Как превратить сложную тему в увлекательную и основанную на личном опыте? У каждого из нас свои методы и способы...
17 января 2015 года запомнится мне надолго... Я шла после шести уроков домой, напевая себе под нос песенку "ниочём", главный смысл которой был в том, что какая я молодец, такую сложную тему не только сделала лёгкой, интересной, но и ни разу не услышала от ребят, что они устали писать (а писать нужно было МНОГО, без этого никак), они весь урок старались... Ну а лучшей наградой стали восклики после звонка:
-- Лилия Павловна, а почему звонок так рано дали? Это, наверное, ошибка...
-- Как, уже звонок?
-- А что, уже всё?
-- Ой, звонок, а мы ещё будем глобус крутить?
На перемене дети долго не уходили из кабинета, благодарили за урок... И так ВСЕ пятые классы!
Устала - да! Тяжело было - очень! Но Вы же помните, что чем труднее учителю при подготовке урока, тем легче ученикам на уроке! Зависимость прямопропорциональная.
Хочу немного рассказать об уроке и наших совместных открытиях...
Тема урока: "Градусная сетка: параллели и меридианы".
Решила урок изучения нового материала построить в виде групповой работы. Заранее расставила столы и стулья, чтобы ребятам было удобно работать...
И... начались наши открытия. Я так и сказала ребятам, что нам сегодня предстоит очень многое записать в наши тетради (тихое недовольное "Ууууу...."), но мы не будем ничего писать из учебника или под диктовку, а будем записывать свои собственные открытия.
Думаю, все вы знаете, что глобусы не стоят прямо, а наклонены. Поэтому тем ребятам, кто сидел со стороны наклона северного полушария, казалось, что оно больше, а тем, кто напротив - что больше южное полушарие. Вот так мы и начали. Я попросила выяснить, какое полушарие больше - северное или южное? Конечно, мнения разделились... Я молчу. Дети стали вставать с мест и смотреть на другую сторону глобуса, которая была отвёрнута. В итоге мы записываем в тетради наше первое открытие - Северное и Южное полушария равны, а разделяет их экватор, находящийся ровно посередине!
Далее нас ждали следующие открытия:
-- Экватор - самая длинная параллель.
-- Параллели можно провести через любую точку на поверхности Земли (и мы их проводили, поставив два растопыренных пальца на глобус и прокручивая его...).
-- Параллели действительно параллельны экватору.
-- Длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам.
-- Все меридианы сходятся на полюсах.
-- Меридианы можно прочертить через любую точку на поверхности Земли (и мы их чертили!)
-- Все меридианы равны, т.к. соединяют по кратчайшему пути точку на поверхности с полюсами (дети долго не могли в это поверить, некоторым казалось, что меридиан, проведённый одноклассником, явно короче собственного).
-- Вспоминая апельсины и мандарины (вот уж моя недоработка! Могла бы и принести на урок, а не догадалась...), как снимается с них кожура, мы пришли к выводу, что выпуклую поверхность без искажений никак нельзя превратить в плоскую, она прежде всего порвётся по краям...
Конечно же, детям понравилось отвечать на вопросы, прикасаясь к глобусам, трогая их, крутя... А ещё понравилось доказывать учительнице, что она может быть не права))) (Дети, а я считаю, что расстояние от экватора до Южного полюса меньше, чем до Северного. Я права?)
Они вспоминали, что окружность равна 360 градусам, наше открытие - параллели это окружности и равны 360 градусам. А меридианы - полуокружности, равны 180 градусам.
Использовали мы и мобильные телефоны на уроке, вернее, калькуляторы в них, когда сами определяли, чему равен 1 градус экватора и любого меридиана. Договорились, что отбросим две цифры после запятой, тогда получится 111 км (Лилия Павловна, ведь такое красивое число легко запомнить!)
Конечно же, искали город Лондон (сами!), через который проходит начальный меридиан, и сами на глобусе выставляли этот меридиан.
Вспоминали стороны света и самостоятельно пришли к выводу, что меридианы показывают направление Север-Юг, а параллели - Запад-Восток.
