Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

вторник, 8 июля 2014 г.

Абрау, Дюрсо, Абрау-Дюрсо: открывая новые места для отдыха...

Открывать новые места для отдыха всегда интересно и немного захватывающе... Предвкушение чего-то необычного, нового, неизведанного настраивает на отдых намного раньше, чем начинается сама поездка.
Поделюсь впечатлениями, особо выделив все плюсы и минусы как самой местности, где я отдыхала, так и собственных ощущений, ну а также дам совет, как говорится, из опыта, и всё это со специфически географической точки зрения... Думаю, что вот такие "путевые заметки" будут очень полезны не только жителям нашего края, но и гостям из других регионов.

Когда друзья предложили на пару дней поехать на море... сразу же согласилась и ни капельки не пожалела! Особенность поездки в Дюрсо была не только в том, что я там никогда не была, но и в том, что за последние (ох, боюсь даже считать))))) -цать лет это был первый отдых "дикарями", т.е. в палатке. Трудности предвиделись, но я попыталась предусмотреть их все!!! )))))

Утро 4 июля наступило для меня непозволительно рано (в 04-30) и сразу же возникли сомнения - стоит ли вообще ехать - на улице начиналась самая настоящая гроза... Но вспомнив, что я географ, я тут же настроила себя на позитив)))), ведь погода может меняться не только быстро, но и даже в разных частях города быть совсем иной.
Чем развлечь себя во время пути - конечно, фотографированием пейзажей. Правда, первое фото без дождя удалось сделать только спустя 40 минут путешествия.
Постепенно погода успокаивалась, а уже к Ильскому сквозь синие тучи начало проглядывать солнышко.
Мой супруг очень любит путешествовать именно так, без радио - ведь жена-учитель географии всегда найдёт, о чём рассказать, а это и интересно, и даже полезно для расширения кругозора, а иногда и продуктивного спора, да и не заснёшь за рулём)))) Чтобы удивить его, я подготовилась заранее - обновила в памяти информацию по самым интересным ключевым пунктам будущего путешествия. Правда, супругу об этом не сказала, так что он блог мой не читает, пусть думает, что я всё-всё и так помню))))). Люблю удивлять!)))))
Поселок Ильский на несколько километров раскинулся вдоль берегов реки Иль, и его можно смело назвать  родоначальником всех населенных пунктов Северского района. Его основали раньше других станиц и хуторов в этой части Краснодарского края - в 1863 году. Кстати, а Вы знаете, что именно Кубань является родиной отечественного нефтегаза - ведь самая первая скважина пробурена еще в 1864 г. около станицы Киевской Крымского района.
Уже в начале прошлого века в Ильско-Холмском районе для добычи нефти были отведены 10 участков. А как менялось количество добываемой нефти!!! От нескольких вёдер в день (1880г.) до 977 т нефти в год к концу 1943 г.
Въезжая в Крымский район, сразу же вспомнили о трагедии, произошедшей практически ровно два года назад. Знаю, что был поставлен памятник погибшим, но заехать не получилось.
В Абинском районе сделали небольшой привал для того, чтобы водители взбодрились кофе из термоса, и тут только я поняла - а ведь не было в такое раннее время по трассе открытых придорожных кафе для водителей, чтобы хотя бы немножко размяться, попить кофе...
Вывод 1: В дорогу всегда берём термосок с кофе!
Чем ближе приближались к горам, тем стремительнее менялась погода за окошком, причём, в разные стороны - от мелкого дождика до ясного и чистого неба.
А уже возле пос. Нижнебаканского совсем распогодилось.
Проезжали мимо цементного завода - потрясла его мощь и огромная площадь, которую от занимает!
И вот мы уже в пригороде Новороссийска! Я пишу именно в пригороде, т.к. самого дорожного знака, указывающего, что мы въехали в город-герой Новороссийск, пока ещё не было.
Тут главное - не запутаться, когда сворачивать направо! Нужно следовать указателям. Хотя именно с этой трассы можно добраться до следующей развилки (на фото ниже) двумя путями.
Но автомобильные навигаторы отлично справляются с выбором маршрута следования.
И вот мы въезжаем в пос. Абрау-Дюрсо! Погода - сказка! Воздух прозрачен и свеж, хочется взять большую ложку и есть его)))))))
И вот тут резко сворачиваем на обочину - впереди красивое озеро! Настало время немного размяться и прогуляться, чтобы поближе увидеть загадочное озеро Абрау.
Абрау - самое большое пресноводное озеро Краснодарского края, расположено на западе края на Абрауском полуострове, в 14 км от Новороссийска. Его длина более 3100 м, наибольшая ширина 630 м, площадь 0,6 кв. км. (Источник - Википедия)
В озере водятся раки, абрауская тюлька.
Озеро таит в себе загадки, связанные с происхождением. Одни ученые предполагают, что котловина образовалась в результате карстового провала, другие - что озеро является остатком древнего Киммерийского пресноводного бассейна, третьи связывают это с огромными оползнями.
А как же без легенд?
1. "...на том месте, где теперь озеро, когда-то стоял большой богатый аул, горцы, похваляясь своим богатством, захотели дорогу к морю выложить золотой и серебряной монетой. В наказание за гордость их по велению бога аул провалился и стало на том месте озеро".
