Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

пятница, 19 марта 2021 г.

Сказка о потерянных красных лебедях, или Сапожник без сапог

Все совпадения случайны.
Однажды в одном далёком и провинциальном городе произошла вот такая история....
В среду Марьиванна пришла домой немного расстроенная - как же так, через два дня заканчивается четверть, а этот 9 "Ж" совсем не хочет учить домашнее задание! Виданное ли дело - за один урок поставила пять (!) "двоек", а никто и не переживает особо, ну, кроме неё самой! Готовя ужин и занимаясь домашними делами, она всё равно возвращалась к мысли о злополучных "двойках", красующихся в электронном журнале красными лебедями... А уже поздно вечером, проверяя заполнение тем уроков, с удивлением обнаружила, что часть "двоек" со страницы загадочным образом исчезла...
Марьиванна задумалась - кто мог это сделать, ведь она помнила, что точно их ставила. Исправить мог только тот, кто имел для этого соответствующий доступ - завуч, администратор электронного журнала или... классный руководитель! Но зачем им? Марьиванна решила подумать об этом завтра.

Утро четверга началось со сверки своего личного бумажного журнальчика с распечатками списков классов с его современной электронной версией. Вот чудо - на бумаге "двойки" есть, а на экране - нет! К слову, оказалась наша учительница не из робкого десятка, и вместо того, чтобы думать и гадать, шушукаться и предполагать, написала служебную записку заместителю директора школы, ответственному за электронный журнал, где всё подробно указала - что было, и что стало.

Современные школьники совершенно не задумываются, что раз уж мы уже давно живём в цифровом мире - совершаем покупки с помощью Интернета, расплачиваемся банковскими картами, можем вести онлайн-уроки и родительские собрания, то и школа "оцифрована" глазками всевидящих видеокамер, запоминающими действия браузерами, но самый умный в ней, конечно, это электронный журнал! Все действия в нём не анонимны, а словно подписываются невидимой цифровой подписью: "Здесь был Вася во столько-то и сделал вот это-то!" 
Оказалось, что ученики узнали пароль классного руководителя и правили свои оценки по разным предметам. Да и как было не соблазниться, если их, этих, по идее, ТАЙНЫХ паролей, так много сохранено... 
В пятницу Марьиванна шла в 9 "Ж" с надеждой, что ученики А., Б. и В., по своей воле и своими пальцами лишившиеся "двоек", сразу признаются, извинятся и будут стыдливо обещать хорошо учиться. Но они молчали. У них всё было хорошо. Тогда Марьиванна не выдержала и вывела страничку со своим предметом на большой экран, где перед выставлением четвертных оценок попросила каждого ребёнка проверить свои оценки - вдруг, что-то потерялось или не соответствует действительности. А., Б. и В. бегло взглянули на экран и снова промолчали.
Марьиванна вернула "красных лебедей" на их места в электронном журнале и выставила четвертные оценки. Конечно, она не промолчала, указав детям на непорядочность и даже подлость их поступка, посоветовав обязательно извиниться перед классным руководителем, от чьего имени они меняли оценки. 
Я же хочу поблагодарить Марьиванну за рассказ и удивительные фото, которые наглядно продемонстрировали одну из проблем современной школы - информационную безграмотность и безалаберность учителей, которые в условиях "бескабинетной" системы оставляют свои пароли на чужих ПК, делая свои аккаунты совершенно беззащитными перед любым пользователем. А дети... дети могут поддаться такому искушению. 

Кто виноват? На мой субъективный взгляд, виноваты ОБА - и учитель, который оставил возможность, и ученик, который ею воспользовался! 
Я считаю, что взрослый человек, учитель, не должен провоцировать детей, это во-первых, а во-вторых, нужно помнить основные правила безопасного поведения в цифровом мире - не писать пароли на банковских картах, не открывать странные письма и не сохранять пароли от своих аккаунтов там, где ими может воспользоваться кто-то другой! Мы так часто говорим с детьми о безопасном поведении в Интернете, показываем разработки, раздаём памятки, а сами...

