Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

Все участия-победы блога в конкурсах:

воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Метрополитен: история, современность и Краснодар

Моё сегодняшнее утро началось со статьи на новостном портале "Жители Кубани просят построить в Краснодаре метро и переименовать его в Екатеринодар". Суть статьи в том, что на официальном портале интернет-петиций "Российская общественная инициатива" любой человек может оставить свои предложения, связанные с разными сферами деятельности государства. А дальше эти инициативы проходят через голосование. Те из них, что наберут 100 тыс. голосов, направляются на рассмотрение экспертных групп соответствующего уровня - федерального, регионального или муниципального.
Первые предложения вполне ожидаемы -
жители края предлагают построить в Краснодаре метрополитен и переименовать кубанскую столицу в Екатеринодар.

Сразу вспоминается, с каким нетерпением ожидались результаты переписи населения 2002 и 2010 гг. - бытовало мнение, что если численность города достигнет 1 млн.чел, то в городе обязательно начнут строить метро. 
Количество жителей Краснодара
Периоды по годам
646,200 человек
2003 год
715,400 человек
2005 год
713,133 человек
2009 год
744,995 человек
2010 год
763,899 человек
2012 год
784,048 человек
2013 год

И численность пока не миллион, но я очень заинтересовалась темой строительства метро в нашем городе.
В СССР претендовать на метро могли только города-миллионники. В 1966-1984 годах метро было запущено в Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване и Минске.
Кстати, есть ещё одно мнение, которое сформировалось ещё в 1970-х годах - в Краснодаре метро НЕ БУДЕТ НИКОГДА из-за особенностей залегания грунтовых вод (близко к поверхности).
Так ли это на самом деле??? Неужели в Краснодаре никогда не будет метро???
Ещё вчера я бы ответила, что да... 
А вот сегодня я в этом ох, как не уверена...

Метрополитен - это скоростной внеуличный вид городского рельсового транспорта. Линии метрополитена прокладываются в основном в тоннелях, реже - на эстакадах или в одном уровне с городской застройкой. Главным преимуществом метро является быстрая скорость сообщения, достигаемая за счёт прокладки линий метро без одноуровневых пересечений с потоками городского автотранспорта.


Из истории мирового метрополитена

В первой половине XIX века в Англии велось активное строительство железных дорог. К 1854 году в Лондоне действовало уже шесть железнодорожных вокзалов, но все они находились далеко от центра города (Сити), что не решало транспортную проблему центральных районов. Поэтому все чаще стали звучать предложения о постройке в Лондоне подземной железной дороги, которая соединила бы Сити с основными железнодорожными вокзалами.

Наконец, в 1855 году актом парламента было утверждено строительство подземной железной дороги, а воплощением в жизнь этого проекта занялась компания «Metropolitan Railway» («Столичные железные дороги»), поэтому в дальнейшем подземку стали называть метрополитеном. Но из-за недостатка бюджетных средств строительство метро задержалось на пять лет. Возможно, его бы и вовсе свернули, если бы не старания Чарльза Пирсона – адвоката Лондонской городской корпорации, ярого сторонника транспортных реформ. Но денег в бюджете было мало...
Только в феврале 1860 года под руководством инженера Джона Фоулера начались работы по строительству лондонского метро. Первая линия Лондонского метрополитена протяженностью шесть километров открылась в шесть часов утра 10 января 1863 года. Линия насчитывала семь станций, локомотивы отправлялись с очередностью в 15 минут, а поездка из одного конца в другой занимала 33 минуты.

Новый вид транспорта сразу же обрел небывалую популярность. Только в первый день услугами метрополитена воспользовались тридцать тысяч пассажиров, за год - девять миллионов, а в 1864 году годовой пассажиропоток составил уже двенадцать миллионов. Лондонцев даже не смущали явные неудобства. Дело в том, что от паровозов, работающих на угле, шла копоть, которая оседала на лице и одежде, мешала дышать. Из-за плохой вентиляции подземки у людей нередки были случаи удушья.
Современная схема метро Лондона.
Лондон
Лондон
К 1935 г. в городах мира действовало около 20 метрополитенов. Кроме Европы и Северной Америки, метро появилось в Латинской Америке (Буэнос-Айрес, 1911 г.) и в Азии (Токио, 1925 г.).


