покупая которую, становишься богаче"
Не так давно мы с вами уже рассуждали о том, почему людям нравится путешествовать, но реалии сегодняшнего дня (многодневная экскурсия в Сочи с классом) заставили задуматься над другим вопросом - зачем люди делают фотографии тех мест, где они путешествуют? Для того, чтобы осталась память о посещённых местах, чтобы показать родным и друзьям, чтобы использовать фотографии в работе (например, у меня и так бывает) - причин много. Но для всего этого фотографии должны быть "говорящими", т.е., помогающими оживить в памяти воспоминания о месте пребывания, а вот с этим у многих ребят (а иногда и взрослых) возникают проблемы...Как в поездке сделать самые удачные снимки? Что фотографировать? На что обратить внимание? Я хочу поделиться своими ответами на эти вопросы и спросить у Вас. Ведь у каждого из нас, уверена, есть свой ответ на эти вопросы!
Во время осенних каникул мы с ребятами посетили много красивых мест в окрестностях субтропического Сочи. И прямо в поездке им было предложено после возвращения написать в блог класса свои впечатления о том, что увидели, что удивило, что понравилось, и оформить это в виде сообщения или презентации... И каково было моё удивление, когда оказалось, что у некоторых ребят или нет фотографий для статьи, или есть, но они не подходят...
Вот как такое может быть? С одной стороны, можно подумать, что дети предпочли наслаждаться видами в живую, а не через "дырочку в телефоне". Но ведь есть родители, которым интересно всё, есть полученное задание, а как же память...?
Говоря о родителях, чьи дети отправились в поездку с классом, я не могу не вспомнить и два "не очень" момента:
- как в одну из поездок одна мамочка выкладывала у себя в Инстаграме мои фотографии, присланные в чат для родителей, делая вид, что она путешествует вместе с нами!))))
- как другая мамочка каждый час вопрошала в родительском чате: "Как там наши детки?" За что, в конце концов, и получила от меня совет интересоваться этим у своей собственной детки...
Но это единичные случаи... Большей частью родители терпеливо ждут фотографии, подсказывают ребятам, что фотографировать. И знают, что Лилия Павловна обязательно не только нафотографирует детишек
И вот я прихожу к выводу, что если у класса есть блог, если дети являются его авторами, если за сообщение в блоге можно получить отметку в дневник, если свои впечатления нужно оформить в проект, то нам нужны ПРАВИЛА и РЕКОМЕНДАЦИИ, какие фотографии нужно делать во время многодневных экскурсий!
Фото для мамы...
Если у ребёнка с собой телефон с камерой, если есть возможность отправить маме фотографии, то как минимум два раза в день ребёнок должен радовать маму "картинками" - лично я считаю именно так! Мама должна знать: во что одет её ребёнок, какая вокруг погода, что ребёнок кушал, какое у него настроение. А потому каждый ребёнок должен регулярно звонить маме (например, утром, пока едет в автобусе на экскурсию, вечером после экскурсионного дня) и делать несколько фотографий, условно назовём их "для мамы", и отправлять ей каждый день. Пишу про отправку фото, подразумевая, что есть возможность отправить эти фотографии, например, через WhatsApp.
Итак, фото для мамы:
-- что я ем,
-- где я живу,
-- во что я одет и моё настроение (например, фото с друзьями на улице).
Фото-летопись путешествия...
Каждый экскурсионный день всегда можно поделить на части - по экскурсиям. Поэтому о каждой из экскурсий должна остаться память! Конечно же, сопровождающие учителя делают групповые снимки в значимых местах, но не менее интересно сделать и свои собственные фотографии, демонстрируя которые родным и близким, можно будет рассказать о путешествии или даже написать свои впечатления в блог, оформить их в виде презентации или проекта.
Что же нужно фотографировать?
1. Главное правило - фотографировать то, что красиво и что нравится! Когда снимаете, старайтесь обращать внимание на как можно большее количество деталей, попадающих в кадр. Задумайтесь, нужны ли они, не лучше ли изменить композицию или ракурс.
