С тех пор прошло четыре с половиной месяца...
Но не бывает и дня, чтобы я не вспомнила, содрогнувшись, не думала об этом, не искала ответы на свои вопросы...
Бывало ли так, что идея, кажущаяся лично Вам отличной, не находила понимания и отклика у других? И при этом даже спустя время она кажется Вам правильной и великолепной?У меня такое бывает редко... Вернее, вот так, чтобы наша с ребятами общая идея и её совместное воплощение были в открытую признаны НЕ ФОРМАТОМ - в первый раз.
Если кто-то подумает, что, мол, хватит Вам, Лилия Павловна, первые места занимать и рассказывать о победах, то вынуждена огорчить - НЕ ХВАТИТ!!! Во-первых, мы всегда очень придирчиво выбираем конкурсы, где участвуем, во-вторых, стараемся сделать на конкурс качественный "продукт", полностью удовлетворяющий условиям конкурса и критериям его оценивания, а в-третьих, мы с ребятами всегда чётко контролируем, чтобы количество не возобладало над качеством.
Вчера я прошла первую часть из трёх на дистанционном курсе "Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в ОУ в соответствии с требованиями ФГОС" на сайте Открытой педагогической лаборатории ТГПУ (я писала об этом здесь).
И вот зацепил в лекции меня этот абзац:
"Существуют различные подходы к классификации проблемных занятий, как в зависимости от целей, которые ставит учитель, так и в зависимости от средств, которыми он располагает. Так, по способу решения проблемных заданий выделяют четыре подхода:
-- проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее),
-- совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися),
-- исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно),
-- творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение)."
Получается, что суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что педагог не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. К этому нужно стремиться!
Именно эти слова и расставили в моей голове всё по местам.
Теперь проясню, про что я.
31 октября мы с малышатами принимали участие в краевом конкурсе "Самое синее в мире...", успешно прошли два заочных этапа (стали четвёртыми к началу очного финала), но в финале никакого места не заняли. Ушли расстроенные, со всякими мыслями в голове, особенно я ("Финал краевого конкурса "Самое синее в мире...", или Зарисовки с конкурса" - если Вы не читали, прочтите, так станет яснее то, о чём я хочу рассказать). Уж очень был большой отрыв даже от третьего места (9 баллов). Хотя, если бы за домашнее задание нам дали хотя бы 10 (максимум было 15) баллов, то мы были бы в призёрах...
Но... на этом как бы и всё: забыли-учтём-исправимся.., но потом Организаторы конкурса выставили в блоге конкурса Протокол с итоговыми оценками. И вот тут моему удивлению просто не было предела!
Показываю:
Я хочу обратить внимание на первую колонку - Домашнее задание. Надо было составить макет буклета социальной рекламы для Чёрного моря.
У нас стоит самый низкий балл из всех участников финала - 1 балл! Именно это я и имела в виду в заголовке этой статьи - получается, мы приготовили на конкурс не конкурентоспособное задание, т.е. не формат! Наша работа не понравилась уважаемым членам жюри!
А я Вам сейчас его покажу, этот НЕ ФОРМАТ!
Картинка кликабельна. Нажмите, чтобы прочитать текст. |
Картинка кликабельна. Нажмите, чтобы прочитать текст. |
-- фотография с буквами,
-- создание эмблемы команды,
-- авторские стихи и слоганы,
-- поиски фотографий себя именно на Чёрном море,
-- определение основных проблем, характерных для Чёрного моря,
-- авторские рисунки.
А сколько всего было сделано, а потом отвергнуто!!! Но дети ДУМАЛИ, дети РЕШАЛИ, дети РАБОТАЛИ В КОМАНДЕ, дети СОЧИНЯЛИ и СОЗДАВАЛИ! А в итоге получились хуже всех!?!
Что сделали другие? ))))) Кто хотя бы немножко меня знает, тот поймёт, что я поинтересовалась этим вопросом)))) Ну-да ладно, просто подглядела во время конкурса (сидела рядышком), как члены жюри оценивали и что они оценивали. Большая часть работ была просто элементарной скачкой красивых картинок по теме из Интернета. Или объединением картинки и чужого текста.
