Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

среда, 4 июня 2014 г.

Собственное мнение, или А как Вы читаете книги?

Ничто так не способствует 
душевному спокойствию, 
как полное отсутствие 
собственного мнения.
С детства люблю читать книги с карандашиком в руках. Конечно, для того, чтобы что-то легонько "черкануть" на полях, нужно быть обладателем этой книги. Подчёркиваю сравнения, которые удивили, подчёркиваю афоризмы, ищу в каждой книге любого автора свои литературные "изюминки"... Зачем? Наверное, не даёт покоя неосуществлённое желание поступить на факультет филологии)))) Но вот интересно мне так!

Ещё со школьных времён сохранилась привычка делать разноцветные закладки:

Несколько месяцев назад в одной из книг я прочитала фразу, которая произвела на меня неизгладимое впечатление.
Но как иногда бывает, когда читается много книг (к сожалению, в последнее время больше в электронном виде), можно и запамятовать, где было прочитано...

"Самые опасные люди - те, которые не имеют собственного мнения, которые при споре не принимают чью-то сторону, а после него становятся на сторону победителя".

Вдумайтесь! Получается, собственное мнение - обязательно?! А как это иногда бывает удобненько))))) Как часто мы встречаем такую приспособленческую (а как назвать иначе?) позицию, когда при решении сложных вопросов, где нужно чётко решить за себя "ДА" или "НЕТ", мы слышим в ответ "НЕ ЗНАЮ", "ПОДУМАЮ", "ЧУТЬ ПОЗЖЕ ОТВЕЧУ"... Одно дело, если это касается чего-то совместного, когда ты сам собою не располагаешь, но если это касается ЛИЧНО тебя одного?
К сожалению, вот такое не высказывание собственного мнения и присоединение к мнению большинства является жизненной позицией многих детей, и их родителей, и даже учителей!
"Как это так, в открытую не согласиться с предложением руководства?? Уж лучше посижу-ка я в стороночке и послушаю, чем всё дело завершится, а потом, видя "разброс" сил, выскажу своё громкое умное Я!" Бывает очень непросто что-то решить сообща, если таких "стесняющихся" набирается много. Но ведь где-то в глубине души у них есть их собственное мнение!!!
Себя я к таким людям отнести не могу... Плохо ли это, хорошо ли, но собственное мнение у меня есть всегда... Если заблуждаюсь или ошибаюсь, признаю чужую правоту, только разобравшись основательно в вопросе, а тогда эта правота уже становится моею))))
Я всегда рада общаться с людьми, у которых есть своё мнение. Пусть оно будет тихим и не кричащим, пусть интеллигентным и выдержанным, но оно должно быть. А иначе - равнодушие и приспособленчество? Я считаю, что такие люди самые опасные.

Афоризмов о собственном мнении много, они ооочень отличаются друг от друга:
Кто со всеми согласен, с тем не согласен никто. (Уинстон Черчилль)
Нет ничего хуже головы, которая не решила, что нужно делать рукам!
Всегда начинаешь немного презирать тех, кто слишком легко соглашается с твоим мнением. (Жюль Ренар)
Ничто так не способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие собственного мнения. (Георг Кристоф Лихтенберг)
Многие признаны злонамеренными единственно потому, что им не было известно: какое мнение угодно высшему начальству? (Козьма Прутков)

Как же разобраться без притчи???




 Наполеон Хилл (философ и психолог успеха из США):
  «Мнение – самый дешевый в мире товар. Спросите любого – и он Вам подарит целый букет. И если при принятии решения Вы будете основываться на чужом мнении, а не на собственном, то не преуспеете ни в чем...»


