Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

Все участия-победы блога в конкурсах:

суббота, 11 октября 2014 г.

ФГОС: контурные карты, или Правила надо выполнять ВСЕГДА!

Вот никогда не думала, что выполнение такого простого и интересного (казалось бы!) задания  - заполнение контурных карт, может вызвать столько разночтений и толкований.... Попробуем их преодолеть? )))))
Что для этого нужно - ЕДИНЫЕ требования к заполнению контурных карт, которые будут у КАЖДОГО учащегося.

Если "погуглить", то всё равно ЕДИНЫХ требований Вы не найдёте... Хорошо это или плохо - я пока не знаю. Но вот то, что мои учащиеся будут выполнять задания в контурных картах на уровне (или на порядок выше) всех других ребят, я уверена. И дело тут не в том, что у меня супер-универсальные требования, а в том, что они НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ самым распространёнными требованиям!
Долгое время радуюсь положительным отзывам коллег-историков о контурных картах моих ребят. Дети, чистые и искренние создания, отказываются НЕ ВЫПОЛНЯТЬ МОИ общие требования к заполнению контурных карт и на других уроках (история, кубановедение).
Секрет успеха совсем прост - ВСЕГДА требовать одно и то же! Да, в разных вариациях-заданиях, но всё же в одном стиле.
Вот так и сегодня. Мы уделили время не самим заданиям, написанным в контурной карте, а всему, что оказалось "за пределами".
А для этого сначала записали правила в тетрадь:
И прочитали предисловие к контурным картам:
А вот сколько ребят или их родителей действительно обращают внимание на эту вводную часть? Не думаю, что все... А ведь наши задания УЖЕ имеют особую "маркировку":
Итак, суровые и жесткие правила от Лилии Павловны, выполнение которых требуется всегда:
Обращаю внимание, что эти правила ориентированы на пятиклассников... А потому уже в 7-8 классах п п. 2, 7, и 9 "отпадают" сами собою...
А пока мы учимся, пытаемся возмущаться, но учимся... )))))
И нам пока очень тяжело! Как это так - в атласе карта красивая-красивая, разноцветная, а учительница против чудесного раскрашивания, если этого нет в задании?!? И как же так, я сделаю БОЛЬШЕ, а работу оценят на МЕНЬШЕ?!? Возмущений и вопросов было много... Но я думаю, что мы справимся! Особо детям полюбился мой пример "из жизни": ведь при написании диктанта они лишние слова не вставляют, так зачем же делать это с контурными картами?
Самое интересное впереди, а мы пока только учимся... 

23 комментария:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень понравились слова о том, что главное - "Всегда требовать одно и то же!" Полностью поддерживаю! Думаю, что ребята научатся работать с контурной картой уже в скором времени :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Эльвира Ульфатовна!
      Когда школа большая и в работают несколько географов, к сожалению, требования к выполнению контурных карт у них могут быть разными... Я категорически против выполнения подписей письменными буквами (почерки-то у всех разные...) и карандашом! Ведь карта должна читаться, а не выглядеть серой массой... Потому и считаю, что надо стремиться к единым требованиям и внутри школы, и в разных школах...
      Надеюсь, требования ребятам были понятны, я подробно объяснила каждое - зачем и почему именно так...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Полностью с Вами согласна"Требовать надо одно и то же"! Тогда в 9 классе проблем с контурными классами не будет. Если честно, то когда я вела географию, то в 6 и 7 классах были проблемы большие с этим видом работы, но не у всех. Были такие случаи, что реки подпишут огромными буквами, а остальное подписывать уже и место на карте нет ( или раскрасят равнины и горы фломастерами (ох, как я не люблю эти карандаши), с трудом приучила работать цветными карандашами. К 9 классу детям уже свои контурные карты больше нравились) А Ваши ребята с такими алгоритмами и такой правильной учительницей усвоят всё в 5 классе)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Очень рада отклику географа!
      Каждый год в каждом классе повторяем основные правила заполнения контурных карт, но всё равно есть дети, которые предпочитают "не услышать", чтобы сделать попроще и побыстрее. А отметке за выполненную работу потом удивляются... :)
      Наверное, стоит что-то придумать с памятками для каждого ребёнка, чтобы вклеили в контурную карту...

