Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

пятница, 8 мая 2015 г.

Майские праздники в Абхазии: день3 - потрясающий воображение...

Продолжение.
Начало читайте здесь: день1, день2.
Третий день был последний в майском путешествии в Абхазию. Было немного грустно с утра собирать вещи, но впереди нас ждали настоящие шедевры абхазской природы - Новоафонская пещера, озеро Рица и многое другое!

Вот так бывает - вроде бы хорошо посмотрела территорию пансионата, но обнаружила перед завтраком ещё два уникальных растения:
О том, что гортензия и гидрантея это одно и то же - не знала...
А вот и Екатерина Александровна - она сопровождала нашу группу от турфирмы всё время. Она слева.
Ещё раз хочу отметить великолепные организаторские способности Екатерины Александровны - мы вообще не думали о мелочах, всё словно само собой решалось. А за этим, знаю по своему опыту, всегда стоит кропотливая работа, которая потом просто не видна...
Завтрак заставил задуматься)))) Что выбрать - хлопья с молоком (люблю!) или омлет...
Столовая:
Был там и бар, в котором некоторые отдыхающие и завтрак сопровождали винными возлияниями (!?!?!)
Пока прощались с пансионатом и загружали вещи в автобус, я всё время смотрела на МММ и не узнавала его - он чего-то очень волновался. А причину волнения почему-то открывать не хотел... Странно!
И только по пути в Новый Афон (кстати, в Сухуме есть троллейбусы) признался, что переживает, сдержит ли экскурсовод Степан данное вчера (вернее, вырванное мною, но по-доброму))))))) обещание. Вчера Степан уехал после грота Симона Кананита домой, а я... попросила его нарвать в саду веточек лимонов и мандаринов для дальнейшего выращивания. Степан согласился... А вот люди!!! Люди услышали и тоже начали просить... МММ переживал, что ему не достанется веточек или Степан забудет, или не сможет, или не захочет...
Перед въездом в Сухум возле моста люди сделали свою Доску Почёта погибшим за освобождение Абхазии...
И вот мы на месте... Экскурсовод Степан нарядный, в костюме (как оказалось, его основное место работы связано с юриспруденцией, а экскурсионное сопровождение - дополнительное денежное хобби), но без веточек, встретил нас и всем отдал билеты в Новоафонскую пещеру.
Перед входом стоит скромненькая будочка, где со всех желающих фотографировать в пещере берут по 50 рублей.
Сама экскурсия состоит из трёх частей:
1. Едем на минипоезде вглубь горы.
2. Идём более 1 км по залам пещеры.
3. Дожидаемся на платформе поезд и долго-долго едем обратно, на выход.
Экскурсии по пещере осуществляются в течение всего курортного сезона - с мая по ноябрь. Если я правильно поняла, то экскурсии начинаются каждые два часа.
И вот мы внутри... Я с большим интересом ждала именно этой экскурсии, ведь о Новоафонской пещере слышала ещё во время экскурсии в марте этого года в Большую Азишскую пещеру... Все восторгались мощью и красотой.
Итак, Новоафонская пещера.
Это ещё одно чудо Иверской горы - Анакопийская пропасть, более известная, как Новоафонская пещера. Скрывается она глубоко под землей, в таинственных недрах этой священной горы, и занимает полость, объем которой превышает 1 млн. куб.м.!

Немного географии с историей...
Новый Афон, как известно, славится не только своим чистым и живописным побережьем, плантациями пирамидальных кипарисов, аллеями ярких, сочных олеандров и разнообразием цитрусовых. Здесь, укрытые толстым покрывалом вечнозеленых растений, возвышаются два строгих стража города - Афонская (500 м над уровнем моря) и Иверская (350 м над уровнем моря) горы, разделенные у подножия водами реки Псырдзха. Обе эти горы представляют собой гигантские известняковые массивы, тут и там изрезанные глубокими трещинами различной формы и глубины.
Люди издревле знали о существовании в недрах Иверской горы огромного провала, но, возможно, из-за мистического страха не рисковали спускаться и обследовать его. С течением времени и в результате неумолимого развития прогресса науки, удалось выяснить, что никакие таинственные силы не причастны к появлению пещеры. А виной всему… время и вода. Всего-навсего.
В природе встречается несколько причин образования пещер - вулканические процессы, абразия, движение ледников, класто-карстовое происхождение, эоловое происхождение и т.д. Но самые обширные и живописные пещеры, с великим множеством тоннелей и различных полостей-залов образуются в карбонатных породах, например, в известняковых массивах. Одним из которых, как мы уже выяснили, является Иверская гора.

