Здравствуйте! Рада приветствовать Вас в блоге! Надеюсь, Вам будет интересно! Отвечу на каждый Ваш комментарий!

среда, 10 августа 2022 г.

О чем расскажет Земский учитель? или Город VS Село

Вы когда-нибудь задумывались, что может заставить вас изменить место жительства? Нет-нет, я не про "замуж" и не новую квартиру в ипотеку... Конечно же, причин может быть много, но с начала 2020 года несколько тысяч учителей добровольно переехали за много сотен (а иногда и тысяч) километров, поменяв место жительства и работы, полностью изменив свой привычный жизненный уклад. 
Кто они? Рисковые смельчаки, взрослые романтики или героические профессионалы, радеющие за преподавание своего предмета в маленьких городках и поселках? Что заставляет их так поступить, каково оказаться на новом месте? Да и правда ли, что по проекту "Земский учитель" им дают 1 миллион рублей?
Прочитав обзорную статью учителя английского языка из села Порог Иркутской области Яны Ульман о Земских учителях в Сообществе Форума классных руководителей, я поняла, что осталось множество вопросов. Яна согласилась рассказать обо всём подробно!
Давайте читать вместе! Кто знает, а вдруг....... 
Официально:
Проект "Земский учитель" был предложен президентом РФ В.В.Путиным 20 февраля 2019 года во время проведения ежегодного послания Федеральному Собранию и заработал, как и было запланировано, в начале 2020 года. Специалистам с педагогическим образованием и опытом предлагаются вакансии в школах малых городов и сёл с условием обязательного переезда, проживания и непрерывной работы в этих учреждениях на протяжении не менее 5 лет. За это они получают 1 миллион, который могут потратить по своему усмотрению.
Немного географии:
Порог - село в Нижнеудинском районе Иркутской области. Расположено на левом береге реки Уды. Летом в село возможно попасть на транспорте только через город Нижнеудинск. От города 47 км по тракту вверх русла реки Уда. Зимой по ледовой переправе через реку Уда со стороны п. Шумский либо со стороны г. Тулун через несколько населенных пунктов. Население около 500 человек.


Для начала признаюсь, что побуждает меня рассказывать о своём опыте участия в программе «Земский учитель». В первую очередь – это информационный вакуум, отсутствие полномасштабного освещения историй учителей, уехавших за тридевять земель. Как правило, публикации появляются в региональных СМИ в самом начале учебного года, а потом – тишина. А я считаю рассказывать надо непрерывно: для того, чтобы привлечь внимание к программе, чтобы развеять опасения сомневающихся, чтобы помочь тем учителям, которые уехали и столкнулись с трудностями.

Что касается моего опыта земства, то я приняла решение об участии очень быстро. Для меня это был подарок судьбы. Дело в том, что я искала пути спасения из долговой петли, в которую попала после серьёзной травмы. Четыре месяца я пролежала в гипсе, потом два месяца училась заново ходить, осталась без работы, в общем, платить по кредитным обязательствам была не в состоянии. Миллион, который я получила, почти полностью ушел на покрытие долга. Но я не жалею - это лучше, чем жить под ежедневным прессингом коллекторов.

Раз решение принято, значит надо действовать – выбирать школу. Мне не хотелось уезжать далеко, потому что в городе оставалась мама. Я выбрала деревню за 200 км от Ангарска (в Иркутской области по условиям программы это минимальная удалённость). Но по конкурсу я не прошла, так как опыт работы был незначительный. Однако, мне позвонили из Министерства образования и предложили несколько отдалённых территорий. Я согласилась на Нижнеудинский район, эти места были мне знакомы. Тем не менее, доля сомнений была - мне предстояло уехать на новое место жительства со своими детьми, а значит, нужно убедиться, что я выбрала надёжный вариант. И в июне я поехала «на разведку».
Школа мне понравилась: чистая, солнечная, просторная, с новой мебелью, правда, в плане технического оснащения крайне бедная, зато какие там красивые аллеи и клумбы! Директор школы Титоренко Иван Иванович принял меня радушно, он сразу уловил – мне нужна финансовая стабильность и предложил помимо уроков английского и классного руководства вести музыку в 5-8 классах. Оставалось решить вопрос с жильём.

