Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

суббота, 10 января 2015 г.

Новогоднее путешествие в Крым: Севастопольская панорама, морская прогулка, Бахчисарайский дворец, Успенский монастырь, Парк миниатюр (день 3)

Утро пятого января началось с раннего подъёма - сегодня нас ожидала весьма обширная и насыщенная программа:
Севастопольская панорама (музей),
морская прогулка по бухтам Севастополя,
Бахчисарайский Ханский дворец,
Свято-Успенский мужской монастырь,
Бахчисарайский парк миниатюр.
Славно позавтракав (кстати, а почему же я Вам до сих пор не показала, чем нас кормят? В следующем репортаже обязательно исправлюсь!),
наслаждаясь заснеженными склонами Крымских гор, мы отправились в Севастополь...
Расстояние было вроде бы небольшое - 80 километров, но заледенелая дорога оставляла желать лучшего...
В Севастополе мы сразу же направились в Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя – самое большое музейное объединение города. Его ежегодно посещают более полумиллиона человек.
Музей является центром изучения истории Севастополя от основания в 1783 году до настоящего времени. А вот мы идём по заснеженной дорожке в музей...
В состав музея входят:
-- Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.»,
-- Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944г.»,
-- Оборонительная башня Малахова кургана,
-- Владимирский собор – усыпальница прославленных адмиралов,
-- Дом-музей севастопольского подполья 1942–1944 гг.,
-- выставочные залы, открытые экспозиции, кинопавильон.
Для того, чтобы посетить ВСЁ, ушёл бы целый день... Если кто-то остановится на отдых именно в Севастополе, то, конечно, один день нужно посвятить именно этим объектам. У музея есть свой сайт, где можно познакомиться со всеми его объектами.
Вокруг музея - прекрасные клумбы, на одной из которых я и нашла вот это чудо:
Получив билеты, мы отправились смотреть панораму:
По замыслу автора Ф.А. Рубо смотровая площадка Панорамы - это вершина Малахова кургана, откуда посетитель обозревает события, происходящие ранним утром 6 июня 1855 г.
Крымская война... В этот день союзники предприняли первый штурм города.
В переводе с греческого языка слово "панорама" означает "вижу всё вокруг". Живописное полотно длиной по окружности 115 м, высотой 14 м поражает своими размерами, а изображённые на нем события - широтой и масштабностью.
Панорамная форма картины позволяет показать поле боя на несколько десятков километров вдаль, а также множество происходящих одновременно на большом пространстве эпизодов с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур).
На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат - основной силы в защите города.
Среди героев живописного полотна - реальные участники обороны: хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал П.С. Нахимов и другие.
Наша группа стояла на ступенечках вокруг картины, а экскурсовод рассказывала нам о том, что изображено на полотне.
В годы Великой отечественной войны полотно было повреждено, т.к. в музей попала бомба. Полотно частично сгорело (около трети), но потом было восстановлено художниками по фотографиям.
Посмотрев полотно и экспозиции возле него (обратите внимание, нижняя часть - объекты, словно являющиеся продолжением картины, а не нарисованные детали),
мы спустились на этаж ниже.
Здесь можно было самим посмотреть и прочитать пояснения.
А потом немного погуляли по парку вокруг музея.
И здесь нас ждали исторические объекты.
Мы увидели только малую часть музея, но такое охватило чувство гордости за свою страну!
И вот мы на центральной городской набережной Севастополя. Нас ждёт увлекательная морская прогулка по бухтам Севастополя!
Два небольших катерка вместили нашу группу. Каждому выдали сухой плед для защиты одежды от возможных брызг.
Впереди - вход в Севастопольскую бухту. Сейчас его ширина 800 метров, а раньше доходила до 2 км.
И сразу же мы видим Памятник затопленным кораблям, который является символом Севастополя. Он расположен на набережной Корнилова, рядом с Приморским бульваром. Его высота около 17 метров, он был возведен в 1905 году, в честь 50-летия первой обороны Севастополя. События этих дней считаются одним из самых скорбных и в то же время героических эпизодов в истории Российской империи. После поражения русской армии от англо-турецких войск на реке Альма Севастополь оказался в крайне тяжелом положении. Чтобы вражеские суда не смогли подойти к берегам Северной бухты, командование принимает решение затопить устаревшие парусные суда на входном фарватере. Приказ был исполнен 11 сентября 1854 года. Корабельные команды сошли на берег и продолжали защищать город на бастионах. Зимой 1855 года для укрепления подводной преграды между Николаевской и Михайловской батареями пришлось затопить еще несколько старых линейных кораблей. Нелегко Корнилову далось это решение, но это был единственный способ не подпустить вражеские корабли к берегам родного города. (Источник информации - http://relaxtravel.ru/339-pamyatnik-zatoplennym-korablyam.html)
Всё это нам рассказал капитан нашего катера, бывший моряк-подводник, который не только вёл катер по бухтам, но и рассказывал о том, что мы видим.
К сожалению, не сильна я в названиях кораблей, в их истинном предназначении, а потому просто слушала капитана, просто затаив дыхание и наполняясь гордостью за нашу Родину.
Десантные корабли...
Корабль-госпиталь:
Буксировочные корабли...
Ремонтные корабли и погрузочные...
А это подводная лодка, правда, уже списанная на берег. Она используется для обучения будущих подводников. Училище на заднем плане.
Птичкам она тоже понравилась))))
Ремонт на плаву...

