Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

суббота, 6 декабря 2014 г.

ФГОС: наш первый план местности


Что делать, если на улице -1, а по плану - практическая работа на местности? "Не заметить" и пройти мимо? Громко посокрушаться и заменить её чем-то подобным по картинкам? Перенести "на потом", а когда наступит это самое "потом", то забыть или всё же провести???
Каждый учитель географии отвечает на этот вопрос сам. Сам для себя и в строгом согласии со своею совестью и педагогическими принципами.
Но мы же не ищем лёгких путей!?!))))
Я провожу такие работы ВСЕГДА и в строгом соответствии с планом.
Вот так получилось и сегодня - запланированная работа была проведена, не помешал нам мороз! Можно ли было перенести? Да, но а смысл? Именно сейчас дети, как говорится, "в теме" - изучили масштаб, его виды, говорили о плане местности и ориентировании... Такая работа требует определённой предварительной подготовки, а при одном часе в неделю перенос на конец года грозит отставанием и потерей времени.
Итак, как это было...

На урок дети приходили уже с верхней одеждой и переобутые в тёплую обувь. В начале урока мы вспоминали о том, что такое масштаб и план местности, рисовали на черновиках примерный план части пришкольного участка, чтобы уже на улице его уточнить.
А потом, построившись в пары, шли на улицу.
В каждом классе были дети, которых я попросила исполнять роль "хранителей времени". Их функция - зафиксировать, сколько минут класс был на улице.
Сразу поясню. Зачем это? А вот представьте, придёт пятиклассник домой и расскажет с восторгом маме, что весь урок географии был на улице... И как отреагирует нормальная мама на это? Минусовая температура, а дети 40 минут мёрзнут? И ведь не докажешь потом никак, что дети были на улице от 7 до 10 минут, которые провели в движении! А потому на помощь нам пришли "хранители времени", которые в конце урока всем сообщали, сколько же мы были на улице, а также дежурный завуч, который провожал и встречал ребят на входе.

Перед началом работы - проверка готовности:
Ещё раз напоминала детям о необходимости надеть шапки и капюшоны.
С огромным удивлением узнавала, что у некоторых пятиклассников курточки без капюшонов, а шапок нет...
Интересно, все ли родители видят, как дети по субботам собираются в школу? Всем ли удаётся проснуться, чтобы проводить СВОЕГО ребёнка в школу???
А малыши от нетерпения аж подпрыгивали: "Ну когда же всё начнётся?"
Ну что ж, вот мы и начали работать.
Суть задания проста: двигаться по заданному маршруту, помечая на черновике с планом участка расстояние в шагах между заданными точками (дорожками, углами двора).
Вот такие детки были серьёзные и важные!
И забыли мы о том, что у каждого может получиться разное количество шагов между точками, пытаясь доказать именно свою правоту!
Вот такую странную картинку могли наблюдать жители близлежащих домов, спешащие мимо школьного двора по своим важным утренним делам:
Выглянуло солнышко, стало чуть радостнее (лично мне )))), у детей и так с настроением всё было в порядке).
Кстати, о настроении:
И вот мы у последней точки - у школьного крыльца.
Записываем длину крыльца в шагах и скорее бежим в тепло любимой школы!
Каждый класс был на улице от 7 до 10 минут. Надеюсь, заболевших не будет! А мы скорее поднимаемся в кабинет географии, чтобы определиться с масштабом и ещё раз уточнить все маленькие, но важные детали сложной темы...
В результате наш рабочий лист выглядит примерно так:
Только у ребят везде отмечено количество шагов.

Не обошлось и без курьёзов)))) На прошлом уроке попросила ребят принести на урок планшет. Уточнила, что планшет не электронный, а обычный, для черчения. Если планшета нет, то нам подойдёт лист картона или плотный альбом... А сегодня в одном из классов подошёл ко мне ученик и пожаловался на... маму, которая заставляла взять в школу новенький iPad и никак не могла поверить, что его можно заменить картоном)))) А потому ребёнок потихоньку сам вырезал из коробки из-под чего-то нужный для себя "планшет"...