Иван Иванович показал мне несколько пустующих домов, которые можно было бы занять, но это были скорее не пустующие, а запущенные дома, к тому же они были рядом с лесом и моё богатое воображение сразу же нарисовало картину вероломного нападения на меня волчьей стаи. Тогда мне показали участок, который был выставлен на продажу. Снаружи дом не впечатлял: гнилая крыша, ветхий забор, но внутри оказалось достаточно мило, я, как будто почувствовала особую ауру дома и влюбилась в неё. Директор позвонил в районное управление образования, чтобы договориться об аренде, но мне предложили получить сертификат на 500 тысяч рублей на его приобретение. Оказывается, в районе действовала государственная программа «Молодым специалистам доступное жильё». Через пять лет, когда я отработаю контракт – этот дом станет моим.
Удовлетворённая результатами своей «разведки» я ехала обратно с твёрдым решением – согласна! Согласна сорвать с места сыновей-школьников, оставив в городе своих родных и друзей, согласна на время отказаться от дорогих сердцу посещений театра, кино, выставок, перевезти всю свою мебель и прочие предметы быта, и преодолеть на своей малюсенькой машине расстояние в 600 км.
Знаете, для меня очень неожиданной оказалась реакция моих детей на переезд. Они были спокойны, а когда увидели село своими глазами, то пришли в восторг. Старший, от того, что тут в каждой семье мотоцикл, Борис у меня фанат мотоциклетного спорта. А младший от близости реки и леса. Рома заядлый рыбак и грибник. Дети вообще достаточно быстро адаптировались: подружились с сельской молодёжью, принесли в дом собаку, научились колоть дрова и топить печь. Мне же сельский быт был непривычен: туалет на улице, в доме есть вода, но нет слива и после каждого мытья посуды воду приходиться выносить на улицу, даже зимой. Я долго не могла привыкнуть, что теперь по утрам перед работой я не схожу в душ. В селе острая проблема с недоступностью мобильной связи, а подключение интернета происходит по предварительной записи за «кругленькую» сумму (мы ждали 7 месяцев и отдали за подключение 10 тысяч рублей). Но ничего, прошло два года и на многие вещи я смотрю менее болезненно.
«А что же с работой?» – спросите вы. В целом коллектив принял радушно, коллеги наперебой спешили угостить меня дарами лесов и огородов. А вот школьники смотрели на меня как на диковину, да и мне нужно было время, чтобы перестроиться на сельский размеренный ритм.
Ученики сильно отличаются от городских детей - они стеснительней и спокойней, менее мотивированы на результат ради будущих достижений, основной минус такого поведения – минимальная активность детей на уроке. Возможно, низкая мотивация детей кроется в родителях, которые, в большинстве своём не имеют никакого образования, кроме школы. Ещё здешних учеников НЕВОЗМОЖНО увидеть на уроке с телефоном в руках - отсутствие сотовой связи и мобильного интернета решает проблему интернет-зависимости. Хотя два заядлых геймера в школе есть.
В 2020 году, когда я только устроилась, в школе училось 56 учеников. В этом году их будет 47, самый большой класс насчитывает 9 человек. В классе, которым я руковожу – всего два ребёнка (в прошлом году было трое). Но так было не всегда. До 2019 года в школе обучалось более ста детей. Большой отток произошёл в 2019 году, когда случилось страшное наводнение, жителям пострадавших домов выдали сертификаты на приобретение жилья и многие уехали в город.
Скажу на чистоту – работа сельского учителя – ресурсосберегающая работа, в плане сохранения сил, здоровья и времени. Только представьте, сколько терпения необходимо городскому учителю, чтобы проверить 28-30 тетрадей?! Первый год своей работы я активно убеждала коллег из Ангарска решиться на переезд, но, увы, видимо, подбирала недостаточно убедительные доводы.
В зарплате я тоже выиграла. Повышающий коэффициент за работу на селе и хорошая нагрузка по часам, доплата за классное руководство, ежемесячная выплата в размере 2 тысяч рублей на оплату коммунальных услуг, всё это обеспечило достойную зарплату. 
Раньше в Ангарске мне приходилось помимо школы подрабатывать репетиторством, чтобы получать точно такой же доход, какой я имею сейчас, работая на одном месте. К тому же, если не лениться, можно получать стимулирующие надбавки за победы и участие учащихся в конкурсах и олимпиадах.
Как мама школьников я вижу очевидный плюс в малокомплектности классов. При правильной мотивации учеников со стороны родителей обучение на «хорошо» и «отлично» детям обеспечено. Мой старший сын приехал из города с пятью тройками. В этом году он заканчивал 9 класс, в его аттестате нет ни одной тройки и у него самые лучшие результаты ОГЭ.
Хочу сказать, что в целом в районе с небольшой численностью населения достаточно легко проявить себя как учителям, так и школьникам, нет такой сумасшедшей конкуренции, как в городских школах. 
В первый же год своей работы мои ученики взяли первые места на фестивале исполнителей стихов и песен на английском языке, а в этом году двое моих учеников стали призёрами муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности». Ещё мой старший сын взял Гран-при на областном конкурсе чтецов «Как хорошо на свете без войны».
Думаю, моё участие в программе «Земский учитель» и невысокое по району число учителей, желающих подать заявку на первый Всероссийский Форум классных руководителей, помогли мне попасть в число счастливчиков, приглашённых в Москву на очную встречу. Хотя своих профессиональных заслуг я тоже не умаляю.

