Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

Все участия-победы блога в конкурсах:

вторник, 30 января 2018 г.

ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ: Раздаточный материал к выступлению, или На память и с пользой....

Часто ли Вы выступаете с докладами или презентациями? Как тщательно Вы готовитесь к этому выступлению? Используете ли Вы все возможности, чтобы сделать своё выступление ярким и запоминающимся?
Уверена, что ответившие "ДА" с лёгкостью назовут все необходимые составляющие подобного выступления, а если Вы редко представляете свой опыт и не всегда уверены в своих силах, то тогда данная статья обязательно будет Вам в помощь!
Итак, Вам предстоит выступление перед особой аудиторией - своими коллегами. Для начала предлагаю воспользоваться этими советами по подготовке к публичному выступлению:
"ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ: Готовимся к публичному выступлению - советы из опыта". Внимательный читатель обязательно заметит один важный пункт - необходимость "раздатки", т.е. раздаточных материалов (памяток, буклетов, информации), которые повысят эффективность вашего выступления. О них я и предлагаю поговорить сегодня.

Зачем нужен раздаточный материал?

Во-первых, он поможет сделать ваше выступление более ярким. Согласитесь, что красочные буклеты или листовки повышают интерес даже к самой "скучной" теме. Хотя... Это же ВЫ выступаете, значит, тема не может быть скучной и малоактуальной!)))))

Во-вторых, "раздатка" сфокусирует внимание слушателей на конкретной информации, которая будет иллюстрировать то, что вы говорите. Если Вам нужно именно это - "раздатка" должна быть особо продумана!

Ещё с помощью "раздатки" можно упростить понимание сложного материала. Получается, Вы используете сразу два канала восприятия (зрительный и слуховой) вместо одного, ведь как часто бывает, даже презентация может быть плохо видна из-за особенностей освещения или дальности...

"Раздатка" может предоставить дополнительную информацию, которая может быть интересна только части аудитории. Например, контакты выступающего, ведь они могут быть не у всех присутствующих.

И главное - есть возможность вернуться к раздаточным материалам спустя некоторое время и освежить в памяти нужную информацию.

Конечно, я имею в виду тех участников мероприятия, которые сознательно в нём участвуют (а не "из-под палки")  Участник обязательно должен унести с собой максимум полезной ему информации, а не только той, что успел запомнить или записать. Не все способны много и быстро записывать, хотя есть и уникумы))))))
Наличие качественной "раздатки" весьма и весьма презентабельно...

Мне хотелось бы остановиться подробнее на самом обычном виде "раздатки" - небольшом буклете.
По форме чаще всего это обычный лист формата А4, сложенный вдвое или втрое.
По цвету он может быть разным - тут всё зависит от Вашей фантазии и возможностей:
-- чёрно-белым,
-- цветным,
-- распечатанным на чёрно-белом принтере, но на цветных листах (как на заставке этого поста).
А вот что там должно быть - а давайте это рассмотрим на конкретных примерах...

Перебирая несколько дней назад свои учительские "закрома" в шкафу, нашла папку с бережно сложенными "раздатками" прошлых лет. Будем рассматривать вместе!

1.
Эта - самая-самая старенькая, на днях ей исполнилось 9 лет! Тогда, в январе 2009 года я приглашала к себе в школу учителей географии города Краснодара и делилась полученными на дистанционных курсах знаниями. Тем, что будет полезно нам в работе...

2.
Освоение Интернет-пространства и полученные на тех же курсах знания значительно обогатили мою учительскую палитру преподавания огромным количеством важных и полезных ссылок. Поэтому следующая "раздатка" содержит столько ссылок...

3.
Авторы этой "раздатки" - дети! По материалам проведённого классного часа мы с моими восьмиклассниками приготовили памятку для их родителей, которую и раздали им на родительском собрании.

4.
Время летит... Теперь меня очень и очень заботят выпускные экзамены. А потому в раздатке появляется и такой раздел, посвящённый ГИА и ЕГЭ...

5.
А потом... потом я очень увлеклась мультимедийными учебниками! Конечно же, были выступления и по этой теме. Но пользу ведь правильных ссылок никто не отменял? Значит, и им есть место в "раздатке"...

6.
А это особая "раздатка" - конкурсная. Участвуя в муниципальном воспитательном конкурсе, я подготовила такой буклет для членов жюри. Результат - 1 место в городе. Уверена, качественная раздатка со слайдами выступления мне помогла!

