Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

четверг, 30 мая 2019 г.

Майские праздники с детьми в Элисте и Волгограде: день 2 - Героический Сталинград

Продолжение.
День 1 (Элиста) можно прочитать тут.
Утренний подъём после такого насыщенного экскурсиями и передвижениями дня был трудным и немного грустным - мы собирали вещи и грузили их в автобус, чтобы покинув гостеприимную Элисту, через несколько часов достичь конечной цели нашего майского путешествия - города Волгограда, который раньше, как мы помним, назывался Сталинград и Царицын.

Но сначала, конечно же, завтрак в маленькой и уютной столовой:
На завтрак было "заказное" меню - ещё вечером каждый экскурсант на стойке регистрации выбирал одно из нескольких блюд.
Нас разделили на две группы, ибо такое большое число гостей не помещалось сразу в столовую)))))
Каждый выбрал именно то, что хотелось ему! Взгрустнуло масло на моём бутерброде)))))
Несколько остановок в пути и... перевод часов на час вперёд (!), ведь Волгоград находится в другом часовом поясе нежели Краснодар и Элиста, волгоградцы живут на час впереди Москвы, т.к. находятся заметно восточнее. Помним же, что время в России меняется с востока на запад и сначала сутки наступают на Дальнем Востоке, потом в Сибири и Урале, а только потом в Европейской части России?!
Но какие же молодцы наши водители - мы и останавливались, и часы перевели, соблюдая правила движения, а в героический Волгоград въехали вовремя! И...  наслаждаемся видом на Волго-Донской канал:
О Волго-Донском канале...
Первую попытку соединить Волгу и Дон в том месте, где они протекают максимально близко друг к другу, историки относят к середине XVI века. И пытались сделать это не русские! В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил более 20 тысяч солдат вверх по Дону с целью прорыть этот канал между двумя реками. Но всего спустя месяц турки отступили "с великой бранью", заявив, по словам летописцев, что "даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать". Турецким - быть может и да, а вот русским  - вполне по силам!)))) Кстати, эта версия может быть и неправдой, ибо документального подтверждения её нет.
И... взялся за дело наш великий царь-строитель Пётр Первый в 1697 году! По плану строительства канал должен был быть прорыт между притоками Волги и Дона. Работами по строительству руководил иностранный "специалист", который вовремя осознав неудачу начинания, попросту сбежал из России. Пытались продолжить рытьё канала, но царя отвлекла война.
В 20-х гг. 20 века уже советские власти вернулись к вопросу создания канала. Было разработано множество проектов, обдумывали которые годами, в результате только после Сталинградской битвы в 1943 году приступили к строительству канала.
В схему строительства входили:
Судоходный канал.
Цимлянский узел.
Оросительные каналы.
Самая короткая прямая линия между Волгой и Доном имеет чуть менее 58 км. Однако она была непригодна для строительства канала, поскольку потребовала бы большое количество шлюзов и огромный объем земляных раскопок. Поэтому был запланирован более изогнутый канал длиной около 101 км. Хотя длина таким образом увеличивалась, строительство упрощалось, ведь отпадала необходимость во взрывных работах, к тому же канал проходил через ряд водохранилищ и собственно земляные работы должны были составить лишь 56 км. Сам канал - это, по сути, система шлюзов, компенсирующая 88-метровую разницу расположения Волги и Дона по высоте.
Работали на строительстве десятки тысяч немецких военнопленных, не меньше политических и уголовных заключенных, а также депортированных. На равных с ними работали солдаты, вернувшиеся с войны, добровольцы и крестьяне, деревни которых подлежали затоплению. Условия труда у всех категорий были совершенно равными.... Жизнь в те времена была сложной - сбор колосков на полях, продажа вещей или невыход на работу были основаниями для ареста.
Зона строительства захватила огромные территории. Были затоплены или выселены 1400 хуторов и поселений. В 1949 году было отдано распоряжение о переселении лиц, проживающих на территориях, подлежащих затоплению. Их дома, постройки, кладбища, все виды растительности подлежали уничтожению либо перемещению. Было приказано оставить "совершенно чистое дно". Перевозили людей на необжитые территории, часто без какого-либо водоснабжения.
В сентябре 1951 года был перекрыт Дон и началось заполнение Цимлянского водохранилища, а спустя 7 месяцев Волга и Дон были соединены!

Если Вас заинтересовали каналы и их строительство, предлагаю прочитать о строительстве канала имени Москвы, по которому я путешествовала на теплоходе.

А тут можно прочитать интересную статью о нашем Краснодарском водохранилище.