А как Вы считаете, кто виноват в рассказанной Марьиванной ситуации - учителя, ученики или... оба? 
А Вы сохраняете свои пароли на чужих ПК? ;)


35 комментариев:

  1. Доброе утро, Лилия Павловна!
    Совсем недавно в моей образовательной организации такая же прокатилась волна, но очень быстро данный обман пресекли, больше ничего подобного нет! Естественно руководитель ОО тут же дала строгие рекомендации учителям убрать сохраненные пароли на компьютерах, но, посещая разные кабинеты, вижу, что не все вняли требованиям директора!!!
    Личный аккаунт - это действительно как паспорт или ключи от дома человека, но понимают это не все! Кстати эта тема была затронута нашими коллегами на ИТНШ-18, именно тогда я очень хорошо и в полной мере осознала, как может быть опасна беспечность в электронно-цифровом мире!
    Спасибо за Ваш пост!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      Я в своей гимназии ещё в октябре начала бить тревогу, когда увидела сохраненные пароли. Но.. у каждого ведь своя голова на плечах, не запретишь ведь! Вот только строгие рекомендации от руководителя тут могут помочь!!!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна. На мой взгляд, иногда, оставляя "галочки" для запоминания пароля, учителя недооценивают ситуацию. И думаю, что история, рассказанная Вами, далеко не единична. К сожалению...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Семёновна!
      Вот вроде бы, такая мелочь - "галочка", а ведь сколько проблем может возникнуть из-за неё! Обычно такие истории замалчиваются, это да. А на до рассказывать, делиться, быть может, проблем будет меньше..?
      Я получила Вашу почту, обязательно напишу завтра!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Высказываю недовольство, что в классе не работает интернет. Всю работу в ЭЖ делаю дома. После Вашего рассказа, поняла, что это и хорошо. Но на школьных ноутбуках свои пароли не оставляю) На домашнем - да. Считаю, что в ситуации с учительницей большая вина на ребятах. Это как залезть в чужую сумку. Стараюсь с первого класса объяснить детям, что даже на моем столе ничего трогать без разрешения нельзя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Вот видите, есть и плюс в том, что не заполняете ЭЖ в школе)))) Я в школе пароли оставляю только в том кабинете, который закреплен за мной, там сейчас занимается мой класс - там есть и доступ к почте, и к блогу, да ко всему (аккаунт Гугл-хрома). Но!!! У меня там свой ЗАПАРОЛЕННЫЙ администраторский вход, а все учителя работают с гостевого доступа. Я считаю это правильным. Меня очень всегда удивляет и возмущает, когда я вижу, что учителя разрешают детям и презентации делать на своих ПК, и погуглить что-то...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна! Тема, которую Вы затронули, они современна! Если уж такие преступления совершаются мошенниками в Интернете,то и школьники искушению поддаются. Они очень продвинуты в информационной грамотности, всё умеют... Всё и начинается со школы. Но убеждай- не убеждай, что так делать не порядочно, такие случаи будут. Так что и учителям нужно быть бдительными.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Спасибо! Очень хочется видеть в учениках честность, открытость, умение правильно реагировать на трудные ситуации... Я считаю, учитель должен понимать, к чему может привести его безалаберность.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Такие истории часто случаются, и будут случаться. Учителя выходят на перемене из кабинета, оставляя открытыми свои странички в электронном журнале. Часто оставляют на столе все свои пароли.
    У нас у одной учительницы дети удалили блог с её странички на платформе Blogger. Хорошо, что она сразу увидела и смогла восстановить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Вот это кошмар! Вот как так можно напакостить учителю, да и вообще, сесть за учительский стол?!?

