Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

вторник, 9 июня 2015 г.

Аттестация педагога: готовимся правильно, или Краевое совещание по вопросам аттестации

2 июня мне посчастливилось (хотя кто-то подобное может воспринять как лишнюю нагрузку или зря потраченное время) побывать на интересном краевом мероприятии - совещании по аттестации. Проводилось оно в интерактивной форме - ответственные за аттестацию в д/с и школах каждого муниципалитета края собирались в одной из школ территории и при помощи Интернета были на связи с Министерством образования и науки Краснодарского края.
Очутилась я там случайно - вообще-то там были зам.директоров школ и детских садов города, отвечающие за аттестацию, - вместо завуча из моей гимназии, находящейся в отпуске. Но старательно всё записывала для Людмилы Валентиновны Нашеба, чтобы ничего не упустить...
Результатом стали три листа, исписанные в блокноте мелким почерком:
Вопросы аттестации волнуют многих. Можно услышать как крайне негативные высказывания, так и нейтральные. Я искренне убеждена в том, что если педагог работает, то ему нечего бояться аттестации!!!
Сразу вспоминаю свою последнюю аттестацию, как всё прошло легко, быстро, просто, в доброжелательной обстановке (пост от 11.12.2013г. "Аттестация в удовольствие: миф или реальность?").

Но вернёмся к совещанию. Продлилось оно два часа. Во время которых перед нами выступали те, кто руководит аттестацией в крае, вносит коррективы, принимает итоговые решения:
-- руководитель ГКУ КК ЦОКО Р.А.Гардымова,
-- начальник отдела организационно-технического сопровождения аттестации педагогических работников ГКУ КК ЦОКО О.А.Москаленко,
-- проректор по учебной работе ГБОУ Краснодарского края ККИДППО Л.Н.Терновая.

Открыла совещание Первый заместитель министра образования и науки Краснодарского края Синюгина Татьяна Юрьевна.
Она рассказала о том, чему посвящено совещание - итогам работы за 2014-2015 учебный год, результатам аттестации, проблемам и перспективам. В прошлом учебном году в крае было подано 9326 заявлений на 1 и 2 категорию. Это примерно как и в прошлом году. Но прошли аттестацию не все, а только 8706 человек. Разница достаточная, но вполне объяснимая, ведь 198 выбыли (сменили место работы, уехали), а более 400 пед.работников написали общий отказ. Татьяна Юрьевна попросила присутствующих проанализировать, почему были отказы в каждой школе и не связано ли это с малой информированностью педагогов по вопросам аттестации. Главное, чтобы они были своевременно информированы по всем вопросам аттестации, тогда и отказов не будет. Также важен уровень квалификации экспертов, которые принимают участие в аттестации.

 1. Потом выступала Руженна Анатольевна Гардымова - руководитель Центра оценки качества образования.
Она рассказала, что в марте-апреле этого года был реализован проект по экспертному анализу квалификации учителей истории и обществознания нашего края, но результаты только ожидаются, о мониторинге результатов профессиональной деятельности пед.работников по результатам аттестационных критериев (проводится 1 раз в два года). Всё это было наглядно продемонстрировано в её презентации. И согласно этому мониторингу в последние два года наметились вот такие тенденции:
1. Увеличение доли учителей, которые предъявляют результаты ОГЭ. ЕГЭ, КДР,
2. Усиление работы по выявлению и развитию у учащихся способностей к научной, интеллектуальной и творческой деятельности,
3. Уменьшение показателя транслирования на краевом уровне опыта инновационной работы.

Лично я для себя поняла, что улучшились показатели по всем критериям, кроме инновационной деятельности (этому было уделено МНОГО внимания в ходе совещания, значит, в течение года будут нас "пытать" именно по этому вопросу).

"Аттестация заключается не в получении баллов, а в формировании дальнейшей траектории развития педагога!"

В качестве основных направлений проведения дальнейшей работы по аттестации Руженна Анатольевна выделила следующие:
-- очень важны мониторинги, их надо проводить и для себя тоже,
-- распространять позитивный педагогический опыт,
-- увеличить проведение мероприятий методической направленности на уровне школ,
-- наладить профессиональное взаимодействие педагогических сообществ по обмену опытом методической работы.

Т.Ю. Синюгина: "Мы должны не только к аттестации готовить, а постоянно взаимодействовать с педагогами, чтобы работа нашла системный характер и в межаттестационный период. Мониторинг будет продолжен, чтобы знать условия для развития педагогов. Аттестация - это уже результат!"