А вот и первое знакомство с нашим экскурсоводом Галиной Борисовной... Которое навеяло мне идею написать как-нибудь отдельную статью про экскурсоводов в поездках)))) А пока Галина Борисовна путано объясняет дорогу (смотрим на выражение лица водителя в зеркале) и повторяясь рассказывает о наших предстоящих действиях.
Уррра! Ноги снова на твёрдой земле!
И нас ждёт обед в одном из кафе города с необычным названием "От укропа до сиропа".
Как всегда, обед у нас комплексный:

Проголодались все, а потому первые несколько минут в зале кафе удивительно тихо...
И... автобусная прогулка по центру города,
оставившая, к сожалению, мало впечатлений,
хотя виды вокруг были потрясающие!
И вот мы уже снова идём пешком, видим руины мельницы Грудинина, которые оставлены по состоянию на 1943 год как памятник изуродованному войной Сталинграду, героизму его защитников:
Нам открывается потрясающая панорама на Волгу...
И вот мы внутри музея-панорамы "Сталинградская битва".  Этот музейный комплекс посвящен одному из решающих сражений Великой Отечественной войны - Сталинградской битве, которая стала началом коренного перелома в войне. В его составе находится крупнейшая панорама России "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом".
5 "А" класс

5 "Б" класс
Так как наша группа очень большая, мы делимся на 2 части: 5 "Д" класс с родителями (20 чел.) идут в музей первыми,
5 "Д" класс
А мы пока немного осматриваемся и ждём экскурсовода.
Ну что ж, наша экскурсия началась!
После небольшого экскурса в историю Великой Отечественной войны, мы поднимаемся по крутой лестнице к панораме.
Конечно же, я вижу удивление в глазах ребят -
вот как смогли сделать такое огромное полотно, расписать его, добавить внизу настоящие предметы...
Удивляются все - и взрослые, и дети.
Стоять, в принципе, удобно, но... не всегда и всё видно...
Главное  тишина, чтобы слышать экскурсовода. А она у нас была. Мешали и разговаривали только люди, самостоятельно осматривающие Панораму, но и они, слыша обрывки рассказа экскурсовода, постепенно замолкали и становились рядом.
И тогда мы с детишками делаем то, на что люди оглядываются, но... я считаю, что это правильное решение:
На полу ковровое покрытие и мы на него садимся -
мы, это и взрослые, и дети. Время от времени встаём и перемещаемся вслед за экскурсоводом и её рассказом...
Я бесконечно благодарна детям за отличное поведение во время этой экскурсии! Молодцы все! Да, маленькие, да, пятиклассники, но какие же они все умницы!
Высота Панорамы - 16м., само полотно около 100 метров в длину, высота полотна - 13 метров. 7 художников трудились над созданием выставки, самым сложным было выбрать 1 конкретный эпизод битвы, ведь она длилась 200 ночей, иногда в ней одновременно участвовало до 2 млн. человек!
Первые эскизы и наброски художники делали зимой на Мамаевом кургане, выезжали на места боёв, встречались с ветеранами. Был выбран один день - 26 января 1943 года- именно в этом дне мы и находимся сейчас на высоте 102.0.
Мы видели Волгу, которая была рекой жизни, через неё доставлялись продукты, боеприпасы, медикаменты, а обратно отправляли раненых.
Мы слушали о подвигах русских бойцов, в том числе и Матвея Путилова, которому оторвало обе кисти, но он зажал провода зубами и ток прошёл через мёртвое тело...
Перед нами подвиг Николая Сердюкова, который своим телом закрыл вражескую амбразуру, спасая жизни своих товарищей...
Есть изображение подвиг Виктора Рогальского, который направил свой горящий самолёт в самое сосредоточение вражеских сил....
Гитлеровцы хотели увидеть город, и они его увидели, но так, как хотели русские. Для них это была дорога смерти. Но потери были огромны: за 200 дней битвы - 1,6 млн. русских.
2 февраля 1943 года операция завершилась, Мамаев курган стал главной высотой России, именно отсюда и началось изгнание немцев!
И... под огромным впечатлением выходим...
Хочется сделать несколько памятных фото:
А потом мы... потерялись в исторических фактах и между экспонатов огромного выставочного комплекса)))) Ну как, потерялись, всего лишь на 20 минут, когда ребята самостоятельно осматривали залы музея.
А потом была такая долгожданная радость для мальчишек (как оказалось, и для девочек) - боевые машины:

Трудно было их застать без кого-то рядом, но и зачем??? Ведь вот так намного интереснее:
С содроганием в сердце разрешила "как все" полазить по ним, потрогать, покрутить...
Но ребята молодцы - они услышали мои призывы сфотографироваться...
Кто главный герой фото? ;)
Уверена, эти минуты, немного подзатянувшиеся, но такие важные, запомнятся всем надолго!