Но ведь нужен был именно макет социальной рекламы... Она же социальная, т.е. должна к чему-то призывать! А не просто быть рассказом о красоте черноморского побережья! (Социальная реклама - вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума - Википедия.)
У меня вопросы: в чём заключалась работа детей? Да и была ли в случае с домашним заданием работа ДЕТЕЙ? Или в мастерстве гуглить и составлять тексто-иллюстративные коллажи соревновались учителя-руководители команд?
Да и оценивали члены уважаемого жюри работы очень быстро, по типу нравится/не нравится, не выставляя хоть какие-либо баллы, а просто распределяя работы по лично им понятному рейтингу (отсюда и оценки в табличке - без десятых балла, без одинаковых баллов)... У меня теперь есть предложение к Организаторам - а почему бы не сделать хоть какие-то критерии оценивания?
А "маленьким язычком" про себя и потихоньку-потихоньку вопрошаю - а смогли ли члены уважаемого жюри оценить содержание работ, а не внешнюю картинку? Смогли ли увидеть, у кого и сколько реальной работы стояло за каждым буклетом?
Пойдём ли мы ещё в конкурс? Обязательно (правда, если не "изгонют" сразу же, на первом этапе))))))) Я привыкла детям говорить правду. Всякую - радостную и горькую, но внятно объяснить детям, почему именно так была оценена наша домашняя работа я вряд ли смогу...
Коллеги, а у Вас были такие случаи, когда Ваша или ученическая работа была по Вашему мнению совсем не так оценена?
Когда НЕ поняли, НЕ оценили?
Получался ли НЕ ФОРМАТ для всех, но не Вас?
Поделитесь!
P.S.
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьВам, творческой, заводной, неуёмной Личности, конечно, тесно в тех рамках, в которые загоняют!
Но в данном конкурсе не понимаю, почему Ваш буклет "не формат". С жюри, конечно, не спорят, но в данном случае... Вы написАли: не было критериев - это и есть самое главное в оценке. Как же можно что-то доказывать жюри?
Видимо, остались у нас ещё изжитки: чем проще, тем лучше. И соревнуются, получается, не дети, а взрослые.
Было ли такое у меня? Наверное, да.
Вспомните последний "Фестиваль образовательных блогов и сайтов"... Ничего не хочу сказать плохого, НО... критериев отбора ведь не было тоже. Да, я смирилась с тем местом, на которое меня поставили, но КАК меня оценили? Неужели не загрузка "Пояснительной записки" стала камнем преткновения?
Или... участвуя в научно-практических конференциях с детьми, обращаю внимание, что дети читают работы, написанные учителями. Да и не секрет: работы научные пишут учителя. По каким критериям оценивают выступление? Неизвестно. Вот поэтому я чаще выбираю для детей Всероссийские или Международные конференции, а не городские: не будет у жюри соблазна поставить выше работу, например, Пети Иванова, "потому что его учительница Мария Петровна - моя хорошая знакомая".
Несправедливость есть. Но давайте учить своих учеников поступать справедливо. А такие "фокусы" (какой случился с Вами) объяснять: и взрослые поступают неправильно!
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Эх, знать бы точно эти рамки)))))) Вот и я задаюсь вопросами... А вообще, как в ДЕТСКОМ конкурсе ДЕТСКИЕ стихи могут оказаться "не форматом"?
УдалитьМалышатки, конечно, очень хотят участвовать в конкурсе в следующем году (там возрастные ограничения - раньше было только для 7-8 классов, а теперь 7-9 кл.). Будем пробовать! Но вот в том, что если будет подобное задание, мы опять подадим свой авторский "не формат" - уверена!
Ольга Николаевна, читала Ваше мнение по поводу Фестиваля в разных блогах... По разрозненным кусочкам пыталась понять общую картину, но не совсем поняла. Из критериев оценки нашла только эти, общие:
"3.5 Сайты оцениваются с помощью экспертной карты по сумме баллов следующих критериев:
• качество информационного наполнения сайта;
• актуальность информации на сайте;
• интерактивность сайта;
• удобство интерфейса;
• привлекательность дизайна сайта."