2. Ольга Алексеевна Москаленко подробно рассказала о результатах аттестации прошлого года. И обратила внимание всех слушающих на изменения и дополнения, которые произошли в процедуре аттестации. Вот самые значительные из них:
-- состав аттестационной группы может обновляться по мере необходимости, а не обязательно ежегодно,
-- уточнён численный сосав экспертной группы - не менее 3 человек,
-- руководитель группы отвечает за группу, несёт ответственность, организует работу,
-- группа экспертов в полном составе работает там, где укажет руководитель, а он обеспечивает работу,
-- в обязанности муниципалитета и ОО входит обеспечить работу по аттестации,
-- ответственные за аттестацию в ОО назначаются приказом руководителя ОО,
-- есть изменения в форме заявления на аттестацию. В заявлении указывается только должность и категория, которую хочет учитель, не надо писать рассказ о себе!
-- в заявлении есть *** - там указать, есть или нет категория на данный момент, обязательно приложить прошлый аттестационный лист. Если категория была, но вышла по срокам, то указать это.
-- заявление может быть подано в любой форме, даже по электронной почте, но не пускать этот вопрос на самотёк.

До 15 июня муниципалитеты должны подать предложения по составам аттестационных комиссий, экспертов.
В составе экспертных групп обязательно должны быть тьюторы и методисты!

Аттестация проводится в течение 60 дней после подачи заявления на аттестацию, но может быть, если успевают, и 30.

В "Заключении" экспертной группы в п.3. "Оценка степени выполнения показателей" должно быть отражено выполнение аттестуемым ВСЕХ показателей, хотя бы по чуть-чуть. Эксперты должны написать, что много раскрыто, что мало, т.е. рекомендовать продолжить работу в определённых направлениях.
Оно должно быть не от имени аттестуемого!!!

Заявления на аттестацию будут приниматься с 1 сентября каждый месяц.
Ольга Алексеевна обратила внимание, что директор ОО должен быть в курсе аттестации педагогов, ибо иногда бывает так, что руководитель школы не только не знает про аттестующихся, но даже не в курсе возникновения конфликтных ситуаций во время аттестации. Она назвала №№ школ и реальные примеры невладения директором ситуации.

А потом... мы слушали про списанные отзывы об уроках и соц.проектах с огромнейшим количеством ошибок... Читали на экране эти отзывы... Слушали о том, что многие руководители ОО сами не хотят аттестовываться, об отзывах методистов, в течение нескольких лет дающих одинаковые отзывы на уроки, которые не посещали, в одинаковых рамочках...
Мне подумалось, что никому не хотелось бы прозвучать с экрана в таком контексте...

3. Людмила Николаевна Терновая уточнила, что в критериях на категорию прописаны min и max в баллах, работает Форум на сайте ККИДППО, где можно подать свои предложения по критериям. Напомнила, что показатели конкурса лучших учителей РФ и критерии аттестации во многом похожи. Многие,  кто пройдёт аттестацию, потом подают на ПНПО.
И... очень много внимания она уделила самооценке и самоанализу педагогической деятельности!
Она показывала примерные схемы, по которым это может происходить, я добросовестно их начертила, но... потом нашла выступление Людмилы Николаевны в открытом доступе на сайте ЦОКО, поэтому беру слайды оттуда:







Источник слайдов: http://www.gas.kubannet.ru/?m=24

Людмила Николаевна уточнила, что самоанализ всегда начинается с самооценки. Также напомнила, что надо участвовать в конкурсах ККИДППО, которых сейчас проводится очень много...

Совещание завершилось. Лично я сделала для себя вывод, что в этом учебном году будет сделан упор на развитие инновационной работы и внедрение практики самоанализа в работу педагога. Уж ОЧЕНЬ много внимания этому было уделено. Очень...

Материалы совещания, по которому написано данное сообщение, были размещены на сайте ГКУ КК Центр оценки качества образования и находятся в свободном доступе:
Для себя я скопировала эти материалы сайта и разместила здесь (мало ли, удалят с сайта, а информация понадобится). Для меня информация важна, ведь всего моя кандидатура будет подана в качестве эксперта на аттестацию, хотя лично мне аттестовываться только через два с половиной года...
Если педагог работает, то ему нечего бояться аттестации!

Вот такое интересное и информативное было совещание. Я так думаю, что в тексте данного сообщения многие краснодарцы найдут для себя что-то интересное и полезное. А гости ГЕОГРАФОЧКИ из других регионов смогут даже сравнить основные моменты аттестации. 