Метрополитен в СССР

15 мая 1935 года в 7 часов утра началось регулярное движение четырехвагонных поездов на Московском метрополитене.  Протяженность первой очереди метро составила 11,6 км.  В декабре Метрополитен перевозил 177 тыс. чел. ежедневно.

Через 20 лет после московского было открыто ленинградское метро, затем линии «подземки» появились в Киеве, Тбилиси и других крупных городах Советского союза. Основным отличием советских станций метрополитена стало их архитектурное и тематическое оформление - каждая станция метро на территории бывшего СССР имеет свой неповторимый вид и посвящена какому-либо человеку, профессии, городу, событию в жизни страны...

Станция метро Дворец советов (Кропоткинская)

Больно думать, что всего этого великолепия - этого торжества энтузиазма художественной мысли советского человека того времени, могло не стать в один прекрасный момент.
15 октября 1941 года лично от Л. М. Кагановича поступил приказ закрыть Московский метрополитен,  и в течение 3 часов подготовить его  к уничтожению.
«Метрополитен закрыть. Подготовить за три часа предложения по его уничтожению, разрушить объекты любым способом».  
Метро планировалось уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование эвакуировать. Утром 16 октября 1941 года в Москве была паника, и метрополитен впервые не работал. Это был единственный день в истории московского метро, когда оно было закрыто. К вечеру приказ об уничтожении был отменён. Но радостно узнать, что оказывается, за время бомбежек в метро родилось 217 детей.

Бомбоубежище на станции метро Маяковская, 1941г.
Станция метро "Маяковская". Наши дни.
А вот как строилось московское метро (анимированная схема):

 Знакомая всем россиянам схема метро Москвы (2013 год):

А в будущем... В будущем планируют соединить новыми линиями метро столицу с близлежащими городами:
Много интересной информации можно узнать на официальном сайте Московского метрополитена. Собираетесь в Москву? Схемы, адреса, стоимость, всё, что касается метро, ЗДЕСЬ!
Ну а как же метро в Краснодаре? Будет или нет?


Метро в Краснодаре

Слухи о метрополитене в Краснодаре ходят уже несколько лет, даже десятков лет... Очередная волна дебатов на эту тему разгорелась несколько месяцев назад, когда
"...профессора Кубанского государственного технологического университета написали главе города письмо с предложением всерьез рассмотреть вопрос о строительстве метро. К письму прилагалась схема будущей подземки, техническое обоснование проекта, и финансовые расчеты. Часть чиновников за, часть – против, но окончательное «нет» проекту пока не сказано" (информация с портала Кубань.ру).
Профессора пишут о том, что вопрос строительства метро в Краснодаре назрел давно: общественный транспорт в часы пик ходит со средней скоростью 15-20 километров в час, порой, чтобы добраться из одного конца города в другой, требуется больше часа. Прекрасно помню, как целый год добиралась три раза в неделю в час пик со Ставропольской на Фестивальный - дорога, пусть даже и не на общественном транспорте, занимала не менее 80 минут (в выходной - 15 минут)!
Конечно, решать эту проблему с помощью увеличения количества маршрутных такси - это еще больше загрязнять экологию, которая итак из-за огромного транспортного потока находится в ужасающем состоянии.
А если бороться с пробками за счет расширения трамвайного парка (одно из предложений горожан), то будет увеличиваться шумовой фон. Все это не сможет не повлиять на здоровье жителей города, к тому же оба варианта проблемы в целом не решат.
Решит, по мнению профессоров - только метро.
"... на территориях, застроенными фундаментальными зданиями линии должны прокладываться подземным способом, на пустырях – над землей. На довод о том, что в Краснодаре сложная почва для подобного строительства (имеются в виду подпочвенные воды), разработчики проекта приводят примеры Тбилиси и Санкт-Петербурга, где строительство проходило в еще более экстремальных условиях. Под документом подписались: декан факультета строительства и управления недвижимостью Кубанского государственного технологического университета, кандидат наук, профессор Владимир Крамской, кандидат технических наук, профессор Шота Путуридзе, президент союза строителей (работодателей) Кубани, доктор технических наук Виктор Бардаков, гендиректор «Краснодарпроектстрой», заслуженный строитель Кубани, доктор экономических наук, профессор, кандидат технических наук Батырбий Тутарищев".

