Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

воскресенье, 15 февраля 2015 г.

ФГОС: творческая практическая работа, или Завершаем раздел "План и карта"

На уроке в субботу мы проверяли домашнюю практическую работу, завершая изучение крупного раздела географии "План и карта". К этому важнейшему разделу географии ребята будут частично-эпизодически возвращаться на уроках всё время. Эти знания и умения будут красной нитью проходить сквозь всю географию... Поэтому важность урока переоценить трудно.
Отмечу, что данная работа была мною составлена не только из различных источников (учебники-конструкторы-доп.тетради по географии в 5 классах), но и включала очень разноплановые, в том числе авторские, задания, ориентированные на разный уровень подготовки детей.

Хочу поделиться с коллегами (да и себе оставить-сохранить) текстом заданий практической работы. Итак, каждый учащийся на прошлом уроке (07.02.2015) получил вот такой лист с заданиями:


Как видите, в тексте не хватает задания №3. Учительница забыла!?! )))))) Но не всё так просто... Объясняя выполнение работы, я специально не акцентирую внимания на том, что задание №3 пропущено. Но дети обязательно находят эту мою "оплошность" и мы вместе (я на доске, а они на обратной стороне листа) записываем текст задания №3:
Нарисовать подсказку-шпаргалку для того, чтобы научить новенького в классе определять географические координаты.
Это задание кажется детям необычным и очень увлекательным - как же, вот придёт в класс новый ученик, а они ему быстренько всё объяснят!

Важным считаю и элементы рефлексии в конце работы. Обязательным условием было ответить на эти два вопроса. В каждом из шести классов были единичные случаи, когда ребята выбирали крайние (0 и 1, 4 и 5) показатели на шкале. Для меня очень важным было в начале урока пройтись по рядам, подсмотреть ответы на самый последний вопрос и ещё раз что-то объяснить-разъяснить, если ребята писали о возникших затруднениях. Так приятно было в конце урока получать работы с зачёркнутыми ответами на последний вопрос!

Немного о заданиях:
1. Это задание было самым сложным. Необходимо было выбрать из текста названия географических объектов и координаты пунктов, открыть атлас и совершить перелёт вместе с участниками экспедиции. Все результаты заносятся в предложенную табличку. Особенность задания не только в том, что идёт одновременная работа с картой, определение координат, но ещё мы вспоминаем масштаб (определяем расстояние между городами) и стороны горизонта (определяем направление движения), т.е. повторяем самые сложные практические навыки, полученные в разделе "План и карта".
2. Задание не вызвало у ребят особых затруднений - нужно было по координатам найти место на карте. Вот только чуть сложновато было, как признались пятиклассники, определять координаты проще, чем определять по координатам. Что ж, будем учиться!
4. Это было самое простое задание. С ним справились все дети. Нужно было определить по карте координаты трёх городов.

Остановиться хочу на задании №3. Кто-то просто схитрил - перерисовал картинку из учебника, кто-то - из тетрадки, но были и ребята, которые очень творчески подошли к выполнению работы. Давайте посмотрим вместе:
Работа 1 и 2.
К сожалению, сам текст задания дети с доски списывали не очень внимательно...
Работа 3.
Обратите внимание - помимо своего объяснения ребёнок предлагает воспользоваться книгой))))) А один ответ на вопрос №3 потряс))))) Вместо картинки там было написано: "Пусть откроет учебник и прочитает". Ну что ж, и так бывает...
Работа 4.
Во многих работах очень чётко и точно отражены особенности определения географических координат.
Работы 5 и 6.
Юные авторы шпаргалок (как же им нравится это слово!) очень интересовались, можно ли им самим потом пользоваться этими замечательными шпаргалками?
Работы 7 и 8.
Конечно, можно, ведь все свои работы дети складывают в папку для творческих работ. Выставку которых мы обязательно проведём в конце учебного года! Да и прямо во время урока они объясняли как определять координаты тем ученикам, кто пропустил последние уроки по болезни.
Работы 9 и 10.
Но были, к сожалению, шпаргалки с ошибками. Мы вместе их исправляли, обсуждали, в чём ошибка и почему она получилась... А ведь это тоже опыт...
Работа 11 (ошибки исправлены).
Кстати, посмотрите как юный автор лаконичен -
найдите запись текста задания №3! )))))
Изучение раздела завершено. Уже получено пятиклассниками опережающее творческое задание к следующему уроку. Мы все молодцы! Да и вы, дорогие гости и читатели блога, тоже ведь молодцы - мы вместе с вами вспоминаем-повторяем школьную географию, а она такая интересная! 

