Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

вторник, 15 декабря 2015 г.

ФГОС: онлайн-контрольная работа по теме "Гидросфера": рефлексия

Говорят, что "первый блин комом", но, к счастью, это не про нас с шестиклассниками)))) Неделю назад учащиеся моего единственного шестого класса (всего их в параллели шесть, но мне достался только один, поэтому по вторникам я работаю не только в первую, но и во вторую смену) получили необычное задание - выполнить контрольную тестовую работу, которая опубликована в блоге учителя.
Технически это выглядело так: в блоге появился пост с заданиями, а на моей страничке ВКонтакте - ссылка на него. Как оказалось, за исключением трёх ребят все остальные дети были зарегистрированы в этой популярной у молодёжи социальной сети. А потому проблемы с поиском теста у ребят не было.

Конечно, такая массовость нахождения шестиклассников ВКонтакте пугает, но в этот раз соц.сеть сослужила нам неплохую службу - информировала о тесте)))))

Ребятам было предложено ответить на 10 вопросов, которые были разными по форме:
-- 5 вопросов с выбором одного ответа из четырёх (№№ 2, 3, 4, 6, 8),
-- 1 вопрос с выбором нескольких правильных ответов из четырёх (№5),
-- два вопроса на знание терминологии - написать значение слова (№№ 1 и 9),
-- один вопрос с кратким ответом (№7),
-- один вопрос-провокация, где кроме предложенных двух вариантов ответов была возможность добавить свой ответ (№10).

Всего было получено 103 ответа, из них ответов шестиклассников было 68. Остальные - гости блога, постоянные читатели, а также учащиеся 8 - 10 классов, в которых я веду географию (таким образом они могли получить дополнительную отметку). К слову, предлагала я написать контрольную работу не во всех классах и не всем детям...

Получили отметки за выполнение теста в блоге 24 ученика 6 "Д" класса. Все полученные отметки выставлены в журнал.

Возможность написать тест была с 12-00  09.12.2015 до  20-00  14.12.2015. Столь долгое время на выполнение работы было обусловлено тем, что это был наш первый опыт, я не знала, насколько активны будут дети, смогут ли они написать работу в будний день...

Предлагаю посмотреть вопросы и наиболее типичные ошибки.

1. Что такое гидросфера?
На этот вопрос не только шестиклассники, но и все выполнившие работу ответили верно. Разница заключалась лишь в длине и качестве ответа. Мне достаточно было только три слова: "водная оболочка Земли", именно этот ответ самый распространённый у тех, кто выполнял работу самостоятельно! И этот вопрос (вместе с № 9, подобным по структуре) был своеобразным индикатором - сам пишет ребёнок, или пользуется дополнительными источниками. Согласитесь, шестиклассник, не пропустивший ни единой запятой  и не допустивший ни одной ошибки или описки в огромном предложении, придуманном им же самим, - редкость огромнейшая!

Статистика следующих ответов обычна, не выходит за пределы нормы. Я намеренно не выделяю ответы именно шестиклассников, а показываю на примере всех ответов.

Ответ на вопрос №2 очень прост - если вся Земля - 100%, то нужно было вспомнить, что суша занимает всего лишь одну треть, значит, правильный ответ - Мировой океан занимает 71% площади.


 Вот мы и подошли ко второму по сложности вопросу (самый сложный ещё впереди!):


В том, что Волга - самая длинная река европейской части России, большинство респондентов не сомневались, но 40% ответивших считают, что Уральские горы являются водоразделом Волги и Камы. А ведь это не так!!!
Сегодня на уроке мы с шестиклассниками подробно разобрали каждый вопрос и правильный ответ. Как сказали сами же дети, это утверждение не может быть верным, т.к. обе реки располагаются с одной стороны Уральских гор. Значит, эти горы не являются водоразделом. Дети просто не знали, где находится река Кама... В атласе не посмотрели, а ведь им пользоваться было можно!
Вопросы № 6 и №8 на выбор одного ответа из четырёх предложенных.
В шестом вопросе нужно было найти указанные моря на карте и выбрать самое северное, т.е. холодное.

Вопрос №7 был лидером по количеству неточных ответов. Нужно было написать среднюю солёность вод Мирового океана. Дети забыли, что солёность измеряется не в процентах, а в промилле.
Процент - одна сотая доля чего-либо, промилле - одна тысячная. Допускалось написание единиц измерения словами, если ребята не знали, как написать (‰). Встречалось и такое написание, креативное:  о/оо  . И я понимала, что дети знают, как надо писать эти промилле, знают, выходя таким образом из положения при нехватке знаков на клавиатуре. Молодцы!
В нашем учебнике чётко прописано значение средней солёности. 35‰.  А потому более точные ответы (34,7 ‰) были для меня своеобразными "маячками", что были использованы другие источники информации...