Смельчаки, решившиеся бы туда спуститься, как уже стало ясно, не находились вплоть до середины XX века.
Гиви Смыр - имя первого открывателя недр Новоафонской пещеры. Но у этого простого жителя Нового Афона не было специального снаряжения, без которого, увы, невозможно добраться до дна пещеры. Целая специально собранная экспедиция спустилась сюда в 1961 году. В составе этой экспедиции был и сам Гиви Смыр. Кстати, одну пещеру внутри назвали его именем, а он сам сейчас занимает пост директора этого пещерного комплекса!
Штурмовая группа из четырёх человек сумела-таки добраться до дна пещеры, преодолев на этом непростом пути все препятствия загадочного колодца.
Пещера разделена на залы. Часть из них отводится только для спелеологов, туда туристов не пускают...
Первое, что мы увидели, - величественный Зал Апсны - огромный по размерам, влажный и тихий белокаменный дворец, словно великан, погруженный в вечный сон.
Там есть два живописнейших подземных озера - Анатолия и Голубое. Как сказала экскурсовод, эти красивые и безмятежные с виду озера, бывало, вели себя очень непредсказуемо, чем доставляли много хлопот работникам туристического комплекса. Бывало, после многомесячного затишья, когда, казалось бы, ничего не предвещает беду - эти озера вдруг начинали подниматься и выходить из берегов, затопляя при этом большую часть зала. При выходе из этого зала - свой страж в виде скалящегося (в улыбке или угрозе?) черепа:
Следующий зал - это Зал Спелеологов, размеры которого составляют 260 метров в длину, 75м в ширину, и 50м в высоту.
Составлял немалую трудность выбор пути для построения здесь экскурсионной дорожки.
Проложенная по низу зала дорожка рискует постоянно затопляться при паводках, если бы она шла на карнизах по отвесной стене - был бы риск обвала.
Поэтому был найден иной путь: возведена эстакада на высоте восемнадцати метров над пещерными оврагами.
Идти было не страшно, но... немного опасливо))))) Да ещё под заунывную торжественную абхазскую музыку)))))
Да и экскурсовод ещё постоянно "шутила". Немного поясню. Пещера большая. Состоит из смотровых площадок, которые могут вместить до 100 человек, и переходов между ними. Дама-экскурсовод всегда шла первой, на каждой площадке расположены пульты управления светом, микрофоном, колонками, громкостью музыки. Она приходит на площадку, немного ждёт и начинает рассказ. В это время "подтягивается" остальная часть группы - дорожки-то узкие, ступеньки, немного скользко...Да и фотографирование тоже занимает время. А чтобы люди быстрее шли, то она выключает свет там, где, ПО ЕЁ МНЕНИЮ, уже нет людей...
Конечно, мобильные телефоны с фонариками никто не отменял, да и на самом деле не страшно)))) Зато мужчины там сразу себя чувствуют воинами-защитниками!
Красиво! Необычно! Подсветка украшает! А Вы смогли на фото сверху найти силуэт антилопы?
Но... Но в Азишской нашей пещере ШИКАРНЕЕ!!! Да, залы поменьше, но сами натёчные формы - сталактиты и сталагмиты, сталагнаты - МОНУМЕНТАЛЬНЕ!!! Они в разы больше!!! Они рядом! Их можно потрогать-пощупать!
Но, справедливости ради, отмечу, что дух захватывает именно от огромности залов!
Учеными были исследованы 11 залов пещеры.
В шести из них ежедневно проводятся экскурсии для всех желающих. Подземные вагончики работают порой до 23 часов! В двух других залах экскурсии доступны раз в неделю. В одном зале ведутся научно-исследовательские работы, и он закрыт для посещения.
Настоящая жемчужина зала Анакопия - совершенно фантастического вида каменный водопад, где огромный каменный вал, напоминающий ледяную глыбу, падает со стены пещеры с высоты 30 метров, не доходя до поверхности земли, при этом по ним струится самая настоящая вода, стекая с этого каскада, и образуя внизу ручьи, устремляющиеся в щели и трещины.
Зал Анакопия и самый влажный из всех: относительная влажность воздуха здесь доходит до 100%. Дышится совсем по-другому! Здесь влага стоит везде: капельки воды протекают по стенам, вода просачиваются из трещин в потолке, и даже в воздухе стоит пар. И все потому, что на участке пещеры есть небольшой подземный источник.
Именно вода, насыщенная углекислым кальцием, и создала множество таких фантастических образований, как каменный фонтан.
Понравился зал с причудливыми "сказочными" героями. Они отбрасывают причудливые тени, а освещение вообще потрясающее - позволяет увидеть то, чего нет!
Сталагмиты иногда были больше сталактитов!
Но вот экскурсия подходит к своему завершению, и мы выходим на железнодорожную платформу.
Стало немного страшно - а вдруг кто-то отстанет и не успеет на поезд???
Мы благополучно прибываем на место начала экскурсии. Становится теплее - ведь температура в пещере постоянная: около +10 градусов круглый год.
И очень ярко!
Источники информации о Новоафонской пещере: http://obzorurokov.ru/abxaziya/novoafonskaya-peshhera.html , http://xn--80aaczf9e9c.xn--p1ai/ .

