Большинство учителей средней и старшей школы сталкиваются с трудностями, беря после выпускников 9 и 11 классов пятиклассников. Кто-то всеми силами стремится этого избежать, мотивируя своё решение "усталостью" после напряжённого выпускного года, нежеланием после "взрослых" возиться с "малышами" и т.д... Но чаще всего с радостью погружаются в немного подзабытые хлопоты с маленьким любознательным народом, которому интересно абсолютно всё!
Традиция посещать будущих "своих" детей в 4 классе есть не во всех школах, ведь и текучесть кадров среди учителей есть, и нежелание отвлекаться от выпускников, и нехватка времени, и элементарное отсутствие информирования о том, какой класс будет в следующем учебном году.
Я рада, что звёзды сложились удачно и в мае мне удалось хотя бы немного познакомиться с будущими пятиклассниками: "Классный час в 4 "А" классе, или Здравствуйте, дети, давайте знакомиться..." Позади остались Последний звонок и выпускной, в разгаре отпуск и... восполнение знаний о возрастных особенностях пятиклассников.
Знаю, что это волнительный момент не только для классных руководителей, но и учителей начальных классов, четыре года бывших для ребят вторыми мамами. Именно к ним в пятом классе ребята часто бегают пожаловаться, поделиться радостью или проблемой.
Но не секрет, что иногда после получения результатов первой четверти возникает недопонимание между учителями начальных классов и средней школы: почему меняется успеваемость, куда деваются хорошисты, возникают вопросы по отдельным учениками. И тут главное не отмахнуться, списав всё на то, что одни завышали оценки, а другие "работают на поток", а разобраться, присмотреться, услышать друг друга...
Я бы хотела для себя и не только прояснить в блоге некоторые моменты и... обратилась с несколькими вопросами к учителям начальных классов. А они и не отказали, ответили, дав мне пищу для размышлений. Предлагаю и Вам погрузиться в непростую ситуацию перехода из начальной в среднюю школу...
Слово учителям начальных классов:
Гончаровой Анне Анатольевне (г.Краснодар),
Иващенко Ольге Николаевне (г.Одинцово, Московская область),
Папулиной Ольге Александровне (пос.Глебово, Костромская область),
Самойловой Надежде Александровне (г.Анадырь),
Севериной Елене Анатольевне (г.Краснодар)
О.Н.Иващенко:Традиция посещать будущих "своих" детей в 4 классе есть не во всех школах, ведь и текучесть кадров среди учителей есть, и нежелание отвлекаться от выпускников, и нехватка времени, и элементарное отсутствие информирования о том, какой класс будет в следующем учебном году.
Я рада, что звёзды сложились удачно и в мае мне удалось хотя бы немного познакомиться с будущими пятиклассниками: "Классный час в 4 "А" классе, или Здравствуйте, дети, давайте знакомиться..." Позади остались Последний звонок и выпускной, в разгаре отпуск и... восполнение знаний о возрастных особенностях пятиклассников.
Знаю, что это волнительный момент не только для классных руководителей, но и учителей начальных классов, четыре года бывших для ребят вторыми мамами. Именно к ним в пятом классе ребята часто бегают пожаловаться, поделиться радостью или проблемой.
Но не секрет, что иногда после получения результатов первой четверти возникает недопонимание между учителями начальных классов и средней школы: почему меняется успеваемость, куда деваются хорошисты, возникают вопросы по отдельным учениками. И тут главное не отмахнуться, списав всё на то, что одни завышали оценки, а другие "работают на поток", а разобраться, присмотреться, услышать друг друга...
Я бы хотела для себя и не только прояснить в блоге некоторые моменты и... обратилась с несколькими вопросами к учителям начальных классов. А они и не отказали, ответили, дав мне пищу для размышлений. Предлагаю и Вам погрузиться в непростую ситуацию перехода из начальной в среднюю школу...
Слово учителям начальных классов:
Гончаровой Анне Анатольевне (г.Краснодар),
Иващенко Ольге Николаевне (г.Одинцово, Московская область),
Папулиной Ольге Александровне (пос.Глебово, Костромская область),
Самойловой Надежде Александровне (г.Анадырь),
Севериной Елене Анатольевне (г.Краснодар)
Что говорят учителя 4 класса на последнем родительском собрании об учёбе в 5 классе? Есть ли особое ВАШЕ напутствие?
1. Первым делом нужно запастись терпением. Первые 2 месяца самые трудные, но и интересные. Не нужно паниковать и накапливать возникающие вопросы, необходимо поговорить с новым классным руководителем о возникшей проблеме или мучающем вопросе. Если вопросы всё-таки остались, лучше подойти и всё выяснить у учителя-предметника.
О возможных трудностях обучения в 5 классе я говорю ребятам и родителям на протяжении всего 4 класса.
1) Ребятам нужно время, чтобы привыкнуть и принять каждого учителя-предметника (стиль изложения учебного материала, требования к выполненинию дз, темп урока и т.п.)
