Страницы

суббота, 25 апреля 2020 г.

Дистанционное обучение: начало, или "И опыт, сын ошибок трудных..."

Ситуация с дистанционным обучением напоминает мне огромную волну, о приближении которой большая группа взрослых и детей знала заранее, но избежать не могла:
а) каждый взрослый сразу вспомнил ОБЖ (читаем - апробировал онлайн-платформы, всяческие нужные сервисы для дистанта),
б) кто-то из взрослых быстренько научил детей плавать (читаем - помог зарегистрироваться на онлайн-платформах, дал детям их попробовать),
в) некоторые вспомнили, что очень важно не поддаваться панике (читаем- не паниковал в общении с детьми и родителями, внятно отвечал на вопросы, настраивал на позитив и совместное решение возникающих вопросов),
г) кто-то оценивал возможную длину и высоту волны, строил алгоритмы действий при разных показателях (читаем - просчитывал собственные возможности по количеству работ на проверке, корректировал виды заданий и обязательных работ с учётом выполнения программы),
д) но были и те, кто обречённо смотрел по сторонам, посыпая голову пеплом, время от времени вскидываясь и хрипя от неизбежности и неизвестности...
Думаю, Вы догадались, кто после волны мало того, что окажется без потерь, но и в перспективе - с группой кандидатов в мастера спорта по плаванию?
Я уверена, что по прошествии некоторого времени не одна тысяча научных работ будет посвящена образовательному дистанту в России и в мире, который мы наблюдаем прямо сейчас...

Я вышла из этой волны лишь на 7-й учебный день. Но - с чистой совестью и удовлетворением от того, как всё идёт. Мы успешно выплываем! А потому есть время посмотреть на мир вокруг и рассказать о дистанционном обучении, каким оно запомнится лично мне...
Естественно, все совпадения случайны, а автор высказывает личную точку зрения!)))))

Подготовка к дистанту

Краснодарскому краю немного повезло, т.к. к неделе весенних каникул (которые были в те же даты, что и по всей стране) добавились ещё 2 недели. И для детей это были именно каникулы! Да, это как раз те две недели, которые я вынужденно, но не без удовольствия, провела в компании чудесных дачных животных и МММ в пригороде Краснодара, "каникулы-карантикулы"!))))

Паника, отсутствие достоверной информации, нагнетаемая соц.сетями истерика - самые главные враги любого нововведения. Так получилось и с дистантом - чем раньше выходили на дистанционное обучение школьники других регионов, тем больше было слухов из серии ОБС ("Одна баба сказала"): как всё сложно, как учителя перегружают детей, как бедные родители не могут всё делать за детей, в общем, всё плохо и ужасно! И эта паника накатывала как снежный ком: чем больше регионов переходили на дистант, тем больше "подробностей" обмусоливались в соц.сетях.
Но ведь важно не только уметь читать, но и... читать правильные соц.сети, новости, понимать написанное и проецировать его на свой педагогический опыт! Родителей надо не только успокаивать, но и дать им уверенность в том, что всё будет хорошо, вместе мы сможем многое! Ох, сколько раз я повторяла эти слова родителям перед началом дистанта!))))

И пусть интернет был лимитный, а скорость не всегда "как дома", но... в эти две недели дополнительных каникул мы с ребятами моего 6 "А" класса успели очень много: и правильные почты создали для учёбы, и в РЭШ (именно эта платформа для обучения была рекомендована администрацией гимназии) зарегистрировались, и научились там прикрепляться к учителю, выполнять задания, обмениваться файлами, дети даже попробовали ZOOM. Но самое главное,я держала руку на пульсе и не позволяла панике и истерике победить детей и родителей...

Вот таким дети представляли себе дистант на каникулах:

Таким он и оказался -чётко организованным и понятным, правда, не сразу...

Главные проблемы дистанта

Вспоминая об ошибках, допущенных моими коллегами (я ж не только учитель географии, но и классный руководитель, который должен быть в курсе всего, что происходит в классе), я могу назвать самые распространенные:
-- неумение совершать элементарное заполнение уже созданных, готовых таблиц в том же Экселе, обычнейших действий в ворде, побуквенно-ручной (вдумайтесь в это!) перенос ссылок, естественно, с ошибками...
-- нежелание выполнять чёткие рекомендации администрации (вот сказано, что не стоит "2" ставить - нет, надо их наставить, а потом ждать, чтобы классный руководитель названивал и просил убрать, можно подумать, что я лично для себя выпрашиваю мешок картошки),
-- отсутствие элементарной самодисциплины - сказано, сделать к 15-00, значит, в 14-50 должно быть готово, а не после 15-00 приступать...
-- нежелание проверить себя и написанное собою - вот открой задание детям через некоторое время, прочитай, проверь ссылки, всё ли понятно...
-- большие объёмы домашнего задания, правда, были только на первых порах, ибо как закопались в проверку, несколько переосмыслили!))))

