Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

понедельник, 20 февраля 2017 г.

География населения: правда и вымысел, история и перспектива, или Обучающий семинар в КубГУ

Что объединяет школьного учителя и преподавателя ВУЗа? Очень многое... Бывают и взаимные претензии, высказанные вслух или "умолченные". Но самое главное, что и те и другие заботятся о будущем самых главных участников образовательного процесса - детей! И когда средняя и высшая школа идут рука об руку, вместе, рядом, от этого выигрывают абсолютно все!

В этом учебном году Географический факультет Кубанского государственного университета пригласил всех кубанских школьников на бесплатные обучающие семинары в рамках проекта "Углублённое изучение и систематизация знаний по географии" для подготовки к государственной итоговой аттестации в 2017 году. Темы всех семинаров выбраны с учётом результатов анализа выполненных заданий ЕГЭ и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.

Организаторы составили график семинаров в 2016/17 учебном году. Семинары проводятся с 10:00 до 12:00 часов на географическом факультете КубГУ. Предлагаю посмотреть этот график...

27 ноября 2016 г. Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли. Лектор- Комаров Дмитрий Александрович, к. г. н, доцент кафедры геоинформатики.
18 декабря 2016 г. Литосфера. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность. Лектор - Пашковская Алёна Анатольевна, к. г. н, преподаватель кафедры физической географии.
29 января 2017 г. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира. Лектор - Шатилов Сергей Александрович, к. г. н, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии.
19 февраля 2017 г. Численность, естественное движение населения России. Направление и тип миграций. Лектор - Миненкова Вера Владимировна, к. г. н, доцент, заведующий кафедрой экономической, социальной и политической географии.
12 марта 2017 г. Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа. Лектор - Нагалевский Юрий Яковлевич, к. г. н, профессор, заведующий кафедрой физической географии.
16 апреля 2017 г. Атмосфера. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. Гидросфера. Лектор - Чехла Наталья Владимировна, ассистент кафедры физической географии.
14 мая 2017 г. Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России. Лектор - Анисимова Виктория Викторовна, к. г. н, доцент кафедры международного туризма и менеджмента КубГУ.
Организаторы встречают участников семинара в 09:45 в центральном холле университета. При себе необходимо иметь паспорт.

Заметили? 19 февраля...
Ну что ж, тема очень интересная (в блоге есть сообщения, посвящённые населению), лектор - замечательный (знакома с Верой Владимировной Миненковой по мероприятиям РГО и интерактивным семинарам в КубГУ), дети - мотивированы :)) , а значит, идём на семинар!

Как я поняла, особых документов не нужно, просто бери паспорт и приходи! Но когда я предложила двум 10 классам социально-экономической направленности пойти на лекцию, была приятно удивлена количеством желающих: 30 человек! На всякий случай взяли с собой список учащихся с печатью и подписью директора. Не пригодился, но он у нас был!)))))
 Как хорошо, что семинар проходил в воскресенье - добрались быстро и без дорожных пробок.
 Потихонечку собираемся и осматриваемся...
 Лично я обнаружила памятник Петру Столыпину недалеко от главного входа - то ли я внимания не обращала, то ли недавно поставили...
 И вот на часах 9.40, нас много, но ещё не все.
 А Настя и Ксения уже в университете - как я поняла, они посещают лекции по воскресеньям, но по другому предмету. Они ждут, чтобы присоединиться к нам.
 Вера Владимировна вышла за нами в холл, ибо охрана ну никак не хотела пропускать внутрь без сопровождающего. И это правильно: безопасность - это важно!
Нам досталась аудитория "219 - огромная, светлая, даже немного солнечная! Всем хватило места. Думаю, Вы уже заметили и моё местечко - второй стол возле окошка (фото от окна получаются самыми удачными, особенно в такую солнечную погоду).
Присутствовало более 70 человек. Считали с детьми несколько раз, но получалось постоянно разное количество)))) Пустила лист регистрации по аудитории, вот что получилось:
ОО №4 - 2 чел.,
№18 - 27 чел. + учитель,
№20 - 4 чел. + учитель,
№38 - 2 чел.,
№43 - 2 чел.,
№51 - 1 чел.,
№52 - 2 чел.,
№73 - 4 чел.,
№78 - 9 чел.,
№85 - 1 чел.,
№98 - 6 чел.,
№100 - 2 чел.,
ККЭП - 1 чел.
Итак, семинар...
Тема: "Численность, естественное движение населения России",
ведущий - Миненкова Вера Владимировна, зав. кафедрой экономической, социальной и политической географии КубГУ, кандидат географических наук . Вера Владимировна представилась, рассказала ребятам о моём любимом Географическом факультете, спросила, учащиеся каких классов в аудитории (оказалось, что 9-11), сказала, что специализируется на рекреационной географии, и что одна из самых распространённых жалоб на сотрудников туристической сферы, что они... не знают географию.
 И тут я услышала негромкий шумок сзади... Один пытливый ум из моего 10 А класса настойчиво обращал моё внимание что-то под потолком)))))) Оказалось, малышата заметили розетку и теперь гадают - вот зачем она так высоко?!?)))))
А действительно?!?!
 Но прочь все лишние мысли, давайте полностью погрузимся в лекцию, тем более, что она на такую важную тему - о нас самих, о населении...

