Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

понедельник, 30 июля 2018 г.

Байкальская сказка-2018, день 7 - Тёплые озёра на границе Бурятии и Иркутской области

Продолжение. Предыдущие публикации:
дни 0-1 (новый терминал В в Шереметьево, приезд, экскурсия по городу Байкальску),
день 2 (пеший поход-трекинг по лесам и горам хребта Хамар-Дабан),
день 3 (этно-экскурсия по Бурятии и частный музей минералов),
день 4 (водная и пешая экскурсии вдоль КБЖД и музей Рериха),
день 5 (Иркутск, этнографические Тальцы, Шаман-камень, музей Байкала в Листвянке),

день 6 (канатная дорога и гора Соболиная, гранатовые пески, встреча с художником и старообрядцами).
А день нынешний завершает первую часть (город Байкальск) нашего путешествия на Байкал. Впереди путешествие на остров Ольхон и экскурсии по Иркутску..., но каким же славным был этот "подытоживающий" день! Пусть и недолгая авто-экскурсия к Тёплым озёрам на границе республики Бурятии и Иркутской области запомнится нам надолго!
Поехали?!

Сегодня у нас новый экскурсовод - Людмила Максимова (гид-экскурсовод, гид-методист, байкаловед высшей категории, действительный член РГО), и новый водитель - Валерий Ветров (он же баянист).
А пока едем, давайте послушаем рассказ Людмилы о Прибайкалье...
Климат тут очень напоминает субтропики, но холодные, ведь зимой не бывает сильных (по сравнению с прилегающими территориями) морозов: всего лишь до -15 опускается температура. По мнению ученых, суровые морозы ледникового периода обошли эти места стороной, а сам период оставил на память три красивых озера, температура воды в которых в августе может достигать 28 градусов!
Наш путь к озёрам
Людмила напомнила о главной достопримечательности Байкальска - клубнике, которой даже нашлось место на официальных символах поселения.
Сестрой Байкала называют африканское озеро Танганьика, а братом - озеро Хубсугул, которые тоже образовались в результате тектонического разлома. Хубсугул находится в одном рифтовом поле с Байкалом.
 Ежегодно Байкал расширяется на 1-2 см, а потому через несколько тысяч лет может стать огромным морем-океаном. На дне озера капельно выделяется нефть, но её поедают разные бактерии, которым всецело принадлежит заслуга чистоты озера ниже 400 метров.
По периметру Байкала живут 137000 человек, это не так много, но гостиницы и дома отдыха сбрасывают сточные воды прямо в Байкал. Ещё одна проблема озера - уменьшение уровня воды из-за вырубки лесов на побережье.
Главное божество Байкала - Бурхан- живёт на острове Ольхон.
Из-за особой чистоты воздуха над Байкалом могут быть миражи - несколько случаев описаны в литературе, а ещё одно чудо озера - поющие дюны. Про озеро ходит много легенд, некоторые люди утверждают, что на дне Байкала есть затонувшая страна - Байкалида.
А мы уже и приехали...
Высаживаемся и немного проходим до санитарной зоны перед входом.
Пускают к Тёплым озёрам только за денежку...
Это река Снежная, по которой проходит граница между Иркутской областью и республикой Бурятия.
По традиции мы бросаем в неё монетки, чтобы бурятские духи разрешили нам пройти дальше...
О, какая чудная передвижная банька!)))))
Именно такие баньки и популярны на Байкале - очень удобно их перетаскивать с места на место. Да и экономно выходит...
Мы идём по дороге, по обеим сторонам которой очень много машин - день нынче людный, солнечный, очень много туристов.
Вдоль дороги разбиты целые палаточные городки!
А дорога... всякая!))))
Весной здесь часто бывают камнепады.
Летом могут пройти и сели...
А мы с удовольствием фотографируемся в живописных местах!
Вот красиво же!
Река Снежная названа так потому, что в её верховьях снег лежит с... конца августа.
Отлично - солнышко спряталось! Только вот надолго ли...?
Моя любимая фотография:
Но пора и дальше. Сейчас мы продвигаемся к самому маленькому из трёх озёр - озеру Сказка (его ещё называют Мёртвым из-за небольшого содержания в воде радона).
 На его берегу стоит указатель. По словам экскурсовода, маленькое левое озеро справедливо было бы называть не Сказка, а Мёртвое, или если красивее, то Тёплым. А вот изогнутое верхнее правое озеро должно было бы называться Сказка.
А это я показала наш примерный маршрут, насколько хватило схемы)))
Самое долгое - идти к первому озеру...
Но зато какой красивый вид открывается на гору и озеро (его глубина около 2 метров, происхождение ледниковое):
Это гора "Шапка Мономаха". Её высота невелика, всего лишь около 685 метров, но если забраться на вершину, откроется потрясающий вид на все три озера, даже можно увидеть Байкал.
Гора так названа потому, что имеет ровные склоны, напоминая историческую Шапку Мономаха. Если есть фантазия, конечно!
Гора отлично отражается в озере в хорошую погоду, но нам чуть не повезло - чётких очертаний не было...
А мы по полюбившимся уже корням кедров
чуть поднимаемся - видим заросли черники.
И рядом - странное нечто на ниточках, как я поняла, это приношения бурятским духам.
Туристы с удовольствием лакомятся черникой!))))
Не стали исключением и мы. Но... эх, вот если б это голубика была! На мой вкус она лучше!))))
И с удивлением видим тут стройку...
Значит, обустройство территории ещё ведётся.
А впереди уже открывается взгляд на следующее озеро - Изумрудное.
На его берегу построена небольшая часовня. На личные средства одного из богатых людей.
Внутрь мы с МММ заходить не стали -
предпочли любоваться видами снаружи.
Стоит часовня на берегу Изумрудного озера, оно самое большое из всех трёх, да и самое глубокое -
максимальная глубина 47,5 метров.
А я... да, снова с косынкой на шее, ибо и в такую погоду нещадно "цепляю" солнечные лучи, оставляющие ожоги...
Уточки тут дикие, есть чёрные и белые лебеди...
Есть и мелкие хищники, любящие прятаться при приближении человека.
А мимо вот таких красот мы выходим к берегу третьего озера - Сказка.
Здесь только начинается обустройство береговой линии.
Но купальный сезон открыт!))))
А экскурсовод манит нас дальше:

