Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

четверг, 3 декабря 2015 г.

Мастер-класс учителя географии, или Расширение учительской палитры преподавания

Здравствуйте, дорогие коллеги, гости и постоянные читатели блога!
Сегодняшний день был для меня наполнен удивительными открытиями, которыми хочется поделиться со всеми вами.
Можно быть активным учителем, участвовать вместе с детьми в различных мероприятиях - конкурсах, викторинах, путешествовать по краю и России... Но всегда нужно помнить, что учитель, прежде всего, как ни странно это прозвучит, но учитель всегда "урокодатель", это его самая первая и самая главная школьная обязанность! А уроки бывают у нас, географов, очень разные...
 Я сегодня побывала на очень интересном мероприятии - мастер-классе "Использование адаптированного опыта европейской системы образования для формирования универсальных учебных действий" для педагогов-инноваторов, учителей географии в гимназии № 23 города Краснодара. Приглашались туда разные категории учителей, как Вы видите, но в итоге там оказались только... три гостя: Алексей Александрович Оробец - начальник отдела развития образования КНМЦ, Наталья Маратовна Овсянникова - ведущий специалист КНМЦ и я...
Очень было интересно посмотреть, чем сейчас живёт гимназия №23...
Конечно, все стены были украшены плакатами ко Дню Матери!
 Ну что ж, совсем скоро прозвенит звонок на 6 урок (удивилась... у нас в гимназии 6 урок заканчивается в 13-05, а в гимназии №23 он только начинается в 13-20!), а потому мы слушаем вступительное слово Надежды Борисовны Лысенко - учителя географии высшей квалификационной категории гимназии №23, руководителя методического объединения учителей географии нашего города.
 Она говорила о пользе педагогических экспедиций, ведь они хороши тем, что учитель может максимально приблизиться к опыту других учителей.
 Но вот прозвенел звонок. Дети заняли свои места для работы в группах, а мы, присутствующие, получили посмотреть тот же материал, который был на столах у ребят.
 По этическим соображениям я не стала фотографировать работы полностью. Ведь для того, чтобы понять замысел Надежды Борисовны, будет достаточно и части работы.
 А тем временем ребята вспомнили правила работы в группах. Было заметно, что они не первый раз работают так на итоговом уроке по теме.
 И вот закипела работа. Каждая группа получила свой вариант задания, где необходимо было было найти ответы на вопросы по большой теме "Африка".
 Дети работали с атласами и выданным заданием.
 Надежда Борисовна отвечала на вопросы-уточнения, помогала ребятам контролировать оставшееся время.
 В каждом листе было 9 заданий, которые были посвящены следующим темам:
 1. Крайние точки материка,
2. Тектоника и рельеф,
3. Полезные ископаемые,
4. Воды,
5. Климат,
6. Характеристика природных зон,
7. Влияние человека на природу,
8. Население,
9. Страны.
 Сами задания были очень разнообразны. Посмотрите, какими словами они начинались:
-- обозначьте...
-- подпишите...
-- назовите...
-- определите...
-- где...
-- объясните...
-- дайте характеристику...
-- в каком...
-- заполните пропуски...
-- приведите примеры...
Такие разные задания заинтересовали не только ребят:
 А пока ребята выполняли задания, Надежда Борисовна успела проверить несколько контурных карт, прямо на уроке выставив отметки в электронный журнал.
 Но вот работы сданы, дети ушли. А нас ждёт своеобразная рефлексия учителя.
 Она пояснила, что у ребят рефлексия будет на следующем уроке, ведь если они испытывали затруднения, они писали о них на обороте листа с заданиями...
 А потому отметки у ребят в группе не обязательно будут одинаковыми.
 Все дети были участниками открытия, работа в группе позволяет каждому радоваться друг за друга.
Это всё - методики, используемые в Европе.
 Есть и практическая значимость - дети получают современные образовательные результаты, которые основаны на новом содержании образования. Были и вопросы к Надежде Борисовне. Один из них я бы хотела задать и всем педагогам. 
На слайде выше можно прочитать, что есть информационно-коммуникативная методика, а есть коммуникативная. Надежда Борисовна прояснила, что это перевод с немецкого языка. Но есть мнение, что методики называются информационно-коммуникационная и коммуникативная. В чём разница? Как правильно?
Предлагаю, коллеги, задуматься...
 А на стене кабинета висел потрясающе красивый огромный диплом-благодарность Надежде Борисовне Лысенко от Русского географического общества.
И снова повторю свои слова: я сегодня СНОВА была удивлена столь малым откликом коллег на приглашение посетить мероприятие... И ведь здесь не надо жаловаться на то, что план мероприятий, который рассылает КНМЦ, ещё не дошёл до педагогов (например, я его ещё не видела) - если есть желание учиться, то можно ведь и самим протянуть руку и открыть сайт КНМЦ, где публикуется календарь анонсов мероприятий на месяц. Открыть, выбрать что-то для себя. Но это мысли вслух...