Ну что же, посмотрим на итоги работы уже на следующем уроке. А пока хочу обратиться к вам, коллеги: а Ваши выпускники (учителям начальной школы), ребята Вашего класса (учителям-предметникам), ученики Вашей школы (школьным администраторам) делают подобную работу в начальном курсе географии? Напомню, она обязательна в 6 классе (в 5 классе для тех, кто работает по новым ФГОС). Для меня стало настоящим открытием, что некоторые старшеклассники нашей же гимназии не представляли, что такая работа может быть, вернее, должна была быть и у них... как-то грустно от этого становится...

26 комментариев:

  1. Здравствуйте,уважаемая Лилия Павловна!
    Со своими выпускниками проводила уроки окружающего мира на открытом воздухе во время изучения темы "Горизонт. Стороны горизонта" и "План и карта" и помню, какие непередаваемые эмоции вызывало только одно сообщение, что урок будет проходить на улице. Лилия Павловна, а Вы оценивали работу ребят? Если да, то как? Для меня в этом была сложность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Львовна!
      Не во всех УМК в начальной школе, к сожалению, есть такие темы... Или им не все уделяют должное внимание? Работа ребят на уроке была оценена на отлично! А вот отметки за выполнение задания они получат лишь на следующем уроке, когда сдадут выполненное задание с начерченным планом части школьного участка. Обязательно покажу что у нас получилось!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Ох, как мне понравились Ваши "хранители времени". Беру на заметку! Последнее время что-то я всё записываю в свой дневничок: кто не сделал д/з, какие номера? кто не принёс книгу? и т.д. Когда мамочки приходят с вопросами, дневничок всегда выручает. Сегодня Вы тоже предусмотрительная) Про шапочки, очень удивилась(
    Ну, про план местность скажу:" Делали! Измеряли! Чертили!" А как сейчас, что-то я не интересовалась. Надо будет уточнить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Спасибо! Признаться, подобный "дневничок" есть и у меня... Выручает, но мало... В основном, к родительским собраниям. Что-то мало родители интересуются ребятами в средней школе. Считается как-то так, что раз ребёнок перестал быть учеником начальной школы, то он взрослый. А зря!!!
      Стараюсь быть предусмотрительной, всего не предусмотришь, но основные моменты - нужно.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! А я сейчас вспомнил, как мы составляли план...:) Было очень интересно. :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ваня!
      Ты прав – это задание мы с вами делали в шестом классе. Тогда я вела только один шестой класс из пяти, другие ребята, к сожалению, делали задание по картинке, как я поняла…
      Два года назад мы составляли план ВСЕГО пришкольного участка, обмеряли шагами и школу тоже:
      [im#]http://4.bp.blogspot.com/-sVyPSKfW2is/UIbsxIeiZUI/AAAAAAAAJh0/cvwWxrgHZNc/s400/S7309825.JPG[/im]

      И т.1 у нас была в том же самом месте:
      [im#]http://2.bp.blogspot.com/-XAmAqRQb5SQ/UIbssrwSDGI/AAAAAAAAJhY/aSGeCxLThoE/s400/S7309816.JPG[/im]

      Но посмотри, какая разница в окружающей природе: тогда мы могли позволить себе ВЕСЬ урок быть на улице:
      [im#]http://4.bp.blogspot.com/-T0ZNFevbIDY/UIbsrteaSRI/AAAAAAAAJhQ/XUWPY-qgp7Q/s400/S7309815.JPG[/im]

      А этот замечательный планшет Маши, до сих пор его помню!
      [im#]http://3.bp.blogspot.com/-AAhw0IT_OFk/UIbshn22LKI/AAAAAAAAJhI/eP0pzVyToeA/s320/11.JPG[/im]

      А это кто такой довольный, узнаёшь? )))))
      [im#]http://4.bp.blogspot.com/-B-jlTd0l1Ss/UIbszibx6uI/AAAAAAAAJiE/NBuduNsb23M/s400/S7309827.JPG[/im]

      Как хорошо, что мы тогда вели блог класса – сегодня понадобились фото, нашла сразу в блоге класса (http://nashaklass.blogspot.ru/2012/10/blog-post_23.html).