Конечно, это только начало, вступление-введение в тему "Географические координаты", но без полученных на уроке знаний полное усвоение темы невозможно.
Не секрет, что навыки определения географических координат быстро забываются (это из опыта работы, каждый сентябрь на уроках напоминаю, как определять). Но я надеюсь, что вот такая запоминающаяся основа для определения не забудется долго!
А любопытные малышата-восьмиклассники каждую перемену приходили "в гости"... С ними мы тоже сделали своё маленькое "открытие"))))) Самый большой глобус в кабинете светится, если включить его в розетку, меняя своё изображение с физического на политическое...
Вот таким запоминающимся может быть урок... А вроде бы ничего особенного-то и не было...
17 января 2015 года запомнится мне надолго... Я шла после шести уроков домой, напевая себе под нос песенку "ниочём", главный смысл которой был в том, что какая я молодец, такую сложную тему не только сделала лёгкой, интересной, но и ни разу не услышала от ребят, что они устали писать (а писать нужно было МНОГО, без этого никак), они весь урок старались... Ну а лучшей наградой стали восклики после звонка:
-- Лилия Павловна, а почему звонок так рано дали? Это, наверное, ошибка...
-- Как, уже звонок?
-- А что, уже всё?
-- Ой, звонок, а мы ещё будем глобус крутить?
На перемене дети долго не уходили из кабинета, благодарили за урок... И так ВСЕ пятые классы!
Устала - да! Тяжело было - очень! Но Вы же помните, что чем труднее учителю при подготовке урока, тем легче ученикам на уроке! Зависимость прямопропорциональная.
Хочу немного рассказать об уроке и наших совместных открытиях...
Тема урока: "Градусная сетка: параллели и меридианы".
Решила урок изучения нового материала построить в виде групповой работы. Заранее расставила столы и стулья, чтобы ребятам было удобно работать...
И... начались наши открытия. Я так и сказала ребятам, что нам сегодня предстоит очень многое записать в наши тетради (тихое недовольное "Ууууу...."), но мы не будем ничего писать из учебника или под диктовку, а будем записывать свои собственные открытия.
Думаю, все вы знаете, что глобусы не стоят прямо, а наклонены. Поэтому тем ребятам, кто сидел со стороны наклона северного полушария, казалось, что оно больше, а тем, кто напротив - что больше южное полушарие. Вот так мы и начали. Я попросила выяснить, какое полушарие больше - северное или южное? Конечно, мнения разделились... Я молчу. Дети стали вставать с мест и смотреть на другую сторону глобуса, которая была отвёрнута. В итоге мы записываем в тетради наше первое открытие - Северное и Южное полушария равны, а разделяет их экватор, находящийся ровно посередине!
Далее нас ждали следующие открытия:
-- Экватор - самая длинная параллель.
-- Параллели можно провести через любую точку на поверхности Земли (и мы их проводили, поставив два растопыренных пальца на глобус и прокручивая его...).
-- Параллели действительно параллельны экватору.
-- Длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам.
-- Все меридианы сходятся на полюсах.
-- Меридианы можно прочертить через любую точку на поверхности Земли (и мы их чертили!)
-- Все меридианы равны, т.к. соединяют по кратчайшему пути точку на поверхности с полюсами (дети долго не могли в это поверить, некоторым казалось, что меридиан, проведённый одноклассником, явно короче собственного).
-- Вспоминая апельсины и мандарины (вот уж моя недоработка! Могла бы и принести на урок, а не догадалась...), как снимается с них кожура, мы пришли к выводу, что выпуклую поверхность без искажений никак нельзя превратить в плоскую, она прежде всего порвётся по краям...
Конечно же, детям понравилось отвечать на вопросы, прикасаясь к глобусам, трогая их, крутя... А ещё понравилось доказывать учительнице, что она может быть не права))) (Дети, а я считаю, что расстояние от экватора до Южного полюса меньше, чем до Северного. Я права?)
Они вспоминали, что окружность равна 360 градусам, наше открытие - параллели это окружности и равны 360 градусам. А меридианы - полуокружности, равны 180 градусам.