Вот только, может... Хотя, нет, не сможете... Или получится? Всё, довольно сомнений! Давайте попробуем! 
Коллеги, все работы ребят пронумерованы и размещены без сжатия. Я исправила ошибку в шпаргалке-подсказке №11. Есть и очевидная ошибка!!! Но ещё в одну работу закралась ошибка. Я, учитель географии, с трудом её заметила, только природное "не нравится тут что-то и всё!" при взгляде на работу, помогло найти ошибку и вместе с ребятами разобрать, почему картинка не верна. Может, Вы попробуете найти две работы с ошибками? Но это сложно... Зато возможно!!!

20 комментариев:

  1. Лилия Павловна, в работе №8 ошибка ясна, как Божий день! Перепутаны Восток и Запад!
    А ещё мне очень понравились "непараллельные" параллели :)) в работе №6. Там они так шикарно пересекают линию экватора! :-bd

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваня, молодец! В работе №8 мы с ребятами исправили (после фотографирования мною) направления Востока и Запада. Ты очень внимателен, отлично!
      Ну, не придирайся ты так к юным географам-пятиклассникам! Зато они очень старались :))
      Может, попробуешь найти вторую ошибку? Ту, которую я сначала чуть было не пропустила? ;)

      Удалить
    2. В работе №3 от нулевого меридиана влево идёт 180 град, а надо 10 и т.д. ?

      Удалить
    3. Нет, Ваня))) Юный автор чуть поменял местами меридианы, а все меридианы не поместились))) Не эта работа, тут помарка (видишь, как трудно даётся география некоторым из них!) :)

      Удалить
    4. На рисунке №6 внизу справа опять неправильно по линии экватора указана градуировка. Вправо надо было указать 10.20.30... и т.д., а написано 180.170.160.... А положение точки В (10 град В,Д,) указана после меридиана 10 град, а должна стоять НА нём ?
      И ещё я заметил на некоторых рисунках, что меридиан 180 град. обозначают РЯДОМ с нулевым, а он же и является "нулевым", только с обратной стороны от Гринвича?

      Удалить
    5. Вань, а мне кажется, что работа №6 внизу справа правильная - увеличение градусов меридианов идёт слева направо, правда, долгота одной точки определена не очень корректно - что поделать, учимся!
      А на рисунке №10 ты ничего странного не заметил? :)

      Удалить
    6. Добрый вечер, Лилия Павловна! Ну тоже смотрел на №10 и что-то казалось не так. А потом присмотрелся и "опаньки" ! А название-то "западная долгота" не там написано! ;)
      Спасибо за подсказку. Вот так как-то смотришь, на "срисованную" картинку и пропускаешь такие "мелочи" :)) А ещё там на верхней схеме не хватает 80-го меридиана (но это "мелочь"? потому что на нижней вообще только 30.)

      Удалить
    7. А градуировка должна быть такая:
      [im#]http://www.m-globe.ru/photo/linii.jpg[/im]
      Это от нулевого меридиана в обе стороны, а "с обратной стороны то же самое, но 180.170.160. в обе стороны. :)

      Удалить
    8. Добрый вечер!
      Ваня, только там не долгота, а похоже вообще на "долКоту" )))
      На то, что некоторые меридианы пропущены, я даже внимания не обращала, ведь суть задания была в схематическом изображении без особой картографической точности... Карты мы рисовать будем (со всеми меридианами и параллелями классе в 10. Молодец! Иван Никчинук - Пытливый Ум и Зоркий Глаз! Ошибка не пройдёт! :) Горжусь тобой!