И в итоге - лишние "обсуждалки", которые лично меня прям бесят, т.к. отнимают уйму драгоценного времени! Если каждый учитель будет делать ЗА СЕБЯ вовремя и чётко, то будет всем намного проще, ведь дистант - это всё равно работа в команде.

Главная ошибка детей, как бы парадоксально это не прозвучало, - неумение читать и выполнять задание по инструкции. Первую неделю моя почта буквально раскалялась от писем, содержащих письменные ответы детей на те вопросы, которые были заданы устно! Детям было тяжело перестроиться с одних требований на другие, например, Марьиванне надо присылать фото выполнения заданий в РЭШ, а Марьпетровне не надо, сама посмотрит, а Марьюрьевне, пожалуйста, все фото ещё и в ворд вставьте...
Напрашивается чудесное предложение, мол, пусть требования у учителей будут одинаковыми, но помимо предметных особенностей всё разбивается о:
а) разный уровень владения и применения ИТ,
б) совесть и ответственность учителя.

Ну вот не понимаю я, как можно организовать "обучение" по своему предмету так, чтобы только давать детям ссылки и указания на РЭШ, требовать с них скрины выполнения заданий, выставлять эти оценки в журнал и... всё! А где учитель и его работа? И будут правы родители, возмущаясь против подобного "обучения".

А ещё к проблемным вопросам нынешнего дистанта я отнесу обеспеченность учителей интернетом. У каждого из нас есть семья: из одного человека и кошки, из трёх, пяти..., да без разницы! Ну вот нет у учителя высокоскоростного Интернета, нет навороченного ПК со всеми новомодными программами! И что теперь? Кто-то подумал о том,что учитель - человек, у которого должно быть свободное время, когда он имеет право погулять, пусть и на балконе, приготовить покушать, пообщаться с семьёй? Кто-то подумал оплатить учителю возросший трафик Интернета? Читаешь в соц.сетях мнения некоторых родителей о том,мол, учителям не за что зарплату платить, и глаза на лоб лезут! Учителя оказались в положении, когда они только должны и обязаны, а прав и уверенности в защищённости у них нет. Да хоть бы не сняли ту зарплату, что есть, а о надбавках, простите, и не мечтается! Знаете, что сделаю я, если получу надбавку? Пойду куплю витаминов для зрения!

А ведь мы в сложившейся ситуации и сами виноваты - нужно формировать положительный облик учителя в соц.сетях. Нужно! Нужно учить и детей, и родителей быть благодарными, публиковать не только свой негатив, но и позитив.
И не бояться высказывать свою точку зрения! Так, недавно начитавшись в очередной раз "кошмариков" из жизни педагогов других школ, я опубликовала искренний комментарий к публикации городского департамента образования:
"Здравствуйте, уважаемый Алексей Сергеевич! Хочу от собственного имени и многих учителей нашей гимназии 18 города Краснодара сказать огромное спасибо Вам и администрации нашей гимназии за мудрое руководство и постоянную помощь, внимание!
Сейчас модно слушать мнение учеников и родителей о дистанционном образовании, а я хочу сказать от имени простого учителя. Всем пришлось сложно, перегрузки по сравнению с тем, как было, к сожалению, неизбежны, но именно руководство школы регулирует и помогает сделать дистант ОБУЧАЮЩИМ и доступным каждому ученику. Важно не работать из-под палки, а стараться. В нашей гимназии переход на дистант был очень мягким, но все справились, ученики имеют выбор при просмотре видеоуроков, заданий, обучение максимально персонализировано. А главное, мы не остались "один-на-один" с новыми реалиями - зам.директора по УВР Ерохова Оксана Петровна всегда готова прийти на помощь, дать совет, подсказать новые формы дистанционного взаимодействия с учащимися, и всегда это не только действенно, но и очень корректно и с добром. Директор гимназии Криштафович Тамара Степановна, всегда поможет в сложной ситуации, подскажет, что тоже важно. Вот хорошо, когда каждый делает не только то, что должен, но и в сложное время остаётся Человеком! Недовольные были и будут всегда и везде, но это чаще образ жизни, а не адекватное мнение. Мне повезло, я работаю в отличной гимназии, в которой доброжелательное и мудрое руководство. Вместе мы сможем многое! В блоге класса мы организуем художественные вернисажи и литературные гостиные, ведь дистанционное образование - это не только ПК и смартфон.... Мира, добра и здоровья всем! 🌷🌷🌷"

А что? Я разве не имею права высказаться? Ну вот считаю я так! И почему считается, что все добрые слова - заказные, а негатив - истинная правда? "Накосячила" я - ругайте, буду исправляться, а если всё хорошо - почему бы и не похвалить? Кто-то вспомнит про "кнут и пряник" - да и пусть, но "пряник" тоже должен быть!)))))

