Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

воскресенье, 13 февраля 2022 г.

ФКР: 10 вопросов, которые помогут выбрать профессию, или Мои записки на полях учительского блокнота

Здравствуйте! Сегодня я приглашаю вас разобраться в теме профориентации школьников, подглядев записи в моём учительском блокноте. Казалось бы, вот чего мы, учителя, об этой самой профориентации не слышали, ведь не единожды проводили классные часы по этой теме, приглашали в классы представителей разных профессий, проводили тестирование, беседы и пр.... Но, пожалуй, как и мне, учителю с более чем двадцатилетним стажем, внимательному читателю сегодня откроется много нового.
Это был часовой воскресный эфир, проведённый в Сообществе ВК ФКР, по теме: "10 вопросов, которые помогут выбрать профессию подростку". Спикер - Мария Польская, психолог-профориентолог.
Вот ссылка на видеозапись: ссылка
А вот, что получилось у меня во время просмотра:
Как обычно - любимый блокнот и карандаш стали верными помощниками во время внимательнейшего просмотра - а как иначе, у меня сейчас 8 класс. Совсем скоро нас захлестнёт выбор ОГЭ для сдачи, подготовка к ним, но.... для того, чтобы правильно выбрать, необходимо, чтобы ребята совершали этот выбор уже примерно предполагая, в какой профессии они себя видят в будущем!

Расшифровывать свои же записи мне совершенно не трудно. Поделюсь и с вами. Знаю, что буду использовать при составлении плана воспитательной работы на будущий год, для разработкиклассных часов и  внеклассных мероприятий, да и просто на уроках. 
Итак, тезисно, но... пока без презентации - у Марии она не пошла, обещали добавить позже.


*********************************

Различные мифы, непонимание и нежелание принимать решения мешают подросткам в выборе профессии.
Профессия - это образ жизни, это не только день, но и неделя, месяц, возможность брать работу домой...
Выбор будущего предстоит каждому!
У современных школьников нет ценности выбора будущего, а сдача ЕГЭ является конечной целью, хотя должна быть промежуточным этапом.
Цель профориентации - выйти на ту работу, с которой ты согласен, она тебя интересует, ты получишь удовольствие от деятельности, ты знаешь её плюсы и минусы.
Ключевая ценность выбора - выбрать именно ту профессию, с минусами которой ты готов мириться, а не по тем предметам, которые хорошо даются в школе.
Влияние родителей и учителей на выбор ребёнком профессии - это субъективные критерии выбора. 
По статистике из 10 поступивших пятеро меняют специальность ещё в вузе, а трое не работают по ней вовсе. Остаются двое тех, кто работает по выбранной к поступлению специальности.
Секретной "таблетки" по выбору профессии с помощью какого-то теста за 20 минут нет!
К профориентации надо приступать только разобравшись в себе и изучив мир вокруг себя.

1. Какие критерии выбора работы?
Необходимы обсуждения с ребятами, вопросы, упражнения индивидуально и в группе. Нужно внимательно отнестись к результатам, которые не совместимы, например, "хочу быть судьёй и ездить в командировки". Примерные критерии выбора: материальные, нематериальные, соц.пакет, развитие в профессии и пр.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?
Работа в группе или индивидуально? В разъездах или стационарно? Вы объект или субъект деятельности? Работа интеллектуальная или физическая?
Как пример - можно попросить ребят честно описать свою деятельность в группе над проектом и соотнести с профессиями. 

3. Техника "Хочу. Могу. Надо".
Определить каждое - на пересечении находится идеальная профессия, но тут нет того, чего человек точно НЕ хочет делать и не учитывается то, чему он может научиться потом.

4. Каков формат интересующей работы?
Например, ещё лет 6-7 назад многие ребята хотели быть блогерами, но эта тенденция идёт на спад. Так куда хочет ребёнок - работать в найм, во фрилансе, на себя (свой бизнес), неквалифицированный труд со сменой работы...? Лучше всего разобрать каждый формат, выписав себе его плюсы и минусы.

5. В каких сферах деятельности я хочу работать?
Это будет гуманитарная, техническая, естественно-научная, творческая сфера? Спорт? Военная специальность? Необходимо пояснить, что профессия не связана с каким-то одним школьным предметом, она всегда на стыке предметных областей. Необходимо понять, из чего состоит профессия, а не поверхностно судить о её особенностях по увиденному на ТВ или узнанному в СМИ и Интернете. 