2) В моих выпусках никогда не возникает вопросов, связанных с отметками. Скорее всего, я строга и принципиальна.
3) Я в начальной школе научила детей всему, что им нужно знать, даже дала запас на первое время, используя опережающее обучение.
4) У нас в лицее принято приходить в течение учебного года (особенно под конец) на несколько основных уроков в начальную школу учителям, собирающимся брать пятиклассников. Учителя-предметники смотрят виды работ на уроке, слушают ответы и рассуждения учащихся , смотрят рабочие тетради. Могут попросить контрольные тетради. Началка тоже может приходить на уроки к своим выпускникам.
В лицее налажено взаимодействие между учителями началки и предметниками - требования к выполнению письменных работ по математике и рускому языку одинаковые, т.е. детей не нужно доучивать или переучивать.
О.А.Папулина:
На родительском собрании говорю родителям, что бояться не надо, Ваши дети всё знают, если будут проблемы не шушукайтесь за углом, а идите к учителю и узнавайте, как помочь ребёнку. Не переставайте контролировать учёбу и школьную жизнь ребёнка. (Любят наши родители, перешёл ребёнок в 5 класс, значит ВСЁ большой, пусть теперь сам учится)
Н.А.Самойлова:
Пожалуй, только хорошее. И пожелание успехов в 5 классе. Особого напутствия к родителям у меня нет. Конечно, родителей интересует, кто будет классным руководителем в 5 классе. И если это уже известно на момент последнего родительского собрания в начальной школе, стараюсь пригласить будущего классного руководителя для знакомства с родителями учеников.
Отдельно беседую и с новым классным, как бы передавая класс из рук в руки. (Устная характеристика детей, их семей. Кто может являться опорой и т.п.)
Для учителей, выпустивших 9 и 11 класс, пятёрка-малышня и несмышлёныши, которых не все принимают всерьёз. Та же трудная перестройка ждёт нас, выпустивших 4 класс, когда на пороге первоклассники. «Присматриваний» и притирок не избежать. Я думаю, что вас уже не тешит самолюбие от речей, что «мы к вам только шли, мы о вас столько слышали» и пр. Время всё расставит на свои места. Первый совет - обновить знания о раннем подростковом возрасте, пригодится!
На последнем собрании меня срывает на слезу, но держусь. Убедительно прошу родителей не бегать по направлению от школы, в которой обучается ИХ ребёнок. Через 2-3 недели самим нанести визит, поинтересоваться, как обстоят дела у пятиклассника. Не ждать торжественного приглашения «на ковёр». Тогда и контакт начнётся «не с той ноги». Довериться учителям. Они учат ваших детей. Сравнений не избежать с начальной школой, но сравнения-обсуждения не для ушей ученика. О том, что детям тоже будет не просто:
А. ходить по кабинетам.
Б. запоминать разных учителей
В. не опаздывать на уроки (а перемены в старшей школе небольшие)
Поддерживать добрым настроем, советом, разговором.
Когда год назад я прощалась с детьми и родителями, то высказала на собрании примерно такую горькую речь: «В нашем классе подобрался удивительно творческий и работоспособный маленький народ, с которыми можно было достичь намноооого большего, если было бы потрачено время не на «а мама сказала!», «а папа решил, что это не надо» и прочее. Пожалуйста, не тратьте время на отговорки, на подрыв авторитета любого учителя. Возникли вопросы, сомнения, нанесите визит. Наше время, сложенное из 4 лет начальной школы, три года потеряло на сопротивление». Понимаете, Лилия Павловна, я, конечно, деятельный учитель. То, что воспитательно-творчески делается, это, пожалуйста, по желанию. Всё, что касается учёбы, сомнению, обсуждению и игнорированию не подлежит. Неудачи своих детей родители расценивали плохой программой и пр., но мало кто осознавал, что ребёнком (учёбой, отношениями в классе) они и сами интересуются мало. Месяцами неподписанный дневник о чём говорит?
А.А.Гончарова:
При обсуждении с родителями проблемы перехода из начальной школы мы всегда говорим об адаптационном периоде, об условиях, которые могут способствовать или препятствовать успешному его прохождению. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит...
И на родительском собрании учителя начальных классов всегда рекомендуют родителям:
Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
На что может обижаться (что неприятно-раздражает\расстраивает) учитель. выпустивший 4 класс, когда в начале следующего учебного года говорят о его выпуске?
Н.А.Самойлова:
Интересный вопрос. Честно говоря, больше всего задевают разговоры (и не важно – мой то выпуск или нет) типа: «Вот вы там в начальной школе ничему не научили детей». Стоп-стоп. К нам они приходят в большинстве своем не умеющими читать, писать, а о решении задач, умении работать в тетрадях, правильно оформлять классную и домашнюю работы, работать с текстом уж и говорить не стоит. Как и о многом другом. «Ничему» - это, извиняюсь, чему? Дискутировать можно долго. Но лучше обойтись без обобщений. Конкретики хочется.