Первые выводы...

Бесконечно горжусь своими коллегами! Да, не у всех и всё получалось сразу, но какие же они молодцы! Дистант "подстегнул" к такому саморазвитию и самообразованию, что и не передать! Конечно же, не всё идеально, но заметен рост и прогресс! Быть может то, что для Краснодара прогресс, для некоторых школ другого региона давно забытое прошлое, но... Мы реально молодцы! Каждый старается в меру своих сил и возможностей! Мы не роботы, а люди, которым свойственно и ошибаться, и передумывать; учатся сейчас не только дети, но и учителя! А готовых ответов-то и нет... Недовольные были и будут всегда и везде, но это чаще образ жизни, а не адекватное мнение!

В конце первой недели дистанта составила две небольшие анкетки для детей и родителей своего класса, хочу оставить некоторые ответы в блоге:
Ответы родителей примерно такие же, а потому я делаю вывод, что в целом, нет перегруза учащихся моего класса. Для меня это очень важно! Да, всё равно слишком много времени дети проводят возле ПК, в телефоне, но... они и так были там практически постоянно и вне учёбы. Что поделать, современные реалии... Сейчас и дети, и учителя, и родители больше в сети, а не в реале.
А на вопрос: "Хочешь ли ты в школу?" ответ "Да" был получен от всех, за исключением одной девочки, только недавно получившей свою комнату в новой квартире.

Вот что мне искренне не нравится и чем лично я возмущена, это тем,что детям отменили домашние задания по музыке, физкультуре, технологии, ОБЖ, рисованию.А почему?! Во-первых, зарплата идёт у всех!))))) А во-вторых, это именно те предметы, задания по которым как раз бы и "оттащили" детей от ПК! Музыка - прекрасный повод спеть караоке, физкультура - сделать традицией видеозарядки, технология - помочь родителям, рисование - изобразить своё видение мира из окна!
Умеешь давать советы - умей и отвечать! А потому 6 "А" получил "бонусные" задания по некоторым предметам: СОтрудничество с учителями-предметниками это всегда важно!

1. Литературная гостиная 6 "А" класса: Сергей Есенин
Да, чтение стихов можно организовать и так. Бесконечно благодарна учителю литературы Галине Вадимовне Полежаевой за отклик!

2. Литературная гостиная, часть 2: иллюстрации к сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
А тут получилась отличная интеграция литературы и ИЗО!

3. На вернисаже как-то раз... или Кубанская весна глазами 6 "А"!
Учитель рисования Рябко Светлана Викторовна осталась довольна работами ребят!

А планов - громадьё, как всегда!)))) Конечно же, это нестандартные задания по технологии, физкультуре и обязательное, на мой взгляд, чтение стихов ко Дню Победы! Всё будет в блоге класса, всё исключительно по желанию, с разрешения родителей и... намечая некие личные "точки роста"! Конечно же, времени всё это занимает много, но имея блог класса, а почему бы и нет?!

И хочу немного похвастаться. В нашем крае вот уже третью неделю активно функционирует проект министерства образования края "Телешкола Кубани". Где учителя нашего края ведут уроки по программе 4 четверти по всем предметам. В соц.сетях публикуется расписание, ребята, у которых проблемы с доступом в Интернет, могут смотреть уроки по ТВ.
Под географию отдана часть среды. Лично я смотрю своих коллег, радуюсь за них, учусь, горжусь знакомством! Молодцы! Мне тоже предложили, но я... скромно отказалась!))))

Как же происходит обучение?

Обучение я (мы ведь в блоге учителя географии) веду чётко следуя собственным правилам, которые не противоречат общешкольным рекомендациям. Но ещё на этапе планирования я пришла к чётким личным аксиомам:
а) задавать задания в постоянно зависающем РЭШ я не буду,
б) работая в 21 классе по 29-33 человека в каждом, имея нагрузку в 33ч./нед., проверять  около 1000 работ в неделю я просто не смогу!
А проверять пришлось бы! Хотя некоторые даже и не утруждают себя проверкой - прислал ребёнок что-то на почту= "5", выполнил! )))) Но я такой путь считаю не верным и не честным.

Как быть? Правильно организовать дистант, но в строгом соответствии с рекомендациями школы, в которых чётко сказано, что дистанционное обучение направлено именно на обучение, а не оценивание! К сожалению, не все нашли эту золотую серединку между обучением и оцениванием. Можно увидеть и сплошные "5" в журнале, и колонки с "3".....  Но на это есть администрация и всякие нужные мониторинги.))))) За выполнение работ я ставлю разные оценки. Положительные (выполнил ведь).