Слева открывается потрясающий вид на Новоафонский монастырь:
И я ещё раз подумала, что столько много интересных мест расположены рядом, в шаговой доступности друг от друга (см. день2).
И вот тут МММ ждало счастье)))) Степан всё же наломал у себя в саду веточек лимонов и мандаринов!!! МММ трепетно следил, чтобы нам досталось побольше)))) Кого-то он мне напоминает)))))

Выезжаем из Нового Афона и направляемся к жемчужине Абхазии - озеру Рица.
Проезжаем водопад "Девичьи слёзы" под легенду, рассказанную Степаном. Сам водопад весьма необычный. Мы его не сразу и заметили - он растянулся вдоль дороги на несколько десятков метров. Но тут нет больших потоков воды. Если подойти поближе, то становятся отчётливо видны маленькие капельки, струйки воды, которые, переливаясь на солнце, стремительно падают вниз. На самом деле, водопад похож на слёзы.
Легенда:
Когда-то давно в этой местности жила семья, в которой была единственная дочь - молодая красивая девушка Амра. Она пасла коз, пела красивые песни, и был у неё возлюбленный Адгур, который тоже очень сильно любил её. Глядя, на всё это, в сердце русалки появилась большая зависть. Решила она погубить Амру, сбросив её со скалы. Полились слёзы из глаз Амры. Отчаянно кричала и звала на помощь девушка своего любимого, но он был далеко и не мог ей помочь. Призыв был услышан богом воды, громко крикнул он русалке, и та от страха окаменела. Там же, где плакала красавица, теперь бегут ручьи водопада "Девичьи слёзы".
Для исполнения желания туристы повязывают тут ленточку.
А у нас незапланированная остановка на "Медовом дворе":
По древней легенде, обратились пчёлы к Богу, чтобы Он дал им оружие защищать своё Добро. Бог ответил им: "Вы получите жало с ядом, но если какая-нибудь пчела применит его против человека - она погибнет, а человек исцелится от своих болезней!"
Подробнее о мёде, продукции этого предприятия можно прочитать на их сайте: http://medoviidvor.com/
Но пчёлы летали повсюду!!!
Мы отправились на дегустацию мёда и медовухи.
ДОРОГО!!!
Примерно 1 кг стоит 1500р., может, и больше. Я имею в виду самый большой глиняный горшочек.
Удивила дегустация - я всё думала, как будем пробовать?
Оказалось, мёд мазали-наливали на тыльную сторону руки...
Так как экскурсанты были уже изрядно подуставшие и голодные, чачу на меду попробовали редкие единицы. Но всем понравилась медовуха для детей - без алкоголя. Я тоже взяла несколько бутылочек - себе и на подарок...
Едем дальше. Вокруг красота!!!
До самого озера Рица от трассы около 45 км, но где-то посередине нас остановили на КПП - мы въезжаем на территорию Рицинского реликтового национального парка.
Проезд довольно-таки дорогой... 350р./чел. Но красотаааа!!!!! И совсем скоро мы делаем недолгую остановку возле Голубого озера.
Это незабываемое зрелище - котловина озера ограничивается с одной стороны дорогой, а с другой - отвесной скалой.
Площадь озера около 180 кв. метров, в диаметре примерно 15-20 метров.
Происхождение озера карстовое, оно является своеобразной воронкой, расщелиной. Его глубина, по одним сведениям доходит до 25 метров, а по другим до 76 метров.
Средняя температура воды здесь около 7 градусов. Поэтому рядом с озером даже в сильную жару всегда прохладно. По берегам много растительности и... туристов))))
Местные предприниматели тоже научились делать бизнес: фото с павлином, фото в бурке, фото с орлом...
И вот теперь хочу показать новинку, которую увидела в Абхазии у туристов - палку для селфи)))))) Как именно она устроена - не в курсе. Но очень много видела подобных устройств у молодых туристов!
Едем дальше! Красота гор завораживает и никого не оставляет равнодушным - все фотографируют сквозь стёкла автобуса. А мы... мы через лобовое стекло, ведь у нас самые замечательные места в автобусе - над водителем! )))))
По пути встречаем много пасущихся коров и лошадей. Здесь они не такие худые, как возле Сухума!
И... тоннели, оставшиеся с советских времён:
Микроклимат Рицинского национального парка особенный - влажный - именно благодаря ему - особому мху, который обвивает стволы и ветви деревьев, впитывая в себя и сохраняя влагу.
По пути Степан рассказывает нам о горах, примечательных местах, всё это сопровождается легендами и сказаниями...
И вот мы возле Юпшарского каньона.