      Удалить
  3. Лилия Павловна, добрый день. Уверена, что ваши ученики и правда будут на порядок выше тех ребят, которых не научили изначально каким-то общим требованиям в работе с картами. Я почему-то сравниваю такие требования с правилами оформления геометрических задач и особенно задач, связанных с доказательствами того, или иного утверждения. Здесь тоже правила оформления чертежей особо нигде не прописываются (это должен донести учитель), да и само доказательство может быть записано в произвольной форме (кстати и за нерациональный способ оценка на ГИА не снижается). А нас в институте учили чертить и использовать разные символы. Так что сейчас, на уроках геометрии в 7-8 классах не последнюю роль отвожу именно грамотному оформлению. До некоторых уже удалось "достучаться":)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Станиславовна, согласна с тем, что надо предъявлять требования к оформлению геометрических задач, хотя они нигде не прописаны. По-крайней мере, я не встречала. Требую, чтобы чертёж был слева, а дано - справа. А ниже - доказательство (решение). Однако, то чертежа не увижу, то он справа и данных нет. Как же трудно детям придерживаться строгих правил. А про алгебру вообще молчу. С введением тестовой проверки, на оформление задач перестали обращать должное внимание, а когда-то в медальных работах придирались даже к небольшим неточностям.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Галина Станиславовна.
      Конечно , сколько учителей, столько мнений, но хочется сразу приучить ребят к порядку в картах. Ведь потом будет им же намного легче при выполнении карт и на других уроках. К сожалению, не все учителя считают порядок в картах важным наравне с содержанием...

      Удалить
  4. Лилия Павловна, очень важную тему Вы затронули. Единство требований, это то,чего нам, учителям, порой не хватает в педагогической деятельности. Причин несколько, на мой взгляд:
    1. Не все предметники выставляют ребятишкам конкретные требования;
    2. Не всегда сам учитель четко ставит цель;
    3. Не всегда требователен учитель при проверке выполнения заданий учащимися;
    4. Наша халатность, беспечность, нехватка времени
    5. Бесконтрольность родителей.
    Над всем этим нужно работать, а начинать, конечно же с себя, с педагога. Мы должны быть примером для наших ребятишек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, Вы правы.... Я считаю, что все перечисленные причины имеют место быть в школах. И если каждый учитель географии обратит на это внимание, то толк будет. Ну что же, тема для выступления на МО меня нашла.... Быть может, об этом стоит поговорить и на городском совещании географов... Буду начинать с себя.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Лилия Павловна. В каждом предмете есть свои правила и требования. Важно, чтобы учитель смог донести до учащихся смысл этих правил, ну и надо требовать их выполнения. Понравился Ваш пример с диктантом. Для меня лично заполнение контурных карт было одним из любимых заданий в школе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Геннадиевна.
      Маленькие почемучки были ооочень активны в своих вопросах и уточнениях по поводу заполнения контурных карт... Я всегда стараюсь доходчиво объяснить, зачем выполнять то или иное правило, чем это важно именно для них, детей.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна. Заполнять контурную карту - кропотливый труд для детей. С начальной школы они учатся этому. И хорошо, если требования на каждой ступени образования одинаковые. Ведь должна же быть преемственность (даже в этом).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Светлана Анатольевна!
      Полностью согласна с Вами - очень кропотливый труд. Вот только очень сложно найти нужную грань между количеством правил и их качеством, чтобы не "убить" интерес к заполнению контурных карт...

      Удалить
  7. Лилия Павловна, добрый вечер! И я хочу сказать о преемственности, особенно между начальной школой и средним звеном. Ее практически нет. Уже много лет я тесно сотрудничаю с учителями, которые собираются учить моих четвероклассников в будущем. Мы обговариваем требования по тем или иным темам, я приглашаю их на родительские собрания, посещаем уроки друг друга. Это дает хороший результат. Прочитав Ваш пост, взяла себе на заметку: обратить внимание на контурные карты. По-нашему УМК мы с ними работаем очень мало, всего несколько уроков и только в 4 классе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Александровна!
      Как же Вы правы... Без преемственности очень тяжело! У нас в школе тоже принято ходить на уроки в 4 классы, на мероприятия, знакомиться с родителями...
      А вот про контурные карты, что они есть и в начальной школе, как-то не задумывалась. То ли дети подзабыли, что карты были, то ли их не было, но мне сказали, что с картами ребята пока не работали ;) Выясню!

      Удалить
  8. Доброго дня! Очень понравилась статья! Спасибо Вам. Я так давно, искала именно Вас. Мне хочется знать, а как у других.
    Можно просьбу, мне прислать как заполнять контурную карту?
    matveichik1@mail.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга!
      Рада, что материалы блога Вам интересны! Правила заполнения контурной карты, по которым мы работали с пятиклассниками, есть на слайде внутри сообщения. Это основа, а дальше Вы сами усложняете в зависимости от класса. В этом году обязательно сделаю пост про контурные карты и шестиклассников, надеюсь, Вам тоже понравится!

