Что делать, если учительница задаёт глупый вопрос? Да-да, именно глупый, ведь правильного ответа на него просто не существует, а учительница с улыбкой говорит, что первому правильно ответившему поставит в журнал заветную "5"... Пятиклассники нашли отличный выход - они смущённо молчали, а я ждала, ждала возмущения и упрёков)))))
И ведь дождалась! А как бы Вы ответили на вопрос: "Какая раса людей самая лучшая?"
Но некоторые, конечно, пытались в качестве ответа предложить одну из существующих рас, но такие робкие ответы были сразу признаны ложными. И вот мы вместе приходим к пониманию того, что представители всех рас равны!
Для меня на этих уроках очень важной является морально-нравственная составляющая, чтобы НАВСЕГДА и ВСЕ дети поняли и запомнили, что нет на свете плохих людей, нет людей с неправильным цветом кожи и разрезом глаз, а есть плохие мысли и плохие поступки.
Не секрет, что именно от того, КАК будет преподнесён материал, в какой форме, какая эмоциональная атмосфера сложится при взаимодействии учитель-учащиеся, зависит степень понимания и усвоения материала. А если это не просто география, а частичка нравственной культуры?!
Я старалась... Старалась избежать избитых фраз и простого записывания в тетрадь прописных истин. Была чуточку эмоциональнее, чем обычно... А потому сразу же после выяснения причин разной внешности среди людей мы приступили с придумыванию ФОРМУЛЫ РАВЕНСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАС, посмотрев на которую каждый человек бы понял, что все-все-все люди на планете равны...
А помогала нам в этом работа в группах по заданиям рабочего листа, где было всего два задания:
-- сочинить и изобразить собственную Формулу равенства человеческих рас,
-- продолжить фразу "Все люди равны, т.к. ..."
У ребят на совместную работу было около 10-13 минут.
Все работы были подписаны.
Поэтому проблемы в выставлении отметки за урок я не вижу.
Но это не будут только "5". Отметки чуть ниже получат только те, чьи работы были не доделаны.
Дети были креативны, сетовали, что нельзя сфотографировать свои руки или раскрасить своё лицо...
Самым сложным было не только обсуждать вместе, но и рисовать, пятиклассники строго следили, чтобы их идеи не были заимствованы товарищами с соседних групп, но
очень сокрушались, если потом видели похожую работу...
Ответы на второй вопрос были очень разными.
Некоторые практически дословно состояли из услышанного прямо на уроке.
Предлагаю прочитать, почему же все люди на Земле равны:
-- всё от природы. Строение человека одинаково, у всех есть душа. Все по-своему хороши!
-- они различаются не по внешности, а по поступкам.
-- нет плохих людей. Есть плохие поступки. Не бывает глупых и умных народов. Нет ничего ценнее человеческой жизни!
-- все они живут на одной планете. Все питаются, размножаются и хотят жить!
-- мы все рождены свободными, имеем право на самовыражение. И пусть все люди разные на лицо, у них есть национальные блюда и традиции.
-- нет людей, которые лучше или хуже. Последний, кто это сказал громко - Гитлер.
-- они живут на одной планете... расы могут общаться друг с другом.
-- люди равны и сравнивать их нельзя.
-- каждая раса хороша и особенна по-своему. Каждый человек должен уважать другую расу как свою, т.к. мы живём на одной планете.
-- важна душа и поступки, а не цвет кожи.
Уходили дети с урока очень довольные - с надеждами на хорошую совместную отметку, и так хочется верить, уносили внутри себя частичку будущего мира, ведь основы поведения взрослого закладываются именно в детстве!
И ведь дождалась! А как бы Вы ответили на вопрос: "Какая раса людей самая лучшая?"
Но некоторые, конечно, пытались в качестве ответа предложить одну из существующих рас, но такие робкие ответы были сразу признаны ложными. И вот мы вместе приходим к пониманию того, что представители всех рас равны!
Для меня на этих уроках очень важной является морально-нравственная составляющая, чтобы НАВСЕГДА и ВСЕ дети поняли и запомнили, что нет на свете плохих людей, нет людей с неправильным цветом кожи и разрезом глаз, а есть плохие мысли и плохие поступки.
Не секрет, что именно от того, КАК будет преподнесён материал, в какой форме, какая эмоциональная атмосфера сложится при взаимодействии учитель-учащиеся, зависит степень понимания и усвоения материала. А если это не просто география, а частичка нравственной культуры?!