Абхазы называют Юпшарский каньон одним из чудес света. А еще "каменным мешком". Река Юпшара промыла каньон за многие миллионы лет. Отвесные стены вздымаются над головой на 400 м. Сюда редко заглядывает солнце - как нам сказали, часа на 2-3 в день...
Поэтому здесь всегда царит таинственный полумрак.
Всё ближе озеро Рица... Но сначала - сюрпризище в виде очень глубокой пропасти, по краю которой проходит дорога...
Вниз - около 800 метров... Многие старались не смотреть. И словно специально, именно там навстречу нам едет автобус....
Потом небольшой спуск и ОЗЕРО РИЦА!!!
Его окружают потрясающе красивые горы!
Озеро Рица располагается на высоте около 950 м над уровнем моря. Глубина его достигает 150 метров. Вода в нем холодная и чистая, озеро никогда не замерзает. Но по словам местной жительницы, зимой часто на берегах лежит снег, прибрежная часть озера немного подмерзает.
Попытка стать фотохудожником)))))
Немного истории с географией...
Более 1000 лет назад часть горы Пшечишха в результате смещения земной коры обрушилась в долину реки Лашипсе (в курсе географии такое происхождение называется "запрудным"). Не имея более возможности вытечь, вода реки стала накапливаться в образовавшейся глубокой котловине и со временем превратилась в это озеро протяженностью почти 2000м.
Длина озера - 1704 м, ширина достигает 447м. Глубина достигает 150м, но, несмотря на это, вода Рицы сравнительно теплая, и летом достигает температуры  +17 ... +20 градусов по Цельсию.
Вода в Рице настолько чистая, что хорошо просматривается до глубины 8-10 метров. А вот цвет воды меняется в зависимости от времени года. Дело в том, что вода Рицы, в отличие от воды в Голубом озере, "живая". Здесь водится рыба - ручьевая  форель, и хорошо произрастают микроскопические водоросли. Кроме того, в озеро впадают две реки - Лашипсе и Юпшара. Прозрачность воды этих рек различается, что приводит к различию в цвете воды самого озера. Весной и летом поверхность озера зеленовато-желтая, а вот осенью и зимой – холодного насыщенного синего цвета.
Легенды озера Рица:
1. ... Такое имя носила жившая в горах прекрасная девушка. Было у нее три брата - Агепста, Ацетука и Пшегихша. Однажды братья отправились на охоту, а Рица осталась одна. В ожидании братьев она бродила в лесу, развлекая себя песнями. Удивительный голос ее, чистый, как горный родник, был слышен далеко и привлек внимание разбойников Гега и Юпшара, они пошли на голос и увидели девушку необыкновенной красоты. Злой Юпшара надругался над девушкой и она бросилась в озеро. А братья, вернувшись с охоты, нашли разбойника и превратили его в злую реку Юпшару, а сами встали над озером тремя вершинами - Агепстой, Ацетуком и Пшегихшей, охраняя покой сестры.
2. Среди горцев существует и другая легенда.
Когда-то в горах было селение Рица. Жители его занимались разбоем и ни в чем не нуждались. Как-то в селение пришел странник, но никто не впустил его в свой дом. Только бедная старуха сжалилась над странником и приютила его в своем жалком жилище, на самом краю Рицы. Наутро странник, уходя из селения, сказал ей, чтобы она уходила прочь из села, в нем оставаться страшно. И вскоре, действительно, поднялась сильная буря. Так на месте разбойничьего селения возникло озеро Рица.
Источники информации об озере: http://obzorurokov.ru/abxaziya/ozero-rica.html, http://xn--80aaczf9e9c.xn--p1ai/.
По южной части озера очень много огромных кафе. Они нереально огромные, одно кафе способно вместить до 300 человек! А то я переживала, когда мы ехали - вдруг там будет много людей, надо будет долго ждать, не хватит времени на покушать.... Так что, если будете на Рице, не переживайте - места хватит всем!
Вот только кофе в Абхазии в кафе варят странно)))))
Прямо в электрическом чайнике)))))
Обеспечив нас едой, МММ решить омыть руки в озере Рица. Сказал, что вода там очень холодная.
Мы сидели за самым крайним столиком - поближе к озеру. Заказали фирменное блюдо - запечёную форель, хачапур и кофе!
Честно говоря, не особо люблю речную рыбу из-за множества косточек, но это было потрясающе! Будете там - обязательно попробуйте!!! Думаю, не пожалеете, тем более, местные говорят, что рыба выловлена в самой Рице (не знаю, почему-то я в это не верю...).
Вместе с Эльвирой Ульфатовной и её супругом мы наслаждались природой, делились впечатлениями, фотографировали и просто отдыхали...
Потихоньку день клонился к закату...
Пора было выезжать домой!!!

