материал по написанию отзывов.
И не было дня на прошлой неделе, когда была свободная минутка в рабочее время - посещение мероприятий, семинаров, работа с документами и над выпусками проекта в БЛОГОСФЕРЕ, школьное совещание по работе инновационной площадки... Всего даже и не упомнишь.Но было ещё что-то важное, мимо чего нельзя пройти - это самообразование. Если у меня появляются вопросы, то я стараюсь на них обязательно ответить, не откладывая надолго. А вот насколько это бывает полезно не только мне - давайте посмотрим вместе...
Тем более, что эту статью я обещала коллегам-географам уже давно.
В гимназии №44 нашего города я была впервые. И пришла я туда на мастер-класс учителя географии Брынцевой Елены Викторовны "Формирование личностных УУД через экскурсионную деятельность для учащихся основной школы" (открытое занятие по внеурочной деятельности).
Тема экскурсионной деятельности мне близка, ведь это деятельность, которая соответствует целям географии и способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов:
-- воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважения к Отечеству, чувства гордости за свои Родину,
-- освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм жизни в социуме,
-- формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими,
-- формированию ценности здорового и безопасного образа жизни,
-- развитию эмоционально-ценностного отношения к природе.
Елена Викторовна рассказывала о том, где они с ребятами были (речь шла о том классе, где она классный руководитель), а также поделилась планом экскурсий. Всё правильно - чем младше наши дети, тем ближе мы с ними выезжаем в поездки, чем старше - тем дальше...
А ещё мне очень понравился экскурсионный альбом:
Там собраны по нескольку фотографий из каждой поездки с классом. И где они только не были!
Начинали с нашего Краснодарского края, потом Крым, Санкт-Петербург, а впереди - Европа! И это правильно, ведь географ должен не только путешествовать сам, но и вовлекать ребят!
И вот тут начались сложности... Оказывается, большинство присутствующих или делали это в первый раз (!?!?!), или не знали, как делать...
Наталья Маратовна принесла с собой несколько отзывов, но педагоги всё равно испытывали затруднения. Я смело взяла белый лист А4 и написала свой отзыв. Вот вроде бы правильно, и много, и хорошо, но всё равно осталось чувство, что я что-то упустила, а ведь каждый отзыв обязательно читается теми, кому он предъявляется...
Если вспомнить, что нынче педагогу, который аттестуется на Первую категорию, нужно предоставить не менее 10 отзывов на уроки и мероприятия, а на Высшую - не менее 14, то становится ясно:
КАЖДЫЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО
ПИСАТЬ ОТЗЫВЫ НА ПОСЕЩЁННЫЕ УРОКИ И МЕРОПРИЯТИЯ!
Ведь профессионализм и педагогическую культуру никто не отменял!!!
Ну что ж... Предлагаю научиться ВМЕСТЕ!!!
Но для начала мааааленькое уточнение - то, что я сегодня буду предлагать - это МОЙ личный опыт! А это значит, что как всякий опыт он может расти, дополняться, меняться, развиваться...
Я предлагаю КАЖДОМУ из педагогов внести свои дополнения, пояснения, предложения в комментариях, ведь коллективный разум всегда лучше! )))))
У Вас есть готовый шаблон отзыва? Делитесь!
Одобряете написанное? Напишите!
Для примера у нас с Вами будет "опросник-анкета-шаблон". Но он будет полезен учителю любого предмета. Да и не только учителю.
Предлагаю обязательно разделять отзывы НА УРОКИ и на МАСТЕР-КЛАССЫ (мероприятия). Структура и содержание у них разные.
1. Отзыв на урок
Итак, чаще всего после посещения открытого урока педагоги сталкиваются с необходимостью составления отзыва на данный урок. В нём нужно отразить впечатления от урока, последовательно проанализировать его составляющие. Но начинается любой отзыв обязательно с "шапки":
_____________________________________________________________
ОТЗЫВ
на урок географии,
проведённый 10.11.2015 года в 8 классе
по теме: "Географическое положение России"
учителем географии МБОУ гимназии №18 г.Краснодара
Казанцевой Лилией Павловной.
-- По-возможности назовите тип урока (вводный, закрепление, повторение, контрольный и т.п.), вид урока (лекция, беседа, семинар, конференция и т.п.) определите, сколько он длился.
-- Каким был урок по расписанию (1-й, 2-й... 6-й, это важно!).