      Удалить
    2. Доброе утро, Лилия Павловна! Конечно же я узнаю себя. Даже помню, как волновался, что при моём росте (шаги большие) и измерение получится не правильным :( Поэтому дома замучил родителей измерением длины шага (репетировал, как надо шагать, чтобы длина была 0,5 метра). :))

      Удалить
    3. Да, Ваня, половинка метра в одном шаге - очень приблизительно, но просто не хотелось отвлекать в данной теме ребят на вычисления с помощью калькулятора или в столбик... Хотя о том, что у каждого ребёнка СВОЯ длина шага, всегда уточняю...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна! Знаю по опыту, что дети очень любят уроки на свежем воздухе. Но Ваш метод возьму на заметку - и Хранители времени, и измерение шагами-метрами :) Не очень я люблю тему "План местности", но теперь точно пойдет веселее, увидела, как можно ее будет провести интересно и для меня самой. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Эльвира Ульфатовна!
      Буду рада, если мой опыт пригодится! За всю свою работу в школе ни разу не "забыла" выйти на улицу для построения плана местности. Пусть хотя бы немножко, пусть хотя бы часть школьного двора, но мы наносим на собственные планы местности. Здесь ведь главное даже не столько математическая точность, сколько опыт подобной деятельности...

      Удалить
  5. Какой замечательный урок у вас получился, Лилия Павловна! Я даже завидую немного детям, потому что занятия на свежем воздухе бодрят, тем более такие увлекательные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Анна Владимировна!
      Когда подобный урок проходит осенью - вообще классно получается! А так, я очень беспокоилась, чтобы дети не замёрзли...

      Удалить
  6. Лилия Павловна, я точно знаю, что план на местности еще рассматривается в курсе математики 5 класса в тебе "Масштаб". Давным -давно подобное практиковали. А сейчас... так уж сложилось, что уроки географии в 5 классах ведет Ершова С.А., чего она только не делает с ребятишками, а вот плана на местности не припомню. нужно будет спросить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Масштаб у детей по математике ещё будет, так что, надеюсь, пятиклассники покажут учителю математики, что хотя бы немного с темой знакомы... Обязательно потом поинтересуюсь их успехами!
      Спасибо, загляну в блог к Светлане Анатольевне, вдруг и у неё что-то будет по данной теме...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна! На улицу в этом году мы не ходили: у нас было что-то около -15. А вот план класса делали и каждый свою комнату изобразил на плане.
    Повезло Вашим пятиклассникам! Они точно будут знать, как создать план.
    В начальной школе в первом классе обязательно стоит в расписании динамическая перемена, которую мы проводим на улице. Не ходим только если ниже -25. Ребята проводят на улице 10-15 минут (зависит от того, сколько времени будут одеваться). Замерзнуть не успевают)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Спасибо! Теперь точно уверена, что пятиклассники не замёрзли, ведь бОльшую часть времени они шагали)))))))
      У меня тоже запланировано задание составить план своей комнаты, но немного сомневаюсь в нём... Хочется, чтобы каждый составил план своего маршрута в школу. Но пока раздумываю-раздумываю, справятся ли..?

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! Это очень важно научиться делать план местности при помощи "подручных" материалов, что говорится, "на глазок". У современных детей не очень хорошо развито пространственное мышление. Они всё больше надеются на указатели, навигаторы, дорожные знаки. Спасибо Вам за науку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Евгения Николаевна!
      Очень сложно нам с пятиклассниками даются (а они вынесены именно на первое полугодие 5 класса) некоторые темы в географии. Очень... Но попытаемся не просто освоить, а с пользой, на будущее. Ведь и шагами можно измерять, а потом просто длину своего шага измерить и умножить. Но это чуть потом. Пока используем усреднённые значения. Надеюсь, умение делать самим хоть иногда заставит чуть поменьше надеяться на гаджеты. Благодарю Вас за отклик!