Для себя-учителя, для детей, для коллег, да и просто для всех неравнодушных к тому, что происходит с нами и вокруг нас, предлагаю выдержки из лекции, законспектированные в моём учительском блокноте.

Демография - наука о воспроизводстве населения, которое является непрерывным процессом смены населения. Объектом изучения демографии является население, его изучают многие науки, но каждая под своим углом, со своей стороны. Это и есть предмет изучения, который у каждой науки уникален.
(Вера Владимировна, спасибо! Стыдно признаться, но с трудом различала предмет и объект исследования...)
Население в географии выступает одновременно в двух ролях:
население-производитель товаров и услуг,
население-потребитель этих же товаров и услуг.
А потому очень важно изучать географию населения.

Суммарный коэффициент рождаемости - показатель, сколько здоровых детей родилось у женщины в её репродуктивном возрасте.
Репродуктивный возраст в России - от 15 до 49 лет (по утверждению ВОЗ).
В России суммарный коэффициент рождаемости некоторое время назад был равен 1,17, а для обычного поддержания той численности, которая есть, он должен быть как минимум 2,14. Получается, что если бы показатель оставался на уровне 1,17, то каждое последующее поколение сокращалось бы на 45%.  Одно поколение в демографии = 25 лет. И получается, что через 800 лет умер бы последний россиянин...
Сейчас суммарный коэффициент рождаемости равен 1,7, он увеличился, но всё равно очень мал. Это и есть депопуляция. В Краснодарском крае население увеличивается только за счёт мигрантов.

Предлагаю посмотреть первое из трёх видео, записанных мною во время лекции. Это уникальнейший материал, который нужен всем без исключения! географам, а не географам.... тоже будет интересно!





Численность населения в 20 веке резко увеличивалась по нескольким причинам, но самыми главными были стабилизация после политических потрясений и войн, а также НТР и стремительное развитие медицины.
Ведь в Средние века много людей забирали эпидемии... В 1346 г. чума была занесена в Крым, а оттуда в Европу.
В 1348 г. от неё погибли почти 15 млн человек, а это четверть всего населения Европы. В 1351 г. чума поразила Польшу. К 1352 г. году в Европе умерло 25 млн человек, треть населения.
От чумы скончалось до тридцати четырёх миллионов человек населения Европы с 1347 по 1351гг.
Вот как росла численность населения мира:
Учёные рассчитали, что на Земле комфортно могли бы существовать всего лишь 600-700 млн. человек. Чтобы была хорошая экология, хватало продовольствия и ресурсов. А на Земле уже 7,4 млрд. человек... Вывод: в 14 раз сократить свои потребности или сократить население в 14 раз??? Отсюда и нехватка продовольствия, появление продуктов с ГМО. Нельзя их есть!!! Был эксперимент, что крыс кормили продуктами с ГМО, так уже в 4 поколении они перестали давать потомство.
"Бебибум" - "отложенные" рождения (например, во время войны была маленькая рождаемость, а после войны выросла).
Демографический взрыв - демографический процесс, обусловленный разными факторами.





Так что же будет дальше?
Эксперты отдела народонаселения ООН сделали выводы о демографическом будущем планеты:
-- К 2050 г. численность населения достигнет 9 млрд. чел.
-- Увеличится количество стран, в которых будет насчитываться более 100 млн. жителей с 13 до 18.
-- Продолжится доминирование азиатских государств, в них будет наибольшее количество жителей.
-- Резко обозначится африканский фактор и кроме Нигерии в списке крупнейших стран мира будет Демократическая республика Конго, Египет, др.
-- Среди 20 крупнейших стран будут преобладать на 80% развивающиеся страны.
Вот как это можно представить картографическими методами:
Слайд из презентации к лекции В.В.Миненковой
И в начале 21 века демографическое сознание человечества меняется...

