Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

среда, 16 декабря 2020 г.

Десять модных слов, или Неологизмы в учительском лексиконе

Наш мир не стоит на месте:  совершаются открытия, появляются новые технологии и вещи, которым нужно дать название. И эти названия придумываются, заимствуются из других языков и сначала используются в узком кругу лиц (в силу своей специфичности), а потом "просачиваются" в массы, приживаются и кажется, что они были всегда! 
Такие слова как "телевизор", "светофор", "метро" тоже когда-то были непривычными для человеческого уха. Слова "смартфон", "селфи", "навигатор", "квест", "смайлик", "вайфай" появились не так давно, но прочно вошли в наш лексикон. Кто знает, какими словами обогатится наш язык через несколько лет? 
Всё верно - речь сегодня пойдёт о неологизмах, которые вошли в лексикон современного педагога, хотел он того, или нет!)))))Но для начала давайте разделим понятия "словарный запас" и "лексикон". Между ними часто ставят знак равенства, но это не совсем верно, вернее, почти верно.
Словарный запас - это весь объём слов, понимаемых и используемых человеком, он бывает активный и пассивный.
Лексикон - это слова, которые человек постоянно и правильно использует в своей речи, не задумываясь об этом. Подбираем слово в памяти, чтобы охарактеризовать что-либо -  это из словарного запаса,  не задумываясь употребляем слово - лексикон. Возможно, учителя русского языка и поспорят, но меня учили именно так...

Но мало вспомнить значение слов (гуглить и яндексить, уверена, умеет каждый!), попробуем поговорить об их применении...


1. Вебинар -
онлайн-семинар (от англ. online - на линии, на связи) или веб-конференция, вебинар (от англ. webinar) - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет. 
Что это значит? Вместо того, чтобы проходить через сложные этапы организации живой встречи в определенном месте, куда нужно добраться всем участникам вовремя, подумать о размещении и еще массе вещей, участники просто выходят в интернет в нужное время и подключаются к виртуальной комнате, трансляция семинара не привязана к географической точке, а каждый из участников находится около своего персонального компьютера в удобном ему месте, с помощью чата может задать вопрос и получить на него ответ, т.е. происходит общение.

Вот вроде бы все понятно и знакомо, да? Но раньше такого слова не было... Впрочем, его и сейчас многие используют совершенно неправильно! Несколько лет подряд меня удивляют "вебинары" для экспертов ЕГЭ, которые проходят в нашем городе: учителей из разных районов края в определённое время собирают в Институте развития образования и включают запись семинара, который недавно прошёл в Москве. Но всё это называется гордым словом "вебинар", хотя по сути своей таковым не является...


Дедлайн - 
(от англ. deadline) в прямом переводе - мёртвая линия. Дедлайн - это последний срок, предельный срок, дата или время, к которому должна быть выполнена задача (сдана работа).
В своей речи я использую это слово часто - особенно, когда готовлю работу к какому-либо конкурсу. Итак, дедлайн - последний срок сдачи.


Коворкинг - 
(от англ. coworking, рус. — "сотрудничество") в широком смысле - подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком - подобное пространство, коллективный офис (англ. coworking space).
Впервые это слово услышала года три назад, когда планировали одну из блогерских встреч, но не могли сразу подобрать для нее место. И кто-то предложил: "А давайте пойдём в коворкинг-кафе?" Потом помню недоумение в школе, когда в положении о каком-то конкурсе прочитали слова о том, что нужно "сфотографировать коворкинг-зону участников". С тех пор употребляю даже на уроках - не специально, само "вылетает", когда готовим пространство для групповой работы на уроках: "Дети, на перемене подготовим коворкинг-зону для урока!" 


Копипаст - 
это термин иностранного происхождения, образованный двумя словами:
copy - копия;
paste - вставить.
Это неуникальный материал, созданный с помощью функций копирования и вставки обычных текстовых редакторов из одного или нескольких источников, частично видоизмененный. Это именно то, что я не люблю в блогах больше всего! 
Применяю и на уроке производные от него слова, например, копипастить!))) Если вижу доклад, который скачан из Интернета, не выучен, а просто подсовывается, могу сказать: "И зачем мне твой копипаст?", а если вижу списывание, то могу и так: "Иванов, зачем же ты копипастишь?" ))))))


Свайп - 
- скользить пальцем по экрану. Слово произошло от английского "to swype" - проводить, не отрывая, скользить.
Это слово пришло к нам с появлением сенсорных экранов. Например, многие с помощью свайпа выводят гаджеты из режима блокировки. Также свайп помогает листать страницы электронных книг в некоторых читалках. А ещё свайп - это способ ввода текста, также не отрывая пальца от сенсорного экрана. 
Все мы, владельцы смартфонов, свайпаем!)))) Если вижу ученика, который увлёкся листанием страниц на смартфоне, чаще в Инстаграме, то могу сказать: "Хватит уже свайпать!" Дети, как правило, удивлены, что я знаю это слово!)))))


