Страницы

суббота, 8 декабря 2018 г.

Влияние информационной грамотности на сетевое поведение и имидж педагога, или Погугли и узнай всё про Марьиванну!

Перед каждым учителем стоит выбор: заниматься собственным самообразованием ответственно и целенаправленно или пустить этот вопрос на самотёк, при необходимости подавая администрации школы "тему" самообразования и скачивая с Интернета какой-нибудь подходящий доклад... Но ведь если задуматься, подавляющее большинство педагогов так или иначе занимаются самообразованием, ведь без этого невозможна жизнь в современном цифровом обществе. И говоря о наших педагогических реалиях, всегда нужно учитывать не только активность педагога в освоении новых сервисов/ гаджетов/ программ/ сайтов, но и его информационную грамотность, от которой во многом зависят сетевое поведение и имидж педагога.

Предлагаю определиться в понятиях.
За последние 15 лет стремительный рост количества цифровых ресурсов и устройств позволил говорить о создании ландшафта новой эпохи - эпохи цифровых устройств, ресурсов и услуг  в глобальной информационной медиасреде.


Цифровая грамотность - набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу.

Медийная грамотность - способность использовать, анализировать, понимать, оценивать культурную значимость, создавать и передавать сообщения (аудиовизуальные и печатные тексты) в различных формах.

Информационная грамотность - это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.
____________________________________________________
Эти три понятия очень близки по смыслу, но не равнозначны!

Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды  общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Согласно российскому законодательству, информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Сетевое поведение педагога - поведение (общение) в интернете (соц. сетях, чатах, форумах, профессиональных сообществах) как части повседневной жизни.

Сетевой имидж педагога - внешнее проявление внутреннего мира и профессиональных качеств педагога, созданный им самим образ, доступный любому пользователю после знакомством с профилем и поведением педагога в соц.сетях и профессиональных сообществах, его интернет-ресурсом.

Итак, каково же влияние информационной грамотности на сетевое поведение педагога?

Информационная грамотность включает следующие навыки:
-- Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
-- Выявление источников информации: Что использовать: интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
-- Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
-- Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?
-- Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
-- Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
-- Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?

По тому как педагог отвечает на эти вопросы, по приобретённым им навыкам и оставленному сетевому следу и можно судить о его сетевом поведении и как следствие - создать собственное впечатление о сетевом имидже педагога.

Педагоги, обладающие навыками информационной грамотности, могут:
-- понимать влияние медиа и формы представления информации в них;
-- принимать информированные и независимые решения;
-- получать новую информацию об окружающем мире;
-- формировать чувство общности;
-- поддерживать публичный дискурс;
-- продолжать обучение на протяжении всей жизни;
-- создавать информацию;
-- мыслить критически;
-- использовать медиа для самовыражения и творчества;
-- использовать медиа с соблюдением соображений безопасности и ответственности;
-- участвовать в жизни демократического общества и глобальной информационной сети.

 Как нигде чётко и ярко эти навыки информационной грамотности проявляются у педагогов, сознательно и регулярно ведущих свои интернет-ресурсы и активно участвующих в сетевых сообществах. Ведь делясь авторскими статьями, рассказами о мероприятиях и событиях, создавая инструкции и советы к выполнению заданий, виртуальные тренажёры и пр., обсуждая достоинства и недостатки чужих работ, они не только сами активны и заняты самообразованием, но и создают новый контент, доступный для использования другими педагогами. А это не просто высокий уровень информационной грамотности, а приобретённая информационная компетентность, которая влияет на сетевое поведение педагога.

Сетевое поведение педагога должно быть направлено, прежде всего, на информационную безопасность детей и самого себя! Часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, бесконтрольно и часами находящийся в интернете. Некоторые из них считают, что ненормированное "сидение" ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Получается, что родители, с ранних лет обучая ребенка
основам безопасности дома и на улице, "выпуская" его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в Сети. А это СОвместная работа школы и родителей...
С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу в форме выступлений на родительских собраниях, индивидуальных бесед, информировании на сайте школы, встреч со специалистами... Подобная работа должна вестись и с учащимися при использовании тематических сайтов по информационной безопасности. Но!!! Педагог не должен отделываться общими фразами и рекомендациями, а быть действительно компетентным в данном вопросе!

