Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

вторник, 5 марта 2019 г.

Как реки Елена и Елисей оказались в Азиаццкой части России, или Нужны ли правила русского языка на уроках географии?

И чего только не найдёшь на выставках книг в школьных кабинетах по разным предметам! По производственной необходимости один из уроков географии я провела в кабинете русского языка и литературы, где обратила своё внимание на огромный стенд-выставку словарей. Рука сама протянулась к полочке и выбрала весьма увесистый томик приятного синего цвета. Читаю предисловие и... буквально "зависаю" на этих словах:
"В настоящее время радио и телевидение являются основными пропагандистами культуры устной речи, существенную составную часть которой образует нормативное ударение и произношение. Закрепление литературной нормы в этой области, с одной стороны, а с другой - устранение разнобоя, отвлекающего слушателей от содержания передачи, призван обеспечить специальный словарь-справочник, содержащий необходимые указания и рекомендации в области ударения, произношения, частично и словоизменения". 
Но... это год 1984, когда радио и ТВ действительно были ОСНОВНЫМИ пропагандистами культуры устной речи. А сейчас? Как часто мы слышим явные речевые ошибки, которые допускают дикторы в новостях, сколь много описок и ошибок можно встретить в столь уже малочисленных газетах и даже учебниках, а как много неточностей в цифровых образовательных ресурсах!
Что делать? Нет, я далека от стремления исправить весь мир, но... пространство возле себя можно чуть подкорректировать!)))))

Словарь, конечно, покорил... Попросила его у коллеги на несколько дней почитать. И читаю, пусть и пролистывая страницы, но делая выписки в свой учительский блокнот.
 Ещё из предисловия к словарю:
"Обычно выделяют три стиля литературного произношения и ударения.
Высокий стиль - это стиль ораторской, академической, поэтической речи. Для него характерна тщательность произношения, стремление к возможно более точному воспроизведению звукового облика слова. Он уместен в речи эмоционально окрашенной и преследующей цели эстетического воздействия.
Нейтральный стиль используется в повседневной речи, в обычных повторяющихся ситуациях. Он стилистически не окрашен.
Разговорный стиль представляет собою стилистически сниженную речь, которой не свойственно внимание к внешней стороне выражения, стремление к полноте передачи звукового состава слова.
За пределами литературного произношения находится стиль просторечный. Существен также и темп речи, хотя между темпом и стилем речи не существует прямой зависимости. При медленном темпе речь более отчетлива, при быстром темпе ясность, внятность речи могут значительно уменьшиться."
А как разговариваете Вы?

Почему в последнее время так много внимания уделяется развитию общей культуры учителя? Почему так рекомендуется чаще бывать на выставках, посещать картинные галереи, путешествовать? Мы ведь не просто должны быть профессионалами исключительно своего предмета (хотя многим-то и этого бы достичь...), но и обращать внимание на взаимосвязь школьных предметов, правильно употреблять термины и... говорить!

Сегодня в одном из девятых классов вывела на экран фразу и сказала переписать в тетрадь. Переписали. Попросила прочитать и...  чего только не услышала! А Вы уверены, что прочитаете вслух верно?
"В последние 30 лет человек сильно загрязнил окружающую среду Краснодарского края: построил газопроводы, морские порты, посевами зерновых и кормовых культур (например, сахарной свеклы) нарушил степные ландшафты."

Запоминаем:
Влияние человека на природную среду постоянно возрастает...
Природную срЕду или средУ?
Правильно в данном случае - средУ! А вот пойти в гости можно и в срЕду!)))))

Планируется построить новый нефтепровод из Ухты в сторону юга Урала.
НефтепровОд или нефтепрОвод?
Правильно - нефтепровОд, т.к. он провОдит, а вот в руках можно подержать прОвод.

В Краснодарском крае строятся новые порты.
ПортЫ или пОрты?
Конечно же, пОрты, к слову, заодно можно запомнить и тОрты.

В северной части края увеличивается доля свеклы в посевах технических культур.
СвЕкла или свЁкла?
Запоминаем: свекОльный, но свЁкла.