А в восьмом вопросе достаточно было провести параллель, что озёра и реки относятся к водам суши, а потом исключить варианты ответов, где они присутствуют.

Вопрос №9 как и вопрос №1 требовал знания терминов. Что такое артезианские воды? И тут снова звучали мои личные "колокольчики-маячки-подсказки", если ответы детей были уж слишком длинны, хороши и академически точны)))))

И мой самый любимый вопрос. Самый замечательный и примечательный. №10. Претендую на авторство!)))) Вот уже 14 лет использую его в шестых классах при изучении гидросферы.

Обратили внимание - кроме предложенных двух вариантов ответов была возможность добавить свой ответ? Кто-то из детей подумал, что учительница не туда ткнула пальчиком, вот и появился этот вариант "Другое", кто-то даже не задумался, а ведь вся суть была именно в этом "другом"! Вопрос №10 мог бы среди других вопросов быть со звёздочкой возле номера, да и вообще - он относится не только к географии, но и к вопросам на внимание. Догадались, каков правильный ответ?????
Напомню, что течение считается тёплым, если температура вод течения БОЛЬШЕ, чем температура окружающих его вод океана. И течение будет холодным, если его воды холоднее, чем вода вокруг.
А теперь, догадались, каков правильный ответ??? Отдельно уточню - мои шестиклассники знали ответ на этот вопрос - мы его проговаривали и не раз в классе! А потому я была удивлена столь большому проценту детей, у кого одна единственная ошибка, ошибка в этом вопросе.
Именно в строчке "Другое" нужно было написать, что или вопрос неверный, т.к. нет указания температуры вокруг течения, или нужно было спросить эту температуру... Но уж никак не выбирать предложенные варианты ответа!

На уроке мы с ребятами разобрали все вопросы, поставили отметки в журнал (именно те, которые стоят в блоге!), а потом мне было интересно узнать у ребят мнение по другим вопросам... Спросила и не пожалела. Искренние ответы детей всё расставили по своим местам.
-- Дети, вам понравилось выполнять тест в блоге, а не на бумаге?   - Да!!!!!
-- Дети, кто считает, что отметка за контрольную работу выставлена неправильно, что он заслужил другую отметку?   тишина.
-- Были ли у кого-то из вас технические проблемы: не нашли ссылку на тест, тест не загрузился и т.д.?     - Всё было понятно, сразу получалось.

Только один вопрос был у ребят - будем ли мы ещё писать такие контрольные работы? Ну что ж, как показал наш первый опыт, обязательно будем!!! Но только времени на написание будет поменьше, да и вопросов побольше....

Но был  ещё один вопрос, который очень волновал шестиклассников... С ним они подходили ещё на прошлой неделе. Каждый день. По одному. Ну как учительница узнала, что они пользовались Интернетом, отвечая на вопросы с терминами? Ведь там даже по шрифту не видно )))))))

Я довольна проведённой работой. Это была самая настоящая оценочная контрольная работа, пусть она и проводилась в такой форме в первый раз. Хочу обратить внимание коллег на сами вопросы, которые были в работе. Я не играла с детьми в "контрольную работу", не занималась "показухой", я не стала ставить несколько тестовых вопросов, налаживать автоматическую проверку... Для шестого класса это уже не актуально! Ведь дети не только отвечали на вопросы по географии, но и учились совершенно новому для себя - они писали комментарии (потом смеялись сами над собой, если ошибались), они ждали ответ (иногда негодуя - ну как это, я написал так давно, а учительница спит ночью, не публикует мой комментарий и не проверяет ответы), да и много чего ещё, не будем сразу открывать все секреты!

Спасибо всем гостям и друзьям блога, кто откликнулся и тоже попробовал пройти тест. А я поняла, как многому мне нужно учиться, чтобы создавать подобные тесты, ведь внутри столько секретов!!!

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень интересный был подбор вопросов - не стандартный. Да и по-другому быть не могло, ведь Вы никогда не пользуетесь чужими наработками :) а всегда изобретаете что-то своё, авторское :)
    С удовольствием сама приняла участие. Хочу ещё :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Спасибо! Вопросы были всякие - от стандартных, общеизвестных (куда ж мы без прописных истин!!!), до вопросов с подвохом... :)
      А продолжение обязательно будет! Точно!

      Удалить
  2. Добрый день, Лилия Павловна! Такие работы можно проводить и на уроке, если в школе есть мобильный класс и подключение к Интернету. Да и у ребят многих телефоны с выходом в Интернет, попробуйте:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Вы совершенно правы, можно! Но у нас нет мобильного класса, про подключение к Интернету вообще молчу - я сама в школе для выставления отметок в электронный журнал пользуюсь личным модемом, который оплачиваю сама... Думаю, в современной школе такого быть не должно.
      А с ребятами мы обсуждали возможность ответить на вопросы через телефон, в школе, но... не у всех подключен Интернет, а когда они начали с радостью "делиться друг с другом", что для этого заставят родителей подключить Интернет на телефон, я глубоко задумалась о последствиях. Уж лучше дома...