7.
Ох, конкурсы... Как же вас всегда много! А тогда, в далёком 2011 году движение дистанционных конкурсов только начиналось. Мне было, чем поделиться с коллегами и на эту тему! Да так много всего хотелось отдать, что я... не вместилась в "раздатку"))))) Только недавно побывав в качестве автора всероссийского конкурса от "Фактора роста", составив вопросы, проверив ответы, хотелось, чтобы и этот опыт работал не только на меня, а был полезен. Вот и дополнительное тематическое вложение пригодилось... А уж как я радовалась подаренным нескольким ярким листам для буклета! Так что, буклетики были разными по цвету, что тоже привлекло немало внимания к их содержимому.

8а.
А здесь... Здесь впервые упоминается мой блог ГЕОГРАФОЧКА! Впервые - да, но потом уже ни одна "раздатка" не обходилась без него! Я думаю, что если у педагога есть свой интернет-ресурс, ему обязательно найдётся местечко в первом ряду на любом выступлении!

8б.
 Зато эти листовки-рекламки побывали в Ростове-на-Дону, куда я ездила в командировку! Они полностью и исключительно посвящены блогам.

9.
Да... Были времена... И Блог Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара" представлялся присутствующим педагогам не только на огромном экране, но и так, в письменном виде...

10.
А это снова наша работа с детьми, но уже конкурсная! Это тот самый "не формат", который был признан членами жюри худшим на конкурсе)))) А мне он нравится! А мне он дорог!!!

И... как-то быстро на 2014 году закончились мои "раздатки"! Странно... Наверное, просто забывала сохранить, а ведь как было бы интересно! НО!!! Нашла некоторые в ПК. Так что, посмотрим ещё несколько скриншотов буклетов.

11.
Это даже не буклет, а листовка, ведь она распечатана на половинке А4. Самым главным на мероприятии было поделиться ссылками и контактами. Я думаю, цель выполнена!

12.
А эта "раздатка" уже 2015 года, снова конкурсная! Ох, и впечатлений тогда было!)))) И снова в основной части буклета слайды...

13.
Эта - любименькая (и как примечательно - под номером 13)))) Ведь она с выступления на ИТНШ-2016, когда я рассказывала о своём блоге и блоге класса, о том, как мы с вами создавали сборники статей педагогов-блогеров. Я нашла возможность (спасибо МММ!) распечатать все экземпляры в цвете, сочетала слайды и картинки...

14.
И завершу свой обзор "раздаток" ещё одной листовочкой - это в прошлом году в нашей гимназии мы проводили городской Круглый стол. Конечно, выступала. Хотелось поделиться с присутствующими многим, а потому призвала QR-код себе в помощь. Кстати, в нашу эру смартфонов весьма удобно для передачи ссылок и контактов!

Итак, мы с Вами рассмотрели 14 вариантов разных по качеству и информационной наполненности "раздаток" к выступлениям. Конечно же, это даже не треть всех моих выступлений и всех созданных "раздаток", но одни из самых ярких и запомнившихся. Совсем скоро этот ряд будет дополнен ещё двумя - в течение одной февральской недели мне предстоит выступить два раза (все подробности тут). Какими они будут - я пока не знаю, но они обязательно будут, ведь я хочу делиться своим опытом, мне есть, чем поделиться!

Подведём итог.

Так какая информация должна содержаться в "раздатке"-буклете?
1. Название мероприятия, на котором Вы выступаете, возможно - место проведения мероприятия;
2. Дата выступления, год;
3. Тема выступления;
4. Содержательная часть по теме Вашего выступления: например, цели, задачи, способы реализации, результаты деятельности. Тут могут быть размещены самые важные слайды из Вашей презентации, необходимая статистика. Это то, чем Вы хотите (и готовы) поделиться, оставить "на память" своим коллегам. Следует учитывать, что данный материал может быть широко использован далее, но, возможно... без указания Вашего авторства)))))
5. Информация о Вас:
-- фамилия, имя и отчество - обязательно полностью,
-- должность,
-- образовательная организация (возможно, с адресом),
-- контактные данные - телефон, адрес электронной почты и интернет-ресурса при наличии (что именно указывать - это решаете Вы),
-- фотография (для узнаваемости))))), но можно и без неё);

Как правильно скомпоновать "раздатку"-буклет - это решаете только Вы. Я предлагаю на первой страничке разместить общую информацию о мероприятии (пп.1-3 выше), а также часть информации о Вас (п.5 выше), оставив контактные данные для последней (задней) странички буклета. А вот всё остальное место отдать содержательной части Вашего выступления (п.4 выше).

Практический совет: перед массовой распечаткой сделайте один пробный экземпляр, обратив внимание на размер шрифта. Он должен хорошо читаться, но... подумайте о лесах, которых с каждым днём становится всё меньше!)))) Может, если информации не так много, а шрифт великоват, стоит сделать листовку на половинку листа А4, а не буклет на целый лист? Я думаю, в основной части шрифт не должен быть крупнее, чем 12....

