Скажи, что сделал ты для мира?
Иль только взял у мира для себя?
Не спал, не ел, творил и креативил?
Иль просто брал, ругал всех, не ценя?
Оклеветать, сказать дурное слово,
От зависти злословя на других -
Не трудно. Просто. Очень быстро
Растратить так себя на негатив.
А что потом? Уйдут друзья-подруги,
Забудутся заслуги... И тогда
Останешься один - злой, но довольный
В компании неблагодарного себя.
Как часто Вас охватывает чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу? Часто? Значит Вы - БЛАГоДАРный человек (от "благо дарить").
Задумывались ли вы о том, что благодарность - очень сложное чувство, таящее в себе эмоциональную и рациональную оценки происходящего. Получается, если кто-то не испытывает благодарности к тем людям, которые делают ему добро, бескорыстно и искренне, то этот человек НЕ может рационально оценивать то, что происходит вокруг него... А такие люди, как показывает время, и сами начинают страдать, и заставляют страдать остальных....
Благодарность может быть разная:
-- прямая и косвенная благодарность,
-- ритуальная (этикетная) и эмоциональная (лично значимая),
-- мотивированная и немотивированная,
-- вербальная и невербальная,
-- благодарность реальному адресату и благодарность высшим силам.
А в античности благодарность трактовалась как добродетель и связывалась со справедливостью. Иммануил Кант различал "просто благодарность", заключающуюся в признательности к благотворителю, и "деятельную благодарность", выражающуюся в действиях, подтверждающих эту признательность. И вот этой деятельной благодарности в нашем мире всё меньше и меньше...
Наверное, странно выглядят сегодняшний пост и стих... Но ничего не могу с собой поделать - весь день под капли дождя размышляю о благодарности - обязанность ли это? Почему при знакомстве с человеком сразу не открывается его сущность - способность к самодисциплине, умение с достоинством вести себя в обществе, почему это всё открывается потом - на отдыхе, при большом количестве людей?
В последнее время всё отчётливее заметна в обществе (не обошло это и учительство) прослойка тех, кто считает, что им все вокруг обязаны. Претензии необоснованные и весьма спорные. Как тут не вернуться к стихотворению в начале?
Всегда сложно замечать в человеке неспособность СОрадоваться и СОпереживать, слышать незаслуженную язвительность в адрес тех, кто много сделал для других. И не спасут тут ни "титулы", ни "отличительные знаки", ни занятые места в престижных конкурсах, и даже не милая улыбка...
Или это желание возвысить своё пустое "Я" за счёт других?.. Так это ненадолго - вокруг РАЗНЫЕ люди.
Лучший советчик - время. Лучший друг - работа над собой. Лучший судья - сам человек...
Хочется, чтобы таких людей вокруг нас было как можно меньше.
Начинаем с себя?
Иль только взял у мира для себя?
Не спал, не ел, творил и креативил?
Иль просто брал, ругал всех, не ценя?
Оклеветать, сказать дурное слово,
От зависти злословя на других -
Не трудно. Просто. Очень быстро
Растратить так себя на негатив.
А что потом? Уйдут друзья-подруги,
Забудутся заслуги... И тогда
Останешься один - злой, но довольный
В компании неблагодарного себя.
Как часто Вас охватывает чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу? Часто? Значит Вы - БЛАГоДАРный человек (от "благо дарить").
Задумывались ли вы о том, что благодарность - очень сложное чувство, таящее в себе эмоциональную и рациональную оценки происходящего. Получается, если кто-то не испытывает благодарности к тем людям, которые делают ему добро, бескорыстно и искренне, то этот человек НЕ может рационально оценивать то, что происходит вокруг него... А такие люди, как показывает время, и сами начинают страдать, и заставляют страдать остальных....
Благодарность может быть разная:
-- прямая и косвенная благодарность,
-- ритуальная (этикетная) и эмоциональная (лично значимая),
-- мотивированная и немотивированная,
-- вербальная и невербальная,
-- благодарность реальному адресату и благодарность высшим силам.