2. "С давних пор из уст в уста передается в народе волнующая легенда о дружбе и любви пастушка из Дюрсо и дочери местного богатея красавицы из Абрау. Родители юной девушки и слышать не хотели о том, чтобы соединить любящие сердца. Однажды под открытым небом богачи устроили пиршество. И на нем, на глазах у голодных и обездоленных жителей они, потехи ради, начали бросать хлебные лепешки. Разгневанный Аллах за осквернение хлеба решил покарать горцев, тут же провалил аул сквозь землю вместе с его обитателями.
Так на том месте, где пировали богачи, образовалось огромное озеро. Случилось это как раз в то время, когда красавица из Абрау была у возлюбленного. Возвращаясь домой, она увидела на месте аула живописное озеро, всплеснула руками и в отчаянии бросилась со скалы. Но не утонула, а по воде, как по зеркалу, пробежала к противоположному берегу. Никого не найдя здесь из родных, она вернулась обратно и поспешила к своему пастушку, но он тоже исчез. Там, где она дважды пробежала по озеру, все еще виден след - лунная дорожка…"
Вывод 2: Обязательно нужно остановиться и полюбоваться красотой озера Абрау.
А потом начался горный серпантин.... В Краснодарском крае славится этим дорога от Туапсе до Сочи, но, поверьте, тут было даже круче!))))) Поэтому водителям нужно быть предельно внимательными, особенно, если такая поездка совершается впервые! Особо мне понравился резкий разворот на 180 градусов с подьёмом градусов эдак в 30 и машина на встречной полосе...!!!
А везде, куда хватает взгляда - знаменитые виноградники Абрау-Дюрсо... Кстати, а Вы знаете, что терруар (фр. terroir) этих мест особенный? Терруар - уникальное сочетание природных факторов (почва, климат, экспозиция склона, роза ветров, экосистема), определяющее тип и особенности вина и влияющее на его характер и индивидуальность. Кубанские виноделы считают местные условия уникальными и в некоторых свойствах - более выгодными, чем в самой Шампани. Терруар в Абрау-Дюрсо - это богатство природных элементов в почвах и уникальный для России мягкий климат. Кому стало интересно - загляните на сайт торгового дома "Абрау-Дюрсо", там очень много всего о винах и шампанском.
А после очередного поворота неожиданно мы увидели надпись, что въезжаем в хутор Дюрсо и... Чёрное море!!!
Вот как строился маршрут после ухода с трассы "Краснодар-Новороссийск":
Карта кликабельна
И сразу же - своеобразное КПП для тех, кто направляется в туристический кемпинг. Думаю, что Вам будет интересна не только природа, но и расценки)))) Итак, сначала с каждой заезжающей машины берут 100р. и выдают чек.
Вот такая красота возле КПП:
А вот мы и заехали на территорию кемпинга...
И вот тут у меня возникла огрооомная проблема - при внимательном рассмотрении оказалось, что все удобные места были уже заняты! Почему проблема - так хотелось, чтобы палатка и машина были весь день по максимуму в теньке...
Да и на вот такой разнотравной полянке тоже было жалко ставить палатку...
Но тут почти в самом конце кемпинга я заметила практически подходящее местечко.
По моим предположениям там должен быть после 12-00 тенёк.
И стали мы потихоньку располагаться... Главное - правильно разложить палатку))))
И вот тут я поступила "как на даче"))))) Зачем мешать мужчине делать мужское дело? Я же географ, к тому же женщина, так что отправилась "на разведку", т.е. высчитывать угол падения солнечных лучей, силу и направление ветра, т.е. заниматься нужными важными вещами, не забывая при этом запечатлевать для истории (и блога) как тючок с палаткой превращается в уютный домик)))))
Буквально несколько минут - и вуаля, домик почти готов...
Правда, пришлось выдержать нешуточный "бой", когда муж заметил, что я стала потихоньку подтаскивать слабо закреплённую палатку поближе к соседям)))))), ведь там было больше тенька! Поверьте, было ооочень тяжко одновременно оправдываться, обещая больше так не делать, и тихонечко подтаскивать палаточку чуть подальше))))) Зато результат был равен +2 метра! Вывод личный: у меня очень терпеливый супруг! )))))))
А потом случилось чудо - когда палатки были установлены, оказалось, что наши соседи с другой стороны собираются уезжать через 15 минут...
Ну что ж, переставили свои палатки, заняв, таким образом, очень правильное с точки зрения географии место!
Вывод 3: Лучше всего приезжать отдыхать среди недели, т.к. больше шансов занять удобное место. А по приезду лучше всего будет сразу обойти отдыхающих и поинтересоваться, не собирается ли скоро кто-то уезжать, вдруг скоро освободится хорошее место!
Немного о самом кемпинге. Лучше меня всё объяснит схема:
Схема кликабельна
Минус кемпинга только в одном - чем дальше от входа, тем дальше стационарные "удобства", но, справедливости ради, отмечу, что по всему кемпингу установлены довольно-таки приличные биотуалеты...
Карта кликабельна
Красным цветом я показала территорию кемпинга, где ставятся палатки,
светлые зелёные фигурки - туалеты (внутри красной линии - биотуалеты, за её пределами - платные (10р.) стационарные, там же есть и душ),
жёлтый ромбик - место, откуда я сделала две следующие фотографии кемпинга во всю длину:

