Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

вторник, 25 мая 2021 г.

Глобальные проблемы человечества, или Мир, в котором жить ИМ!

В далёком 1996 году на уроках географии учитель рассказывала нам, одиннадцатиклассникам, что запасов нефти в России осталось лет на 25, а потом они будут иссякать. Минула эта четверть века, а нефть всё так же используется в хозяйстве, темпы её добычи возрастают, и нет опасений, что всё, вот-вот этот вид невозобновимых ресурсов иссякнет. Почему? Не правы были учитель и авторы учебников, исследователи и учёные? 
Конечно же, ответ намного сложнее. Человеку сегодняшнему стали известны иные методы добычи, и теперь недоступные 25 лет назад к использованию месторождения вовсю отдают своё "чёрное золото", а сканирование из космоса позволяет проникнуть изучающим взором на многие десятки километров вглубь земной коры и открывать новые и новые месторождения. Благо? Радость? Конечно, но ещё  большие проблемы...
Глобальные проблемы современности в полной мере проявились в XX веке, а некоторые расцвели уже в нынешнем столетии. Техническая революция, освоение космоса, бесконтрольное использование природных ресурсов приводят к последствиям, которые могут стать необратимыми для человечества. Об этом мы и говорим с учащимися на завершающих уроках курса географии в 11 классе. 

Новшество этого года - не просто рассказы учителя, записи в тетрадях и конспекты, а... подготовка учащимися мини-проектов в виде презентаций. Ведь не секрет, что когда ученик сам готовит материал и представляет его в классе, это намного действеннее и лучшее запоминается. А тема настолько важна, на мой взгляд, что не должна быть пройдена кое как или "галопом по европам"...

Представьте, современные учёные считают, что человечеству осталось только пол века на то, чтобы пересесть с бензиновых двигателей на электрокары, ведь несмотря на то, что запасы нефти тают, темпы её добычи только увеличиваются из года в год. Кроме основного энергетического ресурса, нефть также является важным сырьем при производстве пластмасс, спиртов и другой синтетической органики.
Запасы природного газа и нефти в мире: 53 года.
Если интенсивная добыча нефти велась еще в 19 веке, то темпы добычи природного газа стремительно выросли только во второй половине 20-го столетия. Природный газ считается самым экологически чистым видом горючего.

Запасы железа в мире: 57 лет.
Исчезающие запасы добываемого железа уже сейчас компенсируются за счет применения в металлургии железного лома. Процент применения железного лома в мире как источника сырья вырос до 40%.

Запасы каменного угля в мире: 233 года.
Каменный уголь из забытого прошлого уже в ближайшие годы может стать нашим будущим, но уже в другом качестве. В свете скорого истощения запасов нефти, уголь может стать ее заменой в химической промышленности как альтернативный источник искусственных углеводородов.

По данным экологов, Земле требуется 1,5 года на воспроизводство того, что человечество потребляет за год:
"В последние годы около 25% и 20% ресурсов планеты использовались США и Китаем. Соответственно на остальные страны приходилось чуть более половины имеющихся запасов Земли. На поддержание жизни среднего американца, например, уходит ресурсов в 3,5 раза больше, чем в среднем на 1 жителя Земли, и в 9 раз больше, чем на 1 жителя Индии или почти любой из африканских стран".

Согласно данным Global Footprint Network, так называемый "День превышения допустимого уровня ресурсов Земли" или Earth Overshoot Day - дата, когда человечество использовало все биологические ресурсы, которые Земля может обновлять ежегодно. В России распространено название "Всемирный день экологического долга". В 1970 году он наступил 23 декабря, в 2000 - 4 октября, в 2018 - 1 августа, в 2019 году - 29 июля, в 2020 - 22 августа. Дата 2021 года пока не определена. Картинка наглядно покажет расход природных богатств по странам: 
И такой перерасход и жизнь в долг - это тоже глобальная проблема.

Есть три признака, по которым проблему относят к числу глобальных:
-- они затрагивают интересы всего человечества, каждой страны и каждого народа независимо от их положения в мире;
-- они угрожают либо самому существованию человечества, либо его стабильному и устойчивому развитию;
-- глобальная проблема может быть решена только в сотрудничестве всех или почти всех государств мира.


Предлагаю посмотреть классификацию глобальных проблем человечества, которая есть в наших учебниках географии для 11 класса:


Согласно этой классификации ребята и создавали свои презентации. 
Задание: в формате РРТ или РРТХ сделать презентацию одной из глобальных проблем человечества, учитывая следующее:
-- максимум 15 слайдов,
-- каждый слайд должен содержать текстовую информацию и иллюстративный материал (рисунки, таблицы, схемы),
-- примерный план презентации: актуальность проблемы, география распространения, основные положения, пути решения,
-- титульный слайд оформить в соответствии с общешкольными рекомендациями,
-- на последнем слайде обязательно указать список литературы и интернет-источников,
-- желательно выполнить на белом фоне, текст чёрным.

