Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

воскресенье, 10 января 2016 г.

Новогодние каникулы в Архызе: день 3 - Большой Телескоп Альт и Архызский Лик

Продолжение.
Начало читайте здесь (день 1) и здесь (день 2).
Утро третьего экскурсионного дня началось непривычно рано - в 07-00. Самое главное - все проснулись здоровыми!!! А одежда высохла на батареях полностью! Вчерашняя непогода на канатной дороге и пешая прогулка по слякоти не оставили свой след в наших организмах и на нашей одежде!
Нужно было в соответствии с намеченным вчера планом группы собраться к 08-00 на завтрак, уже уложив свой багаж. Во всех путешествиях, когда мы собираемся, у нас с МММ как-то само собой сложилось, что я собираю свою сумку (документы, фотоаппараты, зарядки-блокноты-ручки-салфетки...) и сумку с провизией в дорогу, а он собирает основной багаж. Так что, если что-то и забыли, виноватый отыскивается быстро)))))))
На завтраке опять понравилась каша - на этот раз была овсяная с кусочками чернОслива (так сказала работница кухни) и снова достался лишний кусочек сыра))))))
А потом...
Александр Григорьевич Рябухин, наш экскурсовод, после завтрака объявил, что автобус водители пытались починить, спали ночью всего лишь часа три, но не смогли (что неудивительно - как сказал МММ - поломка АКПП обычно ремонтируется в условиях мастерской, да и дело это не такое быстрое, ведь потом нужно всё тщательно проверить). А потому он доложил обо всём руководству турфирмы и ждёт их решения. Обещали в 09-30 сообщить, что делать дальше. А потому он назначает общий сбор группы в 10-00 в холле. Самое главное - решить вопрос с возвращением в Краснодар, а потому на БТА в обсерваторию мы не поедем. У всех есть свободное время до 10-00. Группа в упадническом настроении начала расходиться.
Но не я... Усиленно "раскрыв уши" и "отключив эмоции", я стала продумывать, как "моя группа" попадёт на БТА. А в том, что попадёт, я не сомневалась! Ведь лично я хочу туда, а потому я там буду! )))))))

Рада, что мой телефон пригодился Александру Григорьевичу для решения вопросов. Но то, как и что происходило, я, пожалуй, опущу... Но я слышала, запомнила, всё поняла! Оставлю только вывод - наш экскурсовод - настоящий Человек, который действительно заботится о каждом!!! В этот час и я разговаривала с Натальей Николаевной - директором турфирмы...

На собрании в 10-00 четверо экскурсантов сказали, что они всё же хотят посетить БТА, т.к. ехали именно ради этого! Они заказали такси туда и обратно в 10-30 (1200р.), а потому поедут на экскурсию сами. Я подошла к ним и мы договорились, что попросим водителя такси проделать путь два раза, забрав и нас (про себя решив, что даже если мы и опоздаем, без нас не уедут, ну, поругаются, так что - я ж тоже это очень умею!!!))))))).
Экскурсовод объявил, что у нас оплачено время в гостинице до 12-00, а значит к этому времени все вещи и люди должны быть в автобусе.

Но... я подошла  к служащим гостиницы, чтобы узнать, есть ли вахта или какие-либо автобусы, чтобы и другим экскурсантам поехать. Оказалось, что вахта недавно уехала. Другого автобуса нет. Так что, будем ждать такси. Но разговор про вахтовый автобусик услышал ещё один экскурсант, который после моего ухода "додавил" местную жительницу и заказал автобусик на 8-9 мест! Правда, через 40 минут.

В итоге мы сложили вещи в холле и отправились провожать первую группу, уезжавшую на такси. Проводили, посчитались и поняли, что нас не 9, а 11 человек. Ну что ж, судьба автобусик ожидала тяжкая. А люди... честно говоря, лично я и не думала обо всяких возвратах и неустойках, а народ начал прикидывать, сколько с кого денег за автобусик (2000 со всех за туда и обратно) и как они будут потом жаловаться, возвращать деньги, писать претензии. А я... я позвонила Наталье Николаевне - директору турфирмы, с которой держала связь по телефону, она, конечно же, согласилась взять на себя эти расходы, поблагодарила за инициативу и попросила к телефону Александра Григорьевича. Он послушал, радостно улыбнулся и сказал, что за нами выезжает автобус из Домбая, т.к. там есть группа туристов из Краснодара, они уже на экскурсиях, им автобус сегодня не нужен, а он заберёт нас и отвезёт в Краснодар. Но вот на БТА он нас не повезёт - уже не остаётся времени!