О.Н.Иващенко:
Мне трудно ответить на этот вопрос. Лично я не обижаюсь на замечания или предложения, правда, таковых и не поступало за 20 лет.
Уверена, что директор, по возможности, должен учитывать близость психологических и человеческих качеств при выборе классного руководителя для конкретного 4 класса (это должно быть "продолжение" предыдущего классного руководителя).
А.А.Гончарова:
У меня таких «проблем» не было. Могу предположить, что в любом случае лучше учителя начальных классов поблагодарить, выделить то, что приятно удивило и обрадовало нового классного руководителя. А если есть проблемы – посоветоваться, как можно их решить.
О.А.Папулина:
Если честно сказать, то у нас учителя не говорят, что я не научила. Единственный совет учителям старших классов - изучить программу начальных классов. У некоторых требования такие, что всему мы должны научить в начальной школе. (Это не про наших учителей). Просто работала раньше на старших классах и часто слышала от учителей основного звена "не научила, Марья Иванна" , а она и не должна была этому учить, у нас такого и в программе нет. Всегда заступалась за "начальников".
Е.А.Северина:
Вы знаете учителя, у которого берёте класс? Если вы спокойны за качество ее работы, то имя говорит само за себя. И на детях отразится.
А задевает, видимо, сравнение первых учителей. Вот этого делать не следует.
Почему часто бывает резкое снижение успеваемости в 5 классе? Кто виноват - учителя началки, которые "завышают оценки", или учителя средней школы, которые "работают на поток и не видят в каждом личность"?)))
А.А.Гончарова:
Конечно, никто не виноват. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к ученику разными учителями — ко всему ребятам необходимо привыкнуть! Если родители и учителя слышат друг друга, то и с адаптацией, и с оценками все будет в порядке. Однако бывают дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Скорее всего, однозначного ответа нет. Бывает по-всякому. Надо разбираться с каждым конкретным классом и учеником. Скажу лично про себя. Я - требовательная и строгая жадина, но без фанатизма. Знаю, кто и на что способен.Если вижу старания и усердие слабого ученика, преспокойно завышаю отметку и всячески стимулирую.
Искренне и от души радуюсь, когда отметки у моих выпускников при первичных срезах на балл выше, чем у меня.
Е.А.Северина:
Видеть личность-жизненно необходимо каждому учителю в идеале. Т.К. на урокодателей ученики «забивают», не учат предмет, обманывают. Если такова ситуация себя обнаружит, здесь должен держать руку на пульсе классный руководитель и ежедневно! Посетить все уроки тоже необходимо.
По поводу отметок? Никто ни в чём не виноват! Для детей переход из привычной формы обучения в одних руках-стресс и для многих сильнейший. Ведь не секрет, что предметов прибавляется, и каждый преподаватель считает, что именно его предмет ученик должен знать назубок. Если выступят на первый план только требования, пусть и законные, в рамках программы, вместо того, чтобы заинтересовать ребят, будет процветать антагонизм.
А вообще-то неплохо было бы и на родительском собрании, и на классном часе с детками рассказать о требованиях по предметам, выдать на руки нормативы оценивания по каждому. Из чего слагается отметка по контрольной, сочинению, диктанту или устному ответу…Это задаст строгие рамки и детворе , и взрослым, а учителей подстрахует.
О.А.Папулина:
Лилия Павловна, я наверное, неправильный учитель начальных классов. Но когда мой 4 класс приходит в 5, учителя меня ругают, почему я всегда не довольна учёбой своих пчёлок, они такие хорошие ребята... Первое полугодие успеваемость лучше, чем у меня. Наверное, я очень строга к ребятишкам.
Н.А.Самойлова:
На мой сугубо личный взгляд, в большинстве своем – первое. Вина наша. Хотя понятие «вина» в данном контексте – понятие относительное. Как-то мне сказал замечательнейший учитель старшей школы: «Надь, вы их там всех нянчите, а нам что делать, если у нас не один, а много классов?» И ведь правда. Я знаю, когда мой Вася (Петя, Маша) не выучил уроки потому как, например, забегался и забыл. Но завтра он обязательно все ответит. А Ирка (Вика, Юра) – просто очень несобранна бывает. Я не поставлю «неуд», подожду, пока соберется… А в старшей школе, когда у учителя-предметника, действительно, много классов? Обязаны ли предметники вникать, ждать, пока кто-либо из 150 (в среднем) проходящих через них детей в день, набегается или соберется… Да это нереально просто.
Как правило, своих учеников я готовлю к этому, постоянно (особенно в 4 классе) напоминая о том, что это у меня они одни, а «там» (= в 5 классе) их таких будет много. И что тогда?
Но и, что уж скрывать, известны частые случаи, когда учителя начальной школы ставят всем ученикам прекрасные оценки. И все довольны. Особенно родители учителем и классом: «Ах, у нас такой сильный класс!» - с восторгом рассказывают они всем и вся, необычайно гордясь. А вот в 5 классе все выглядит оооочень печально… И где тот «сильный класс», и где те восторги? И кто виноват, как говорится…
Какова, на Ваш взгляд, главная цель классного руководителя в 1 четверти 5 класса?