Использовали мы и мобильные телефоны на уроке, вернее, калькуляторы в них, когда сами определяли, чему равен 1 градус экватора и любого меридиана. Договорились, что отбросим две цифры после запятой, тогда получится 111 км (Лилия Павловна, ведь такое красивое число легко запомнить!)
Конечно же, искали город Лондон (сами!), через который проходит начальный меридиан, и сами на глобусе выставляли этот меридиан.
Вспоминали стороны света и самостоятельно пришли к выводу, что меридианы показывают направление Север-Юг, а параллели - Запад-Восток.
Конечно, это только начало, вступление-введение в тему "Географические координаты", но без полученных на уроке знаний полное усвоение темы невозможно.
Не секрет, что навыки определения географических координат быстро забываются (это из опыта работы, каждый сентябрь на уроках напоминаю, как определять). Но я надеюсь, что вот такая запоминающаяся основа для определения не забудется долго!
А любопытные малышата-восьмиклассники каждую перемену приходили "в гости"... С ними мы тоже сделали своё маленькое "открытие"))))) Самый большой глобус в кабинете светится, если включить его в розетку, меняя своё изображение с физического на политическое...
Вот таким запоминающимся может быть урок... А вроде бы ничего особенного-то и не было...
Коллеги, а Вы умеете определять географические координаты?
Здравствуйте, Лилия Павловна!
ОтветитьУдалитьКак интересно на уроке было! Думаю, что такие уроки дают не только прочные знания, но желание идти в школу, залезть в энциклопедию, интернет, чтобы найти что - нибудь интересное и рассказать на следующем уроке одноклассникам. Таким образом Вы детей увлекаете, интригуете и даёте возможность пробовать, искать и... ошибаться. Ребята высказывают свою точку зрения, доказвают её или изменяют под действием аргументированных ответов одноклассников!
К своему стыду я не сильна в геогафии (как тот папа у Васи!!!), но мне бы хотелось у Вас учиться! Буду восполнять забытости и расширять известности!
Здравствуйте, Ольга Николаевна!
УдалитьИ мне на уроке было интересно! Ну вот совсем неправда, что если вести пять-шесть уроков подряд с одной и той же темой, то под конец "выдыхаешься" или "становится скучно, надоедает" (это мне так коллеги в школе сказали недавно, жалея меня за субботы).
Ольга Николаевна, значит, в следующий раз будем учиться правильно определять географические координаты! ;)
Спасибо!
Ой, как увлекательно, Лилия Павловна! Вы - удивительный педагог!!! Браво!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Жанна Витальевна!
УдалитьСпасибо!
Знаете, тяжело писать о каждом уроке вот так, на весь свет,но это стимулирует лично меня в творческом поиске не останавливаться на достигнутом. Иногда думаю, а кому оно нужно-то? Географы молчат (или так мало их вокруг...), но потом понимаю, что нужно всё это МНЕ!
Согласна, Лилия Павловна, ох, как согласна... С каждым Вашим словом. Когда пишут иногда в комментариях, что-то вроде того: А сколько у Вас времени в сутках? А что Вам больше делать нечего, раз сидите каждый день в интернете? и т.п. Не знаю, как даже реагировать на такое... то ли пишут с добрым отношением, то ли ёрничают... но ведь пишут! и просмотры счетчик подсчитывает... значит, всё-таки кому-то это нужно, пусть не родителям моих воспитанников, ни моим коллегам, а тем более администрации садика. ну что-то я не по теме совсем...
УдалитьУспехов Вам, Лилия Павловна! :-*
Жанна Витальевна, как-то был у меня случай с таким вопросом про время)))))) Подходит коллега и немного с насмешкой, поддевая, спрашивает, мол, откуда у меня столько времени, что хватает везде по мероприятиям гулять и блог вести... А я ей ответила, что это я везде хожу смотрю, а дома секретарю диктую)))) Поверила)))))
УдалитьЭто нужно НАМ! Спасибо!