А Вы обращались к Организаторам? Интересовались, почему?
Нет, Лилия Павловна, не обращалась. Да и не буду. В данном случае всё же считаю, что в бОльшей мере вина моя. А критерии - как видите, общие!
УдалитьОльга Николаевна, а зря! В личном кабинете есть возможность написать куратору Фестиваля ЛИЧНО. Вот я бы написала... Если не понятно, почему бы не спросить? Я всегда там всё спрашиваю, что интересует, всегда отвечают...
УдалитьИли... или всё же учитывались обсуждения?!?
Лилия Павловна! Может, и я бы написАла. Но... Закружилось, понеслось... Сейчас пишу, пишу, пишу... Может, получиться выиграть в ПНПО-2014. Пробую. Поэтому не до переговоров мне. Вот никак не идёт у меня критерий по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Хоть тресни... Вроде и всего много, но...
УдалитьТак что. Может, в следующий раз.
А обсуждения, думаю, учитывались...
Ольга Николаевна, здравствуйте! Очень-очень буду ждать Вашей победы в ПНПО! А социальный опыт - тут можно подумать о вовлечении детей в ведение блога, дистанционные конкурсы, всё зависит от формулировки критерия...
УдалитьЖаль, конечно, что Вы не уточнили у Организаторов, но это Ваше право!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Тут бы расстроиться, но... В очередной раз после прочтения Ваших сообщений мне стало легче на душе. Почему? Да потому что я не одна такая. Было, Лилия Павловна, еще как было.
ОтветитьУдалитьОно ведь действительно, не обидно, если по существу и за дело какие-то баллы снимают или еще что. Исправишься, доработаешь. Но когда несправедливо и необоснованно. И еще если учеников касается, тогда тут уж такая обида берет. Но ведь и правда несправедливо!
Сижу, пишу и думаю, что "не формат" - очень близко ко мне на данный момент. Но когда этот "не формат" - дети...И расскажи им потом кто и как оценивал эти работы и почему так произошло.
P.S. Никаких пироженок не хватит...
Добрый вечер, Надежда Александровна!
УдалитьЯ тоже всегда принимаю критику, стараюсь сделать работу над ошибками. Но тут..? Мы с ребятами потом ещё много обсуждали конкурс, но с точки зрения того, какие были вопросы, как на них нужно было ответить, писали статьи в блог класса... Дети знают, что первая и отругаю, и пожалею. Но несправедливости не переношу.
Пироженками не обойтись)))
И еще. Ведь многих учеников потом очень трудно уговорить на участие в еще одном конкурсе. И родителям объяснить нужно...
ОтветитьУдалитьНо, думаю, что Ваши дети сродни Вам - бойцы! А поэтому - только успехов Вам и нам всем. И справедливых оценок жюри!
Нееееет, мы обязательно попробуем ещё раз принять участие)))) А родители у меня хорошие, как и дети, да и понимающие. Спасибо!!! Зажимаем кулачки и ждём завтрашние оценки конкурса, где участвует Ваня Куничкин...
УдалитьЗдравствуйте, Лилия Павловна. Действительно, детям всего не объяснишь, а ведь они понимают, чувствуют. Ккстати, не видела другие буклеты, но Ваш - это действительно СОЦИАЛЬНАЯ реклама - без высокопарных фраз и чужих фотографий. Лично я не раз встречалась с "не форматом" (сама, через коллег, через детей). Каждый раз ставлю крест, точку.., остывая, опять загораюсь, опять кото-то двигаю, толкаю
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, добрый вечер!
УдалитьВот и трудно потом - конкурс-то хороший, интересный, Организаторы очень стараются, каждый год вносят изменения, улучшения, что-то придумывают... Наверное, я потому так тяжело переживаю этот "не формат", что он касается детей... И пусть с тех пор были и другие конкурсы, но...
Спасибо Вам за добрые слова!
Доброй ночи, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьОбидно, конечно, что наш буклет так низко оценили...
Да я и помню, как жюри просматривала их: "быстренько, кучненько, анонимненько" ... :)
За то время, что они просмотрели ВСЕ работы...я бы смогла прочитать только штук пять, но особо не вчитываясь.