Вот это объявление изрядно повеселило всех туристов:
Мы возвращаемся к Изумрудному озеру и
огибаем его северный берег по корням и кочкам...
Время от времени Людмила останавливается, поджидая группу.
И... мы выходим к центральному пляжу - главному месту купания на Тёплых озёрах.
Гора напротив за свои причудливые очертания называется "Верблюд":
Если я правильно поняла, пляж-то печаный, но вот песочек привозной...
Есть деревянный настил, с которого самые отважные прыгают в озеро.
Нам дали около получаса на купание и разглядывание окрестностей. Но....
мы переодеваться не стали,
вкушали вкусный кофе под деревьями. А не стали из-за ограниченного времени... Пока переоденемся, пока попищим (это я про себя), входя в холодную воду, пока опять переоденемся....... В общем, оставили купание на попозже.
А теперь мы по лесной тропинке возвращаемся к автобусу, чтобы взять вещи.
По пути видим лесную красную смородину. Мы с МММ равнодушненько так проходим мимо - мол, мы уж свой урожай на даче испробовали вдоволь, а люди... люди с упоением набрасываются на лесное лакомство!))) Эх,дюже балованные мы, жители Краснодарского края!!!!!
Но попробовать всё равно из жадности надо:
Ииии, возвращаемся к озеру Сказка,
нас ждёт обед!
А потом мы вошли в страшное место:
Здесь явно был пожар, все вокруг дотла выгорело, остались раскиданные пни, остатки деревьев, огромные непонятные горелые куски чего-то... Нам сказали, что в прошлом году тут молния ударила в дерево и турбаза, принадлежащая хозяевам турфирмы, сгорела... Но нам, туристам, думается, что был поджог....
Наскоро возвели веранду и туристическая деятельность продолжилась... А что, и такое могло быть!
А нас уже ждали накрытые столы:
Будем знакомиться с кухней сибирских первопроходцев 16-17 вв.:
суп под названием "Таежный" - блюдо настоящих охотников и истинных гурманов, салат из папоротника-орляка и омуль горячего копчения:
Рыбка действительно была горячей!
А ещё нас ждал вкуснейший чай с местным разнотравьем.
Подкрепились славно, да и принимающая сторона оказалась на высоте: всё очень доброжелательно, по-домашнему...
Но пора и купаться!
Первым, конечно же, отправился пробовать водичку МММ:

А я... конечно же, и я залезла в воду!
По уверениям МММ вода была прям тёплой!))) Ну да, после холодного-то Байкала на КБЖД, да, тёплая... А в такое море я б не залезла))))
Оставалось сохнуть и любоваться видами:
Желающие могли за доп.плату попариться в бане, покататься на катамаранах, попрыгать с "тарзанки" (вот последнее, я предлагала МММ, но отказался...).
Чай постоянно подогревался,
а ещё можно было отдать дань местной клубнике))))
Испробовали смузи, сделанный при нас.
Конечно же, погуляли вокруг...
И... услышали звуки песни - пора петь!
Песни под баян с водителем-баянистом Валерием стали прекрасным дополнением программы этого насыщенного впечатлениями и событиями дня.

