега отлично приготовилась, а вот слушатели явились не все. Вот тут хочется вспомнить слова: "Желание - это тысячи возможностей, нежелание - тысячи причин". Это был выбор каждого...
      Ольга Александровна, так Краснодар наш большоооой, почти 900000 человек, может, дело в этом? Будем ждать снег!!! У нас его явно будет или мало и ненадолго, или вообще не будет! )))))

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! Никогда не попадала на такие вот мастер-классы начальной школы, но с удовольствием бы посетила. У нас бывает Педагогический марафон, но это не похоже на мастер-класс. С таким вниманием рассматривала фотографии и словно побывала вместе с Вами на мероприятии. Здорово! И отдохнуть, и уму-разуму научиться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Конечно, тяжеловато посетить всё, что предлагается для предметников на сайте КНМЦ, но иногда может получиться! Да Вам что, посещать, Вам проводить подобные мастер-классы нужно!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]