Вчера урок географии в 5 классах гимназии №18 Краснодара начался с необычного вступления...
Ребята, представьте себе такую картину. Тихий домашний вечер. Сидит ребёнок за ученическим столом и делает домашнее задание. Задали очень много уроков, которые мама сказала выполнить обязательно и не откладывать на потом. И вот сидит ребёнок, старается в меру своих сил, а задание, казалось бы, не уменьшается. Все попытки отложить домашнее задание на потом наталкиваются на суровый взгляд мамы, время от времени приходящей с кухни для проверки или отрывающейся от чтения книжки (просмотра ТВ, сидения за ПК, общения по телефону или с папой...). Вздыхает тяжело ребёнок и думает: "Вот бы и тебе, мама, задавали домашнее задание!"
Ребята, а Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы и Ваша мама выполняла школьное домашнее задание, а Вы её контролировали?
И вот тут по классу раздаётся мечтающий вздох и сначала робкие "ДА", переходящие в согласный восторженный шум...
А учительница, довольно улыбнувшись, продолжает:
-- Сегодня домашнее задание получите не Вы, а Ваши родители!
Дети, не веря услышанному, вскакивают со своих мест и несколько раз недоверчиво переспрашивают:
-- Точно, мама?
-- А можно, чтобы и папа?
-- Т.е. я ничего делать не должен?
И вот тут мы договариваемся, что работу родителей нужно будет обязательно проконтролировать. А для этого нужно что? Правильно, нужно самому хорошо знать материал, чтобы в нужный момент подсказать маме или исправить...
Детские личики светятся от предвкушения)))))
И вот на стол каждого ребёнка ложится листик с домашним заданием для мамы:
Вместе мы внимательно читаем первую часть домашнего задания для родителей и уточняем, что нужно вместе с мамой сочинить по два необычных стихотворения - синквейна. Для пробы сочиняем один синквейн ("Солнце") всем классом:
Ребята получают алгоритм успешного выполнения необычного домашнего задания:
1. Сочинить отдельно от мамы два синквейна.
2. Проверить два синквейна, сочинённые мамой. Маме не помогать, за неё не делать! (тут по всему классу согласные кивки головами. Тишина просто идеальная...)
3. Написать на листе А4 свои два синквейна, подписать автора и название.
4. Проконтролировать, чтобы и мама написала сама свои синквейны.
(Вот тут у нас выходит заминка - любознательные дети всех пятых классов обязательно интересовались, можно ли маму заставить переписать, если она сделает не очень аккуратно или с ошибкой)))))))) Родители, узнаёте себя? )))) Но я обязательно уточняла, что прежде, чем требовать аккуратности от мамы, нужно и самим сделать очень аккуратно.
5. Вместе с мамой нарисовать рисунки к каждому синквейну. Но не делать рисунки за маму! (и снова согласные кивки умненькими головами.... Я так поняла, упрощать маме задачу дети не будут))))))))
Потом изучаем новую тему урока "Мы во Вселенной", синквейны к которой также можно составить. Урок пролетает на одном дыхании... Самыми дорогими были слова о том, что и урок детям понравился, и домашнее задание они хотят выполнить поскорее!)))))
В конце урока я обращаю внимание ребят, что на самой последней строчке листика с домашним заданием для родителей есть адрес моего блога, куда родители могут написать, если возникнут вопросы или затруднения.
Вот такое необычное домашнее задание получили мои пятиклассники. Что и как получится - узнаем уже в следующую субботу!
Ребята, представьте себе такую картину. Тихий домашний вечер. Сидит ребёнок за ученическим столом и делает домашнее задание. Задали очень много уроков, которые мама сказала выполнить обязательно и не откладывать на потом. И вот сидит ребёнок, старается в меру своих сил, а задание, казалось бы, не уменьшается. Все попытки отложить домашнее задание на потом наталкиваются на суровый взгляд мамы, время от времени приходящей с кухни для проверки или отрывающейся от чтения книжки (просмотра ТВ, сидения за ПК, общения по телефону или с папой...). Вздыхает тяжело ребёнок и думает: "Вот бы и тебе, мама, задавали домашнее задание!"