Как я и предполагала ещё на каникулах, у нас получилось так:
ребёнок заходит в электронный журнал, открывает предметы, которые есть в учебном расписании в этот день, в чётком соответствии с инструкциями учителей движется по заданиям и рекомендациям, смотрит видеоуроки, презентации, выполняет задания в тетради, на платформах, разработанные учителем...

И ещё раз - как же я довольна видеоуроками, о которых я рассказывала не так давно. Они классные! Не зависают, как РЭШ, яркие, красочные и мне больше нравятся! И они открыты для бесплатного использования по темам 2 полугодия для всех! Вот искренне не понимаю тех, кто использует только РЭШ!
Как проверять? Для себя я выбрала Гугл-формы, рада, что многие коллеги не только попробовали, но и оценили их плюсы. Помните, я рассказывала о том, как учила коллег основам работы с Гугл-формами... Подробные инструкции там есть.

Проверять всегда проще, чем научить, а потому я сначала показала ребятам основы работы с Гугл-формами, дав единый для 6-11 классов тест:
К сожалению, выполнили не все 630 учеников, но и столько отлично! Тем более, что за выполнение отдельных географических заданий можно было получить отметку. Сейчас же у каждой параллели появляются свои задания:
По мере выполнения тестов я буду открывать к ним доступ: чтобы были видны правильные ответы, чтобы ребёнок мог посмотреть, где он выполнил что-то не так...
А домашнее задание в электронном дневнике учащегося выглядит примерно так:
Быть может, кто-то скажет, что всё слишком просто и элементарно, но...Давайте только честно! Я только ЗА "образовательные фейерверки", постоянные видеоконференции, ZOOM, Скайп и иже с ними, но насколько реально это сделать для 630 детей? Сколько времени уйдёт на то, чтобы ВСЕХ зарегистрировать-организовать? Быть во время уроков в Сети, а когда потом проверять д.з.? Вопросов, конечно же, много. Но и мы теперь составляем расписание видеоконференций с детьми из учёта 2 в день для 5-8 классов, 3 для старших. Вот в этом отношении я искренне позавидовала началке: у тебя один класс, за который ты в ответе. И пусть свои нюансы есть, но всё же...

Как было написано раньше в советских троллейбусах: "Совесть - лучший контролёр". И применительно к дистанту тоже.

А как у Вас? Заставляют снимать свои видеоуроки? Проводить видеоконференции? Доплачивают? Всё устраивает? 
Делитесь в комментариях!

P.S. Если Вы хотите оставить анонимный комментарий, но не знаете, как, просто напишите как получится, а в самом начале вставьте слово "АНОНИМНО". Я опубликую так как надо! ;)

34 комментария:

  1. Лилия Павловна, здравствуйте, моя дорогая! Поражаюсь Вашей энергии, Вы ещё успеваете и блог вести!...
    Очень интересная информация предложена учителям. Спасибо! Думаю, что-то они возьмут для себя.
    Жаль, что Вы отказались от предложения вести уроки в Телешколе.
    Берегите себя и своих близких! Н. М. Овсянникова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая Наталья Маратовна!
      Спасибо Вам за добрые слова и поддержку! Настолько сейчас всё сложно, что происходит сильное переосмысление всего, связанного и с собственным самообразованием, и распространением своего опыта. Какие же молодцы наши девочки-тьюторы по географии, какие высококлассные уроки показывают в "Телешколе Кубани", за каждым уроком чувствуется не только авторский подход, но и мощнейшая методическая поддержка, Ваша поддержка! Наталья Маратовна, спасибо Вам огромное за всё, с Вами мы сможем многое!!!!

      Удалить
  2. Памятник при жизни!) Не шучу. С ужасом наблюдала, особенно в первые дни дистанта, разброд и шатание среди учителей, родителей, детей. да и сейчас слышу со всех сторон вопли - скорей бы в школу!))
    Ну хоть поймут разницу в реале и виртуале и будут потом с радостью бежать на уроки)
    Сил вам и терпения. Молодцы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валентиновна!
      Огромный привет и самые лучшие пожелания всему НАО! Ужас и паника первых дней преодолены, теперь нужно просто кропотливо работать, учить, выполнять поставленные задачи...
      Это только звучало на первых порах заманчиво "дистанционное обучение", а теперь, уверена, и дети, и учителя с большой радостью пошли бы в школу. Всё-таки роль традиционной школы очень велика!