О.А.Папулина:
Наладить контакт с каждым ребёнком и родителем. Научить быть самостоятельным. Мы (учителя начальных классов) сильно их опекаем. Лишний раз проверить, как заполнен дневник, спросить учителей, как дети готовятся к урокам. Быть постоянно в курсе всего, так они быстрее привыкнут.
О.Н.Иващенко:
Мне кажется, что сначала надо помочь адаптироваться к новому статусу и школьной жизни. А затем вовлечь в интересную пятиКЛАССНУЮ жизнь, чтобы была возможность проявить самостоятельность, творческость и индивидуальность.
Н.А.Самойлова:
Лично Вам, Лилия Павловна, ничего не надо. Достаточно просто быть собой. И все будет прекрасно.
А в общем и целом – каждый определяет эти цели для себя сам. В зависимости от того классного коллектива, который ему достанется волею судеб.
Знакомиться с детьми. С каждым найти время поговорить по душам. Смело давать поручения и менять их. Так будут обнаружены способности учеников. Можно предложить анкетирование, но не сразу с места в карьер. Чужой тёте не все доверятся или возникнет желание покрасоваться. А через месяц, когда картинка обретёт очертания, можно и попросить заполнить анкеты и родителям, и подопечным. Но узнать об увлечениях, достижениях детей надо раньше. / Не пробовали разбивать класс на звенья?/
Ходить на уроки. Постараться найти время выводить или вывозить их куда-то вместе: на спектакль, экскурсию, прогулку, пусть даже тематическую.
Я думаю, что главная цель - познакомиться с детьми, узнать об особенностях. В первые месяцы учебного года необходимо как можно больше находиться с детьми (на переменах, в столовой…), классные часы посвятить знакомству с учителями-предметниками.
На что бы Вы посоветовали обратить внимание классному руководителю 5 класса в сентябре-декабре?
Е.А.Северина:
На внутренние взаимоотношения в коллективе. Аутсайдеры и лидеры выявят себя быстро. То, что на виду, по крайней мере, даёт возможность действовать быстро и результативно. Внимание на тихонь.
На контакт с семьями. Лилия Павловна, как только себя обнаружит первый трудный субъект, приглашайте взрослых. К первому учителю я бы пошла за информацией в крайнем случае. Надо присматриваться самой.
А.А.Гончарова:
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, задирают ребят из старших классов.
Необходимо объяснить родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
О.Н.Иващенко:Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, задирают ребят из старших классов.
Необходимо объяснить родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
Когда брала "чужой" класс, всегда обращала внимание на взаимоотношения детей (общение, игры. дружелюбие). Такие наблюдения помогают скорректировать первичное взаимодействие.
Я бы обязательно поговорила с классным руководителем о классе в целом и о каждом ученике -родителе в отдельности. У психолога попросила бы результаты социологических опросов и психологический портрет детского коллектива.
Первое родительское собрание можно провести нетрадиционно лицом к лицу за "круглым"столом ((( с чаепитием. Пусть с чисто символическим угощением сахар-варенье-сушки-печенюшки.
О.А.Папулина:
Хорошо изучить каждого ребёнка в классе!
Н.А.Самойлова:
Держать связь (если это возможно) с выпустившим учителем. Он поможет, подскажет. Если же это не возможно, то… Я тут вообще-то не советчик. Это уж к «пятиклассным» учителям, которые более компетентны в данном вопросе.
А что интересно знать родителям о будущем классном руководителе? О чём они спрашивают, что их интересует?
***Родителей моих выпускников всегда,прежде всего, интересовали человеческие качества нового классного руководителя. Конечно, задавали вопросы о нашем "сходстве" - взглядов, мобильности, общения и т.д. Если мне новый классный руководитель был знаком, давала ответ. Но, например, нынешний классный руководитель моих теперь уже 7-классников была новая личность нашего педагогического коллектива. Не могла сказать ничего.
Родителей еще очень волнуют назначенные учителя-предметники, особенно по русскому языку и математике. Самые первые собрания у нас проводятся в мае-июне, сразу после выпускного.
Мне кажется, что учителям-блогерам в информировании родителей о себе, как учителе и классном руководителе, отличный помощником является блог. Я при первом знакомстве с родителями всегда даю ссылку на блог, где всё ясно и понятно. Родители, листая сообщения и рассматривая фотографии, понимают, что ждёт малышей, да и их самих.
***
Поверьте, всякие мелочи. Их всех волнует, чтобы их мало трогали, а детки были самые лучшие. Ничего не обещайте! Когда ко мне приводят детёнышей, то родители, которые обо мне наслышаны, спрашивают, будут ли поездки и что-то подобное. «Присмотрюсь к детям, вы-ко мне, я - к вам, тогда и решим». А то многие хотят, чтобы чужими руками было сделано практически всё. Чтобы родители повернулись к вам лицом, устраивайте совместно с детьми хотя бы раз в четверть семейные мероприятия.
