Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

Все участия-победы блога в конкурсах:

суббота, 11 октября 2014 г.

ФГОС: контурные карты, или Правила надо выполнять ВСЕГДА!

Вот никогда не думала, что выполнение такого простого и интересного (казалось бы!) задания  - заполнение контурных карт, может вызвать столько разночтений и толкований.... Попробуем их преодолеть? )))))
Что для этого нужно - ЕДИНЫЕ требования к заполнению контурных карт, которые будут у КАЖДОГО учащегося.

Если "погуглить", то всё равно ЕДИНЫХ требований Вы не найдёте... Хорошо это или плохо - я пока не знаю. Но вот то, что мои учащиеся будут выполнять задания в контурных картах на уровне (или на порядок выше) всех других ребят, я уверена. И дело тут не в том, что у меня супер-универсальные требования, а в том, что они НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ самым распространёнными требованиям!
Долгое время радуюсь положительным отзывам коллег-историков о контурных картах моих ребят. Дети, чистые и искренние создания, отказываются НЕ ВЫПОЛНЯТЬ МОИ общие требования к заполнению контурных карт и на других уроках (история, кубановедение).
Секрет успеха совсем прост - ВСЕГДА требовать одно и то же! Да, в разных вариациях-заданиях, но всё же в одном стиле.
Вот так и сегодня. Мы уделили время не самим заданиям, написанным в контурной карте, а всему, что оказалось "за пределами".
А для этого сначала записали правила в тетрадь:
И прочитали предисловие к контурным картам:
А вот сколько ребят или их родителей действительно обращают внимание на эту вводную часть? Не думаю, что все... А ведь наши задания УЖЕ имеют особую "маркировку":
Итак, суровые и жесткие правила от Лилии Павловны, выполнение которых требуется всегда:
Обращаю внимание, что эти правила ориентированы на пятиклассников... А потому уже в 7-8 классах п п. 2, 7, и 9 "отпадают" сами собою...
А пока мы учимся, пытаемся возмущаться, но учимся... )))))
И нам пока очень тяжело! Как это так - в атласе карта красивая-красивая, разноцветная, а учительница против чудесного раскрашивания, если этого нет в задании?!? И как же так, я сделаю БОЛЬШЕ, а работу оценят на МЕНЬШЕ?!? Возмущений и вопросов было много... Но я думаю, что мы справимся! Особо детям полюбился мой пример "из жизни": ведь при написании диктанта они лишние слова не вставляют, так зачем же делать это с контурными картами?
Самое интересное впереди, а мы пока только учимся... 

21 комментарий:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень понравились слова о том, что главное - "Всегда требовать одно и то же!" Полностью поддерживаю! Думаю, что ребята научатся работать с контурной картой уже в скором времени :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Эльвира Ульфатовна!
      Когда школа большая и в работают несколько географов, к сожалению, требования к выполнению контурных карт у них могут быть разными... Я категорически против выполнения подписей письменными буквами (почерки-то у всех разные...) и карандашом! Ведь карта должна читаться, а не выглядеть серой массой... Потому и считаю, что надо стремиться к единым требованиям и внутри школы, и в разных школах...
      Надеюсь, требования ребятам были понятны, я подробно объяснила каждое - зачем и почему именно так...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Полностью с Вами согласна"Требовать надо одно и то же"! Тогда в 9 классе проблем с контурными классами не будет. Если честно, то когда я вела географию, то в 6 и 7 классах были проблемы большие с этим видом работы, но не у всех. Были такие случаи, что реки подпишут огромными буквами, а остальное подписывать уже и место на карте нет ( или раскрасят равнины и горы фломастерами (ох, как я не люблю эти карандаши), с трудом приучила работать цветными карандашами. К 9 классу детям уже свои контурные карты больше нравились) А Ваши ребята с такими алгоритмами и такой правильной учительницей усвоят всё в 5 классе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Очень рада отклику географа!
      Каждый год в каждом классе повторяем основные правила заполнения контурных карт, но всё равно есть дети, которые предпочитают "не услышать", чтобы сделать попроще и побыстрее. А отметке за выполненную работу потом удивляются... :)
      Наверное, стоит что-то придумать с памятками для каждого ребёнка, чтобы вклеили в контурную карту...