Через уже немного знакомую Гагру и прибрежные поселения, вновь быстро миновав пост с абхазской стороны,
мы попали в небольшую получасовую пробку на мосту...
На нашей стороне пришлось вытаскивать ВСЕ вещи и проходить границу...
И потом все стали ждать официального возвращения домой))))) Догадались??? Мы ждали снятия значка роуминга на телефоне, чтобы можно было посмотреть, что в мире происходит. По мне Родина не соскучилась и приняла только возле Сочи))))
Кстати, о Сочи. Хотела сфотографировать виды города, но автобус так быстро ехал по новой трассе, что все фото сливались... Очень удивили тоннели, которые были созданы к Олимпиаде. По городу их прорубили несколько - штук 5-7. Представляете, гора, на её склонах стоят многоэтажные дома, а внизу тоннель! Как же люди там жили, пока шла стройка? Теперь я понимаю сочинцев, которые сдавали квартиры в Сочи и на время стройки уезжали в другие города жить, снимая там себе квартиру. Но не будем о грустном. Предлагаю посмотреть один из тоннелей:

Мы снова останавливались на санитарные остановки, пытались спать в автобусе. Особенно старалась я, ведь к 08-00 нужно было быть уже в школе и проводить 6 уроков...
Домой мы попали в 03-00. Довольные, уставшие, счастливые и очень-очень впечатлённые поездкой!

P.S.
Даже не знаю, хочу ли я ещё в Абхазию... Форель на Рице - хочу, в Новый Афон и обезьяний питомник - хочу, на море - хочу, а вот инфраструктуру Абхазии - не хочу)))))))))

1. Прочитала на одном дыхании все ваши рассказы, пока появилась такая возможность! просто великолепно! Очень красивая природа! Так вы уже на следующий день пошли работать? Кстати, палка для селфи очень удобна для тех, кто один путешествует, чтобы не просить постоянно других фотографировать. Ещё многие видеоблоггеры используют их для своих влогов.
    Очень удачная у вас поездка получилась! Спасибо, что познакомились нас. Лично я виртуально как будто вместе с вами посетила и даже почувствовала форель, ням-ням!

1. Лия Дамировна, да!!! В 03-00 вошла домой после дороги, а через 5 часов в 08-00 со звонком уже начала урок))))
      Меня вот больше интересует, как эта конструкция работает!!! ))))) Как происходит нажатие на клавишу для того, чтобы сделать снимок?!?
      Если будете на Рице - обязательно попробуйте! В воскресенье порция (рыбка+хлеб+соус+маринованный лук) стоила 350 рублей... А хачапур - 150рублей за штуку. Мне кажется, несколько дороговато, но говорят, что на Красной Поляне ещё всё дороже!!!
      Рада, что Вам понравилось наше путешествие! А мне понравилось рассказывать, впрочем, как всегда! :) Спасибо!