А ещё интересно знать, какие были выпуски, достижения ребят, какие мероприятия проводили, человеческие качества учителя
Лилия Павловна, да о вас уже всё знают давным-давно, а кто не в теме, быстренько разузнает.
***
1. Какой предмет ведет.
2. Опытная или нет. Были ли раньше выпуски?
3. Строгая или нет. Как к детям относится?
4. Как лучше установить контакт с данным учителем?
5. Возраст (чтобы не попасть на декрет или пенсию).
6. Реже - семейное положение. (А то выйдет замуж, уедет...)
7*. Обязательно поинтересуются кабинетом (и наличием в нем ремонта).
Больше, конечно, любят опытных, у кого уже были выпуски. (И, конечно же, найдутся те, кто будет искать знакомых среди тех, кто выпустился и "пытать" уж их). Молодым обещают помогать. Но относятся к ним с некоторым снисхождением.
***
С одним из "классных" мы работали в тандеме. И хотя учитель оооопытнейший была и замееечааательнейший, но она могла и за помощью ("укрощение строптивых") ко мне обратиться, и радостями делились. И это было замечТательно.
А вообще я, конечно же, всегда новому классному по детворе что-либо советую - с кем как... Но молодым оно не особо нужно... А опытных... Где их взять-то на всех?
Я думаю, что современные родители, помоложе, оценят вот этот блого-информационный новостной поток о своих детях. Мне кажется, они у Вас звездочки будут. Хотя после взрослых 11классников тяжеловато будет...
А сейчас мне мои будущие перваши-родители сказали, что блог им не нужен, достаточно по ватсап фото скидывать.
***
Мне как маме было интересно: какой предмет ведёт, стаж работы, категория, отзывы выпускников, чем может увлечь детей: одни любят походы, другие - проекты, третьи - конкурсы. В чем "фишка" классного руководителя? С интересом бы познакомилась с ресурсом учителя, но у нас таких нет(((
2. Опытная или нет. Были ли раньше выпуски?
3. Строгая или нет. Как к детям относится?
4. Как лучше установить контакт с данным учителем?
5. Возраст (чтобы не попасть на декрет или пенсию).
6. Реже - семейное положение. (А то выйдет замуж, уедет...)
7*. Обязательно поинтересуются кабинетом (и наличием в нем ремонта).
Больше, конечно, любят опытных, у кого уже были выпуски. (И, конечно же, найдутся те, кто будет искать знакомых среди тех, кто выпустился и "пытать" уж их). Молодым обещают помогать. Но относятся к ним с некоторым снисхождением.
***
С одним из "классных" мы работали в тандеме. И хотя учитель оооопытнейший была и замееечааательнейший, но она могла и за помощью ("укрощение строптивых") ко мне обратиться, и радостями делились. И это было замечТательно.
А вообще я, конечно же, всегда новому классному по детворе что-либо советую - с кем как... Но молодым оно не особо нужно... А опытных... Где их взять-то на всех?
Я думаю, что современные родители, помоложе, оценят вот этот блого-информационный новостной поток о своих детях. Мне кажется, они у Вас звездочки будут. Хотя после взрослых 11классников тяжеловато будет...
А сейчас мне мои будущие перваши-родители сказали, что блог им не нужен, достаточно по ватсап фото скидывать.
***
Мне как маме было интересно: какой предмет ведёт, стаж работы, категория, отзывы выпускников, чем может увлечь детей: одни любят походы, другие - проекты, третьи - конкурсы. В чем "фишка" классного руководителя? С интересом бы познакомилась с ресурсом учителя, но у нас таких нет(((
Дорогие коллеги, друзья!
Огромное спасибо Вам за то, что поделились своим опытом! Для меня это очень важно! Признаться, после того, как дважды побывала классным руководителем пятого класса, хотела написать предложение в министерство образования, чтобы в первой четверти пятиклассникам вообще не ставили четвертные оценки! Наивно? Быть может, да..
Отдельное спасибо за советы, для меня они важны и ценны! Буду думать! Я так понимаю, рассказывать о себе родителям пятиклассников мне уже не надо будет?)))))
Что скажете, коллеги?
А Вы были классным руководителем 5 класса?
Поделитесь своим опытом...
P.S.
Пост получился совсем уж серьёзный и не летний, но и затронутый вопрос тоже не так уж и прост...
Здравствуйте, Лилия Павловна.
ОтветитьУдалитьКлассным руководителем я никогда не была, но вот мамой двоих учеников, да. И очень хорошо знаю, что значит для детей классный руководитель.
Вот сейчас у сына отличный! И Вы отличный!!!
Поздравляю Вас с выпуском и с новым классным руководством!
Здравствуйте, Жанна Витальевна!
УдалитьСпасибо! Я как всегда буду очень стараться, я думаю, что это и радость большая - быть классным руководителем, и ответственность тоже...