6. Смежные профессии - какие они?
Вдруг придётся потом искать что-то ещё, это как запасной вариант...

7. Есть ли понимание того, чем занимаются в профессии?
Мало пригласить на классный час одного человека рассказать о профессии, надо услышать несколько мнений, ведь у ребёнка могут быть иные критерии выбора профессии нежели у выступающего (см. вопрос 1). Как рекомендация - посмотреть подборки с перечнем и описанием профессий на разных сайтах.

8. Может ли подросток попробовать сейчас эту профессию или её часть? 
Если да - обязательно это сделать!

9. Можно ли получить желаемую профессию в своем регионе?
Если нет, то неоходимо подумать - или изменить выбор профессии или рассмотреть возможность уехать. Здесь необходимо посоветоваться с семьёй. Важный вопрос - есть ли рабочие места в этой профессии в Вашем регионе? Останется ли она актуальной после окончания вуза? Перспективная ли она? Помнить, что все меняется...

10. Какие плюсы и минусы есть у профессии? 
Отвечать на этот вопрос нужно только после того, как будут проработаны вопросы 1-9. Согласен ли ребёнок с этими плюсами и минусами? Необходимо помнить, что выбор профессии может быть скорекктирован. 

Чем мы больше знаем о профессии, тем осознаннее выбор!
Выбор профессии - большой и длинный путь!
Источник: видео в Сообществе ВК ФКР 
с выступлением Марии Польской, 
психолога-профориентолога, 13.02.2022.

*******************************

Я услышала этот эфир так. Даже советовала родителям своих восьмиклассников посмотреть. Обязательно потом спрошу о впечатлениях.
Огромное спасибо Марии! Мне было очень интересно и вся система моей работы по профориентации словно "ровненько улеглась" и систематизировалась, а понятие "профориентация" значительно расширилось. 
Если у Вас будет желание, обязательно посмотрите это видео и составьте своё впечатление. 


А что (кто) повлияло на Ваш выбор профессии? 
Какая она, Ваша профессия? Назовите главный плюс!
Задумывались ли о том, чтобы её изменить?

Поделитесь в комментарии, мне действительно интересно!



P.S.
Задание для учащихся 8А класса.
Ответьте в комментариях на вопросы:
1. Кем я хочу быть?
2. Кем меня видит моя мама?
3. Какие профессии мне импонируют и почему?
4. Каким я вижу себя через 15 лет?

31 комментарий:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна.
    У меня несколько профессий, и все получились, как бы "по наследству".
    Сначала работала секретарь-машинисткой (как мама)
    Потом поступила учиться с стала энергетиком (как папа)
    Потом пошла работать в детский сад - совершенно спонтанно, хотя меня всегда привлекала эта профессия. Ну что поделать, если поступить в своё время не удалось)

    А вот на выбор профессии сына сыграло Ваше предложение участвовать в конкурсе "Креатив-Ирициатив" в КубГУ.
    Ну и конечно клубы для старшеклассников на факультете журналистики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Спасибо Вам, что поделились! Знаете, а сейчас как-то принято (замечаю в последние несколько лет, не из лекции Марии!) отходить от того, чтобы ребёнок выбирал профессию как у родителей, мол, не нужно смотреть пример, а выбирать самому......
      Ох, Ваня молодец! Я так рада, что давным-давно он поддержал идею вести блог и стал активно участвовать в разных конкурсах литературной направленности! Чего только стоит его триумф в "Пёстрой сороке"!!!! Это потом уж были конкурсы, а сначала был блог!)))

      Удалить
    2. Да, Лилия Павловна.
      Блог получился на редкость удачным.
      Вот сейчас он находится уже полтора года в спящем режиме, но по-прежнему читаем.
      Как бы то ни было, но 5-10 тысяч просмотров ежемесячно - это и для некоторых действующих блогов недостижимо)))
      Да, в "Пёстрой сороке" он хорошо себя показал.