А как понравился в словаре второй раздел с географическими названиями! Кладезь мудрости! В 10 классе мы учим с ребятами названия всех стран мира и их столиц. Да, сложно, да, много, но.... скрипим, жалуемся на меня и учим!)))) И вот поймала себя на мысли, а правильно ли я делаю ударения в названиях столиц стран мира? Всегда ли я верно исправляю учащихся? С замечательным словарём меня ждало множество удивительных открытий, которые нашли место в моём личном учебнике географии в виде... ударений в названиях. А вот и самые распространённые ошибки школьников, да и не только:




Так что, произносим всегда верно и радуемся своей грамотности по сравнению с некоторыми дикторами ТВ!)))))


Но лично для меня открытием не только данного словаря, но и всех лет работы в школе стало объяснение правильности ударения в названии самой высокой точки Уральских гор г. Народная. Как прочитали? Скорее всего, с ударением на второй слог: НарОдная. А я все эти годы уверенно исправляла своих учеников, когда они так говорили, делая ударение на первый слог, НАродная! Так как же верно?
Небольшая географическая справка. Гора расположена на Приполярном Урале на границе Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа, высшая точка смещена на полкилометра от границы в сторону Ханты-Мансийского АО, высота равна 1895м.

Увы, правильного ответа просто не существует!)))))) Да, и такое бывает! Предлагаю разобраться вместе, ведь история с происхождением названия этой ключевой уральской достопримечательности - не из простых. По поводу названия горы среди ученых долгое время кипели нешуточные споры. По одной версии открытая как раз в канун 10-летия революции вершина была названа в честь советского народа - НарОдной. Согласно другой версии, её назвали по текущей у подножия горы реки НАрода.
Судя по многим историческим записям, первооткрыватель горы -профессор Алешков - все же связывал ее с народом и называл НарОдной, хоть и отталкивался при этом от названия речки. Профессор П.Л. Горчаковский в своей статье в 1963 году писал: "Как разъяснил нам в своё время ныне покойный профессор Б.Н. Городков, название горы Народной было произведено от русского слова "народ". А.Н. Алешков считал, что с этим словом гармонирует представление о высочайшей вершине горной страны; название возникло у него лишь по ассоциации с наименованием реки Народы…"
Итак, вроде бы всё ясно, называли в честь народа, значит, НарОдная!

Но... не всё так просто))))) Сейчас официально принято ставить ударение на первый слог - НАродная. Такое вот противоречие. Во многих официальных статьях Республики Коми и ХМАО, на многих официальных ресурсах уточняется название горы с ударением на первый сло, НАродная! Возможно, свою роль сыграл и учебник географии Ф.Н. Милькова и Н.А., который вышел в 1958 г. и по которому учились многие учителя, работающие в школах, многие преподаватели вузов, в котором название горы было дано исключительно с ударением на первом слоге - На'родная. Учебник предназначался для подготовки учителей средних школ и позднее несколько раз переиздавался...

И вот как быть в такой ситуации учителю географии? Как учить детей произносить название это горы? Я для себя выбор сделала... Я буду учить так, как меня учил профессор в вузе - гора НАродная, а заодно буду рассказывать необычную и запутанную историю происхождения географического названия этой горы!
Интересные источники к части про гору Народную:
https://nashural.ru/mesta/respublika-komi/gora-narodnaya/
http://geo.1september.ru/article.php?ID=200600214

Немножко о склонениях...
Склонение географических названий приносит много страданий школьникам, у многих взрослых даже вызывает агрессию. В представлении многих закрепилось, что Иваново, Строгино, Купчино, Переделкино и другие слова славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, и -ыно, - не склоняются. На самом деле это всеобщее заблуждение, это противоречит правилам русского языка. Раньше все названия склоняли, вспомнить хотя бы строчки из стихотворения "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" и советский фильм "Дело было в Пенькове". Строгая литературная норма требует склонять географические названия! Поэтому правильно будет: в Переделкине, из Купчина, из Строгина и так далее.
Но хочу обратить внимание, что при высоком стиле литературного произношения, например, в официальных источниках, при освещении государственных мероприятий, в торжественных речах даже при наличии слова "город", название самого города может не склоняться! Например, в городе Москва....
Из правил:
-- В сочетании со словом город названия склоняются независимо от их рода,
-- Географические названия, употреблённые в сочетании с родовым словом, не склоняются, если
      1. род обобщающего термина не совпадает с родом имени собственного: в селе Углянец, в  районе Люблино, на озере Байкал, в реке Урал;
     2. названия оканчиваются на -е, -о: между сёлами Молодечно и Дорожно, до города Гродно, из города Видное;
     3. название по своей форме соответствует множественному числу: в городе Великие Луки, в городе Бережаны.
Ну что ж, учимся вместе!