Уррррра! Мир вокруг заиграл разноцветными красками! И на БТА "моя группа" попадёт, и обратно поедем на исправном автобусе!!!
Наталья Николаевна, огромное спасибо Вам за заботу и неравнодушие! Вы и Александр Григорьевич совершенно правы - главное - это жизнь и здоровье людей!!!  А я рада, что выбрала именно эту турфирму для путешествий - здесь неравнодушны к людям, думают о них, а не о транспортных издержках!
Подъехал небольшой автобусик советских времён (то  ли "газик", то ли "пазик", какая-то "таблетка", как сказал МММ), мы, 11 человек, загрузились в него и по извилистой горной дороге поехали на БТА, в обсерваторию! Было тесно, но всё равно радостно и приятно! Казалось, все проблемы и неурядицы позади! А забегая вперёд, - так оно и было!!!
Мы с Вами на вершине горы , здесь было очень скользко:
А вот и цель нашего путешествия: Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук (САО РАН). Помните, именно эти буквы были на фасаде гостиницы!
Мы попали в один из немногих отечественных центров, в котором проводятся наземные астрономические наблюдения во всем диапазоне электромагнитного излучения, с использованием крупнейших телескопов мира!
Для ремонтных работ используется козловой кран высотой 65 метров:
Телескоп БТА установлен на одном из северных отрогов горы Пастухова на высоте 2070 м над уровнем моря. Оптическое зеркало БТА, собирающее в миллионы раз больше света, чем человеческий глаз, в сочетании с регистрирующей аппаратурой, позволяет обнаруживать и изучать предельно слабые и далекие объекты Вселенной. Радиотелескоп РАТАН-600 расположен в широкой долине реки Большой Зеленчук на южной окраине станицы Зеленчукской в 25 км к северу от БТА. Основную кольцевую антенну составляют 895 алюминиевых щитов, совмещенных с высокой точностью. Этот радиотелескоп изучает радиоизлучения Солнца, звезд, туманностей, далеких галактик. Мы его будем проезжать на обратном пути, обязательно покажу фото!
Итак, идём внутрь, ведь нас ждёт телескоп БТА!
Но идём аккуратно и медленно - скользко!
И сразу - сокровища, которые хотелось скупить все!!!
Мы с МММ стали обладателями набора открыток с описаниями к ним, дисков, книги про достопримечательности, кучи памятных магнитов!
А вот камни почему-то не приглянулись...
Пока мы ждали завершения предыдущей экскурсии, я стала внимательно разглядывать помещение, где мы оказались.
И ёлка есть...
И кофе можно попить (санитарная комната тоже есть!)...
Помещение почти круглое, в центре - лестница вверх, а над нами мозаичный потолок с изображениями знаков зодиака...
А вот и мой знак - Лев!
Было время почитать информацию на стендах...

Рассмотреть карту звёздного неба, а ещё
пройти в кинозал, где демонстрировали фильм о Вселенной:

Конечно же, обратила внимание на книжную выставку:
Но вот по лестнице стала спускаться предыдущая группа, в которой оказались четверо наших уехавших ранее экскурсантов.
Экскурсию для нас проводил Эдуард Владимирович Емельянов - научный сотрудник Лаборатории обеспечения наблюдений.
Ну что, готовы? Тогда приглашаю и каждого читателя ГЕОГРАФОЧКИ на небольшую видеоэкскурсию!

А потом мы поднялись по лестнице этаж на четвёртый, там, возле стены с чертежами, экскурсия продолжилась.

Строение телескопа:

А потом мы прошли в другое помещение, где было видно сам телескоп:
Было очень холодно, словно на улице!
Продолжение видеоэкскурсии будет немного странным, но для пытливых умов - можно включить звук, а вместо видео порассматривать строение телескопа или другие фото. Что поделать - информация была очень интересной, а освещение - скудным, но не светить же подсветкой экскурсоводу в лицо! Главное в этих трёх видео - информация из уст экскурсовода, а не картинка!