А вот и работы ребят. Они очень разные, но в этом тоже есть свой плюс!)))))  Предлагаю посмотреть, полистать и задуматься...

Чтобы посмотреть в полноэкранном режиме, нажмите на три точки в нижней части презентации и выберите "Полноэкранный режим".
































































Что в итоге?
Как видно, рисков, с которыми столкнулся наш мир, довольно много. Однако причина их - одна. Это потребительское отношение человека к планете, ее ресурсам, другим живым существам ее населяющим и, более того, друг к другу.
Ни одна из вышеперечисленных проблем не решается изолированно!!! Их можно решать только комплексно при условии изменения вектора нашего сознания в сторону восприятия Земли как нашего общего дома, как единого живого организма, клетками которого мы все являемся.


А какие глобальные проблемы считаете самыми важными лично Вы?

Делаете что-то для того, чтобы сделать наш мир лучше?

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна.
    Проблем много, так что будущим поколениям придётся немало постараться, чтобы... выжить.
    И это не преувеличение.
    В посте вроде всё правильно сказано, но вот с тем, что придётся пересаживаться на электромобили - я не согласна.
    "Запасы" электроэнергии не так то велики, как нам кажется.
    Делать ставки на природные ЭС (приливные, ветряные, солнечные, гидро-) не стоит.
    Сейчас всем известно, что климат на планете в ближайшие несколько лет изменится (течение Гольфстрим замедлилось), только мало кто может предположить в какую сторону.
    То, что происходило в ледниковые период сейчас повториться не может.
    Причина - парниковый эффект.
    Да, электростанции - это в основном ТЭЦ, которые работают на природном газе и мазуте.
    Увеличение потребления ЭЭ приведёт к скорейшему истощению природных ресурсов газа и нефти.
    Мне кажется, что будущее за химией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимный26 мая, 2021 11:24

      Лилия Павловна, здравствуйте. Спасибо что выложили наши работы. Мне понравилось делать презентацию, узнал много нового, что пригодиться при сдаче ЕГЭ по обществознанию.Останется память обо мне здесь на сайте.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Спасибо Вам за рассуждение! На улицах Краснодара (по данным СМИ) уже около 2 тыс. электромобилей. И цены на них потихонечку уменьшаются, кто знает, как оно будет... Но вот очень хочется верить, что фантастические фильмы-катастрофы сбываться не будут, а человечество вовремя остановит свое огромнейшее воздействие на природу! И химия тоже придёт на помощь, это верно!

      Удалить
    3. Здравствуйте!
      Огромное спасибо за множество интереснейших работ, которые заставляют задуматься и быть внимательнее к окружающему нас миру!

      Удалить
  2. Добрый день, Лилия Павловна! Отличные работы получились у ребят. Как выше написал ваш ученик - пригодится при сдаче обществознания - тема с нашим обществоведческим блоком перекликается. Сложно выделить какую-то одну наиболее острую глобальную проблему. На мой взгляд, их нужно рассматривать в комплексе. Многие взаимосвязаны. Каждый из нас может приложить усилия для того, чтобы сделать мир лучше - сортировать мусор, принимать участие в субботниках, связанных с очищением территорий близ водоёмов, зелёных зон, акциях озеленения и др. Но сожалению, активных людей немного и организаторам приходится долго объяснять и уговаривать принять участие в той или иной экологической акции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Викторовна!
      Спасибо! Труд ребят получился очень разнообразным и по качеству, и по оформлению. Но ля меня ценно, что эта работа пригодится каждому!
      Спасать мир всегда тяжело, но нужно....

      Удалить
  3. Здравствуйте, Лилия Павловна! Ребята проделали отличную работу, я с интересом посмотрела все работы. Конечно, что-то получилось очень ярко и наглядно, а что-то только дало общее представление о проблеме. Но молодцы абсолютно все. Хочется оставить будущим поколениям хотя бы тот же мир, в который пришли мы сами, но даже это уже очень сложно. Если не невозможно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Сергеевна!
      Спасибо Вам за неравнодушие! Часть работ будет использована на уроках географии в 8 классе, огромное спасибо за это ребятам!
      Вы совершенно правы - часто речь идёт не о том, чтобы улучшить, а хотя бы не портить....

      Удалить
  4. Анонимный26 мая, 2021 12:35

    Лилия Павловна, мне было сложно выполнять работу, так как я делала всё с нуля. Но пригодится для обществознания, я географию не сдаю. И в жизни пригодится, я уверена в этом. И ещё было интересно научиться делать презентацию на телефоне. На компьютере и планшете удобнее, но я не искала лёгких путей. Освоила и географию, и новые IT-технологии :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Это очень важный и правильный опыт - создание презентации на телефоне. Ведь это пригодится, обязательно пригодится и потом! Ведь не всегда есть возможность использовать обычный ПК или ноутбук. А телефон, он всегда под рукой!

      Удалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^