Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

Все участия-победы блога в конкурсах:

пятница, 22 ноября 2013 г.

Как я повышала квалификацию на курсах. Часть 2: Чем мультфильмы могут навредить нашим детям

Хочу продолжить рассказ о курсах повышения квалификации, на которых я обучаюсь вот уже ровно месяц...
В субботу, 16 ноября занятие с нами проводил Алексей Александрович Оробец, начальник отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, член Совета, руководитель комиссии географического и экологического образования КРО РГО.
9 утра... Суббота... Несколько утомлённые уже пройденным материалом учителя географии собираются в аудитории, ожидая новые лекции, но попадают на... Куда бы Вы думали?
На мультфильм!
Мультик из старых, ещё советских, но тем ближе, как мне показалось, он был всем присутствующим и мы замерли, как малые дети, внимательно смотря на экран...
Посмотрим вместе?



25.09.2016: К сожалению, мультфильм "Кто покрасил Красное море?" не доступен для просмотра. Обязательно найдите его в Интернете и посмотрите!

Естественно, не избежал наш преподаватель и вопроса: "А писать много будем?" (Узнали? )))) Пусть собрались учителя, но вопросы, вопросы-то всегда к новому преподавателю одинаковые...)
После ответа, что всего лишь тетрадки 2-3 и улыбки, аудитории стало понятно, что уж скучно сегодня никак не будет!
И тут первый неожиданный вопрос Алексея Александровича: "Как Вы думаете, зачем я Вам показал в самом начале занятия мультфильм?" Закипела работа мысли... Учителя выдвигали всё новые и новые версии...
А потом нас ждал ещё один мультфильм, правда, уже современный. Все смотрели его с улыбкой, которая в конце сменилась искренним изумлением и то и дело раздающимися недоуменными восклицаниями, суть которых сводилась к тому, КАК ТАКОЕ МОГУТ ПОКАЗЫВАТЬ ДЕТЯМ????
Посмотрим вместе:


Идём дальше. Алексей Александрович подготовил для аудитории удивительную статистику. Оказывается, 32% населения (по данным исследований) считают, что Солнце вращается вокруг Земли... А 24% - что Земля делает полный оборот вокруг Солнца за один месяц.

Как? Почему? Чему мы учим детей в школе? И куда это девается потом??? А теперь давайте вспомним мультик про глупых Смешариков... И всё сразу же становится ясно. А ведь это только один из N-го количества примеров...
А потом нас ждали творческая и исследовательская мастерские, практикумы, работа по группам.
Каждый получил очень качественный раздаточный материал...
И закипела работа, теперь уже руками))))
Вырезали и склеивали мы вот такой симпатичный прибор для измерения высоты Солнца над горизонтом.
А тем временем в другой группе учителя слушали о том, как древние люди доказывали шарообразность Земли...
А потом решили всё сказанное проверить!
Предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент занятия:


Творческая мастерская продолжилась в коридоре ККИДППО. И мне стало ясно, почему время от времени до этого Алексей Александрович выглядывал в коридор - он ждал Солнца и ясной погоды!
Работа мастерской:

А потом следующая группа...

Много чего ещё было в этот день - заполнение анкет, их анализ, но меня постоянно мучил один вопрос...

Чтобы ответить на него, мне пришлось вернуться в школу (хорошо, что малышатки учатся во вторую смену, успела). На переменке спрашиваю у детей: "Какой формы наша Земля?" В ответ - удивлённый взгляд (мол, что это Вы, Лилия Павловна, забыли, что ли?) и, конечно же, утверждение, что Земля круглая. А потом моя просьба: "Докажи, здесь и сейчас, не верю!!!"
(Хорошо, малышатки у меня привычные ко всяким моим странным вопросам, ведь я всегда потом объясняю, зачем мне это было нужно... )))) )

Конечно же, первый ответ: "Вы нам сами так говорили", второй по популярности - "Учительница физики тоже так сказала"... Правда, потом некоторые вспомнили два доказательства (напомню, у меня малышатки-семиклассники).

Но больше всего меня поразил взгляд одной девочки, которая... сомневалась, что Земля круглая, пока остальные пытались вспомнить или придумать доказательства. И я поняла, что на самом первом же уроке обязательно вернусь к этой теме, докажу так, чтобы не сомневались!

Спасибо Алексею Александровичу, что обратил внимание всех учителей на эту "западающую" тему! У меня возникло предложение. Алексей Александрович, а если провести подобную творческую мастерскую для всех желающих учителей нашего города? Не только географов! Я думаю, что многим было бы интересно!