Я старалась... Старалась избежать избитых фраз и простого записывания в тетрадь прописных истин. Была чуточку эмоциональнее, чем обычно... А потому сразу же после выяснения причин разной внешности среди людей мы приступили с придумыванию ФОРМУЛЫ РАВЕНСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАС, посмотрев на которую каждый человек бы понял, что все-все-все люди на планете равны...
А помогала нам в этом работа в группах по заданиям рабочего листа, где было всего два задания:
-- сочинить и изобразить собственную Формулу равенства человеческих рас,
-- продолжить фразу "Все люди равны, т.к. ..."
У ребят на совместную работу было около 10-13 минут.
Все работы были подписаны.
Поэтому проблемы в выставлении отметки за урок я не вижу.
Но это не будут только "5". Отметки чуть ниже получат только те, чьи работы были не доделаны.
Дети были креативны, сетовали, что нельзя сфотографировать свои руки или раскрасить своё лицо...
Самым сложным было не только обсуждать вместе, но и рисовать, пятиклассники строго следили, чтобы их идеи не были заимствованы товарищами с соседних групп, но
очень сокрушались, если потом видели похожую работу...
Ответы на второй вопрос были очень разными.
Некоторые практически дословно состояли из услышанного прямо на уроке.
Предлагаю прочитать, почему же все люди на Земле равны:
-- всё от природы. Строение человека одинаково, у всех есть душа. Все по-своему хороши!
-- они различаются не по внешности, а по поступкам.
-- нет плохих людей. Есть плохие поступки. Не бывает глупых и умных народов. Нет ничего ценнее человеческой жизни!
-- все они живут на одной планете. Все питаются, размножаются и хотят жить!
-- мы все рождены свободными, имеем право на самовыражение. И пусть все люди разные на лицо, у них есть национальные блюда и традиции.
-- нет людей, которые лучше или хуже. Последний, кто это сказал громко - Гитлер.
-- они живут на одной планете... расы могут общаться друг с другом.
-- люди равны и сравнивать их нельзя.
-- каждая раса хороша и особенна по-своему. Каждый человек должен уважать другую расу как свою, т.к. мы живём на одной планете.
-- важна душа и поступки, а не цвет кожи.
Уходили дети с урока очень довольные - с надеждами на хорошую совместную отметку, и так хочется верить, уносили внутри себя частичку будущего мира, ведь основы поведения взрослого закладываются именно в детстве!
Здравствуйте, Лилия Павловна! С удовольствием прочла ваш пост о расах. Эта тема есть и в биологии, я считаю, что необходимо делать важный акцент на профилактике расизма, фашизма и национализма, социального дарвинизма. Пожалуй, возьму себе на заметочку идею о формуле равенства рас и адаптивных типов человека. Спасибо.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьБлагодарю Вас за отклик!
Знаете, меня всегда очень возмущает, когда слышу фразы по типу "Этому не учили в школе", относящиеся к вопросам нравственности. Но ведь именно из понимания вот такой вот истины о равенстве идёт отторжение навязываемых ложных истин о превосходстве. Российская школа учит, учит не только на истории и обществознании, но и на географии, биологии, литературе..... Надеюсь, что маленькие пятиклассники на забудут вчерашний урок!
Лилия Павловна, интересный урок и подход необычный, провокационный, заставляющий думать. Конечно же, это не просто география, вопрос слишком давно и болезненно переживается человечеством, так что нравственный аспект здесь пожалуй даже важнее познавательного. А лица какие у детей светлые, умнички такие!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Анатольевна!
УдалитьСпасибо! Как Вы верно употребили слов-характеристику - провокационный! Я и сама так называю подобные элементы в уроке. Использую во всех классах, но очень осмотрительно не часто - не более 1 раза в четверть в 7-9 классах и 1 раза в полугодие в 5-6 и 10-11 классах. Не хочу, чтобы дети привыкли, а то потом не будет такого эффекта.
Конечно, важнее, да и можно таким образом выстроить урок, что на всё хватит времени!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Можно сколько угодно говорить о равенстве рас, но пока нет всемирных законов, это очень трудно доказать людям. Даже внутри одной расы есть такие, которые считают себя лучше других (по социальным условиям).
ОтветитьУдалитьНужно, чтобы человек осознал, что ОН равен другим, а не другие равны ЕМУ. Человек, осознавший СВОЁ равенство становится равным Человеком.
Здравствуй, Ваня!
УдалитьВсё правильно - если нет единого, всеобщего внутреннего осознания исключительной ценности человеческой жизни и равенства всех людей, то так и будут возникать конфликты...