Но это всё по правилам... А встречаются на уроках географии такие ошибки, за которые я не раздумывая снижаю отметку - ошибки в географических названиях. Что-то заставляет улыбнуться, а что-то - задуматься...
-- река Елисей (вместо Енисей),
-- река Елена (вместо Лены). Оказывается, так уважительнее, река ведь самая длинная, текущая полностью в России!)))))
-- Азиаццкая часть России (вместо Азиатской), встречается иногда в тетради, по принципу "как слышу, так и пишу",
-- Евроазия (вместо Евразии),
-- Антрактида (вместо Антарктиды).
Нужно быть очень внимательными в написании и произношении географических названий... И я тренирую эту зоркость в 7 и 8 классах особенно, ведь именно тогда мы проходим большую часть географической номенклатуры, формируем географо-лексический запас школьника. Как? А очень просто - в начале учебного года предупреждаю ребят, что иногда на доске могут быть ошибки в написании географических названий. И тот, кто первым найдёт ошибку, получает сладкий приз - конфету! И примерно раз в несколько уроков намеренно допускаю подобную ошибку. Увидел - держи сладкий приз, а если класс так и не заметил, то в конце урока обязательно покажу и объясню. Детям это, конечно же, очень нравится, а я рада, что у моих учеников развивается географическая зоркость.


P.S.
Во время написания статьи позвонила коллега, нужен был совет, поделилась с ней анонсом статьи и получила в ответ: "Ох, Лиля, нечем тебе заняться, много свободного времени..." Вот что тут можно сказать в ответ?!?)))))


Источники:
https://www.adme.ru/svoboda-puteshestviya/10-geograficheskih-nazvanij-kotorye-pochti-nikto-ne-mozhet-proiznesti-pravilno-1993215/
https://mel.fm/pravopisaniye/863715-toponym
https://facte.ru/country/oshibki-v-geograficheskih-nazvaniyah

27 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Очень любопытный грамматическо-географический пост!
    Да, грамотную речь сейчас очень редко услышишь. Выросло целое поколение "народных лингвистов", говорящих на языке; "как хочу!"

    И ещё, если позволите, могу добавить свой вариант к объяснению ударения в словах "пОрты" и "портЫ".
    ПОрты - это множественное число от слова порт.
    ПортЫ - это мужские штаны, портки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Как раз, когда Ваня учился в 6 классе, мне и пришла в голову идея с ошибками на доске, дети с удовольствием их находили, а конфета всегда приятна, ведь я разрешаю нашедшему ошибку есть её прямо на уроке, и Ваня находил первый!
      Я вот про "портЫ" не слышала вообще, "портки" - да, а это прям новое слово. Пойду "гуглить" в словарь!)))))

      Удалить
  2. Молодец, Лилия Павловна! Коллегам не помешает напомнить, что повторять правила русского языка им придётся всю жизнь. В годы работы в школе слишком часто приходилось сталкиваться с безграмотностью коллег и слышать "я не лингвист" или " я не литератор", что вероятно следовало понимать как "я неграмотный". Вспомнилось, как в годы пионерского детства, мы с одноклассницами написали стенгазету и ждали учительницу русского языка, чтобы она проверила ошибки. Учительница истории предложила свою помощь, так мы ей не поверили- она же не учительница русского языка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Дмитриевна! Вот Вы говорите молодец, а некоторые коллеги обзываются занудой, когда я тихонечко исправляю ошибки... Особенно бесит про "ты мне позвОнишь?"))))
      Я до сих пор обращаюсь к учителям русского языка за консультациями по правописанию, а если рядом есть ученики, то не жду, пока они уйдут, спрашиваю...

