Почему падает престиж школьной географии? Ответ на этот вопрос меня интересует уже три года… Общаясь с огромным количеством учителей географии и других предметов не только города Краснодара, но и всей нашей страны, я попыталась выяснить их видение ответа на данный вопрос… Конечно, ответы были разные, кто-то сетовал на сокращение часов, кто-то винил во всём ЕГЭ (что на малое количество специальностей нужна география для поступления), а кто-то только государство, политику и т.д.… Причин называлось много…
НО ПОЧЕМУ город Краснодар занимает низкие места на краевых олимпиадах по географии, а по другим предметам дети проходят на всероссийские этапы???? Неужели хуже всех работают только учителя географии нашего города??? Приведу примеры.
Учитель географии Стеликова Г.В. набирала высочайшие баллы в конкурсе «Лучший учитель», в прошлом году из 3 учителей географии, подавших свои наработки на конкурс «Учитель года города Краснодара - 2010», ВСЕ ТРОЕ прошли в очный тур, ДВОЕ стали полуфиналистами! В конкурсах мультимедийных уроков, электронных открыток-поздравлений, блогеров, научно-практических конференциях - ВЕЗДЕ есть победители и призёры-учителя географии! Мы что, плохо работаем?
Учитель географии Стеликова Г.В. набирала высочайшие баллы в конкурсе «Лучший учитель», в прошлом году из 3 учителей географии, подавших свои наработки на конкурс «Учитель года города Краснодара - 2010», ВСЕ ТРОЕ прошли в очный тур, ДВОЕ стали полуфиналистами! В конкурсах мультимедийных уроков, электронных открыток-поздравлений, блогеров, научно-практических конференциях - ВЕЗДЕ есть победители и призёры-учителя географии! Мы что, плохо работаем?
Я, как учитель географии, также могу показать свои результаты – за 5 месяцев этого учебного года более 200! моих ребят участвовали в межрегиональных турнирах и Всероссийских конкурсах по географии, занимали первые и призовые места, двое ребят стали призёрами городской олимпиады по географии, одна девочка – в ТРЕТИЙ раз подряд – призёром городской олимпиады по кубановедению, в прошлом учебном году результативность наших ребят на ГИА была очень высока – 100% успеваемость при 98,2% качества (и это не 5-6 лучших ребят, а 59 учащихся!), огромное количество побед в различных конкурсах (см. стр. Достижения).
А сколько интереснейших и, самое главное, полезнейших семинаров, открытых уроков, круглых столов по географии проводят учителя и методисты КНМЦ! Каждую пятницу муниципальные тьюторы по географии (и я в том числе) проводят консультации и мероприятия для учащихся и учителей. Загляните на сайт КНМЦ в раздел мероприятий и посчитайте, сравните активность учителей по разным предметам! Выводы будут ОЧЕНЬ интересные!
Наверное, можно выделить несколько основных причин падения престижа школьной географии:
1) Школьники усиленно изучают только те предметы, которые им могут пригодиться для сдачи ЕГЭ. Получается, если предмет «не популярен», то можно его не учить? Мне очень хочется, чтобы географию как и прежде принимали для поступления в ВУЗы экономической направленности, но этого пока (в Краснодаре точно) нет…
2) Появление Интернета снизило поисково-исследовательскую деятельность ребят. Нужны сведения – сделай правильный запрос и получи всё сразу. Где проще добыть информацию? В Интернете или в учебнике? Вот Вам и ответ.
3) География представляется чисто описательной наукой, в которой открытия уже вроде бы и нельзя сделать… То ли дело физика или химия с их звучными мировыми открытиями…
4) Несколько лет подряд сокращается количество часов на школьную географию. Если раньше (когда я пришла в школу) в классах социально-экономической направленности на географию отводилось по два (а иногда и три) часа в неделю, то сейчас это 1 час и не больше. Основные часы – история и обществознание… Как после этого относиться к географии родителям? Логика срабатывает в направлении «мало часов=непопулярный предмет=зачем учить».
5) К сожалению, это учебники, большая часть которых написана неудобоваримым языком, с трудными для восприятия и запоминания схемами. Но здесь в последние годы я вижу выход – появление электронных мультимедийных учебников, аудиокурсов, которые могут значительно разнообразить всю палитру учительских приёмов.