2. С огромным удовольствием вновь попутешествовала с Вами, Лилия Павловна! После Ваших рассказов осталось море впечатлений. Но вспоминая живописные красоты Абхазии, почему-то очень явно встают в памяти фото с разбитыми, заброшенными домами. От этого грустно. Ведь все-таки столько туристов посещает эти места!!! Столько времени прошло после войны...Неужели настолько все плохо там в финансовом плане?!

1. И у меня, Анна Владимировна, и у меня...
      Зарисовка:
      -- Бабушка, у Вас такой дом хороший, целый, а почему Вы огород не сделаете, зелень выращивать, что-то из овощей можно посадить, ведь земля есть...
      -- Да Вы что, это ж работать нужно...

Я думаю, что у населения нет желания вкладывать СВОИ деньги в то, что потом некому продать... А вот выйдет закон, что можно продавать собственность гражданам других государств, вот тогда и перестанут окна зиять чёрной пустотой. Но это я так думаю...

2. Наверное, Вы правы! Но мне кажется, что для самих себя люди могли бы и постараться!

3. Анна Владимировна, это мышление совсем другое... Да и мы можем только предполагать, а как на самом деле - у каждого своё видение. Но я верю, что всё наладится!

3. Добрый вечер, Лилия Павловна!
    Всей семьёй "путешествовали" вместе с Вами (виртуально) и совсем реально пили "ту самую" детскую медовуху. Вкус очень интересный, что-то среднее между лимонадом, джин-тоником и березовым соком. Спасибо за такой интересный подарок :)

1. Здравствуй, Ваня!
      Рада, что тебе понравилось! А мне больше всего она напоминала просто мёд с водой... :) В любом случае, что-то необычное! Зато я не знала, что медовуха бывает безалкогольной. Теперь знаю, могу даже рассказать о вкусе. Вот так путешествия учат новому!

4. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за то, что Вы познакомили нас с Абхазией! Спасибо за большое количество Легенд, спасибо за историю! Я не знала о такой огромной пещере. Муж 2 года назад ездил в командировку в Абхазию, рассказывал о красоте гор и озера Рица.
    Тоннели в Сочи современные, красивые. Были там в 2014 году, в олимпийском парке, проезжали наверно по той же дороге что и Вы. А в Абхазии кстати какие тоннели? Муж рассказывал, что там даже освещения нет, страшно ехать.
    Палочка для селфи хорошая вещь, недавно дарили знакомым на день рождения. Соединяется с телефоном через Bluetooth, на ручке есть кнопочка, которую нажимаешь, чтобы сделать снимок. Все гениальное просто!!!

1. Екатерина Викторовна, здравствуйте!
      Спасибо!!! Я теперь буду хотя бы представлять, как работает это чудо! :)) Но как же их много было у туристов!!! Почти у каждого третьего! Ладно, девушки ещё неплохо смотрятся, но когда это делали парни, почему-то становилось смешно!
      Ваш муж прав - они там узкие, страшные, тёмные, капает вода. Всё очень грустно...
      Знаете, если бы у меня был выбор, в какой пещере ещё побывать - в Большой Азишской или Новоафонской, я бы выбрала нашу, Азишскую...

5. Лилия Павловна, здравствуйте!
    Мне очень понравилось в пещере, сама бы с удовольствием отправилась... Столько информации, что даже и не знаю, что отметить, про что написать... Красиво невероятно и необычно... каньон впечатлил...
    Спасибо огромное за знакомство и подробности. :)

1. Добрый день, Жанна Витальевна!
      Спасибо! В Новый Афон можно ехать на несколько дней... Там так много всего интересного! Это было интересное путешествие, а пещера потрясла размерами, не зря она входит в десятку крупнейших в мире!

6. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    По мне так все эти турагентства должны вас бесплатно приглашать в туры, вы им такую рекламу мест делаете!
    Спасибо, что поделились. Всегда мечтала о пещере))) Удивительное место!