До работы в школе я шесть лет отдала преподавательской деятельности в ВУЗе и СПО, четыре года отработала воспитателем и руководителем юношеской самодеятельности в Ангарской воспитательной колонии для несовершеннолетних преступников. Возможно, кого-то шокирует моё высказывание, но именно эта работа научила меня многому. Прежде всего, я поняла, что в самом педагогически-запущенном ребёнке можно отыскать таланты и помочь ему их раскрыть. Ещё я увидела, как работает принцип личного примера, когда воспитанники, слыша твою чистую речь без сленга и бранных слов, стараются в твоём присутствии не то, что сами не выражаться, но и товарища одёргивают. А самое главное, опыт Воспитательной колонии научил меня работать в команде, где все интересы подчинены детям, которых нам доверило государство. Знали бы вы, сколько театров мы уговорили приехать к нам с выступлениями, сколько выездов за пределы учреждения организовали для трудных подростков. Этот опыт пригодился мне и на селе.
В прошлом году я инициировала выезд учеников нашей сельской школы в городской театр на новогодний сказочный спектакль. В этом году планируем выехать в этнографический музей под открытым небом «Тальцы», который находится за 700 км от нашего села, недалеко от озера Байкал. Содействие в этой поездке нам оказывает губернатор Иркутской области Игорь Иванович Кобзев и Министр образования Максим Александрович Парфёнов. В планах ещё много идей и задумок. 
Единственное, что огорчает – это транспортная ограниченность. Мы бы и сами много куда ездили, не обременяя администрацию района, но автобус из села в город ходит только утром и вечером и порой он настолько переполнен, что ездить классами просто небезопасно.

Более того, весной была угроза ограничения маршрутов: хотели оставить три рейса в неделю! Но, опять же помог губернатор, он довольно быстро отреагировал на мой комментарий в его Телеграм-канале #кобзевнасвязи и перевозчику выделили субсидию, чтобы сохранить рейсы.
Если честно, живя на селе, довольно часто приходиться взаимодействовать с властью и чаще всего это опыт положительного взаимодействия. Например, в январе 2022 года Детский общественный совет при Уполномоченном по правам ребёнка объявил о проведении флешмоба "Ночь. Улица. Фонарь. Гирлянда", цель которого - привлечь внимание общественности и власти к проблемам освещенности улиц и дворов в городах и сёлах Иркутской области. Собрав команду из учащихся 7 и 8 классов, мы отправились на фотоохоту. Затем мы выложили фотографии с нужными хэштегами в сети «Вконтакте». Только представьте радость и удивление детей, когда на четвёртый день в село приехали специалисты электросетевой компании и стали менять перегоревшие лампы (правда не все, о которых мы рассказали в своём фоторепортаже).
Как вы, наверное, поняли, я человек с активной гражданской позицией, потому что считаю, вместо того, чтобы жаловаться лёжа на диване, надо стараться изменить то, что тебя не устраивает. Слава Богу, сейчас есть для этого много законных инструментов. Например, стать депутатом. В этом году в качестве самовыдвиженца я баллотируюсь в районную Думу, буду представлять интересы села Порог на муниципальном уровне.

Конечно, в жизни всегда так – есть плюсы и есть минусы, главное, на чём ты сам решил сфокусировать своё внимание. Я считаю, что в моём опыте земского учителя плюсов намного больше, чем минусов и связаны они не только с работой. 
Нижнеудинский район – это экологически чистый таёжный край, летом тут осязаемо вкусный воздух: пахнет лесом и луговыми травами. Совсем рядом с нами заповедная Тофалария. Мне, как человеку, приехавшему из Ангарска – города нефтехимиков, очевиден оздоравливающий эффект сельской природы: старший сын раньше мучился атопическим дерматитом, сейчас проблема исчезла.
В моём селе есть небольшая больница и поликлиника, это важно, потому что есть возможность оказания скорой медицинской помощи и стационарного лечения. Сейчас большинство палат пустуют – лечить не кого и, глядя на это, в моей голове не угасает мысль: «Вот было бы замечательно, на базе нашей больницы организовать профилакторий или оздоровительный пансионат для малообеспеченных людей. 
Пусть тут нет курортных изысков и развлечений, но тебе могут обеспечить квалифицированную терапевтическую и педиатрическую медицинскую помощь, таёжный воздух пойдёт на пользу любому астматику или аллергику, а отсутствие шума машин, суеты и мобильной связи – успокоит любые нервы, своеобразный режим информационной детоксикации».

Что касается развлечений, то у нас, как и в любом селе, сельский Дом культуры – главное место отдыха. Большинство мероприятий организуют своими силами, лично я и два моих сына принимаем участие во всех концертах: мальчишки выступают в роли ведущих, играют в сценках, читают стихи, а моё хобби – вокал. Иногда в Дом культуры приезжают из города творческие коллективы народной песни. Ещё у нас есть библиотека, в которой после наводнения сделали современный ремонт, приобрели новую мебель и заменили весь книжный фонд.
Отдельного внимания заслуживает питание. Разница в цене и качестве между мясом на рынке Ангарска и мясной продукцией в Нижнеудинске очевидна. Тут у нас много мелких фермерских магазинчиков, где продают свежее, без заморозки мясо, местную тушенку, мясные полуфабрикаты, шпик и колбасы домашнего приготовления. Сельские фермеры обеспечивают всех желающих яйцом, молоком, творогом, сливочным маслом, сыром, кое-кто держит пчёл. Хотя во всём этом гастрономическом изобилии есть существенный недостаток – это лишний вес. За два года работы я поправилась на 15 килограммов. Но сейчас я стараюсь вернуться в норму, уже есть небольшие результаты.
А ведь я не сказала о главном! О простых жителях села, которые оказались отзывчивыми людьми, готовыми поделиться не только хлебом. На этот новый год мне сделали необычный подарок – кусок телячьей вырезки и кусок нежнейшего солёного сала. Таких подарков в городе мне никогда не дарили. Рядом со мной живут замечательные соседи, которые готовы помочь в ремонте по дому, тратят своё время, чтобы показать местные достопримечательности, приглашают с собой по грибы. Их поддержка помогла мне полюбить моё новое место жительства.