Пульт управления телескопом и  МММ в роли астронома)))))
Люди с упоением фотографировались, но.... не получалось так, как хотелось!
Эдуард Владимирович отвечал на все вопросы!
А мы слушали и фотографировались))))
Многое из того, что было внизу представлено на открытках, как картины висело на стенах...
Красиво и величественно!
Очень интересно представлена история создания обсерватории.
Если откроете фото на весь экран, можно многое прочитать...
25 марта 1960 г. Совет Министров СССР было принято постановление о создании телескопа-рефлектора, имеющего главное зеркало диаметром 6 м.
И уже 3 ноября 1974 г. телескоп был передан в опытную эксплуатацию. За это время было проделано невероятное количество работы.
Сложно представить, лучше это увидеть своими глазами. Фокусное расстояние зеркала 24 м, вес зеркала без учета оправы - 42 т, масса подвижной части телескопа - около 650 т, общая масса телескопа - около 850 т. Зеркало везли на специальном трейлере, часть пути по воде. Некоторые дороги в Карачаево-Черкессии пришлось расширять специально для этого.
Каждый год с помощью именно этого телескопа делается много открытий мирового масштаба!
Раньше обсерватория была полностью на обеспечении государства.
Теперь же сотрудники в огромным научным и личным интересом выигрывают гранты..................
Последние вопросы...
Экскурсия продлилась ровно 40 минут!
А я нашла возможность оставить свой отзыв в Книге для гостей...
Рядом находятся ещё два телескопа с диаметром зеркал 1 м и 0,6 м. Но туда мы не попали...
Думаю, что и каждому из вас было бы интересно посмотреть в этот самый телескоп, увидеть далекую звезду и послушать истории возникновения галактик, быть может, рассмотреть что-то неизвестное и непонятное... Но не судьба... .
Этот телескоп не приспособлен для обычного наблюдения, как в подзорную трубу, на нем нет места куда смотреть))))))))) Всё с помощью компьютера, но не астрономы вертят телескоп, а телескоп делает снимки, а астрономы их обрабатывают))))) Более того, даже нет экскурсий в те кабинеты, где ведется наблюдение, где сидят и обрабатывают значения астрофизики. Просят соблюдать тишину для комфорта работы и отдыха сотрудников. Сотрудники есть как тут, наверху, так и внизу, в посёлке Нижний Архыз, где расположена была наша гостиница, он же посёлок Буково!
БТА являлся самым большим телескопом в мире с 1975 года, когда он превзошёл пятиметровый телескоп Хейла в Паломарской обсерватории, и по 1993, когда заработал десятиметровый телескоп обсерватории Кека.
Высота купола 53 метра!!
У обсерватории есть свой сайт!
А мы пока фотографируемся... Пейзаж потрясающий!
За 100р./2 минуты никто не решился посмотреть горы...
А вот эта фотография мне кажется какой-то нереальной - словно картинка!
Но пора спускаться! Ехать обратно. Нашли нашу "таблетку"?))))
Ехали и радостно переговаривались, обсуждали увиденное, услышанное. Всем экскурсия очень понравилась, не зря мы так старались, чтобы она состоялась! Это была потрясающая экскурсия, хотя бы только ради неё стоит поехать в Архыз!
А водитель остановил нам возле перевала для фотосессии...
Та красота, которую мы не увидели в Домбае, была перед нами!
Величественно и очень красиво!
МММ и его мама:
А эта фотография мне и для уроков пригодится:
МММ тоже всё вокруг фотографировал, и он всегда с фотоаппаратом, а потому фотографии с жёлтыми датами в моих сообщениях принадлежат ему.
Мы приехали, а возле гостиницы стоял другой автобус, знакомый мне по путешествию с ребятами в Крым - он вёз нас до переправы. Мы быстренько загрузили вещи, и сквозь недовольные взгляды тех, кто не был на БТА и ждал нас, поехали в обратный путь! Но как только выехали на трассу, остановились возле рынка для обеда и последней запланированной экскурсии - подъёму к Архызскому Лику.
Признаться, я не пошла... Уж больно много ступенек там было. А потому мы с Валентиной Тихоновной сели в кафешку пить горячий чай на горных травах, а МММ отправился совершать маленькое восхождение... Так что, все фото дальше - его.
Удивительно, но как в таком изученном историками районе Лик не был найден до 1999года?
После его открытия людям 11 лет к нему вела "народная" тропа - протоптанная людьми дорога, пока несколько благотворителей не взялись за обустройство дорожки:
Вокруг очень красиво - так как склоны крутые, то и желающих сойти с дорожки бывает очень мало.
Подниматься тяжело, но постоянно к Лику поднимаются люди, желающие поклониться святыне.
Сюда приезжают и местные жители, и туристы.
Вид на дорогу с начала крутого подъёма:
По пути много предупреждающих табличек:
И пошёл дождь... Но никто не повернул обратно!