По-моему, домашнее задание надо было отдать ДО начала конкурса, примерно накануне...чтобы было время сравнить, продумать, прочитать, сверить информацию с уже существующими буклетами...
Но это чисто моё мнение.
А в следующем году ОБЯЗАТЕЛЬНО будем участвовать! Теперь ребята знают, что такое ОЧНЫЙ этап и, думаю, ещё лучше подготовятся (и не только "серьёзные"данные из энциклопедий и интернета, а и "буклеты турфирм"... (были там такие вопросики по прогулкам) ;)
Мы уже нашли несколько интересных книжек...
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьОбидно... Но вот именно 1 балл, а не 3 или 4 почему-то вызывает улыбку)))) Будем надеяться, что конкурс, как всегда, изменится немножко в лучшую сторону! Да и всегда есть большая разница между тем, что задумывают Организаторы и тем, как это воплощается... Почему-то мне кажется, что наши слова будут услышаны... ;)
Всё правильно - будем готовиться заранее!
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьНе знаю, в тему ли я напишу... Но хочется поделиться историей из личной жизни. Сын на протяжении трёх лет участвовал в конкурсе "Я исследователь". И вот, когда работаешь, ищешь, самостоятельно пишешь ( а не из Интернета берёшь готовую работу) - жюри не оценивает достойно. Работу сына о найденной в земле японской посуде - на городском конкурсе даже толком и не слушали...Уверена, что они просто не были в этом вопросе компетентны. Хотя в гимназии заняла 1 место. Как нам потом сказали: о японском периоде на Сахалине все стараются благополучно забыть, а вы напоминаете. Зато про то, как сажали лук и чей хвост длиннее, оказалось достойным исследованием. Вот тогда было очень обидно, но не надолго... На следующий год опять принимали участие (занял 3 место), но осадок до сих пор остался... И на вручении о компетентности жюри опять подумалось, когда назвали работу Андрея "Что такое окаНЕмелости", аж ухо резануло...
Лилия Павловна, просто Вы очень неравнодушный человек, с высоким порогом справедливости и я Вас ОЧЕНЬ понимаю!!!
Успехов!!!
Здравствуйте, Жанна Витальевна!
УдалитьВы правы - многое замалчивается или просто стараются позабыть. У нас на Кавказе так благополучно предпочитают забыть, как несколько раз выгоняли (насильно переселяли) чеченский народ с их родовых мест... Одну работу по данной теме даже не пропустили к участию лет 5 назад...
ОкаНЕмелости - достойный шедевр для комПИтентного жюри! ))) Этим всё сказано! Вам и Андрюше желаю только успеха и, быть может, стоит попробовать свои силы на более высоком, Всероссийском уровне исследовательских работ?
Спасибо за пожелания!
Спасибо за понимание!:)
УдалитьТолько про комПитентность не поняла, вроде бы я без ошибок написала...:-)
Жанна Витальевна, простите, запутала! Вы, конечно же, правильно написали, это у нас с коллегами шутка такая есть, когда речь идёт про жюри, слово искажаем, получается и смешно, и не обидно, но понятно!!! Простите!
УдалитьСогласна, Лилия Павловна, ситуация очень неприятная! Я этот буклет рассматривала в посте, где Вы рассказывали о конкурсе, и помню, что подумала, что работа как всегда у Вас - на уровне! Дело действительно в отсутствии критериев и в малом времени для оценивания. А жаль... Но я думаю, Вы правы, организаторы должны на этот раз Вас услышать.
ОтветитьУдалитьРебятишки Ваши молодцы, что несмотря на все препоны, еще раз собираются в конкурс. Настоящие победители! Будем держать кулачки!
Эльвира Ульфатовна, так что, не всё нам просто даётся и не даётся тоже... И мне этот буклет очень нравится, он для меня особенен своим содержанием - прежде всего стихами и рисунками, фотографиями...
УдалитьА дети - да, упорные)))) Они сразу же сказали, что хотят участвовать на следующий год. А про программку... Может и не заметили почти все. Я не выставляла в блоге протокол.
Спасибо Вам за поддержку!