Думаю, на этой оптимистичной ноте я могу завершить своё повествование. Главное, в чём я хотела убедить читателей – на селе работать учителем можно и нужно, всё зависит от вашего личного настроя и тех высоких педагогических целей, которые вы к себе предъявляете.


Вот такой он, Земский учитель!
А я хочу поблагодарить Яну за искренний и подробный рассказ, заставивший лично меня несколько иначе взглянуть на тему переселения и жизнь в небольших поселениях. 
Давайте вместе порадуемся за Яну, пожелаем ей успехов, благополучия и как можно больше заинтересованных в учебе учеников!

А Вы смогли бы так?
Где быть учителем проще, 
в городе или в селе, как думаете?

45 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Спасибо за знакомство с коллегой! Читала рассказ Яны и чувствовала ,вот близкий мне по духу человек))) Как простой сельский учитель понимаю ее чувства и переживания.
    Мне кажется, что городскому жителю очень сложно привыкнуть к сельской жизни, но Яна справилась. С какой любовью и каким теплом , она рассказывает о своем селе, как коренной житель. Человек прижился на новом месте, это видно. Теперь только вперёд! К новым целям! Успеха!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Александровна, спасибо за отзыв. Вы правильно подметили, я полюбила свою деревенскую жизнь. Ведь иначе нельзя!

      Удалить
    2. Ольга Александровна, здравствуйте!
      С Яной я познакомилась совсем недавно, хотя были в прошлом году на ФКР в Москве вместе. И меня ооочень удивила/впечатлила её история... Вот так, рррраз и поменять свою жизнь!
      Герой, однозначно!
      Есть свои большие плюсы в сельской школе, это важно!

      Удалить
  2. Яна,спасибо за честность и про зарплату. Принято жалеть сельских учителей, а у них и зарплата с надбавками, и перегрузка нет. Для меня Земство нереально,но учителя такие , однозначно, герои!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Про зарплату честно ? Да! Но не надо забывать, что школа малокомплектная и 1 час , а класса два надо учить. А бываю школы, что на одном уроке и три класса сидят. Поэтому нагрузка на учителя огромная за этот час. Подготовка к такому уроку сложная. Иногда сидишь целый вечер и думаешь , какое задание дать одному классу, чтобы в это время объяснить новый материал другому, соблюдая требования ФГОС) Огромная сложность таких уроков, когда приходит 1 класс, им самостоятельно работать ещё очень сложно. Простите, это не в обиду. Просто про зарплату сельскую)

      Удалить
    2. Знаете, а с зарплатой повезло не всем. Я недавно общалась с теми коллегами, которые уехали земскими учителями в Карелию и Новосибирскую область, так вот они в зарплате потеряли. Участвовать в программе "Земский учитель" их побудило желание вложиться в ипотеку, чтобы улучшить жилищные условия.

      Удалить
    3. Ох, коллега, не подписали имя....
      А что, нормальный вопрос! И наша героиня честно на него ответила. Вот получается, что и в городе, и в селе свои плюсы и минусы....

      Удалить
  3. Калимуллина Светлана11 августа, 2022 07:07

    Спасибо за такое честное интервью. Прочитала с интересом. Сама бы так, наверное, не смогла. Героиня достойна восхищения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, благодарю за похвалу. Возможно и я никогда бы на такое не решилась, если бы не обстоятельства. Не стану скромничать, что доля героизма в судьбе земских учителей есть. Не каждый решиться сорваться с насиженного места и начать жизнь с чистого листа на новом месте.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Светлана!
      Огромное спасибо Вам за отклик! ❤
      Я вот тоже сомневаюсь- а смогла бы я...?

      Удалить
  4. Яна, сикренне за Вас рада. В Ненецкий округ тоже едут учителя со всей России. Причём не столицу, Нарьян-Мар,а в отдалённые посёлки, в глубь тундры. куда "только самолётом можно долететь". А там уголь, чтобы растопить печку и лёд, чтобы получить воду. так что Вы всё же в непосредственной автомобильной близости к цивилизации.
    Знаете, что удивило? Как Вас, попавшей в аварию и на длительный больничный, посмели уволить?!
    Деревня- благодатное место. Хорошо, что Вы и Ваши сыновья нашли себя. Удачи Вам, в том числе в нормализации веса, хотя в деревне, где всё такое вкусное, это очень сложно)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаете, коллега, я очень хорошо знаю, что такое крайний север. Я родом из Магаданской области, Сусуманский район, посёлок Берелёх. Поэтому про то, как топить углём знаю. Вы удивляетесь почему меня уволили? Потому что в ВУЗе я работала по срочному трудовому договору. Ногу сломала зимой, а больничный закрыли в июне, как раз к дате окончания контракта. Ирония судьбы. Я на сельскую жизнь не жалуюсь, единственное последствия травмы дают о себе знать. Поэтому кое-что из физической работы по дому делаю с трудом. А работой довольна! Спасибо вам за интерес к моей истории.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Ирина Валентиновна!
      Вот и меня этот вопрос с увольнением интересовал... А вот как оказалось!
      Пожелаем Яне скорейшего полного выздоровления!