Небо радовало яркими красками, совсем не зимними)))))
И вот мы приближаемся к главной площади Севастополя,
на которой установлена городская ёлка.
Пошёл снег, срочно захотелось согреться перед прогулкой по набережной.
Дома, выходящие на площадь, были особенны:

А вот и общий вид:
Поразило множество птиц. Кстати, люди, прогуливающиеся по набережной, подкармливают их, кидая кусочки хлеба.
Здание театра:
Ну а мы, спрятавшись в тепло автобуса, передвигаемся вместе с ним в сторону Бахчисарая, где делаем первую остановку на обед в кафе национальной кухни. Для нас сделали дегустацию вин:
Не удержались мы с мужем, купили родственникам травяные бальзамы. Они настояны на спирту, но употребляются только как добавки в чай или кипяток. В их составе более 30 трав...

И вот - знаменитый Ханский дворец Бахчисарая.
Я снова открываю блокнотик для памятных записей))))
По узкому мостику мы переходим через речку Чурук-Су ("гнилая вода") и подходим к воротам, над которыми видим изображение двух переплетённых змей - символов правителей Крымского ханства. Перед ним площадь со множеством розовых кустов. Да, зима, кусты не цветут, но и во времена крымских ханов тут не было цветов, а проходили парады...
Все здания сохранились с давних времён.
Видим портал Алевиза:
А внутри - яркие узоры по всему - стенам, окнам, дверям...
Потолки в основном деревянные, но покрыты золотой росписью.
Это главный зал - диван.
Как пояснил экскурсовод, сами диваны и подушки, предметы быта во дворце древние, но не принадлежали именно ханам, т.к.
когда последний из них покидал дворец, то забрал с собой всю его утварь. В Зале Дивана (Совета и Суда) хан и его приближённые осуждали и решали важные государственные дела.
С особым трепетом входим в малую дворцовую мечеть.
Роспись стен сохранилась со времён крымских ханов.
А это наш экскурсовод - Геннадий. Если будете во дворце, очень рекомендую попасть именно в его группу. Я слышала, как проводят экскурсии другие (постоянно пересекались с другими группами), поверьте, разница очень большая...
А вот и знаменитый самый большой фонтан Ханского дворца - Золотой фонтан. Он сооружён в 1733 году. Своим названием обязан позолоченному орнаменту на мраморной облицовке.
Но многие из нас слышали не о нём, а о Фонтане слёз, который стал памятником любви жестокого хана Крым-Гирея к одной из его жён - Диляре. На верхней чаше фонтана лежат две розы из сада. Считается, что Александр Сергеевич Пушкин положил их на фонтан, когда задумал поэму "Бахчисарайский фонтан".
Перед ними Соколиная башня. Считается, что её название таково из-за того, что в ней держали соколов для охоты... Ну и немножко следили за тем, чтобы никто посторонний не проник в гарем хана! Вокруг гарема - самые высокие стены. Интересно, стены для того, чтобы чужие не проникли посмотреть на ханских жён или... для того, чтобы женщины не пробрались жить в гарем на всё готовенькое? (Эту версию выдвинули некоторые экскурсантки, чем вызвали хохот всей группы.) А что? вокруг дворца жили бедняки, трудились, работали, а тут такая возможность жить на всём готовеньком? ))))))))
Итак, гарем ("запретное")...
Гаремом называли женскую половину дворца,
где в сытости и довольстве проживали жёны и наложницы хана. Они соблюдали хиджаб (затворничество) и могли прогуливаться только по небольшому садику, огороженному высокими стенами. Это фото гостиной комнаты гарема.
Все деревья в садике очень древние.
Вид на Большую ханскую мечеть:
С левой стороны главной площади (на фото сверху) расположен Музей истории и культуры крымских татар.
Там мы посмотрели выставку из фондовых коллекций заповедника.
Это была комната невесты, где под потолком обязательно развешивались её вышивки - символ мастерства. Иногда таких вышивок невеста могла принести в дом жениха до 400 штук...
Посетили мы и мезарлык - фамильное кладбище бывших повелителей Крыма - Гиреев, и более чем сотней надгробий. Но фотографировать я не стала, да и вышла раньше всех...

