Страницы

суббота, 16 января 2016 г.

Ведьма с горы Тёфукуяма, или Чему и как учат уроки географии...

Вот и завершена первая учебная неделя третьей четверти... Она была наполнена огромнейшим количеством разных событий, но преобладали всё же школьные дела и заботы. Какие? Надеюсь рассказать об этом в ближайшее время, ведь не просто пробиваются очертания, но сбывается моя сааамая давняя "рабочая" мечта.Я уже готовлюсь к её исполнению: всё тщательно запоминаю и фотографирую промежуточные этапы)))))
С одиннадцатиклассниками мы завершили первое полугодие темой "Япония". Домой они получили необычное задание - подготовить особое представление страны "восходящего Солнца". На всё у них было более трёх недель, а потому я ждала чего-то совсем необыкновенного.... И оказалась права!
Это была небольшая постановка-сказка. И пусть костюмы были представлены эпизодическими элементами, но сама сказка заставила меня задуматься. Дети готовились! Сказку они немного переделали, чуть осовременили и подстроили под себя.
После сказки остались вопросы. Хотя обычно после сказок у меня это редко бывает. А у Вас?

Ведьма с горы Тёфукуяма

Во времена давние-стародавние стояла у подножия горы Тёфукуяма небольшая деревенька. Сказывали жители тех мест, что живет на вершине горы ведьма-ямамба, страшная-престрашная, злющая-презлющая. Очень боялись крестьяне на гору подниматься. Вот как-то раз взошла над горой Тёфукуяма большая луна. Собрались жители деревни вместе и луной любоваться отправились. Только к горе подошли, поднялся в лесу сильный ветер, сорвал листья с деревьев, а потом раздался с вершины страшный голос:
— Слушайте меня, люди! — загрохотал он.— Это я, хозяйка горы Тёфукуяма! Беда у меня стряслась: родила я вчера ребенка, а кормить его нечем. Вот и хочу я, чтоб принесли вы мне на гору рисовых лепешек-моти, да побольше, а не то умрет мой сыночек. Не послушаетесь — спущусь с горы и всех вас съем!
Испугались крестьяне, домой поспешили, совет держать стали. «Нельзя ведьму-ямамбу ослушаться,— думают.— Да и ребенка ее жалко, хоть и ведьмин младенец, а все равно — дитя».
Собрали они по домам рис, приготовили лепешки — целую гору. Стали решать, кому к ямамбе идти.
— Пусть Камаясу и Гонроку отправляются! — сказал старейшина.— Они в нашей деревне самые смелые.
Заупрямились смельчаки: неохота им к ведьме идти — а вдруг съест?
— Как же мы к ямамбе пойдем,— спрашивают,— если мы дороги не знаем?
Выступила тогда вперед одна древняя старушка и говорит:
— Я знаю, как ведьму-ямамбу в лесу найти. Но стара я, нет у меня сил лепешки нести. Пусть со мной смельчаки пойдут, а я уж дорогу им укажу.
Так и сделали. Пошли Камаясу и Гонроку вместе со старушкой в лес. Шли-шли, пока на самую вершину не поднялись. Только передохнуть присели, раздался у них над головой ведьмин голос:
— Вижу, не торопитесь вы ко мне в гости! Моти принесли? Задрожали смельчаки, словно листья на ветру.
— Ой, боюсь! — кричит один.
— Спасите, страшно! — кричит другой. Бросились они прочь, кубарем с горы и слетели. Всплеснула старушка руками:
— Куда вы?! Как же я одна лепешки донесу?
Кричала, кричала, да все без толку: смельчаков уж и след простыл. Вздохнула старушка, да к ведьме в пещеру вошла.
— Здравствуй, ямамба,— говорит.— Вот принесла я тебе рисовых лепешек. Не хотим мы, чтоб сыночек твой голодной смертью умер.
— Спасибо,— улыбнулась ямамба.— Трудно мне одной на горе жить — некому помочь. А где моти-то?
— Очень они тяжелые оказались,— ответила старушка.— Сделай милость, пособи — внеси их в дом, а то они так на тропинке и лежат.
— Это мы мигом! — обрадовалась ямамба.— Ну-ка, сынок, сбегай да принеси нам лепешки!
Удивилась старушка: как же младенец, что вчера народился, эдакую тяжесть понесет? Глядь — встал из угла детина ростом с большой камень-валун, выбежал из пещеры и в ту же минуту назад вернулся — моти принес.
Стали ямамба с сыном лепешками лакомиться да нахваливать:
— Вот вкуснотища! Считай, это получше будет, чем людишками и лошаденками питаться!
Посидела старушка в ведьминой пещере еще чуток и говорит:
— Пора мне, ямамба, домой возвращаться, загостилась я у тебя.
Опечалилась ведьма.
— Побудь еще,— просит.— Очень уж мне тут скучно. Ты не бойся, я тебя не трону. Поживи у меня еще немного.
Ну, делать нечего. Осталась старушка у ведьмы-ямамбы жить, стала по хозяйству помогать да за ребенком присматривать.
Миновала осень, зима уж на исходе. Наконец позвала ведьма старушку и говорит:
— Пришла пора тебя домой отпустить. Хорошо мне с тобой жилось, да ты ведь человек, а человек с людьми жить должен. В благодарность за помощь твою хочу я сделать тебе подарок.
Сказала так и сверток протянула. Посмотрела старушка — а это кусок чудной парчи.
Взмахнула ямамба рукой, и в тот же миг поднялся на горе ветерок. Подхватил он старушку, закружил и в деревне у самого ее дома опустил.
А там старушку давно уж и ждать перестали: решили, что съела ее злая ямамба. Вдруг видят — стоит старушка посреди деревни, сверток в руках держит. Обрадовались все, ее увидев, расспрашивать стали:
— Как тебе от ведьмы убежать удалось? Засмеялась старушка и говорит:
— И совсем она не злая, ведьма с горы Тёфукуяма, и совсем не страшная!
Развернула старушка сверток и подарок, что от ямамбы получила, всем показала. А потом сшила из той парчи красивые платья своим внучкам. Но вот чудо: сколько от того куска ни отрезали, он все меньше не делался! Так всей деревне из ведьминой ткани нарядов и нашили!
Стали люди с тех пор хорошо жить — богато, в достатке. Подружились они с ведьмой-ямамбой и не боялись больше на гору Тёфукуяма подниматься. А ямамба в благодарность стала людей от бед и напастей всяких защищать. Перестали люди в той деревне болеть. Сказывают даже, что дети там никогда не кашляли.
(взято с сайта http://hobbitaniya.ru/japan/japan.php)

