Страницы

четверг, 23 января 2014 г.

Тайны географических названий

Человека издавна манили неизвестные и малоисследованные дали... Правда, не каждого, а только тех, кто был молод душой и стремился познать окружающий мир. Имена многих из них - путешественников, первопроходцев и исследователей, нашли своё место на географических картах: в их честь названы реки, озёра, горные хребты, населённые пункты... О некоторых  из них мы знаем, чьи-то имена на слуху, о ком-то узнавали на уроках географии или из путеводителей. А сколько прекрасных легенд сложено о них...
Но современные географические названия не так просты - есть те, которые возникли от недопонимания или в честь правителей, в честь самых ярких особенностей местности или исторических фактов.

Топонимика - наука о происхождении географических названий, она является одним из источников изучения родного края, области, страны...
А пока давайте познакомимся с видами топонимов (топоним - собственное наименование географического объекта):
Ойконимы — названия населённых мест (от др.-греч. οἶκος — жилище, обиталище).
Астионимы — названия городов (от др.-греч. ἄστυ — город).
Гидронимы — названия рек (от др.-греч. ὕδωρ — вода).
Дримонимы — названия лесов (от др.-греч. δρῦς — дерево).
Оронимы — названия гор (от др.-греч. ὄρος — гора).
Урбанонимы — названия внутригородских объектов (от лат. urbanus — городской).
Годонимы — названия улиц (от др.-греч. ὁδός — путь, дорога, улица, русло).
Агоронимы — названия площадей (от др.-греч. ἀγορά — площадь).
Дромонимы — названия путей сообщения (от др.-греч. δρόμος — бег. движение, путь).
Макротопонимы — названия больших незаселённых объектов (от др.-греч. μακρός — большой).
Микротопонимы — названия небольших незаселённых объектов (от др.-греч. μικρός — малый).
Антропотопонимы — названия географических объектов, произведённых от личного имени (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек (источник классификации).

Для меня более подробное знакомство с географическими названиями началось... ровно 7 лет назад, 23 января 2007 года, когда на уроке географии в 7 классе любознательные школьники просто завалили меня вопросами о том, почему же в Африке такие необычные названия рек, озёр, нагорий, и что же они обозначают. Мы вместе искали ответы на вопросы, в моей личной учительской библиотеке появилось несколько книг по этой теме. Теперь я стараюсь по мере возможности включать в свои уроки легенды, сказания и рассказы, которые хотя бы немного проясняют тайну возникновения некоторых названий.

В 2007 году я вела уроки кубановедения, и в результате моей увлечённости топонимикой появился необычный урок "Тайны географических названий Краснодарского края". Он опубликован в Интернете на 4 сайтах (мною) и "разошёлся" без моего участия по большому количеству сайтов. Правда, где я видела, авторство за мною всё же сохранили))).

Всего я планирую сделать 3 выпуска:




- Тайны географических названий: часть 1 - Краснодарский край,









- Тайны географических названий: часть 2 - Россия,









- Тайны географических названий: часть 3 - весь мир.






Мне хотелось бы поделиться своими знаниями, интересными фактами, топонимическими секретами со всеми вами. Да и к материалу, опубликованному в блоге, всегда удобно вернуться во время урока. Я всегда с удовольствием читаю тематические статьи учителей других предметов, узнаю новое, учусь, думаю, что и для кого-то из Вас материал будет интересен.