1. Здравствуйте, Ольга Александровна!
      Было бы неплохо)))))))))) А пока как постоянному клиенту делают скидку 10%. Правда, если теперь и Эльвира Ульфатовна поедет в какую-нибудь поездку, у неё тоже в "Атоне" будет скидка! ;)
      Я вот подумала... А если, предположим, предложит какая-нибудь турфирма... Я-то поеду... Но вот будут ли они потом довольны отзывом? Я ведь честно потом рассказала бы)))) Вдруг, что-то не так бы было? ))))) Это могли бы предложить только те, кто на 100% уверен в качестве своих предоставляемых услуг...
      Спасибо Вам за комментарий! Мы сейчас с МММ на даче, рассказала ему, похихикали! :))

7. Анонимный10 мая, 2015 15:13

Добрый день, Лилия Павловна! Посмотрела на знакомые места. Пещера нас с Максом впечатлила. Особенно своей прохладой (были летом, в самую жару). А вот до Риццы мы с ним так и не доехали. Несколько раз собирались. но все откладывали (были в Абхазии недели три). Но потом узнала, как едут туда машины (все собирались на джипинг с заездом на Рицу и водопады), и все желание куда-то пропало. В общем, так и не доехали.
    А форель в Абхазии - обычное дело. У них же там свое форелевое хозяйство есть неподалеку от Гагр.
    Знаете, полностью с вами согласна - все хочу, а инфраструктуру - не хочу!
    С интересом посмотрела тоннель и вид ночного Сочи. Скорость автобуса и правда высока...

1. Добрый день, Надежда Александровна!
      Летом... представляю, как хорошо в прохладной пещере "зажаренным" на солнышке туристам!!! Наверное, нужно было даже приодеться потеплее... Хотя видела в Интернете и фотографии с экскурсий, где туристы в майках.
      Про форелевое хозяйство не знала. Но вот сомнения не покидают, что мы ели рыбку именно из озера Рица. МММ пошутил, что её привезли, пополоскали в озере и потом жарили)))))
      Инфраструктура же не только Интернет, но и связь... Муж принял входящий звонок, 1 мин.05 секунд стоили 290 рублей! Но если кто-то не был в Абхазии, поехать всё же стоит, хотя бы просто посмотреть и накупаться!

8. Лилия Павловна, добрый вечер! очень подробный и хорошо иллюстрированный репортаж, спасибо, прочитала с большим интересом. С праздником Вас, с Днем Победы!

1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
      Спасибо! Мне очень хочется, чтобы репортажи приносили пользу - не только как радостные воспоминания и фотоиллюстрации для меня и МММ, но и как возможные подсказки для тех, кто ещё не был в этих местах!
      И Вас с Праздником! К сожалению, вот уже несколько лет для меня майские праздники по семейным обстоятельствах очень тяжелы... Давно не была в блогах, которые читаю. Но обещаю исправиться! Пусть всё будет хорошо!

9. Здравствуйте, Лилия Павловна! До сих пор, вспоминая прогулку в пещере, передергиваюсь :) Это все после фильма ужасов, кажется, "Спуск", которые никогда не смотрю, а тут села как-то со своими мужчинами, которые тоже не увлекаются таким зрелищем, но вот почему-то сразу не переключили канал, и посмотрели, перематывая самые страшные места... И вот иду я по пещере, вцепившись в мужа, который вдруг решил пошутить и напомнил некоторые моменты. Жуть просто! У меня слишком воображение богатое :) Да, очень красиво и очень масштабно, впечатляет размах матушки-природы, такие подземные каньоны, озера, камни причудливой формы, но как же я была рада выбраться на солнышко!:)
    А на медовой пасеке медовуха безалкогольная была вкусная-вкусная, да и абхаз, который рекламировал мед, наконец-то порадовал внешними данными - высокий, красивый :) Приятно посмотреть :)
    Озеро Рица - просто сказочное, мне кажется, что несмотря на все трудности, его обязательно надо посетить. А помните тот наводящий ужас перевал, когда мой муж встал посмотреть в окно, а пассажиры закричали, чтобы он сел скорее, а то автобус перевешивает :)
    Форель для меня, любителя рыбных блюд, была слишком натуральна, я бы добавила специй и лимона, но вот эта запеченная корочка... Ммммм.... Выше всяких похвал!
    Жаль было расставаться с нашим Степаном, экскурсовод просто от Бога, сколько фактов, умения их вовремя и с нужной интонацией произнести, готовность ответить на любой вопрос. Просто пять баллов!
    Спасибо Вам, Лилия Павловна, за возможность все еще раз вспомнить!