Была у нас и злая ведьма с накрашенным чёрным губами, и старушка в шали, и трусливые смельчаки...
Вот только роль лепёшек выполнили принесёнными ребятами роллы.
Именно их они носили ведьме-ямамбе.
А потом дружно поедали все вместе!
И обсуждали - это как так быстро вырос сын ведьмы??? Или она обманула..?

А меня заинтересовал вопрос: 
а ведьма в сказке хорошая или плохая? 
Кто она - заботливая мать или обычная вымогательница? Она кровожадная и страшная или... добрая? Мне кажется, что наши русские сказки более однозначны! И отрицательные герои в них обязательно в конце или исчезают, или перевоспитываются! 

Ещё один одиннадцатый класс и ещё одно вИдение Японии.
Правда, постановка "своя", авторская. Но сначала была небольшая вводная презентация о стране, её поэтическом наследии.
Но есть антураж, символы...
Кто-то специально для этого момента на каникулах делал постановочные фото... Дети готовились, тоже было немножко роллов... Естественно, съели!
Даже сфотографировались с классным руководителем на память)))))
А я всё сидела и думала про ведьму-ямамбу... А где её муж? Быть может, она и люди потом подружились? Или сын вырос и женился на обычной девушке? Наверное, очень скучно жить вдвоём на горе...

Ох, и люблю же я уроки, когда их содержание выходит за рамки и заставляет задуматься!

25 комментариев:

  1. Ой, какая сказка интересная! Я вот сегодня тоже Японией занимаюсь))), дочка в школу стенгазету готовит про эту страну, ну, и я взялась помочь, материал редактировала, план помогала составлять, ну, и сама погрузилась в тему. Невероятно интересная страна. А сказка мне понравилась, и неоднозначность эта более жизненная, чем однозначность русских сказок, ведь в нашей жизни не бывает только хорошего или только плохого. А про сына, так я думаю, что обманула она)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна!
      Спасибо Вам за отклик! Очень интересно бывает совершить вот такие мини-путешествия в виртуальной форме в традиции и нравы другой страны. Иногда удивляюсь, ну, как они там могут так жить!?!
      Вы правы - сказка весьма неоднозначна, интересно, это сказка для детей или нет..?