Ребята, а Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы и Ваша мама выполняла школьное домашнее задание, а Вы её контролировали?
И вот тут по классу раздаётся мечтающий вздох и сначала робкие "ДА", переходящие в согласный восторженный шум...
А учительница, довольно улыбнувшись, продолжает:
-- Сегодня домашнее задание получите не Вы, а Ваши родители!
Дети, не веря услышанному, вскакивают со своих мест и несколько раз недоверчиво переспрашивают:
-- Точно, мама?
-- А можно, чтобы и папа?
-- Т.е. я ничего делать не должен?
И вот тут мы договариваемся, что работу родителей нужно будет обязательно проконтролировать. А для этого нужно что? Правильно, нужно самому хорошо знать материал, чтобы в нужный момент подсказать маме или исправить...
Детские личики светятся от предвкушения)))))
И вот на стол каждого ребёнка ложится листик с домашним заданием для мамы:
Вместе мы внимательно читаем первую часть домашнего задания для родителей и уточняем, что нужно вместе с мамой сочинить по два необычных стихотворения - синквейна. Для пробы сочиняем один синквейн ("Солнце") всем классом:
Солнце.
Яркое, сверкающее.
Греет, обжигает, светит.
Без него невозможна жизнь.
Звезда.
Ребята получают алгоритм успешного выполнения необычного домашнего задания:
1. Сочинить отдельно от мамы два синквейна.
2. Проверить два синквейна, сочинённые мамой. Маме не помогать, за неё не делать! (тут по всему классу согласные кивки головами. Тишина просто идеальная...)
3. Написать на листе А4 свои два синквейна, подписать автора и название.
4. Проконтролировать, чтобы и мама написала сама свои синквейны.
(Вот тут у нас выходит заминка - любознательные дети всех пятых классов обязательно интересовались, можно ли маму заставить переписать, если она сделает не очень аккуратно или с ошибкой)))))))) Родители, узнаёте себя? )))) Но я обязательно уточняла, что прежде, чем требовать аккуратности от мамы, нужно и самим сделать очень аккуратно.
5. Вместе с мамой нарисовать рисунки к каждому синквейну. Но не делать рисунки за маму! (и снова согласные кивки умненькими головами.... Я так поняла, упрощать маме задачу дети не будут))))))))
Потом изучаем новую тему урока "Мы во Вселенной", синквейны к которой также можно составить. Урок пролетает на одном дыхании... Самыми дорогими были слова о том, что и урок детям понравился, и домашнее задание они хотят выполнить поскорее!)))))
В конце урока я обращаю внимание ребят, что на самой последней строчке листика с домашним заданием для родителей есть адрес моего блога, куда родители могут написать, если возникнут вопросы или затруднения.
Вот такое необычное домашнее задание получили мои пятиклассники. Что и как получится - узнаем уже в следующую субботу!
А вы, коллеги, когда-нибудь задавали
домашнее задание родителям учащихся?
Синквейн - это просто замечательная форма работы! И как рефлексия, и как микроконспект. Сейчас тоже пишу пост об этом.
ОтветитьУдалитьОтлично, что Вы даёте детям такие задания!
Здравствуйте, Евгений!
УдалитьСинквейны в своей работе применяю давно, но вот именно с прошлого года всё чуть изменилось - вошло в систему... Надеюсь, мои пятиклассники справятся с заданием!
Благодарю Вас за отклик - обязательно прочитаю Вашу статью!
Лилия Павловна, добрый вечер, задания родителям? Это интересно. Я, когда раньше брала малышей - пятиклассников предлагала родителей привлечь к творческим заданиям, говорила, что это поощряется, но вот так???!! Подождем итогов, уверена, что интересно не только мне, все читатели будут ждать, что там родители сочинят. А еще интересно, ВСЕ ли откликнуться?