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, и меня это удивляет уже не первый год. Но значит, все было написано и опубликовано правильно и с душой, раз такое неиссякаемое читательское внимание!
      Пусть у Ивана ВСЁ сложится отлично!!!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Лилия Павловна! Ой, как меня интересует это вопрос! Ребёнок в 10 классе, определиться с профессией не может. Советы даю, но вижу, не её) Сама тоже ещё определиться не может. С большим трудом выбирали предметы для ЕГЭ. Как сложно быть мамой ребёнка, который ещё не знает что хочет в жизни.
    Последуем Вашему совету - будем разбираться в себе и изучать мир вокруг!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, здравствуйте!
      Хорошо, что дочка пока в 10 классе, ещё есть время на подумать- обдумать. А представьте, что творится в головах детей, если они в конце января 11 класса ещё не определились с будущей профессией и вузов, меняют каждый день предметы на ЕГЭ, мечутся, ломают голову, передумывают....
      Думаю, профориентации надо уделить особое внимание, уверена, Юля сможет сделать правильный выбор!
      Пусть все получится!
      Лекция хороша.... она поможет!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ольга Александровна.
      У меня совет: если Юля не может определиться с выбором профессии, пусть выбирает ВУЗ. в котором есть те "дополнительные занятия-мероприятия", которые ей интересны.
      Иногда ошибочни считают, что хобби можнт стать "профессией на всю жизнь".
      На самом деле достаточно пожить нормальной студенческой жизнью и общаться с друзьями по интересам.
      И вот уже тогда, выбрав ВУЗ, и определитесь, какие надо сдавать ЕГЭ.

      Удалить
  3. 1. Художник
    2. Художник
    3. Художник
    4. Художник

    ОтветитьУдалить
  4. СофияМ 8 «А»15 февраля, 2022 11:51

    я хочу быть следователем.
    мама тоже видит меня в этой профессии.
    мне импонируют следователь, дизайнер, косметолог. мне нравится развивать свою эрудицию, рисовать, придумывать образы, а так же красится, и придумывать некие образы коллекционных палеток.
    я вижу себя успешным следователем 😎

    ОтветитьУдалить
  5. 1. Я хочу стать психологом.
    2. Моя мама поддерживает мой выбор.
    3. Мне нравятся такие профессии, как дизайнер одежды, визажист. Люблю творческие профессии.
    4. Довольной своей работой и счастливой.

    ОтветитьУдалить
  6. 1. Я не знаю.
    2. Стоматолог.
    3. Немного творческие, где есть общение с людьми.
    4. Я не знаю.

    ОтветитьУдалить
  7. 1. Я хочу стать управляющий персоналом
    2. Архитектором
    3. Управляющий персоналом, психолог, адвокат
    4. Я вижу себя успешным человеком с доходом выше среднего

    ОтветитьУдалить
  8. 1. Графический дизайнером.
    2. Не спрашивала.
    3. Творческие, с минимумом общения вживую.
    4. Способной жить в свое удовольствие за счет любимой профессии и хорошего заработка.

    ОтветитьУдалить
  9. Я хочу стать бизнесменом. Моя мама видит меня бизнесменом. Меня привлекают профессии: врач, курьер. Через 15 лет я стану очень богатым.

    ОтветитьУдалить
  10. Абдулло Бачонаев15 февраля, 2022 11:53

    Я хочу быть врачом. Мама меня видет врачом. Мне нравятся профессии такие как врач повар курьер Яндекс еды. Потому что в них много платят. Через 15 лет я буду алигархам

    ОтветитьУдалить
  11. Ульяна батрак15 февраля, 2022 11:53

    1) Архитектором
    2) способным, умным и творческим ребёнком.
    3) художники, скульпторы, аниматоры, кондитеры.
    4) Работающим, уставшим человеком с деньгами.

    ОтветитьУдалить
  12. Сергей Б. «8А»15 февраля, 2022 11:53

    1. Может быть нефтяником.
    2. Моя мама просто поддерживает мои решения, а Папа нефтяником.
    3. Нефтяник т.к. Папа может там помочь.
    4. Не знаю.