И, конечно же, коллективное фото:
Мы едем по городу Волгограду в другой музей, а я узнаю те места, которые видела ровно год назад:
здесь был концерт и гуляния 9 мая,
а это здание речного вокзала...
Впрочем, предлагаю и вам совершить небольшую прогулку по Волгограду:

А мы в знаменитом музее, который расположен в подвале городского универмага.
Именно здесь был пленён немецкий фельдмаршал Паулюс.
И именно это место наряду с мемориальным комплексом в Россошках (поедем туда завтра!) предпочитают осматривать туристы из Германии....
С прошлого года в музее ничего не изменилось.
Кроме добавления вот этой современной инсталляции, повествующей о пленении знаменитого немца. Мы разделились на две группы и вошли в тесную тёмную комнатку...
Смотрите эксклюзив - этой мультимедийной инсталляции нет и года!

Нашей группе повезло - пока 5 "Д" класс смотрел мультимедийный фрагмент, мы....
смогли сделать вот эти вот фотографии:

совершенно бесплатно, между прочим, благодаря Галине Борисовне!
За что ей огромное спасибо -
детишкам было интересно и... странно, запомнилось,
впрочем, не только детишкам!))))))
Конечно же, посетили и огромный сувенирный магазин, располагающийся рядом с музеем,
где многие ребята купили сувениры на память.
 Мы вышли на площадь Павших Борцов, совсем рядом зажжён Вечный огонь...
В Волгограде несколько таких памятных мест, где зажжён Вечный огонь... Ребятам показали  братскую могилу, в которой похоронены капитан Хафиз Фаттяхутдинович Фаттяхутдинов и Герои Советского Союза Рубен Руис Ибаррури и Владимир Григорьевич Каменщиков - татарин, русский и испанец проявили стойкость и героизм в боях с фашистами, отдали за нашу страну свои жизни...
Увидели ребята и знаменитый тополь. Согласно официальной версии, дерево пережило Сталинградскую битву и имеет на своем стволе многочисленные свидетельства военных действий.
И мимо фасада универмага мы направляемся к автобусу...
Конечно же, памятники города не могут оставить никого равнодушным!
А речные террасы виноваты в том, что мосты бывают уж слишком низкими...
А я смотрю на родителей 5 "Д" класса и мечтаю -
вот бы в следующую поездку и с моими детишками поехали наши замечательные мамочки!
Ведь такая поездка для них - возможность отдохнуть от бытовых проблем, насладиться внешними красотами, интересно провести время, пообщаться между собой, да и просто посмотреть на своего ребёнка немножечко со стороны!
Как же красиво здание железнодорожного вокзала, возле которого установлен необычный фонтан в виде фигур танцующих детей...
И... ужин на белых скатертях в гостинице сразу после расселения. Что удивительно - пока всех рассадила, ужин-то и не сфотографировала))))) На фото только салаты на столах!
Что удивило - причудливость строения, в некоторые номера можно было попасть только пройдя по улице, куда-то вход открывался после поиска нужной лестницы)))))

Ну что ж, после такого интересного и трудного дня можно и отдохнуть,
благо, все номера были очень приличными:
Мне достался эксклюзив))))) Маленький и с окном от потолка до пола в ванной комнате))))))
Но ничего, что-то, а номере сидеть мне не пришлось я не собираюсь!)))) Вот так и провели вечер - устраивая детишек поудобнее, разнося пакетики с заваркой и печеньки для "чаепитий с друзьями в номерах"!))))) Мне иногда кажется, что детишки ездят в поездки как раз для вот такого неформального общения и знакомств друг с другом! А все достопримечательности и фото - это так, второстепенно и "для мамы")))))
Рада, что сразу после отбоя во всех номерах было тихо - ребята отдыхали и мысленно настраивались на трудный завтрашний день - мы должны были покинуть гостиницу в 9-00, чтобы вернуться в неё около 23-30! Почему так? Конечно же, расскажу.

Продолжение следует...

Майские праздники с детьми в Элисте и Волгограде: дни 3 и 4 - Победный Волгоград

1. Здравствуйте, Лилия Павловна! С удовольствием читаю о Ваше поездке. Уверена, Ваши мамочки обязательно поддержат Вас в следующей поездке. Зная Вас, думаю, будет всё интересно и необычно. А время на час вперед сильно ощущает организм?)