Следующая часть лекции была посвящена естественному движению населения.
Естественное движение населения (воспроизводство) - соотношение показателей рождаемости, смертности и естественного прироста, обеспечивающее возобновление и смену людских поколений.
Сделала себе пометку - нужно ещё раз проштудировать названия демографических показателей...
Общий коэффициент рождаемости = N*1000/S,
где
N - количество родившихся,
S - среднегодовая численность населения.
Исчисляется показатель в промилле (‰).

В мире - 19‰,
развитые страны - 11‰,
развивающиеся страны - 22 ‰,
Россия - 13,6‰

Самые низкие показатели в Монако, Японии, Германии, Сербии, Венгрии, Боснии и Герцеговине.
Самые высокие показатели в Чад (51‰), Нигере, ЦАР, Анголе, Уганде, Сомали, ДР Конго...

В России 24% детей рождены вне брака, несколько лет назад такой показатель был 30%.
Заинтересовала меня вот эта карта (нашла в Интернете). На ней видно, что в мире идёт снижение количества детей, рождённых одной женщиной в разных странах. Наблюдается перераспределение по странам...

В России - коэффициент рождаемости в сельской местности намного больше, чем в городах. Многие учёные считают, что это связано с возможностью получить образование: чем образованнее, тем меньше детей...

Заинтересовало также определение смертности:
смертность - процесс вымирания поколения, массовый статистический процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах...

Ежегодно на Земле умирают 56-57 млн. человек, из них 30 млн. - в Азии, 12,2 млн. - в Африке, 8 млн. в Европе. И это закономерно.

Самый низкий коэффициент смертности в ОАЭ, Кувейте, Омане, Бахрейне, Катаре, Саудовской Аравии и Брунее.

За последние 50 лет смертность в Африке уменьшилась в 3,5 раза в том числе и за счёт сокращения эпидемий.

Важный показатель - коэффициент младенческой смертности (до 1 года). К сожалению, он не будет равен 0, но должен к этому стремиться. Детская смертность - до 5 лет. Самые большие эти показатели в Африке.

Ожидаемая продолжительность жизни (при рождении) - сколько бы прожил человек при данных условиях жизни.
Чем зеленее цвет, тем лучше...
Слайд из презентации к лекции В.В.Миненковой
В России - 71 год. Женщины живут дольше мужчин, горожане - дольше селян.

Средний естественный прирост в мире = 12‰, в развитых странах он 1‰, а в развивающихся равен 15‰.

Следующая часть лекции была посвящена возрастно-половой пирамиде. эту часть я практически всю записала на видео - на 8-й минуте Вера Владимировна спросила, как ребята относятся к повышению пенсионного возраста в стране. А потом ввела понятия "старение населения", "коэффициент демографической нагрузки" и другие.





В наших учебниках говорится только о двух типах половозрастных пирамид. Вера Владимировна Миненкова назвала три. Это очень ценная информация для всех географов:
Слайд из презентации к лекции В.В.Миненковой
И, конечно же, было очень важно увидеть одну из самых новых половозрастных пирамид населения России:
Фрагмент слайда из презентации к лекции В.В.Миненковой
И, конечно, интересно проследить влияние различных факторов на структуру пирамиды:
А потом были вопросы... Ребята отвечали на вопросы из ЕГЭ по географии прошлых лет, которые касались населения мира и России.
И... всё. 12-00, лекция завершена. Ребята долго аплодировали Вере Владимировне Миненковой и благодарили за лекцию.
Вера Владимировна поделилась презентацией со всеми ребятами, а мы ещё и сфотографировались на память об этом интереснейшем и полезнейшем семинаре:
Вера Владимировна поздравила ребят с тем, что многие из них вышли в очный региональный тур олимпиады "Юные таланты", который будет проводиться в конце марта в Краснодаре. 6 из 8 приглашенных ребят были на семинаре!!!
Мне было приятно, что уже вечером стали поступать вопросы от ребят: а будут ли ещё семинары? а можно ли туда самим приходить? и вопросы по населению нашей страны. Значит, было интересно ВСЕМ!
Но пытливые умы не могли уйти просто так)))))
Заинтересовали вот эти QR-коды. Кстати, весьма и весьма информативные.....