      Удалить
  2. А я считаю, что обмана не было. Ведь не уточняла ведьма КОГДА сына родила? Может быть сначала и хватало у неё сил и средств самой содержать малыша, а потом обратилась за помощью. Как смогла :) Добровольно может и не принесли бы люди еду, а так "сами напросились" :) Полезли в гору, а тут, как раз такой случай подвернулся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Уточняла-уточняла!!! "Беда у меня стряслась: родила я вчера ребенка, а кормить его нечем." Главное, ведьма проявила свой материнский инстинкт, а не жадность! ))))))

      Удалить
    2. Лилия Павловна, а "временнОе недоразумение" могло возникнуть при переводу. Посмотрите, как выглядят иероглифы:
      昨天 - вчера
      那天 - недавно ( в недалеком прошлом)
      Мне кажется, что похожи.

      Удалить
    3. Да, Ирина Валерьевна, не так просто бывает и с переводами! А мне больше хочется верить в сказку: что он вырос за ночь)))))

      Удалить
  3. И я люблю уроки, которые будоражат воображение детей, выходят за рамки школьной программы. Спасибо,Лилия Павловна, было очень интересно! Молодцы и учитель, и ученики!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алла Юрьевна!
      Ребята молодцы, постарались, а ведь сейчас у них уже все мысли там, в июне, в ЕГЭ...
      Спасибо!!!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна. Несколько раз перечитала сказку и увидела в ней сюжеты наших сказок. Вот жила злющая ведьма на горе. Одна лишь кровожадная фраза прозвучала в сказке:" — Вот вкуснотища! Считай, это получше будет, чем людишками и лошаденками питаться!" Других случаев каких нибудь злодеяний не описано. Значит не была она такая уж злющая-презлющая. В сказке сказано, что сына она родила ВЧЕРА, и нечем его кормить. А почему? Наверное потому, что рос он, как князь Гвидон, не по дням, а по часам, вот и не могла она его прокормить сама. А злющая ведьма была от одиночества. Ведь не хотела же она старушку отпускать, и не потому, что съесть ее хотела, а потому, что "Хорошо мне с тобой жилось, да ты ведь человек, а человек с людьми жить должен." И подарок подарила, да еще какой, на всю деревню хватило. Значит доброта в сердце ямамбы есть. А по поводу мужа... У нашего Деда Мороза тоже неизвестно, откуда взялась внучка. В сказках иногда возникают такие вопросы. Может я и ошибаюсь в чем-то, но это мое мнение.
    А ребята молодцы, здорово подготовились. Я представляла, что старшие школьники не очень "горят желание" учиться. Наверное интересно им со своим учителем-географом, вот и стараются. Молодцы все, и дети и учитель.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Тамара Степановна!
      Вы совершенно правы - и я думаю, что не такая уж она и злющая была, как ей приписывали... После размышлений пришла к подобным Вашим выводам о схожести японской сказки с мотивами некоторых наших сказок. Получается, не злая она была, а глубоко несчастная и одинокая...
      Спасибо! хочется, чтобы школа запомнилась чем-то ярким и сказочным, пусть немного, но именно так!

      Удалить
  5. Думаю, Лилия Павловна, ребятам урок запомнится! Ещё бы, в роли актёров побывали и японскую кухню отведали :)) А они сами готовили или купили?
    Да, особенности японских сказок отличны от наших. Так и менталитет у нас разный. Они может над нашим Колобком задумываются? Хотя я тоже :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      И вообще этот выпуск у нас в гимназии очень творческий! Ребята и активны, и инициативны, и очень любят быть актёрами!
      Мне тоже стало интересно - читают ли японцы русские сказки? :)