      Удалить
  3. Доброго дня, Лилия Павловна. Вот они - межпредметные связи! И ведь очень интересно всё это. Спасибо. С наступающим весенним праздником!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Семёновна!
      И связи межпредметные, и просто грамотность - сейчас очень важно не проходить мимо этого, возвращаться и учиться, восполнять собственнные пробелы, забытые со школы правила...
      Спасибо! ;)

      Удалить
  4. Здравствуйте, лингвист-географ Лилия Павловна!
    Орфоэпический словарь... он такоооой... интересный!!!
    К сожалению, сегодня мы не можем равняться на речь журналистов. Была в СССР целая школа дикторов. Вот уж кто за ошибку и поплатиться мог. А сейчас.. Вот буквально вчера несколько раз журналист с Первого канала в прямом эфире произнёс "феномЕн" вместо "фенОмен". Ну куда вот обратиться?
    В этом году моя ученица исследовал род несклоняемых слов из группы "Географические названия". Так что мы вот месяц как после защиты работы))
    Что касается свободного времени... Если оно есть, так это замечательно! А коллеги разные бывают. Кто-то считает проблему грамотности населения никому не нужной. Хотя это, конечно, неправильно. Оправдывать свою безграмотность тем, что "я не на уроке русского языка" или "в Интернете можно писать, как хочешь" - как минимум неразумно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, как же часто в эфире дикторы говорят то, что режет слух.
      А вы нам расскажите про работу? Это та самая работа, по которой был опрос в блоге? Интересно, что там мы сотворили?

      Удалить
    2. Анна Борисовна, здравствуйте!
      Рассказала в блоге 28 февраля и о работе тоже )) Конечно, это та самая работа по географическим названиям )) И Вы поздравляли нас с Лизой ))

      Удалить
    3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
      Словарь потрясающий! Я взяла его на несколько дней... Читаю... Удивлений и открытий МНОЖЕСТВО! Чувствую, что я совершенно неправильно разговариваю. Но есть и разочарование, огромное и грустное - попросила прочитать свою волшебную фразу с четырьмя интересными словами молодую учительницу русского языка и.... ДВЕ ОШИБКИ! Ну вот как??? Для меня учитель русского языка и литературы - эталон, я искренне считаю, что раз он учит детей правильно читать и писать, то и сам умеет!?! Я же учу детей тому, что я умею!
      Очень заинтересовал Ваш проект, с нетерпением жду его результаты (в блоге). Для меня это очень важно!
      Я всегда на такие реплики отвечаю, что я самая известная лентяйка в городе, знай себе, сочинительством в блоге занимаюсь!))))

      Удалить
    4. Ольга Николаевна, я думаю, мы с Анной Борисовной ждали правил и пояснений к вопросам, чтобы разобраться в правописании!)))))

      Удалить
    5. Лилия Павловна, смею возразить: и учителя русского языка и литературы ошибаются, тем более если речь идёт об иностранных названиях географических объектов или новых заимствованных словах.
      Я, например, не стесняюсь сказать детям, что чего-то не знаю, приглашаю вместе "загуглить" ))
      А пояснения к вопросам... Что ж, тогда они будут. Отдельным постом. Почему бы и нет? В рамках блоговой рубрики "Филологические истории", например.

      Удалить
    6. Ольга Николаевна, я понимаю, что есть сложности, но... мне хочется в это верить!))))
      Отлично, спасибо Вам огромное, это будет очень интересно и познавательно!

      Удалить
  5. Лилия Павловна, сладкий приз за найденную ошибку - отличный стимул для внимательности!
    Нашла много интересного и полезного (да и нового) для себя. Про Уральские горы особенно интересно было узнать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
      Куда ж без вспомогательной сладкой мотивации?!))))
      А я теперь себе пометки в учебниках делаю, с упоением и осознанием значимости данного действа!))))

      Удалить
  6. Лилия Павловна, как всегда, интересно, увлекательно и... заставляет задуматься о том, что и как мы произносим. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна!
      Я бы предложила на тестированиях учителей географии во время разных курсов вводить и тесты по правописанию географических названий.... Будем учиться, будем грамотнее!

      Удалить
  7. Анонимный07 марта, 2019 06:55

    Больше всех грешат ошибками молодые учителя начальных классов. Делаешь замечание, но ничего не меняется. К сожалению, это так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, гость!
      К сожалению, ошибки допускают и молодые учителя, и с опытом, учителя разных предметов... Хорошо, если они ведут самообразовательную работу в этом направлении...