А я говорю огромное спасибо Вере Владимировне Миненковой за потрясающую лекцию, которая была очень насыщенной, информативной, интересной и очень полезной не только ребятам, но и мне. Искренне считаю, что учитель географии должен время от времени учиться не только новым технологиям в преподавании географии, но и самой географии, тем более, что наука-то наиинтереснейшая!!!


18 комментариев:

  1. Лилия Павловна! Как Интересно! Прочитала ваш пост и как бы сама побывала на семинаре в Кубанском университете! Вы его заканчивали? Я училась в Кемеровском госуниверситете на факультете романо-германской филологии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Было очень интересно (ведь каждому жителю нашей страны хочется больше знать о мире вокруг, о своей стране...), да и полезно обновить свои собственные знания!
      Да, я его закончила 2 раза: в 2001 и 2012 гг..)))))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Спасибо большое за географическое просвещение и расширение кругозора. ЗдОрово, что ученики активны, поразила массовость. Молодцы! Одно дело читать, а другое слушать "вживую"!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Я не заставляла детей, они сами решили с порой провести свой единственный выходной день. Более 85% присутствующих ребят из 10 А и 10 В сдавали ОГЭ по географии в 9 классе.... и весьма успешно!
      Рада, что и Вам интересно, а видео фрагменты позволяют глубже погрузиться в лекцию.

      Удалить
  3. Жаль, что такая низкая активность, не перестаю об этом говорить и в своей школе) К сожалению, единицы коллег и учащихся куда-то выходят, чуть больше слушают вебинары в реальном времени, еще чуть больше - смотрят записи. Но этого не совсем достаточно для... Вот тут и ставлю многоточие, т. к. у каждого своя цель

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Борисовна!
      А ведь среди присутствующих ребят было несколько одиннадцатиклассников, которые были на всех подобных обучающих семинарах по географии. Вот молодцы!
      Кстати, услышала интересную фразу от одного ученика:
      -- Вот если бы вместо уроков, то я бы сходил на семинар.

      Но ведь это совсем неправильный подход!!!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна! Как Интересно! Прочитала Ваш пост и как бы сама побывала вместе с Вами на семинаре. Спасибо за интересный и очень полезный рассказ!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Владимировна! Население - это мы, а послушать о себе всегда интересно. .

      Удалить
  5. Здравствейте, Лилия Павловна! Мне очень понравилась лекция. Некоторая информация уже была знакома мне, так как встречалась при подготовке к ГИА. Но так же я подчеркнула для себя немало важных и интересных фактов из раздела естественного движения населения России. Большое спасибо Вере Владимировне за такую увлекательную и познавательную лекцию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Настя!
      Рада твоему отзыву - население России и мира проходят не только на географии, но частично касаются на обществознании, истории... А значит, обязательно пригодится всё то, что ты услышала! А вообще, это ж просто интересно, для себя!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за лекцию! Очень много информации полезной и интересной! А то, что столько много ребят пошли из вашей школы, так это здОрово))) Так продуктивно провести выходной, это только плюс всем участникам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Викторовна!
      Материал получен богатый, полезный, особенно для учителей географии и ребят. Но ведь встречались в лекции такие факты, о которых даже просто любопытно прочитать любому человеку!!!
      Надеюсь, ребята будут приходить и на другие лекции, со мной или без меня...

      Удалить
  7. Лилия Павловна, здравствуйте, Спасибо, что поделились материалами лекции, прочитала с удовольствием, очень интересно! Радует, что столько ребят с Вами пошли на лекцию!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Это действительно была очень полезная лекция... На многие политические события в мире и в стране начинаешь смотреть чуть под другим углом...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень интересная и познавательная лекция! Спасибо за видео, как будто побывала вместе с Вами. А еще мне понравилось, что именно учитель привел ребят в наш КубГУ!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      Конечно, лекции в бОльшей степени проводятся для ребят-выпускников, но и десятиклассникам тоже полезно было побывать, послушать, да и просто посмотреть сам вуз!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    В воскресенье мы побывали на лекции в Кубанском государственном университете. Хочется сказать огромное спасибо Вере Владимировне Миненковой за увлекательную подачу информации. Мы узнали много нового о населении мира и миграционных процессах. Несомненно, эти знания будут очень полезны ученикам, сдающим географию. С удовольствием приму участие в следующем обучающем семинаре)
    Гатилова Ксения

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Ксения!
      А я осталась под впечатлением от того, сколько ребят в нашем классе УЖЕ посещают подобные лекции в вузе по воскресеньям... Молодцы!!!
      Обрати внимание - график следующих семинаров есть в блоге!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^