Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

пятница, 19 октября 2012 г.

МИП: взгляд изнутри (часть2)

Накрапывающий дождик, поднявшийся ветер и шесть проведённых в школе уроков не смогли мне помешать познакомиться с новыми проектами, поданными ДОУ Краснодара на конкурс МИП (первые впечатления об этом конкурсе можно прочитать в сообщении  "Конкурс МИП: взгляд изнутри (часть1)".
Так уж получилось, что школы, гимназии, лицеи представляли свои работы в основном с утра... Не могла присутствовать там, зато как интересно было дважды "окунуться с головой" в прекрасный мир дошкольного детства, а также встретить знакомые лица во время защиты! Но... обо всём по порядку...

Сегодня на очной защите присутствовали члены экспертного совета конкурса, директор КНМЦ Ваховский Фёдор Иванович - зам. председателя комиссии, а также представители 12 ДОУ Краснодара. Те из проектов, которые победят в конкурсе, смогут получить статус муниципальной инновационной площадки, продолжить свою инновационную деятельность и получить дополнительное финансирование. Для себя я попыталась вывести формулу, что такое МИП:

Статус + интерес + доп.финансирование + инновации = МИП

Сразу отмечу, что проекты были разными не только по содержанию, но и по представлению, эмоциональности презентующих, степени владения материалом...
Мне очень понравились 4 проекта... После одного из них я еле сдержалась, чтобы громко не захлопать в ладоши, а после ещё одного, чтобы не крикнуть "Браво!".
Что это за проекты, кто их авторы, я не буду писать, чтобы не обидеть остальных, но... но такое было и это было великолепно! Постараюсь принизить эмоции, когда буду писать про эти проекты, но вот получится ли...? ))))

Первой выступала Елена Викторовна, педагог-психолог ДОУ №8. Она говорила о том, что в их ДОУ протестировали педагогов, выявили признаки профессионального выгорания, что уменьшает эффективность их работы и как следствие делает менее успешными и выпускников детского сада. В этом ДОУ видят решение проблемы в проведении тренингов, семинаров, релаксационных часов и неформальном общении педагогов...
Заместитель заведующей ДОУ № 126 говорила, как мне показалось, несколько книжным языком... Над часто повторявшимся словосочетанием "... цель предмета гипотезы развития..." я долго-долго задумалась...
Проект был посвящён педагогическому влиянию на развитие полоролевого поведения старших дошкольников. Но, как справедливо заметили члены экспертного совета, здесь в ДОУ возникнут трудности с внедрением, ведь как известно, 99% педагогов в детских садах - женщины... А кто же будет заниматься половозрастным воспитанием мальчиков?

А потом вышла она - хрупкая и миловидная с ярким, живым, натуральным (а не прочитанным не поднимая глаз) рассказом о том, что ей, как это все заметили, действительно было интересно, - Елизавета Леонидовна, заместитель заведующей ДОУ № 46. Она рассказала о том, что те данные, которые представлены на сайте ДОУ в Интернете, мало интересны родителям детей, т.к. они слишком общие, а каждому родителю хочется знать что-то про своего ребёнка. Родители откликнулись на предложение создать интерактивное портфолио учащихся, своеобразный банк достижений, который будет виден только родителям, воспитателям, сотрудникам ДОУ и сможет ими постоянно пополняться. Примерные страницы такого портфолио: "Познакомься со мной", "Мои друзья", "Я расту"... Педагоги откликнулись и сами предлагали, что может быть на странице.
Цель такого портфолио - мониторинг достижений ребёнка. И это позволит создать единое информационное пространство, привлечёт родителей к сайту ДОУ. Мне было радостно услышать, что детский сад не только имеет в достаточном количестве и качестве ноутбуки, Интернет, но и его воспитатели обладают достаточными компетенциями, чтобы участвовать в проекте! Чувствовалось, что педагог не только знает, но и горит этой идеей!
Спасибо Фёдору Ивановичу Ваховскому, который спросил у Елизаветы Леонидовны адрес её блога... Теперь список интересных для меня (надеюсь, что и для вас) блогов пополнился ещё одним!