      Удалить
  3. Лилия Павловна, добрый день. Уверена, что ваши ученики и правда будут на порядок выше тех ребят, которых не научили изначально каким-то общим требованиям в работе с картами. Я почему-то сравниваю такие требования с правилами оформления геометрических задач и особенно задач, связанных с доказательствами того, или иного утверждения. Здесь тоже правила оформления чертежей особо нигде не прописываются (это должен донести учитель), да и само доказательство может быть записано в произвольной форме (кстати и за нерациональный способ оценка на ГИА не снижается). А нас в институте учили чертить и использовать разные символы. Так что сейчас, на уроках геометрии в 7-8 классах не последнюю роль отвожу именно грамотному оформлению. До некоторых уже удалось "достучаться":)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Станиславовна, согласна с тем, что надо предъявлять требования к оформлению геометрических задач, хотя они нигде не прописаны. По-крайней мере, я не встречала. Требую, чтобы чертёж был слева, а дано - справа. А ниже - доказательство (решение). Однако, то чертежа не увижу, то он справа и данных нет. Как же трудно детям придерживаться строгих правил. А про алгебру вообще молчу. С введением тестовой проверки, на оформление задач перестали обращать должное внимание, а когда-то в медальных работах придирались даже к небольшим неточностям.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Галина Станиславовна.
      Конечно , сколько учителей, столько мнений, но хочется сразу приучить ребят к порядку в картах. Ведь потом будет им же намного легче при выполнении карт и на других уроках. К сожалению, не все учителя считают порядок в картах важным наравне с содержанием...

      Удалить
  4. Лилия Павловна, очень важную тему Вы затронули. Единство требований, это то,чего нам, учителям, порой не хватает в педагогической деятельности. Причин несколько, на мой взгляд:
    1. Не все предметники выставляют ребятишкам конкретные требования;
    2. Не всегда сам учитель четко ставит цель;
    3. Не всегда требователен учитель при проверке выполнения заданий учащимися;
    4. Наша халатность, беспечность, нехватка времени
    5. Бесконтрольность родителей.
    Над всем этим нужно работать, а начинать, конечно же с себя, с педагога. Мы должны быть примером для наших ребятишек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, Вы правы.... Я считаю, что все перечисленные причины имеют место быть в школах. И если каждый учитель географии обратит на это внимание, то толк будет. Ну что же, тема для выступления на МО меня нашла.... Быть может, об этом стоит поговорить и на городском совещании географов... Буду начинать с себя.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна. В каждом предмете есть свои правила и требования. Важно, чтобы учитель смог донести до учащихся смысл этих правил, ну и надо требовать их выполнения. Понравился Ваш пример с диктантом. Для меня лично заполнение контурных карт было одним из любимых заданий в школе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна.
      Маленькие почемучки были ооочень активны в своих вопросах и уточнениях по поводу заполнения контурных карт... Я всегда стараюсь доходчиво объяснить, зачем выполнять то или иное правило, чем это важно именно для них, детей.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна. Заполнять контурную карту - кропотливый труд для детей. С начальной школы они учатся этому. И хорошо, если требования на каждой ступени образования одинаковые. Ведь должна же быть преемственность (даже в этом).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана Анатольевна!
      Полностью согласна с Вами - очень кропотливый труд. Вот только очень сложно найти нужную грань между количеством правил и их качеством, чтобы не "убить" интерес к заполнению контурных карт...

      Удалить
  7. Лилия Павловна, добрый вечер! И я хочу сказать о преемственности, особенно между начальной школой и средним звеном. Ее практически нет. Уже много лет я тесно сотрудничаю с учителями, которые собираются учить моих четвероклассников в будущем. Мы обговариваем требования по тем или иным темам, я приглашаю их на родительские собрания, посещаем уроки друг друга. Это дает хороший результат. Прочитав Ваш пост, взяла себе на заметку: обратить внимание на контурные карты. По-нашему УМК мы с ними работаем очень мало, всего несколько уроков и только в 4 классе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Александровна!
      Как же Вы правы... Без преемственности очень тяжело! У нас в школе тоже принято ходить на уроки в 4 классы, на мероприятия, знакомиться с родителями...
      А вот про контурные карты, что они есть и в начальной школе, как-то не задумывалась. То ли дети подзабыли, что карты были, то ли их не было, но мне сказали, что с картами ребята пока не работали ;) Выясню!