Афоризм или "крылатая фраза"?
За последние несколько месяцев моя копилка афоризмов значительно пополнилась выражениями не только из книг, но и из газет и электронных СМИ. Но не стоит путать афоризмы и крылатые выражения (фразы).
Афоризм - оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Афоризмы мы используем, чтобы при случае "блеснуть мудростью", показав свой широкий кругозор и начитанность.
А крылатая фраза (выражение) - это афоризм, который плотно вошёл в речь людей. Об авторстве таких крылатых фраз мы даже не задумываемся, а некоторые из них причисляем к пословицам и поговоркам.

Быть может, именно подобные афоризмы, существующие уже не одно столетие, и являются одним из доказательств того, что меткие фразы не имеют "срока давности"?
Хочу поделиться с вами афоризмами, над которыми раздумываю последние месяцы...

Сила дураков состоит в том, что умные люди перед ними совершенно бессильны.

Если тебе плюют в спину - ты впереди.

Мечты - это не полет в реальность, а приближение к реальности.

Нежелание уступать в мелочах - возможная потеря во многом.

А вот крылатые фразы есть такие интересные! Я понимаю, что достаточно спросить у Яндекса и ответ будет получен, но просто улыбнитесь и проверьте себя: Вы знаете эти фразы? Откуда они? Кто их автор? ))))))))))))) Думаю, что многие из них Вы используете в своей речи.
  1. Аппетит приходит во время еды. 
  2. А судьи кто? 
  3. Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.  
  4. За ученого трех неученых дают. 
  5. И жизнь хороша, и жить хорошо. 
  6. На блюдечке с голубой каемочкой. 
  7. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.  
  8. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.  
  9. О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего.
  10. Рукописи не горят. 
  11. Сейте разумное, доброе, вечное. 
  12. Счастливые часов не наблюдают.
  13. Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их. 
  14. Ученье свет, а неученье - тьма. 
  15. Хорошо смеется тот, кто смеется последним. 
  16. Цель оправдывает средства. 
  17. Человек ест для того, чтобы жить, а не живет для того, чтобы есть. 
  18. Человек - это звучит гордо. 
  19. Чем ночь темней, тем ярче звезды. 
  20. Что естественно, то не безобразно. 
  21. Я знаю только то, что я ничего не знаю.  
Здесь приведено множество крылатых фраз с разъяснениями, откуда они появились и кто их автор. Иногда отгадка несколько неожиданна...

Вот так иногда прочитанная где-то и когда-то фраза задевает за живое и становится катализатором размышлений и поиска истины, увлекая всё дальше и дальше...

А Вы собираете афоризмы? 
Может, являетесь автором некоторых из них?
Поделитесь своим любимым афоризмом или крылатой фразой! 

15 комментариев:

  1. Доброго времени суток, Лилия Павловна! Прекрасную тему затронули Вы! Благодатная почва для философских и обывательских размышлений. Ну вот, как тут не вспомнить один из моих любимых афоризмов Юлиуса Фучика: "Только с молчаливого участия равнодушных творятся все преступления на Земле". Это так злободневно сегодня! Молчаливое участие в подлости, предательстве, мягкотелости, политической недальновидности - цепочка обобщений длинная. Стоит только начать нанизывать звенья её цепи - конца и края не видно! Но не будем поднимать народ на стезю политических дебатов, а будем продолжать каждый на своём месте вечный бой Света с тьмой - покой нам только снится! (см. мою аналогичную реплику у Анны Борисовны)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Ивановна!
      Спасибо за одобрение... Знаете, вот как-то внезапно поняла, что в моём окружении уж очень много таких равнодушных...
      Учу всех своих детей всегда иметь собственную точку зрения, иметь мнение и УМЕТЬ его высказывать открыто... Наверное, поэтому и я и мои детки (а к классу восьмому это всегда особо ярко видно) не всегда "удобные")))))))) Учимся быть корректными, учимся быть правдивыми, учимся слышать других...
      Вы правы. Дети часто спрашивают про политику и происходящее, а что тут можно ответить? Вот и говорим о качествах настоящей Личности... Борюсь и буду бороться с равнодушием и отсутствием своего мнения, с приспособленчеством...
      Спасибо за такой прекраснейший афоризм!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Я очень люблю читать и заразила этим всю свою семью. От старшего поколения (бабушек-прабабушек), до самых младших (правнук-племянник), читаем все, читаем всё, читаем разное, но обязательно делимся впечатлением от прочитанного, советуем (или не советуем) прочитать то или иное произведение. Вот, к примеру, мой муж не разделяет мою "страсть" к чтению на ночь Д.Донцовой, а я успокаиваюсь таким образом после напряженного дня. Легко читается, ненавязчивый сюжет, увлекательное занятие. И вот как-то смотрю....а он читает "мою Донцову"...;) Увидел меня и смутился..."больше читать нечего"...и это в нашей 1000-томовой домашней библиотеке? ;) Я не стала его смущать ещё больше, но заметила, что теперь читает открыто. Тоже "успокаивается" перед сном.
    Ваня (сын) больше любит что-то познавательное, заставляющее задуматься. Так я его "подсадила" на советскую фантастику. По крайней мере - это что-то реальное. А вот "фентези" у нас никто не любит.
    Есть то, что читается "в одиночку" - это стихи. Мы как-то не читаем стихи вслух (как это делается у нас с прозой). Стихи - это очень личное, по настроению. Вижу, уселся уютненько на диване со сборником стихов...всё! Человека лучше не трогать! Пусть поразмышляет в одиночестве. :)
    А мне нравится вот такое изречение :
    "Чтоб верно жизнь прожить - знать надобно немало.
    Два верных правила запомни для начала:
    Ты лучше голодай, чем что попало есть.
    И лучше будь один, чем вместе с кем попало" (О.Хайям)
    И вот это:
    "Любую страсть и душит и гнетёт
    Семейных отношений процедура.
    Никто в стихах прекрасных не поёт
    Супружеское счастье. Будь Лаура
    Повенчана с Петраркой, видит Бог,
    Сонетов написать бы он не смог" (Байрон).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, здравствуйте, Эти четыре строчки Омара Хайяма - девиз всей моей жизни. Не стала их цитировать - слишком лично. Но рада, что я не одинока в своих пристрастиях к Хайяму

      Удалить
    2. Ирина Валерьевна, добрый вечер!
      Спасибо, что поделились рассказом о чтении в Вашей семье! Ванечка перечитывает советскую ещё фантастику, а кто знает, сколько из написанного (придуманного) ранее уже стало реальностью или вот-вот станет...
      У нас дома тоже огромная библиотека, которая до сих пор с упоением пополняется. Но вот стихов в ней мало, только очень известных поэтов, обязательно обращу на это внимание при следующем "забеге" на книжный магазин!
      У меня с этими строками Омара Хайама связано очень много! Действительно, чёткое и лаконичное очень мудрое высказывание... Спасибо, что напомнили!

      А за Байрона так и хочется дописать:
      Любую страсть и душит и гнетёт
      Семейных отношений процедура.
      Никто в стихах прекрасных не поёт
      Супружеское счастье. Будь Лаура
      Повенчана с Петраркой, видит Бог,
      Сонетов написать бы он не смог,
      [co="red"]А написал бы миллионы песен
      И был бы более упитан и известен![/co] ;) :)

      Удалить
    3. ...согласна с этим я, пожалуй, на все 100!
      Но назывался-б не Петрарка, а Сосо ... :))
      ...(Павлиашвили)

      Удалить
    4. Ох, Ирина Валерьевна! Вот, что значит лето))))))