Ну а после того, как расположились, уставшие, но гордые, решили пообедать, заодно празднуя недавний День рождения моего супруга.
Кстати, за разведение костров на территории кемпинга положен штраф в 1000р. Но выход есть - мангалы. Или можно свой привезти (например, у нас на выезде из города новенький мангальчик в гипермаркете стоит 99р.), или попросить в аренду у охраны кемпинга - их там стояло несколько десятков штук.
Как я узнала, в Краснодаре в это время была самая настоящая гроза, а на море была просто сказочная погода:
Пляж - мелкогалечный, а с левой стороны камушки совсем маленькие!
Именно на море очень чувствовалась длина дня - солнце уж давно зашло за гору, а на пляже всё ещё много людей.
Предлагаю посмотреть несколько вечерних пейзажных зарисовок:

По итогам первой ночёвки делаю вывод 4: Одеял много не бывает, ибо уж очень твёрдо спать)))))
Кстати, про деньги. С 20-00 до 22-00 по палаточному городку проходит охрана и собирает плату за "постой": 250 р. с машины и 250 р. с палатки. Получается, если Вы приезжаете только на день, то плата составляет 100р., а если с ночёвкой - то в зависимости от количества палаток и машин.
А утром, в 07-30, на пляже было только несколько "ранних пташек", боящихся солнышка))))
Туристическая инфраструктура х.Дюрсо довольно-таки развита: продуктовые магазины, хоз.магазин, несколько кафе, тир, горки для детей.... Может, чуть меньше всего, чем в любимой мною бухте Инал, но есть всё для скромного комфортного отдыха.
А как приятно было купаться в чистом утреннем море!Кстати, все три дня море действительно было чистое!
Сама бухточка небольшая, но вот скала с левой стороны привлекает всех! Т.к. она не только напоминает собою корабль, но и возле неё очень крупные камни, с которых классно прыгать прямо в море!
Правда, очень трудно пройти к оконечности скалы с пляжа, намного проще приплыть!
И вот тут я поняла, что мне очень не хватает фотоаппарата, который бы фотографировал и под водой)))))
Пляж убирают два раза в день - утром и вечером. В глубину море начинается сразу от берега.
А потом к морю пришёл интересный турист)))) Молодой мужчина снял рюкзак, достал оттуда... кошку!!! и вместе с нею они сидели и любовались морем)))))
 Перекусили (оба), потом кошка просто села на рюкзак поудобнее, мужчина вместе с нею закинул рюкзак за спину и путешественники отправились дальше... Кошка гордо сидела сверху!
Увеличиваю часть фото:
Смельчаки отваживались забраться и на верх скалы.
А вот этот мужчина с металлоискателем словно позировал для фото... Правда, странно он искал что-то - только по одной линии вдоль берега. Пока я за ним наблюдала - не нашёл ничего)))))
Порадовали нас своим присутствием в этот день и дельфины!
Их было 5, но во всей красе себя показывал только один.
Цены в ближайших кафе разные... Латте стоит дороже, чем в городе, а вот молочные коктейли и завтраки - дешевле. Вечером на пляже увидела огромную рекламу отеля, который находится с правой стороны пляжа.
Для себя отфотографировала её всю))))) Есть у них и сайт, где всё подробно описано. Рекламой заниматься не буду, не была там, но если кому-то понадобится, ссылкой поделюсь.