2. Нажимайте на спуск, только когда почувствуете, что кадр гармоничен. Плёнку экономить уже не надо, но привычка делать только осмысленные фотографии избавит ребят от траты времени и освободит его для других приятных занятий.
3. Чтобы фото "заиграло", делайте разноплановые снимки, - например, на первый план поместите цветок или ветку.
4. Интересные детали фотографируйте с близкого расстояния, чтобы передать фактуру.
5. Передайте с помощью фотографий размер достопримечательности и особенности, поместив человека для масштаба.
6. Придумайте какой-нибудь сюжет и попросите одноклассника сфотографировать вас. Или сделайте селфи-историю (себя на фоне всех интересных экскурсионных объектов).
7. Обязательно делайте фотографии, на которых есть Вы! Сколько сегодня экскурсий? Три? Значит, минимум на трёх фотографиях должны быть Вы, желательно, в самых красивых и памятных местах!
8. Сделайте особенное фото, например, необычное селфи, где в кадр попадает доступная часть Вас - часть ноги или руки, держа камеру одной рукой. Но тут очень важно помнить о безопасности - ни один кадр не стоит Вашего здоровья! Используйте всевозможные отражения вас в стеклах, витринах, и т.п.
9. Групповые снимки можно оставить для руководителя группы, но можно фотографироваться своей компанией или с другом.
10. Постарайтесь сфотографировать таблички с названием музея или достопримечательности, чтобы потом было проще идентифицировать место и правильно его назвать. Если фотографируете экспонаты в музее, не забывайте и про таблички с названиями и описанием...
11. Постарайтесь поймать в кадр колорит места - особенности жилищ, природы, еды, городских пейзажей... Покажите то, чего нет в Вашем городе!
12. Если есть возможность, можно сделать несколько панорамных снимков или видеозарисовок местности.
13. По возвращении обязательно попросите друзей прислать те фотографии, где есть Вы, поделитесь с ними и своими фотографиями.
Если правильно фотографировать, то рассматривая по возвращении сделанные фотографии, каждое фото может стать маленькой историей, которой Вы с удовольствием поделитесь с родными и друзьями!
А какой совет дадите Вы маленьким путешественникам?
На что Вы обращаете внимание, делая фотографии в путешествиях?
Понятен совет фотографировать себя на фоне достопримечательностей,если это отчет маме. Минимизирую такие снимки,ведь стороннему наблюдателю прежде всего интересны не вы. а то,что вы увидели)
ОтветитьУдалитьНа Камчатке есть фото "Я и вулкан", но самое фактурное, где возле вулкана дети с мольбертами его рисуют. Или океан - резвится собака у кромки воды. здесь и мощь океана, и умиление от пса.
Хороши непостановочные фото,но их удобней делать фотоапаратом с телевиком, когда увеличение позволяет снимать издалека.
А вот советы от известного фотохудожника Николая Гернета. Когда-то посчастливилось побывать на его мастер-классе. Эмоция прощает все
Здравствуйте, Ирина Валентиновна!
УдалитьКогда ребёнок делает слишком много снимков и там только он один- плохо, когда снимков слишком мало (у меня в классе был такой случай: 14 кадров за 4 экскурсионных дня, из них 6 не идентифицируются даже самим ребёнком) - тоже плохо... Хочется научить ребят золотой середине - чтобы и фотографии были, и достопримечательности на них, и мамы были спокойны за ребят.
Сейчас мы на первом этапе - учимся определять, ЧТО фотографировать!)))) Огромное спасибо за ссылку, сама с удовольствием прочитала статью и советы фотографа!!!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьВы правы, надо уметь фотографировать.
Помню, совсем недавно это "уметь" имело другой смысл - технический.
Сейчас - нравственно-художественный.
Бывает, что (особенно девочки) делают фотографию (селфи) "когда я самая красивая", то есть, всё равно, как будут выглядеть другие.
А ещё бывает, что... хотя лучше приведу пример.
Однажды я попросила свою знакомую пофотографровать детский утренник.
(За это пообещала сделать ей фотографии).