-- Отметьте, каким было начало урока: сумел ли педагог мотивировать учащихся на продуктивную деятельность, озвучил ли четко цели и задачи для детей, был ли организационный момент, проверка присутствующих на уроке.
-- Затем необходимо охарактеризовать форму проверки домашнего задания. Высокой оценки заслуживают необычные, интересные подходы в проверке домашней работы: взаимопроверка, самопроверка, оценка работы по ответам-ключам...
-- Насколько были разнообразны формы и методы, примененные учителем во время урока. Например, стоит отметить дифференцированный подход в обучении или интеграцию. Очень важно, чтобы педагог сумел найти индивидуальный подход к каждому ученику и по возможности подкорректировать его деятельность.
-- Укажите, сумел ли учитель продумать проведение урока таким образом, чтобы позволить учащимся проявить свое творчество, мастерство. Педагог не должен забывать поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе.
-- Обязательно отметьте уровень внимания учащихся на разных этапах урока (дисциплина), уровень заинтересованности и активности учащихся (ответы, вопросы), самостоятельную и индивидуальную работа учащихся на уроке, их речь - полные/неполные, аргументированные/не аргументированные ответы.
-- Учитывал ли учитель психологические и возрастные особенности учащихся?
-- Высокой оценки заслуживает умение учителя организовать исследовательскую деятельность учащихся, применяя, например, метод проектов.
-- Учитель должен четко рассчитать время, необходимое для выполнения задания на каждом этапе, чтобы успеть в заключении подвести выводы, объяснить задание, данное на дом, выставить оценки учащимся за работу на уроке.
-- Укажите способ подачи домашнего задания, когда учитель его задал, в какой форме, было ли оно разноуровневым.
-- Была ли на уроке физминутка? В какой части урока? Какая?
-- Обязательно отметьте в отзыве, была ли проведена рефлексия в конце урока, как сами дети оценили свою деятельность и достигнутые результаты. При желании дайте свои рекомендации учителю (но корректно!!!).
-- Укажите, как была оформлена доска, какое оборудование было использовано во время урока. Поощряется, например, работа с интерактивной доской, просмотр каких-либо видеофрагментов, использование различных таблиц и карточек с заданиями, тестов или тетрадей с печатной основой. Соблюдались ли требования к размещению и использованию ИКТ оборудования?
-- Проанализируйте, насколько удачно в учебном и воспитательном плане был подобран дидактический материал.
-- Несколько слов напишите о соблюдении педагогической этики и такта, насколько живо и эмоционально был проведён урок, отметьте уровень речи учителя.
-- В конце отзыва напишите, достиг ли урок поставленной цели, а также какой оценки он заслуживает, рекомендуете ли Вы опыт данного учителя другим коллегам.
-- И не забудьте поблагодарить педагога за урок!
Дата Подпись
Казанцева Лилия Павловна
- учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии №18 г.Краснодара,
муниципальный тьютор по географии.
_____________________________________________________________
СКАЧАТЬ для личного использования
Получилось много... Но!!! Написание у Вас займёт не более 10-15 минут, если Вы имеете перед глазами примерный план отзыва!
Что сделаю я - я распечатаю вот эти вопросы и вклею себе в ежедневник, чтобы ВСЕГДА быть наготове. Не забывайте, коллеги, что по грамотности составленного отзыва будут судить не только о педагоге, который проводил урок, но и о Вашем собственном профессионализме!
2. Мастер-класс учителя (мероприятие)
Для начала давайте вспомним, что сам жанр мастер-класса очень отличается от общепринятых форм представления информации! Это не выступление! Это не рассказ, а демонстрация своего опыта работы по теме, в которой обязательно есть и практическая составляющая! Что это может быть - например, если Ваши гости - педагоги, то можно на них продемонстрировать урок или его часть, но попутно объясняя, зачем и почему Вы делаете на своём уроке именно так! Если мастер-класс с детьми, то обязательно время от времени давать пояснения и присутствующим педагогам!
_____________________________________________________________
ОТЗЫВ
на мастер-класс
учителя географии МБОУ гимназии №18 г.Краснодара
Казанцевой Лилии Павловны,
проведённый 10.11.2015 года
по теме: "Особенности преподавания темы
"Миграции населения России" в 8 и 10 классах"
-- Отметьте, каким было начало мастер-класса: сумел ли педагог мотивировать присутствующих на продуктивную деятельность, озвучил ли четко цели и задачи, был ли организационный момент, если да, то какой.
