Вы замечали, что мир вокруг немножко изменился? Если раньше (пишу и чувствую себя черепахой-долгожительницей)))) каждый думал не только о себе, но и о других, то сейчас желания своего Я выходят на первый план и затуманивают реальность.
Признаться, от этого становится немного страшно...
И если с подобным могут и не сталкиваться люди разных профессий, то мы, педагоги, с эгоизмом встречаемся каждый день.
Понятие "эгоизм" очень широко. Чаще всего под ним понимают поведение, при котором человек во всем стремится к собственной пользе, выгоде. В настоящее время в психологии различают две степени эгоизма. Сильной формой эгоизма считается преследование и отстаивание исключительно собственной выгоды, при этом человек может помогать другому, если это приносит пользу лично ему.
"Эгоизму" противоположно понятие "альтруизм" - активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность - то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом - ради общего блага.
Конечно же, нужно думать о себе, нельзя отдавать всё и всем, но грань между альтруизмом и эгоизмом каждым должна быть проведена очень чёткая. Именно эта грань во многом и определяет поведение человека в обществе.
К сожалению, отправляя ребёнка в школу, многие родители буквально "запихивают" ему в голову мысли о собственной исключительности и приоритетности. Да, каждый ребёнок личность, каждый особенный, но когда таких "самых" в классе 30, то неизбежны и конфликты.
А ещё этой "лучшести" учат наших детей... соц.сети, в которых всегда много информации о том, кто и что нам должен, на что мы имеем право, но так мало внимания уделено обязанностям. Чем скандальнее репортаж, эпизод, видео, тем у него больше лайков и комментариев и тем больше людей задумываются о том, что громкое недовольство позволяет достичь того, чего хочешь именно ты!
Уверена, большинство людей не признаются другим, да и себе, в своём эгоизме, будут искать отговорки и всячески оправдываться. Но...
Предлагаю каждому пройти небольшой тест.
Тест не даст ответа на вопрос, эгоист вы или нет, но он поможет примерно оценить некоторые ваши качества, которые свидетельствуют об эгоистичности натуры. В тесте 42 утверждения; укажите степень соответствия вашего мнения каждому утверждению. Вопросы разделены на шесть блоков, подсчитайте количество баллов по каждому из них.
Блок I
1. Я искренне интересуюсь жизнью своих друзей и родственников, спрашиваю, как у них дела.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
2. Если кто-то рядом подавлен или в плохом настроении, я обязательно постараюсь его выслушать и как-то ему помочь.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
3. Я не люблю, когда окружающие отрывают меня от срочных дел ради решения собственных проблем или разговоров «по душам».
[ ] Да — 1
[ ] Иногда — 2
[ ] Нет — 3
4. Я хорошо чувствую, какое настроение у окружающих меня людей, а также кто как ко мне относится.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
5. Я никогда не показываю своего разочарования и не жалуюсь на людях, предпочитаю все эмоции держать в себе.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
6. Меня раздражают эмоциональные люди, которые либо «грузят» всех своими проблемами, либо теребят, когда им весело.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
7. Мне интересно узнавать внутренний мир своего собеседника, его идеи, мировоззрение и чувства.
[ ] Да — 3
[ ] Зависит от собеседника — 2
[ ] Нет — 1
Блок II
8. Я не предлагаю помощь, если человек сам о ней не попросит.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
9. Я не прошу о помощи сам, всё стараюсь делать своими силами.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
10. Мне трудно предложить кому-то помощь, даже если вижу, что человек в ней нуждается.
[ ] Да — 1
[ ] Иногда — 2
[ ] Нет — 3
11. Помогать другим для меня скорее тяжело, чем приятно.
[ ] Да — 1
[ ] Иногда — 2
[ ] Нет — 3
12. Я люблю обучать людей чему-то новому, делиться своим опытом, я не держу секретов.