      Удалить
  9. Инна Евгеньевна24 ноября, 2016 11:45

    Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Правила -это эффективно. В нашем классе они тоже четко прописаны учителем и соблюдаются учениками. А есть ли правила, по которым можно исправить ошибку в контурной карте? Например, если ошибка в написании наименования объекта? Подтирать-замазывать нельзя, или выход один - покупать новую карту и ВСЕ заново наносить?
    Заранее благодарю за ответ,
    с уважением,
    Инна Евгеньевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Инна Евгеньевна!
      Благодарю Вас за вопрос. Попробуем рассмотреть его применительно к разным ситуациям...
      1. Ребёнок допустил ошибку (написал не ту букву) при подписи географического объекта. В данном случае будет лучше просто зачеркнуть букву и сверху написать правильную. Я бы за это оценку не снизила. Естественно, если это не массовое явление.
      2. Если учитель увидел ошибку (ошибки) при проверке, указал их ученику и сказал исправить, ни в коем случае ВСЮ карту не переделывать! Зачеркнуть, написать правильно, показать учителю.
      3. Иногда бывает, что ошибки обнаруживаются в легенде карты, тогда проще заклеить это место куском белой бумаги (тут без помощи родителя не обойтись!) и переписать условные знаки.

      Удалить
  10. Здравствуйте Лилия Павловна. Сейчас у нас ночь, вернее раннее утро 4 часа 17 минут. Почему я не сплю? Потому, что я помогаю раскрашивать контурную карту моему сыну. Он учится в 9 классе. Так вот его преподаватель по географии требует раскрашивать каждую(!!!) карту с точностью, как в атласе. Времени на это уходит очень много. Я не могу позволить сыну не спать ночами, что бы выполнить задание на 5.
    Я сейчас искала информацию в интернете по положению оформления контурных карт, на каждом сайте повторяется одна и та же формулировка, что не надо делать лишних действий не указанных в задании. В задании карты, которую я сейчас раскрашивала нет пункта "раскрасить". Не подскажите на какой официальный документ мне сослаться, если в следующий раз сын сделает контурную карту строго по заданию и не будет раскрашивать её. Спасибо. Разгоева Татьяна, мама Артема

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна!
      У каждого учителя есть свои нюансы при проверке контурных карт. Это и хорошо, и плохо. Отбросив субъективность, а она всегда присутствует!, учитель проверяет карты с упором на что-то. Например, в карте по географическому положению будет более важным обратить внимание на крайние точки материков, страны-соседи и пр., т.е. там можно вообще ничего не раскрашивать. А карты по природным зонам предполагают более точное отношение к цвету и штриховке. Всё зависит от карты.
      Обращу Ваше внимание, задания, пропечатанные в контурных картах, являются ПРИМЕРНЫМИ! Учитель ИМЕЕТ ПРАВО добавить к ним что-то или какое-то задание сказать не делать. Этому нас учат на курсах повышения квалификации и говорят на семинарах. Задания в картах - лишь некая основа, которая может быть подкорректирована. Так, кстати, и с текстом параграфов. Вы же согласны, что там только примерная основа, а учитель должен выходить за рамки учебника, объясняя новый материал?
      Выполнить задание можно по-разному. Можно ведь не только раскрашивать, но и штриховкой воспользоваться. Еще раз - все зависит от карты.
      Самое лучшее в Вашем случае - "не собирать войска", а попробовать "заключить мирный договор". Подойдите к учителю, поговорите. Попробуйте УСЛЫШАТЬ его.
      Все мы люди...

      Удалить
  11. Анонимный13 марта, 2018 21:32

    Здраствуюте учимся в московской школе учитель по географии не принимает контурную карту и ставит оценку 2 ссылаясь что работа в контурной карте сделана неправильно и все названия рек городов и морей и озер должны делаться только просты карандашем синими чернилами непринимаются как нам быть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      К сожалению, нет единых требований по заполнению контурных карт. Да и это не нужно, ведь всё зависит от назначения и вида контурной карты (тренировочная, обучающая, тематическая), а потому что-то может подписываться и карандашом. Но рекомендую подойти к учителю и попросить показать те правила, которыми именно он руководствуется при проверке, спросить, озвучивает ли он их детям. Уверена, Вы найдёте общий язык, если захотите услышать учителя!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^