      Удалить
  5. Лилия, спасибо за интересное знакомство!
    Яна, я с удовольствием прочитала ваш рассказ. Речь льётся и журчит, словно ручеёк. Очень искренне и здорово написано! Я тоже считаю, что у нас, сельских учителей, больше плюсов. Не только зарплата, а уважение односельчан, некая камерность, больше доверия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, да, вы правы. Уважение, доверие, душевность - это я ощущаю. Когда-то моя бабушка говорила о своём детстве: "У нас в деревне учитель был вторым человеком после батюшки". Видимо об этом особом отношении и говорила моя бабуля. Приятно читать отзывы сельских учителей.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Елена!
      Мне в отношении односельчан очень нравится работа именно сельских учителей- с одной стороны, ты на виду, всегда, но с другой- эта "камерность" создаёт доверие, в две стороны!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна и Яна.
    Героизм это или вынужденное приспособление, чтобы выйти из затруднительного положения?
    Яне повезло, она смогла адаптироваться.
    Да и в селе, похоже, её неплохо приняли.
    Но бывает совсем иначе, когда никаким грантам, надбавкам и прибавкам не рад будешь.
    Да, на настоящий момент жизнь устоялась, но что будет, когда пятилетний срок закончится?
    Останется ли Яна преподавать в далёкой сельской школе, или вернется в город, туда, где сыновьям будет возможность продолжить образование?
    И немного "настораживает" уход в политику:
    "В этом году в качестве самовыдвиженца я баллотируюсь в районную Думу, буду представлять интересы села Порог на муниципальном уровне."
    Это же совсем другая сторона жизни.
    Работа в Думе будет занимать много времени, как бы это не стало причиной ухода из школы.
    Да, Яна - человек активной позиции.
    Апплодирую стоя!
    Но прежде чем идти по стопам успешных земских учителей, надо ох, как подумать: а смогу ли я отказаться от... ну хотя бы от интернета?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за такой развёрнутый комментарий, значит вы читали вдумчиво и серьёзно. Без интернета мы жили, знаем что это такое и сейчас тоже бывает живём. Наш интернет "метеозависим", например, после дождя, грозы или в морозы. Пропадает на 2-3 недели. Интернет - это не самое главное и вы это знаете. В политику иду из любви к людям, с которыми я живу. По первому образованию я юрист (гражданское право) и поэтому не могу спокойно смотреть на беспомощность селян в отстаивании своих интересов. Как правило, эта беспомощность возникает по причине юридическое неосведомлённости, неумения отстоять свои права. К тому же, я ведь тоже тут живу и дети мои, и мама моя ко мне на всё лето приезжает. Хочется содействовать развитию села. Останусь я в селе навсегда или нет? Пока я вам точно не отвечу. Время покажет, мне, как человеку верующему хочется ответить вам цитатой из книги Притч "Человек предполагает, а Бог располагает"

      Удалить
    2. Ирина Валерьевна, здравствуйте!
      Депутатство, да, займёт часть времени и внимания Яны, но с такой активной позицией и желанием помочь односельчанам, дорогого стоит...

      Удалить
    3. Яна, спасибо за полный ответ.
      Мне очень хотелось бы познакомиться с Вами поближе.
      Есть масса вопросов, которые не задашь в открытом разговоре.
      Если Вам не будет сложно, напишите мне на почту, хочу задать Вам несколько "приватных" вопросов.
      irinakun1961@mail.ru

      Удалить
    4. Хорошо, я вам напишу.

      Удалить
  7. Лилия Павловна, Яна, спасибо за интересный материал.
    О земских учителях почти не слышала (не вникаешь, когда не надо). По рассказу можно прямо фильм снимать, добавив к рабочей ещё и лирическую (или детективную, а можно обе сразу) линию, сдобрив сюжет местным колоритным людом.
    У Яны очень активная жизненная позиция, иной бы раскис...
    Проще быть учителем на мой взгляд там, где ты привык им быть. Селянину будет тяжело в городе, горожанину - в селе. Тут без сильной мотивации никак.
    Кстати, про то, что дом станет собственным по истечении 5 лет... А дети ведь вырастут, им учиться надо, потом работать... Какими бы высокими не были образовательные цели, любая мама сделает всё в пользу ребенка, точнее его комфортного дальнейшего обучения/проживания.
    Но, то только моё мнение, о нем и спрашивалось.
    Яне же удачно отработать положенное, ведь возможно это лишь виток в карьере!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
      Вот и мне интересно - а что дальше, ведь детям надо продолжать учёбу...
      Сегодня вычитала в интернете, что сам проект Земских учителей был рассчитан на три года и вроде как в этом году завершается....