Как Вы думаете, сколько стоит метро? Сами разработчики проекта приводят цифру в один миллиард рублей - за километр прокладки вместе с оборудованием.

Как я поняла, финансовый вопрос - главный барьер, который разделяет сторонников и противников идеи метрополитена в Краснодаре. В споре защитники проекта, как последний довод приводят тот факт, что, когда 10 декабря 1900 года в Екатеринодаре пустили трамвай, в городской казне денег тоже было не особо много, и тогда это мероприятие было настолько же дорогим и фантастичным, как сейчас метро.

Фантастика-фантастикой, но уже сейчас есть перспективные схемы краснодарского метрополитена:
Схема 1.
Посмотреть ПО ССЫЛКЕ
Схема 2.
Вот ещё несколько компетентных мнений:

— Метро, конечно, перспективное направление, однако его строительство потребует проведения очень серьёзных изысканий: как геологических - по грунту, подземным водам, так и технологических - по проложенным под землей коммуникациям, фундаментам и т. д. Если метро пойдёт под сваями высоток - а без этого не обойтись, - рыть шахты придется ниже 20-25 метров. В зависимости от глубины и других условий проходки цена километра будет порядка 1-7 млрд рублей, приплюсуйте стоимость строительства подземных станций. Метро в Краснодаре окупаться не будет - оно дотационно и в большинстве городов мира, поэтому средства из федерального и регионального бюджетов понадобятся и для строительства, и для эксплуатации.

— В Краснодаре просто нет того пассажиропотока, при котором строительство метро имеет смысл. У нас трамваи по некоторым маршрутам (исключая часы пик) ходят полупустыми.

— В Ташкенте - в городе с сейсмичностью порядка 9 баллов - мы спокойно проходили тоннели с применением конструкций с жесткими узлами сопряжённых элементов. Шли и под водоносными слоями, и под руслом реки Чирчик. Когда мне рассказывают, что на местных почвах построить подземку невозможно, я просто удивляюсь некомпетентности своих оппонентов. В Краснодаре условия для строительства метро значительно благоприятней, чем в Ташкенте. Здесь шахты метро можно прокладывать на глубине 12-16 метров, а сами станции строить наземного типа — они в 3-4 раза дешевле.

— Для строительства метро у нас нет никаких оснований. Пусть те, кто убеждает нас в его необходимости, произведут элементарные расчёты. Плата за вход в метро в Краснодаре должна быть (в ценах сегодняшнего дня) не более 25 рублей за вход. Иначе им просто не станут пользоваться. Но для того, чтобы окупить стоимость строительства (1,6 млрд руб/км, причем это минимум), цена билета должна быть не менее 350 рублей - вряд ли в таком случае станут ездить люди, привыкшие пользоваться общественным транспортом.

Нерешаемых проблем, связанных с почвой, в Краснодаре сегодня нет. Ленинградское метро строилось ещё в 50-х годах, когда и технические средства, и технологии были другие, - тем не менее в заболоченной почве проложили метрополитен, который проходит и под Невой, и под питерскими каналами. Ещё один довод "за" - возможность провести в тоннелях метро подземные коммуникационные сети, канализационные линии, в которых так нуждается город. Сегодня именно их отсутствие сдерживает реконструкцию. Не стоит забывать и о том, что метро становится местом укрытия во время чрезвычайных ситуаций.