Ольга Васильевна - учитель логопед ДОУ №48, эмоционально, ярко, просто и доступно рассказала о проекте своего ДОУ - открытии логопункта (новое для меня слово!), она рассказала присутствующим о звуках, буквах, упражнениях, поделилась идеей объединения логопедов города для более эффективной работы, ведь тогда они вместе могут работать над выпуском пособий... Отличная идея!

Воспитатель прогимназии №63 Анна Викторовна много внимания уделила здоровьесбережению, изменениям, которые должны произойти в физ.воспитании дошкольников. Через анкетирование, опросы, разработку методических пособий будут созданы все условия для привития устойчивого интереса к регулярным совместным занятиям спортом дошкольниками и их родителями.

Заместитель заведующей ДОУ №85 Альбина Константиновна рассказывала об основном направлении работы своего ДОУ - совершенствовании педагогического корпуса. Проблема педагогов - повышение сложности труда, расширение должностных обязанностей, что приводит к эмоциональному и профессиональному выгоранию. В этом ДОУ хотят разработать модель такой методической службы, которая всегда будет на службе у педагога, поможет создать действительно творческую команду педагогов...

Наталья Евгеньевна, соискатель учёной степени к.п.н., учитель-логопед из ДОУ №106 была очень необычна... От неё веяло добром, умиротворённостью, духовностью. Проект этого ДОУ был очень подробным, с чёткой структурой, опрятным внешне и с 11 страницами... списка литературы! А это уже говорит о серьёзной подготовке! Ценность проекта в разработке специальных игр, которые будут воздействовать на ребёнка (например, "Корзинка добрых дел"). По её словам, на сегодняшний день в России нет программ духовного развития дошкольников, которые бы не содержали изучение Закона Божьего. Цель проекта - создание программы факультативных кружков (посещение только с письменного согласия родителей) по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (конспекты занятий, сценарии праздников, методические рекомендации, опросники). Работа начата в 2007 году, и первыми "заказчиками" таких православных кружков выступили родители дошкольников.
Вопросов к Наталье Евгеньевне было много. Разных вопросов. А я слушала её уверенные ответы и думала: "Вот бы у неё всё получилось!"

Вероника Николаевна - воспитатель ДОУ № 116, "разбудила" зал своей выразительной речью... Её хотелось слушать и слушать... Презентацию - смотреть и смотреть... А ещё, она была единственной, кто начал своё выступление с приветствия присутствующим... Цель проекта этого ДОУ - оптимизация воспитательно-образовательного процесса по формированию жизнестойкости у детей дошкольного возраста. Описана гипотеза, приведены подробные методы, которые будут использованы в проекте. Она говорила о всестороннем сотрудничестве в воспитании жизнестойкой личности, ведь так важно, чтобы ребёнок вырос уверенным в себе, не поддавался стрессам. Особенностью программы можно назвать её уникальность - да, в нашей стране есть программы по формированию стрессоустойчивости, но они предназначены для детей, начиная со школьного возраста... "Будем внедрять!"-на такой оптимистической ноте закончила своё выступление Вероника Николаевна. А помогала ей возле компьютера сегодня Татьяна Ивановна Беляева - зам.заведующей ДОУ №116, известный блогер, один из авторов краснодарской Блогосферы (кстати, в презентации чувствовалась рука Мастера)))))

Немного отступлю от увиденного сегодня в сторону...
"Резануло" слух так часто употребляемое сегодня выражение "воспитательно-образовательный процесс"... Не понимаю, что оно обозначает... До этого всегда считала, что именно обучение плюс воспитание и развитие и есть образование. Коллеги-дошкольники, если читаете, проясните... Я не ошиблась, именно "воспитательно-образовательный процесс". Это как?

 Елена Юрьевна, педагог-психолог из ДОУ № 123 раскрыла эстетические, коммуникативные, познавательные, физические, трудовые виды деятельности в своём ДОУ. Но пока готовился проект, вышла книга "Комплексные занятия в ДОУ", и коллектив решил заняться апробацией уже готовой программы, её внедрением. Особенность в том, что этот детский сад посещают особенные ребята с ограниченными возможностями по зрению. А листая проект я заочно познакомилась со всеми будущими (если получится) его исполнителями - помимо фамилий и должностей были и фото (вроде бы мелочь, а ни у кого такого не было)...

 Воспитатель ДОУ № 130 Полина Александровна рассказала присутствующим о том, что цель их проекта - разработка новой модели психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (и опять этот воспитательно-образовательный процесс!).. Участники проекта планируют разработать множество авторских диагностик.