      Удалить
  8. Доброго дня! Очень понравилась статья! Спасибо Вам. Я так давно, искала именно Вас. Мне хочется знать, а как у других.
    Можно просьбу, мне прислать как заполнять контурную карту?
    matveichik1@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга!
      Рада, что материалы блога Вам интересны! Правила заполнения контурной карты, по которым мы работали с пятиклассниками, есть на слайде внутри сообщения. Это основа, а дальше Вы сами усложняете в зависимости от класса. В этом году обязательно сделаю пост про контурные карты и шестиклассников, надеюсь, Вам тоже понравится!

      Удалить
  9. Инна Евгеньевна24 ноября, 2016 11:45

    Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Правила -это эффективно. В нашем классе они тоже четко прописаны учителем и соблюдаются учениками. А есть ли правила, по которым можно исправить ошибку в контурной карте? Например, если ошибка в написании наименования объекта? Подтирать-замазывать нельзя, или выход один - покупать новую карту и ВСЕ заново наносить?
    Заранее благодарю за ответ,
    с уважением,
    Инна Евгеньевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Инна Евгеньевна!
      Благодарю Вас за вопрос. Попробуем рассмотреть его применительно к разным ситуациям...
      1. Ребёнок допустил ошибку (написал не ту букву) при подписи географического объекта. В данном случае будет лучше просто зачеркнуть букву и сверху написать правильную. Я бы за это оценку не снизила. Естественно, если это не массовое явление.
      2. Если учитель увидел ошибку (ошибки) при проверке, указал их ученику и сказал исправить, ни в коем случае ВСЮ карту не переделывать! Зачеркнуть, написать правильно, показать учителю.
      3. Иногда бывает, что ошибки обнаруживаются в легенде карты, тогда проще заклеить это место куском белой бумаги (тут без помощи родителя не обойтись!) и переписать условные знаки.

      Удалить
  10. Здравствуйте Лилия Павловна. Сейчас у нас ночь, вернее раннее утро 4 часа 17 минут. Почему я не сплю? Потому, что я помогаю раскрашивать контурную карту моему сыну. Он учится в 9 классе. Так вот его преподаватель по географии требует раскрашивать каждую(!!!) карту с точностью, как в атласе. Времени на это уходит очень много. Я не могу позволить сыну не спать ночами, что бы выполнить задание на 5.
    Я сейчас искала информацию в интернете по положению оформления контурных карт, на каждом сайте повторяется одна и та же формулировка, что не надо делать лишних действий не указанных в задании. В задании карты, которую я сейчас раскрашивала нет пункта "раскрасить". Не подскажите на какой официальный документ мне сослаться, если в следующий раз сын сделает контурную карту строго по заданию и не будет раскрашивать её. Спасибо. Разгоева Татьяна, мама Артема

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна!
      У каждого учителя есть свои нюансы при проверке контурных карт. Это и хорошо, и плохо. Отбросив субъективность, а она всегда присутствует!, учитель проверяет карты с упором на что-то. Например, в карте по географическому положению будет более важным обратить внимание на крайние точки материков, страны-соседи и пр., т.е. там можно вообще ничего не раскрашивать. А карты по природным зонам предполагают более точное отношение к цвету и штриховке. Всё зависит от карты.
      Обращу Ваше внимание, задания, пропечатанные в контурных картах, являются ПРИМЕРНЫМИ! Учитель ИМЕЕТ ПРАВО добавить к ним что-то или какое-то задание сказать не делать. Этому нас учат на курсах повышения квалификации и говорят на семинарах. Задания в картах - лишь некая основа, которая может быть подкорректирована. Так, кстати, и с текстом параграфов. Вы же согласны, что там только примерная основа, а учитель должен выходить за рамки учебника, объясняя новый материал?
      Выполнить задание можно по-разному. Можно ведь не только раскрашивать, но и штриховкой воспользоваться. Еще раз - все зависит от карты.
      Самое лучшее в Вашем случае - "не собирать войска", а попробовать "заключить мирный договор". Подойдите к учителю, поговорите. Попробуйте УСЛЫШАТЬ его.
      Все мы люди...

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^