[ ] Да — 3
[ ] Зависит от информации — 2
[ ] Нет — 1
13. Терпеть не могу, когда мне предлагают помощь: мне кажется, что во мне сомневаются.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
14. Мне проще не помогать, а сделать всю работу за другого.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
Блок III
15. Мне трудно выступать на публике, я не чувствую, что аудитория меня понимает.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
16. В обществе незнакомых людей я не чувствую себя скованно.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
17. Мне не интересны внутренние мотивы поведения людей, я сужу их по совершенным поступкам.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
18. Я всегда рад выслушать человека, побыть жилеткой для слез и посочувствовать ему.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
19. Если я принял решение, то не жду одобрения или порицания, а действую.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
20. У меня нет доверенного человека, поэтому свои тайны и секреты я не доверяю никому.
[ ] Да — 1
[ ] Зависит от ситуации — 2
[ ] Нет — 3
21. Иногда чувствую себя в этом мире одиноким, недооценённым и непонятым.
[ ] Всегда — 1
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 3
Блок IV
22. Я охотно соглашаюсь на какую-то деятельность чисто из интереса или удовольствия.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
23. Я пристально слежу, чтобы все мои труды вознаграждались: если оплата задерживается или приходит не полностью, я предъявляю претензии
[ ] Всегда — 1
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 3
24. Люблю больше дарить подарки, чем их получать.
[ ] Да — 3
[ ] Зависит от ситуации — 2
[ ] Нет — 1
25. Я не считаю исход дела успешным, если не получу с результата что-то выгодное для себя.
[ ] Всегда — 1
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 3
26. Интересы и потребности других людей для меня приоритетнее, чем собственные, стараюсь обеспечить комфорт им, а потом уже себе.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
27. Я не гонюсь за похвалой, и, когда кого-то хвалят в моем присутствии, я не ощущаю желания оказаться на его месте.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
28. Я даю в долг и оказываю помощь, даже если это окажется мне в ущерб.
[ ] Да — 3
[ ] Зависит от ситуации — 2
[ ] Нет — 1
Блок V
29. В споре я стараюсь поставить себя на место собеседника и понять суть чужой точки зрения, даже если она не совпадает с моей.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
30. Если моё мнение не совпадает с чьим-то ещё, то я даже выслушивать его не стану.
[ ] Да — 1
[ ] Иногда — 1
[ ] Нет — 3
31. Я внимательно выслушиваю собеседника и переспрашиваю его, если мне что-то не понятно.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
32. Я не меняю своих решений, даже если обнаружились новые обстоятельства или появилась иная, более обоснованная точка зрения.
[ ] Да — 1
[ ] Иногда — 2
[ ] Нет — 3
33. В споре важнее прийти к истине, чем отстоять свою позицию.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
34. Я слушаю окружающих, но их мнения слабо влияют на мои решения.
[ ] Всегда — 1
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 3
35. Я допускаю, что решений проблемы может быть несколько и все они могут быть верными.
[ ] Да — 3
[ ] Зависит от решаемого вопроса — 2
[ ] Нет — 1
Блок VI
36. Я выстраиваю свое окружение не по личным качествам людей, а по их отношению ко мне.
[ ] Да — 1
[ ] Зависит ситуации — 2
[ ] Нет — 3
37. Я стараюсь хорошо думать об окружающих, свои же имидж и репутация меня мало интересуют.
[ ] Да — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Нет — 1
38. Я умею радоваться успехам товарищей, зависть меня не грызёт.
[ ] Всегда — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Никогда — 1
39. Даже поссорившись с другом, я продолжаю считать его своим другом.
[ ] Да — 3
[ ] Иногда — 2
[ ] Нет — 1
40. Считаю, что гордость и чувство собственного достоинства — качества достойных людей, и они не присущи мелочным, слабохарактерным и глупцам.
