Мы живём в эпоху модернизации и развития абсолютно всего: образования, социальной сферы, новых технологий… Но вместе с тем не стоит забывать о том, что кроме материального и способов его улучшения есть ещё и духовно-нравственное. Как я уже писала в статье об Интернете, сегодняшний школьник оказывается один на один с огромным миром соблазнов и искушений, и задачами современного учителя является не только дать знания, но и научить его самому учиться, отбрасывая всю гадость, которая есть в современном мире, в том числе и в Сети. В этом помогают не только образовательные сайты, но и Церковь. Конечно, Вера и Религия – это ЛИЧНОЕ для каждого человека, но есть ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению, на сохранение которых направлено воспитание современного школьника.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
Предлагаю заглянуть на сайт Храма Рождества Христова в Краснодаре, где Вы сможете познакомиться с историей храма, заглянуть в образовательный раздел, познакомиться с мероприятиями, проводимыми в этом году.
В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — "человек государственный, слуга царю и отечеству". Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. Главным в воспитании считалось формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. В дореволюционную эпоху "обожение" власти сдерживалось православием, пониманием ценности человека как творения Божьего и его права на духовное совершенствование. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само претендовало на то, чтобы стать новой вселенской церковью. Власть обожествляет советский строй, превращает вождя в богочеловека, который выводит свой народ из плена капиталистического рабства и ведет его в коммунизм — Землю обетованную. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и беззаветного служения партии и советскому народу (фактически — советскому строю). Важнейшей педагогической задачей становится формирование советского человека, строителя коммунизма.
Конец прошлого и первые годы нынешнего века — особое время в российской истории и образовании. Этот исторический период порождает собственный педагогический идеал — свободная в своем самоопределении и развитии личность.
Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии - включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира (учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных ценностях).
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры.
В данной статье использованы материалы сети Интернет
В данной статье использованы материалы сети Интернет
Лилия Павловна! Молодечик! Я всегда с интересом читаю Ваши статьи!
ОтветитьУдалитьСпасибо! Я считаю, что духовно-нравственное воспитание необходимо современным детям!
ОтветитьУдалитьДа, это очень важно для детей! И нужно говорить об этом!!
ОтветитьУдалить