Пожилые люди и уставшие могут немного отдохнуть...
Лик размерами 140 на 80 см нарисован тремя основными красками (белой, коричневой, темно-красной ), которые видно невооружённым взглядом.
Для защиты от вандалов и увеличения изображения перед ним поставлено стекло.
Предлагаю прочитать информацию, которая размещена непосредственно возле Лика:
А по мнению историка А.А.Демакова, лик Христа, написанный на скале, выполнен в византийско-православной традиции и относится к иконографическому типу "Нерукотворный Образ". Архызский лик написан профессиональным византийским изографом, хорошо владевшим всеми приемами иконописи. И, самое главное, Лик не утратил того незримого ореола святости, что отличает икону от пусть и очень хорошей, но обычной картины, или даже картины, написанной на евангельские темы.
Вполне допустимо, что создателем Архызского лика мог быть один из живописцев, расписывавших Аланские храмы Нижне-Архызского городища.
А это я сфотографировала одну из открыток с Архызским Ликом:
 Пока ждали МММ, я воспользовалась ситуацией и заказала на обед то, что хотелось мне, т.е. без первого, только вкусное второе))))) И купила себе шапку с "пумбонами")))) Зачем - не знаю, но очень захотелось!
Ровно в 15-00 наш автобус отправился в обратный путь!
А вот мы проезжаем радиотелескоп РАТАН-600, расположенный в широкой долине реки Большой Зеленчук.
Санитарные остановки, уменьшение снежного покрова на подступах к Краснодару, написание отзыва на бланке турфирмы...
И вот спустя 6 часов мы в Краснодаре!
Честно говоря, мне всё очень понравилось! Было интересно, практически всё - в новинку! И даже поломка автобуса не оставила негативного пятна на впечатлениях - что поделать, с транспортом бывает всякое, на то он железный и бездушный... А вот люди такими быть не должны! Я рада, что мне удалось познакомиться с замечательным человеком, который так любит "горки", нашим экскурсоводом Александром Григорьевичем Рябухиным, я рада, что не ошиблась в выборе турфирмы, я рада, что у меня была возможность совершить это путешествие и, конечно же, поделиться своими впечатлениями с Вами...
Всё хорошо, что хорошо заканчивается! А вот то, что так и не увидела вершину Эльбруса... Быть может, это Знак, что нужно будет вернуться в эти места ещё раз?

1. Лилия Павловна, очень всё хорошо закончилось. Всегда можно найти достойный выход их сложившихся непредвиденных обстоятельств. После Ваших репортажей :) я еще больше хочу попасть в эти места и посмотреть все сама :) Может быть это когда-нибудь случится.
    В следующий раз если соберетесь в горы :)скажите мне, я приготовила для Вас подарок. Который может уберечь Вас от мокрой одежды.

1. Здравствуйте, Виктория Александровна!
      Вы совершенно правы! Достойный выход всегда есть! Но вот как вели себя многие туристы - словами не передать. Они сами себе "допорчивали" путешествие! А жаль!
      Обязательно съездите - это непередаваемые ощущения! Уррра! Спасибо! Надеюсь, что встреча с горами ещё состоится)))))

2. А как там красиво летом, Лилия Павловна! Побывайте - не пожалеете!

1. Анна Анатольевна, спасибо! Посмотрела летние фотографии в Интернете - тоже классно там! Надеюсь, получится побывать!

3. Лилия Павловна, Вы просили меня :) Вам помочь "определить того из читателей блога, чей ответ был наиболее близок к случившимся реалиям".
    Еще раз вернувшись к комментариям, я считаю, что
    Ольга Николаевна Голубева и Анна Борисовна Ткаченко - близки к реальным событиям и они были первыми, кто высказал свое мнение, которое наиболее близкое к правильному развитию событий Вашего отдыха!

1. Да-да-да, Виктория Александровна, просила!
      Рада, что наши мнения совпали! А потому я надеюсь, что Анна Борисовна и Ольга Николаевна не откажутся от небольшого вкусно-красивого презента из Архыза!