Движемся дальше!
Теперь нас ждёт Свято-Успенский монастырь.
Мужской монастырь, который мы посетили, находится всего лишь в двух километрах от Бахчисарая в скале на краю отвесного обрыва. Он один из самых древних в Крыму.
 Подняться к нему по заснеженной дороге, идущей в гору, было тяжело... Но то, что нам открылось, стоило того! Здесь, на неприступных скалах, возникли многочисленные монастыри - Шулдан, Челтер, Качи-Кальон и Успенский монастырь.
Существует множество легенд о возникновении храма. По одной из них пастух по имени Михаил увидел на скале икону Богоматери и горящую свечу перед ней. Жители села с большими почестями перенесли икону в селение, но утром она вновь оказалась на том же самом месте на скале. Тогда поняли люди, что Божьей Матери угодно, чтобы её икона находилась именно здесь! И высекли они в скале храм, а к храму - ступеньки и перенесли туда икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, в день Успения Богоматери, поэтому новый храм был посвящен этому событию. А ущелье получило название Марьям-дере - ущелье Святой Марии.
Второе предание говорит о том, что на жителей округи нападал злой змий. Однажды, после усердных молитв Богородице, на одной из скал люди заметили горящую свечу. Прорубив к ней ступени, жители нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия.
Во время первой обороны Севастополя в монастыре размещался офицерский госпиталь.
На фото сверху только вход в храм по лестнице, а сам храм внутри скалы - видите, наверху горит огонёк? Это окошко...
С площадки перед храмом мне открылся чудесный вид на ущелье с остатками греческого поселения и ещё одним храмом.
Напротив, в скале, видны необычные постройки, напоминающие украинские хаты, только крыши их не из соломы, а свисающие скальные породы, к которым пристроили стены. Это подсобные помещения монастыря:
Оттуда раздавалось кудахтанье, ржание и блеяние... Подробнее о монастыре и его богатейшей истории можно прочитать здесь.
Начинает смеркаться... Мы спускаемся вниз, а меня обуревают сомнения -
неужели мы не попадём в Бахчисарайский Парк миниатюр???
Но переживала я зря - в парк мы попали и испытали очень сильные положительные эмоции от него!
В парке представлены миниатюры зданий и памятников Бахчисарая, Севастополя, Ялты, Алушты, Фороса, Симеиза, Гаспры, Мисхора, Судака, Феодосии, Евпатории, Черноморского.
 "Крым в миниатюре на ладони" - это полное правильное название Парка. Это третий и самый большой по величине парк миниатюр на полуострове, где собраны все историко-культурные и архитектурные достопримечательности полуострова в масштабе 1:25. Здесь представлены самые значимые миниатюрные копии исторических и архитектурных памятников Крыма.
Вот так выглядел билетик:
А внутри парка, покрытого не только снегом, но и ночью, всё очень красиво! Тихонько играет красивая музыка, под которую мы погружаемся в новое путешествие под руководством экскурсовода...
Все миниатюры расположены на некотором отдалении друг от друга.
Возле каждой - электронный экран, на котором можно прочитать информацию о каждой достопримечательности Крыма.
Я думаю, что этот Парк нужно обязательно посетить каждому, кто будет отдыхать в Крыму. А что - представьте, как будет интересно потом рассматривать фотографии не только самих достопримечательностей, но и Вас возле них, только миниатюрных!
Очень сожалею, что домик Чехова в Ялте я не посмотрела...
А вот как выглядит в Парке замок "Ласточкино гнездо":
В этот дворец мы собирались на экскурсию на следующий день, а потому было интересно о нём что-то узнать заранее...

Величественный Воронцовский дворец...
Помню! Сравниваю! Узнаю!
А вот в Массандровском дворце побывать не удалось...
Ну что ж, есть, как говорится, к чему стремиться! ))))
А вот и знаменитый Ливадийский дворец, который мы посетили в предыдущий день.
Фотографировала я его, а потом решила сделать сюрприз для читателей моего блога))))
Дело в том, что каждый экран возле миниатюр мог показывать информацию на русском языке, украинском и английском. А также проговаривать её... Было очень холодно, но я попробовала снять видео для Вас. Так что, простите за дрожащее изображение)))

Обратила я внимание и на миниатюру Панорамы Севастополя..

И на Ханский дворец...

Ещё в Парке было много миниатюр, очень разных и красивых! Представляю, как красиво тут весной или летом! Рекомендую!
А эту статую Вы узнали?
Был там и детский городок с мультяшными персонажами.
У Парка миниатюр в Бахчисарае есть свой сайт, там можно найти и контактную информацию, и описание большинства экспонатов. Мне очень-очень-очень там понравилось!

Вот таким насыщенным и интересным был третий день нашего с мужем путешествия в Крым! Когда мы на обратном пути обсуждали поездку, то на вопрос, какой день был самым сложным - оба ответили, что этот... Но и на вопрос о том, какой день был самым запоминающимся, ответили точно так же...