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна.
    На мой взгляд никто не виноват.
    Это недоработки системы безопасности.
    И... нравственное разложение общества.
    Сейчас любой малыш, едва получив в руки свой первый гаджет, первым делом пытается научиться "что-нибудь хакнуть" - в идеале средства с какого-нибудь счёта, да так, "чтобы никто не догадался".
    Особо "продвинутые" для подобных незаконных операций идут "в гости к приятелю" и просят воспользоваться компьютером - чтобы в случае чего самому не засветиться.
    А тут - такая "безобидная штука" (соблазн) - имея на руках код доступа, да не воспользоваться?
    ... да ещё по такому незначительному предмету, который никогда не пригодится, и экзамен по которому сдавать не буду...
    (Кстати, это глубокое заблуждение насчёт "ненужности" некоторых школьных предметов - в ВУЗах на всех факультетах есть такой предмет "Естествознание", который включает в себя практически все естественные науки. Длится один-два семестра, и, как понимаете, если нет школьной базы по естественным наукам - наверстать очень сложно, потому что все знания опираются именно на школьную программу.)
    На мой взгляд, в электронном журнале должна быть защита от проставления оценок любым другим лицом, кроме преподавателя.
    Классный руководитель и другие ответственные лица могут вносить изменения (список класса и т.д.), но проставлять и менять оценки - это должен быть доступ только у учителя-предметника, преподающего конкретно в этом классе.
    Пока нет такой защиты - подобные ситуации будут повторяться.
    Что касается "двоечников", то они просто мышей не словили)))
    И это доказывает их глупость и наивность.
    Видели же, что учитель о чем-то догадался... могли бы "заметить", что двойки "исчезли" - возможно был бы другой разговор.
    А вот извиниться... достаточно ли зто будет?
    На мой взгляд, должна быть какая-то "книга неблаговидных проступков", как была раньше в царских и советских школах...
    И характеристики надо давать после окончания школ...
    А то у нас если что - школа виновата.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Я и не думала, что всё может зайти настолько далеко, ведь как оказалось, дети знали пароль учителя давно, не раз "пачкали" руки, пока не нарвались на Марьиванну...
      По поводу доступов - сейчас в ЭЖ доступы ставит ответственный за ведение. Вот я, например, как классный руководитель, вижу только оценки своего 7А и только географию в классах, где я веду. Но изначально предусмотрено системой, что у кл.руководителя есть доступ к страничкам предметников, иногда кл.руки помогают - во время болезни предметника ставят оценки, открывают д.з., в принципе, это правильно. Просто главное, чтобы ТВОЙ пароль знал ТОЛЬКО ТЫ. И всё! Это ведь не сложно!
      Ох, Ирина Валерьевна, как же хочется, чтобы всё в школе было идеально!))))
      Огромное спасибо Вам за СОразмышления!

      Удалить
  7. Добрый день, Лилия Павловна. Вы затронули очень важную тему. На мой взгляд, здесь ценность знаний и умений дала сбой. Возможно, желание учеников показать свою "продвинутость" и "дремучесть" учителя. Дело ведь не столько в исчезнувших отметках. Как я поняла, ученики ничего зазорного в своём поступке не нашли, не посчитали нужным извиниться, отработать пробелы...ИСПРАВИТЬ свой проступок.
    Взрослые не должны оставлять соблазн для ученика. Здесь неисполнение должностной инструкции классным руководителем. Такие случаи происходили раньше с бумажными журналами. Правда в них добавляли отметки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Петровна!
      Вот удивительное дело, перед Марьиванной они даже не извинились, а один даже стал написывать в соц.сети, спрашивать, почему у него получилась не такая оценка, как он хотел. Правильно Вы написали - ничего зазорного не видят. Ну, не получилось в этот раз и не получилось... А ведь это преступление!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! А у нас года 3-4 назад был другой случай. Ученики прибежали к учителю математики со словами: "Откуда у нас сегодня такие плохие оценки по алгебре? У нас даже урока еще не было?". Учитель заволновалась и побежала к администратору ЭЖ, думая, что это ученики что-то сделали. Администратор посмотрела кто заходил и выяснила, что классный руководитель, учитель английского языка, с расстройства, что плохо отвечали на уроке Английского, открыла страницу, увидев букву А, выставила оценки! Вот и получились они на странице Алгебры((( И такое бывает!
    К сожалению, некоторые педагоги не понимают, что ученики могут выставить или убрать оценки, зная их пароль от ЭЖ, потому что поручают что-то сделать в нем: сформировать или распечатать оценки, разместить КТП и проч. Жаль! Так не должно быть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Викторовна, в нашей школе такого бы не случилось, так как у каждого предметника свой вход в ЭЖ, и он никак не сможет попасть на страницу коллеги.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Ой, у нас так раньше часто было!)))) И я сама не раз вместо географии начинала геометрию править))) Но всё закончилось, когда правильно настроили доступ - каждый предметник - только свой предмет. Я считаю, это правильно! Я как предметник вижу только свои страницы, я даже не знаю, что ставят детям по другим предметам.
      Я тоже считаю, что учитель сам должен за себя все делать, не привлекая учеников!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна! Искушаем учеников, сохраняя пароли! Ответственность несут обе стороны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Алексеевна!
      Я тоже так думаю, что не надо лишний раз искушать детей. Мы же не носим в общественных местах сумки распахнутыми и с кошельком сверху!!!