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Анна Борисовна!
Удалить)))))))) Буду пробовать... Я хочу многого достичь этой работой, посмотрим на отклик! Конечно, к синквейнам мы будем ещё не раз возвращаться, но в субботу обязательно посчитаю количество выполнивших работу в каждом классе.....
Есть шанс на малый отклик из-за третьего предложения, но я надеюсь, дети будут настойчивы... :)
Доброе утро, Лилия Павловна! Замечательная идея! Представляю, в каком восторге дети.
ОтветитьУдалитьА что? Вот сейчас подумала - а ну как задать родителям первоклассников правильно написать изученные буквы? Или парочку хотя бы.. Интересно - справятся? :-/ ;)
Здравствуйте, Надежда Александровна!
УдалитьВосторг-то был, но после слов, что для того, чтобы проверить выполнение работы мамой, нужно самому знать очень хорошо, несколько пар любопытных глаз сказу вскинулось на меня прищуренным взглядом - видимо, поняли, что не всё так просто... )))
Быть может, не родителям задать писать, с устроить домашние мини-соревнования "Кто красивее напишет 10 раз подряд одну и ту же букву по образцу?"
Здравствуйте, Лилия Павловна! Читала и улыбалась :) Хорошая идея! Сама тоже подумала про такое домашнее задание для малышей, а потом прочитала у Надежды Александровны в комментарии, что и она не прочь "помучить" родителей)))
ОтветитьУдалитьДобрый день, Ирина Петровна!
УдалитьМне, конечно, очень интересно будет идти в школу в субботу! ))))) Так хочется поскорее узнать, справились с заданием дети или нет, вместе с родителями или без них... Продумываю статистическую форму, чтобы наглядно показать процент выполнения задания в каждом классе, но анонимно, чтобы не было обид...
Как-то про "помучить" родителей и не подумала... Думаю, наоборот, сблизит, поможет ребятам лучше узнать родителей и их таланты!
Здравствуйте, Лилия Павловна! С большим удовольствием прочла Ваш новый пост. Я сразу представила себя, "в мыле", дома, в хлопотах, а тут дочь: " Мама, тебе домашнее задание! По географии!" (Как в той рекламе... " ма-ма, а папа не дышит...") Ну, что, конечно сделаем, да еще маме не плохо было бы припомнить курс географии, биологии, истории и много еще других предметов за 6 класс. Родители ваших пятиклассников, думаю, в изумлении. Замечательная идея! Вспоминаю сразу родительское собрание, когда моя дочь была первоклассницей. Психолог проводила с нами занятие. Попросила родителей взять карандаш в ту руку, которая не является "рабочей" и выполнить нехитрое задание. Комментарий к этому был соответствующий о том, что ребятам в первом классе сложно и родители - первые помощники, а не надзиратели.
ОтветитьУдалитьДобрый день, Дарья Владимировна!
УдалитьКонечно, Вы правы, успешность и качество выполнения работы будут зависеть прежде всего от настроя родителей. Посмотрят на листик с заданием и решат, что это - лишняя трата времени или дополнительная возможность общения с ребёнком, учения, да и просто интересно пообщаться, даже проявить себя...
Здравствуйте, Лилия Павловна! Вот это задание! Представляю восторг пятиклассников и уверена, что выполнят все. А самое интересное - это проверить как справятся мамы, ну, или папы. Очень хочется посмотреть результат. Задумалась. Примеряю к себе, к своим урокам математики и домашним заданиям.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила Геннадиевна!
УдалитьЧестно говоря, немного опасалась публиковать оригинал задания в блоге))))) Но при размышлении поняла, что моя идея (это действительно моя идея, ни у кого не скопировала!) может быть полезна коллегам, может быть улучшена... Так что, будем ждать результатов и интересных постов о домашнем задании от коллег, от Вас! ;)
Добрый вечер, Лилия Павловна! Конкурсы, уроки совместные проводила, а вот про домашнее задание не догадалась. Отличная идея! Представляю, как изумятся родители, получив такую записку от учителя )))) Теперь буду «вынашивать» Вашу задумку… Я в восторге!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Александровна!