-- Затем необходимо охарактеризовать аудиторию - сколько присутствовало педагогов, кто они (в общем - учителя одного предмета, разных, были ли представители методической службы школы и города, кто-то из администрации школы).
-- Насколько были разнообразны формы и методы, примененные учителем во время мероприятия.
-- Укажите, сумел ли учитель продумать проведение мастер-класса таким образом, чтобы позволить и присутствующим проявить свою информированность и заинтересованность в данной теме, творчество, мастерство.
-- Учитель должен четко рассчитать время, необходимое для выполнения задания на каждом этапе мастер-класса (если они есть), чтобы успеть в заключении подвести итоги работы по данному направлению.
-- Укажите способ подачи материала. Был ли наглядный материал, статистический, исследовательский.
-- Проанализируйте, насколько удачно в учебном и воспитательном плане был подобран дидактический материал по теме.
-- Укажите, как была оформлена доска, какое оборудование было использовано во время мастер-класса.
-- Был ли раздаточный материал? Какой? Для чего? Был ли он Вам полезен?
-- Кажутся ли Вам интересными методы и приемы работы с детьми, используемые педагогом?
-- Укажите современные образовательные технологии, которые педагог использовал в своей деятельности.
-- Несколько слов напишите о соблюдении педагогической этики и такта, насколько живо и эмоционально был проведён мастер-класс, отметьте уровень речи учителя.
-- Обязательно отметьте в отзыве, была ли проведена рефлексия в конце мероприятия, в какой форме. Если есть, дайте свои рекомендации учителю (но корректно!!!).
-- Почерпнули ли Вы что-нибудь полезное из сегодняшней практической деятельности? Что особенного было? В чём "изюминки" учителя и его темы?
-- Достаточно ли профессионально (на Ваш взгляд) выступил педагог? Заметили ли Вы какие-нибудь методические ошибки в организации и проведении мероприятия?
-- И не забудьте поблагодарить педагога за опыт и его представление!
Дата Подпись
Казанцева Лилия Павловна
- учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназии №18 г.Краснодара,
муниципальный тьютор по географии.
_____________________________________________________________
СКАЧАТЬ для личного использования
И возвращаясь к вышенаписанному - я предлагаю КАЖДОМУ из педагогов внести свои дополнения, пояснения, предложения в комментариях, ведь коллективный разум всегда лучше! )))))
У Вас есть готовый шаблон отзыва? Делитесь!
Одобряете написанное? Напишите!
При подготовке данной статьи мною были использованы многие источники. Но всё же претендую на авторство размещённого материала.
Источники:
https://otvet.mail.ru/question/48321710
http://www.kakprosto.ru/kak-53835-kak-napisat-recenziyu-na-urok#ixzz3rfGCLHr8
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/255401-kak-napisat-recenziju-na-urok-posle-poseschenija-otkrytogo-uroka.html
http://www.moi-detki.ru/vospitatelyam/otkrytye_uroki/924-kak_napisat_recenziyu_otzyv_na_otkrytyy_urok_v_shkole_detskom_sadu.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/11/obraztsy-otzyvov-dlya-master-klassov-seminarov-metodicheskikh
http://elhow.ru/rabota/kak-provodit-master-klass
http://shablonpisma.my1.ru/publ/pisma_i_obrashhenija/obrazec_napisanija_otzyva_o_meroprijatii/39-1-0-896
http://www.maam.ru/detskijsad/variant-tablicy-dlja-sostavlenija-otzyvov-na-otkrytoe-meroprijatie.html
http://school-of-inspiration.ru/kak-napisat-otzyv-o-knige
Здравствуйте, Лилия Павловна! Вы затронули ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ тему для каждого педагога. Главное, чтобы ВСЕ прислушались и задумались. Педагог должен быть грамотным во всём. Спасибо за информацию.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьТема очень узкая и специфичная... Но сколько раз учителя спрашивали, обращались с просьбами, вот я и решилась опубликовать...
Добрый вечер, Лилия Павловна! Тема актуальна, как для учителей, так и для воспитателей ДОУ. Написание адекватного, методически грамотного отзыва у многих педагогов вызывает затруднение. Спасибо за шаблон. Скачала для личного пользования. Я думаю, он многим поможет научиться давать содержательные отзывы на деятельность коллег. Мы тоже используем разные шаблоны, в зависимости от вида деятельности педагога, чаще блиц- опросы.