      Удалить
  10. Здравствуйте! Ситуация, которая происходила раньше с бумажными журналами, повторилась.
    У нас Дневник.ру и только предметники могут выставлять отметки на своей странице. И админы.
    В кабинетах у нас не во всех есть компьютеры и интернет.
    Мне удобнее работать в телефоне, быстрее и надёжнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      К сожалению, всё циклично... Казалось бы, цифровой мир почти, все вокруг с паролями и доступами, ан-нет...
      Про ПК и Интернет, вернее, их отсутствие в некоторых кабинетах удивлена - я-то думала, они во всех городских школах есть! А мне с телефона не очень удобно работать с ЭЖ. Проще принести вечером домой бумажный журнальчик и быстренько всё-всё доделать.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Лилия Павловна! К сожалению, такое случается и в других школах, и не только в Краснодаре... Стараюсь всегда сделать на компьютере отдельный пароль для включения, так удобнее по-моему. Но в кабинетах работает много учителей, иногда приходится паролем "делиться", и не все ответственно следят, чтобы ученики не воспользовались "подарком судьбы"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Я даже не могу представить, что должно случиться, чтобы я поделилась своим паролем от ЭЖ или от Гугл-Хрома!)))))
      Вы совершенно правы, очень важно быть ответственным и соблюдать правила информационной безопасности! Мы ж пин-код от банковской карты не выкрикиваем на каждом углу!

      Удалить
  12. Лилия Павловна, тема весьма актуальна. Открывая ЭЖ на компьютерах в разных кабинетах, постоянно вижу сохранённые данные своих коллег, открывай - заходи (((. Сама принципиально не сохраняю данные и каждый раз ввожу заново. Разговаривала с учителями на эту тему, но ничего не изменилось. Хуже того, на многих компьютерах висит открытой личная почта ((.
    Считаю, что в этой истории виноваты обе стороны, но в большей степени учитель.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
      Я с Вами полностью согласна! Каждый человек должен нести ответственность за свои действия, а получается, что и за те действия, которые были совершены под его именем! Можно подумать, что виноваты только ученики. Но....

      Удалить
  13. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Кто виноват? Всегда легко искать виноватых. А вот как сделать так, чтобы такая ситуация не повторилась. То есть: что делать?
    И нет у меня вопросов ни на первый, ни на второй вопрос.
    Всё дело в порядочности и воспитанности!
    Сегодня учитель работает везде. И просто-напросто не успевает удалить свой пароль или не нажать на кнопку "Нет". На автомате пароль сохраняет.
    Ученики же бессовестные! Простите, но это так! НЕЛЬЗЯ прикасаться к рабочему ноутбуку учителя. Я бы на месте "Марьиванны" подняла шум на всю школу. До родителей бы довела однозначно. Статью бы показала, что может быть за подделку документов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Что делать? А ответ прост:
      1. Рассказать на пед.совете об этом случае.
      2. Администрации школы составить документ, в котором под подпись рекомендовать учителям не сохранять пароли на ПК.
      3. Ответственных за кабинет под подпись обязать раз в неделю проверять ПК и удалять сохранённые пароли, сообщая администрации, кто всё же сохраняет. Убрать функцию сохранения паролей на всех ПК.
      Я так думаю, если всё это сделать, проблема исчезнет за две недели раз и навсегда.
      Марьиванна умничка, она не стала скрывать и что-то потихоньку выяснять, а сразу в письменной форме с подробностями довела о ситуации до сведения ответственного за ЭЖ. Поверьте, она была убедительна. И родителям сообщили, и полицию вызывали для беседы....