      Удалить
  3. Елена Никкерова, Псебай25 апреля, 2020 16:21

    Добрый день, Лилия Павловна! Большое спасибо за такой полезный и, главное, честный материал. Прочитала - как-будто посоветовалась с Вами. Поняла, что двигаюсь примерно в одном с Вами направлении. Искренняя благодарность!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Юрьевна!
      Спасибо Вам за отклик! Уверена, у каждого учителя свои приёмы и "фишечки" работы на уроках географии в школе, наработанные годами, работающие и проверенные, а сейчас мы в процессе поиска и апробации, что очень сложно, но необходимо! Будем делиться, искать, ведь всё должно быть направлено на качественное обучение наших детей. Сложно всем, но сдаваться нельзя!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Дистанционка никоим образом НЕ заменит живое обучение.
    Как бы ни было, но недоброствестных учеников-учителей-родителей больше, чем тех, кто реально "выкладывается".
    И причины разные, от "и так сойдёт" до нежелания (страха) признать свою компьютерную безграмотность.
    Я уже много раз, снова и снова, рекомендую прочитать рассказ Ллойда-Бигла младшего "Какая прелестная школа", где как раз и говорится (в слегка утрированной форме) о дистанционном обучении, до чего всё может дойти.
    http://lib.ru/INOFANT/BIGGL_ML/school.txt
    Мне кажется, что министерству образования надо полумать о том, чтобы перейти на иную систему оплаты, точнее доплаты, учителям на дистанционном обучении.
    Или хотя бы компенсировать расходы по трафику ))
    И на закуску "чисто моё наблюение":
    Беседовала с некоторыми мамочками, которые говорят, что с переходом на дистанционку... дети стали меньше "зависать в игрушках".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      "Тыкнуть" школу, что делается что-то не так, не "тыкнул" только ленивый, но в условиях практически отсутствия конкретных руководств и инструкций, современная школа отлично справляется. Да, есть и недобросовестные и ученики, и учителя, но в НАШЕЙ ГИМНАЗИИ их очень и очень мало, т.к. стараются все. А есть родители, которые искренне считают,что дистанционное обучение не только для их детей, но и для них!)))) Да, детям требуется помощь при регистрациях, при получении доступов-входов, но если ребёнок справляется, старается, если учитель не жалуется, то и не стоит родителям что-то ещё выискивать, лишь бы придраться и сказать своё важное слово. Мне повезло - в моём классе родители адекватные и нацелены на помощь в обучении, а не тотальный контроль, это очень важно.
      Я думаю, что нет таких школ, где не было бы ни одной проблемы в дистанте, но как все дети разные, школы разные, так и проблемы у них возникают разные...
      Ирина Валерьевна, а я знаю точно про "зависание в игрушках"!)))) Этим наблюдением поделилась мама одного моего ученика, мы связали с тем, что раньше телефон и ПК были отдыхом и способом "отвлечения" от ежедневных школьных обязанностей по выполнению домашнего задания, учёбы, а сейчас - телефон и ПК являются средством обучения, а значит, уже не так привлекательны!))) Мы пришли к такому выводу.
      Ирина Валерьевна, спасибо Вам за неравнодушие!

      Удалить
    2. Да уж, Лилия Павловна, сын уже второй курс заканчивает, а я всё никак "не отойду" от школьной темы )))
      В этом году наш Петрович заканчивает 9 классов, так что всё, что сейчас происходит в системе образования для меня очень болезненно.
      А на днях встретила Андрея Дерябина (Д класс) И Сергея Савранского. Они в этом году диплом защищают. Тоже переживают, что у них отменили преддипломную практику, а дипломная работа очень от этого зависит.
      А Ваня сейчас пишет курсовую...
      Что будет с экзаменами, как дети поступать будут в этом году? Всё очень туманно.

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, а мне подумалось, что как же повезло нашему, тому выпуску, что всё было нормально... Сегодняшних выпускников жаль. Учителя ОЧЕНЬ стараются максимально интенсивно и качественно вести дистанционные уроки, а в выпускных классах это ведь какая ответственность!!!
      Петрович, как я думаю, будет успешен, ведь у него и гены хорошие, и он очень ответственный и любознательный мальчик! но тяжело, что уж тут говорить, очень...