Возвращаясь после экскурсий в гостиницу, мы и не предполагали, что завтрашний (четвёртый) день преподнесёт нам сюрприз... Впрочем, не буду забегать вперёд, а попробую поскорее об этом написать!

Прочитать все сообщения о путешествии в Крым в январе 2015 года можно ЗДЕСЬ.

1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Затаив дыхание мы всей семьёй путешествовали вместе с Вами. Здорово! Меня только насторожила зимняя морская прогулка (боюсь воды :)) )
    А ещё мне было интересно разобраться в следах на дороге. Сложилось такое впечатление, что человек шел, потом остановился и попятился. А три "следодорожки" почему-то были такие, как будто прыгали на одной ножке :)) Загадка?
    Очень ждём продолжения путешествия.
    Спасибо за интересную (бесплатную ;) ) экскурсию :-bd

1. Здравствуйте, Ваня, Ирина Валерьевна, Иван Юльевич!
      Ну да, получается, самые бесплатные экскурсии, не зависящие от погоды, получаемые в удобное время! :)
      Следы были мною сфотографированы, т.к. очень непривычен вообще снег был, да ещё в таких количествах! Перед фотографированием там целая группа людей прошла, а потому неизвестно, прыгал ли кто, или даже пятился)))))

2. Здравствуйте,Лилия Павловна! Как полезно читать репортажи тех коллег,которые были в Крыму.Ведь я не видела миниатюры.Спасибо в том числе и за ссылки.Обязательно прогуляюсь после комментариев.
    Параллели с Севастопольской панорамой легко проводятся моими учениками в Волгограде. (тут же мини-скульптура и Мамы-Родины).После посещения такой экскурсии хочется освежить голову,почитать,припомнить историю.За зданием панорамы есть уникальный зал папанинцев,тех самых,которые дрейфовали в тридцатые годы на льдине.Один раз удалось посетить его с детьми,которые сейчас учатся в 10 классе.Это тоже веха в истории.Было бы на всё время!
    Лилия Павловна,Вы позже опубликуете рассказ о Владимирском соборе и Херсонесе, или экскурсия не состоялась?
    Очень понравились фото морской прогулки.Какое небо! А воздух! Крепкий, свежий,правда иногда с примесью хлёстких порывов зимой и весной!Всегда восхищаюсь плавучими доками,а мальчишки пытаются ухватить взглядом вооружение и сосчитать.Пытливым парням при усердии со временем и история даётся неплохо.Любой мужчина подтвердит мои слова.
    Обожаю место,в котором расположился Свято-Успенский собор! Разве не сказка? Подниматься ,да,немного усилий надо,особенно по снежной дорожке.Один раз ,в 2001 году мы ночевали в горной гостинице Бахчисарая.Дети,которых никогда не уложить,спали,как ангелы из-за чистейшего воздуха.Освящённая вода на территории монастыря почему-то никогда не провоцирует простуду.А ведь она ледяная.Возьму на заметку ваш совет по поводу экскурсовода Геннадия.Наши профессиональные уши не проведёшь.Позвольте задать вопрос,возможно,опережающий.Как Вам "автобусный "экскурсовод? Пока то,что я читаю,Ваше усердие,внимание,труд и ответственность.(Ручаюсь,не все экскурсанты записывали!).Но я не чувствую параллели экскурсовод-экскурсант.Или я ошибаюсь...Лилия Павловна,не огорчайтесь,что чего-то не увидели,хотя я надеялась,что вашу группу отвезут в Никитский ботанический сад,это тоже Ялта,всё рядом.И пусть кто попробует мне сказать,что там зимой делать нечего.Есть!А может,это ваши будущие путешествия по Крыму по проторенной дорожке с новыми открытиями.Неважно,вдвоём или с учениками-Крым всегда прекрасен!Мои любимые экскурсоводы более двадцати лет возят экскурсии по полуострову и не всё ещё объездили.Тем ценнее новые знания!
    С уважением и благодарностью,Елена Анатольевна.