[ ] Да — 1
[ ] Зависит от конкретного человека — 2
[ ] Нет — 3
41. Я люблю работать в уединении, заниматься индивидуальной деятельностью, я не командный игрок.
[ ] Да — 1
[ ] Зависит от ситуации — 2
[ ] Нет — 3
42. Не терплю насилия и принуждения, хамства и грубого обращения с людьми.
[ ] Да — 3
[ ] Зависит от ситуации — 2
[ ] Нет — 1
Результаты:
Блок I Вопросы с 1 по 7
Баллы от 7 до 11 Сосредоточенность только на собственных чувствах, чёрствость и невнимание к состоянию окружающих.
Баллы от 12 до 16 Внимание к чувствам и настроению других, умение не зацикливаться на личных переживаниях.
Баллы от 17 до 21 Умение тонко чувствовать настроение и эмоции других людей, глубоко сочувствовать и сопереживать.
Блок II Вопросы с 8 по 14
Баллы от 7 до 11 Отвержение чужой поддержки, неумение что-то объяснить или научить, привычка полагаться на себя.
Баллы от 12 до 16 Оказание помощи только по необходимости, как и принятие ее, требование самостоятельности как от себя, так и от других.
Баллы от 17 до 21 Радость от оказания помощи, умение подставить дружеское плечо и передать какой-либо опыт.
Блок III Вопросы с 15 по 21
Баллы от 7 до 11 Замкнутость, недоверие к людям, нежелание проявить понимание к другим и быть понятым самому.
Баллы от 12 до 16 Способность общаться и дружить, сохраняя при этом в тайне свой внутренний мир.
Баллы от 17 до 21 Коммуникабельность, умение понимать чужие мотивы и легко доверять людям свои секреты.
Блок IV Вопросы с 22 по 28
Баллы от 7 до 11 Ориентация на личные выгоды и интересы, даже если они идут вразрез с общественными.
Баллы от 12 до 16 Готовность жертвовать чем-то ради окружения, но при этом не нанося ущерба себе.
Баллы от 17 до 21 Ориентация на потребности окружения, готовность многим пожертвовать ради всеобщего блага.
Блок V Вопросы с 29 по 35
Баллы от 7 до 11 Нежелание принять или выслушать чужую точку зрения, бескомпромиссное доказательство собственной правоты и отстаивание своих взглядов.
Баллы от 12 до 16 Умение выслушать и понять собеседника, а также упорно отстаивать свои взгляды.
Баллы от 17 до 21 Умение понять и оценить чужую точку зрения, поиск истины, а не правоты в споре, готовность выслушивать новые идеи и соглашаться с собственной неправотой.
Блок VI Вопросы с 36 по 42
Баллы от 7 до 11 Самовлюбленность, забота о репутации, выбор окружения для имиджа, а не дружеских связей.
Баллы от 12 до 16 Умение создать вокруг себя комфортную обстановку, проявлять к людям внимание и интерес, но не терять лица в их присутствии.
Баллы от 17 до 21 Желание быть в компании и дружить, умение уважать и радовать людей вне зависимости от их к вам отношения.
Источник теста: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/egoizm-a-chto-my-znaem-o-nem/
тест для распечатки
Данный тест я сделала удобным для распечатки, но на классном часе вопросы можно вывести и на экран.
Что делать, если обнаружили эгоизм в себе?
1. Ставить себя на чужое место.
2. Не делать то, о чем не просят. Отвечать на вопросы, которые заданы не вам, не надо. Не давайте советов, о которых вас не просили.
3. Не делить все на черное и белое. Стараться видеть всё больше оттенков в событиях, людях, чертах.
4. Хвалить других.
Есть ли у эгоизма плюсы? Есть! Эгоисты меньше поддаются влиянию окружающих и умеют отличать свои цели и желания от чужих. Они чаще и быстрее достигает поставленных целей и умеют говорить "Нет!"