6) Как бы странно это не прозвучало, но… нестабильная ситуация на рынке транспортных тарифов и трудности в экономике страны. Очень дорого нынче путешествовать, очень! Вот только представьте, о каких путешествиях может идти речь, если учителя Сахалина и Камчатки не всегда имеют возможность провести отпуск со своими семьями на берегу Чёрного или Азовского морей… Сразу вспоминаются экспедиции на Байкал, Кольский полуостров, Сибирь, которые проводились учёными и студентами ещё двадцать лет назад… Да и зарплаты у людей тоже оставляют желать лучшего… Получается, изучать на уроках то, что никогда не сможешь увидеть своими глазами? И возникает закономерный вопрос: «А зачем?»
А каковы же перспективы? Наверное, это решение каждый должен вынести для себя лично! Я люблю свою работу, и буду надеяться только на самое лучшее для моей любимой науки, буду помогать её дальнейшему развитию и постараюсь увлечь ею как можно больше ребят! Наверное, возникнет вопрос, что меня побудило к написанию этой статьи, так пусть это останется пока тайной... моей маленькой тайной...
Наверное, можно выделить несколько основных причин падения престижа школьной географии:
1) Школьники усиленно изучают только те предметы, которые им могут пригодиться для сдачи ЕГЭ. Получается, если предмет «не популярен», то можно его не учить? Мне очень хочется, чтобы географию как и прежде принимали для поступления в ВУЗы экономической направленности, но этого пока (в Краснодаре точно) нет…
2) Появление Интернета снизило поисково-исследовательскую деятельность ребят. Нужны сведения – сделай правильный запрос и получи всё сразу. Где проще добыть информацию? В Интернете или в учебнике? Вот Вам и ответ.
3) География представляется чисто описательной наукой, в которой открытия уже вроде бы и нельзя сделать… То ли дело физика или химия с их звучными мировыми открытиями…
4) Несколько лет подряд сокращается количество часов на школьную географию. Если раньше (когда я пришла в школу) в классах социально-экономической направленности на географию отводилось по два (а иногда и три) часа в неделю, то сейчас это 1 час и не больше. Основные часы – история и обществознание… Как после этого относиться к географии родителям? Логика срабатывает в направлении «мало часов=непопулярный предмет=зачем учить».
5) К сожалению, это учебники, большая часть которых написана неудобоваримым языком, с трудными для восприятия и запоминания схемами. Но здесь в последние годы я вижу выход – появление электронных мультимедийных учебников, аудиокурсов, которые могут значительно разнообразить всю палитру учительских приёмов.
6) Как бы странно это не прозвучало, но… нестабильная ситуация на рынке транспортных тарифов и трудности в экономике страны. Очень дорого нынче путешествовать, очень! Вот только представьте, о каких путешествиях может идти речь, если учителя Сахалина и Камчатки не всегда имеют возможность провести отпуск со своими семьями на берегу Чёрного или Азовского морей… Сразу вспоминаются экспедиции на Байкал, Кольский полуостров, Сибирь, которые проводились учёными и студентами ещё двадцать лет назад… Да и зарплаты у людей тоже оставляют желать лучшего… Получается, изучать на уроках то, что никогда не сможешь увидеть своими глазами? И возникает закономерный вопрос: «А зачем?»
А каковы же перспективы? Наверное, это решение каждый должен вынести для себя лично! Я люблю свою работу, и буду надеяться только на самое лучшее для моей любимой науки, буду помогать её дальнейшему развитию и постараюсь увлечь ею как можно больше ребят! Наверное, возникнет вопрос, что меня побудило к написанию этой статьи, так пусть это останется пока тайной... моей маленькой тайной...
Ой, да что вы говорите! У нас в прошлом году молоденькая девочка-географ занималась с двумя мальчиками географией 3 раза в неделю с яеваря. Бесплатно. Дети не хотели сдавать , а родители заставляли. Итог-оба не преодолели порога успешности, девчушку лишили выплат, ругали по всему району, склоняли по всякому. А за что? Это просто дети НЕ ХОТЕЛИ в город ехать поступать. Вот такое бывает в нашей глубинке.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересную статью.