Воспитатель ДОУ № 202 говорила о том, что нужно не формировать личность с заданными свойствами, а создавать условия. Много времени в этом садике уделяют психологической поддержке ребят. Проект нацелен на изменение концепции (этого момента коснулись вопросы членов экспертного совета) образовательной среды в данном ДОУ. В итоге планируется создать пакет диагностик, рекомендаций, методических пособий.

 А тема последнего выступления (ДОУ № 212, Наталья Витальевна) мне была очень близка. Это не простой детский сад - его посещают 119 детей, которые больны разными видами аллергии... Наша страна занимает 127 место по здоровью детей (по данным ЮНЕСКО), в России каждый ребёнок болеет в среднем 5-6 раз в год. Наталья Витальевна рассказывала о причинах аллергии, особенностях ребят с таким заболеванием. В детском саду уже идёт сочетание программ, по которым ведётся работа, но нет како-либо одной универсальной программы, которая бы подошла. Нет структуры работы с такими детками, их родителями. В этом ДОУ хотят создать такую программу и методические разработки к ней, которые бы пригодились и в других детских садах. Необходимо дополнительное финансирование на специальные дорожки, солевые комнаты... Вот бы получилось!!!

 Мне кажется, что в зале не было равнодушных...
Слушали, запоминали, делали пометки...

Алексей Александрович Оробец подвёл итоги сегодняшнего дня, рассказал о том, что результаты конкурса МИП будут объявлены позже, когда будут подсчитаны все баллы экспертного совета...
Я желаю всем сегодняшним конкурсантам удачи!
Пусть победят не сильнейшие, а те, чьи проекты принесут больше пользы маленьким дошколятам!
Фото на память: участники и члены экспертного жюри МИП-2012
P.S.
Особенность конкурса, как я думаю, заключается в том, что в нём участвуют творческие, доброжелательные, активные педагоги, которые стремятся сделать дошкольный мир лучше, полезнее, начиная со своего ДОУ...
Надеюсь, своим видением сегодняшнего и позавчерашнего дня я никого не обидела, а при заполнении листа с оценками ОЧЕНЬ старалась быть объективной (старалась, как могла - ведь я не специалист по ДОУ)...
И кто знает, может, через несколько лет на весь мир прогремят имена сегодняшних просто участников или победителей!
Они сегодня все - молодцы!!!

18 комментариев:

  1. Лилия Павловна,здравствуйте, сколько работаю в сфере дошкольного образования, мы всегда употребляем выражение "воспитательно - образовательный процесс". Кратко это сложно объяснить - много составляющих, но самое главное (особенно сегодня в соответствии с новыми ФГТ): мы не "обучаем" детей - понятие, применяемое к школе. Конечно, вот пишу сейчас, а сама внутренне не совсем согласна - но... это не в нашей компетенции. Думаю, таким образом пытаются поставить необходимую границу между пониманием учебной деятельности (обучением) в школе и воспитательно - образовательным процессом в ДОУ (кстати, в основу заложена игра, а для дошкольника это не результат, а именно процесс; в то время как учебная деятельность - это скорее результат) - различны методы, средства и формы организации обучения детей в школе и ДОУ. И второе, когда педагог - дошкольник, другими словами, воспитатель составляет планирование на неделю, то он прописывает не только образовательную деятельность (теперь у нас это носит название не "занятие", а либо непосредственная образовательная деятельность, либо организованная образовательная деятельность), но всё - беседы утром, дежурство, утреннюю гимнастику и т.д. - воспитание в нашей работе - не сопутствующая деятельность (как у учителя), а основное целевое направление. И в то же время образовательная деятельность может быть "неорганизованной" и постоянно сопровождает воспитательный процесс - разница в методологии. Вот и получается - воспитательно - образовательный процесс. В общем, как - то так. Надеюсь, что объяснила понятно. Спасибо, Лилия Павловна, за освещение интересного события в жизни Вашего Краснодара! Очень хотелось бы узнать впоследствии, кто же заслужил финансирования!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
      Долго не отвечала - думала, вчитывалась...
      С одной стороны, понимаю, что раз такое выражение принято и прописано в дошкольном мире не только Краснодара, но и других городов (не только у Вас - Гугл нашёл множество официальных бумаг, где встречаются слова "воспитательно-образовательный процесс"), значит, так и есть...
      Но с другой стороны, вспоминаю все семинары, где присутствовала, особенно лекции Татьяны Адольфовны Ваховской по подготовке к конкурсам "Учитель года" и ПНПО, и понимаю, что образование уже подразумевает воспитание (плюс воспитание и развитие)... Спасибо Вам за разъяснение! Теперь буду знать две трактовки этого слова!