      Удалить
    9. Спасибо, Лилия Павловна! Я смущён ;) Рад :)) и доволен, что всё-таки, хоть и с подсказкой, но нашел ошибку :-bd
      Вы умеете заинтересовать не только учиться, но и "докапываться до мелочей-точностей" :-bd

      Удалить
  2. Вот первую ошибку нашла сразу, а вторую - слежу за вашим диалогом. Мне ничего подозрительного не показалось.
    А за рассказ об уроке и работе учащихся - спасибо, Лилия Павловна. Я в 10 классе тоже практикую работу учащихся над "шпаргалками", считаю, что данный вид деятельности полезен, ведь память у всех разная - механическая, зрительная, и.т.д. Это еще один способ лучше подготовиться к ЕГЭ

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Зато как интересно было наблюдать, как юные авторы шпаргалок во время объяснения по своим же картинкам обнаруживали в них ошибки! :) Конечно, я понимаю, что до ЕГЭ деткам ещё далеко, но... будем нарабатывать навыки заранее...
      Надеюсь, мы с Иваном не всех распугали! )))))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Очень интересные работы. И поиск ошибок тоже не менее увлекателен.
    А вот мне показалось, что в 7--й работе можно посчитать ошибкой то, что нулевой меридиан нарисован ВНЕ материков. Ведь в данном случае речь идёт не о "схематическом" изображении, а о тщательно вырисованной, даже разукрашенной карте :)
    И, как я поняла, ребята не очень понимают, что такое "шпаргалка" :))

    ОтветитьУдалить
  4. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
    Как же я рада Вашему отклику! Хочу поделиться с Вами сомнениями... Если бы речь шла про хотя бы семиклассников, то да, я бы тоже посчитала это ошибкой... Но делать скидку на возраст - нужно, нужно учитывать, что ребята ещё только знакомятся с географией, они названия материков только-только выучили... Если так строго подходить к работе, то тогда, конечно, можно везде навыискивать минусы и недочёты... То, что простительно пятикласснику, семикласснику уже станет поводом для снижения отметки, а десятикласснику - поводом для "2"!
    А то, что не очень понимают смысл шпаргалки - подольше бы так! :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Вы совершенно правы, "скидка на возраст" обязательно должна быть :) . Если бы Вы не попросили "найти неточность", я бы сразу попросила бы Вас отметить некоторые работы дополнительными баллами (за аккуратность, креативность, творческий подход, находчивость и тд) Обожаю пятиклассников! Они ещё не умеют хитрить. (Надеюсь это у них не скоро появится ;) )
      А уж по Вашему заданию "найти неточность" мы пересмотрели все работы "под микроскопом". И уж тут мы (взрослые) даже растерялись "ГДЕ?", а потом потихонечку стали предлагать версии "вроде тут, а вроде и тут"
      Ребята! Спасибо вам за такие замечательные работы. которые помогли нашей семье ещё раз повторить такую важную тему, как нахождение координат на карте.
      Несмотря ни на что. ваши "шпаргалки" нам очень помогли
      :-bd

      Удалить
    2. Ирина Валерьевна!
      Бесконечно благодарна и очень рада именно такой активности со стороны Ивана! Будем учиться с малышками, векторов направления много))))
      У меня возникла одна очень интересная идея для Ванечкиного блога! ;) Самый настоящий проект! Но пока, тс-сс-сс-с-с.. Обязательно расскажу лично!

      Удалить
  5. С удовольствием следила за замечаниями. Друзья, будем снисходительны, перед нами работы только начинающих любителей географии, а они уже столько умеют! Лилия Павловна, про смысл шпаргалки -это уж точно, попадание "в десяточку"!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, так необычно было, когда они переспрашивали про то, что такое шпаргалка и зачем она нужна))))) Мне даже пришлось задание изменить - добавить слово "подсказка" к шпаргалке! ;)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! С удовольствием рассматривала шпаргалки, но ошибку даже не пыталась искать :) Решила, лучше зайду потом, посмотрю в комментариях :) Вот так как-то. Не хватило у меня Глаза и Зоркости :) Хорошее задание, детям, я уверенна, запомнится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна!
      Глаз и Зоркость - это приходит с годами))))))) Вот только представьте, какой кошмар - шпаргалки с ошибками! :))

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^