Где-то там, за изгибом, строится новый пляж, где туристов ждёт древний комар Виталя))))
И... традиционное фото на память:
Часы отдыха пролетели незаметно! Было действительно классно - очень душевно и тепло! Понравилось абсолютно всё!!!
Вернулись в гостиницу ещё засветло, с удовольствием отужинали и... я отказалась собирать вещи на завтра))))))
Да, отказалась! Искренне считаю, что вещи надо собирать исключительно в день отъезда! Так получается, что у отдыха мы сбором вещей не воруем время...
А потому прекрасный хмурый и прохладный вечер был отдан под неспешные прогулки, обсуждение впечатлений сегодняшнего дня и моральную подготовку к долгому (450км) переезду с переправой на остров Ольхон, где мы познакомимся с...

Впрочем, это будет совсем другая история и рассказана она будет совсем скоро...

1. Природа завораживает. Я очень люблю горы, и пусть они не такие уж и высокие, но какие красивые! Отважная Вы, Лилия Павловна, искупаться в таежном озере, класс! Интересно, а что в качества даров висит на деревьях?

1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      И у нас в крае замечательная природа, и рядом в регионах, которые мы часто выбираем для путешествий, тоже, но тут... она совсем другая, что не может оставить никого равнодушным...
      Ох, это я у МММ немножко научилась, отважности!))))
      В качестве даров - поделки из коры деревьев и дощечек, у каждой свой "шаманский смысл". Говорят, пройти под такими дарами - к счастью.

2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Северная природа, конечно, другая. Но вот писала последний раз про Великий Каньон, тоде бвла готовп там фотографировать кажлый камень и травинку. Ходить по земляно-каменистой дороге я считаю благодатью, она очень удобная!
    А названий так много похожих с крымскими! Сказка (впоследствии напишу), например. Вода, в которой Вы с Владиславом купались, такая же, как большая половина нашего пребывания в Солнечной Долине. Нормальная. И мне нравится, что где Вы купались, озеро было теплее внешней температуры воздуха. По поводу обгорания - ох, страдала я от этого, до кожи было не дотронуться, но всё равно благодарч мерам предосторожности я обгорела значительно меньше, чем первый раз в Крыму. Там вообще ужас был. В аптеку пошла и сознание начала терять, вовремя меня откачали))) А потом всю ночь не спала.
    Бурятия - языческий край, ну это и понятно, там это издревле. Когда такая задумчивая природа, много чего привидеться может.
    Обед и ужин - супер! Наконец-то они нормальные! Отведать бы...
    А вещи мне пришлось собирать за день ДО. И делала это чуть ли не со слезами. Надо было упаковать варенье, вино. Слава Богу, все благополучно довезли, а я больше всего за варенье переживала! Эх, как же хорошо в таких местах! Экскурсовод Людмила мне понравилась. Люблю энергичных людей, но таких, которые не давят своей энергией, а вдыхают ее в окружающих.

1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      К моему сожалению, мои отношения с солнышком хорошими никак назвать нельзя - обгораю страшно летом, даже под тучами и в дождь! Единственное спасение - густая тень и отсутствие ветра, ибо даже ветром обдувает, и я сгораю. Так что, стараюсь прятаться по мере возможности, но на большинстве летних фотографий выгляжу как помидорка)))) Недавно посоветовали новый крем от загара, попробую как обычно на одной руке - но до этого сколько пробовала - ничего не помогало...
      Обед в этот день был сказочным, но что касается еды, то по вкусноте ничего не сравнится с праздничным ужином в день прибытия - вот это было НЕЧТО!!
      И мне понравилась Людмила - всё чётко, очень грамотно, да и заботилась о туристах, показывала санитарные комнаты, становилась в тень при рассказе, ждала, чтобы все услышали - вот вроде бы такая мелочь, но это всегда влияет на мнение о человеке и качестве его работы!

2. Да, вот и наш экскурсовод такой же: проявлялся в мелочах, о каждом заботился.
      Насчёт обгорания очень сочувствую. Хоть я и обладатель нежной кожи (а это ничего хорошего), я люблю солнце, а оно - меня. В Солнечной Долине одна тётенька, сжалившись над моими страданиями, дала мне крем то ли Лошадиная сила, то ли что-то похожее. Не могу сказать, чтобы вот прям все сразу прошло, но зато хорошо продезинфицировалась кожа.
      P.S. Простите, в моем первом сообщении было много опечаток, я обычно комментарии пишу с телефона, а он сам исправляет, получается чушь, причем ее не всегда сразу заметишь.

3. Светлана Николаевна, чего я только не перепробовала!))) До сих пор отхожу от путешествия на Байкал! Берегите себя, нежная кожа это красиво, но очень хлопотно летом...
      У Вашего телефона свои правила правописания, у моего тоже!))) Главное, что смысл понятен!