      Удалить
  3. Лилия Павловна, здравствуйте. Самая моя любимая фраза из к/ф "Москва слезам не верит" (кто читает мой блог - тот знает) "И в сорок лет жизнь только начинается" (что сегодня и сказала Надежде Александровне). А вот очень понравилось у Вас "...люди, у которых есть своё мнение. Пусть оно будет тихим и не кричащим, пусть интеллигентным и выдержанным, но оно должно быть. А иначе - равнодушие и приспособленчество? Я считаю, что такие люди самые опасные. " О, как же это так! Люди без собственного мнения очень опасны: у них есть на все случат жизни "заготовочка", они не только легко подстраиваются под обстоятельства, а,теперь я поняла, они еще и пиявочки! Насладились в одном месте, сорвали лавры, пора в другое... Прощу прощения за резкость . Наболело! Да и пост как-то в тему моему настроению... (Завтра ЕГЭ по математике - переживаю...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Я думаю, что для того, чтобы быть успешным, да и вообще для того, чтобы быть ЛИЧНОСТЬЮ, нужно всегда иметь собственное мнение. Потому что "заготовочки"-то всегда сработают, но не всю же жизнь приспосабливаться... Это как в биологии - паразитарный тип...
      Обидно видеть такие черты у знакомых, обидно видеть элементы такого приспособленчества в воспитании...
      Пусть всё получается у ребят на ЕГЭ, желаю им выдать на 110% всё, чему их научили в школе!
      Ваши только пишут, потом ещё ждать... а у меня завтра (согласно таблице ЦОКО) уже должны быть результаты... Как-то страшновато... Всё время думаю, что ведь будут-то сравнивать с прошлогодним средним баллом, а он был весьма хорош (77,7 у моих шестерых детей против краевых 65 и российских 57,2.... ).

      Удалить
  4. Лилия Павловна, а у меня при прочтении книг тоже всегда карандашик наготове! Подчёркиваю понравившиеся фразы.
    И что интересно , бывают такие афоризмы, которые сегодня нравятся, а завтра могут и не зацепить... А бывают, которые , буквально, любишь, и читая, каждый раз соглашаешься с их истиной!
    Недавно читала интервью Ирины Хакамады, понравились её слова: "Как бы ни были велики силы, противостоящие тебе, самое главное - быть абсолютно к ним равнодушным. И делать своё дело."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна!
      Наверное, это ещё с детства идёт... Вы правы - сегодня нравится что-то, вроде бы и понимаешь и принимаешь, а потом словно перерастаешь...
      Очень интересный афоризм. Надо подумать. Спасибо!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна! В Вас живёт и фололог, и географ! На самом деле, я думаю, что просто неравнодушный человек и очень многогранный. Темы поднимаете интересные, философские что ли... Один из любимых моих афоризмов. который я часто использую в беседе с родителями, - "Всё хорошо в меру". А ещё я думаю и всегда об этом говорю, афоризм это или нет, что каждый на своём месте должен хорошо выполнять свою работу, тогда не будет такой неразберихи и суматохи в нашей жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
      Спасибо!
      Вы правы - даже хорошее в избытке может быть опасным. А по поводу неразберихи и суматохи - мне кажется, что такое будет всегда... Но... стремиться будем к порядку во всём! ;)

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна! Как всегда, забежала к Вам на минуточку, и уже четверть часа размышляю) У меня в детстве был блокнот, в который я выписывала целые абзацы из понравившихся мне произведений. Чем старше я становилась, тем короче становились фразы) Иметь собственное мнение трудно и не всегда удобно, согласна. Я вот больше всего не люблю, когда оно высказывается в кулуарах, злобно, а когда надо говорить - молчат. Зачем тогда воздух сотрясать?
    Из моих самых любимых афоризмов есть один, который и спустя много лет часто приходит на ум: "Мелочи не играют решающей роли. Они решают всё" Э. Ремарка. Его произведения я не могу часто перечитывать, для меня это как десерт - только в определенных дозах. И про Вас, можно) "Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга" Цицерон

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна!
      Вы правы - такое бывает... Я тоже заскочу к Вам на минутку, и зависаю на читательских конференциях! Вот Вы класс всему городу показали, как надо с первоклассниками (!) блог вести!!! :)
      Нет, не удобно своё мнение высказывать... А вот фраза просто потрясающая!!! Полностью согласна!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^