      Удалить
    2. Галина, судя по вашему отзыву - вы и сами очень активный и творческий человек. И про фильм вы почти угадали, совсем недавно стало известно, что с одной из российских кинокомпаний обсуждается вопрос о съемках сериала про жизнь земских учителей. Готова предложить свою историю для одной из серий. А лирика на селе тоже присутствует, ко мне регулярно ходят свататься))) Вот с детективными моментами сложнее. На селе всё тихо и спокойно. Люди на ночь велосипеды и мотоциклы снаружи ограды оставляют. Не ворует никто. И дома у многих открыты и днём и ночью. Для меня долгое время это было очень непривычно, а сейчас и сама порой не закрываюсь.

      Удалить
  8. Яна, очень интересно было узнать, как живут и работают учителя в отдалённых сёлах, отсутствие привычных городскому жителю удобств, сложности работы в малокомплектной школе не дают бросить все и уехать в такие условия. У тебя была такая ситуация, что это был хороший выход, и здорово, что все удалось. Ты упорная и оптимистичная) ничуть не изменилась ( мы когда-то вместе учились в школе). Желаю исполнения всех задумок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда!
      Благодарю Вас за отклик!
      Присоединяюсь к Вашим добрым пожеланиям Яне!

      Удалить
    2. Надежда, вы меня заинтриговали)))
      Вместе учились в школе? Где именно: в ангарске или на Колыме? Если в одном классе - то тогда я вас знаю, у нас одна Надя в классе была. А если просто в одной школе - тогда придётся подумать. Что касается оптимизма, то это мой диагноз: хронический оптимист. Спасибо за добрые пожелания.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Лилия Павловна, здравствуйте, Яна!
    Спасибо за интересный рассказ. Надо действительно иметь сильный положительный настрой и мотивацию, чёткие цели, чтобы переехать из города в село. Я бы ни за что. Не могу жить там, где людей мало и где всё о тебе знают.
    Конечно, плюсы очевидны: свежий воздух, здоровый климат, более тесные взаимоотношения, а если и школа нравится, - так это вообще замечательно. Отлично, что сельских учителей так поддерживают, а не просто предлагают за спасибо работать в селе.
    Яне успехов и здоровья! Пусть получаются все добрые начинания!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна!
      Я так привыкла жить и работать в городе, что даже и не знаю, смогла бы вообще выжить в селе....
      Яна да, героиня!

      Удалить
    2. Светлана, как тонко вы подметили - вся жизнь на виду. И это не просто. Даже если жить подражая святым - кто-нибудь всё равно найдёт в тебе изъян. Но я прощаю этот недостаток местным жителям, ведь у них в жизни так мало событий, а я живу насыщенно, событийно (есть что обсудить).

      Удалить
  10. Очень интересная история. По моему мнению, такие учителя являются героями. Спасибо, что поделились с нами частью своей жизни)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Спасибо Вам за отклик! Уверена, Яна рассказала нам о самом важном и запомнившемся.... Пусть будет меньше тревог и волнений!

      Удалить
    2. Благодарю и вас за внимание к моей персоне. Надеюсь, мой рассказ поможет кому-то задуматься: "А не стать ли мне сельским жителем? Оказывается, в этом есть свои преимущества!"

      Удалить
  11. Лилия, благодарю вас за проявленный интерес ко мне и в целом к теме земских учителей. Это мой первый опыт общения с блогером и я не думала, что будет столько откликов. Было приятно сознавать, что все, кто оставил комментарии к моему рассказу, были вдумчивы и позитивны. Ваши отзывы подбодрили меня. Лилия, не оставляю надежды найти новый повод для тёплой беседы в вашем блоге))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, благодарю Вас за такой подробный и интересный рассказ! Вы профессионал, романтик и очень неравнодушный ко всему вокруг учитель, мне это очень импонирует!
      Действительно, очень мало в Сети рассказов о Земских учителях и их судьбах, так, скорее краткие очерки и зарисовки.
      Уверена, встречи ещё будут!!! И личные тоже (мысли в Космос!)

      Удалить
  12. Елена Р., Сообщество ФКР13 августа, 2022 20:31

    Прочитала, о том, чем поделилась Яна Ульман. Много схожего с нашей сельской школой. При любых проверках самое первое что говорят, какие у вас замечательные дети, другие, отличаются от городских, просьба не обижаться на это сравнение городских учителей. У нас пока Земский учитель не зашел и не дошел. Самое большое остаются в Усть-Куте, требование приезжающих благоустроенное жилье, такого у нас нет. Яна попала в село, которое ближе к цивилизации. Никто к нам не захотел приехать. Село в глухой тайге, дороги нет от слова совсем, вернее есть, но она официально не разрешена. Отсюда огромная проблема вывезти куда-то на мероприятие в район. Вроде бы и 150 км, но нужно сопровождение полиции, она на это не соглашается. Везем сами и рискуем в случае аварии попасть под статью. Еще одна проблема, в основном живут в селе малоимущие, чтобы доехать до Усть,- Кута туда и обратно стоимость 2000 рублей, а если в Иркутск доехать в оба конца это 5000. Для нас пандемия оказалась благом. Очень много участия детей и учителей онлайн результативного. Стараемся вывозить детей в цивилизацию, но за счет родителей. Вот интернет, правда без проблем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, здравствуйте! Уверена, и Яна ответит на Ваш вопрос. А я тоже задумалась- а вот действительно, как могли бы использовать подобную карту ребята, проживающие в сельской местности и далеко от культурных центров....