Иванцова М.П.,
село Маковеевка
А я считаю, что зря географию отправили в "загон". Коллеги, не надо расслабляться!Всё может вернуться. Ольга - Пермь.
ОтветитьУдалитьРаскройте тайну
ОтветитьУдалитьСпасибо, коллеги, что Вы неравнодушны! Осталось только решить: ЧТО ДЕЛАТЬ?
ОтветитьУдалитьЛилия Павловна!Несомненно,это ваша лучшая статья на блоге!Я увидела Вас с новой стороны.Думаю,что большая часть химиков,физиков и биологов испытывают сходные чувства и задумываются над вопросом ЧТО ДЕЛАТЬ?!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Людмила Александровна! К сожалению,география не одинока в таком забвении...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна. Мне очень понравилась ваша статья, но хочу сказать, что у учеников, таких же как и я, интерес пропадает не только к географии, если спросить, какой предмет в школе интересен практически у любого, то могу поспорить, этот ученик, на долго задумается. На мой взгляд, самое точное из ваших предположений о том, почему пропадает интерес к изучению предмета - это скучно написанные учебники. Для меня интереснее самой искать информацию, именно поэтому я участвую в олимпиадах. Ещё одна причина пропажи интереса к предмету - это просто лень. "Когда учить уроки, если в контакте куча сообщений и приложений, в которых нужно собрать урожай и деньги?!". Взгляд со стороны учеников.
ОтветитьУдалитьВот какие они, ученики!
ОтветитьУдалитьАня, рада видеть тебя на своей страничке! Да, учебники становятся с одной стороны скучнее, а с другой, перенасыщенными картинками и таблицами... Я как-то столкнулась с тем, что один учащийся сказал: "А зачем мне читать учебник - я и картинки посмотреть могу"... Вот так... Неужели только картинки помогут сдать экзамен по предмету? Думаю, нет! А про "Контакт" и иже с ним можно только посочувствовать современной молодёжи - столько времени пропадает зря! Ведь именно сейчас у вас самая лучшая память, вы все схватываете на лету... самое время "приобретать багаж знаний" на всю жизнь!
ОтветитьУдалитьЛилия Павловна, согласна с Вами.
ОтветитьУдалитьУчитель из Костромы.
Жаль, что страдают и те дети которые любят географию. Из за того, что этот предмет стал предметом по выбору в 10-11 классах , а выбирают те предметы , которые надо сдавать при поступлении в ВУЗ то ученикам приходится выбирать.
ОтветитьУдалитьОчень часто слышу фразу о том, что падает престиж школьной географии. На мой взгляд, падает престиж школьного обучения в общем. Просто каждый видит только свой предмет.
ОтветитьУдалитьМне, как выпускнице географического факультета, интересна Ваша статья. Хотя с некоторыми причинами падения престижа географии я не согласна.
1. Современные ученики, как и студенты, конечно, стали прагматичнее. Но, они НЕ ИЗУЧАЮТ даже те предметы, которые необходимы для поступления. Всегда ведь можно поступить на платное отделение Вуза. Да и потом, многие учатся не ради знаний, а ради "корочки", диплома об образовании. Среди моих сверстников таких большинство.
2. Несмотря на электронные карты, для меня нет ничего лучше бумажных атласов. Единственное, сложно найти качественную картографическую продукцию.
3.,4. С этим полностью согласна. Когда говоришь, что по образованию "географ", спрашивают, а кто это?
6. Про чиновников- А какой предмет они вообще считают нужным??
7. Мне в школе не очень нравилась география, но не из-за учебников, а из-за методики ее преподавания. Здесь многое зависит от учителя. Ведь можно одну и ту же информацию преподнести по-разному.
8. С этим я вообще не согласна. Если у меня нет возможности увидеть своими глазами всю красоту нашей Родины и мира в целом, то я могу хотя бы на уроках географии узнать о разнообразии нашей природы!
Вообще, главное верить, что все будет хорошо, и для предмета, и для науки в целом!
Я верю...
Удачи Вам!