Надежда Борисовна Лысенко поделилась материалами мастер-класса с педагогами-инноваторами гимназии №18. А потому они уже опубликованы в блоге инновационного проекта нашей гимназии.

Вот уже второй год как на радость детям и изумление коллегам мы с пятиклассниками проводим уроки на улице.
И это в конце ноября-начале декабря! А что поделать - так расположены темы по планированию, а переносить на другое время изучение целого раздела я не вижу смысла.
Но что смогла, сделала для ребят - заменила предложенную полярную съёмку маршрутной (так дети больше двигаются), а подготовительную работу провожу не на улице, а в классе. В итоге дети на улице находятся минут 20-25, но всё время они в активном движении.
Нравится пятиклассникам, ох, нравится "гулять" на улице на уроке, но и какие открытия они совершают!!!
 В этом году пятиклассник М. был потрясён, что вроде бы прямоугольный школьный двор на целых полметра с одной стороны длиннее!!! А ведь этого и не видно невооружённым взглядом... А учитель, т.е. я, предложила списать разницу в расстоянии на неточность шагов. Не захотел М. мириться с такой несправедливостью, а потому как-то вечером вместе с папой (на удивление школьной охране и администрации) провёл собственные дополнительные замеры школьного двора. Рулеткой. В итоге сказал, что "директора обманули - не прямоугольный школьный двор у нас, а одна сторона длиннее на целых 45 сантиметров!" Вот вроде бы мелочь это, а на самом деле - открытие!!!
И это открытие ребёнок сделал сам, он привлёк к этому своего папу... Для меня это очень ценно и важно!
А на улице погода не радует... Постоянно срывается то дождь, то снег... Но мы стараемся и не замёрзнуть, и программу выполнить...

А какие творческие одиннадцатиклассники! Мы продолжаем делать коллажи, посвящённые различным странам мира.
 В этом году нашего пристального внимания удостоились страны Латинской Америки.
 Я не ожидала, но в одном из классов работу выполнили абсолютно все учащиеся!
Кабинет географии ещё долгое время благоухал ароматом кофе! И немного перца)))))
Уроки географии могут быть очень разными, они могут быть творческими и строго по программе, на них найдётся место практической работе в классе и на улице, они могут увлечь в будущее, а могут и вернуть в прошлое... Они очень разные, их нельзя сравнивать, можно только рассматривать идеи, формы работы, возможности использования различных технологий, тем самым расширяя свою собственную педагогическую палитру преподавания.

Надежда Борисовна, огромное спасибо Вам за урок! 
Это был урок Мастера и Творца! Обязательно приму к сведению показанное Вами, ведь сегодня Вашими учениками были не только учащиеся Вашего 7 класса, но и мы, присутствующие гости! 
Всё было отлично!


P.S.
Буквально через три минуты после публикации данного сообщения автор Надежда Борисовна Лысенко прислала материалы мастер-класса для размещения в методической копилке блога МИП гимназии №18. Замечательный подарок МИП от КИП! Спасибо! Материал размещён!