Эгоцентризм не зря называют болезнью современного человечества и даже относят к глобальным проблемам человечества.
Здравствуйте, Лилия Павловна! Метод провокации (если это можно так назвать) и я люблю сильно. Ух, задумываются!!!
ОтветитьУдалитьКонечно, и работы у ребят хорошие, и сам урок... Но, читая Ваш пост, думала совсем о другом. О том, что ка здОрово, что Вы в своем блоге показываете ребят, их рост, их умения, их фотографии. Да-да, я о соколятках. Интересно, а чему они научились? Какие они сейчас?И ведь не посмотришь, не прочитаешь нигде. Как жаль, что не все учителя умеют работать, как Вы.
Здравствуйте, Надежда Александровна!
УдалитьА я всегда немного с опаской к таким "провокациям" отношусь, всё время контролирую каждый жест, каждое слово и интонацию...
Спасибо, Надежда Александровна! Вот так и всегда думаю - как бы хорошо было бы видеть-знать об успехах ребят во взрослой жизни...
Мне всегда нравится как у Вас, Лилия Павловна, ребята плодотворно работают в группах. Думаю, потому что ребята хорошо знают требования и этапы работы в группах. Молодцы! Так и хочется добавить: все люди - братья :)
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна!
УдалитьВы правы - это очень заметно, что ребята НАУЧЕНЫ работе в группах. И здесь заслуга ПОЛНОСТЬЮ принадлежит их первым учителям, которые работали с ними первые 4 года. Мне было легко вовлечь их в групповую работу.
Добавляйте!!! Всё правильно, только так и надо!
Лилия Павловна, здравствуйте, с нескрываемым удовольствием прочитала Ваш географический пост (как и другие публикации подобной тематики)! Нахожусь в полном восторге. Важно, чтобы люди все истины усваивали в самом раннем возрасте. Тогда, возможно, расовых распрей и ущемления прав народов не было бы.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Владимировна!
УдалитьА я была под большим впечатлением на уроках от того, что в четырёх из шести 5 классов после моего вопроса на лицах детей было недоумение!!! Они не стали выкрикивать название одной расы, а в полном непонимании смотрели на меня! Значит, они УЖЕ знали, что все люди равны!!!
Лилия Павловна, спасибо за очередной открытый урок. Уверена, что ребятишки не только унесли с Вашего урока внутри себя частичку будущего мира, но и научились быть толерантными друг к другу. Мы все разные - но мы все живем на одной планете, мы должны ее беречь!
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна!
УдалитьКонечно, я тоже на это надеюсь! Особенно меня поразил один из классов, где недоумение от моего вопроса было особо ярким - именно в этом классе учится один на всю параллель мальчик другой расы - монголоидной.
Здравствуйте, Лилия Павловна! Ваш урок - это урок доброты. Вы показали, как надо воспитывать уроком. Думаю, что дети с ваших уроков воспитания взяли главное - возможность общения с людьми любой расы. А помогать им в этом будет их формула равенства.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Галина Ивановна!
УдалитьПростите, задержалась с ответом - 41 участник Всероссийской викторины по географии требует внимания)))
Я попыталась... Очень обрадовалась, встретив свои же фразу в доказательствах равенства. Надеюсь, урок запомнится!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за интересный пост! Когда творческая работа кипит в коллективе и сам коллектив будет сплоченнее, дружнее, а на Ваших уроках работа с детками поставлена на отлично!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Владимировна! Всё чаще убеждаюсь в том, что время на уроке нужно распределять действительно поминутно, тогда хватит и на творчество...Спасибо!
УдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна! Впервые зашла к Вам в гости и попала на такую интересную тему! Так как я психолог, то каждый год необходимо придумать, провести и отчитаться по неделе толерантности. Иногда голова пухнет - не знаешь, что бы еще такое выдумать, чтобы было интересно и полезно (не для "галочки"). Очень зацепил Ваш урок, в такой форме тему равенства рас мы еще не обсуждали. Групповую работу тоже использую, думаю, на следующий год можно попробовать реализовать Вашу идею. Спасибо большое.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила!
УдалитьЕсли можно, напишите своё отчество, а то я пока у Вас в блоге всё смотрела-читала, тоже отчества не нашла... А как-то привыкла за годы ведения блога, что коллег называю по отчеству. Напишете? :)
Спасибо Вам за добрые слова и такую шикарную подборку советов по привлечению внимания детей на уроке. Обязательно воспользуюсь на уроках с 5 классами!