1. Здравствуйте, Елена Анатольевна!
      За четыре дня, к сожалению или к радости, что осознаёшь необходимость вернуться, ВСЁ в Крыму посмотреть невозможно… Я писала в сообщении Новогоднее путешествие в Крым: планы, надежды, обещания... программу экскурсий, к сожалению, по погодным и иным причинам (нехватка времени, ремонт) и она не вся выполнена… Вот так мы не побывали во Владимирском соборе… А Херсонеса не было даже в предложенной программе. Я в сообщении-анонсе про Крым отметила места, где мы побывали. О чём-то уже написала, над чем-то работаю – собираю в кучку свои «заметки на полях» :) ;) , обрабатываю фото…
      Бахчисарайский воздух зимой был наполнен горной чистотой и свежестью, даже не представляю, сколь он будет головокружителен, если к нему ещё добавится аромат роз из парка Ханского дворца! Воду из монастыря привезла в Краснодар.
      "Автобусный экскурсовод" вызвала РАЗНЫЕ эмоции, некоторой частью которых я обязательно поделюсь с директором организовавшей поездку туристической фирмы))))) Ну и, конечно же, в своём блоге, но в итоговом репортаже про Крым… Записывала только я, остальные только слушали и фотографировались. Конечно, Елена Анатольевна, много было мест вокруг, которые хотелось посетить, но это пресловутое ВРЕМЯ, которое очень быстро пролетало!!! Значит, нужно будет ещё вернуться в Крым, как минимум ради Никитского сада, Массандровского дворца и домика Чехова!

2. В добрый час,Лилия Павловна! Спасибо за Ваш ответ.Про экскурсовода я всё поняла и,если появится желание отправиться в Крым,я помогу с гидом,за которого мне лично не будет неловко.
      Если был в программе Владимирский собор,то Херсонес никак не могли бы пройти мимо хотя бы потому,что это одна территория.С уважением,Елена Анатольевна.

3. Елена Анатольевна, всё же посвящу в конце несколько строк экскурсионному обслуживанию :))
      Экскурсовод старалась в меру своих сил...
      Ну вот, теперь хочется ещё и в Херсонес!!!

3. Спасибо за продолжение волшебного путешествия, Лилия Павловна!
    Рассказала о красоте, которую Вы выложили в блоге, маме, а она говорит: "Вот и съезди с Машей летом в Крым!" Вот такой разговор...
    Спасибо ещё раз за такое обилие фотографий, ведь одна фотография стоит 1000 слов!

1. Здравствуйте, Ирина Александровна!
      Крым красив зимой, а уж весной или летом будет вообще прекрасен! Стоит задуматься над предложением Вашей мамы!! Вот только с ребёнком я бы порекомендовала не набирать МНОГО экскурсий, а выборочно, точечно, посетить интересующие достопримечательности, чтобы осталось время на отдых и купание в море! Ну вот представьте, какова была насыщенность нашей программы, что мы иногда (как в описываемый день) выезжали в 08-30, а возвращались в 21-00!

4. Здравствуйте,Лилия Павловна! Вам несказанно повезло, что удалось сфотографировать памятник затонувшим кораблям в Севастополе, т.к. раньше делать это было строжайше запрещено из-за стоянки боевых кораблей. А теперь Вы без труда выкладываете их фото - это удача! С интересом "бродила" по Бахчисарайскому дворцу и отметила, что все экспонаты на прежнем месте))) Летом весь двор ханского дворца утопал в цветущих розах. Сохранились ли розовые кусты сейчас? С интересом рассматривала миниатюры (раньше их не видела). Скульптуру "Родина-мать зовет", конечно же, узнала, ведь Мамаев курган проезжаю всякий раз, когда еду к родителям в Астраханскую область. Кстати,Севастопольская панорама очень схожа с подобной в Волгограде. Невероятное чувство возникает, когда обходишь экспозицию. Горечь и гордость. Смотрела на фотографии и вспомнила слова из песни Ю.Антонова:
    На Федюнинских холмах - тишина.
    Над Малаховым курганом - сны.
    Будто не было войны, но война
    похоронена на дне тишины.
    И казалось бы, всему вышел срок,
    тридцать лет менялась в море вода.
    А как выйдешь, как шагнешь за порог -
    и от маков не уйти никуда.

Маки, маки, красные маки -
    горькая память земли.
    Неужели вам снятся атаки,
    неужели вам снятся атаки
    тех, кто с этих холмов не пришли?
    Спасибо огромное за репортаж! На фото с мультяшными героями одного из замечательных персонажей не узнаю в гриме: принц из "Спящей красавицы"?;)

1. Здравствуйте, Наталия Львовна!
      В Ханском дворце сохранилось много розовых кустов, правда, они к зиме обрезаны и укрыты от замерзания. Думаю, уже весной порадуют буйством красок и аромата!
      Прочитала Ваши слова про памятник затопленным кораблям и содрогнулась... Вдруг, нельзя и сейчас?! Но, думаю, если нельзя, то об этом бы предупредили заранее, тем более, что все фотографировали и Памятник, и военные корабли, а капитан катерка всёёёёё это видел... ;)
      Я так поняла, что Парк миниатюр не так давно построен, так что, Наталия Львовна, будете на родине, может, посмотрите их в другое время года, покажете нам... А то всё у меня в снегу получилось :( , хотя тоже красиво!
      О да, это самый настоящий принц из сказки! ;) Добрый и очень спокойный), не то, что мультяшные герои)))

2. Лилия Павловна,не пугайтесь, Памятник теперь открыт для доступа, все законно!))) Никитский ботанический сад срочно посетить (пусть и в следующий раз, но летом, ближе к сентябрю)! Помню, как отец украдкой от экскурсовода собирал гербарий там, даже листочек бамбука раздобыл (нам в школе на лето задали гербарий собрать, но учительница потом его так и не вернула). Да, для осмотра Крыма потребуется много времени, хотя бы потому, что еще есть Крым водный и подводный!!;)) Его-то я просто обожаю!!