      Удалить
  6. Анонимный17 января, 2016 17:43

    Добрый вечер, Лилия Павловна! Сижу, улыбаюсь. Хоть и 11 класс, а все одно - дети. И это так здОрово и прекрасно! Спасибо за то, что показали старшеклассников совсем с иной стороны, нежели (лично я) привыкли(а) их видеть. :)
    А нерусская сказка, на то она и нерусская, чтоб вопросы после себя оставлять. :) Мне вот понравилась очень, необычная. признаться, до нее я с японскими сказками знакома не была.
    Мне кажется, что в ней есть мораль: не всяк враг тот, кого мы таковым считаем, а под маской грозной личины может скрываться доброе и щедрое сердце...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Надежда Александровна, и в 50 хочется быть ребенком... ОБ этом позже)))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Вы правы - у нас как-то срабатывает стереотип, что старшеклассники более серьёзны и менее "вовлекаемы" в творческую деятельность... Ан-нет, если сами - всё могут, если захотят, конечно!
      Вот такая неоднозначная ведьма, которая, быть может, и не ведьма вовсе... :) Всё как жизни! ;)

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна! Какой творческий подход к изучению темы! Представляю, сколько ярких эмоций получили дети!
    Сказка японская интересная, не слышала раньше такой. Был у меня период изучения Японии - да, менталитет очень отличается, все же у них очень долго был свой "культурный котел" в силу географического положения, а культура Японии - это в целом, модифицированная культура Китая.
    Какой была ведьма - доброй или злой? Японец, пожалуй, не даст однозначного ответа, также, как никогда не скажет твердо "нет". Такие вот полутона.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      И эта культурная обособленность из-за мононациональности страны сказывается совершенно во всём! Спасибо Вам за дополнение про отсутствие однозначности - не знала...

      Удалить
  8. Лилия Павловна, прекрасный урок! Здесь было все: сказка, кухня, традиции, спорт, фото, костюмы... и совсем другой урок, нежели в прошлом году. Одна сказка чего стоит! Выпускники отлично подготовились к уроку
    Я люблю больше наши русские сказки, где добро обязательно побеждает зло, а в этой как-то не очень понятно. Приспособленка - хозяйка горы)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Каждый год новые дети, новые уроки, новые идеи... Только так! Не бывает двух одинаковых уроков, хотя иногда и хочется повтора! :))
      Мне сначала ведьма не очень понравилась, а потом вчиталась... А ведь ничего плохого она-то и не сделала, так, пугала только...

      Удалить
  9. Лилия Павловна, здравствуйте! Вот это урок географии :) я даже не представляла, что уроки в 11-х классах могут проходить в такой форме :) сама училась давно, а дочь только в 10-м :) Конечно, всё зависит от педагога, его умения :) заинтересовать предметом, влюбить ребят в предмет.
    А сказка ложь, да в ней намек... за добро платят добром.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Виктория Александровна!
      Именно поэтому очень люблю присутствовать на уроках у других учителей, посещать мастер-классы, чтобы расширить собственную педагогическую палитру... Эх, если бы больше учителей рассказывали о находках на своих уроках, вот было бы здорово!!!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Я тоже задумалась над этой сказкой. Мне стало жалко новорожденного сына ведьмы. Хорошо поступила старая женщина, которая пошла дорогу указывать. Вырос за ночь - может, ведьмины сыновья так быстро растут. А вообще я согласна с Надеждой Александровной: не суди по наружности. Для нас ведьма ведьмой, а на самом деле нормальный человек. Сколько ошибок мы таким образом делаем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Вот и я думаю - надо всегда составлять собственное мнение, ведь не всегда чужое оказывается верным!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Лилия Павловна! Какой интересный был урок у Вас в классе! Здорово! Дети его запомнят на всю жизнь, я вот вспоминаю свои школьные годы только в такие моменты, уроки вообще не запомнились :(
    А приведенная сказка действительно заставляет задуматься. Я почему-то сразу вспомнила своего любимого Акунина... Вы правы, японские сказки не так однозначны, добро и зло там переплетено более тесно, помните символ инь и янь, что там - белое в черном или черное в белом? Но и наши сказки... Вот взять Бабу Ягу. Она отрицательный персонаж? Да. Страшная, злая, старая. Но она в то же время - помощница главного героя (героини). Хотя еще раз, согласна, наши сказки более точно делят все на черное и белое ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Мне было бесконечно жаль уходить на неделю на больничный, ведь придётся потом "догонять" материал, а значит, что-то из задуманного может не совсем получиться таким, как хотелось бы!
      Вы правы - я тоже вспоминала нашу Бабу Ягу - неординарная и неоднозначная личность!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]