1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
      Давным - давно, ещё в университете, говорил нам преподаватель, что народы, предки которых долго жили в горах, отличаются своею низкорослостью - а иначе как им в пещерах прятаться от диких зверей, как по горам карабкаться))))) Так что, статный абхаз на пасеке скорее всего исключение из правил)))))
      Слышала-слышала, как Ваш супруг в той пещере про "Спуск" вспоминал.... Решила дома пересмотреть фильм. А вообще, признаюсь, я когда еду куда-нибудь в незнакомое место, я для себя просматриваю статистику несчастных случаев и поломок на планируемых к посещению объектах... Так проще откорректировать своё поведение. В пещере монстров не было))))))))))))))))))))
      Знаете, решила как-нибудь попробовать тоже приготовить форель на костре, вот только бы компанию подходящую, которая оценит, поможет сравнить! ;)
      А вообще, всё классно было! И я рада. что наши мужчины подружились и хорошо общались. Степан был бесподобен! Если у нас лимончики вырастут, подарю одно дерево Вам!
      P.S. Про пропасть не будем... реально страшно было. Я даже отворачивалась!

2. Компанию к форели мы вам обеспечим :) Я, кстати, всегда хотела на костре попробовать и семгу. А муж у меня шашлык делает лучше всех!!! Серьезно! Так что если что - зовите ;)

3. Эльвира Ульфатовна, вот и попробуем))))) Думаю, 16 мая и договоримся обо всём! ;)

10. Лилия Павловна, вот природа, пещеры, озеро, каньон, павлины - это все очень привлекательно и манит к себе. Говорят, фотографии не могут передать все красоту . Могу, только нужно уметь смотреть. спасибо. мне очень понравился это день Вашего путешествия.

1. Добрый день, Анна Борисовна!
      С возвращением! Прочитала Ваш первый крымский репортаж о Дне Победы в Севастополе - это потрясающе!!!
      Спасибо! Природа и достопримечательности Абхазии запоминаются надолго! Так хочется, чтобы развивался туризм, развивалась страна...

11. Здравствуйте,Лилия Павловна!Посмотрела и почитала очень внимательно и...нахожусь в недоумении из-за бытовых вещей.Я была в Абхазии в 1981 году.Похоже,время остановилось,так как вижу те же архитектурно-бытовые неустроенности.Но всё окупается природой.Вот уж без конкуренции.Монастырь запомнился мне полуразваленным,но с "лесами"для реставрации.Вспомнились залы пещеры,их необъятность.Но тогда экскурсию сопровождала органная музыка Баха.Мощь,монументальность классики и природного величия создавали эффект торжественности.Оленёнка увидела и узнала!Со сравнением в пользу Азишской согласна!Благодарю Вас за прогулку по озеру.Не довелось там побывать...И поверьте,что гораздо интереснее ознакомиться с репортажем коллеги по цеху,чем заглядывать в интернет.Вывод (спустя годы)такой же:убогость из-за человеческой лени и великолепие природы,которая всегда трудится.
    С уважением к вам и вашей работе.Елена Анатольевна.

1. Здравствуйте, Елена Анатольевна!
      Все так говорят, кто побывал в Абхазии, что практически ничего не изменилось в бытовом отношении с советских времён. Хорошо, если просто поддерживается, а не ухудшается. Но за красоту природы можно простить всё!!! Или почти всё! ;)
      Мне очень понравилось озеро... Так хотелось никуда не спешить, а подольше погулять по его красивым берегам...

12. Лилия Павловна, здравствуйте!
    Завтра едем в Абхазию по так называемому "Золотому кольцу". Ещё раз перечитала Ваш фоторепортаж (удивилась, что ничего до этого не написала).
    Когда мне было 14 и 15 лет, то вместе с родителями и сестрой были в Абхазии: и на Голубом озере, и на Рице, и в Новом Афоне. Хочу посмотреть ещё раз всё сама, да и мужу с дочкой показать.
    Мы вместе сейчас рассматривали фотографии, в предвкушении завтрашней поездки. Постараюсь чуть позже рассказать обо всём. Думаю, так живописно, как у Вас не получится, но... буду стараться.
    Спасибо за изумительный рассказ!

1. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Пока не перечитала пост, отвечать не смогла... Как же было классно в Абхазии!!! Пусть Ваши впечатления потом обязательно лягут на клавиатуру))) С удовольствием посмотрю, что и как там летом!
      Ольга Николаевна, только не звоните никому оттуда и не пишите, и трубку не снимайте даже! Лучше выключить вообще телефон - в прошлом году 1 минута входящего звонка стоила 150 рублей!!!

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^