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьЕсли позволите, я, как человек, тесно связанный с Вами уже более 7 лет, обращусь к родителям Ваших будущих учеников.
Уважаемые родители!
Вам очень повезло, вы получили прекрасного классного руководителя, человека, который, как и учителя начальной школы всегда будет оберегать и любить ваших детей, вне зависимости от возраста, успеваемости и вашего личного отношения к классному руководителю.
Никогда за все годы учебы Лилия Павловна не отвернулась от действительных проблем школьника и семьи, всегда шла на помощь, и не только в том, что касалось непосредственно учебы.
Индивидуальный подход к каждому ребенку - это отличительная черта вашего будущего классного руководителя.
Единственное,что от вас требуется, УСЛЫШЬТЕ то, что вам говорит классный руководитель.
Не пытайтесь переделать его под себя, устанавливая какие-то особые требования, мотивируя тем, что "А мы так привыкли".
Поверьте, Лилия Павловна очень грамотный педагог и консультант по любым вопросам.
Именно благодаря её правильному подходу и требованиям к любой, даже самой незначительной детали, команды нашего класса неоднократно одерживал победы в многочисленных конкурсах вплоть до всероссийского масштаба.
Всегда внимательно СЛУШАЙТЕ, что говорит вам классный руководитель.
Любая инициатива ДОЛЖНА быть согласована с классным руководителем.
Классный руководитель должен знать ВСЁ.
Только при таком темном взаимодействии и полном доверии ваши дети легче адаптируются к новым условиям обучения.
Лилия Павловна, я очень искренне желаю Вам, чтобы будущие ученики были другими, не такими, как наши дети, чтобы у Вас не появлялось желание сравнивать их с выпуском 2018 года.
Наши дети были уникальными. Вы согласны?
Пусть и новый 5-А класс с первых дней будет лучшим и не менее уникальным.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьА каждый выпуск уникален, ведь это уже другие ребята и родители! Мне повезло - немного познакомилась с ребятами, так что, "незнакомой тётей" в конце августа буду не для всех!)))
Поверьте, 5 "А" будет лучшим обязательно!))))
Здравствуйте, Лилия Павловна! Интересный пост у вас получился! Пост-интервью! Я сама два раза была классным руководителем 5 класса, преподавала английский язык. Но это было очень давно. Мне кажется, что дети сейчас другие. Три последних года работала с начальными классами. И в началке сейчас дети отличаются от тех, которых я раньше учила.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна!
УдалитьЯ очень благодарна нашим учителям начальных классов, что не стали скрывать и поделились своим опытом, у каждого он свой, но... Вы заметили, что строки просто пропитаны любовью к детям!
Ого, Ирина Михайловна, а я и не знала, что были и учителем! Быть может, в своём блоге расскажете об этом? Было бы интересно узнать подробнее...
Здравствуйте, Лилия Павловна! Никто не сомневается, что у Вас всё сложится правильно: заинтересовать детей и родителей есть чем, научить и тех и других–не вопрос, такой опыт и результаты, держать родительско-детский колектив дружно и слаженно с Вашей харизмой–не проблема. Так что для Вас это, как езда на велосипеде. Это только кажется, что забыла, а поедете и всё пойдёт, как по маслу! У меня в голове последнее время созрела чёткая мысль, и на практике так и есть, что в наше очень бурное-нервное-дёрганное время и детям, и родителям не хватает любви, спокойствия и ласки. Нам тоже этого, конечно, не хватает. Но как только начинаешь говорить с ними медленно, внимательно, нежно и ласково, как мудрая любящая мамочка, без официоза, то все вокруг добреют и успокаиваются. Конечно надо поначалу с выпускающим учителем контак держать, ведь она уже знает многие подводные камни класса. Удачи! Всё точно будет хорошо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Владимировна!
УдалитьА я не умею ездить на велосипеде!))) Честно-честно! Но мысль поняла! Спасибо! Мне очень нравится, что мы с коллегами, выпустившими 11 классы, все вместе идём работать в параллель 5 классов, выпуск сдруживает и раскрывает по-новому)))
Спасибо за слова про любовь, спокойствие и ласку,действительно, это очень важно, ведь классный руководитель это друг, а не надсмотрщик...
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьОчень интересное сообщение! Очень! И для многих коллег актуальное))
Адаптационный период всегда проходит непросто абсолютно для всех участников образовательных отношений: и для пятиклассников, и для их родителей, и для классных руководителей. Коллеги - учителя начальной школы - прекрасно об этом всём рассказали. Ваши вопросы я бы назвала "больными": всё это волнует и учителей, и родителей. И всё-таки для себя выделю следующее (и опять приятно, что во многом моё вИдение совпало с вИдением коллег):
1. Никаких заискиваний с родителями: чёткие МОИ требования должны выполняться. С 1 сентября мы доверяем друг другу, воспитываем детей вместе, хвалим и делаем замечания тоже вместе. Не бежим по каким-то недомолвкам жаловаться директору. Пытаемся решить проблему ВМЕСТЕ.