      Удалить
  5. Добрый вечер, Лилия Павловна! Ждала, ждала я Вашей статьи. Вот всё Вы умеете заметить и по полочкам разложить. Да, в непростой ситуации оказались все: и ученики, и родители, и мы, учителя. А работы прибавилось в разы, глаза на лоб лезут. В начале попробовала Zoom. Вроде и не плохо, но к концу дня ужасно уставала. РЭШ даже и не использовала. Не все видеоуроки мне там нравятся. Определила для себя платформу ЯКласс. Большое количество разнообразных заданий, возможность быстро составлять тренировочные и проверочные работы и, что важно, отслеживать работу ученика в реальном времени. На сайте я вижу работу всего класса, а диалог мы ведём через WhatsApp. Все работы и ответы учеников сохраняются и я всегда могу отчитаться по работе. Стараюсь работу разнообразить. Поэтому и Google-формы использую. А сейчас осваиваю CORE: бесплатную платформу для дистанционного обучения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
      Да, если раньше можно было сказать, что учитель был занят с 8-00 до 13-00, плюс пару-тройку часов на проверку работ и подготовку к урокам. Теперь же рабочий день (лично у меня так) практически совпадает с периодом бодрствования...
      ЯКласс хорош, но не для всех - например, там много математики, русского, английского, но почти нет географии... Вот и остаётся нам, предметникам, обращаться на другие платформы. Недавно прочитала, что разработчики Яндекса планируют дополнить все предметы и все классы. Честно говоря, задумалась и заволновалась...
      Людмила Геннадиевна, нам стоять на месте нельзя,будем учиться, осваивать и учить! Спасибо Вам за отклик!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо, что поделились со своими читателями рассказом о своей работе в наше трудное время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Трудно сейчас всем, но нельзя сидеть на месте и ничего не делать...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна. Да, для некоторых дистанционка как «Девятый вал» Айвазовского. ) И пушкинские слова актуальны сегодня как никогда. С одним условием: постоянный анализ проделанной работы, постоянная обратная связь.
    А как у Вас?
    Из «волны» вышла. Легко. Три года (2012, 2013, 2019) дистанционно готовила ребят к сдаче ЕГЭ по литературе, русскому языку. (Так получилось, что живу в пункте А, а работа – в пункте В.) Да и сама проходила дистанционное обучение на разных платформах. Поэтому с онлайн-сервисами проблем нет. Деткам и родителям было сложновато … Но выбрались, слава богу.
    Техническая сторона
    Возможно, в меня полетят камни…
    Для нас, жителей сельской местности, интернет все еще роскошь небывалая. В этом смысле районным центрам повезло. Не во всех семьях имеется ПК (слава богу, школа некоторым выдала). А если и имеется, то один на 3-5 ребят (у меня, к примеру, многие из многодетных семей). Теперь представьте ситуацию, где один ПК на 3-5 или пусть даже на 2. Да, онлайн-урок – это замечательно (ничего против не имею!), но как быть таким семьям? И у Пети, и у Вани, и у Даши назначены онлайн-занятия на одно и то же время, а там на подходе физик/химик со своей виртуальной лабораторией. А тут электроэнергию «вырубили», какие-то неполадки на линии и т.д. и т.п…. К концу дня дети измотаны, но что-то получилось сделать, посмотреть, отправить на проверку, поговорить с учителем по Skype. А завтра вновь … «Что день грядущий нам готовит?»
    Вывод
    Не все дети готовы к самоорганизации, о технической стороне молчу, замкнутое пространство (квартира, комната) тоже о себе напоминает. В условиях дистанционного обучения необходима интеграция предметов. Да, каждому учителю-новатору хочется показать свои «фишечки», но … Каково ребенку? Родителям? Если в расписании 5-6 уроков и всю эту полученную информацию необходимо разложить по полочкам.
    «… детям отменили домашние задания по музыке, физкультуре, технологии, ОБЖ, рисованию»
    Ничего подобного! Выполняем.) Разве что по физкультуре и технологии … (по-моему, по этим предметам и ранее ничего такого не задавалось).Ничегонеделаньем продолжают заниматься только лентяи.
    Всем нам терпения, здоровья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Статья "Как родители из разных стран проводят время в самоизоляции с детьми". https://snob.ru/entry/191544/

      Удалить
    2. Здравствуйте, Наталья Борисовна!
      Сейчас проводим уроки в ZOOM, конечно же, нет "накладок" по расписанию, если планировать заранее, но нет в ОДНОМ классе, а если в семье несколько детей и один ПК, то конечно же, очень тяжело! Сейчас надо выживать, стараться всем учителям, а что делать-то? Добрый волшебник не сделает высокоскоростной интернет ВСЕМ российским школьникам, особенно в глубинке, не раздаст ВСЕМ ноутбуки....
      Сейчас главное кждому учителю работать на свесть, главное ведь, не оценка, жаль, что и это не все понимают, ставят ограничения по времени выполнения заданий!
      Вы молодец, что так быстро перестроились, тут очень важен опыт подобной работы! Будем надеяться, что дети вернутся в школы, что всё будет хорошо! Огромное спасибо Вам за отклик!!!

      Удалить
    3. Ох, по поводу ссылки - спасибо! Прочитала и ещё раз подумалось о том, что как было бы хорошо, если бы отметки по ВСЕМ предметам были по дистанционному обучению по системе зачёта, а не отметками....

      Удалить
    4. "если бы отметки по ВСЕМ предметам были по дистанционному обучению по системе зачёта, а не отметками" Вот-вот)) У меня некоторые родители сначала активно (дабы помочь своему чаду в получении хороших отметок) работали с ГДЗ по английскому)) Я поняла, и тоже начала "химичить":задания подбирать не по учебнику))

      Удалить
    5. Здравствуйте, Наталья Борисовна! И пусть условия новы для детей, но ничего не меняется, схитрить желающие всегда найдутся!))))