И в связи с этим пара вопросов...

А как прошла последняя аттестация у Вас? 
Поделитесь впечатлениями! 
Готовитесь к новой аттестации?

33 комментария:

  1. Здравствуйте, Лллия Павловн!
    Как здорово, что у Вас проводится разъяснительная работа, огрганизуются встречи, на которых есть возможность что- то уточнить или спросить. Сейчас я многое поняла.
    А в прошлом году, веной, аттестовывалась... Сначала мой эксперт скурпулёзно изучал ВСЮ документацию (часа 2!!!), делала пометки в своём блокноте, выставляла баллы. А когда всё сложила, сумма получилась почти 4000. Этого оказалось очень много, и она стала после телефонного звонка их снижать. В результате получилось 1700.
    Но самое для меня непрятное - мой блог не был оценен вообще. Мне наговорили, что это не сайт, не моя интеллектуальная собственность (хотя я конкретно пыталась показать его наполняемость моими идеями и задумками), что его ведут за меня. Никаие мои доводы и аргументы не действовали!
    У нас нет учителей - блогеров. Никто не хочет ни слушать о блоге, ни познакомиться с ним поближе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Сочувствую... Даже не могу представить, чтобы ведение интернет-ресурса не засчитали... Это действительно говорит о низком профессиональном уровне эксперта. А почему она была одна? Мне кажется, что именно для сглаживания разночтений и более компетентной оценки нужно как минимум три эксперта...
      Понимаю Ваше недоумение по поводу снижения баллов! А я знаю, почему так - чтобы Вы не выделялись на фоне других и чтобы руководству не пришло в голову поднять минимум, порог. :))
      Это была краевая встреча, теперь ответственные за аттестацию в школах и садиках должны довести до рядовых педагогов эту информацию. Надеюсь, доведут всю...

      Удалить
    2. Лилия Павловна, эксперт была одна. Но она несколько раз звонила начальству.
      С блогом моим никто "возиться" не хочет, да и не хотел. Все мне говорят - это Ваше личное дело, никто Вас не заставляет.
      Веду потому, что хочу, потому что нравится, потому что уже не могу без него. Насильно мил не будешь!

      Удалить
    3. Ольга Николаевна, хорошо, что всё это закончилось благополучно! А ценность своего интернет-ресурса они обязательно поймут. Пусть позже, но поймут!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Моя последняя аттестация 28.01.2014 прошла без СТРЕССА!!!
    Я готовилась к ней не за неделю, а собирала материал основательно. Только в связи с тем, что менялись критерии, просто переложила некоторые документы в разные разделы. Набрала намногооо :)) больше баллов, чем требуется на высшую категорию :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      А иначе и быть не могло!!! Если компетентные эксперты, действительно работающий аттестуемый, то всегда всё проходит без накладок!
      А мне вот интересно, а Вам баллы все написали , или нет? ))))

      Удалить
    2. Лилия Павловна, Вы и так знаете ответ на этот вопрос ;)

      Удалить
    3. А в одной из школ города, представляете, пару лет назад учительница набрала около 5500 баллов (на высшую категорию тогда надо было около 350), а её аттестовали по представлению, не считая баллы...
      Эх, всяко бывает!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Интересно, как проходят аттестацию коллеги в других регионах.
    Я в этом году проходила с первой категории на высшую. Необходимо было сдать самоанализ (если собирать и систематизировать труды своей деятельности ежегодно, то и этот страшный САМОАНАЛИЗ написать не сложно, что я и сделала), затем писала творческую работу (выбрала - создание собственного блога), далее ко мне приезжали на 2 урока члены комиссии, просмотрели всю документацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Какая Вы молодец! И ведь всё получилось, если не сидел сложа руки!
      А у нас как-то не принято показывать уроки...