Здравствуйте, Лилия Павловна! Не умею, не знаю, плохо училась по географии, каюсь. Стоит у меня "четверка", но я была настоящей "зубрилкой", а все потому, что такой интересный предмет (оказывается!) преподавала не Лилия Павловна! Очень здорово! Спасибо Вам за возможность вспомнить и захотеть в школу!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
УдалитьЭто нормально, что не умеете! По статистике, 50% выпускников России (кроме сдающих ЕГЭ по географии) не умеют определять географические координаты вообще, а 40% делают это, но часто ошибаются, путаются...
Будем учиться в следующем сообщении про ФГОС! :)
Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень интересный урок! Вспомнила свои уроки географии в школе. К сожалению, у нас постоянно менялись учителя. За все время их было трое. Но каждого я помню "в лицо" и уроки эти тоже помню. Самые интересные и творческие задания были у молодого специалиста, именно на ее уроки я ходила с удовольствием. Тогда, в школе, я очень любила географию, но сейчас уже все, к сожалению, забыла. Поэтому с двойным интересом читаю Ваши географические посты!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Владимировна!
УдалитьСпасибо! Очень много зависит от учителя... Надеюсь, мои пятиклассники потом вспомнят добрым словом строгую учительницу...
Так-так-тааак... Забыли? Будем вспоминать вместе! Я же литературу у Вас в блоге вспоминаю! :)
Стараюсь-стараюсь, Лилия Павловна! Как прилежная ученица, не пропускаю ни одной публикации!!!
УдалитьАнна Владимировна, вот так и будем учиться... Читая блоги коллег можно ведь восполнять свои пробелы, а это замечательно!
УдалитьАнна Владимировна! Думаю, Вы обратили внимание, что мне очень нравится (спасибо самым замечательным на свете друзьям-коллегам) проводить в блоге совместные проекты... Около года в голове один проект. Но он должен проводиться именно учителем русского языка. Хочу предложить его Вам. Уверена, такого нигде не было! Если у Вас будет желание, то напишу подробнее. Не буду скрывать, я предложила его блогеру-русоведу ещё летом, но не получилось его начать из-за её занятости. Или не понравилось ей, но пожалела меня, не сказала... :)) Он был бы полезен многим учителям, я бы с удовольствием приняла в нём участие. Думаю, как минимум пять выпусков получилось бы...
Если заинтересовала, напишите, пожалуйста, свою почту через Форму обратной связи...
Да, урок очень интересный. Дети, делая такие "открытия", под руководством опытного учителя, научаться большему, чем если бы прочитала всё это в учебнике. Когда мы с ребятами изучаем координатную плоскость, обязательно находим ещё примеры использования координатного метода, в том числе и географические координаты. Сначала находят широту, а затем долготу. Например для города Пролетарска - это, грубо говоря, 47 градусов северной широты и 42 градуса восточной долготы. Не ошибаюсь, Лилия Павловна?
ОтветитьУдалить[im#]http://2.bp.blogspot.com/-TGMs-NUlwPA/VLzm4f-DA7I/AAAAAAAABwY/XeXCc07nEow/s1600/2015-01-19%2B14-02-03%2B%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%2B%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%2B%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%2B%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%2B%2B7%2B%D1%82%D1%8B%D1%81%2B%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%2B%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BE%2B%D0%B2%2B%D0%AF%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81.%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85%2B-%2BMozilla%2BFirefox.png[/im]
Добрый вечер, Людмила Геннадиевна!
УдалитьВсё верно, Вы с ребятами молодцы! А это тема какого класса?
Добрый вечер, Лилия Павловна. Тема координат очень важная тема в математике. Начинаем с координатного луча и прямой в 5-6 классах, в конце 6-го класса знакомимся с координатной плоскостью. Вот тут и обсуждаем, как, например, найти место в зрительном зале, как отыскать нужную квартиру в многоэтажном доме, как определить координаты населённого пункта, как записать положение шахматной фигуры и т.д. Продолжаем изучение в 7 классе на уроке алгебры. В старших классах переходим в трёхмерное пространство: к предыдущим двум добавляется третья координата. А придуман метод координат французским математиком Рене Декартом и носит его имя - Декартова система координат. Есть исторический анекдот по этому поводу. Декарт обдумывал решение какой-то важной задачи, а назойливая муха ему всё время мешала и он стал думать о том, как можно было бы описать положение мухи, чтобы одним точным ударом ликвидировать её. Так и появился координатный способ. :)
УдалитьЗдравствуйте, Людмила Геннадиевна!