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за рассказ о вашем ДО. Ждала от вас подробного анализа)
    Отвечу на Ваши вопросы. Снимать уроки и конференции не заставляют. Думаю, администрация и не знает, как я провожу уроки, т.к за три недели мне позвонила пару раз завуч, спросить, как заполнять какие -то отчёты по ДО и всё))) Правильно я делаю или нет? Не знаю. О всех рекомендациях Департамента узнаю из школьной электронной почты (пока имеется доступ).
    Доплачивать - нет. Хотя улыбаюсь. Сколько наше государство сэкономит на школах за эти месяцы? За свет и воду платит не надо, в том объёме, как раньше) А учителя дома работают. Интересно, за электричество, которое мы нажгли, пока работает ноутбук, компьютер, нам заплатят? Пусть будет с улыбочкой. Не обедняю, но ... Вы правильно подчеркнули про трафик.
    Про технологию, ИЗО и т.д. соглашусь с вами. Что ещё делать детям на самоизоляции, как не рисовать, мастерить, петь, заниматься спортом. Причём, всё это можно делать всей семьёй)
    Вы пишите, что дети не могут работать по инструкции. Соглашусь! У нас и родители этого делать не умеют! Учимся вместе с мамочками выполнять работы.
    Писать можно много. Но нашла и плюсики: 3 класс освоили платформу ZOOM, теперь даже помощь родителей не требуется. Первоклассники научились отвечать на мои вопросы в Яндекс.Учебнике во время урока. У первоклассников родители слушают мои объяснения во время онлайн-урока, если ребёнок сразу не понял тему, могут объяснить её так, как я рассказывала. Но в школу хотят, почти, все! Особенно родители)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Мы сейчас в гимназии опробуем (массово!) платформу для видеоконференций ZOOM. Много сказано о её недостатках, но если грамотно сделать настройки и не публиковать ссылки на конференции, проводимые учителями, в открытом доступе, а только отправлять детям в личку, то получается очень даже неплохо! И я провожу, но.... задумываюсь - то, что в принципе(!!!) применимо в миллионном Краснодаре с хорошим интернетом (у большинства!), ведь совершенно невозможно в тех населённых пунктах, где у ребят не такой скоростной доступ в Интернет... И это огроменный минус. Получается, что образование на удалёнке ОЧЕНЬ зависит от инфраструктуры... И это грустно, несправедливо, ведь дети везде одинаковы и должны быть в равных условиях!!!
      Ольга Александровна, дорогу осилит идущий! Очень рада (да даже уверена была!), что у Вас и пчёлок всё получается, молодцы!!!

      Удалить
  9. Доброго времени суток, Лилия Павловна, наших долгих дистанционных суток! С удовольствием прочитала статью и поняла ваши мотивы отзыва в департамент. К сожалению, не везде так. Нас заставляют снимать видеоуроки и приходить каждый день в школу. Я возмущена, коллеги тоже. Хотела спросить о методической службе в вашей школе, чем она помогает учителям?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Сергеевна!
      К сожалению, большая часть организационных вопросов зависит от администрации, нам повезло, в школу по собственному желанию приходят те педагоги, кому нужна помощь, нужен интернет, нужны свои материалы...
      Методическая служба (как я понимаю, речь идёт о завуче по научно-методической работе, заместителе директора) у нас как-то не особо проявила себя, но!!! Все инструкции к сервисам, все вопросы в расписанием, помощь педагогам в освоении осуществляет зам..директора по учебной части, Оксана Петровна Ерохова, о ней я и писала в отзыве департаменту. Вот уж когда человек на "своём" месте!!! Не равнодушна, отзывчива, всегда поможет и словом, и делом!!!
      Пусть всё получится и будет хорошо!

      Удалить
  10. Анонимный26 апреля, 2020 23:59

    Меня удивляют несколько моментов ДО:почему учитель не имеет права ставить двойки,почему так сильно влияние родителей и учитывается их мнение, что ставить детям,которые игнорируют задания? Это мои вопросы,ответов на которые я не знаю.С уважением, Елена, ст.Каневская.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена!
      Про "двойки"...Я думаю, тут дело в том, что мы должны изначально подразумевать,
      что ребёнок ХОТЕЛ и СТАРАЛСЯ, а у него не получилось из-за технических проблем,
      а не
      ОН ПОЛЕНИЛСЯ и не сделал, или ПЛОХО СТАРАЛСЯ.
      Но это моё личное мнение... Что сказать, будем добрее к детям, мы взрослые и нам тяжело, а детям тяжелее...
      А про родителей - это как раз то, о чем я писала в статье - все привыкли, что надо писать негатив, на него и реагируют...