Тогда были ещё плёночные фотоаппараты, и я с трудом достала цветную плёнку на 36 кадров.
Посадила её на самое выгодное место, сама за кулисами переодевала детей к выходу (у нас утренники всегда были костюмированные, и дети не сидели просто на стульчиках в ожидании своего выхода, а "как настоящие артисты" выбегали за кулисы, где мы помогали быстро сменить костюм)
Так вот, каково же было моё удивление (ошеломление), когда на всех 36 кадрах я получила... крупный план "Лизочки". Лизочка поёт песню, Лизочка улыбается, Лизочка машет маме ручкой, Лизочка кланяется, Лизочка поворачивается... и все 36 кадров.
Не то что праздника, я даже своего сына ни разу на плёнке не увидела...
Обратилась к другой мамочке, которая тоже фотографировала... у неё тоже на всех кадрах только её ребенок. Причем почти все фото портретного варианта.
Так вот мне всегда было интересно: неужели Вы "себя-любимого" (или как в данном случае своего ребенка) так мало видете, что...
Путешествие, праздник, мероприятие - это прежде всего "место и я", а не "я-я-я и только я".
И, несмотря на все возможности современной техники, многие дети реально не могут фотографировать.
Им кажется, что если быстренько "вскинул руку и нажал кнопочку" - получится прекрасный кадр.
А на самом деле получается всё с точностью до наоборот.
Лилия Павловна, спасибо за мудрые советы.
Ребятам и родителям будет очень важно их прочитать.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьУметь - это очень важно, но как и любому умению этому нужно учиться! Я очень хочу научить ребят моего класса делать не только красивые снимки в поездках, но и правильные, чтобы оставалась память, чтобы можно было показать родным, рассказать о поездке...
Вы написали про случай с плёночным фотоаппаратом, а у меня сегодня случилось всё с точностью до наоборот - в школе были соревнования, я попросила коллегу сфотографировать меня с командой ребят и... получила один мутный снимок, а второй где половина ребят с закрытыми глазами! Вот что мешало сфокусировать камеру и сделать 5-6 снимков??? Показала ей потом, а она посетовала на качество камеры в моём телефоне!))) Но у меня прекрасное качество фотоснимков стоит, уж что- что, а я уже почти два года не беру в руки обычный фотоаппарат, все фото в блоге с телефончика!
Вы очень верно заметили - "место и я" или "место и мы", но не "только я"! Да, бывает так, что и с первого раза получается прекрасный кадр, но... что мешает сделать 2-3 кадра? У меня всегда групповые фотографии в 6-10 вариантах, ведь это всё очень быстро делается, но есть возможность из почти одинакового выбрать один самый лучший кадр и не всегда он первый!
Ирина Валерьевна, я очень хочу сделать перед следующей поездкой "выжимку" самого главного из этого поста и комментариев, для ребят... Спасибо Вам за отклик!
Лилия Павловна, сама стараюсь поменьше снимать себя на фоне достопримечательностей (это, может и делаю редко, но больше для... мамы). В основном считаются качественными фото знАкового места как раз "без никто". Помню, как очень удачный снимок собора в вечернем освещении отправила на конкурс, он набрал хорошие баллы непрофессионального жюри, но профи его забраковали: "зачем на заднем плане человек, да ещё кажется что-то жующий")))
ОтветитьУдалитьНасчет табличек с надписями - согласна целиком! Помогает идентифицировать объект.
В Польше впервые попробовала селфи, но любви к этому виду съемки так и не возникло.
Так как фотик позволяет приблизить очень удаленный объект, то иногда "работаю" папарации, снимая просто подсмотренные жанровые сценки. Они очень освежают воспоминания.
А ещё возникла идея написать пост о том, как надо фотографировать на сайт школы. Ну полную же ерунду часто присылают. Одни детские затылки, а лектор где-то вдалеке. Хотя можно сделать два снимка - крупным планом детские ЛИЦА, и крупным планом - ЛЕКТОР. Или ещё смех! Пишут: "Дети были очень заинтересованы и задавали вопросы" + фото сонных, зевающих детей)))
Здравствуйте, Галина Станиславовна!