      Удалить
    2. Лилия Павловна, доброго времени суток. Дело в том, что нет "другой стороны". Вы понимаете всё правильно. И Татьяна Адольфовна правильно напутствует. Думаю, всё же некоторая доля "непонимания" останется именно в силу того, что Вы - учитель, где ведущая деятельность - учебная (с точки зрения деятельностного подхода пишите всё так), но в дошкольном мире просто из - за методологической разницы педагог называется именно не учителем, а воспитателем. С уважением, Екатерина Андреевна.

      Удалить
    3. Добрый вечер, коллеги.Хотелось бы внести свою лепту в Ваш спор.
      Образование = обучение и воспитание.
      Как мне кажется, спор возник из-за того, что у "дошколят" на первом месте воспитание, а потом обучение, но слово "обучение" заменили словом "образование". Мне кажется так.

      Удалить
    4. Екатерина Андреевна, получается, смотря с какой стороны рассматривать термин "образование" (учителя или воспитателя), то будут главенствовать в нём разные составляющие... Наверное, так и правильно!

      Удалить
    5. Здравствуйте, Оксана Евгеньевна!
      Мы не спорим)))) Мы обсуждаем. Спасибо Вам за мнение!

      Удалить
    6. Здравствуйте, Оксана Евгеньевна! Спасибо за мнение. И да, Лилия Павловна,... с какой стороны посмотреть, что называется. Хотя, если честно, я рассуждала над прописными истинами. Когда я слушала курсы для дошкольников, то много раз отмечала для себя высказывания, что как - то неправильно понимают образовательный процесс в ДОУ, особенно сейчас. Да, и как без обучения дать образование (и вообще употреблять это слово)?! Иногда мне кажется, что в попытках объяснить разницу между дошкольным и школьным образования методисты - разработчики настолько далеко в терминах разводят их сущностные характеристики, что практики, разбираясь в этом, как мы сейчас :))), делим то, что по сути очень схоже (обучение - оно "везде" обучение).

      Удалить
    7. Здравствуйте, Лилия Павловна, за одно прочтение статьи все не охватишь. Продолжаю знакомиться с проектами. Зашла на блог Татьяны Ивановны - познакомилась с особенностями работы с кругами Эйлера в детском саду. Почему то именно эта тема не легко дается слабо подготовленным малышам. Вот если бы объединить усилия с воспитателями! Так интересно эта работа проходит в детском саду Татьяны Ивановны! Взяла прием на вооружение.
      Невольно втянулась в разговор о термине "образование". Вот какое толкование дает Википедия: "Образова́ние — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)" По-моему все ясно: образование = обучение + воспитание. Если эту формулу применить для детского сада: Образование = воспитание + обучение. От перемены мест слагаемых сумма не меняется)))

      Удалить
  2. Безумно рада была видеть Наталью Витальевну на фото и одним из героев репортажа! Преклоняюсь перед этим творческим учителем-воспитателем, талантливым методистом и просто замечательной женщиной! Желаю победы!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас, Наталья Александровна!
      Было много достойных проектов... Наталья Витальевна представляла НУЖНЫЙ детям проект. Надеюсь, у неё всё получится...

      А гранты, как я поняла, МИПы получают после того, как пройдёт 3 года, когда они завершат проект и получат инновационный продукт (результат).