      Удалить
  8. Неее, я однозначно за русский язык и всё, что с ним связано! На уроках и устно поправляю, а уж письменно тем более! Как это понимать - граждане России, а делаете позорные ошибки? Ну ладно еще когда в сложных случаях, а в основных нельзя однозначно. Кстати, неправильное ударение я и в английском не терплю, и произношение неправильное слух режет. Если у человека есть серьезные ошибки в каком-либо языке, он их не замечает или не желает замечать, то поступает неправильно и некультурно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      И ведь как получается - в построении фраз можно что-то поменять, слова заменить синонимами, а географические названия?? Они константы!))) Вот и получается, что надо постоянно учиться - не только осваивать что-то новое, но и повторять подзабытое, но такое нужное!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна! Русский язык–больной вопрос. Для меня точно. Не в том смысле, что я безграмотна, а в том, что боюсь ошибиться, ведь я учитель, важно и писать, и говорить грамотно. Кто-то из великих сказал: "Я знаю, что я ничего не знаю". Про себя могу сказать то же самое))) Поэтому и гуглить не ленюсь, и спросить у русоведов. Не устаю повторять, что среди обилия курсов, куда нас учителей гоняют, самыми важными, постоянными и регулярными должны быть курсы русского языка. Ведь всё забывается. После школы и ВУЗа прошло много времени, знания, которыми не пользуешься часто, выветриваются, их надо обновлять.
    Кстати, только смотрела блогера, на которую подписана, она сейчас в Бали. Она тоже упоминала, что люди говорят и так, и так. Она подошла специально к местной жительнице и спросила её, какой вариант правильный. Местная жительница сказала, что БалИ. Получается, что она ошибается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна!
      У Вас очень правильная позиция - а как иначе?! Не учится только тот, кто этого не хочет!
      А про Бали - так у них в государстве свои правила!)))) Вот как приедем на Бали, так и будем говорить как местные!))))

      Удалить
  10. Здравствуйте, Лилия Павловна! Очень важную тему Вы затронули.
    Сколько слышу неверных ударений с экранов ТВ. А еще сколько вижу ошибок в переписке в вайбере и в воцапе. И от кого, от тех, кто претендует быть "самым умным". В обращении с гаджетами многие начинают списывать все опечатки на Т9. Сама грешу тем, что не на те буквы попадаю при наборе. Но можно же последить и убрать ошибки...
    Вспомнились уроки географии в школе. Уже класса с 8 перед началом контрольных работ мои одноклассники спрашивали, будут ли снижаться оценки за грамотность. На это учительница отвечала, что за ошибки в географических названиях и терминах - будут. Народ возмущался... А что возмущаться, если некоторые забывали правило первого класса: имена собственные пишутся с заглавной буквы... Но перлов про Елену и Елисея я не помню, нам бы их обязательно зачитали)))
    А история названия горы Народной вызвала воспоминания. В школе, помнится, не заостряли нашего внимания на произношение этого названия, и кажется мы называли гору НарОдной. А вот уже в вузе (я на географа училась) преподаватели сами называли НАродная, подавая нам пример. Но происхождения ни того, ни другого названия нам не объясняли, да мы и не спрашивали, кажется...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена!
      К сожалению, это действительно так! Если раньше все, написанное от руки, старались и оформить красиво, и ошибки не допустить, то современные скоростные мессенджеры убивают культуру письма!
      Очень часто можно услышать возмущения школьников за снижение балла за грамотность, мол, не на русском языке же, но тут важно чётко прояснить позицию учителя, обосновать и... не отступать!
      Про НАродную лично я слышала много всего, но уж как научили в вузе, так и говорю!)))) И детей учу, тем более, есть, что интересное рассказать про это название!
      Спасибо Вам за отклик!

      Удалить
  11. Лилия Павловна, здравствуйте. Очень интересный пост! Мне вот тоже частенько коллеги говорят, когда я им в очередной раз анонсирую какую-то статью или рассказываю о чем-то, что связано с блоговедением, что мне нечем заняться и у меня слишком много свободного времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна!
      Свободное время так... скоротечно!)))) Надо стараться делать то, что нравится, тогда всё будет хорошо! Выбор есть у каждого, можно и просто спать в свободное время!))))

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^