Я считаю, что с детьми важно и нужно говорить на подобные темы. И пусть тест и не даст чёткого ответа на вопрос об эгоистичности натуры, но интерпретация результатов поможет найти собственные "точки роста".
Вам часто встречаются эгоисты?
Как реагируете на проявления эгоизма?
А у своих восьмиклассников я спрошу
- действительно ли эгоисты более успешны?
P.S.
Если будет желание, поделитесь в комментариях своим результатом!
Я тест прошла с огромным удовольствием, в пяти блоках попала в середину, но... и это заставило меня задуматься.
Здравствуйте, Лилия Павловна! В начальной школе мы часто сталкиваемся с маленькими эгоистами. Таким детям трудно жить, трудиться в обществе. Происходят часто конфликты.
ОтветитьУдалитьПрошла с удовольствием тест. Во всех блоках серединка) Заметила, что если бы этот тест я проходила лет 20 назад, то результат был бы совершенно другой. Со временем на многие вещи меняешь взгляды.
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьВы совершенно правы- возраст и опыт делают более толерантными! Эгоизм часто проявляется у ребят, к сожалению, всегда работаю с родителями в этом направлении...
Здравствуйте, Лилия Павловна.
ОтветитьУдалитьЯ заметила, что с каждым этапом "моя циферка" становилась чуточку больше))) Началось с 12 баллов, потом 14.16.17.18.19...
А что касается опроса восьмиклассников, то включите вопрос: чем отличается эгоист от целеустремленного человека.
Подумать только, эти "крошки" уже восьмиклассники...
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьЯ считаю, что верными можно назвать именно те ответы, когда результат попадает в середину!
Спасибо за дополнение- включила в план классного часа!
Лилия Павловна, добрый день! Как всегда интересная, актуальная тема! Важно научиться,, держать равновесие,, между любовью к себе и к другим! Спасибо за идею к классному часу!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Леонидовна!
УдалитьСпасибо! Очень рада видеть Вас в блоге!
У меня сейчас восьмиклассники, очень важно достучаться до их сердец...
Здравствуйте,Лилия Павловна! Согласна с Вами, что тема эта очень актуальна особенно для тех, кто работает с детьми. Очень важно заложить в ребенке светлые чувства.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Петровна!
УдалитьМир вокруг такой сложный... Хочется верить, что каждый человек будет думать не только о себе.
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересную тему и тест!
Я считаю однозначно: быть эгоистом плохо! Себя эгоистом точно не считаю! Но результат теста - серединка!
С эгоистами сталкиваюсь нечасто. Среди детей их больше. К детскому проявлению эгоизма отношусь спокойно.
А вот взрослые... Думаю, их проявление этого качества часто вредит другим людям. Поэтому стараюсь с такими людьми держать нейтралитет.
Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
УдалитьОчень грустно видеть это качество в детях,а самое страшное, когда работа с родителями в этом направлении не даёт результата! Если ребёнка ещё можно как-то направить, то взрослого- нет.
Доброе утро, Лилия Павловна. В 4 классе на ОРКСЭ (светская этика) с детьми знакомимся с понятиями эгоист и альтруист. Обычно приходим к выводу, полезен разумный эгоизм (альтруизм). Рассуждать легче. А вот в жизни классе включаются семейные ценности и приоритеты...
ОтветитьУдалитьПрошла тест: из 5 блоков - 3 серединки. Согласна с Ольгой Александровной, многое переоцениваешь с возрастом и опытом, оцениваешь по-другому. Спасибо за поднятую тему.
Здравствуйте, Татьяна Петровна!
УдалитьСпасибо Вам за рассказ, рада, что этот вопрос обсуждается и в начальной школе! Хочется, чтобы и в семье эти вопросы обсуждались!
Отличный результат!
Я стараюсь всегда повлиять на ребенка-эгоиста, надо убеждать родителей действовать.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, коллега!
УдалитьТолько во взаимодействии с семьёй мы достигнем нужных результатов!