А в античности благодарность трактовалась как добродетель и связывалась со справедливостью. Иммануил Кант различал "просто благодарность", заключающуюся в признательности к благотворителю, и "деятельную благодарность", выражающуюся в действиях, подтверждающих эту признательность. И вот этой деятельной благодарности в нашем мире всё меньше и меньше...
Наверное, странно выглядят сегодняшний пост и стих... Но ничего не могу с собой поделать - весь день под капли дождя размышляю о благодарности - обязанность ли это? Почему при знакомстве с человеком сразу не открывается его сущность - способность к самодисциплине, умение с достоинством вести себя в обществе, почему это всё открывается потом - на отдыхе, при большом количестве людей?
В последнее время всё отчётливее заметна в обществе (не обошло это и учительство) прослойка тех, кто считает, что им все вокруг обязаны. Претензии необоснованные и весьма спорные. Как тут не вернуться к стихотворению в начале?
Всегда сложно замечать в человеке неспособность СОрадоваться и СОпереживать, слышать незаслуженную язвительность в адрес тех, кто много сделал для других. И не спасут тут ни "титулы", ни "отличительные знаки", ни занятые места в престижных конкурсах, и даже не милая улыбка...
Или это желание возвысить своё пустое "Я" за счёт других?.. Так это ненадолго - вокруг РАЗНЫЕ люди.
Лучший советчик - время. Лучший друг - работа над собой. Лучший судья - сам человек...
Хочется, чтобы таких людей вокруг нас было как можно меньше.
Начинаем с себя?
Ой, Лилия Павловна!..Как правило, неблагодарный человек этого и не заметит - для себя то он всегда прав. Редко, а если честно, то вообще никогда не встречала СТРАДАЮЩИХ неблагодарных людей. А вот страдающих из-за неблагодарных-таких много. За прошедший год (учебный) много с чем пришлось столкнуться, да и впереди, думаю, ух, как много спасителей (по учениям Святых отцов) будет. Да не трогает меня их вся злоба и неблагодарность, обидно бывает, когда "транзитом" меня цепляет (пообщалась с неблагодарным, не раскусив сразу сути, - сама такая).
ОтветитьУдалитьНе затрагивает потому, что боль от той же неблагодарности и бесчеловечности, нанесенной уже не один год назад некогда самыми близкими, тяжким бременем лежит на душе и не дает покоя сердцу. Надо, наверное, научиться быть благодарным за неблагодарность.
Надо бы... Да пока не могу...
Надежда Александровна, благодарю за рассуждения, что поделились своими мыслями... Мне кажется, что неблагодарные тоже страдают, но вот не осознают иногда в полной мере причину. Тема ведь не случайна - вчера разговаривала с коллегой, так она и поделилась "новостями из-за кулис".
УдалитьНеблаготворящему благосотвори дважды....
Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень актуальная тема. В течение жизни я поняла, что благодарность обязательно надо проявлять. Иначе, "как аукнется, так и откликнется","как ты к людям, так и люди к тебе". Я вообще считаю, что в мире, в пространстве летает это равновесие или какая-то вселенская справедливость. Что э
ОтветитьУдалитьто, никак не могу понять, но что-то есть.
Доброго времени суток, Татьяна Николаевна!
УдалитьСтранно видеть таких людей... Удивительно, но в последнее время замечаю это не только в детях, но и во взрослых...
А равновесие-справедливость есть, точно есть!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьКак-то так сложилось, что я думала написать в блоге о справедливости-несправедливости, а тут у Вас о благодарности - неблагодарности.
Согласна с Вами: к сожалению, в обществе сегодня немало людей, думающих, что им многие обязаны. За что? Почему? На эти вопросы не могут ответить. Самое страшное, что таких людей много среди учеников. У нас воспитаны поколения потребителей, не умеющих сказать "спасибо".
Нужно ли учить в школе благодарить, СОпереживать, СОчувствовать? Думаю, да.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьСталкиваюсь с таким часто. Не могу молчать - всегда объясняю деткам, как нужно, как должно... Если не мы, то кто?
Самое страшное, что уже дети, старшеклассники думают, что им все и вся обязаны. Сочувствовать и Сопереживать надо учить не в школе, а с дошкольного возраста. Вся нравственная сфера ребенка закладывается до 7 лет
ОтветитьУдалитьСветлана Анатольевна, как же Вы правы... Только когда это будет закладываться с младенчества, поддерживаться в школе, то может тогда не будет равнодушия и потребленчества?