Анна Борисовна, постараюсь передать через МММ на следующей неделе!

Ольга Николаевна, пожалуйста, напишите мне почтовый адрес на электронную почту! Постараюсь на этой же неделе найти время и отправить бандерольку!

И я надеюсь, что у нас ещё будут в Краснодаре блогерские встречи, чтобы можно было угостить присутствующих блогеров аланским чаем с вареньем из еловых шишечек!

2. ого!!! Спасибо, Лилия Павловна за подарок, Виктории Александровне за "судейство". А вот чай и варенье... Да, давно не было встреч)))

3. Анна Борисовна, надеюсь, понравится! Вот я бы пригласила к себе, но чему я могу научить? )))) А если просто делать чаепитие, то, наверное, слишком скучно будет...

4. Виктория Александровна, СПАСИБО!
      Не ожидала, что у меня будет сюрприз от Лилии Павловны. Да ещё и в компании с Анной Борисовной))
      А Краснодар становится всё ближе))

5. Ольга Николаевна, на этой неделе точно отправлю - напишу сюда номер почтового идентификатора, чтобы было проще отследить бандерольку!

6. Ольга Николаевна, здравствуйте!
      Из-за нахождения на больничном смогла сдержать своё обещание только сегодня. Буквально 20 минут назад отправила Вам бандерольку. Ждите! Вот номер 35006290098846.

7. Лилия Павловна, здравствуйте!
      Конечно, буду очень-очень ждать! ))
      Выздоравливайте!
      А у меня заболела дочка. Тоже сидим на больничном (

8. Ольга Николаевна, теперь главное - держаться! Лизе - скорейшего выздоровления! Надеюсь, чай понравится - он очень ароматный!!! :)

4. Лилия Павловна, здравствуйте. Вот и закончились Ваши каникулы. Такое увлекательное, познавательное, приключенческое у Вас получилось путешествие. Интересное даже для нас, читателей. Спасибо за такие подробные фоторепортажи.

1. Здравствуйте, Тамара Степановна!
      Вы правы - каникулы завершаются, путешествие-приключение тоже, но оно останется не только в памяти, но и в блоге! Всегда можно протянуть руку, открыть, вспомнить! Надеюсь, мой опыт будет полезен всем, кто прочитал, а быть может, кого-то сподвигнет открыть СВОЙ АРХЫЗ!

5. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Хорошо, что хорошо кончается! Я рада, что не ошиблась в Вашем активном участии в решении проблемы. Какая Вы неутомимая и находчивая! Приятно, что есть хорошие человечные организаторы и такие ответственные экскурсоводы!
    Здорово, что Вы побывали в обсерватории!Сделали такие красивые снимки горок!Супер! Представляю, какая ляпота в реальности!
    Отдельное и огромное спасибо МММ за отличные фотографии Образа Спаса Нерукотворного!

1. Добрый день, Ольга Николаевна!
      Неугомонная, наверное, больше подойдёт! )))) Муж так и сказал, что он не сомневался, что в обсерваторию мы обязательно попадём, ведь я очень хотела увидеть всё своими глазами. Правда, я предполагала, что каждому дадут посмотреть в телескоп и покрутить его! :)) :)) :))
      Он очень гордится, что его фотографии я взяла для блога, обычно я только свои размещаю, а его забраковываю))))) Вредничаю, наверное! ;)
      Ольга Николаевна, там потрясающе красиво! Словно в другой мир попадаешь!

6. Лилия Павловна, как же хорошо, что все так успешно завершилось. Мир не без добрых людей. прекрасная экскурсия, я тоже очень хочу. Вот бы еще и погоду можно было заказывать :))

1. Да, Анна Борисовна, всё хорошо завершилось! А погода... погода внесла своё очарование в поездку)))))
      А я рада, что программа нами была выполнена на 100%!

7. Анонимный10 января, 2016 18:08

Поздравляю с удачным завершением путешествия, Лилия Павловна! Теперь оно надолго запомнится всем участникам такой необычной поездки. А Ваше упорство в достижении цели вызывает восхищение!

1. Спасибо, Надежда Александровна!
      Сегодня большая подготовка к урокам, а мысли всё ещё немножко там, в Архызе! :)
      О даааа, упорства и упрямства не занимать, ведь когда ещё удастся побывать в Архызе..?

8. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Рада, что Вы всё-таки побывали там, где хотели. Вспомнила, как я когда-то путешествовала, и при мне автобус ломался дважды. Первый раз было летом, а второй - в конце октября. Нам пришлось в обоих случаях ночевать в автобусе, а не в уютной гостинице. Во второй раз парнишки пытались сделать всё, что могли, но не получилось. Так что, наверное, во всякой ситуации важно оставаться человеком.
    А еще я так стала расценивать: если есть какое-то препятствие, то это неспроста. Может, нужно остановиться и пойти обратно. Во всём есть свой смысл.
    Но я рада, что у Вас всё получилось. Одно их моих предположений касательно транспорта было близко к истине.

1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Да уж... ночевать в автобусе - это тяжело, а что поделать, если выхода другого нет!? По сравнению с этим наше небольшое путешествие по слякоти кажется мелочью, но вот как и всегда всё познаётся в сравнении...

9. Здравствуйте, Лилия Павловна. С удовольствием посмотрели третий репортаж. Очень интересно. По-другому и быть не могло, ведь Вы ехали посмотреть на Телескоп. А Вы - не тот человек, который пасует перед неприятностями :)
    И всё-таки местные помогли! :-bd

1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Помогли, за денежку))))) Иногда ругаю себя за подобную упрямость, а иногда горжусь! :)) Но жалею, что перед поездкой не перепроверила, какие достопримечательности есть вокруг - а то бы и в музей сходила...

10. Добрый вечер, Лилия Павловна. Ловлю себя на мысли, что у меня в эти каникулы вместо одной, получилось три поездки. Спасибо за детали путешествий. Переживала, радовалась, восхищалась негодовала вместе с Вами. С новыми силами в третью четверть ;)

1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Полностью с Вами согласна - вот так блоги помогают виртуально путешествовать и даже планировать будущие поездки! Ведь как бы ни был искусен рассказчик, а увидеть своими глазами всегда лучше!
      Спасибо за пожелание! Первый день, он трудный самый! )))

11. Лилия Павловна,так может ваш "знак" это повод вернутся вам с группой поддержки в лице леди-блогеров? :)

1. Добрый вечер, Алла Анатольевна! С блогерами - хоть на Северный полюс (желательно летом) ! :))

12. Лилия Павловна! Спасибо, всё очень интересно! С возвращением!

1. Спасибо, Наталия Викторовна!
      Уже и дома пообвыклась, вспомнила, что завтраки нужно по утрам готовить, а не ждать готовых! :))

13. Здравствуйте, Лилия Павловна! Интересно! Фотографии природы чудесны! Смотрю МММ тоже научился делать нужные снимки :)) У него отличный учитель!

1. Добрый вечер, Ольга Александровна!
      Но как же необычно было внутри здания обсерватории! Там как-то всё по-другому... И потолок разноцветный завораживает, манит постоянно смотреть на него.
      Спасибо, я ему передам! :)

14. Лилия Павловна, в очередной раз благодарю за возможность оказаться в этих местах. Летом вокруг обсерватории было очень красиво. :) И знаки зодиака я тоже сфотала, и Льва вместе с ними (ведь сынок тоже Лев). ;)
    Лик Христа и зимой завораживает...
    На Рождество с гостями вновь рассматривали фотографии, любовались, вспоминали, шутили, спасибо Вам!

1. Ой, Лилия Павловна, только что показывала Андрюшке фото... и вспомнила, что мы тоже писали отзыв в книге... :)) Вот было бы здорово, если бы Вы чуть-чуть назад пролистали...

2. Добрый вечер, Жанна Витальевна!
      А ведь я представляла, каково возле обсерватории летом... Одурманивающе-прекрасный запах разнотравия, зелень и цветы...
      Жанна Витальевна, а Вы не рассказывали о путешествии в блоге? Поискала - вроде не увидела..?
      А книга отзывов там новая - с декабря месяца - конечно, я полистала!!!!!

3. Нет, не писала в блоге... даже не знаю почему? Сначала не могла влиться в блогерскую жизнь после отпуска, а потом не было времени, а потом решила, что не уместно писать в блоге воспитателя о личных путешествиях... А теперь вот подумала, а почему бы и не написать? Но для этого нужно много времени, для обработки фото сколько только...