Меня заинтересовали цены на еду:
А вечером на турбазе за горой, наверное, кто-то праздновал День рождения и пускал салют. К сожалению, одна ракета упала на склон и лес загорелся. Были вызваны пожарные.
Во вторую ночь пошёл дождик! О чудо, палатки оказались не только под защитой деревьев (помните, главное - правильно выбрать место!), но и непромокаемые.
Продолжился дождик и с утра, как только я вошла в море...
Сначала испугалась - как же так, купаться под дождём!?! Но оказалось, что море от дождика только становится теплее!!!
Палатки собраны, монетки на прощание брошены в пучину морскую... Пора домой!
На обратном пути каждый может набрать воды из источника сразу на выезде из хутора Дюрсо.
Панорама на пригород Новороссийска просто завораживает:
От моего дома до места отдыха и обратно получилось ровно 340 километров. Получается, в 170 км от Краснодара находится такая красота.
Вот такое красочное и приятное путешествие получилось... И пусть оно в общей сложности заняло всего 56 часов, но впечатлений осталось намного на большее время!

Если Вы не боитесь спать в палатке, готовить на костре или маленькой газовой печечке, можете примириться с некоторыми неудобствами (как то - соседи "палатка в палатку", ночные звуки, биотуалет), то очень рекомендую именно это место для отдыха!

1. Спасибо, Лилия Павловна, за познавательный репортаж. Красивые места, легенды, отличный отдых. Интересные названия населённых пунктов и географических объектов. В Интернете нашла Дюрсо - переводится как «четыре воды», так как она питается четырьмя источниками.

1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Для меня было очень странно оказаться в палатке))))) Со студенческих пор не ночевала так :) Не знаю я, чем Дюрсо питается, но вот то, что она была практически пересохшая и со стоячей зеленоватой водой, это так.... Попыталась найти уточнение про источники реки - не нашла. По карте видно, что река иногда отмечена пунктиром, значит, пересыхающая... Заинтересовали Вы меня, буду искать)))

2. Лилия Павловна, отличный репортаж, отличные советы "дикарям". Купание под дождем - это нечто, впрочем, какая разница, откуда водица?!! В эти дни у нас в Краснодаре так поливало, что лучше бы сразу - в море. А в Абрау-Дюрсо была лет ..дцать назад, уверена, что цивилизация туда пришла тоже...

1. Добрый вечер, Анна Борисовна!
      Я очень испугалась, когда мне рассказали по телефону, что творится в Краснодаре... Может, глупо, но... Есть у меня привычка такая - в любом новом месте искать "пути отступления" в случае какой-либо опасной ситуации. Так как жили в палатке прямо возле реки, в низине, - боялась, что река может разлиться, поэтому потихоньку от всех исследовала противоположный край поляны, чтобы в случае чего знать, куда бежать. Многие называют это самосохранительным поведением, муж уже привык, а я не могу иначе...
      В самом Абрау-Дюрсо очень красиво, там вокруг озера сделали прелестную набережную, а интернет просто пестрит предложениями отелей и домов отдыха на берегу. Конечно, цивилизация дошла!
      А вот Дюрсо, если будет подходящая компания и настроение, очень рекомендую!