      Удалить
    2. Елена, я понимаю вашу боль от ощущения беспомощности: когда хочется восстановить справедливость, равенство между городскими и сельскими школьниками, но твоя инициатива упирается во множество препятствий. Главное не терять настрой, не унывать и стоять на своём, действовать. Помните, как сказано в Библии: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам". Лично я этим принципом руководствуюсь неустанно. Не буду вдаваться в детали, какой кровью мне дался первый выезд с сельскими детьми в город на спектакль, скажу только, что было ОЧЕНЬ непросто. И сейчас моя инициатива с выездом в этнографический музей "Тальцы" наткнулась на множество препятствий, но я стою на своём, ищу тех людей, которые могут помочь, посодействовать и такие люди находятся. Да, это большая проблема, что нет учителей. Школа, где я сейчас работаю 5 лет была без учителя английского, а сейчас на пенсию ушла учитель физики-математики, четыре года нет учителя химии. Химию каждый год ведёт кто-нибудь из учителей, например, в первый год своей работы химию в 10-11 классах отдали мне. Пришлось купить кучу справочников, закачать видео уроки, но всё равно, ученики знали предмет лучше учителя))). В этом году некому встречать первоклашек. В начальной школе остался 1 учитель, она ведёт класс-комплект 2+4 классы.
      Если честно, я, как человек много лет преподававший экономические и бизнес-дисциплины, вижу самое простое решение проблемы укомплектованности кадров в объединении сельских школ. Говорю только про свою локацию. За 18 км. от нас есть трёхэтажная кирпичная школа, в которой учатся 34 ребёнка (в этом году будет ещё меньше), там тоже не хватает учителей. У этой школы есть школьный автобус, она хорошо оснащена технически: проектор в каждом классе и с интернетом нет перебоев, потому что село ближе к городу. В нашей школе 47 учеников. Почему бы не объединить учеников и учителей? Выиграют все: школьники, учителя, муниципалитет (район сэкономит огромные деньги). У нас в Нижнеудинском районе есть школы подобные вашей, туда только или на пароме или на вертолёте.
      Но не будем о грустном. Между прочим, в прошлом году, когда я была на Форуме классных руководителей в Москве, в гостинице меня разместили в одном номере с педагогом-психологом из Усть-Кута (Алёна Фёдорова). Искренне верю, что и в этом году ваш район будут представлять достойные педагоги. А может быть это будете вы, Елена?

      Удалить
    3. Добрый день, Яна! Школа, о которой Вы рассказываете, - моя родная школа. Долгие годы директором был мой дедушка, теперь её возглавляет мой отец. Я сама педагог. Огромнейшее количество выпускников - это достойные, уважаемые люди, которые с теплом вспоминают веселые школьные годы, мероприятия районного и областного масштаба. А читаю Ваш рассказ, и, знаете, создаётся впечатление, что мы и жизни культурной не видели, пока Вы поездку в театр не организовали) Я полностью разделяю Ваш восторг прекрасной природой, доброжелательными жителями, но Вы, позвольте заметить, слегка утрируете нашу "дальность" от благ цивилизации. Ваша "простое" решение об объединении школ вообще повергает в шок. Думаю, нужно прожить не один-два года в деревне, чтобы бросаться такими решениями. Вы слышали фразу о том, что деревня жива, пока жива школа? Вы в курсе, что в школе работает около двадцать людей тех.персонала, которых Вы предлагаете "просто" оставить без работы? Вы знаете о том, что в школе, куда Вы предлагаете "переселиться" (кстати, мой муж, выпускник этой школы, очень удивился, что она трехэтажная), не хватает тех же учителей, что и в нашей школе? Т.е. учителей Вы тоже отправляете на покой? Хочу отметить, что учитель английского языка тоже там есть, так что и Вам, похоже, места при объединении не будет. Простите уж мне мою грубость, но думаю, человек, делающий такие необдуманные завления, это заслуживает. А куда будут в праздники приходить ветераны? Тоже в соседнюю деревню ездить? Может, тогда и клуб закрыть раз на то пошло? Такая экономия, нет, ЭКОНОМИЩЕ, получится.
      Если именно таким образом Вы планируете представлять интересы жителей села, то умоляем, не нужно, мы справимся сами. Кстати, выборы в районную Думу в ближайшее время не предполагаются. Вы неверно разобрались с тем, куда Вы планируете баллотироваться. Я, как педагог, желаю Вам не распыляться, простите, меньше "якать" и углубиться в преподавание.