Вот так и будем учиться друг друга... Рада знакомству!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьВот забрела на ваш блог, очень, очень рада!!! Мне так понравилось у вас в гостях.
Прочитала ваш пост, Лилия Павловна, прекрасный, важный урок! Морально-нравственное воспитание имеет важное значение в воспитании детей. Я бы с удовольствием посетила такой урок :)
Здравствуйте, Виктория Александровна!
УдалитьРада знакомству! Как-то так получилось, что Ваш блог, уже не новичок, не знаком мне... Но ничего, будем исправлять...
Спасибо, Виктория Александровна! Каждый урок важен в школе, каждое занятие - в детском саду. Ведь у каждого свои цели, стремиться к выполнению которых обязательно нужно. Вот и получается, что и на географии мы учимся не только бережно относиться к своей планете, но и к самим себе...
Здравствуйте, Лилия Павловна! Покорили рисунки детей, на которых лицо девочки - представительницы трех рас одновременно. Чтобы это значило? Что, возможно, в нас каждом могла бы течь неожиданная раса (На уроках литературного чтения дети удивляются, что А.С. Пушкин потомок арапа). Или мы разные - но мы вместе?
ОтветитьУдалитьПорадовали дети, которые вывели формулу (математику не забыли, а ведь это самые младшие дети в средней школе!) с необычными слагаемыми, в виде диаграмм!
Неожиданные формулы, уверена, на всю жизнь останутся в памяти и станут одной из формул их Жизни!
Доброе утро, Наталья Александровна!
УдалитьИдея единства рас в одном лице одновременно возникла у нескольких рабочих групп. Я тоже поинтересовалась у ребят, что это значит. Вы совершенно правы. Получила ответ, что "... лицо может быть разным, но мы же точно не знаем, какие были предки у этого человека". И ребята тоже вспомнили А.С.Пушкина.А работу с диаграммами дети попросили домой - что-то хотят доделать, немного не успели.
Пополняются наши папки творческих работ, пополняются важным и нужным, как и наша внутренняя "копилка" души...
Добрый вечер, Лилия Павловна! Прочитала Ваш пост и не могу остаться безучастной, так как очень хороший пост, несущий огромную воспитательную силу. Очень понравился Ванин комментарий.
ОтветитьУдалитьРебята на снимках молодцы! Такие все умнички! И вместе раскрашивают, и за руки держатся. Взрослым бы у детей поучиться! Мне понравилась формула у ребят под фамилиями Вертий, Кириленко, Тюленев, Жердий, а ещё сборный образ всех рас, т. е. лицо разноцветное - идея замечательная. Молодцы, ребята! И конечно же, Лилия Павловна! Спасибо за пост!
Здравствуйте, Татьяна Николаевна!
УдалитьЗнаете, я очень рада, что решилась рассказывать о каждом уроке в 5 классах. Пусть не всё, но хотя бы так... Дети у меня потрясающие - очень взрослые для пятиклассников и очень ответственные. Мальчишки, когда взялись за руки, меня очень удивили. А оказалось, что они так хотели показать дружбу между людьми разных рас.
Благодарю Вас за добрые слова! Будем работать дальше!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Соглашусь с коллегами, идея урока восхищает, фотографии и ответы растрогали. Опять я задаюсь вопросом: на каком интуитивном уровне, дети чувствуют, понимают и принимают доброту, и главное, куда же это понимание мира и доброта уходит с возрастом? Укоренялась бы она в душах детских, оставалась бы на всю взрослую жизнь, не забывали бы дети вот таких уроков и таких педагогов, как Вы, меньше было бы зла на нашей планете.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Екатерина Геннадьевна!
УдалитьСпасибо! Мне очень понравился урок, детям тоже. Самое главное, что они не молчали, а рассуждали, делились друг с другом и со мной, даже спорили...
Лилия Павловна! Какой чудесный урок! Я себе тоже возьму на заметку формулу равенства человеческих рас. Мы много с дочкой (пока только с ней) говорим о равенстве всех людей, о недопустимости фашизма, национализма, но вот задумалась, поговорить о людях населяющих планету можно уже и со средненьким, так что попробуем поиграть с ними.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна! Вы совершенно правы - пусть и в упрощённой форме, но доступно, нужно начинать говорить о равенстве даже с самыми маленькими детками! Я считаю, что чем раньше ребёнок усвоит эту истину, тем больше шансов, что не забудет...
Удалить