— Метро - гарантия улучшения городской экологии. Нам необходимо добиться включения Краснодара в действующую федеральную программу развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта, разработанную до 2015 года. По ней 20 процентов средств даёт государство, 80 - регион.

— ... строительство метро - хотя это и дорого - в перспективе сыграет решающую роль в создании современной транспортной инфраструктуры. С появлением метро Краснодар станет в полной мере соответствовать статусу административного центра нашего края.

Разные мнения, разные доводы...

Но не стоит забывать, что ввязываясь в грандиозную стройку, нужно предусмотреть все возможные последствия:
-- постоянное недофинансирование и затянутые сроки,
-- недостаточная протяжённость метро, вследствие этого невысокая доля в нём пассажиропотока,
-- высокая себестоимость поездки,
-- неудобство при прокладке для прочих жителей.

В Волгограде в связи с особенностями ландшафта пустили линию скоростного трамвая, подземная часть которого технологически сходна с метро. А вот в Челябинске, Уфе, Перми, Красноярске и Омске до сих пор идёт медленное сооружение лишь первых линий. После распада Советского Союза в России удалось пустить только один метрополитен - в Казани, да и то во многом благодаря 1000-летнему юбилею города.

Немного статистики:
Из-за того, что метро в российских городах (исключая две столицы) остается недостроенным, оно занимает довольно скромное место в структуре пассажирского транспорта. Если в Москве доля подземки в перевозках составляет 57% от общего числа пассажиров, в Санкт-Петербурге - более 30%, то в Самаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде этот показатель не превышает 10%. Исключение - Новосибирск, где на метро приходится уже 24,6% перевозок.
Почти все метрополитены в стране убыточны (за исключением столичного).
Между тем практика развитых стран мира показывает: до 70% капитальных вложений в метростроение идет напрямую из госбюджета. В Бельгии и Нидерландах государственные средства составляют 100%, в США — 75%, в Италии — 70% и т. д. Остальное дают территории и частный бизнес.


Когда сбываются мечты...

Одна из ссылок Яндекса на запрос "Метро в Краснодаре"  меня зацепила неоконченной фразой... Начала читать, и тут же шок, недоверие...
"...К строительству метрополитена в столице Кубани приступили в 1984 году. В первую очередь краснодарского метро длиной более 7 километров первоначально вошли 6 станций («ЗИП», «Динамо», «Площадь Октябрьской Революции», «Центральная», «Пушкинская» и «КСПО имени Седина»), а также электродепо, расположенное за ул. Захарова в районе краснодарского нефтеперерабатывающего завода. Затем данный проект был в очередной раз изменён: было решено построить на одну станцию больше. Кроме того, открытие метро было запланировано на ноябрь 1989 года, однако из-за срыва графика поставок строительных материалов из Новороссийска данное событие было перенесено, и первые 7 станций краснодарского метрополитена — «Аврора», «Дом союзов», «Площадь Октябрьской Революции», «Центральная», «Ленинская», «Парк Горького» и «КСПО имени Седина» — открылись для пассажиров только в 1990 году"
Там же я обнаружила несколько фотографий строящихся и уже готовых станций метро в Краснодаре (источник):

ФОТОГРАФИИ КРАСНОДАРСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА


Смотрела на фотографии, узнавала объекты города, но как-то не верилось...
Но потом шок сменился пониманием ситуации ))))))))))))) Вы же догадались???


Для меня эскалатор - неотъемлемая часть метро. Именно с ним возникают первые ассоциации при слове "метро". Бывая в Киеве, на удивление родственникам всегда выкраиваю несколько часов, чтобы попутешествовать по станциям метро. Сестра всегда смеётся и называет это лишней тратой денег, но как же интересно!!!
Может, поэтому так люблю бывать в "Красной площади" у нас в городе? Именно там появились первые в городе эскалаторы...