Коллеги, а вот как бы Вы доказали 
(убедительно и аргументированно), например, семикласснику, 
что Земля имеет форму шара? 
Чур, не гуглить))))))))

P.S.
А если сложно, то тогда в помощь учителям и воспитателям, детям и родителям, всем-всем-всем предлагаю прочитать вот эту занимательнейшую статью:

22 комментария:

  1. Добрый день, Лилия Павловна. Совершенно случайно "кликнула не на ту кнопку" и попала к Вам. А тут такое интересное происходит!
    Мне очень хочется поделиться тем, как я объясняла своему сыну, что земля круглая. Это было ещё в начальной школе, но (мне так кажется) он помнит это и сейчас.
    Я взяла детский надувной мячик с изображением "глобуса" и показала, как мы смотрим на него сверху, видим не всю землю, а только линию кругового горизонта (показала на примере окружающего). И куда бы мы на отправились, всю землю не видим (крутим мячик в разные стороны). "По ходу движения" из-за линии горизонта появляются новые "изображения", а то, что остается "сзади" - прячется за линию горизонта.
    То есть, как на мячике "вижу-не вижу", так и на земле , только в других масштабах.
    :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Очень удачно Вы кликнули и поделились своим опытом! Но я бы скорее назвала это логическим убеждением, чем доказательством, ведь при доказательстве возможен только один возможный вариант... А доводы про мячик могли бы быть опровергнуты тем, что Земля такаааая большая, что всю её и не видим... )))

      Удалить
  2. Добрый вечер, Лилия Павловна! Отличный информационный пост!!! Замечательные мультфильмы, разница, конечно, очевидна! Представляю как интересно Вам на таких содержательных и практических занятиях. А вот ответить на ваш вопрос, пока затрудняюсь, но обязательно попробую, если позволите.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Марина Сергеевна!
      Я не смогла и на сотую долю передать, насколько интересно было на занятии у Алексея Александровича.
      Марина Сергеевна, ну вот представьте, что во время классного часа ученик Вашего класса сказал, что Земля плоская... Что бы Вы сказали в ответ?

      Удалить
    2. Добрый день, Лилия Павловна! Попросила бы привести несколько аргументов, а после привела бы примеры из открытий ученых Колумба, Аристотеля и все свои знания по географии. Предположила бы, что при затмении Луны край тени Земли на ней всегда имеет круглую форму, тогда как плоский диск отбрасывал бы овальную тень. Я еще маму свою озадачила этим вопросом, она как учитель математики объяснила мне так: "Если знакома геометрия то просто - зависимость дальности обзора от высоты наблюдателя, (в случае плоской земли обзор бесконечен, ограничивается только физическими преградами), простой рисунок - окружность две пересекающиеся касательные( линии зрения так сказать) к ней, расстояние от точки их пересечения до окружности есть высота наблюдателя, чем больше это расстояние тем удаленнее точки касания касательных к окружности друг от друга т. е. обзор больше".

      Удалить
    3. Здравствуйте, Марина Сергеевна! Вы правы - именно это одно из самых ярких доказательств!
      Вот так потихонечку мы и перечислили почти все известные доказательства шарообразности. Я хотела просто подвести итог, но в итоге рождается (именно в это время) пост...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Какие интересные курсы Вы посещаете! Я тоже очень люблю занимательно-практические юмористические занятия. И как скучно только слушать лектора.
    Хотя я и знаю, что Земля круглая и что именно Земля вращается вокруг Солнца, но география, признАюсь, моё слабое звено. С удовольствием прочитаю Ваше географическое доказательство шарообразности нашей планеты!
    P.S. А вот "Смешариков" люблю (когда родилась дочка, то познакомилась со всеми мультиками: "Лунтиком", "Барбоскиными", "Белкой и Стрелкой" и др.) за детскость, весёлость.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Мне тоже очень нравятся мультики, но, к сожалению, дети не всегда понимают, правда ли то, что в них показывают, или вымысел... Образовательный или развлекательный мультфильм. Ведь так насмотрится ребёнок, да и будет считать, что Земля плоская. Да и в соц.сетях, что так популярны, смогут найти "подтверждения" плоскости...
      Чуть позже, обещаю, опубликую доказательства шарообразности Земли, правда, если это не сделают наши читатели раньше ;) :)

      Удалить
  4. Добрый вечер, Лилия Павловна. Может быть покажусь консерватором, но совсем не люблю мультфильмы про Смешариков, Лунтиков... А что касается доказательств шарообразности Земли - еще из школы помню что - то про корабли, показывающиеся на горизонте, про линию горизонта, потом по Гагарина, облетевшего вокруг Земли. Иногда, еще сама на уроках геометрии рассказываю ребятам про открытия Пифагора? Это не то, да?.. Интересно, как аргументируете Вы , что Земля не плоская.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      И мне так же не совсем понятны современные мультики... Но маленькие племянники без своих "Смехолунтиков" не засыпают)))
      С доказательствами Вы правы - именно эти и есть самые главные.