УдалитьПоддерживаю Светлану Анатольевну! Главные чувства прививаются в семье самыми близкими людьми. Школа помогает развить в ребёнке эти важные составляющие. Увы...потребителей мы в жизни встречаем чаще...Хочется видеть в подрастающем поколении по-настоящему доброжелательных, высоконравственных, благодарных людей.
ОтветитьУдалитьГалина Анатольевна, а теперь ведь и родители - субъект воспитания школы... Так что, будем и им прививать всё это...
УдалитьЗамечательные стихи, Лилия Павловна! Кто автор?
ОтветитьУдалитьДолжны ли мы учить благодарности учеников? Однозначно, да. Но как, если не всегда можем испытывать чувство благодарности сами. Ведь, согласитесь, читая статью Лилии Павловны, каждый "прикинул" на себя.
Лилия Павловна, тяжело земному человеку "неблаготворящему благосотворить дважды...." Неблагодарность лишает человека самого себя.
Добрые дела приносят счастье тому, кто их совершал, вне зависимости, оценил их адресат или нет. "Делай добро и бросай его в воду..." - вот только такие дела по-настоящему добрые.
Спасибо, Наталья Александровна!
УдалитьАвтор? ))))) Малоизвестный кубанский поэт-самоучка ;) Кстати, его Муза известна ;)
Тяжело, но ведь и такое бывает?
Наталья Александровна, ведь рассматриваем вопрос с разных сторон. Бросать в воду и не ждать благодарности? Да, если ты благотворящий.
Воспитывать в себе Человека благодарного? Да, если ты благо принимаешь от других...
Лилия Павловна, как хорошо, что у нас есть возможность рассмотреть вопрос с разных сторон.
УдалитьПроблема в том, что у каждого свое определение "благо". Для кого-то любое благо - это само собой разумеющееся действие. Много в образовании говорится о личности учителя. Нечего скрывать, что еще остаются педагоги в нашей профессии, которые чувствуют себя превосходство над учениками, родителями, коллегами. В силу разных причин. Особенно горько, когда это учителя начальных классов.
Выработать свое отношение к происходящему помогали книги Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Щурковой. После их прочтения, христианских учений задумываешься о чудесном влиянии на Человека благотворения и благодарности.
Читая Ваш комментарий, Наталья Александровна, поняла, как хотелось бы услышать рассуждения Татьяны Адольфовны Ваховской, начальника отдела КНМЦ, Друга и Наставника Краснодарских Пеликанов... Пойду в Блог Ассоциации - попробую поискать ответы там...
УдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! Трудная тема Вами затронута. К сожалению, человек чаще думает, что его не поблагодарили, а не о том, поблагодарил ли он... Потребителей полно, это правда. Но я уже давно перестала обращать на это внимание у взрослых. Замечание делать как-то не по себе. Учу этому детей, здесь почва более благодатная. Но больше волнует другой вопрос - как научить их СОрадоваться. Помню фразу, сказанную Татьяной Адольфовной: "Сопереживать могут только люди, а сорадоваться - только ангелы". Мне кажется, что это даже труднее, чем быть благодарным...
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьПолучается, что благодарность, которая должна быть заложена в человеке с детства, становится... редкой роскошью? А СОрадоваться искренне - очень тяжело,этому нужно учить себя...
Лилия Павловна, спасибо за статью и мои раздумия, после прочтения!
ОтветитьУдалитьКаждый, наверное, вспомнил какую-то неблагодарную г.Иванову, что любит пользоваться добротой других.
А ми сами, критики, всегда идеальны в отношениях с людьми? Могли за всех хороших людей спомнить с благодарностью. А самому милому и безкорысному человеку и слова не сказать. Так как восприняли его поощь, как должное.
Вы правильно сказали, начинать с себя. Это же так приятно услышать, что Твои старания ценят!
Здравствуйте, Юлия!
УдалитьРазмышляю и я вместе с Вами... Доброе слово, оно ведь всем приятно, особенно если заслуженно и от души!