      Удалить
  4. Здравствуйте, Лилия Павловна и коллеги!
    В Омске уже давно для аттестации заполняют такую форму, но без комментариев под каждой таблицей.
    На аттестацию раньше сдавали папку-портфолио со всеми копиями грамот-статей-выступлений, заявление-самоанализ и видеоурок.
    С этого года чуть изменились требования: копии не сдаем, остались урок и заявление. Со следующего года будет 2 урока, а далее 3.
    В школе в конце года мы сдаем отчет, в котором отражаем все те же моменты, что необходимы и для аттестации. Поэтому подготовиться и сдать "отчет" за пять лет будет не так сложно, труднее с записью уроков. Хотя особо на качество записи не смотрят, смотрят на сам урок. На сайте Института развития образования Омской области есть раздел, в котором есть все требования к заявлению, к уроку. Каждый месяц проходят консультации для всех желающих.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна! добрый день!
      Спасибо Вам за подробный рассказ! Очень интересно сравнить. Омск впереди!!! А у нас, я уверена, многие учителя не променяли бы доброе-уютное портфолио на видеозапись урока... :)
      Вот и получается, что страна одна, а критерии на аттестацию, требования, формы - разные...

      Удалить
    2. Так у нас не поменялось портфолио на урок. Они друг друга не заменяют.
      Не просят копии грамот-дипломов-выступлений, потому что сейчас практически все результаты можно найти в Интернете по названию конкурса. Так нам объяснили на консультации.
      А видео урока мы сдаем давно.

      Удалить
    3. Да, Ольга Николаевна, я поняла. Это я так, в применении к Краснодарскому краю размышляю...
      Но ведь не все конкурсы есть в Интернете... Наверное, верят педагогам!

      Удалить
  5. Анонимный09 июня, 2015 18:11

    Здравствуйте, Лилия Павловна! Актуальная для меня статья, потому как собираюсь аттестовываться в следующем учебном году на высшую категорию. И все роде как хорошо, но волнует один вопрос, касающийся справок с прошлого места работы (результаты КДР и проч.). Надеялась обойтись без них, если баллов хватит. Теперь вот думаю - возможно ли это?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Уверена, что у Вас много материалов для аттестации, летом будет время просмотреть-пораскладывать по папочкам... Как я поняла, информация на категорию должна быть по всем критериям. Значит, нужен и первый. Но!!! Уточните в школе у ответственного за аттестацию - я так поняла, что учителя начальных классов могут прикладыват результаты контрольных работ и школьного уровня. Но не уверена. Обязательно уточните.
      А что Вам мешает пойти на предыдущее место работы и взять справку? Это же ВАШИ результаты. ВЫ их заработали... Но если есть неуверенность, то можно попросить администрацию школы посодействовать, например, звонком...
      Я б наоборот, накрасила бы губы поярче, сделала бы улыбку пошире, взяла бы букет ромашек и пошла бы за результатами! ))))))))))))

      Удалить
    2. Надежда Александровна! А на сайте школы должен быть публичный отчёт за год. В нём должны быть все мониторинги за год, да ещё в сравнении с прошлыми годами. Посмотрите, может что и выберете. А я писала отчёт по двум годам, т.к. перешла из основного звена. Может и у Вас двух лет хватит?

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Аттестация для меня актуальна: буду подтверждать высшую категорию в декабре 2015 г. Много похожего, но есть и разница. Мы так и продолжаем собирать портфолио. Неподъёмные талмуды.
    В отпуске начну собирать потихоньку материалы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Какая приятная новость! Верю, что всё будет отлично - и никак по-другому! Лето - время для сбора и раскладывания нужных-важных бумажек! Моё лето в этом году так и будет называться - "Моё бумажное лето"! ))))

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна. Аттестовалась в апреле. А приказ пришёл несколько дней назад. За последние годы собралось много материала. Ученики занимали призовые места в конкурсах и олимпиадах, сама участвовала во многих мероприятиях и конкурсах, создала свой блог и электронное портфолио. Баллов насчитали больше, чем на высшую категорию. Было и портфолио со множеством копий (бумагу жалко). Был и урок, на котором из трёх экспертов присутствовал один. Было волнение, но всё закончилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна!
      Поздравляю Вас с успешной аттестацией! Если есть, что показать, что предъявить, то и аттестация не страшное нечто, а некая небольшая бюрократическая процедура...
      Теперь можно годик отдохнуть и... снова собираться на аттестацию! ;)

      Удалить
  8. Добрый вечер, Лилия Павловна! Присутствовала на этом совещании, порадовалась хорошим переменам - упрощению подачи заявления, а также тому, что теперь аттестация круглодичная. В целом - аттестация хороший механизм стимуляции саморазвития и педагогической активности, если конечно не откладывать на последние месяцы-дни и не создавать аврала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      А я Вас там и не заметила-не узнала.... Наверное потому, что как-то не искала знакомые лица.
      Это как раз те слова, что нам постоянно говорит зам.директора, ответственная за аттестацию: "Каждый год будьте активны, тогда и аттестация пройдёт спокойно и практически незаметно!"