УдалитьСпасибо Вам за дополнение сообщения! Не знала я про Декарта... Зато теперь смогу использовать полученную от Вас информацию на уроках!
Тема координат проходит сквозь математику и географию в разных классах, надеюсь, уроки географии помогут моим пятиклассникам её хорошенько усвоить...
Здравствуйте, Лилия Павловна! Замечательный урок! Такие уроки - практические, очень хорошо запоминаются. И глобусов у вас много. А у нас ищешь по всей школе, бывает и не найдёшь.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Татьяна Николаевна!
УдалитьГлобусов много?????? Вы что!!! Это катастрофически мало! В кабинете географии их должно быть минимум 10 одинаковых - учебных, и ещё штуки 4 разных... Все глобусы в кабинете или приобретены на мои собственные деньги, или подарены школе выпускниками...
Это ещё раз подтверждает Ваше неравнодушное отношение к предмету, к школе. Вы, молодец!
УдалитьТатьяна Николаевна, это я так жалуюсь, с надеждой, что вдруг где-то "наверху" прочитают и пришлют неугомонной Казанцевой глобусов! :))
УдалитьКоординаты, Лилия Павловна, я определять умею. А вот за рассказ об этом уроке - спасибо. Прочитала на одном дыхании: как уже все? Уже урок окончен? Не удивительно, что тоже самое ощущали Ваши ребятишки! Хороший урок - продуманный урок, и если что-то не удалось, не беда, всего не предусмотреть. На то мы и педагоги, чтобы наверстать. Но у Вас, Лилия Павловна все удалось.
ОтветитьУдалитьА у нас есть тоже такой глобус (мне так кажется), завтра пойду посмотрю, что с ним может происходить интересного)))
Здравствуйте, Анна Борисовна!
УдалитьНесколько лет назад я задалась вопросом, умеют ли определять именно географические координаты учителя математики нашей гимназии)))) Результат удивил и... немного порадовал. Численные значения половина коллег определили без ошибок, а вот с широтой (северная или южная) и долготой (западная или восточная), немного путали.
Анна Борисовна, интересно вообще посмотреть на кабинет географии... А у Вас в школе много глобусов?
Лилия Павловна, урок получился "нескучным", на мой взгляд, потому что, открытия совершались ребятами. Сколько ребят, столько открытий. Пусть результат у всех одинаковый, но пути разные!!
ОтветитьУдалитьДля апельсина, на мой взгляд, есть местечко на следующем уроке -повторение изученной темы: какова связь апельсина и темы домашнего параграфа - с учителем-творцом пишешь продолжение (не удержалась - так и дети желали продолжения урока).
А про 111 км в 1 градусе я тоже запомню. Уверена, пригодится!
Здравствуйте, Наталья Александровна!
УдалитьКонечно, именно СВОИ открытия запоминаются лучше! Ну вот, догадались про апельсин)))))) Повторение будет на следующем уроке минимальным и очень быстрым, ведь нас ждут новые открытия!!!
Отличный урок, Лилия Павловна! В третьем классе по программе Дмитриевой у нас есть эта тема. Жаль, что глобусов маловато. Будем искать пути решения этой проблемы. А вас благодарю за преданность и любовь к предмету!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Васильевна!
УдалитьСпасибо! К сожалению, программы в начальной школе и в средней часто не согласованы... Можно встретить и полное повторение одного и того же, и расчёт в 5 классе на то, что не изучалось в начальной школе...
Здравствуйте,уважаемая коллега! Как сама на уроке побывала.Думается,ребят заинтриговали парты,поставленные для групповой работы,не осталось и следа от первичного недовольства в честь эпистолярного жанра.Вместо того,чтобы читать учебник и учить формулировки,ребята сами стали первооткрывателями,что им, наверняка, очень понравилось.И,если субботние уроки делать необычными,то на географию детвора будет просто "лететь".Вот мне эту тему в детстве объяснил папа,а моя учительница просто заставляла нас штудировать учебник.Никаких карт,глобусов,моделей рельефов...Но всё равно,географию обожала.Почему?Это другая история и более поучительна для детей.А Вас Лилия Павловна поздравляю с минутами учительского счастья.Они окрыляют,придают силы,радуют.