2. Никаких выпрашиваний отметок. Учимся на уроках, а не дома с родителями. Говорю про свой предмет: в 5-м классе 5 часов русского языка в неделю. Поэтому просьбы "дайте дополнительные задания", "можно я исправлю оценку за словарный диктант" и пр. я игнорирую.
3. Не понимаю учителей, которые слишком строго подходят к оценке. Да, я не завышаю оценку, но и не занижаю её. Моя цель - подготовить ребёнка к ОГЭ, ввести его в прекрасный мир русского языка и литературы. "3" ставлю по русскому языку и литературе и "2", но очень аккуратно. А уж если ребёнок очень старается, но никак не получается у него грамотно писать, найду способ для поощрения. Есть у нас в 5-м классе материал, с которым этот ученик справится. И тогда я точно хотя бы за одну четверть поставлю "4".
Спасибо Вам, Лилия Павловна, за интереснейшее сообщение (повторяю). Коллеги разложили по полочкам многое. И конечно, родителей своих будущих пятиклассников отправлю в блог знакомиться с мнением учителей.
СПАСИБО!!!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьСпасибо за Ваше вИдение, я понимаю, что вернусь к нему ещё не один раз, тоже отправлю родителей пятиклассников познакомиться с мнением учителей начальных классов и сюда, в комментарии...
Мне хочется, чтобы с самого начала было всё хорошо и правильно, через сохранение традиций начальной школы к взрослению в средней школе... Самое главное, чтобы родители не были равнодушны, а дети, уверена, всегда замечательны!
Лилия Павловна, а насчет оценок в Министерство писать не стоит. Локальный акт о промежуточной аттестации учащихся (текущая, четвертная, годовая, кроме итоговой) - это в компетенции образовательной организации. Мы несколько лет практиковала безотметочную систему обучения в 5 классах в 1 полугодии в период их адаптации. Родители - первые, кто взбунтовался. Но попробовать стоит. Так что внесите предложение на педсовете в своей школе.
ОтветитьУдалитьСпасибо за все рекомендации и мысли вслух Вашим собеседникам.
Здравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьКонечно, теперь я это понимаю! Но всегда так близко к сердцу воспринимают оценки первой четверти ребята и их родители...
Будем учиться! Спасибо!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Уже шесть раз отдавала своих учеников в пятый класс. Прочитала мнение коллег и со многим соглашусь.
ОтветитьУдалитьА вот интересно, что интересно учителю, который набирает пятый класс. Не скрою, что многие думают и о платежеспособности родителей, чтобы сделать ремонт в кабинете; интересуются, есть ли скандальные мамы и папы, очень "заинтересованные" бабушки, которые знают телефоны департамента образования наизусть. Уверена, что это не про Вас, раз Вы в начале июля опубликовали такой подробный пост. Отдохните хорошо в отпуске, и с новыми силами к новым малышатам!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьОооо, мне интересно многое!))) Вот про кабинет не интересно, у нас всё в порядке благодаря малышатам и их родителям!
А интересно:
-- соберётся ли группа ребят в путешествие по краю в конце сентября?
-- как они в классе празднуют дни рождения? Есть ли традиции?
-- согласятся ли на Новый год спектакль-сказку ставить, ибо нравится мне именно так, в классе, а не за счёт родителей куда-то идти...
-- поддержат ли идею ведения блога?
Спасибо! Вот завтра и начну отдыхать как положено!))))
Вот это планы! Уверена, что родители поддержат все Ваши начинания.
УдалитьОльга Николаевна, и мне очень хочется! Подобных планов у меня громадьё!))))
УдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! Полезную и нужную информацию Вы собрали в этом сообщении. Думаю, и мне , и коллегам она пригодится для подготовки к родительским собраниям.
ОтветитьУдалитьУ вас ОО большие, поэтому ребятам трудно привыкнуть к новой обстановке. Нам на селе проще. Коллектив маленький, в посёлке все друг друга знают, поэтому и адаптация проходит быстро.
Здравствуйте, Ольга Александровна! Да, полностью согласна, когда школа маленькая и все друг друга знают, то адаптация проще и быстрее... это огромный плюс маленьких школ! А нам сложнее, ведь последние несколько лет у нас в параллелях по 6 классов с 1 по 9 по 4 класса в 10-11...
УдалитьМного. 2 смены. Шестидневка.
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьВот это масштаб и системный подход! Спасибо за ценный обмен мнений.
У меня было 3 пятых класса в жизни))) Со многими советами согласна. Очень правильно присматриваться к детям заранее. Даже для простого предметника полезно побывать на уроках в классе, который к нему придет, а уж классному руководителю - непременно необходимо. Уверена у новых ваших деток будет насыщенная интересная жизнь. Терпения Вам и энтузиазма!
Здравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьСпасибо! И у меня было три пятых класса, все очень разные, но очень классные!
Я надеюсь, учителя в 5 классе будут пускать на свои уроки, я всегда стараюсь ходить-смотреть в свои "окошки"!Планов много, будем знакомиться!)))