Вопрос о том, будет или нет метро в Краснодаре, я думаю, вопрос времени...
Мнения по поводу его необходимости - разные. Но вот то, что технически это возможно, это так! Развенчан миф о подземных водах, мешающих строительству, но огромные финансовые затраты могут препятствовать появлению метро...

Как Вы думаете, так ли необходимо метро в Краснодаре? 
Если в Вашем городе уже есть метро, поделитесь, сколько стоит, плюсами и минусами... Может, своими личными впечатлениями и интересными эпизодами, связанными с метро... Вы были в метро? 
Буду рада Вашему отклику...

16 комментариев:

  1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Очень интересно, актуально и необходимо для жителей нашего города. Вечные пробки, столпотворения в автобусах, троллейбусах и трамваях. Зачастую кажется, что пешком преодолеть какую либо дистанцию было бы гораздо быстрее и приятнее (все же на свежем воздухе). За свою жизнь я побывала в метро столицы нашей необъятной России. Мне понравилось, очень удобно и быстро. Смущало только то, что плохо ориентировалась, казалось, что все станции одинаковы. А когда разобралась по указателям, оказалось все легко и просто. Спасибо за статью! Обязательно познакомлю с ней своих ребят!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Сергеевна!
      Дума, что для жителей того города, где есть метро, все станции разные... Это для нас, гостей города, они похожи... Я думаю, что если бы в Краснодаре было бы метро, мы бы тоже узнавали все станции сразу)))
      В московском метро 188 станций, 44 из которых признаны объектами культурного наследия.
      Рада, что Вам материал пригодится!

      Удалить
    2. Будем надеяться, что рано или поздно, Лилия Павловна, и в нашем городе будет МЕТРО!

      Удалить
    3. Марина Сергеевна, говорят-говорят, что Краснодар - столица Кубани, но метро пока нет, есть парочка "МЕТРО" :) :) :)
      Ведь даже само происхождение слова "метро" говорит о столичности города... Но вот только если представить, КАКАЯ стройка предстоит...

      Удалить
  2. Доброе утро,Лилия Павловна! В Омске метро строят давно и проблемно. Денег на строительство идёт много, но толку пока мало. Сделали только метромост, который одновременно и удобен и осложняет соединение левого и правого берега. Из-за проведения олимпиады сейчас на строительство столь затратного проекта страна не пойдёт. Но ведь Краснодарский край богат курортами, плодородными землями, а значит не так требует дотаций. В нашем сибирском небольшом посёлке 2 ваших "Магнита", а налоги в наш бюджет не идут. Мой прогноз- метро начнут строить лет через 5( не позже).
    Думаю, в Санкт-Петербурге грунтовые воды являются большей проблемой, чем в Краснодаре.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Васильевна!
      Спасибо за рассказ об Омске! Пусть всё получается, что начато! У нас о строительстве метромоста только говорят в последние лет 10, создают проекты, утверждают-переутверждают, но к строительству даже и не приступали.
      Да, Краснодарский край богат курортами и землями, на которых трудятся люди... Деньги, они же нигде с неба не падают))) Но даже при всех богатствах, налогах и пр., всё равно очень дорого получается. Наверное, такие масштабные проекты можно осуществлять только с поддержкой государства! Будем ждать, надеяться и верить, что хоть когда-нибудь метро будет! Тем более, что при современных технологиях и высокое залегание грунтовых вод не является останавливающей преградой!
      Наталья Васильевна, спасибо Вам за размышления!