ОтветитьУдалитьС уважением к Вам и Вашей работе,Елена Анатольевна.
Здравствуйте, Елена Анатольевна!
УдалитьПарты немного заинтриговали, но я поняла, что ребята уже привыкли к такой форме работы. Сегодня подбегали двое, спрашивали, не будет ли у них географии завтра, вместо математики, мол, учительница заболела, если да, то они не против)))))
Спасибо, Елена Анатольевна! Но я теперь в раздумьях - нужно КАЖДЫЙ день быть такой довольной от проведённых уроков, или нет..?
Лилия Павловна, урок взяла в закладки для своих детей!!! Мне всё это отозвалось той досадной грустью, что географию я ОЧЕНЬ любила (на фоне её даже была цель получить профессию с возможностью путешествовать)!.. С учителями везло, а, может, просто я была заинтересованной и любящей предмет ученицей... Но я так и не поняла тогда, почему да как с этими координатами (было очень сухое объяснение без заинтересованности: а поняли ли мы тему - сразу проверка знаний на последующих уроках)... - и всегда был затаённый страх, что меня впоследствии вызовут к доске, чтобы на "летучке" проверки знаний найти тот или иной географический объект по заданным координатам. Бог миловал! :)) Вот если бы мне ТАК объяснили!.. Это здорово, когда учитель подбирает методы самостоятельной "добычи" знаний - законы памяти...
ОтветитьУдалитьЕкатерина Андреевна, сейчас многие учителя смело и громко заявляют, что работают по ФГОС и только... Я пытаюсь, иногда приходится переворачивать в своей работе что-то с ног на голову, но стараюсь... Рада, что Вам понравилось! Вот вроде бы мелочь - своими руками щупали, своими пальцами мерили, но ведь запомнится лучше!!!
УдалитьА координаты мы обязательно научимся определять!!! Люблю эту тему, пусть и сложная!
Здравствуйте Лилия Павловна ,скажите пожалуйста,а какой открытый проблемный вопрос вы поставили на уроке при изучении темы "Параллели и меридианы"?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья! Огромное спасибо Вам за вопрос и за моё "возвращение" в тот урок! Проблемный вопрос в начале урока был о том, можно ли сказать, что разница параллелей и меридианов только в их длине? Мнения, конечно, разделились, вот и искали истину, выясняя особенности градусной сетки...
УдалитьА на следующем уроке я спросила у ребят, кто из них может показать на карте место место приземления космического корабля, если из перехваченного сообщения удалось узнать, что он приземлился на 45-й параллели и 38 меридиане. Вот уж дети пытались найти это место на карте, но, конечно же, не смогли. :)
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьНаталья, всё получится! Да и помощь всегда можно найти у своих коллег, как рядом, так и в Интернете)))
УдалитьДа, Лилия Павловна, мне о таком уроке только мечтать! У нас а школе только один!!! глобус и тот только в этом году появился. Но я придумала на карту полушарий, купленную мною, прикрепить магниты с моего холодильника и мы играли в "Морской бой". По одному от команды выходили, "подбивали корабль", определяя широту и долготу (пока без чисел) и получали баллы. Было весело и надеюсь, что запомнили.
ОтветитьУдалитьДа, и я была очень удивлена, что взрослые люди не все могут определять координаты. И вот меня мучает риторический вопрос, а как же детям доказывать, что такие знания нужны человеку в обычной жизни, если даже их родители, не умея этого вполне комфортно живут?
Здравствуйте, Наталья Леонидовна!
УдалитьЭто отличное решение на уроке! Уверена, ребятам было интересно и материал был успешно пройден!
А в этом и есть самое сложное - доказать, что знания нужны, что умения пригодятся... А в эпоху GPS необходимость знания координат вообще трудно показать родителям...
Пусть всё обязательно получается!!!