Общаясь в интернете, педагог обязательно должен соблюдать педагогический сетикет. Раскрытию этого понятия посвящено множество публикаций в интернете, но я хотела бы отметить уникальный вариант - он создан не кем-то, а самими педагогами - учителями и воспитателями, которые предлагали свои правила в краснодарском объединении педагогов-блогеров "БЛОГОСФЕРА". Эти правила и стали основой своеобразного свода рекомендаций по поведению педагогов в интернете и в блогах:
1. Здороваться, быть вежливым и корректным. Придя в блог, педагога не оскорблять, не усмехаться и зло не шутить. Все ваши слова не должны оскорблять ни чувств автора, ни других читателей блога.
2. Независимо от того, как написано в профиле, обращаться друг к другу в блогах только по имени и отчеству.
3. Информация об авторе (полное ФИО, должность и место работы, желательно фото) обязательно должны быть указаны в блоге на видном месте.
4. При первом комментарии, написанном в новый блог, обязательно представиться, познакомиться с автором.
5. Отвечать на все комментарии в своём блоге, просматривать ответы на свои комментарии в блогах коллег.
6. Проверять правописание любых своих сообщений и комментариев.
7. Не отказывать человеку, который обратился с просьбой о помощи.
8. Не нарушать авторских прав, давать активную ссылку на источник.
9. Присоединяясь к постоянным читателям, оставлять ссылку на свой блог - так проще будет сделать ответный визит.
10. Приходя в чужой блог, не пытаться там установить свои правила, а постараться понять то, что написано, и принять то, как это сделано.
11. Быть терпимее и доброжелательнее друг к другу!

Я бы сюда добавила ещё несколько строк:
Помнить, что в сети Вы говорите с людьми.
Придерживаться тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
Помогать другим там, где Вы это можете делать.
Стараться не ввязываться в публичные конфликты.

Одна из форм сетевого взаимодействия педагогов, на которую оказывает влияние информационная грамотность, - участие в профессиональных сетевых сообществах. Оно позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. 
Чтобы увеличить, нажмите на картинку.
И даже создавать совместными усилиями нечто совершенно новое!
Не каждый решится! Не каждому есть, что сказать! Но СОвместными усилиями педагогов-блогеров были созданы три сборника статей, авторами которых стали учителя, воспитатели, школьные администраторы, которые щедро делились собственным опытом и даже создали уникальное методическое пособие по ведению собственного интернет-ресурса. 

Если педагог сегодня не представлен в интернет-среде, в глазах своих учеников он сразу теряет "очки". Наших учеников действительно можно назвать цифровым поколением, ведь даже  вливание молодежи в социум происходит сейчас преимущественно в интернет-среде! Инфосоциализация. И поэтому учителю нужно идти в социальные сети - туда, где проводят по несколько часов в день его подопечные...
Говоря о сетевом поведении, отдельно хочу обратить внимание на формирование имиджа в социальных сетях. Возможно, кому-то покажется простым "сделать"нужный имидж:
Но это не так. Мы постоянно оставляем свой цифровой след, который может быть найден и распознан!)))) Дискуссии о том, что можно педагогу, а что нельзя, ведутся уж много лет. Но важными и актуальными всегда оказываются следующие тенденции:
-- профессиональное фото в профиле,
-- доступная информация о месте работы и квалификации,
-- ссылки на различные социальные сети, где можно почерпнуть информацию о педагоге и его разработках,
-- активное участие в профессиональных сообществах. Необходимо зарегистрироваться на профессиональной сетевой платформе и стараться быть как можно активнее. Присоединяться к обсуждению в группах, задавать грамотные вопросы и профессионально отвечать другим пользователям. Такой обмен информацией даст понять, что человек - авторитет в своей области. Не знаете, что сказать - лучше промолчать... К слову, в Facebook я так чаще всего и делаю - читаю, учусь, но молчу...
-- публикации в известных блогах, как вариант - создать собственный блог. И потом с помощью блога можно будет персонализироваться так, как не сделать этого посредством короткого обновления статуса на Facebook или ВКонтакте.
-- выкладывать в соц.сетях (и блоге) фотографии с места событий - мероприятий, конференций, встреч - желательно в реальном времени, нужно дать читателям возможность увидеть работу изнутри, обратить внимание на особенности. И лучше, если такие публикации будут сопровождаться Вашими профессиональными комментариями.
-- регулярно публиковать статьи, содержащие практические рекомендации, включить в них иллюстрации: изображения или скриншоты, которые помогут посетителям блога/странички в соц.сетях выполнить какие-либо действия, о чём-то узнать или чему-то научиться.

Образ учителя в классе, школе и в социальных сетях должен совпадать. Это очень важно для формирования доверия между ним и учащимися. Поэтому свою репутацию нужно беречь и в жизни, и в интернете... Для педагога недопустимо использование ненормативной лексики, сомнительных фотографий и текстов в интернете. А если совсем уж хочется - закрытый аккаунт и доступ только для строго определённых людей Вам в помощь!