ОтветитьУдалитьДобрый день, Татьяна Васильевна!
УдалитьСпасибо! Я думаю, что у каждого педагога, кто хотя бы раз сам писал отзыв (здесь мы будем различать понятия "писал самостоятельно" и "подписывал написанный"), уже есть в голове некий шаблон примерной структуры отзыва. Был он и у меня. Но вот теперь я знаю, что более точно написать отзыв можно с помощью данных рекомендаций. Надеюсь, они помогут коллегам. Ибо иногда приходится сталкиваться с такими отзывами, что удивляешься - педагог ли автор..? Конечно, у педагогов каждой предметной области, у педагогов ДОУ есть свои особенности написания отзывов, но я считаю, что некая форма-шаблон не будет лишней...
Спасибо Вам за отклик, Татьяна Васильевна!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за полезную информацию, с Вашего разрешения воспользуюсь вашими шаблонами. Очень часто бываю на семинарах, где учителя показывают мастер-классы, а вот отзывы , действительно очень сложно писать без шаблона! Теперь буду готова и без труда с этим справлюсь! У меня тоже есть шаблон отзыва на урок, при аттестации пользовалась им. К сожалению загрузить сюда не получилось, отправляю Вам на эл. почту, а вы если захотите вставьте в комментарии.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Екатерина Викторовна!
УдалитьСпасибо, что поделились наработкой! И Вы бы могли вставить)))))) Я ж не против! Действительно, нам стоит отличать экспертные карты (заполняются экспертами, которые ОЦЕНИВАЮТ урок или мероприятие) и отзывы . В отзывах нет оценок, это больше рассказ о том, что увидел, но увидел учитель-профессионал! Но экспертные карты тоже нужны, ведь они должны быть максимально точными и чёткими! Спасибо, что поделились наработкой! Думаю, она будет полезна и интересна нашим коллегам.
ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА урока технологии
СКАЧАТЬ
Спасибо, Лилия Павловна, за пояснение)))
УдалитьЕкатерина Викторовна, это я сейчас способна пояснить... Но меня этому научили. Одного раза хватило за глаза, когда я подписала, не вдумываясь, экспертную карту (внутри были баллы и + -), а должна была написать отзыв. Существует ведь и одно и другое, но вот что и где применяется - это ведь ещё не везде прочитать можно...
УдалитьОгромное спасибо Вам за материал! Распечатала и отдала нашему учителю технологии. Она была очень рада, спасибо!
Лилия Павловна, спасибо за полезный материал. Соглашусь, что отзыв о посмотренном уроке или мастер-классе приходилось писать, пожалуй, каждому учителю, но большинство из нас, к сожалению, испытывает затруднения в связи с этим. Поэтому предложенные Вами шаблоны будут полезны всем без исключения
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Владимировна!
УдалитьСпасибо! Когда нет чёткого и единого образца, то получается, что каждый педагог пишет отзыв сам, тут и возникают вопросы... Мне сразу вспоминается совещание по аттестации, куда я попала летом совершенно случайно вместо завуча, так я была очень удивлена, даже шокирована, когда руководитель региональной службы цитировала отзывы на уроки учителей, да и по её словам попадается очень много совершенно одинаковых отзывов. А если есть примерный план, если каждый привнесёт в него что-то своё, то и не будет этих одинаковости и некомпетентности...
Добрый вечер, Лилия Павловна! Благодарю за такой важный совет: распечатать и вклеить в ежедневник! Действительно, всегда под рукой и можно использовать в любой момент!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Яна Алексеевна!
УдалитьДействительно, распечатать в вклеить в ежедневник - это актуально даже в наш век Интернета и облачных хранилищ данных. Зато всегда под рукой, ведь в свободный урок мы можем посетить урок своего же коллеги, а писать отзыв лучше сразу...
Спасибо!
Лилия Павловна, спасибо за Ваш очень полезный материал. Все сохранила, планерка в понедельник, есть о чем поговорить, какие примеры привести.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьТолько сегодня ко мне приходила коллега на консультацию по аттестации, так удобно было зайти в блог, скачать примерный план и поделиться... Конечно, каждый учитель может добавить в отзыв что-то своё, что касается специфики предмета, но как важно иметь всегда под рукой основу, хотя бы примерную канву (мне она кажется весьма удачной!).
Буду очень рада Вашим предложениям и предложениям Ваших педагогов. Может, что-то стоит подкорректировать?