Ого, уже новая книга отзывов???
      Кстати, да, про разнотравие, я как сумасшедшая фотала каждую травинку, а гид и говорит: она тут каждые две недели меняется, на одном квадратном метре растет от 50 до 70 видов растений!!!

4. Жанна Витальевна, добрый вечер!
      А я думала, что Вы летом и не выезжали никуда... Так и пробыли у себя в области... Какие вы молодцы! За столько километров побывали! Про фотографии Вы совершенно правы - иногда выбор фотографий занимает очень много времени - хочется оставить буквально ВСЁ!!! Оставить каждый миг увиденной и прочувствованной красоты!
      Да, книга отзывов новая, моя запись в ней была под №68!

15. Здравствуйте, Лилия Павловна! В удовольствием читала ваши посты о путешествии и ждала окончания истории!Рада, что все благополучно завершилось, что выход был найден! Спасибо за удивительный рассказ и за фотографии!

1. Здравствуйте, Людмила Владимировна!
      Спасибо Вам за Ваше внимание! Получились практически дневниковые записи! Но если читать "между строк", можно найти много полезного для тех, кто соберётся в эти благодатные края...

16. Лилия Павловна, здравствуйте!
    Ну вот мы и дома ))
    Спасибо большое за подробное описание экскурсий! Спасибо за Вашу эмоциональность!
    Как будто всё переживала сама!
    Зная Вас (хоть и виртуально), можно было предположить, что Вы возьмёте всё в свои руки!
    Рада, что меня ожидает приз-сюрприз))

1. Добрый вечер, Ольга Николаевна!
      Мы дома)))) Привыкаем-входим в колею школьных забот! Иногда казалось, что много лишнего написано, ведь можно было прости "кинуть" несколько фото с перечислением мест, но не стала себя перебарывать - хотелось именно так и именно об этом!
      Не зря ж я Лев, родилась в год упрямой Овцы)))) Руководить люблю)))

17. Здравствуйте Лилия Павловна! Никак не могу оторваться от просмотра Вашей экскурсии. Вот интересно! Вы такая молодец, что настояли на выполнении полной программы. Валентине Тихоновне наверное тоже понравилось. Она удивительная женщина. Я поражаюсь её мужеству и силе воли. Такое грандиозное путешествие с приключениями выдержала. Как хорошо. что она была с вами. Семья - это очень важно. И вы с МММ чувствовали себя увереннее "под маминым крылышком" :)
    Передайте от меня Валентине Тихоновне большой горячий привет и пожелание здоровья и дальнейших приятных приключений.
    [im#]https://1.bp.blogspot.com/-M5oiYYdbxTU/VpV2XfO09jI/AAAAAAAACwY/i-dry2RIoBE/s320/7997745.gif[/im]

1. Добрый день, Ирина Валерьевна!
      Валентина Тихоновна оказалась настоящей "боевой подругой", и это в её возрасте (69!). Всё делали вместе, везде были вместе, постоянно всё обсуждали и комментировали)))) И ведь как славно, что человек в возрасте может то, что могут люди намного моложе! Ни единого слова жалобы от неё не услышала! Больше я "ныла", что устала в первый день! Так что, в нашем "полку" путешественников прибыло! Спасибо! Обязательно передам, но думаю, она и сама прочитает... ;)

2. Ой, Лилия Павловна, как же мне стыдно, что я боюсь совершать дальние поездки. Наверное в этом нет ничего страшного, но есть какая-то "сомневалка" Наверное надо обратиться к психологам :) Тогда я смогу брать пример с отважной боевой подруги Валентины Тихоновны :)

3. Ирина Валерьевна, самое главное, чтобы позволяло здоровье, а остальное - наживное! :)

18. Здравствуйте еще раз, Лилия Павловна! Конечно, я тут же отправилась читать о третьем дне экскурсии. Очень впечатлена! Столько полезной информации! А фотография (которая для уроков) - прелесть! Очень профессионально! А шапочки с помпонами я на Вас так и не увидела ;) Она будет ждать следующей зимней поездки, да ;)

1. Эльвира Ульфатовна, я надеюсь шапочку в марте примерить)))))))))))) Спасибо за внимание к репортажам! Я в поездке иногда задавала себе вопрос, а что бы сказала или сделала Эльвира Ульфатовна в той или иной ситуации..? :))

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^