20 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Спасибо, что познакомили с мастер-классом Надежды Борисовны Лысенко. Очень интересно, как учителя Географии по-разному подходят к образовательному процессу. Оказывается, можно и по западной системе работать, и по собственной, авторской методике. Вот уж и задумаешься, что полезнее.
    Честно говоря, я противник "западного" образования, когда надо "ставить галочки в квадратиках". Мне кажется, что если самому нарисовать, посчитать, придумать, сделать - это запомнится.
    Жаль только, что на экзаменах нельзя "креативить". Но, как мне кажется, это только "Пока нельзя".
    Что-то мне подсказывает, что будущее образования - за научными проектами детей.
    Ведь как говорят: "Тот, кто знает, что вечный двигатель - это утопия, НИКОГДА его НЕ изобретёт"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Конечно, по-разному, ведь на самом деле нынче практически нет учителей, кто бы сам придумывал собственные методики, а вот использование удачной компиляции нескольких методик - это есть, но вот сочетать тоже нужно уметь... Я бы столь резко от западного опыта не отмахивалась, ведь есть в нём положительные черты, много... Мне очень понравились вопросы на листках, что были у Надежды Борисовны - очень разные были вопросы, именно вопросы, а не тест с выбором ответа. Да и последний вопрос был... удивительным - именно в такой форме и объёме он присутствует в в заданиях ОГЭ и ЕГЭ, считаясь заданием повышенной сложности. Так что, учиться у коллег - нужно, пытаться взять что-то из их опыта в свою педагогическую палитру работы - тоже нужно!
      Ирина Валерьевна, благодарю Вас за отклик!

      Удалить
  2. Добрый вечер, Лилия Павловна! Спасибо за урок и рассказ об уроках. Урок 1 - это я к Вашему напоминанию. Да, Лилия Павловна, во всем согласна с Вами...
    Уроки вас, географов, меня порадовали. Есть чему поучиться, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Мы ДОЛЖНЫ качественно давать уроки, должны, а всё остальное - это уже дополнительно... Мне бывает очень больно видеть педагогов, которые могут творить чудеса ВНЕ кабинета, а вот на уроках у них скучно и словно в веке 19.... Только самообразование посредством посещения уроков других учителей может не только теоретически, но и практически восполнять наши пробелы на уроках. Наши - это и ко мне относится.... Здесь ведь суть не в том, что использовались разные технологии из-за границы, а в том, что иностранный опыт тоже может быть полезен, его его применить в российским школьным реалиям. Урок Надежды Борисовны заставил меня надолго задуматься...

      Удалить
  3. Уроки на свежем воздухе - это здорово, Лилия Павловна! Когда есть возможность посетить уроки коллег, узнать что-то новое или посмотреть варианты изучения темы - невероятно здорово! Сейчас многие переходят на уроки-онлайн, когда не надо ехать в другую школу, тратить время на дорогу - мне такой вариант "присутствия" на уроке очень нравится:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Вы правы - уроки онлайн очень удобны, но... и тут есть "подводные" камни - такое виртуальное присутствие не даёт полного погружения в чужой урок, всегда есть возможность отвлечься, а ведь так можно пропустить что-то важное. Да и как-то не особо приняты у нас в Краснодаре такие уроки, да? Или я что-то пропустила, или краснодарские учителя для своих коллег такие уроки пока особо не проводят... Конечно, опыт учителей из других регионов интересен, но хочется посмотреть-поучаствовать и в уроках коллег поближе...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна! С интересом прочитала Ваш рассказ и о работе Надежды Борисовны и о Ваших "изюминках", спасибо. Честно говоря не понимаю ситуации с посещаемостью - у нас, дошколят, на городских мероприятиях всегда очень много педагогов из других ДОО. Вебинары - тоже выход, но часто бывают технические проблемы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Мне понравился урок Надежды Борисовны ещё и тем, что это был обычный рабочий урок, не "причёсанный" для присутствующих гостей, а реальный. Такие уроки вообще редко показывают, а ведь есть, что показать!
      Я вот целый день думала, почему так... и поняла - всё дело в общем количестве учителей, не только в нежелании учиться. Мероприятия для учителей часто делятся по направлениям или преподаваемым предметам, а это уже изначально меньшее количество возможных участников... А мне кажется, что любой вебинар всё равно не передаст того, что можно почувствовать-увидеть вживую.