Да... Для создания ПЕРВОЙ "раздатки"-буклета придётся основательно потрудиться. Но вот подготовка к последующим выступлениям (даже по другой теме) займёт гораздо меньше времени!

Коллеги, хочу обратиться к Вам:
а Вы используете во время своих выступлений "раздатку"-буклет?
Что в нём содержится?
Как думаете - он нужен вообще?

Поделитесь своим мнением и опытом!!!
Дайте свой мудрый совет!


P.S.
Этим сообщением я хочу открыть новую рубрику в блоге - "ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ". Не уверена, что она будет пополняться часто (ибо специфична...), но в том, что она нужна,  не сомневаюсь! Именно здесь - "жемчужины" собственных наработок, которые будут очень полезны каждому педагогу, независимо от его педагогического стажа, опыта публичных выступлений, преподаваемого предмета и занимаемой должности...

24 комментария:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Поздравляю с новой рубрикой!
    Считаю, что "раздатки"-буклеты просто необходимы по всем тем причинам, что Вы перечислили. Помимо этого всегда ощущается, что выступающий тщательно готовился, пронёс "через себя". И. Конечно, буклеты должны быть надлежащего качества. Я свои заказываю в типографии на хорошей бумаге, дизайн тщательно выверен по стилю. Буклет-важная составляющая выступления, презентации опыта и т.п.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
      Можно сказать, что на третьем сообщении рубрика состоялась!)))
      Конечно же, бывают и качественные выступления и без "раздатки", но с нею как-то лично мне уже привычнее...
      Ого! Вы молодец, даже в типографии! Я пока всё сама делаю, а дети или МММ помогают распечатать. Но в типографии... Да, это потрясающая идея! Если не секрет - слишком дорого? Например, А4 с двух сторон 20 штук.

      Удалить
    2. Добрый вечер, Лилия Павловна! У меня с цифрами не очень!!! Не запоминаю. Если честно, даже, придя из магазина не могу сказать по какой цене покупала молоко, например.
      Но не очень и дорого! Если простой учитель себе может это позволить. Думаю, что в разных типографиях стоимость услуги различается. Я работаю с типографией на Горького, рядом с Ул. Коммунаров. Вот, видите, номер дома даже не помню. А визуально и по карте помню...

      Удалить
    3. Елена Алексеевна, спасибо за наводку - часто бываю в этих краях, обязательно загляну и полюбопытствую.

      Удалить
  2. Лилия Павловна, здравствуйте! Спасибо большое за, как всегда, полезную информацию и придумку. Конечно нужна раздатка, конечно это еще один плюс в пользу педагога. Лилия Павловна, у меня к вам сугубо ичный вопрос) Как вы считаете, возможно ли использование подобной раздатки на конкурсах профессионального мастерства (очном)? И на каких этапах вы видите их использование.? очень хочется услышаь ваше мнение. В марте предстоит окружной конкурс, ищу фишки. Думаю, раздатка может стать одной из них. Если вам не сложно..у меня в блоге есть пост на тему конкурса с конкурсными испытаниями. Очень хочется услышать ваше мнение. Жду с нетерпением))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Геннадиевна!
      Это я так к школьной конференции готовлюсь!)) Будем выступать друг перед другом, но ведь это не повод снизить планку выступления?! Так что, для меня и тут "раздатка" обязательна!
      Я посмотрела конкурсные испытания. Внимательно. Как минимум надо делать буклет (и качественный, лучше даже в типографии распечатать) вот на это конкурсное испытание: Визитная карточка «Моя педагогическая философия».
      Я думаю, что "раздатка" более эффективна именно на очном этапе. Но только потому, что нет уверенности в том, что она дойдёт до жюри заочного этапа, мало ли, вдруг они дома отсматривают задания с помощью Интернета? Но!!! На этот счёт тоже есть хитрость!))) Если знать, примерно в какие дни они будут смотреть блоги/сайты, можно заранее опубликовать пост, который назвать "Членам жюри такого-то конкурса посвящается..." и там сделать отличное представление своего блога. Я бы так сделала...

      Удалить
    2. Лилия ПАвловна, спасибо, что не оставили мои вопросы без внимания!

      Удалить
    3. Юлия Геннадиевна, какая же Вы молодец, что решили участвовать в этом конкурсе! Дважды молодец, что победили! Пусть всё получится и в следующем этапе! Надеюсь, что-то из советов пригодится!