И ведь различные социальные сети имеют разный социальный статус! Если основная страница педагога находится в "Одноклассниках", то Вы, скорее всего, в глазах ваших учеников принадлежите к более низкому классу. Многие школьники по привычке общаются "ВКонтакте". Но... не каждому учителю подойдёт эта сеть... А вот "Фейсбук" принято считать интеллектуальным, там не принято ежедневно делиться рецептами тортов, чудодейственными иконами и красивыми букетами. Педагогу зачастую тяжело перейти из "Одноклассников" в "Фейсбук", можно сделать много ошибок... А вот страницы на Google+, по мнению большинства учащихся, есть у "продвинутых профессионалов". Ваши ученики будут знать, что Вы пользуетесь современными google-сервисами для обучения, обмена профессиональными (и не только) материалами, в том числе и собственным каналом YouTube. А если Вы любите фотографировать (как вариант - мало писать), то вам подходит "Инстаграм". Присутствие в этой сети (как и наличие хобби) добавит много бонусов в глазах школьников. В последние несколько лет "Инстаграм", пожалуй, самая престижная сеть у наших учеников и их родителей..

Раньше, чтобы узнать, к кому из учителей лучше отдать ребёнка в первый класс, родители буквально по крупицам собирали информацию о педагогах у знакомых, выпускников, других учителей, теперь же большинству достаточно знать только ФИО (что успешно предоставляет официальный сайт ОО) и... уметь "гуглить" или "яндексить"! Поиск не дал информации о педагоге - ленив и не активен, не учится, не участвует в конкурсах, не саморазвивается! Есть упоминания в сети - информация скрупулезно вычитывается и делаются собственные выводы. Да и детям порой интересно узнать, а что за новый учитель у них будет, кто он, откуда, что за человек.
Я знаю, что родители моих нынешних (и предыдущего выпуска) пятиклассников ещё до встречи со мной на августовском сборе примерно представляли, что и кто их ожидает, ведь достаточно было просто завести в поисковик мои ФИО...

Я желаю каждому педагогу развивать свою информационную грамотность и не стоять на месте, двигаться только вперёд вместе со временем и своими учениками, пусть Ваше сетевое поведение будет правильным и только положительно влияет на сетевой имидж!

А как Вы считаете, так ли уж важен сетевой имидж педагога? 
Всегда ли сам педагог его формирует..?
Быть может, стоит просто "закрыться" от учащихся и их родителей?



Данная статья создана для выступления на городском семинаре по информационной грамотности педагога, который будет проведён в рамках муниципальной инновационной площадки 20 декабря 2018 года в гимназии №18 г. Краснодара. Мы всегда рады гостям!

Мною использовалось более 30 источников информации, в том числе: 
-- "Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности", Москва, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012 год,
-- http://doc.knigi-x.ru/22konferenciya/177883-1-pravila-telekommunikacionnogo-setevogo-etiketa-dlya-prepodavateley-studentov-obschie-pravila-setevogo-etiketa-pri-obsch.php,
-- http://zviazda.by/ru/news/20171207/1512647246-internet-imidzh-pedagoga-kak-ne-nadelat-oshibok-v-seti,
-- http://app.direktoria.org/department/pub/5026,
-- https://studfiles.net/preview/5764768/page:2/
-- http://blog-mlm.ru/chto-takoe-imidzh/,

20 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Очень качественный и ёмкий доклад. Вы, как всегда правы.
    Надеюсь, что Ваши слова достучатся до сердец коллег.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Спасибо! Достучаться?!)))) Я такую цель не ставлю, ибо каждый выбирает для себя, да и знакомо многое, а вот вовремя что-то откорректировать и подумать о влиянии на свой имидж - это да... Думаю, не все осознают масштабность своих иногда маленьких поступков...