1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      КОнечно же, очень много зависит от материальных возможностей, что тут сказать.... Но очень хочется, чтобы и наши мамочки отдохнули и посмотрели интересные места вместе с ребятами!
      Время на час и на два организм и не ощущает особо, а вот программа и необходимость быть вовремя - это даааа....

2. Согласна полностью с тем, что детям именно общение больше всего запоминается. Когда в прошлую питерскую поездку дети отказались идти вечером в город (а были чуточку белые ночи), заменив это посиделками в отеле с пиццей, я окончательно в этом убедилась)))
    Лилия Павловна, а от какого агентства была эта поездка? Выбираете ли вы заранее экскурсовода или полагаетесь на вкус организаторов? Просто после одной неудачной детской прогулки, где пожилая мадам все время пыталась их построить, как на уроке физкультуры (только команды "Равняйсь, смирно!" не хватало), стала оговаривать навыки экскурсоводов в общении с детскими группами.

1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Общение в поездках и знакомство с ребятами из других классов нередко вырастают в настоящую дружбу, которая продолжается и после школы...
      Я традиционно езжу с турфирмой "Атон" - очень нравится и ценовая политика, и возможность корректоровок и дополнений в программу. Вот так и в этой поездке - не было Калмыкии, а только по ж.д и только Волгоград. Но ведь сделали же! Главное, разговаривать с людьми! А вот экскурсоводы... Если я уже была в тех местах и экскурсовод понравился, буду просить того же, а если новые места - то тогда уж полагаюсь на выбор турфирмы...

3. Добрый вечер, Лилия Павловна!
    Да уж, наверняка у Вас были немного другие эмоции, чем во время поездки со старшими ребятами.
    Очень понравилось, как 5-классники вели себя на панораме.
    Видно, что это действительно поразило.
    А что касается внеклассного общения - это да.
    Многое открывается вот в такой неформальной обстановке.
    Что меня немного удивило - так это довольно скромные обеды.
    А кусочек масла на вашем бутерброде навел меня на мысль о... "заботе о здоровье".

1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Конечно же, и эмоции, и впечатления были совершенно иными, впрочем, как всегда! Пятиклассники меня удивляют порой своей взрослостью, выдержкой, тягой к новому и неизвестному - настоящие маленькие путешественники!
      Обеды были по-местным меркам приличные, но ведь не на Кубани же, у нас.... лучше!)))))

4. Не перестаю восхищаться этим легендарным городом с его героической историей. Лилия Павловна, пусть Ваши идеи и начинания всегда находят отклик среди учащихся и родителей

1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Спасибо! Волгоград - это город, в который хочется вернуться, да и нужно иногда...

5. Здравствуйте, Лилия Павловна! Легендарный Сталинград! Как здорово, что Вы запланировали поездку в Волгоград. Ребята должны обязательно знать историю этого героического города!
    Я уверена, что в следующий раз с Вами обязательно поедут родители и Ваших ребятишек!

1. Здравствуйте, Наталия Викторовна!
      Я думаю, что ребят нужно обязательно возить не только по приятно-культурным местам, но и... патриотическим, ведь только так мы сможем говорить о правильном воспитании. Я рада, что эта поездка состоялась, что она была насыщенной и очень патриотической!

6. Лилия Павловна, здравствуйте!
    Смелая Вы: с пятиклассниками ехать с ночёвкой на 2-3 дня. Отчаянная Вы и отважная!
    В Волгограде мы с семьёй были проездом: поездка на Чёрное море не обходится без вокзального Волгограда. Но вот мечта по-настоящему посетить город-герой пока остаётся мечтой. Думаю, со своими уже шестиклассниками поехать на 9 Мая или в весенние каникулы.
    Может ли кого-то оставить равнодушным лицезрение панорамы Сталинградской битвы? Поэтому Ваши ребятки такие внимательные.
    А дальше... Будет ещё интереснее. Вы правы: детям нужны не столько экскурсии, сколько неформальной общение.

1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      У нас получилось так, что путешествие заняло 4 дня и три ночи - одна в Элисте и две в Волгограде.
      Посмотрела по карте - почему-то думалось, что от Тольятти до Волгограда намного ближе, чем от Краснодара, а оказалось.... что даже на пару десятком километров дальше! Интересно, Вы решитесь на автобусе поехать или всё же на поезде?! Но Волгоград в День Победы - это нечто совершенно потрясающее! И обязательно в этот день побывать на Мамаевом кургане!!! Надо, надо показать его ребятам!

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^