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Какую интересную страницу языка Вы приоткрываете. Надо сказать, что ономастика (раздел лингвистики, изучающий имена, наименования, названия и пр.) всегда привлекает не только детей, но и взрослых.
    Несколько лет подряд мои ученики пишут исследовательские работы по ономастике в том числе, где мы затрагиваем и топонимы. И теперь очень интересно почитать о топонимах не только России, Краснодарского края, но и мира.
    Даже чувствую какую-то к Вам сопричастность: география связывается с языком. Это здорово! Интеграция великолепна!
    Спасибо Вам за интересные сообщения! В предвкушении!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна!
      Спасибо за отклик! Сегодня наконец-таки определилась с теми названиями, которые войдут в первый выпуск, очень трудно было выбрать - всё кажется интересным. Дети всегда с интересом слушают рассказы о происхождении географический названий, сами ищут информацию... Надеюсь, что и коллегам понравится.
      Вы правы - получается интеграция русского языка и географии... Мои дети часто удивляют учителей русского языка и литературы - то синквейн составят, то про возникновение топонима расскажут :).

      Удалить
  2. Анонимный23 января, 2014 19:59

    Добрый вечер, Лилия Павловна! В школьные годы очень любила разгадывать тайны всевозможных названий, имен, фамилий... С интересом прочитала разработку Вашего урока. Загадки, разгадки, легенды... - все, что делает любой урок незабываемым.
    Почему-то ни одного из школьных уроков географии сейчас припомнить не могу. Вот Ваш бы не забыла. Очень любила русский и все тайны, связанные со словопроисхождением.
    Лилия Павловна! Если я правильно поняла, то Вы планируете сделать выпуски в блоге? А брошюрки (сразу с легендами)?.. И почитать интересно (для себя; лично мне очень нравятся притчи и легенды) и на уроке всегда под рукой. Нам ведь, учителям начальных классов, для уроков кубановедения ой, как пригодится!
    Спасибо за Ваш труд!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Удивитесь, но я тоже мало что помню из школьных уроков географии... Вот физику, которую не очень любила, помню ;)
      Да... Что-что, а загадки дети любят! Сразу глазки загораются, активность увеличивается!
      Я планирую сделать несколько выпусков (сейчас работаю над первым, про край). А вот про брошюрки - я против... Дело в том, что такие брошюрки в отличном качестве и про разные интересные места нашего класса уже есть (год назад купила в кабинет несколько штук в ККИДППО). Но это отличная идея! Например, их можно составить самим на уроках кубановедения (подскажу своим малышатам).

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Подписываюсь под каждым словом Ольги Николаевны! Мы с ребятами тоже много работали над исследованиями по топонимике. Была у нас работа и по гидронимам Кузбасса, чудесные легенды в ней использовали. Исследовали годонимы Кузнецкого района (старейшего района) нашего Новокузнецка. Будет очень интересно познакомиться с Вашими работами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Николаевна!
      Я планирую исследовательскую работу для ребят по топонимам нашего края, но в следующем году. А пока хочу сделать некоторое "Введение в тему"... Спасибо за отклик, постараюсь найти в Вашем блоге (а их несколько ;) ) работы по этой теме и прочитать!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна! Ждем с нетерпением Ваши выпуски. География близка с биологией, я всегда охотно пополняю свой багаж знаний по биогеографии или другим отраслям этой интересной науки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Спасибо! Уже почти всё готово... Планировало немножко, а получилось... как всегда, когда интересно ;)
      Выдумать новое или что-то "от себя" в данном случае не получится, но вот выбрать самое интересное - я попробовала... Благодарю за отклик!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень люблю путешествовать по нашему краю, есть еще такие места, в которых пока не удалось побывать. Надеюсь, что Ваши статьи пополнят мои познания о нашем замечательном Краснодарском крае. А может быть помогут составит маршрут путешествия во время очередного отпуска?..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      В крае огромное количество интересных мест (я думаю, что каждый житель России мог бы сказать это), Вы правы, хочется побывать в самых необычных и самых памятных... Но больше всего хочется ещё и детям их показать. Раньше мы путешествовали больше, теперь не всегда удаётся, но стараюсь из каждого места привезти не только впечатления, но и что-то "на память". Люблю путеводители и книги о памятных местах.
      Первый выпуск уже опубликован. Буду рада Вашим впечатлениям и ... дополнениям...

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]