      Удалить
  11. Здравствуйте, Лилия Павловна! Сколько же хлопот свалилось на ваши головы с этим дистанционным образованием, жуть(((( Хочу рассказать из личного опыта, мой племянник живет в станице у бабушки с дедушкой, для занятий только телефон, интернет в деревне вообще никакой((((( По телефону учитель говорит темы, которые нужно прочитать взрослым в учебнике, а потом объяснить ребенку, т.е. донести ученику, как я стесняюсь спросить бабушка должна эту тему вложить в голову? А потом каждый день с 9.00 до 11.00 выполнение заданий на платформе ЯКласс, по полдня не могут войти в эту платформу, бабушка уже в панике, ребенок просится в школу, это что за издевательство????? О видео конференциях вообще речи не велось! В общем - кошмар((( Наверное нужно было постепенно готовить и учителей и родителей к этой системе, а то как снег на голову!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
      К сожалению, очень разные возможности при дистанционному обучении... И тут не только опыт учителя играет роль, его уровень освоения ИТ, но и элементарный ВЫБОР платформ для обучения, скорость интернета. Грустно, что школьники сталкиваются с трудностями там, где их не должны было быть!
      У нас было две недели, чтобы и самим научиться работать дистанционно, и деткам рассказать-научить, выбрать... Но конечно же все дети хотят ходить в обычную школу!
      Терпения нам всем, мира и добра!!!

      Удалить
  12. Здравствуйте, Лилия Павловна! Подписываюсь под каждым Вашим словом! Для большинства дистанционное обучения стало полной неожиданностью. И если у Вас было время как-то раскачаться и всё обдумать, то на нас оно свалилось буквально, как снег на голову. 15 марта, в понедельник, все учились еще в обычном режиме, а уже во вторник, 16 марта, было приказано перейти на дистанционку! Конечно,сейчас, спустя 1,5 месяца, по крайней мере у меня, всё более или менее устаканилось, хотя объем работы увеличился на столько, что толком ни на что другое, кроме работы, времени не остается.
    К тому же дело еще осложняется и тем, что для школы платформ для онлайн-обучения более, чем достаточно (хороших или плохих - другой вопрос), а вот для СПО у нас никакой платформы нет. Стали в ускоренном режиме осваивать Moodle, я пока предпочитаю работать с google-документами, формами и презентациями. Летом буду, видимо, стараться тоже создавать свои курсы, благо в Moodle я работать умею.
    Но самое ужасное, что мы все: и учителя, и дети, и родители - оказались к этому совершенно не готовы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Переход на новую форму обучения, как я думаю, дался непросто всем! А если это не так, то значит что-то не то делается!))))
      Меня, признаться, очень удивляет отсутствие конкретных указаний! Вот у нас не было чётко расписано, что и как делать, всё школа решала сама, учителя думали-предлагали, администрация апробировала, но... как важно было сделать комфортно не только для учеников, но и для учителей!!!!
      Анна Владимировна, честно говоря, я даже не думаю про то, что будет дальше, так хочется вернуться к простому обычному, но такому любимому школьному обучению... Держитесь!!!

      Удалить
  13. Здравствуйте! Находясь в декрете нашла Ваш блог. После декрета третий год работаю в шкколе. Периодически заглядываю сюда.
    Интресно было прочитать ваше мнение, со многим согласна.

    Гугл-формы использую, размещаю там видео, теорию и вопросы, получается дистанционный урок. Просто я сама, как представлю, преходить по разным ссылкам в рамках одного предметы и одной темы, замучаешься и потеряешься, а так все в одном месте.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина!
      Спасибо, я всегда рада гостям! Гугл-формы отличный инструмент для обучения и контроля,вы совершенно правы! Сейчас ребятам очень тяжело именно "перестроиться" с предмета на предмет не только по требованиям, но и по "сбору" информации к уроку!

      Удалить
  14. Лилия Павловна, здравствуйте!
    Вернулась к Вашему сообщению в третий раз через месяц после его опубликования.
    Все проблемы, о которых Вы написали, к сожалению организовались по всей нашей стране. Сейчас, когда до конца учебного года осталась неделя (у нас 9-11-ые классы учатся до 30-го мая, 5-8-ые классы - до 27-го мая), можно подводить итоги. Я думаю, Вы их подведёте точно. Я тоже это сделаю...
    Спасибо Вам за искренность и честность! Ваши качества очень нужны многим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Спасибо за комментарий! нас дистанционное обучени заканчивается ступенчато: 1-4 классы закончили 15 мая, 5-8 - 23 мая, 10 классы - только заканчивают на этой неделе, а выпускные 9 и 11 классы - только 5 июня... Так что, я ещё "в процессе", но.... какие же молодцы ребята 6 и 7 классов по сравнению со старшеклассниками!!!! Аж руки "чешутся" написать!! Я подумаю о подведении итогов, обязательно!)))))

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]