УдалитьОгромное спасибо, что поделились своим мнением, для меня это очень важно! Я постоянно ловлю себя на мысли, что я в поездках с классом и я в поездках с супругом - две совершенно разные "фотографические личности"!)))) С детьми для меня важнее "дети + достопримечательности и знаковые моменты экскурсии", а когда сама - достопримечательности без людей!)))
Я думаю, такая статья будет очень полезна тем, кто пишет на сайт школы! Я и сама отправляю фотографии на наш школьный сайт, но претензий или недовольства никогда нет!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьОтличные советы-рекомендации. Конечно, фотографии - это память. Их пересматриваешь, вспоминаешь, строишь планы...
Лично я - фотограф-любитель, поэтому мне нечего добавить к Вашим советам. Но возьму их на заметочку.
Похвастаюсь немного - муж подарил отличный телефон. Он хорошо фотографирует, снимает видео и долго держит заряд. Это то, чего мне так не хватало. Уже испробовала его на кукольном спектакле. В восторге!
Спасибо Вам за подробные советы! Уверена, они пригодятся всем!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьКОнечно же, фотографии - это память, а уж тем более, когда есть блог класса, в который можно разместить статью со своими фотографиями, а потом смело "подчищать" память в телефоне! А иначе что происходит? Ребёнок фотографирует, постепенно память заполняется, нужно место для новых фотографий, старые удаляются и... и всё! Можно ведь сохранить эту память, всегда протянуть руку и вспомнить, показать родным...
Спасибо, Ольга Николаевна! Буду теперь прям сравнивать качество фотографий у Вас в блоге...))))
Из всех уроков фото я запомнила только правило третей. И то не всегда на него обращаю внимание) Больше полагаюсь на интуицию. А зря. Спасибо, Лилия Павловна за рекомендации!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Витальевна!
УдалитьНо это так сложно - выбрать что-то интересное на первый план!)))) У меня тогда задний фон вообще размытый!))))
Уж и правда, лучше полагаться на интуицию!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Сколько нужных советов! Спасибо! Изучаю свой новый фотоаппарат)) Учусь делать снимки. Не всегда получается. Но для себя сделала вывод: пробовать разные ракурсы, серийную съёмку, потом выберу лучший))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьМоему телефону скоро 2 года, но я и его до сих пор не совсем освоила!)))) Вот лучше сразу, пока новый, пока "глаз горит" всё делать!!! Вы молодец, а у меня терпения не всегда хватает!)))
Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень полезное сообщение. Я уверена, что не только для Ваших учеников, но и читателей Вашего блога! Думаю, что в моей работе этот материал пригодится и я к нему обязательно вернусь! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталия Викторовна!
УдалитьСпасибо! Жаль, что это сообщение не "размышляющее", а актуальное для меня и моих учеников... Но значит, будем стремиться и учиться!!!))))
Полезные советы Вы дали, Лилия Павловна, уверена, ими многие воспользуются
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьЯ очень хочу, чтобы дети привозили из поездок воспоминания, которые всегда можно "обновить", посмотрев свои фото...
Добрый день, Лилия Павловна! Спасибо большое за полезные советы, постараюсь, чтоб мои дети тоже их прочитали. По поводу фотографий в поездке... Сын не придал значения тому, что необходимо фотографировать и из-за обилия впечатлений он просто забыл о некоторых местах, которые посещали. Потом постепенно память начала подсовывать воспоминания, но момент, когда он делился впечатлениями, был упущен. Нет, он сделал несколько фото, но, как я понимаю, по принципу - всё фотографируют и я буду. А когда сел выполнять задание, оказалось, что воспользоваться ими нельзя( Спасибо Вам, Лилия Павловна, что разрешили использовать Ваши фотографии.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анастасия Викторовна!
УдалитьМне почему-то казалось, что все ребятишки априори умеют фотографировать, они же в обнимку с телефонами проводят очень много времени...
Будем учиться вместе! Уверена, мы ещё увидим самые лучшие кадры наших ребят!