3. Наталия Львовна, вот, когда стоит воскликнуть: "Я знаю, что я ничего не знаю!" Подводный Крым..???? Даже не слышала про это!

5. Добрый вечер, Лилия Павловна! И как Вы всю информацию запоминаете? Можно и не ехать никуда, Вы всё так подробно написали :) Шучу. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
    Вот жили же ханы! "Шоб я так жил!"
    "Древнее деревце" понравилось! Интересно, а на сколько оно древнее? В бальзамах я не разбираюсь, впрочем как и в винах.
    Спасибо за экскурсию, Лилия Павловна!
    Буду ждать информации о завтраке и конечно, о пароме :)

1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Запомнила я лишь малую толику, ведь и экскурсовод в автобусе рассказывала, и внутри музеев рассказывали ОЧЕНЬ много!
      И ханы жили, и князи с царями - весьма отменно! Думаю, что кто-то и нынче так живёт))))))) Деревцу, как я поняла, около 100 лет. По меркам Бахчисарая это, конечно же, не так много. Бальзам я привезла свекрови - уж очень заманчиво расписывали его лечебное действие!
      Будет про паром и про завтраки-ужины! ;)

6. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Огромное Вам спасибо! Больше всего мне запомнилась морская прогулка (долго рассмотривала фотографии кораблей). Обожаю смотреть на море и корабли. Завораживает..
    С удовольствием совершила путешествие по Бахчисарайскому дворцу.
    А у меня радость - сегодня была на Присяге сынули. Это самое лучшее событие и подарок на новогодних каникулах.

1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Смотрите-смотрите фото военных кораблей, а то боюсь, как позвонят из... конторы, да как попросят убрать (в лучшем случае) :)
      Поздравляю Вас! Это очень значимое событие! Надеюсь, всё в армии у него будет хорошо!

7. Статуя с Мамаева Кургана вполне узнаваема, Лилия Павловна. Спасибо за все ссылки, с удовольствием отправляюсь по ним. Фотографии много стоят, не имея возможности посмотреть воочию, с удовольствием путешествую вместе с Вами, получая настоящее удовольствие. Поразил своим разнообразием, размахом и великолепием Парк миниатюр в Бахчисарае. А снег внес свою красоту, особенно поразили следы, Ваня, как всегда отличился наблюдательностью....

1. Да, Анна Борисовна, конечно же, Вы правы! Этот Памятник не узнать невозможно!!!
      По ссылкам можно найти очень много всего интересного! У меня даже возникла идея нового проекта для блога...
      Оказывается, таких Парков миниатюр уже три в Крыму. Вот только представьте, как было бы интересно сразу же после прибытия на автомобиле в Крым сначала посетить этот Парк, посмотреть на мини-копии, послушать описания, а потом выбрать те достопримечательности, где хотелось бы побывать, проложить самый удобный маршрут и... в путь!

2. Может быть, именно так я и начну в будущем свое знакомство с Крымом.. Мечтаю

8. Анонимный11 января, 2015 00:38

Здравствуйте, Лилия Павловна! Насыщенная программа...С особым интересом я рассматривала корабли. Просто тут дело давнее и глубоко личное. Гена, отец моих детей, в свое время служил в Севастополе. Помнится, я еще собиралась к нему приехать на день ВМФ. Но в то время Севастополь был закрытым городом, и попасть туда не представлялось возможным. Но фотографии кораблей мне, ой, как знакомы! Все рассматривала бортовые номера. Да кто ж теперь знает, где он - БПК (боевой противолодочный корабль) "Красный Крым" с бортовым номером 703? Может, далеко в плавании, а может, списан по старости... Но все равно екнуло сердечко, на несколько мгновений вернувшись в молодость. Туда, где были счастье и любовь...

1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Программа была настолько насыщенной, что с трудом добирались до кроватей! Но хотелось ещё и ещё!!!Столько всего не увидели, не услышали, не поняли...
      Я даже потом посмотрела все сделанные фото в этот день, но корабля с таким бортовым номером не нашла...
      Надежда Александровна, выздоравливайте поскорее, пусть здоровье прибавляется, а настроение и оптимизм улучшаются!