      Удалить
    2. Зато у нас в Омске есть анекдот: если хорошенько прислушаться, то можно услышать звук приближающегося поезда)))
      Или еще: В подземном переходе возле Библиотеки им.Пушкина будут установлены громкоговорители. С их помощью будет достигнут практически полный эффект действующего метрополитена. Динамики будут ежедневно с 5 утра до часу ночи транслировать шум поездов. По мнению властей, это позволит омичам заранее привыкнуть к необычному для их уха звуку. Записи для необычного эфира были приобретены у лондонских коллег-метростроевцев.

      Удалить
    3. Ирина Петровна, спасибо!
      Класс! :-bd
      Мне кажется, что если бы в Краснодаре начали строить метро, то тоже ходили бы такие анекдоты :))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Очень интересную тему Вы подробно осветили в своем посте. Даже не знаю, так ли необходимо метро в Краснодаре. Если учесть его стоимость. А можно сделать метро по принципу казанского. Казанское метро построили к 2005 году (тысячелетие Казани), оно представляет из себя прямую линию с 7-8 станциями. Но эти станции проходят по ключевым местам города. Может для Краснодара этот вариант тоже осуществим?
    Хочу ещё вспомнить смешную сценку из КВНа о метро.
    То, что ты закопал 3 трамвая, не означает, что ты построил метро.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) Спасибо за сценку, Оксана Евгеньевна! Здравствуйте!
      Благодарю за размышления! А какая линия у нас ключевая? Юбилейный-Комсомольский? Гидрострой-Юбилейный? "Красная площадь" - Яблоновкий мост? Вариантов множество... Я бы тогда предложила соединить кольцом все окраины - так хотя бы Центр разгрузился бы...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна! Сегодня наткнулась на замечательную картинку! Сразу вспомнился Ваш пост. Не могу не поделиться!
    [im#]https://lh6.googleusercontent.com/-_8-C5CFepkc/UoYSm0Nb7nI/AAAAAAAADcc/LSF-iGnHMB8/w465-h330-no/getImage.jpg[/im]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Улыбнуло.... Наверное, и в Краснодаре так будет, если РЕШАТ что-то строить.

      Удалить
  5. Большое спасибо за статью, вопрос о кардинальном изменении транспортной ситуации в Краснодаре назрел давно и с каждым годом эта ситуация только ухудшается: город разрастается, как "грибы", растут и появляются новые микрорайоны а следовательно и численность населения. Если раньше, даже в часы пик, можно было довольно таки быстро передвигаться на трамвае, то сейчас увы, трамваи все чаще и чаще вязнут в городских пробках, и беда эта в том, что трамвайные линии часто пересекаются с автомобильными, на которых автомобили просто не пускают трамваи, например, пересечение улиц Садовая и Северная, плюс еще регулировщики, пытающиеся облегчить движение для авто и, как результат, если раньше от остановки Стадион Кубань до остановки Солнечная я добирался на 22 трамвае в среднем за 25-30 минут, сейчас же, в лучщем случае, за 50-70 миинут, да и интервал прибытия трамвая по тому или иному маршруту далеко не всегда мал и одинаков. Ну а ежели, не дай Боже, какой либо трамвай сломается или попадёт в ДТП - добираться домой приходится пешком. Так же становятся все трамваи при сильных и продолжительных осадках, тогда домой приходится идти под дождём меряя лужы. За троллейбусы вообще молчу: что бы добраться на 31 троллейбусе от ст. Краснодар I до ККБ у меня ушло 2 часа!!! Вопрос о Краснодарском метрополитене нужно поднимать и, я считаю, чем чаще горожане будут это делать, тем больше шансов на положительное решение этого вопроса. Александр Маменко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр!
      Самое-самое расхожее мнение, которое бытует в городе, что у нас строительство метро просто невозможно из-за грунтовых вод. Поэтому и так мало об этом говорят. А метро уже действительно нужно, пробки в городе просто ужасные...

      Удалить
  6. Анонимный02 апреля, 2016 18:25

    Лилия Павловна, большое спасибо, очень интересно и информативно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как я понимаю, учащиеся 9"Б" прочитали статью?! :)

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^