      Удалить
    4. Здравствуйте!
      Уверена, Яна обязательно ответит!
      Вот как же славно, что учительские династии есть и в городах, и в сёлах! Что может быть патриотичнее для родного села!

      Удалить
    5. Здравствуйте, Мария Ивановна. Благодарю за прямоту Вашего отзыва. Я понимаю, что для Вас Порогская школа - это часть Вашей семейной истории, педагогической династии Титоренко. Я с большим уважением отношусь к Ивану Ивановичу, помню о его поддержке и содействии в моём обустройстве на новом месте. Насколько я знаю, Вы и сами когда-то работали тут учителем английского языка.
      Вы правы - школа дала уверенный старт многим уважаемым людям: учёным, педагогам, политикам. Не оставляю надежды, что новое, молодое поколение выпускников прославит Порогскую школу (об этом мечтает каждый учитель).
      Ничуть не умаляю разнообразия и полноты Вашей культурной жизни или жизни других жителей села. Однако нужно признать, что в данный период времени наши школьники ограничены в источниках культурного вдохновения и даже, имея желание, не всегда обладают возможностью посетить объекты культуры. Утверждаю это опираясь на отзывы своих учеников, на уроках музыки мы много говорим о театрах, музеях, кинематографе. Согласитесь, весьма логично учителю музыки (коим я по совместительству являюсь) ратовать за приобщение детей к прекрасному? Инициируя подобные поездки, я действую исключительно в интересах обучающихся школы.
      Поймите, меня попросили поделиться впечатлениями, как человека, приехавшего из города в село. Всё что я написала, это моё субъективное мнение, именно по этой причине в моём повествовании так много «Я». Вести рассказ от первого лица иначе невозможно. Ручаюсь, что написала лишь о том, к чему имела непосредственное отношение, в чём принимала личное участие, чужих заслуг себе не присваивала и вовсе не ставила целью умалить достижения коллег.
      Мой комментарий об объединении школ - это всего лишь моё личное мнение, на которое я имею право. Вы сами педагог и знаете, что детям (помимо усвоения знаний в формате "учитель-ученик") нужен опыт работы в группах, нужна здоровая конкуренция на уроке, нужны одноклассники, на которых хочется равняться, нужны партнёры для спортивных игр. Вот только, когда в классе два-три ученика, это очень трудно сделать. Опять же – это свежий взгляд, это то, что волнует меня как педагога.
      Приношу извинения Вашему супругу за то, что ошиблась в количестве этажей школы, выпускником которой он является.
      Что касается выборов в Думу - это моё гражданское право, наравне с правом жителей села голосовать "За" или "Против" моей кандидатуры. Кстати, из восьми кандидатов в сельскую Думу - пятеро - это работники школы.
      По поводу моей профессии замечу, что постоянно нахожусь в системе развития и совершенствования своих знаний и методики преподавания, этому есть документальные подтверждения. Работа моя мне нравится, и как учитель, работающий на селе, позволила себе откликнуться на приглашение коллеги Лилии Павловны Казанцевой (хозяйки этого блога) и поделиться своим впечатлением о работе земским учителем. Это моя гражданская позиция, закрепленная в Конституции РФ, - это свобода слова.

      Удалить
  13. Татьяна Громова18 августа, 2022 10:25

    Спасибо, Яна, за такой душевный, теплый, интересный и подробный рассказ! Я сама в студенческие годы помогала сельской школе вместе со своими однокурсницами. Четверть работала учителем русского языка и литературы. Это, скажу я вам, погружение в жизнь! Печка, вода, туалет - не самые главные трудности. Библиотека, методички, сценарии только из головы и собственной фантазии. А когда на уроке у тебя 9, 7 и 5 класс одновременно?! Ох!
    Яна так по-доброму и неравнодушно рассказывает о школе. Чувствуется, что работа здесь, село и дети ей по душе. Удачи Вам, Яна, в Вашем нелегком деле.
    А коллегам и детям повезло с таким учителем однозначно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо за пожелание удачи. Что же касается моего рассказа - то это своего рода дневниковая запись, что-то очень личное, чем я решила поделиться, потому что почувствовала искреннюю заинтересованность Лилии Павловны, которая пригласила меня для беседы.

      Удалить
  14. Здравствуйте! Да, вопросов действительно много... и к фактам в том числе. В комментариях Яна пишет, что в школе, куда она пришла, 5 лет не было учителя английского. А вот я достоверно знаю, что это место Яне любезно освободила моя коллега, прекрасный педагог, которая ездила в Порогскую школу из ближайшего города. И таких моментов много, почти столько же, сколько "я"... Если у меня, человека, который приезжает в деревню в гости, столько вопросов, представляю, сколько их возникнет у односельчан и коллег...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Вы явно негативно настроены к Яне....
      Но даже так не стоит передёргивать факты! Рабочее место Яне любезно предоставило Министерство образования Иркутской области по программе "Земский учитель", если я правильно поняла, Вы же не остались в родном селе...
      А то ещё выяснится, что и миллион рублей Яна лично от директора школы получила🤣🤣🤣

      Удалить

Когда не хватает слов в комментариях...

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^