      Удалить
  3. Уважаемая Лилия Павловна, очень благодарна Вам за столь подробные отчеты о просмотренных проектах. Многое неоднозначно и спорно. Мне кажется, что колоссальное волнение не дало многим полностью раскрыть суть своих проектов. Это ведь научный труд и нам дошколятам, в основном, крепким практикам, нелегко даются такого рода выступления. Думаю, что нецелесообразно ставить вопрос об открытии инновационной площадки через работу логопункта (логопункт - организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, дети получают коррекционную помощь в постановке звуков) или через узконаправленную кружковую деятельность с детьми. В данных проектах нужно задействовать как можно большее количество детей. А как проектная деятельность внутри детского сада - это очень нужная и полезная работа. Это мое субъективное мнение.
    Когда зашла на Вашу страничку, было приятно, что статья вызвала такой интерес и у учителей в том числе.
    Теперь по -поводу воспитательно - образовательного процесса. Аксиома: образование это воспитание и обучение. Но... Каково Вам словосочетание - непосредственно образовательная деятельность? (Причем без тире, абракадабра какая - то). Всего год тому назад это называлось занятием. В дошкольном возрасте урок от занятия принципиально отличается тем, что проводится на основе игры. Нет необходимости требовать от детей отвечать только на вопросы взрослого, обязательно поднимать руку, соблюдать определенную рабочую позу (мы говорим: "Дети, сядьте , чтобы вам было удобно") Правила школьной жизни целесообразно вводить с 6 лет. Если интересно, как проходит день дошколят, можно зайти в методические разработки в моем блоге (календарный план работы). Возможно возникнут еще вопросы. Абсолютно согласна с последней строчкой Натальи Александровны. Как бы что не назвали, была бы польза.
    PS: 24 октября в 10 часов в школе №35 состоится защита проектов на грант (для тех детских садов и школ, кто уже закончил свой проект).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Ивановна!
      Спасибо! Мне действительно было интересно на конкурсе - с интересом следила за каждым выступающим, пыталась понять суть проекта... Сначала не совсем восприняла идею создания логопункта, а потом... А потом поняла, что объединение логопедов, совместные разработки и методики сделают их работу эффективной. Не мне решать - получит этот проект или не получит статус МИП, но то, что идея хороша, я не сомневаюсь! Да и вообще, все проекты были направлены на улучшение воспитательно-образовательного ))) процесса в ДОУ... Очень надеюсь, что Ваш ДОУ победит и получит статус МИП (и сам проект хорош, и презентующая его воспитательница!).
      А вот по поводу среды, 24, не уверена, что смогу быть... Если отпустит директор (а очень хочется пойти - я же не видела ни одного школьного проекта)...
      Я придумала новую абракадабру (хотя, кто знает, может такое и есть, чем не тема для диссертации))) ) - "Особенности воспитательно - образовательного процесса в ДОУ через непосредственно образовательную деятельность". Рада нашему общению, Татьяна Ивановна! Успехов Вам в предстоящих конкурсах (в т.ч. конкурсе блогеров!).

      Удалить
    2. Здравствуйте, Татьяна Ивановна, коллеги! у меня радость - завтра буду присутствовать во время завершающей части конкурса МИП... Надеюсь, разрешат фотографировать...

      Удалить
    3. Лилия Павловна, было бы здорово хоть одним глазком посмотреть...

      Удалить
    4. Здравствуйте, Лилия Павловна и Татьяна Ивановна! Предположу, что название "непосредственно образовательная деятельность" - первый шаг к внедрению ФГОС в ДДУ))

      Удалить
    5. Здравствуйте, Наталья Александровна!
      Теперь можно и двумя глазками смотреть)))

      -- Читать про заключительный день МИП--

      Удалить
  4. Лилия Павловна, добрый вечер!Очень была рада Вас видеть. Какой же сегодня был неоднозначный день.Прямо скажу, некорректное высказывание одного из членов жюри в адрес великолепного, неординарного, много и нестандартно работающего с детьми с патологией слуха детского сада, работников дошкольных учреждений несколько возмутило. В течение 2-х лет я посещала все семинары в рамках проектной деятельности в этом саду. Своими впечатлениями о них я поделилась в статьях от 14 декабря 2011 г. "Детский сад 202" и от 15 мая 2012 г. "Давайте говорить друг другу комплименты". Последняя статья, я надеюсь, будет опубликована в газете "Панорама образования" в ноябре. Вадим Георгиевич обещал. Очень прошу, прочитайте их, возможно у Вас будет более полное впечатление об этом замечательном и профессиональном коллективе. А вообще было интересно. Ну, и страшновато чуть, чуть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Татьяна Ивановна! Предлагаю Вам перенести данный комментарий к статье про 3 день МИП... Если не возражаете, там и обсудим...

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^