Трэш (треш)
Изначально трэш (треш) - это жанр кино, в котором использование жанровых штампов (насилия, крови, отвращения и т.п.) достигает гиперболических размеров, доходя до отвращения у зрителя. Сейчас же это слово стало даже модным, обозначая что-то плохое или безумное, выходящее за нормы привычного.
Употребляю ли я это слово? Да! Но как-то так сложилось, то только применительно к рабочим ситуациям. Вот проводили ВПР в этом году - сколько уроков пропало, сколько времени заняла проверка... - это был самый настоящий треш! Но на этом он не закончился - двое суток! потребовалось на создание анализов и отчётов по этим ВПР, что тоже был треш. И так ладно бы было что-то на самом деле полезное!!! Вот тут готова поставить многоточие, но про ВПР я думаю именно так!


Флешмоб - 
Петербуржцы признаются городу в любви
заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью смартмоба - когда идёт публикация фотографий  с хештегами.

Хэштег (хештег) - 
ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка), используемый в микроблогах и социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию и начинающийся со знака решётки.
Вообще, идея флешмобов хороша - привлекается внимание к чему-то определённому, по хештегам легко найти информацию в Интернете. Но в последние пару лет они стали вызывать у меня некоторое раздражение - на всех уровнях говорится о том, что надо вытаскивать детей из Сети, но в то же время на нас спускается масса поручений по участию во флешмобах и смартмобах! Недавно писала об этом...


Фейк -
что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение. Раньше называли по-русски "утка", теперь модным стал фейк... Употребляю в речи, но редко. В основном, когда в WhatsApp что-то случайно прилетает недостоверное... 


Хайп - 
модное заимствование английского слова hype, особенно популярное в СМИ. Синонимами этого слова можно считать французский "ажиотаж" и русскую "шумиху". Часто слово употребляется в неверном значении по незнанию. Употребляю ли я это слово в школе - нет, а вот дома-то да, особенно при чтении новостей. Блогеры (не педагоги) тоже часто упоминаются в связи с этим словом, ведь стремятся первыми рассказать обо всем. Но тут главное соблюдать нормы закона и не обманывать, иначе хайп превратится в фейк! ;) 


А Вам знакомы все слова из этого списка? 
Они стали частью Вашего учительского лексикона?

А какие неологизмы в учительской речи Вам приходят первыми на ум? 


P.S.
Хочу поделиться интересным сайтом - https://www.myvocab.info/  Здесь можно пройти тест и узнать свой примерный словарный запас. 
Всё быстро, просто, без регистрации:

Самое главное - отвечать на тест честно и с черновичком, чтобы записать для себя слова, в значении которых сомневаешься. 
Интересно посмотреть свой результат в общем сравнении с людьми, проходившими тест, а также в своей возрастной группе.

Делитесь результатом! 

24 комментария:

  1. Добрый день, Лилия Павловна. Очень интересная тема. Честно говоря, вновь появляющееся слово из другого языка поначалу вызывает у меня отторжение. Ну почему, думаю, при таком богатстве русского языка, мы заимствуем. Потом слово "притирается", и я уже спокойно отношусь к этому. Из предложенных Вами флешмоб, фейк совсем хорошо знакомы. Но всегда, слова, вызывающие недоумение, мотивируют меня обратиться к поисковой строке. На сайт загляну, интересно. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Семёновна!
      Вот и у меня точно так - сначала идёт отторжение и попытка найти наш русский синоним!
      Мне очень понравился сайт - много слов новых узнала, а вот результаты всегда почти одинаковые!

      Удалить
  2. 92 тыс. Я думала, больше)
    Многие слова мы просто не употребляем в речи.
    А вот те, что выше, знаю все. ну разве только свайп впервые слышу.
    Кстати, учителя начальных классов жалуются на свайповых малышей, которые страницу в книге переворачивать не умеют, только свайпят и раздвигают))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валентиновна, здравствуйте!
      А мне интересно было посмотреть не число слов (наверняка ведь все весьма примерно), а сравнение с общим количеством людей и людей своего возраста...
      Свайповые малыши это нечто - недавно видела как один в маршрутке пытался жука на окне так увеличить!))))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Мне почему-то кажется, что эти все слова недолговечны и скоро выйдут из обихода, получив другие, более определенные названия.
    Ну вот были же в 60-70 годы иноязычные слова, и где они теперь?
    Мне кажется, что такие слова появляются именно от отсутствия аналогичных слов на родном языке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Кто знает, как оно с долговечностью-то! Ведь сколько слов ещё лет 20 назад мы не знали, а сегодня с лёгкостью употребляем в своей речи и не задумываемся особо!!!