УдалитьЗадание прозвучало интересно, а вот какими будут ответы - вопрос... Спасибо!
Добрый вечер, уважаемая Лилия Павловна! Прочла Ваш пост и поняла - это то, чего так не хватало мне и не только на уроках в рамках ФГОС. Эту методику применяю давно, но в контексте домашнего задания .....Обязательно попробую. Спасибо.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Виктория Васильевна!
УдалитьДа, синквейны давно известны, но очень малое количество учителей вводят их в систему работы...Помню, что когда сама заинтересовалась этой темой, была очень удивлена, что одиннадцатиклассники даже не знакомы с такой стихотворной формой... Кто должен их учить этому? Учителя русского языка и литературы или предметники, кому нравится такая форма..??? Вопрос...
Буду рада, что попробуете! Обязательно поделитесь, что получится! :)
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьСинквейн - очень интересный приём. Были популярны всегда, но не все учителя умело используют синквейн в своей работе, тогда как это развивает и речь, и кругозор.
Домашнее задание родителям - я ЗА. Ну а почему нет?
Знаете, я вообще ПРОТИВ домашнего задания. Ну никакой ценности оно не несёт. По русскому языку - это такая скука: писать упражнения, вставлять буквы, пропущенные знаки препинания.
Другое дело - творить, читать, сочинять. С удовольствием дети принимаются за такую работу (хотя, конечно, не все).
А вот я стараюсь всегда родителям на собрании говорить, что если ребёнок дома пишет сочинение, то эта работа и родительская в том числе. "Сочиняйте вместе!" Я учу-воспитываю на уроке, мама-папа СОвместной работой с дочкой-сыночком дома.
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьДолгое время я считала синквейны поверхностными и "игрушечными"... Попробовав, пересмотрела свою точку зрения...
А вовлекать родителей нам теперь нужно чаще, учитывая и новые требования ФГОС, да и просто необходимость СОтрудничества, как Вы написали. Очень важное это слово "ВМЕСТЕ"!
Благодарю Вас за отклик!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Читала, улыбалась, представляла себя в роли родителя, которому задали бы такое задание :) С удовольствием бы выполнила, тем более что в географии я не очень сильна. Задумка замечательная, буду ждать поста в субботу с рассказом-рефлексией.
ОтветитьУдалитьЯ синквейны в работе тоже использую, в этот раз начали со 2-ого класса. Но у меня дети маленькие, поэтому родители хочешь-не хочешь подключаются. Есть такие, которым оооочень нравится :) Есть и другие :( Самое приятное - это слышать слова детей о том, как выполнялась работа, например, сегодня ребенок говорит: "Я в толковом словаре искал подходящие слова". Это во 2-ом-то классе! Значит, родители подсказали, а это дорогого стоит.
Спасибо за отличную идею! Обещаю, что скопирую, но ооооочень осторожно :)
Доброе утро, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьУже стали поступать первые отклики от родителей про домашнее задание))))) Правда, от коллег, у кого детки в 5 классе. Пока только положительные.
Буду очень рада, если у Вас всё получится! Но Буквоежки и их родители такие активные, что иначе и быть не может!!! Буду ждать сообщений в Вашем блоге про домашнее задание для родителей. А себе я уже и табличку с вопросами для статистики выполнения д.з. подготовила...
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьОтличная находка! Замечательный способ сотрудничества ребенка и родителя, необходимый в наше время. Это не просто домашнее задание, а воспитательный момент и критерий благополучия семейных отношений.
Спасибо, Екатерина Геннадьевна! Мне очень жаль, что из-за болезни Вашей дочери Вы вместе с нею не получили данное задание... Полиночке - скорейшего выздоровления! А Вам, если интересно, рекомендую прочитать пост за 25.10.2014 - чем всё дело с домашним заданием для родителей, закончилось;) :))
Удалить