3. Лилия Павловна, здравствуйте.Всё читаю очень внимательно и по несколько раз.Природа...Вот что восхищает, но одновременно и огорчает- деятельность человека ради наживы. Расстояния. Спрашиваю у себя, смогла ли столько пройти? Конечно, наш организм такой механизм, который привыкает ко всему.Интересно, каков на вкус папоротник?
    Фото можно рассматривать бесконечно, они мотивируют узнать больше.
    С уважением.

1. Здравствуйте, Елена Анатольевна!
      А я пока не могу перечитывать - постоянно что-то хочется добавлять и добавлять!))) Надо, чтобы время прошло, тогда с удовольствием перечитаю!
      НИЧЕГО не сравнится с тем "настоящим Хамар-Дабаном"!)))) Было довольно комфортно идти, да и что по густой тени пролегала большая часть пешего маршрута, это тоже огромный плюс!
      Вкус папоротника как-то и не передать, как смесь корейских морковки-капусты-грибов с пряностями. Мне понравилось, а вот МММ (товарищ весьма всеядный и не капризный в еде, в отличие от меня) не доел, не понравился ему папоротник!

4. Лилия Павловна, красо-оты! Озера чУдние! Я все ждала, когда МММ в купаться будет, ведь Байкальской холодной воды не испугался!
    Добрая душевная обстановка и песни под баян - что еще нужно доя отдыха души и тела?
    Комар Виталя позабавил)

1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
      За всю поездку на Байкал МММ купался 4 раза в водах (про два уже написала), а я 2 (в этот день и....). Тут был важен сам факт купания, ведь не известно, предоставится ли ещё раз такая возможность...

5. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    С каждым рассказом всё больше влюбляюсь в Байкал. Была у меня возможность уехать в Иркутск, но я "струсила", осталась дома. Наверное и правильно, потому что жизнь сложилась тогда совсем бы по другому.
    Почему то моё внимание заострилось на питании (наверное потому, что сейчас на вынужденной диете и постоянно хочу есть), насколько отличается то (и как) подают вам сейчас от того, что было в предыдущих путешествиях. Больше всего "!привлекли" одноразовые тарелочки... мне казалось, что посуда будет стилизованной, к примеру, глиняной, или чугунки... всё-таки туризм, Россия-матушка.
    Хотя, наверное, среди такой природной красоты Вы не обращали (?) на это внимания.

1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Нам "повезло" - попали на довольно приличную погоду, в этих местах такое редко бывает, что столько дней подряд отсутствие дождя даёт возможность погулять и насладиться красотами!
      Вот про питание я на организаторов совсем не в обиде - по-походному! А вот с местным колоритом в еде и в посуде мы начнём знакомиться в следующих двух постах))))) Туризм - это да, но не особо вычурный и немного "домашний", даже и не знаю, как по-другому назвать.

6. ну, я теперь сюда хожу как в филармонию - слушать песни!)

Про комаров - наши полезней!))

1. Ирина Валентиновна, у всех читателей блога бесплатный абонемент!)))
      Эх, познакомилась бы я с ненецкими комарами... Признаться, билеты на август присматривала, думала, хоть на три дня в гости в НАО съездить, но цены на билеты!??!?!?!?!?!

7. Здорово! С каждым годом что-то новое появляется в этих местах! Такую баньку не видела да и шатров таких не было.

1. Здравствуйте, Лилия Валентиновна!
      И мне нравится читать спустя время о тех местах, где я была... Банька привозная, путешественница, хороша тем, что где хочешь, там и поставить можно при надобности. У меня теперь муж мечтает такую приобрести... на дачу))))

8. Наши комары тоже полезные... Мне банька ещё понравилась. Похожа на бочку! А во внутрь вы заходили? Как же красиво вокруг! Тёплые озёра - интересно!

1. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
      Внутрь не пускали, да и времени не было особо В ЭТОТ РАЗ. Банька удивила, мне всегда казалось, что бани должны стоять на одном месте, а эта, надо же, передвигается...

9. И опять впечатлила природа! Уникальные озёра, горы, деревья, ягоды... Пела вмечте с вами, СУПЕР!!! А купание в таёжном озере - это вообще за предалами моих мечтаний!) Понравились фото блюд кухни сибирских первопроходцев 16-17 вв. С удовольсвием бы употребила смузи из местной клубники.
    Лилия Павловна, что ж Вы не перестаёте дразниться травяными чаями, слюнки же текут у читателей!!!)
    Великолепно общее фото, КЛАСС!!!)))

1. Елена Валентиновна, это было непередаваемо - купаться, а вокруг кедры, куча хвои... На берегу было так спокойно... Я понимаю жителей области, кто сюда отдыхать ездит...
      Мне очень-очень понравился своей теплотой приём на турбазе - да, сложновато им после пожара, но так старались.... и ведь всё получилось!

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^