      Удалить
  9. Для работающего "на результат" педагога - аттестация не доставляет излишних хлопот. Лично мое аттестационное портфолио в 2012 году предлагали в качестве образца для аттестуюции учителей математики на высшую квалификационную категорию. Я всегда в курсе всех школьных дел и событий, работаю вместе с педагогами над их документами. А как иначе. Аттестация педагога - мнение о работе всей школы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. добрый вечер, Анна Борисовна!
      Слушая примеры выступающих так и хотелось воскликнуть, что как же такое может быть! Как может руководитель не знать об аттестации... Действительно, за участием в крупных профессиональных конкурсах и различных мероприятиях за педагогом стоит ШКОЛА, директор. Часто ФИО учителя и не запомнят, а вот муниципалитет и номер школы - обязательно...

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна. Я проходила аттестацию в марте 2014 года. Все было совершенно безболезненно. Так как я впервые аттестовывалась, я подавала на первую категорию, хотя баллов хватало на высшую. К сожалению, категории перепрыгивать нельзя( И еще: у нас нужно долго ждать с момента подачи заявления и до самого факта аттестации. Если подаешь заявление весной, то аттестоваться будешь в октябре-ноябре. И соответственно, наоборот: осенью заявление - весной аттестация. Вот мне сказали, что нужно ждать два года, чтобы подавать на высшую категорию.. Сижу вот ... Жду...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Владимировна!
      Поздравляю! Вы - молодец! К сожалению, знаю много молодых педагогов, которые предпочитают несколько лет вообще сидеть без аттестации, а потом только на соответствие пойти...
      Ничего, пробежит время быстро! :))

      Удалить
    2. А я аттестовываться очень хотела, но директор на прежней работе говорила, что мне еще рано получать категорию! собираюсь подавать осенью на высшую, чтобы весной аттестоваться)

      Удалить
    3. Анна Владимировна, а что делать??? В ПНПО, вот, тоже пять лет надо ждать, прежде чем подавать документы на участие))))) И я жду! :)

      Удалить
  11. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я вполне с Вами согласна - не боится аттестации тот, кто работает всегда, а не непосредственно перед ней. Бывают такие и у нас, в течение 5 лет работают, но особых усилий не прилагают, нигде не участвуют, а перед аттестацией начинают суетиться, нет ни фото, ни конспектов и т.д.
    У меня аттестация в 2017 году году, возможно, что к этому времени изменятся какие-то требования, но в основном, портфолио собрать могу хоть сейчас, как написала Виктория Свиридова, лишь файлы поменять местами, а так всё готово.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Жанна Витальевна!
      Аттестация видоизменяется практически каждый год! Два с половиной года, когда я аттестовывалась, и сроки прохождения были другими, и критерии... Но полностью соглашусь с Вами - если работать систематически (а не просто ходить на работу), то никакая аттестация не страшна!

      Удалить
  12. Добрый вечер, Лилия Павловна! Прочитала дважды Вашу статью, подумала и прям рвусь ответить. Аттестация прошла у меня не так давно (декабрь 14), аттестовалась без проблем, хотя у нас такой предмет, что многие пункты вылетают и теряется много баллов. :-/Например мы не пишем КДР, не готовим выпускников к ЕГЭ и т.д. Ну понимаете о каких пунктах я говорю? Но однако, за три года работы я собрала папку на первую категорию без проблем и нервов. Согласна с Вами и коллегами, если педагог работает не для бумажки, а для души у него много накапливается материала, и грамот, и справок. Вот и я начала считать баллы и приятно удивилась, сама того не предполагая, набрала больше, чем требуют на высшую категорию!
    Удивляют те коллеги, которые аттестовываются на соответствие! Неужели они вообще нигде не участвуют, не развиваются???
    Есть у меня одна коллега из № школы, так вот плакала когда аттестовывалась, просила помощи, еле-ели набрала 180 баллов, так вот аттестовалась и опять забыла про активность, наверное до следующей аттестации. #:-S

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Викторовна, добрый вечер!
      А так и есть - когда "поджимает", то все сразу становятся активными, рвутся выступать (а иногда и слушать смешно - выступать-то и не с чем!!!), доказывать, что достойны-достойны категории... И получается парадокс - если аттестационная комиссия, эксперты, не аттестуют - проблема, беда, а если аттестуют, хотя не надо - то это вроде как всё в порядке... Не согласна!!!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^