9. Здравствуйте, Лилия Павловна! В очередной раз говорю Вам "спасибо" за виртуальную экскурсию! Меня, как и Надежду Александровну, впечатлили больше всего корабли севастопольские! Наверное, тоже потому что с этим городом связана наша семейная история. Мне всегда там хотелось побывать!
    Сколько же впечатлений и эмоций Вы получили за рождественские праздники! На целый год хватит :)

1. Здравствуйте, Ирина Петровна!
      Спасибо Вам! Признаться, так тяжко было уменьшать все фотографии, но я это сделала прежде всего для Вас, чтобы поделиться с Вами эмоциями и впечатлениями! Рада, что Вы можете посмотреть!
      И у моей семьи с Севастополем связана семейная история, наверное, каждая российская семья чем-то или кем-то связана с Крымом...
      Ну... не знаю, хватит ли на год, но до конца года учебного, наверное, да...

10. Вот уж, действительно, обширная и насыщенная программа, Лилия Павловна! Мне очень понравился Ханский дворец, монастырь, музей крымских татар и свисающие скалы... Пересматривала несколько раз. Всё так необычно и самобытно, удивительно... Даже в зимнем наряде.
    Спасибо за подробную фото-экскурсию!

1. Жанна Витальевна, мне очень понравился этот тут именно своей насыщенностью и тем, что мы посетили самые известные достопримечательности Крыма. Я думаю, что для первого знакомства - отлично! А вот если потом ехать, то, конечно же, можно углубляться и углубляться в разные направления крымских достопримечательностей... Крым хорош в любое время года! Вот только не в любое время года некоторым получается его посетить... Экскурсовод и местные жители говорили, что лучше всего (чтобы и в море покупаться, и музеи посмотреть, и людей было поменьше) сентябрь и начало мая...

11. Здравствуйте, Лилия Павловна! Мне очень понравились Ваши экскурсии. Только кажется, что программа очень насыщенная. Я бы хотел помедленнее и поподробнее ознакомиться с достопримечательностями Крыма. Наверное, для этого надо ехать "в частный сектор"? Самостоятельно.

1. Здравствуйте, Иван Юльевич!
      Вы правы - ОЧЕНЬ! Но когда есть только 4 дня, хочется посмотреть побольше... В частный сектор - отличная идея! А в пансионатах можно "дозаказать" экскурсии, или просто самим на общественном транспорте с путеводителем попутешествовать! Мне повезло - я нашла именно тот тур, где были самые-самые (по моему мнению) экскурсии, а сколько всего осталось "за кадром"!!!

12. Здравствуйте, Лилия Павловна! Впервые видела Бахчисарайский ханский дворец!!! Красота!!! Правда, у Вас есть свой Дворец и Хан)))
    Иллюстрации, как в книге сказок!!! Вам надо выпускать свои сборники путешествий Географочки!!! Чур, первый выпуск в нашу школу!

1. Добрый вечер, Наталья Александровна!
      Обуреваемая сегодняшними грустными делами, села вечером перечитать сообщение, немного "вернуться" в Крым... Думаю, весной он будет ещё прекраснее!
      Ох, нет, сборники путешествий - это не для меня... Сначала нужно этих самых путешествий, а лучше с открытиями!, насовершать))))
      Во дворце пока разруха, но идут обновления благодаря "хану" :)) :)) :))

2. Лилия Павловна, не отказывайтесь сразу от сборника)))). В Географочке читала о карте путешествий географа, а если карта с иллюстрациями?!!!!!
      А у меня дочка фотоаппарат с фотографиями с Эльбруса (и все последние фото с конца декабря((() забыла в автобусе. Любуюсь Вашими (фотоаппарат обещали отдать экскурсоводы - но я грущу. Знаете, как блогеру без любимых кадров!).
      Самая темная ночь перед рассветом! А с Ханом одно удовольствие его встречать!

3. Наталья Александровна, признаться, после того мастер-класса у коллеги-географа, увидев карту путешествий, тоже решила сделать такую в классе! Но заполнять вместе с ребятами! Конечно, туда войдут и мои крымские экскурсии, тем более, что и себя стала фотографировать в качестве "модели" к пейзажам, а не только супруга)))))))

4. Лилия Павловна, а если в Географочке сделать свою Карту путешествий?! я бы обязательно внесла несколько любимых географических точек! Тем более, что контурную карту научилась заполнять, благодаря Вашим постам.

5. Да, Наталья Александровна, и над этим думала, но не совсем устраивают те сервисы, что нашла. То текст нельзя добавить, то фото маленькие получаются... Может, Вы что-то посоветуете??
      А где это Вы контурную карту заполняете? )))) Неужели у ребят в начальной школе они есть? Мне мои пятиклассники доказывали, что они не знают, что это такое...

6. Есть, Лилия Павловна, контурные карты: в тетрадях по кубановедению, окружающему миру.
      Сервисы будем искать. Помните Ваш любимый мотиватор)?.