      Удалить
  2. И ещё хочу добавить такой вопрос, как нахождение учителей в соцсетях во время уроков. Это негативно сказывается на отношении между педагогами, родителями и учениками. Любой может сказать: "Да она ничему не учит, только в соцсетях сидит".
    И не важно, что это была очень необходимая информация, или у учителя было "окно". Главное - "негативная мыслишка уходит в народ".
    Да, быть учителем очень непросто. Всегда ощущаешь себя объектом для пристального наблюдения. И тем паче надо соблюдать имидж педагога и правила этикета.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, полностью с Вами согласна - и учителя, и учащиеся не должны быть в соц.сетях во время уроков! Я б сюда ещё добавила вообще про использование телефона, в частности - распоряжений по WhatsApp: подать информацию сейчас и срочно!)))))
      А ведь не всё так просто... Я про нахождение в соц.сетях во время уроков! Лично меня коснулось - долгое время на рабочем ПК открытая страничка почты как-то автоматически показывала моё нахождение на... "Одноклассниках"! Пока в меня кто-то не "тыкнул" этим, я б и не знала! Оказалось, что они между собой "дружат" и если открыта почта, на которую ты регистрировался на "Одноклассниках", то и там ты со статусом "в сети"! Знаю, что есть такое и на "Фейсбуке" у коллег.
      А учитель всегда объект пристального наблюдения!)))) То, что можно родителям, учителю непозволительно!))))))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Выступление Вами прочувствовано. Я надеюсь на то, что слушатели не со скепсисом воспринимать будут эту информацию, а как очень важную.
    Учитель в цифровом пространстве сегодня не может не жить. И закрыться невозможно: не ты - так о тебе. Достаточно создать в паблике в "ВК" тему - и понеслось: с перечислением всех достоинств и недостатков. Поэтому я за открытость - не полностью, конечно.
    Да и имидж учителя сегодня формируется, к сожалению, в большинстве своём через соц.сети.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Самое главное, чтобы слушатели были!)))) Я надеюсь, будут и реплики с места, и вопросы... Но посмотрим, обязательно потом расскажу, как и что было!
      Да, всё верно, современный учитель сейчас без интернета и своего профиля в нём никуда! Я есть во многих соц.сетях, но... часто с полузакрытым профилем, хотя понимаю, что ничего запрещённого у меня и не размещено, а всё равно, нужно хотя бы какое-то личное пространство, потому и в "Одноклассниках" у меня нет в друзьях учеников.
      Ольга Николаевна, а почему - к сожалению? Ведь мы его и сами можем формировать!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Серьёзная статья во всех смыслах. И с точки зрения вашей подготовки, и с точки зрения посыла статьи, идеи. Действительно, педагогов можно разделить в этом смысл на группы. Кто-то предпочитает вообще не связываться с соцсетями и блогами, кто-то пользуется ими только для души и общения личного характера , а кто-то активно для работы. Таких, конечно, меньше. Каждый делает свой выбор, у всех свои причины, что тут скажешь. Но помнить о культуре и о том, что если мы один на один с компьютером, то это не значит, что про нас никому ничего не известно. Как выясняется, всё записано, сохранено, зафиксировано)))
    Я где-то однажды прочитала, что вести себя всегда надо так, как будто вы на сцене и на вас смотрят зрители. Это не значит, что мы совсем не можем расслабиться, это значит, сто всё надо стараться делать культурно, красиво, деликатно, спокойно и с достоинством. Всегда и везде, даже там, где нас никто не видит. Я стараюсь этому всегда следовать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      Да, так и происходит - иногда учителя вынуждены буквально закрываться от этой публичности... А всё действительно записывается и сохраняется! )))) Я даже знаю пример - пару лет назад написала статью на животрепещущую тему, тоже про Марьиванну, через месяц убрала, лежит в черновиках, но как-то иногда появляется она при поиске! Не всегда, но иногда! Так что, даже скрытое может жить!))))
      Отличное сравнение, Надежда Владимировна! Более 400 лет назад великий Шекспир словно напророчил нам: "Весь мир - театр, а люди в нём - актёры!"Говорил не о нашей реальности, но... подходит!

      Удалить
  5. Google+ скоро уйдет в небытие, так что можно не отвлекаться на него)
    без соцсетей сейчас никуда.
    Знакомая-педагог очень активна ВКонтакте. У нее в друзьях почтив се ученики. Это значит,она всегда в курсе происходящего и может отреагировать в том числе на тревожные знаки.Скажу больше - очень вовремя отреагировала и спасла жизнь подростку, когда была проблема "синего кита" в сети.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна!
      В принципе, я не особо расстраиваюсь "убытию" Google+, был удобен исключительно как узнавание новостей и событий одного всероссийского мероприятия. Вы правы, не будем отвлекаться!)))
      Это потрясающий случай! Вот только ради одного такого случая стоило присутствовать в этой соц.сети! Я там есть, конечно, но сейчас менее активна - раньше у нас с ребятами там была создана беседа класса, где мы могли обсудить что-то, порешать, теперь так, захожу иногда по привычке и на сообщения ответить, дать ссылки на выполнение тестов в блоге. Но и у маленьких пятиклассников есть там несколько профилей - захожу иногда, посматриваю...