      Удалить
    2. Отлично сработали!!! На загляденье!
      У учеников точно соблазна больше подобного не будет.
      Что же касается правил для учителей... Мало верю, что все учителя выполнят приказ.
      Да и случаи знаю, когда некоторые учителя просили учеников выставить оценки в ЭЖ. Удобно, оказывается, так. Я на подобное не решусь никогда. Даже дома сама выставляю все оценки.

      Удалить
    3. Да, Ольга Николаевна! Будем надеяться, что выводы будут сделаны правильные и учениками, и педагогами!
      Я тоже не представляю, как это - перепоручить выставление оценок!?

      Удалить
  14. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Никогда и ни при каких обстоятельствах не оставляю и не сохраняю свои пароли. Я вообще всё, касающееся моего личного и конфиденциального, храню за семью печатями. Даже когда из кабинета выхожу во время перемены, а дети там остаются, забираю с собой сумку, где мои телефоны, деньги, ключи и т.п., наглухо запираю окна на ключ. Все люди разные. Кто-то соблазнится. Не разрешаю приближаться к моему столу, где находится компьютер. Веду бумажный журнал, поэтому строго отслеживаю, что я поставила и когда. Дети пока меня прекрасно понимают и строго соблюдают моё личное пространство, даже близко не подходят к столу с компьютером. Чужой след сразу обнаружу, если что.
    В любом случае это очень неприятная ситуация - та, о которой Вы рассказали. И такие граждане увы есть. Те, которым не стыдно. Они даже удивятся, если им замечание сделаешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Вот всё Вы делаете правильно! Безопасность должна быть во всем - и в поведении, и в компьютере! Ведь в том, что учитель не оставляет доступ к своему аккаунту нет ничего не правильного, нет недоверия, это просто правило, которое должно распространяться на всех! Я тоже считаю, что с этим беганием по кабинетам бумажный журнал необходим! Ведь и Интернет даёт сбои, и элементарно времени на уроке может не хватить...
      Да, Вы правы, дети не всегда понимают последствия своих поступков, к сожалению, надо их учить отвечать за них, а не спускать на тормозах.

      Удалить
  15. На мой взгляд виноват учитель в сложившейся ситуации!!! Потому что дал эту возможность узнать пароль и тем самым соблазнил учеников на плохие поступки. Не педогогично.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но тогда получается, что и тетради, лежащие на столе учителя, могут быть восприняты как провокация к исправлению отметки? И, к примеру, деньги на питание, оставленные на столе, - тоже соблазн? А как же честность? Доверие? Нужно видеть в учениках только потенциальных нарушителей?

      Удалить
  16. Надежда Александровна Самойлова03 апреля, 2021 21:19

    Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Проходят годы, а ничего не меняется. Раньше дети одним им известным способом добирались до бумажных журналов, теперь вот - до электронных. Конечно, это гораздо проще (на субъективный детский взгляд), чем выучить урок.
    Вот и преподали очередной урок взрослым. Жаль, что доверие к детям после этого пропадает. Сколько учим не брать чужое, не подходить к учительскому столу...
    Наверное, во все времена такие ситуации неизбежны, и вряд ли тут можно говорить о вине учителя. Интересно, что дети во все времена так и не могут понять, что любая их хитрость и неправда всё равно будут раскрыты...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Вот что тут сказать - всегда очень жаль разочаровываться в ком-то... Хочется, верить, что ученики осознают и поймут, а учителя тоже сделают выводы. Кстати, учителя уже почти научились не сохранять пароли!)))))

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^