      Удалить
  3. Все верно Вы отразили, Лилия Павловна. Своим коллегам, участвующим в конкурсах различной направленности и уровня, всегда подготовку рекомендую начинать с подбора материалы к буклетам. Тогда все проще разложить по полочкам.
    Буклет – это возможность с минимальными затратами эффектно донести до слушателя максимум полезной информации. Вот тогда и лиц,проявивших интерес к теме выступления, станет больше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Ого, я и не предполагала, что так можно - сначала "раздатка", потом выступление! А стоит попробовать... Спасибо за интересную идею!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Как приятно было увидеть уже знакомые раздатки и увидеть новые. Лилия Павловна, Вы правы, очень многое зависит от того, КАК себя представишь, и сможешь ли удержать внимание слушателей во время выступления.
    И! Бывает, что уже после мероприятия, человеку и захотелось бы подойти и обратиться, но... (бывает часто) он элементарно не помнит Вашего имени, поэтому "боится" попасть в неловкое положение... А так, когда есть раздатка, всё понятно. И заодно можно вспомнить, о чем же рассказывал докладчик, не перепутав темы.
    Раздатка - вещь полезная, и очень важно правильно её составить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Да... Есть и знакомые такие буклеты! Признаться, над буклетом про Чёрное море я "зависла" - какие малышата были маленькие!!!
      Ирина Валерьевна, а Вы бы если выступали о своём блоге "Бабушка на лавочке", Вы бы делали буклетик?

      Удалить
    2. Лилия Павловна, я бы постаралась :)

      Удалить
    3. А я бы обязательно всё-всё сфотографировала на память! ;)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Раздаточный материал в виде буклета - это актуально и полезно в подготовке любых мероприятий, а в нашей многогранной педагогической деятельности это особенно необходимо! Нечасто, но готовлю буклеты. Особо тщательно готовила буклет к всероссийскому конкурсу "Мой лучший урок", даже использовала мини-типографию Conica (друзья помогали). Спасибо за полезный совет по содержанию информации в буклете - полностью с Вами согласна!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      Поняла из комментария, что и Вы не к каждому выступлению делаете буклеты - совершенно верно! Иногда бывает так, что он и не нужен...
      Ой, а я не знаю про эту типографию. Обязательно расспрошу Вас при встрече!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо Вам за обстоятельный подход к подготовке любых выступлений. И разделяю Ваше мнение. Я не раз выступала на совещаниях разного уровня и делала буклеты. А ещё я делаю закладки о блоге и раздаю в библиотеке тем, кто ещё не пользовался блогом.И гостям гимназии, если у нас проводятся мероприятия разного уровня, предлагаем папки с буклетами. Тогда мы их тоже заказываем в цветном исполнении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Спасибо! Важность раздаточного материала трудно переоценить, особенно если выступающих много - как тут не только всех запомнить, но и идеи не растерять?!?
      Так... Надо и мне поузнавать про качественную цветную печать...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна!Мы в детском саду буклеты в основном используем в работе с родителями, на родительских собраниях. Спасибо за подробный рассказ и рекомендации по подготовке буклетов к выступлению, обязательно порекомендую коллегам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Я думаю, что буклет настолько может быть важен при выступлении или организации мероприятия, что к его подготовке нельзя отнестись абы как. Только тщательная подготовка даст отличный результат. Рада, что статья будет работать!
      Очень жду Ваших предложений и дополнений, коллеги!

      Удалить
  8. Добрый день, Лилия Павловна. После посещений ваших выступлений и я взяла себе на заметку изготовление памяток. Данная "изюминка", подчеркивает компетентность педагога, а также имеет обратную связь с автором. Очень полезный и нужный материал у Вас опубликован,спасибо большое за идеи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Викторовна!
      Спасибо Вам за отклик и добрые слова! Вы совершенно правы - очень важна обратная связь, ведь зачастую после качественного выступления коллеги обращаются с вопросами и по электронной почте, и в блог - очень важно дать им эту возможность, ведь мы всегда должны учиться!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна! Полностью с Вами согласна. К сожалению, посещая различные мероприятия, замечаешь незаинтересованность самих участников в данном процессе. (К вопросу о желании самого педагога транслировать свой опыт и выступать на муниципальных площадках...)А ведь каждый слушатель «обязательно должен унести с собой максимум полезной ему информации»! Видимо поэтому, большинство педагогических форумов остаются формальностью, пролетая мимо и незадерживаясь в памяти. Здорово, что среди нас есть профессионалы своего дела! Ваши мероприятия всегда информативны, продуманы и к ним всегда можно вернуться с помощью «раздатки»! Для того, чтобы пополнить свою методическую копилку новым, полезным материалом. Ведь современный Учитель тот, кто находится в постоянном развитии и открывает для себя и коллег новые грани педагогического мастерства!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елизавета Андреевна!
      Самое главное - это заинтересованность и слушателей, и докладчика. А иначе и раздатка, какой бы качественной она ни была, не поможет!
      Спасибо за отклик!!!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^