      Удалить
  5. Добрый вечер, Лилия Павловна! С любопытством наблюдала за сложной конструкцией из бумаги. Предположу, судя по фото, что суть доказательства кроется в измерении угла падения солнечных лучей?
    Интересно, снимки из космоса являются доказательством?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Наталья Александровна!
      И снимки из космоса - тоже доказательство!
      Алексей Александрович Оробец на занятии использовал материал из нового учебника по географии для 5 класса. Конструкция оттуда))))

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Вместо исписанных тетрадок получили научный эксперимент.Еще и пофотографировать успели. А мне сейчас за уроки подумалось, как, наверное, иногда грустно и скучно бывает на них ученикам. Буду теперь искать идеи и способы их воплощения для своих уроков. Спасибо за знакомство с необычным человеком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи, Надежда Александровна!
      Вы правы - творческая и исследовательская мастерские очень понравились учителям нашего края!
      Мне в самом деле хотелось бы, чтобы Алексей Александрович провёл такую мастерскую-лабораторию не только для географов...
      Вот ну ни за что не поверю, что на Ваших уроках ребятам может быть скучно!!!

      Удалить
  7. Мультфильм вообще-то не про то - он рассказывает, что каждый доказывает свою точку зрения, слышит только себя. И если Крош верит в край Земли, то обратное доказать трудно. А отличные доказательства того, что Земля круглая приводит Лосяш. Что еще нужно ребенку? Если ребенок любознательный и эта любознательность поощряется (дома и в школе), то он подойдет к старшему и уточнит. А если, к сожалению такой возможности не будет, то войдет он в эти 32%

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна!
      Я могу согласиться с Вами, что мультфильм РАЗНОПЛАНОВЫЙ... Но так как он был показан на курсах для учителей по географии, то для нас, учителей, его смысл очевиден. Доказывать собственную точку зрения можно и по-другому, не искажая общепринятые, научно-доказанные факты и представления.
      Что мешало создателям мультфильма просто убрать последние несколько секунд, где показан этот край Земли? И вот тогда бы ребёнок задумался, кто же был прав - Крош или Лосяш.
      Благодарю Вас за высказанное мнение, я, честно сказать, и не задумывалась, что мультик можно было воспринять именно так. :)

      Удалить
    2. Лилия Павловна, так, как предлагает воспринимать м/ф Анна, ребенку и в голову не придёт. «Смешарики» - это м/ф для взрослых! Ребенку этот м/ф не показываю, ничему хорошему он научить малышей не может! Я редко высказываюсь категорично, а здесь это моя принципиальная позиция. И как-то обходится, других м/ф хватает, о добром, поучительном, интересном...
      Если об этой серии говорить, то ее действительно раньше заканчивать надо было…

      Удалить
    3. Ирина Александровна, добрый вечер! Вот и получается, что всё зависит от возраста того, кто смотрит мультфильм и "прочности" его воззрений!

      Удалить
    4. Лиля Павловна мне очень нравиться м/ф Почемучка. (Бибигон), напр. серия "Строение Земли" http://rutube.ru/video/9078a7fded1fac81cc2ee192ef3c9341/
      или "Географически карты" http://rutube.ru/video/484ed63bab01dad5a8e58c93096bdd53/?ref=relroll

      Удалить
    5. Здравствуйте, Ирина Александровна! Спасибо за подсказку! Ведь много очень качественных мультфильмов, даже новых!

      Удалить
  8. Здравствуйте, Лилия Павловна! Было бы замечательно, если бы Алексей Александрович провел творческую мастерскую не только для географов. На прошлой неделе во втором классе доказывали, что форма земли шарообразная! Мы рассматривали корабли на горизонте, смотрели фильм про кругосветное путешествие Магеллана, говорили о лунном затмении и о отбрасываемой тени, но "железным" аргументом для учеников стал только снимок из космоса!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Оксана Александровна. Рада, что так хорошо данная тема изложена в учебнике.
      Недавно посетила Ваш блог. Осталась под огромнейшим впечатлением от работы, проделанной лично Вами по его совершенствованию. Желаю Вашему блогу процветания, яркой индивидуальности и развития. Неповторимость и непохожесть - залог успеха!
      С Уважением, Казанцева Л.П.

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^