      Удалить
  4. Очень интересно, Лилия Павловна! Но я не все из этих слов слышала. Конечно, знаю хорошо вебинар (сама их проводила и участвовала), фейк, хайп, хэштег, флешмоб, Ctrl+C вставляю, а слово "копипаст" слышу в первый раз.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Вот так и получается, что мы многого не знаем - дети в этом отношении намного впереди нас! А копипастят многие блогеры, особенно в праздники!))))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Интересный тест. Пршла-95 тыс. слов. Приведенные Вами неологизмы мне знакомы, приходится пользоваться, когда им нет точной замены. Спасибо за интересный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Вот Вы молодец! Тест довольно любопытный, интересен не точным числом, а именно сравнением со своей возрастной группой, обязательно проверьте это, очень интересно!

      Удалить
  6. Ой, Лилия Павловна, а меня мой результат испугал...
    [im#]https://1.bp.blogspot.com/-k94WA8yB2NM/X9uUSC-JemI/AAAAAAAAPKQ/lmCcLDp9qQgT34kG4ztnKjodeBOJGT7ZwCLcBGAsYHQ/s320/%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2.%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25BF%25D0%25B0%25D1%2581%2B%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25B0.png[/im]
    Это что, всё так реально?
    141000? Мда, есть о чем подумать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, а чего ж пугаться, радоваться надо, столько слов для блоговых постов знаете!)))))

      Удалить
  7. Здравствуйте, Лилия Павловна! Конечно, новые слова входят в нашу меняющуюся жизнь.Почти названные Вами слова слышала, кроме , пожалуй, КОПИПАСТ. И всё же, я думаю, что нужно не пренебрегать русскими синонимами, если они есть. Время покажет, какие слова приживутся.
    Спасибо за интересный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      С каждым годом в нашу жизнь входят новые слова, что-то приживается, а что-то отторгается, но как же хочется, чтобы исконно русские слова не заменялись иностранными!

      Удалить
  8. Лилия Павловна, здравствуйте!
    Приятно, что в блоге учителя географии появляется уже не первый лингвистический пост. Язык - наше всë.
    Да, язык - это живая система, постоянно развивающаяся. И учителя, естественно, употребляют разные-преразные слова.
    И эти слова всё чаще входят в нашу речь. Увы, иногда русские слова заменяем иностранными. Но мы же можем и беречь язык.
    Давайте говорить красиво! А ещё, как Вы верно заметили, понимая значения слов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Спасибо, очень важно было услышать мнение учителя русского языка и литературы! Будем беречь наш язык, уважать его правила, слова! Мне для каждого нового слова постоянно хочется найти русский синоним! ))))

      Удалить
  9. Лилия Павловна, начала было проходить тест, но вскоре во мне проснулся Шерлок Холмс. Помните момент, когда Ливанов (Холмс) объясняет Соломину (Уотсону), что ему неизвестно, вращается ли Земля вокруг Солнца или, наоборот, Солнце вокруг Земли. Что мозг - "чердак" - каждого человека может вместить много всякой ерунды, но в нужный момент нужную вещь будет сложно отыскать, если на "чердаке" не будет порядка. Я за порядок! Общеупотребительные (и даже редкие, но из литературы знакомые) слова из приведенного теста я знаю, но когда пошла гуглить о незнакомом, то поняла, что в моём "чердаке" этому слову место находить НЕ НАДО. Спасибо за мозгоштурм)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Это да, в мире много информации, которая в голове не укладывается, иногда ей там и не нужно быть!)))) Но ведь как интересно - мне больше всего нравится угадывать - настоящее слово или выдуманное!))))

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Какой интересный пост! Конечно при появлении новых слов мы узнаём их значение, учимся их понимать и применять. Но не могу сказать, что я их часто использую в своей речи. Тест меня заинтересовал, обязательно постараюсь его пройти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Валентиновна!
      Все верно - мы постоянно учимся, в том числе и новым словам, но уж больно они первое время непривычны, так и хочется найти русский синоним! Тест прекрасен в плане познавательности, числовые результаты, на мой взгляд, весьма примерны...

      Удалить
    2. Тест прошла, очень интересный и познавательный!

      Удалить
    3. Что познавательный - это да, я себе значение 4 слов в блокнот выписала))))

      Удалить
  11. Добрый день, Лилия Павловна! Я - консерватор! Я это осознаю, но профессия требует... Иногда дети мне что-то рассказывают и показывают, и, даже, рисуют героев из новых мультфильмов, называя их имена. Я стараюсь их понять, но всё моё существо! противится. Новые слова мною отторгаются, они мне непонятны, в них нет нашего корня. Но против мира не пойдёшь. Чем старше мои дети, тем больше вводим слов: кластер, квест, и т. д. Похвалиться не могу, всего 79 тыс слов... тесты люблю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Да мы все немного консерваторы!)))) Но вот чем слово "вебинар" заменить? Интерактивный семинар? Видеоконференция? Пожалуй, не то....
      На число особо не смотрите на итоговое, главное тут, сам процесс!))))

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^