    ОтветитьУдалить
  13. 1. кондитером
    2. юристом
    3. парикмахер, кондитер. потому что мне нравится творчество
    4. я буду успешной

    ОтветитьУдалить
  14. 1.Я хочу работать в администрации города
    2. Точно не знаю, но знаю что представляет меня стьюардессой
    3. Связанные с полицией, криминалистикой, не знаю почему, но с самого детства себя вижу такой
    4.Вижу себя той которой хотела быть

    ОтветитьУдалить
  15. Артём М 8 «А»15 февраля, 2022 11:54

    1. Web дизайнер
    2. Web дизайнер
    3. Дизайн, потому что мне это интересно
    4. Богатым и успешным

    ОтветитьУдалить
  16. Ангелина К 8А15 февраля, 2022 11:54

    1Архитектором. 2Мама меня поддерживает. 3Архитектор. 4Работаю на любимой работе и зарабатываю деньги.

    ОтветитьУдалить
  17. Даниил П 8 "А"15 февраля, 2022 11:54

    1.Я хочу быть учёным в сфере химии или биологии. 2 .Врачом 3.Мне нравятся профессии связанные с химией, биологией.4. Успешным химиком или биологом.

    ОтветитьУдалить
  18. Дмитрий Ф. 8"А"15 февраля, 2022 11:55

    мне хотелось бы стать врачом.
    мама поддерживает мои взгляды.
    эта профессия мне импонирует, мне всегда хотелось помогать людям в подобном плане, знать, что делать человеку, когда у него что-то болит.
    не думаю, что лучшим решением будет гадать наперёд кем я буду через 15 лет, лучше просто стремиться к цели и делать всё, что для этой цели надо.

    ОтветитьУдалить
  19. 1. Не определилась.
    2. Не спрашивала, но точно успешным человеком.
    3. Мыловар, потому что это связанно с творчеством и собирать допустим даже букеты из мыльных роз это долго, но результат шикарный.
    4. Я не знаю кем вижу себя через 15 лет.

    ОтветитьУдалить
  20. АНАСТАСИЯ З 8А15 февраля, 2022 11:59

    1. Юристом 2. Не знаю 3. Юристом ведь можно помогать людям решить их проблемы 4. Успешным человеком

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте, Лилия Павловна!
    Вопрос выбора профессии очень актуальный, особенно, на пороге 9-го класса! Некоторым детям очень сложно определиться в современном мире, но я уже вижу в их ответах истину! Очень важно знать направление, по которому идти в дальнейшем по жизни! Необходимо определиться с предметами, которые будут нужны для поступления при сдаче ОГЭ и ЕГЭ! Сразу видно детей и их самооценку!
    Желаю всем определиться, нужно сделать это поскорее, время нас не ждёт, очень быстро идёт! И мы должны успеть за темпом жизни!
    Удачи всем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Анатольевна!
      Благодарю Вас за отклик! Пусть у каждого ребёнка сбудутся мечты, а родительское ожидания будут оправданы!

      Удалить
  22. Андрей Ш., 8А15 февраля, 2022 14:55

    Я хочу связать свою жизнь с It сферой.
    Мама видит меня преуспевающим, самостоятельным человеком.
    Связанные с it.
    Я вижу себя руководителем крупной it-компании

    ОтветитьУдалить
  23. 1 Косметолог
    2 сферы связанные с медициной или агропромышленостью.
    3 косметология, наращивание ресниц,мастер ногтевого сервиса.
    4 успешным специалистом в выбранной профессии.

    ОтветитьУдалить
  24. Полина Л., 8А15 февраля, 2022 18:06

    1. на данный момент я ещё не решила, какую профессию выбрать,
    2. не обсуждала с мамой это, но думаю, что она примет любой мой выбор профессии,
    3. творческие профессии, связанные с кинематографом и искусством в целом,
    4. я хочу быть успешной.

    ОтветитьУдалить
  25. Ребята, спасибо огромное за то, что рассказали! Уверена, мы с вами ещё вернёмся к этому вопросу о выборе профессии!

    ОтветитьУдалить

Тема сообщения Вас затронула?
Обязательно напишите, что Вы об этом думаете, ведь именно Ваше мнение очень важно для меня!

Как оставить подпись к комментарию:
-- В окошке комментария напишите то, что хотели
-- Нажмите на стрелку в окошке "Подпись комментария"
-- Выберите Имя/URL
-- Наберите своё имя, а строчку URL можете оставить пустой
-- Нажмите "Продолжить"
-- Нажмите "Публикация".

Хотите вставить в комментарий картинку?
Легко! Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^