      Удалить
    2. У нас тоже нет, остается только мечтать о таких работах на уроках...

      Удалить
    3. Анна Борисовна, ничего, пока будем накапливать опыт! :) Всё будет хорошо!

      Удалить
  3. Лилия Павловна, здравствуйте!
    Мой сын тоже является учащимся шестого класса, и они тоже сейчас изучают гидросферу... :)) Уверена, если бы уроки проводились в рамках ФГОС,да так, как преподносите это Вы - умело, увлекательно, разнообразно, то было бы намного легче. Тема, как мне кажется, очень сложная. Я сама, например, не могла всего запомнить, проверяя Андрея, хотя живем-то возле моря... :(

    Который раз убеждаюсь в том, что Вы - мастер своего дела, неутомимый, вечно ищущий чего-то любопытного... :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
      География - очень разнообразная наука. Получается так, что к изученному ранее уже не будет прямого возвращения, а потому очень важно, чтобы с самых азов, с самого начала детям было интересно, ведь потом географические знания и умения будут помогать не только на других предметах, но и всю жизнь! Надеюсь, Андрюше понравится этот предмет!
      Спасибо Вам на добром слове, буду стараться и дальше! :)

      Удалить
    2. А у нас во всех школах давным-давно есть выход в Интернет и электронный журнал действует без проблем вот уже как шесть лет.
      Про разнообразие географии, Лилия Павловна, не спорю с Вами совершенно, это действительно очень увлекательная наука! Я говорю о том, как учитель преподнесет, заинтересует предметом, так оно и пойдет дальше. :) ФГОС дает такую возможность учителю, но к сожалению, пока не все выполняют требования ФГОС, и не все ещё даже пришли к ФГОС в школах. :(
      А Вам только успехов от всей души! :-*

      Удалить
    3. Жанна Витальевна, для нас это мечта... Пока неосуществимая))) Если и есть Интернет в школе, то не во всех кабинетах он "добивает", а если и "добивает", то не всё открывает...
      Что поделать, везде так - трудно педагогам работать по-новому, очень трудно! Надеюсь, с такой творческой мамой всё у Андрея в учёбе будет хорошо, ведь зачастую именно родители являются инициаторами прогресса в ребёнке, не учитель...
      Спасибо!

      Удалить
  4. Добрый вечер, Лилия Павловна! Интересная форма проведения контрольной, впрочем, у Вас все время что-нибудь интересное происходит в образовательной работе с детьми!)
    А пост и для меня познавательный, кое-что повспоминала, спасибо!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Самое главное, что ребятам очень понравилось выполнять работу онлайн! Правда, в следующий раз мы договорились, что пересдать её можно будет только один раз (хотя кто-то из ребят предлагал вообще без пересдачи)...
      Мне тоже очень понравился подобный формат - у каждого гостя блога есть возможность что-то вспомнить, что-то повторить...

      Удалить
  5. Добрый вечер, Лилия Павловна!
    Сама в прошлом году провела два раза такие проекты. Знаю, что ребятам очень нравится. Жаль, что учителя у сына не используют такие формы проверки домашнего задания. В этот раз я не приняла участие, но в следующий обяательно попробую ответить (хотя не уверена, что получится правильно...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Для меня это немного в новинку... Но очень хочу, чтобы вошло именно в систему работу, а не просто было бы единичным украшением урока. Ольга Николаевна, а какой у меня необычнейший урок с шестиклассниками запланирован на апрель!!! сегодня была на заседании комиссии географического и экологического образования краевого отделения РГО, так там узнала столько нового, столько идей появилось, так что, буду воплощать! Как же славно, когда вокруг много активных и отзывчивых людей! Всегда рада Вашему участию!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Хорошая вещь - разнообразить формы проведения контроля. И как это правильно использовать Интернет во благо. Детям это интересно. Спасибо, что поделились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Спасибо!Но было немного боязно - казалось, что все отметки получатся одинаковыми... Но шестиклассники молодцы! Будем-будем, ставить его на службу детям, а не молча смотреть на то, как дети делаются его рабами...

      Удалить
  7. Лилия Павловна, здравствуйте. Спасибо за рефлексию. Повторюсь, я тоже люблю проводить самостоятельные и контрольные в таком формате.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Мир не стоит на месте, а потому и нам нужно постоянно держать руку на пульсе, будем пробовать, искать новые эффективные формы...

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^