3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я зачиталась! Мне так понравился Ваш рассказ об отдыхе! Вы - мастер! Очень люблю смотреть на облака - у Вас много таких фото! Выводы и советы по правильному отдыху пригодятся любому! Спасибо за путешествие!

1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Спасибо! Я уж думала, что терпения не будет хватать у тех, кто начал читать, чтобы дойти до конца :)) Если вдруг получится побывать в нашем крае на автомобиле и будет желание пожить на берегу моря в палатке - очень рекомендую Дюрсо! Ведь и экскурсию можно организовать на завод шампанского (с дегустацией))))), и само озеро посмотреть, и на море отдохнуть... Рада, что Вам понравилось!

4. Добрый вечер, Лилия Павловна! Вот и я добралась до интернета ;). Есть немного времени посидеть, почитать, подумать, а то после всяких поездок начинается: у мужчин отдых, а у меня - стирка-глажка-уборка-готовка-подготовка к следующей поездке ;)
    Вот прочитала я Ваш репортаж и задумалась... а не пора-ли и мне почувствовать, что я-женщина? Мальчики выросли (муж и сын :)) ), надо переложить часть обязанностей на их могучие плечи. ;)
    Здорово Вы рассказали, как передвигали палатку :)) Вот я посмеялась от души! А ещё хочу отметить. что так талантливо рассказать об отдыхе может только педагог-географ-блоггер :-bd ни одной лишней информации и...отсутствие Человеков в кадре (кроме стороннего путешественника с котом ;) ) А такое ощущение, что смотрю Вашими глазами. ЗдОрово! И, оказывается, Вы тоже на новом месте "присматриваете пути к отступлению"? Да, технику безопасности ещё никто не отменял. Ой, что-то я заболталась! :(
    Спасибо за интересный репортаж! =D7

1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      На то лето и есть, чтобы путешествовать и напитываться впечатлениями на весь будущий год! :)
      Ох, спасибо! Наверное, это с "блогогодами" приходит, что канва репортажа с интересного места видна ещё до завершения самого путешествия! Я с радостью потом отправляю ссылки на такие сообщения своим родственникам - делюсь впечатлениями!
      О да.... момент установки палатки у меня один из любимейших))))) А ведь я несколько раз всем предлагала спросить у соседей, не уезжают ли они))))) Так что, передвигали палатки и не возмущались)))))
      То, что "лишних человеков" нет - так то ж специально - чтобы и друзей не смущать, да и "красоту" лишний раз не наводить ;) Много фотографий и с "человеками", но они уж для семейных альбомов :)
      Очень понравилась поездка!

5. Лилия Павловна, довелось нам дважды проезжать (почти) по этой трассе Пятигорск - Геленджик на автобусе... Вместе с Андрюшкой сейчас посмотрели, так он эти огромные кавказские "фасолины" сразу узнал...
    Спасибо огромное за экскурсию ;), нам так и не удалось там побывать, но ещё всё впереди, на следующий год обязательно посетим (планируем опять поездку в те же места...)

1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
      Конечно, всё ещё впереди! Зато если будете в тех краях - всегда сможете заглянуть и увидеть всё вживую! Кстати, те, кто был, очень хвалят экскурсию на завод шампанского Абрау-Дюрсо!

6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Смотрела на начало репортажа, вспоминала, как в прошлом году по этой же самой дороге ехала... Только мне надо было в Анапу, а я проехала поворот. Еду и думаю, что либо сейчас разворачиваться в первом же подходящем месте, либо въехать в Новороссийск :) Вот страху-то натерпелась :) Репортаж просто чудо, особенно его географическая часть. Люблю такие вещи читать у Вас, словно вместе попутешествовали.

1. Эльвира Ульфатовна, там действительно легко заблудиться - столько развязок и поворотов!!! Мне кажется, что на Анапу с той трассы есть даже 2 или 3 съезда...
      Спасибо за похвалу! Кто знает, может, как-нибудь и Вы с семьёй посетите Дюрсо, поживёте в палатках))))) На удивление, мне понравилось))))) Хотя думала, что будет тяжело ;)

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^