7. Спасибо, буду знать!
      Да помню, конечно, будем искать оптимальный вариант! Но если вдруг чего интересного увидите - Вы уж поделитесь! :)

13. Отличный репортаж, Лилия Павловна! Обязательно побывайте летом в Крыму и лучше без турагенства, чтобы не торопиться, самим составить программу. Ведь Вы уже о многом слышали, многое увидели, многое узнали. Рядом с монастырем в Бахчисарае есть город Чуфут- Кале. Это просто что-то потрясающее! Виды открываются с высоты гор незабываемые!
    Я провела в Бахчисарае и его "пригородах" весь день. Это так здОрово!
    Добираться можно до любого значимого места на общественном транспорте (дешевле всего на электричке, просто копейки), а дальше билеты в музей, но обязательно с экскурсией.
    Еще раз спасибо за репортаж!

1. Спасибо, Ольга Николаевна!
      Летом - нет, скорее всего, даже категорически НЕТ... Я совершенно не переношу жару, болезненно, потому и стараюсь летом не делать длительных "вылазок" по улицам и транспорту... Но подумаю, обязательно!
      Чуфут-Кале - мечта, которая пока не осуществилась, но очень наслышана. Ольга Николаевна, какие же у Вас, наверное, сильные остались впечатления от всего увиденного-узнанного!!!

2. Тогда отпуск в сентябре :) Впечатлений очень много!

3. Да, Ольга Николаевна, с 1 числа как раз людей поменьше будет! :)) :)) :))

14. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за чудесные экскурсии! Нахожусь в полном восхищении! Представляю, сколько потрясающих эмоций получили Вы, видя всё своими собственными глазами! Жду продолжения!

1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Эмоции, как оказалось, получила продолжительные. А благодаря репортажам в блог, они и продолжаются))))) Продолжение обязательно будет, завтра.

15. Добрый вечер, Лилия Павловна! Как я взгрустнула о прошлом, рассматривая ваши фотографии. Из нашей семьи я единственная, кто был в Крыму. В далеком 1980 году. На память осталось несколько фотографий. Тогда их делали "организованно", экскурсовод приводил фотографа и вся группа снималась на память, а потом мы из выкупали по баснословным ценам: 1,5 рубля за штуку (при зарплате 75 рублей). Но память осталась.
    Мне тоже захотелось отправиться по тем местам, показать сыну, мужу, дочке, внуку, зятю красоту Крыма. :)
    Вдруг получится?

1. Добрый вечер, Ирина Валерьевна!
      Знания, как и впечатления, имеют свойство угасать... А потому, если будет такая возможность, то поскорее в Крым!
      У меня дома тоже сохранились такие групповые фотографии из Крыма, так интересно рассматривать, особенно задние планы - нет ни высоток, машин иностранных, мало людей...
      Главное - захотеть! Вы помните мой любимый мотиватор?! ))))))
      [im#]http://4.bp.blogspot.com/-cVuJ8VPeVJg/VI3NQ11B77I/AAAAAAAAjQ4/AHur0v9QqTA/s1600/%D0%BC%D0%BE%D0%B9%2B%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D0%B9%2B%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80.jpg[/im]

16. Лилия Павловна, как же интересно почитать такие зимние впечатления от посещения Крыма. Никогда там не была зимой, потому, к примеру, не помню, чтобы пускали на кладбище Гиреев. Лето - пора свадеб, все культовые сооружения никак не могут посещаться экскурсантами, потому мои фото этого объекта, весьма интересного,только через решетку...
    А все-таки Крым заслуживает неспешной прогулки. Как здорово в жаркий день отдохнуть после посещения очередной достопримечательности в уютной чайхане где-нибудь вблизи Бахчисарая. Здесь предложат ароматные чебуреки, ведь если не ел чебуреки в Бахчисарае, то нельзя сказать, что знаешь их вкус... А сколько интересных мест в Крыму, которые не предлагают экскурсантам. То, что ваше открытие Крыма состоялось - здорово, но как же здорово будет продолжить его исследование!

1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Я тоже была удивлена, что на кладбище пустили... Вы правы - если не спешить, останавливаться и наслаждаться каждым мгновением, то всё будет совсем по-другому... Теперь мои открытия следует продолжить)))) Постараюсь летом или весной!

17. Лилия Павловна, как же интересно!.. То, что не видела.., а те места, что когда - то сама посетила - вообще отозвалось сильными эмоциями! :) Например, у меня есть фото на фоне дерева... Я тоже, когда приехала тогда домой, подумала, что, пожалуй, Бахчисарай со своей иной культурой, красотой запомнился мне особенно.

1. Здравствуйте, Екатерина Андреевна!
      Поймала себя на мысли, что сама возвращаюсь к написанному и сфотографированному почти каждый день - хочется обратно))))) Бахчисарай - особое место. Да, совсем иная культура, но как же там красиво!!!

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^