Здравствуйте, Лилия Павловна! Материал пригодится как основа для написания отзывов и воспитателям детского сада, уже скачала. Спасибо огромное за материал D7
ОтветитьУдалитьДобрый день, Людмила Владимировна!
УдалитьСпасибо! Делала акцент полезности именно для учителя, рада, что пригодится и педагогам ДОО!
Лилия Павловна! Спасибо Вам большое за труд))), очень грамотно все подобрано, ничего лишнего! Очень нужный материал!!! Воспользуюсь непременно!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Львовна!
УдалитьРада, что Вам понравилось! Я надеюсь, отзывы педагогов на посещённые уроки станут намного конкретнее и чётче, будут действительно отзывами, а не формальными отписками! Ведь грамотный и ёмкий отзыв о посещённом уроке может стать для автора урока огромным стимулом к дальнейшему самосовершенствованию и самообразования!
Добрый вечер, Лилия Павловна! Наконец-то "добралась" до Вашего блога и поразилась результатам Вашей кропотливой работы. Спасибо Вам за то, что с такой необыкновенной энергией и энтузиазмом Вы принялись за дело. Результат обрадовал необыкновенно. По образцам Ваших отзывов даже неумеха сможет составить отчёт. Я думаю, в рубрику "Методическая работа" в газете "ПО" нужно поместить статью об этом. Так что готовьте материал и в "Панораму образования". Ещё раз (и думаю, не последний!) говорю Вам СПАСИБО!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Маратовна!
УдалитьПризнаться, очень ждала Вашего отклика, т.к. переживала, всё ли так! А потому очень рада, что работа заслужила Ваших одобряющий слов!
Обязательно передам данный материал в "Панораму образования" - для меня Ваше предложение очень почётно! Так что, переработаю статью и сразу же пришлю!
Спасибо, что нашли время заглянуть и посмотреть!
Лилия Павловна, приветствую ещё раз, теперь давайте отзывы и на ФГОСовский урок, и на мастер-класс!
ОтветитьУдалитьНаталья Маратовна, главное, начало положено! Быть может, мой скромный опыт тоже вдохновит коллег на методическое творчество!?
УдалитьСпасибо Вам за предложение!
Лилия Павловна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьС Вашего разрешения воспользуюсь шаблоном отзыва. Завтра я собираю учителей русского языка и литературы, отправлю всех в Ваш блог поучиться. Тем более в начале декабря в школе будет декада гуманитарных дисциплин, где после открытого урока каждый учитель напишет отзыв.
Спасибо Вам за мудрый методический материал.
Добрый вечер, Ольга Николаевна!
УдалитьКонечно! Я буду рада, если эти разработки будут работать, пригодятся нашим коллегам!
Было бы интересно прочитать потом отзывы, ведь всё равно каждый учитель обязательно добавит что-то и от себя!
Лилия Павловна, добрый вечер! Очень важный и ценный материал. Часто бываю на открытых мероприятиях, но вот отзывы практически никто не спрашивает.
ОтветитьУдалитьВ нашем регионе для аттестации не требуются отзывы. Странно, страна одна, а требования разные...
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьСпасибо! Вы совершенно правы - страна одна, а вот всё внутри одной системы очень разное... У нас в этом году начинается самый настоящий "отзывобум" - минимум 14 на высшую категорию и 10 на первую!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Вот уж точно, на ловца и зверь бежит. Очень вовремя Ольга Николаевна Комарова бросила ссылку на Вашу работу. Спасибо за материал. Могу предложить ещё один критерий. В соответствии с ФГОС, ценится системно-деятельностный подход. Особенно в начальной школе заметна разница. Если дети не пассивно слушают, а создают какой-то продукт, материал осваивается лучше.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Светлана Евграфовна!
УдалитьРада, что материал оказался Вам полезен! Полностью согласна с добавленным критерием!!!
Добрый день,Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьОчень ценный материал и нужный.
Спасибо большое, приму к сведению.
Здравствуйте, Наталья Викторовна!
УдалитьРада, что Вам понравилось и пригодилось - я теперь только так и пишу отзывы!
Спасибо большое за материал! Очень пригодится в работе!
ОтветитьУдалитьВчера на курсах популяризировала как раз этот материал среди коллег-географов!)))))
УдалитьОгромное спасибо! Самое главное помогло при подготовке к аттестации
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Очень рада! И сама часто обращаюсь к этому материалу...
Удалить