      Удалить
  9. Добрый день, Лилия Павловна!
    Замечательный урок!
    А я, как родительница, хочу обратиться к другим родителям. Можно?
    Дорогие родители!
    Как Вы видите, Ваши дети "не сидят взаперти по 6 часов", Вашим детям иногда приходится выполнять работу на свежем воздухе.
    Это очень хорошо и для здоровья, и для эмоционального развития. А как-БЫ было хорошо, если бы и уроки физкультуры проходили на улице.
    НО!!!!!
    Почему Вы, заботливые родители, НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТЕ ВАШИХ любимых детей необходимой ТЕПЛОЙ ФОРМОЙ для занятий? Почему на уроки технологии мальчики НЕ носят спецодежду (которую, кстати требуют учителя).
    Почему Ваши дети, практически ВСЮ зиму ходят в легких курточках и без головных уборов? ^#(^
    Ну давайте же, наконец-то, включим здравый смысл и хотя-бы попытаемся посмотреть как, в чем, почему Ваш ребенок посещает занятия.
    ЧТО ВЫ можете сделать для СОБСТВЕННОГО ребенка, чтобы он рос здоровым, крепким, умные, самодостаточным и "не отвлекался по мелочам", как то ;"А у меня нет формы...А у меня нет шапки...".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо! Мы ведь с малышатами тоже два года назад так "гуляли" по пришкольному участку, правда, подольше))))
      Очень важную тему Вы подняли! Иногда приходится превращаться чуть ли не в следователя, чтобы выяснить, почему ребёнок не в форме, без сменки, без шапки... Дети винят родителей, родители - детей. Как говорится, истина где-то рядом... Очень хочется, чтобы ВСЕ родители осознавали важность и необходимость всех принадлежностей и формы одежды. Но это словно извечная проблема. Остаётся только "вещать" на собраниях, да выслушивать вопросы о том, зачем нужна форма и как бы сделать так, чтобы ничего не делать, но чтобы всё было лучше всех... Родители, берегите своё главное богатство - детей! А контролировать их нужно всегда, правда, разными способами.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Как учитель начальных классов отвечаю Вам, например, в нашем лицее,не все учителя проводят практические занятия. Находится масса причин: холодно, некогда, долго одеваться будут, потом проведу и т.д.
    Я всегда следую правилу "глаза боятся, а руки деают". Поэтому стараюсь (и у меня получается) по любому предмету обязательно проводить практические задания. Да, учителю трудно (много хлопот),но дети в восторге. А потом ещё долго вспоминают такие задания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Николаевна!
      Как же понимаю таких учителей и... не понимаю )))) Если бы Вы знали, как я сама с собой спорила и уговаривала каждый урок идти на улицу с малышами))))) А ведь они от класса классу рассказывают (и когда только успевали!) о том, что были на улице, все знали, ну как можно не пойти?!? Всё правильно - глаза боятся, а руки делают! Надо - значит, вперёд! )))))

      Удалить
  11. Здравствуйте, Лидия Павловна!
    Ваш урок замечательный, мне очень понравился. Ряд моментов взял на вооружение в этом году обязательно использую.
    Желаю вам творческих успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллега!
      Простите за столь поздний ответ...
      Спасибо! Я думаю, что уроки на местности, пусть это даже просто школьный двор, надолго запомнятся ребятам, как и само содержание урока!

      Удалить
  12. Добрый вечер! Случайно попала к Вам в гости, блуждая по просторам инета в поисках информации по данному УМК. Очень благодарна Вам за Ваш труд. Многое хочется взять себе на вооружение. Благодаря Вашему блогу, убедилась в правильности выбора УМК. Оказалось в районе я одна выбрала этот УМК. Посоветоватья и обсудить не с кем. Но начав работать по этому учебнику, я решила, что не ошиблась в выборе. Изучая ваши записи, вижу, что планирование у меня немного не совпадает с Вашим. Хотелось бы иметь возможность заглянуть в Вашу рабочую программу. Я может что-то не правильно спланировала?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, коллега!
      Мне очень нравится именно этот УМК! У нас в городе более 80 школ, так и я редко встречаю тех учителей географии, кто работает по "Полярной звезде"!
      Планирование у меня как и рабочая программа составлены на основе авторской программы УМК. Но ведь и там есть возможность что-то подстроить под себя, особенно обратите внимание на практические работы! Так что, может быть несовпадение дат работ даже у тех, кто работает по одному УМК, Главное, программа выполняется в полном объёме!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^