      Удалить
    2. Добрый день, Лилия Павловна! Вебинар очень экономит время - драгоценный ресурс!
      Но, повторюсь, техника подводит сильно - буквально вчера зарегистрировалась, но так и не смогла подключиться к онлайн трансляции "Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Традиции Орф-педагогики в России: современность и перспективы" (проходила в Москве), - подвел интернет, постоянно "отваливался"((

      Удалить
    3. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Конечно, экономит, не только время, но и сколько средств, которые могли бы быть затрачены. Но вот как познакомиться с опытом коллег в своём же городе..? Наверное, только присутствуя... Или что-то проходит и у нас в виртуальной форме?

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за интересный материал. Думаю, что не только географы смогут взять для себя на заметку. В качестве ответа на вопрос: в литературе встречается "информационно-коммуникационные технологии обучения", но коммуникативные УУД.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Михайловна!
      Вот так мы и учимся друг у друга - приходя в гости на уроки, да и потом виртуально, в блоге. Спасибо Вам за мнение и разъяснения. Подождём ещё желающих ответить! :)

      Удалить
  6. Лилия Павловна, согласна, посещаемость мероприятий оставляет желать лучшего... По своим коллегам знаю, некоторых и "домкратом не поднимешь".. Спасибо за рассказ о посещенном уроке, о Ваших. Наши учителя тоже стараются уроки по подходящим темам проводить на природе, а физкультурнике - до самых холодов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, а меня больше всего удивляет, если учителя географии НЕ ВЫХОДЯТ на улицу для составления плана местности... Это ведь прописано во всех программах, это наша основа основ!
      Как мне недавно сказали: "Лилия Павловна, это Вам нечего делать, вот Вы и ходите по различным семинарам, а мы работаем!" :)) :)) :)) Иногда ощущаю себя главной городской лентяйкой! :)

      Удалить
  7. Лилия Павловна, добрый вечер!
    Не перестаю удивляться :) насколько разнообразны уроки. А ведь у нас дошкольников тоже наблюдается такая же картина. Кто-то старается внедрить новые формы работы, мотивировать детей. А кто-то - так и не смог уйти от шаблонности :( и видишь в результате только монолог воспитателя.
    Спасибо за обзор и рассказ!
    Удивляет посещаемость :( мастер-класса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Виктория Александровна!
      Если педагог творческий, то и уроки у него будут разнообразные! Это не первый урок Надежды Борисовны, на котором я присутствовала. Если будет проводить ещё уроки и будет возможность присутствовать - обязательно пойду!
      Виктория Александровна, а вот некоторым педагогам и до шаблонности дойти бы.... :)
      Сегодня обновила страничку с анонсами мероприятий, так там столько много для географов предлагается... Надеюсь, откликнутся! Найдут время...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! Здорово, что хотя бы на страницах блогов мы можем погрузиться в атмосферу уроков других педагогов, ведь на очное посещение практически нет времени и возможности. Замечательная идея с занятиями на свежем воздухе, мы с ребятами только фотографируем на улице их творческие работы, но и у меня появились теперь идеи, как совместить прогулки на свежем воздухе с уроками кубановедения и обществознания. Спасибо Вам!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Александровна!
      Вы правы - найти возможность попасть на интересующие мероприятия не всегда есть, так что, блоги являются нашими палочками-выручалочками! А если ещё и материалы потом посмотреть, которыми поделились авторы, вообще отлично!!!
      Буду ждать воплощения появившихся идей, рада, что было интересно!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень интересные уроки! Поймала себя на мысли, что с большим удовольствием бы побывала на уроке у Надежды Борисовны!
    Ваш урок на улице - это целое приключение для ребят, смена обстановки всегда идет на пользу! А коллажи одиннадцатиклассников настоящие шедевры, очень красочные и интересные!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Викторовна!
      Действительно было необычно немножко - вот вроде бы простой урок, но это только на первый взгляд.... Как хорошо, когда есть возможность учиться и узнавать новое!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^