Здравствуйте, Лилия Павловна! Как я удачно зашла!)))) 2,5 года почти не заглядывала в педагогические блоги, но конец декрета близок, пытаюсь уже сейчас настроиться на рабочий лад))) Выхожу в сентябре и беру 5 класс в первый раз! Поэтому Ваша статья и советы учителей начальной школы как нельзя кстати!
ОтветитьУдалитьНе удалось мне, к сожалению, познакомиться с ребятами в конце учебного года, но я уже поговорила с предыдущим классным руководителем, посмотрела личные дела. Пока есть возможность, ищу интересные идеи для классных часов, родительских собраний, освежаю в памяти особенности младшего подросткового возраста и выясняю у коллег, чего там поменялось в нашей школе за время моего отсутствия))
Вам желаю хорошо отдохнуть, чтобы сил хватило на воплощение всех задумок с пятиклашками! Спасибо за такой полезный пост!
Здравствуйте, Юлия Александровна!
УдалитьВот Вы где пропадали?!))) Молодечик! И так быстро сразу в строй?
Мне иногда кажется, что я уже всё-всё забыла про пятиклассников... Эти вопросы к учителям начальных классов словно напоминалка самой себе и всем желающим. Спасибо! Всё будет хорошо!!!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Не успела я официально поучаствовать в Вашем опросе, поэтому, если позволите, напишу несколько строк в комментариях.
ОтветитьУдалить1. Что говорят учителя 4 класса на последнем родительском собрании об учёбе в 5 классе? Есть ли особое ВАШЕ напутствие?
В 4-ом классе я всегда говорю, что вот в 5-ом начнется у детей другая жизнь. Не лучше и не хуже, просто другая. Бояться ее не стоит, но смириться с тем, что вначале всегда нелегко, надо. Говорю это и детям, и родителям. Очень мне жалко всегда расставаться со своими детьми. Но я тоже понимаю, что и учителю-предметнику жалко своих любимых и ставших родными 11-классников. Поэтому эти мысли примерно и озвучиваю родителям :) Чтобы они представили, что новый классный руководитель тоже такой же, как и первый учитель - скоро станет родным :) По-другому, но станет...
2. На что может обижаться (что неприятно-раздражает\расстраивает) учитель, выпустивший 4 класс, когда в начале следующего учебного года говорят о его выпуске?
Оооочень не люблю, когда, встречая меня, учителя рассказывают мне о "плохом" ученике (нарушающем дисциплину, сложном в поведении), как будто в классе больше других детей нет и ничего хорошего не происходит. Я ведь учила всех детей, справлялась со всеми, дисциплина и работоспособность на уроках у меня была... Дети все разные (школа у нас обычная, отбора нет), но ведь и мы должны быть профессионалами. И потом, можно ведь фиксировать внимание на положительных моментах, которых тоже немало :)
3. Почему часто бывает резкое снижение успеваемости в 5 классе? Кто виноват - учителя началки, которые "завышают оценки", или учителя средней школы, которые "работают на поток и не видят в каждом личность"?)))
Мне кажется, что снижение успеваемости бывает прежде всего из-за периода адаптации. Ну и конечно, мое твердое убеждение - только хорошо (бегло, осмысленно) читающий ученик будет хорошо учиться в средней школе :) И таблицу умножения надо знать!
Вообще должна быть преемственность в требованиях между начальной школой и средней. Вот тут кроется корень проблем.
4. Какова, на Ваш взгляд, главная цель классного руководителя в 1 четверти 5 класса?
Узнать детей ближе. Если учитель в начальных классах работал на сплочение коллектива, значит, уже есть микрогруппы и взаимоотношения между детьми. Но теперь, в 5-ом классе, происходят изменения, дети взрослеют, и надо держать руку на пульсе. Психологами установлено, что если в классе дружеская обстановка, то дети и учатся лучше, и в школу ходят с бОльшим желанием. Значит, классный руководитель просто обязан продолжать сплочение :)
Мне нравятся Ваши планы! Уверена, что их поддержат все родители.
5. На что бы Вы посоветовали обратить внимание классному руководителю 5 класса в сентябре-декабре?
Мне кажется, надо помочь детям освоится в новой обстановке, даже рассказать об учителях, с которыми им придется работать. Сделать их чуть ближе. Пятиклашки очень ласковые, они хотят понравится и хотят, чтобы их хвалили :) Все это любят. Но при этом строгость они тоже очень ценят.
Желаю Вам свершения всего того, что Вы задумали, дорогая Лилия Павловна! Вы как раз такая, какая должна быть учительница - неуемная, активная, любознательная, выдержанная, умеющая пошутить вместе с детьми (как же обожают это дети, недавно проводила опрос 11-классников в своей школе), требовательная. Пусть все получится!
Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьСпасибо! Такой опыт и рекомендации учителя начальных классов очень важны всегда! Вот Вроде бы и в отпуске...а все равно возвращаюсь к этим советам!