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Имидж педагога-библиотекаря тоже сейчас играет важную роль в обществе. В соцсети Гугл+ уже не стоит регистрироваться. Скоро Гуг+ удалят. Я зарегистрирована и в Facebook и Twitter, а также в "одноклассниках" и "В Контакте".
    Сейчас очень важна соцсеть "В Контакте". В ней страничке важных изданий, каналов телевидения, проводятся разные конкурсы и акции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Всё верно - все так или иначе связанные с образованием становятся очень... публичны, хотят они того или нет! Ведь все образовательные учреждения имеют свои сайты, где размещаются новости в том числе и о педагогах, их активности...
      Я особо не пользуюсь Гугл+, исключительно новости могу посмотреть, но вот есть ли ему альтернатива, ведь множество интересных сообществ размещается на этой платформе. И куда им деваться?! Если только в блоги переходить - а что, по функционалу очень похоже, есть и посты, и уведомления... Но посмотрим, чего люди умные нарешают, а лично мне жаль образовательные сообщества....

      Удалить
  7. Лилия Павловна, спасибо за статью Переадресовала ее своим педагогам. Google+ меня не очень беспокоит своим закрытием. А вот беспокоит меня, когда в соц сетях нахожу фотографии коллег "на свободную тему" и подпись:" Как я устала от школы, от детей, ура, свобода!" Свобода от чего? И фотка размещена во время уроков, да и в руках далеко не учебник) Я считаю, что мы все педагоги - публичные люди, а потому и фотографии, и подписи, и отклики должны быть очень корректными, культурными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Анна Борисовна!
      Получается, у педагогов нет элементарного чувства самосохранения (директор увидит!!!), нет педагогической культуры (зачем так писать?) и информационной грамотности (стоило ли размещать? каков имидж учителя сложится?). Будет возможность, приглашайте коллег на семинар 20.12... Информацию о точном времени чуть позже размещу на страничке "Объявления, или Здесь будет интересно!"

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я за то, чтобы приоткрывать о себе ровно столько, сколько я сама этого захочу. Вот не хочу я публиковать свой личный телефон и не буду этого делать, не захочу говорить о каких-то вещах, и вообще не собираюсь. В соцсетях обо мне ничтожно мало, там вовсю царствует мой любимый и обожаемый минимализм. Личное пространство для меня свято, и любое на него посягательство я воспринимаю очень остро и соответственно реагирую. Закрыться от всего и вся нельзя, конечно, я к этому и не призываю, но быть собой, быть личностью, о которой известно лишь немногое, - вот это я приветствую. Кому мне нужно будет, я у самовара расскажу о том, о сем, а большинству, особенно родителям моих учеников и самим ученикам, знать не нужно. У меня есть блог - пожалуйста, смотрите. В соцсетях можно лишь посмотреть, как меня зовут и когда дань рождения. Изредка - где бываю, т.к. карйне редко куда выезжаю. Считаю это исчерпывающе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Да, Вы совершенно правы - "завесу" каждый приподнимает сам, но... бывает, когда её совсем нет и выставляются настолько личные фото, что диву даёшься! Можно много рассуждать о свободе слова, демократии и праве на самовыражение (и так иногда говорят!), но... учитель и в интернете должен оставаться учителем и образцом для подражания! КОнечно же, больше всего "неучительских" фото в "Одноклассниках" или "Инстаграме! Я часто отказываю родителям и детям "подружиться" в "Одноклассниках", а в ответ слышу, мол, что же Вы там такое выставляете, что нельзя посмотреть? На мой ответ, мол. смотрите в школе, - обижаются!))))

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна! Со стороны родителя, мне очень нравится такая открытость учителя в интернете, как у Вас. Пять лет назад Ваш блог сыграл решающую роль в выборе места жительства в Краснодаре. Тогда я судорожно искала отзывы о школах и набрела на "Географочку". Читала, читала... И создалось ощущение, что в 18 гимназии у меня есть знакомый учитель, да ещё такой! И как хорошо, что образ, который сформировался на основании блога, в реальности совпал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анастасия Викторовна!
      Спасибо Вам за отклик и замечательных Ксению и Александра! Я рада, что подобная открытость в сети позволила познакомиться с Вашей семьёй! Будем работать дальше!
      Я когда рассказываю об этом случае, мне не верят, что так может быть!))))

      Удалить
  10. Лилия Павловна, как Вы правы, что все наши шаги в Интернете потом видны! любой может завести в поисковик и получит все наши публикации. Спасибо ещё раз за напоминание!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Ивановна!
      Конечно же, видны прям не все шаги, но как говорят знающие люди, нет ничего тайного!))))
      Но ведь есть в этом и положительное, тот же сетевой имидж... Но это, конечно, если учитель думающий и культурный!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]